Владелец склада временного хранения как участник таможенных правоотношений в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС

(Хрешкова В. В.) («Публично-правовые исследования» (электронный журнал), 2013, N 1)

ВЛАДЕЛЕЦ СКЛАДА ВРЕМЕННОГО ХРАНЕНИЯ КАК УЧАСТНИК ТАМОЖЕННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ В РАМКАХ ЕВРАЗЭС <1>

В. В. ХРЕШКОВА

——————————— <1> При подготовке научной статьи была использована СПС «КонсультантПлюс».

В связи с образованием Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее — ТС) таможенное право претерпевает значительные изменения. Построение новой нормативной правовой базы должно в конечном результате привести к созданию унифицированных правил, обеспечивающих таможенное регулирование на территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. В ст. 3 Таможенного кодекса Таможенного союза <1> (далее — ТК) закреплена трехуровневая структура таможенного законодательства Таможенного союза <2>, представленная последовательно ТК, международными договорами государств — членов Таможенного союза и решениями Комиссии Таможенного союза, регулирующими правоотношения в ТС, принимаемыми в соответствии с ТК и международными договорами государств — членов ТС. При этом следует отметить, что в структуре таможенного законодательства ТС можно выделить два уровня регулирования: ——————————— <1> Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года N 17 // Собрание законодательства РФ. 2010. N 50. Ст. 6615. <2> Козырин А. Н. Организационно-правовые основы таможенного регулирования в Таможенном союзе ЕврАзЭС // Реформы и право. 2012. N 1. С. 3.

1) международный уровень: международные договоры и соглашения, заключенные государствами — членами ТС; 2) наднациональный уровень регулирования: нормативные акты, принятые наднациональными органами в соответствии с ТК и международными договорами государств — членов ТС. К последней группе нормативных актов относятся решения Комиссии Таможенного союза и решения Евразийской экономической комиссии. При этом решения, принятые Евразийской экономической комиссией, имеют обязательный характер для государств — членов ТС (ст. 5 Договора о Евразийской экономической комиссии <1>), а решения упраздненной Комиссии Таможенного союза, действующие на 1 января 2012 года, сохраняют свою юридическую силу (ст. 38 Договора о Евразийской экономической комиссии). Евразийская экономическая комиссия принимает решения в пределах полномочий, переданных ей государствами — членами ТС. ——————————— <1> Договор о Евразийской экономической комиссии (подписан в г. Москве 18 ноября 2011 года) // Собрание законодательства РФ. 2012. N 11. Ст. 1275.

Национальный уровень регулирования таможенных правоотношений представлен нормативными правовыми актами государств — членов ТС. В каждом государстве — члене ТС принят нормативный акт, который является основой регулирования таможенных отношений. Следует отметить, что согласно п. 2 ст. 1 ТК приоритет в таможенном регулировании отдается законодательству ТС. Таможенное регулирование в части, не урегулированной таким законодательством, осуществляется до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства ТС в соответствии с законодательством государств — членов ТС. Подобной нормой ТК фактически установлено направление по постепенному переходу на преимущественно наднациональный и международно-правовой уровни регулирования. В соответствии с п. 1 ст. 1 ТК таможенное регулирование в Таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества включает правовое регулирование следующих видов таможенных отношений: 1) отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу ТС; 2) отношений, связанных с перевозкой товаров по единой таможенной территории ТС под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами; 3) отношений, связанных с проведением таможенного контроля; 4) отношений, связанных с уплатой таможенных платежей; 5) властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами. К участникам таможенных правоотношений, в частности, отнесены лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела. Исходя из положений главы 3 ТК, к деятельности в сфере таможенного дела относится деятельность в качестве: таможенного представителя; таможенного перевозчика; владельца склада временного хранения; владельца таможенного склада; владельца магазина беспошлинной торговли. Допуск к осуществлению деятельности в сфере таможенного дела осуществляется через включение субъекта в соответствующий реестр. В настоящем исследовании предлагается рассмотреть особенности правового регулирования статуса владельца склада временного хранения на каждом из трех уровней правового регулирования таможенных правоотношений в ТС. В соответствии со ст. 23 ТК владельцами складов временного хранения являются юридические лица государства — члена Таможенного союза, отвечающие условиям, определенным ст. 24 ТК. К юридическим лицам государства — члена Таможенного союза относятся юридические лица, созданные в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза. Указанное юридическое лицо может осуществлять деятельность в качестве владельца склада временного хранения только после включения его в реестр владельцев складов временного хранения. Порядок включения в реестр владельцев складов временного хранения и исключения из этого реестра определяется исключительно законодательством государств — членов Таможенного союза (п. 1 ст. 23 ТК), однако условия включения юридического лица в реестр владельцев складов временного хранения определены как в таможенном законодательстве Таможенного союза, так и на национальном уровне. В п. 1 ст. 24 ТК определены только основные условия включения юридического лица в реестр владельцев складов временного хранения, которые могут быть дополнены иными нормами таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства государств — членов Таможенного союза. На национальном уровне также определяются порядок включения в реестр владельцев складов временного хранения и исключения из этого реестра, случаи и порядок приостановления и возобновления деятельности в качестве владельцев складов временного хранения юридических лиц, включенных в реестр владельцев складов временного хранения. В Российской Федерации порядок включения в реестр владельцев складов временного хранения определен в ст. 54 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» <1>, порядок исключения из этого реестра — в ст. 57 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», случаи и порядок приостановления и возобновления деятельности в качестве владельцев складов временного хранения — в ст. 56 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации». В Республике Казахстан порядок включения в реестр владельцев складов временного хранения регламентирован в ст. 41 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» <2>, порядок исключения из этого реестра — в ст. 43 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан», случаи и порядок приостановления и возобновления деятельности в качестве владельцев складов временного хранения — в ст. 42 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан». В Республике Беларусь порядок включения в реестр владельцев складов временного хранения и исключения из этого реестра, случаи и порядок приостановления и возобновления деятельности в качестве владельцев складов временного хранения установлены в главах 2, 5 и 7 Положения об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 18 июля 2011 года N 319 <3>. ——————————— <1> Федеральный закон от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2010. N 48. Ст. 6252. <2> Кодекс Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» от 30 июня 2010 года N 296-IV. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. pavlodar. com/zakon/?dok=02300&all;=all. <3> http://old. pravo. by/webnpa/text. asp7RN=P31100319#Заг_Утв_1

Таможенные органы в порядке, установленном законодательством государств — членов Таможенного союза, ведут реестры лиц, признанных владельцами складов временного хранения. В Российской Федерации реестры ведет Федеральная таможенная служба (далее — ФТС России), в Республике Казахстан — Комитет таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан, в Республике Беларусь — Государственный таможенный комитет Республики Беларусь. В ст. 58 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» установлен следующий порядок ведения реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела. Реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, ведутся в электронном виде по определенным ФТС России формам и размещаются на его официальном сайте. Форма реестра владельцев складов временного хранения содержится в приложении N 4 Приказа ФТС России от 18 ноября 2011 года N 2355 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению реестра владельцев складов временного хранения» <1>. ——————————— <1> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2012. N 21.

Реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, формируются на основании принимаемых таможенными органами решений о включении юридических лиц в соответствующие реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, об исключении юридических лиц из таких реестров, о внесении изменений в эти реестры, о приостановлении и возобновлении деятельности юридических лиц в качестве таможенного представителя, владельца склада временного хранения, владельца таможенного склада, владельца магазина беспошлинной торговли. Изменения в электронные формы реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, вносятся в течение трех рабочих дней со дня принятия уполномоченным таможенным органом соответствующего решения. Таможенный кодекс ТС предъявляет требования к открытости информации о лицах, являющихся владельцами складов временного хранения, и обеспечению доступа к такой информации участников внешнеэкономической деятельности и иных лиц. Это выражается в том, что, во-первых, таможенные органы обеспечивают периодическую публикацию реестров не реже одного раза в квартал, в том числе с использованием информационных технологий. Во-вторых, Евразийская экономическая комиссия на основании реестров, которые ведутся таможенными органами, формирует общий реестр владельцев складов временного хранения и обеспечивает его периодическую публикацию на официальном интернет-сайте <1>: форма общего реестра владельцев складов временного хранения, Порядок его формирования утверждены решением Комиссии N 261 от 20 мая 2010 года <2>. ——————————— <1> Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. Режим доступа: http://www. tsouz. ru/Pages/norma. aspx? IDCL=f62a0728-6dc6-4b08-ab4d-d2215c86a432&hide;=1. <2> Текст размещен на сайте Таможенного союза: http://www. tsouz. ru/KTS/KTS16/Pages/R_261.aspx.

Периодичность обновления реестра владельцев складов временного хранения на интернет-сайте составляет не реже чем один раз в квартал. Более оперативно получить информацию о юридических лицах, включенных в реестр владельцев складов временного хранения, можно на интернет-сайтах таможенных органов государств — членов Таможенного союза. Например, в Российской Федерации реестр владельцев складов временного хранения доступен на сайте Федеральной таможенной службы <1>, в Республике Казахстан на сайте Комитета таможенного контроля Министерства финансов <2>, в Республике Беларусь на сайте Государственного таможенного комитета <3>. Обновление реестра в Республике Казахстан согласно п. 3 ст. 39 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» проводится ежемесячно не позднее пятого числа каждого месяца уполномоченным органом в сфере таможенного дела. На территориальные подразделения уполномоченного органа в сфере таможенного дела возложена обязанность по направлению информации, содержащейся в реестре владельцев складов временного хранения, а также данных о приостановлении, возобновлении соответствующей деятельности или исключении указанных лиц из реестра в уполномоченный орган в сфере таможенного дела. В Российской Федерации проводится регулярное, не реже одного раза в месяц, опубликование ФТС России в своих официальных изданиях реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела (ст. 58 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации»). ——————————— <1> Официальный сайт Федеральной таможенной службы. Режим доступа: http://ved. customs. ru/index2.php? option=com_listnsi&view;=sinnsi&url;_id=V_BX. <2> Официальный сайт Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан. Режим доступа: http://www. customs. kz/exec/stat/showdoc? id=1045. <3> Официальный сайт Государственного таможенного комитета Республики Беларусь. Режим доступа: http://www. gtk. gov. by/ru/regulation/business/VED/reesri.

Согласно п. 2 ст. 23 ТК владелец склада временного хранения осуществляет хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, которые установлены таможенным законодательством Таможенного союза. Основное назначение временного хранения товаров — хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством ТС, без уплаты таможенных пошлин, налогов (ст. 167 ТК). Однако могут быть помещены на склад временного хранения задержанные товары, запрещенные к ввозу, которые не были немедленно вывезены (п. 3 ст. 145 ТК); товары, изъятые таможенными органами (п. 1 ст. 208 ТК), и т. д. (см. ст. 145 ТК). Под условиями хранения товаров на складах временного хранения следует понимать как юридические, так и организационно-технические условия (заключение договора хранения; обеспечение специальных условий хранения для товаров, требующих особых условий хранения или которые могут причинить вред другим товарам; соблюдение требований о видах товаров, которые могут храниться на складах закрытого типа, и др.). В нормах национального законодательства государств — членов Таможенного союза содержатся положения о том, что владельцами складов временного хранения могут быть юридические лица. Юридическое лицо признается владельцем склада временного хранения после включения в реестр владельцев складов временного хранения. Для включения в реестр заинтересованное лицо подает заявление в соответствующий государственный орган. В ст. 72 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» определены сведения, которые должны содержаться в заявлении о включении в реестр владельцев складов временного хранения, и перечень документов, подтверждающих заявленные сведения. Эти сведения позволяют таможенному органу идентифицировать заявителя, установить его намерения относительно осуществления деятельности в качестве владельца склада временного хранения, а также проверить соблюдение требований, предъявляемых к осуществлению деятельности в качестве владельца склада временного хранения. Установление такого перечня имеет важное юридическое значение, т. к. согласно подп. 8 ч. 1 ст. 26 ТК владелец склада временного хранения обязан информировать таможенный орган, включивший юридическое лицо в реестр владельцев складов временного хранения, об изменении сведений, заявленных им при включении в реестр владельцев складов временного хранения, в течение 5 рабочих дней со дня изменения таких сведений. Порядок осуществления действий таможенными органами для включения в реестр владельцев складов временного хранения регламентируется в Российской Федерации Административным регламентом Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции ведения реестра владельцев таможенных складов и реестра владельцев складов временного хранения, утвержденным Приказом ФТС России от 31 октября 2007 года N 1352, в той его части, которая не противоречит Федеральному закону «О таможенном регулировании в Российской Федерации». В Республике Беларусь перечень сведений, которые должны содержаться в заявлении о включении в реестр владельцев складов временного хранения, и перечень документов, подтверждающих заявленные сведения, содержатся в главах 2 и 5 Положения об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 18 июля 2011 года N 319, а в Республике Казахстан — в ст. 41 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан». После получения заявления с документами таможенный орган рассматривает заявление о включении в реестр в установленный срок и принимает решение о включении или об отказе во включении юридического лица в соответствующий реестр. В Российской Федерации срок рассмотрения заявления составляет 30 дней со дня получения заявления с возможным продлением до 40 дней, в Республике Беларусь — один месяц с возможным продлением еще на один месяц. В Республике Казахстан заявление рассматривается территориальным подразделением уполномоченного органа в сфере таможенного дела, в зоне деятельности которого учреждается склад, в течение 15 календарных дней со дня его регистрации. Включение юридического лица в соответствующий реестр лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, оформляется решением соответствующего органа в письменной форме и подтверждается выдачей свидетельства о включении в такой реестр. В случае включения или отказа во включении лица в реестр владельцев складов временного хранения соответствующий орган уведомляет заявителя в письменной форме. За рассмотрение заявлений о включении в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, и включение лиц в указанные реестры плата не взимается. В законодательстве Российской Федерации и Республики Беларусь содержатся положения о типах складов временного хранения. Так, согласно ст. 69 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» склады временного хранения могут быть открытого или закрытого типа. Склады временного хранения являются складами открытого типа, если они доступны для использования любыми лицами. Склады временного хранения являются складами закрытого типа, если они предназначены для хранения товаров владельца данного склада или для хранения определенных товаров, в том числе ограниченных в обороте и (или) требующих особых условий хранения. Владелец склада временного хранения вправе ограничить сферу своей деятельности путем определения типа склада временного хранения. Аналогично в соответствии со ст. 343 Таможенного кодекса Республики Беларусь склады временного хранения подразделяются на склады открытого типа (эксплуатируемый его владельцем с целью оказания услуг юридическим и физическим лицам по хранению товаров этих лиц, а также для хранения товаров, находящихся в собственности либо владении владельца склада) и склады закрытого типа (эксплуатируемый его владельцем исключительно для хранения находящихся в его собственности или владении товаров). Законодательством Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан установлены случаи и порядок приостановления и возобновления деятельности в качестве владельцев складов временного хранения юридических лиц, включенных в реестр владельцев складов временного хранения. Порядок приостановления урегулирован ст. 42 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан». Приостановление может быть осуществлено по письменному заявлению владельца склада временного хранения на срок до шести месяцев. Приостановление осуществляется на основании приказа руководителя (лица, его замещающего) территориального подразделения уполномоченного органа в сфере таможенного дела, в зоне деятельности которого учрежден склад, что влечет недопущение размещения товаров на складе временного хранения. Товары и транспортные средства международной перевозки, находящиеся на временном хранении, должны быть помещены в иные места временного хранения и (или) заявлены к помещению под другие таможенные процедуры в течение тридцати календарных дней со дня принятия приказа. Возобновление деятельности происходит по письменному заявлению владельца склада временного хранения при соблюдении условий, предъявляемых к владельцам склада временного хранения. Согласно положениям ст. 56 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» деятельность юридических лиц в качестве владельцев складов временного хранения приостанавливается в следующих случаях: 1) подачи заявления юридического лица о приостановлении его деятельности; 2) подачи заявления юридического лица в случае возбуждения в отношении его процедуры банкротства; 3) принятия судом или уполномоченным органом решения о приостановлении деятельности юридического лица; 4) приостановления в соответствии с законодательством Российской Федерации действия разрешительного документа на осуществление определенного вида деятельности, если юридическое лицо, включенное в соответствующий реестр, осуществляет только такой вид деятельности. В последних двух случаях на юридическое лицо, включенное в реестр владельцев склада временного хранения, возлагается обязанность сообщить таможенному органу в письменной форме о данных событиях в течение трех дней со дня наступления соответствующего события. Со дня приостановления деятельности помещение товаров на склад временного хранения запрещено. В случае если срок приостановления деятельности юридического лица в качестве владельца склада временного хранения превышает один месяц, товары, хранящиеся на складе временного хранения, подлежат помещению за его счет на другой склад временного хранения в течение двух месяцев со дня, следующего за днем приостановления такой деятельности. Возобновление деятельности производится после предоставления юридическим лицом документов, подтверждающих устранение обстоятельств, послуживших основанием для приостановления такой деятельности. В Республике Беларусь приостановление деятельности юридического лица в качестве владельца склада временного хранения осуществляется на срок от одного до шести месяцев, если в ходе проведения таможенного контроля выявлены нарушения требований, установленных ч. 2 п. 5 ст. 98 ТК, п. 55 Положения об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 18 июля 2011 года N 319. К этим требованиям относятся: 1. Лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, должны хранить документы, необходимые для таможенного контроля, в течение 5 (пяти) лет после года, в течение которого проводились таможенные операции; 2. Сооружения складов временного хранения не могут отчуждаться и использоваться в целях, не связанных с выполнением предназначения складов временного хранения (временного размещения товаров, находящихся под таможенным контролем), до прекращения функционирования соответствующих складов. Решение о приостановлении деятельности в сфере таможенного дела в качестве владельца склада временного хранения оформляется приказом Председателя Государственного таможенного комитета и отражается в соответствующем реестре. Государственный таможенный комитет в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о приостановлении деятельности в сфере таможенного дела письменно уведомляет об этом лицо, включенное в реестр, с указанием оснований и сроков приостановления деятельности в сфере таможенного дела, а также требований по устранению и (или) недопущению впоследствии нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности в сфере таможенного дела. Деятельность в сфере таможенного дела в качестве владельца склада временного хранения, осуществляемая лицами, включенными в соответствующий реестр, в период приостановления их деятельности, является незаконной и влечет ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. В национальных законодательствах Российской Федерации и Республики Беларусь регламентирована правовая основа деятельности владельца склада временного хранения. Отношения владельца склада временного хранения с лицами, помещающими товары на хранение, осуществляются на основе договора (п. 2 ст. 345 Таможенного кодекса Республики Беларусь, п. 3 ст. 69 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации»). В соответствии с п. 3 ст. 69 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» отказ владельца склада временного хранения от заключения договора при наличии у него возможности осуществить хранение товаров не допускается, за исключением случая, когда исполнение такого договора будет выходить за сферу деятельности, ограниченную владельцем склада временного хранения, либо когда имеются достаточные основания полагать, что действия или бездействие лица, помещающего товары на хранение, являются противоправными и влекущими уголовную либо административную ответственность в области таможенного дела. Владелец склада временного хранения не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения договора, за исключением предоставления льгот в отношении цены и иных условий договора для отдельных категорий представляемых лиц. Закрепление такой нормы свидетельствует о том, что склад временного хранения (за исключением склада закрытого типа, используемого для хранения товаров владельца склада) является складом общего пользования, в связи с чем договор складского хранения, заключаемый с указанным складом, признается публичным договором. Публичный характер договора хранения установлен и в положениях п. 2 ст. 345 Таможенного кодекса Республики Беларусь, где указано, что к договорам, заключаемым владельцем склада временного хранения с лицами, помещающими товары на хранение, применяются нормы гражданского законодательства о публичном договоре. В ст. 24 ТК содержатся основные условия включения в реестр владельцев складов временного хранения. Ряд из указанных условий сформулированы не полностью, без конкретизации, с отсылкой к нормам национального законодательства государств — членов Таможенного союза. Более того, перечень условий незакрытый и может быть дополнен на уровне национальных законодательств. К первому условию относится: нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде помещений и (или) открытых площадок, предназначенных для использования в качестве склада временного хранения и отвечающих требованиям, установленным законодательством государств — членов Таможенного союза. При этом, согласно п. 2 ст. 24 ТК, если владение помещениями и (или) открытыми площадками осуществляется на основании договора аренды, такой договор должен быть заключен на срок не менее одного года на день подачи заявления о включении в реестр владельцев складов временного хранения. В Российской Федерации требования к обустройству, оборудованию и месту расположения складов временного хранения установлены в ст. 71 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации». В Республике Казахстан такие требования содержатся в подп. 1 п. 1 ст. 40 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан», в Республике Беларусь — в ст. 344 Таможенного кодекса Республики Беларусь и главе 8 Положения об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 18 июля 2011 года N 319. К числу основных требований относятся: 1. Помещения и (или) открытые площадки, предназначенные для использования в качестве склада временного хранения, должны быть обустроены и оборудованы таким образом, чтобы обеспечить сохранность товаров, исключить доступ к ним посторонних лиц (не являющихся работниками склада, не обладающих полномочиями в отношении товаров либо не являющихся представителями лиц, обладающих такими полномочиями), а также обеспечить возможность проведения в отношении этих товаров таможенного контроля. 2. Склады временного хранения должны размещаться в разумной близости от транспортных узлов и транспортных магистралей. К складу должны подходить удобные подъездные пути, оборудованные таким образом, чтобы обеспечить достаточную маневренность транспортных средств и исключить возможность препятствий для движения общественного транспорта. 3. Склад должен быть оснащен инженерными сооружениями; техническими средствами, достаточными для проведения погрузочно-разгрузочных работ, производства взвешивания товаров, размещаемых на складе, проведения досмотра товаров, в том числе транспортных средств, исключающими возможность утраты потребительских свойств товаров при разгрузочно-погрузочных операциях; освещением, необходимым для надлежащего проведения таможенного контроля, а также системой противопожарной сигнализации и пожаротушения. Все внутренние помещения склада должны иметь приспособления для наложения таможенных пломб. 4. На территории склада не должны быть расположены здания (строения) и сооружения, не связанные с деятельностью склада. Территория склада, включая примыкающие погрузочно-разгрузочные площадки (одно или несколько складских помещений и площадок), должна быть единым и неделимым комплексом, располагаться по одному почтовому адресу и иметь непрерывное ограждение по всему периметру. В российском и белорусском законодательстве требования установлены с учетом деления складов на типы — закрытого или открытого типа. Склады временного хранения являются складами открытого типа, если они доступны для использования любыми лицами. Склады временного хранения являются складами закрытого типа, если они предназначены для хранения товаров владельца данного склада или для хранения определенных товаров, в том числе ограниченных в обороте и (или) требующих особых условий хранения. К складам закрытого типа некоторые из перечисленных в соответствующих положениях требования не применяются. Вторым условием включения в реестр владельцев складов временного хранения является наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товарам других лиц, находящимся на хранении, или нарушения иных условий договоров хранения с другими лицами. Размер страховой суммы определяется законодательством государств — членов Таможенного союза. В ч. 3 ст. 70 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» установлено, что размер страховой суммы, в пределах которой страховщик обязуется при наступлении каждого страхового случая возместить вред лицам, чьим имущественным интересам он причинен (в соответствии с договором страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товарам других лиц, находящимся на хранении, или нарушения иных условий договоров хранения с другими лицами), рассчитывается исходя из полезной площади, если в качестве склада временного хранения используется открытая площадка, и (или) полезного объема, если в качестве склада временного хранения используется помещение, и определяется из расчета 3500 рублей за каждый полный и неполный квадратный метр полезной площади и (или) из расчета 1000 рублей за каждый полный и неполный кубический метр полезного объема, но не может составлять менее 2 миллионов рублей. Данные требования к владельцам складов временного хранения закрытого типа, предназначенных для хранения товаров владельца склада, не применяются. Порядок определения полезного объема и (или) полезной площади склада временного хранения регламентирован ст. 73 Закона. Полезный объем и (или) полезная площадь склада временного хранения определяются заявителем самостоятельно с составлением соответствующей расчетной документации, представляемой таможенному органу при включении в реестр владельцев складов временного хранения. Кодексом Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» установлено, что размеры страховых сумм определяются в договоре страхования (подп. 2 п. 1 ст. 40 Кодекса). Согласно п. 27.2 Положения об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 18 июля 2011 года N 319, страховая сумма не может быть менее ста тысяч базовых величин. Следующим условием включения в реестр владельцев складов временного хранения, установленным в ст. 24 ТК, является отсутствие у заинтересованного лица на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, пеней. Следует отметить, что речь идет только о неисполненной в установленный законодательством срок обязанности по уплате таможенных платежей и пеней, начисленных за неисполнение обязанности по уплате таможенных платежей. Отсутствие фактов привлечения в течение одного года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела, определенные законодательством государств — членов Таможенного союза, также является одним из условий включения в реестр владельцев складов временного хранения. В Российской Федерации в соответствии с ч. 5 ст. 70 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» условием включения юридического лица в реестр владельцев складов временного хранения является отсутствие у него фактов неоднократного (два и более раза) привлечения в течение одного года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела, предусмотренные ч. 1 ст. 16.9, ст. 16.13, 16.14, 16.15, ч. 2 и 3 ст. 16.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно подп. 4 п. 1 ст. 40 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» отсутствие фактов привлечения в течение одного года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности в соответствии со ст. 400, 405, 410 — 412, 414, 415, 417, 430, 434, 438 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях является условием включения юридического лица в реестр. Законодательством Республики Беларусь также конкретизировано общее условие включения в реестр, но не путем перечисления составов правонарушений, а посредством указания предела размеров взысканий и видов наказаний, когда лицо не считается привлеченным к ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела. Так, согласно п. 27.4 Положения об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 18 июля 2011 года N 319, заинтересованное лицо на день обращения с заявлением о включении в реестр владельцев складов временного хранения считается в соответствии с законодательством Республики Беларусь об административных правонарушениях не подвергшимся административному взысканию по делам об административных таможенных правонарушениях, повлекших конфискацию либо взыскание стоимости товаров на сумму двести пятьдесят базовых величин <1> и более. Таким образом, самым либеральным законодательством в части установления условий об отсутствии фактов привлечения к административной ответственности является белорусское законодательство, а более строгие правила установлены в Республике Казахстан. ——————————— <1> Базовая величина — это экономический показатель, который определяет абстрактную ценность покупательской способности денег, не связанную с оценкой каких-либо конкретных материальных или нематериальных благ. Базовая величина устанавливается в соответствии с подпунктом 1.3 п. 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 15 февраля 2002 года N 3 «О некоторых вопросах регулирования минимальной заработной платы» Советом Министров Республики Беларусь.

Иные требования и условия, соблюдение которых необходимо для включения в реестр владельцев складов временного хранения, могут быть установлены таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государств — членов Таможенного союза. Законодательством Республики Казахстан иные требования и условия не установлены. В Федеральном законе «О таможенном регулировании в Российской Федерации» в ст. 70 предусмотрено дополнительное условие включения юридического лица в реестр владельцев складов временного хранения — предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии со ст. 74 Закона. Наличие данного условия обусловлено тем, что владелец склада временного хранения несет ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, хранящихся на складе временного хранения, в случае их утраты либо выдачи без разрешения таможенного органа. Размер обеспечения уплаты таможенных платежей не может быть менее: 1) 2,5 миллиона рублей и дополнительно 300 рублей за каждый полный и неполный кубический метр полезного объема помещения, если в качестве склада временного хранения используется помещение, и (или) 1000 рублей за каждый полный и неполный квадратный метр полезной площади, если в качестве склада временного хранения используется открытая площадка, для владельцев складов временного хранения открытого типа; 2) 2,5 миллиона рублей для владельцев складов временного хранения закрытого типа. К числу дополнительных условий включения юридического лица в реестр владельцев складов временного хранения в Республике Беларусь отнесено наличие информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения, отвечающих требованиям, установленным законодательством Республики Беларусь, используемых для представления отчетности о совершенных таможенных операциях (п. 27.5 Положения об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 18 июля 2011 года N 319). В соответствии со ст. 25 ТК юридическое лицо может быть исключено из реестра владельцев склада временного хранения в следующих ситуациях: 1) несоблюдение условий включения в реестр владельцев складов временного хранения, установленных в подп. 1, 2 и 5 п. 1 ст. 24 ТК (требования к помещениям, наличие договора страхования, дополнительные условия по законодательству государств — членов Таможенного союза); 2) несоблюдение владельцем склада временного хранения обязанностей, предусмотренных в подп. 1 — 5, 7 и 8 ст. 26 ТК; 3) заявление владельца склада временного хранения об исключении его из реестра владельцев складов временного хранения; 4) ликвидация юридического лица в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза; 5) реорганизация юридического лица, за исключением случаев, установленных законодательством государств — членов Таможенного союза. Данный перечень является исчерпывающим. На национальном уровне установлены случаи, когда реорганизация юридического лица не является основанием для исключения из реестра, — реорганизация юридического лица, включенного в соответствующий реестр лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, в форме преобразования (ст. 57 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», подп. 5 п. 1 ст. 43 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан», п. 18 Положения об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 18 июля 2011 года N 319). В нормах законодательства государств — членов Таможенного союза урегулированы некоторые особенности порядка исключения из реестра. Так, согласно ч. 5 ст. 69 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» если основанием для исключения из реестра является несоблюдение обязанностей, установленных ТК, то подтверждением несоблюдения таких обязанностей является привлечение владельца склада временного хранения к административной ответственности за административное правонарушение в области таможенного дела, предусмотренное ч. 1 ст. 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и (или) неоднократное (два и более раза) привлечение владельца склада временного хранения к административной ответственности за административные правонарушения в области таможенного дела, предусмотренные ст. 16.13, 16.14, 16.15, ч. 2 и 3 ст. 16.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в течение срока, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию по делам об административных правонарушениях, предусмотренных указанными статьями, при условии, что сумма наложенных административных штрафов по указанным статьям, в том числе по совокупности, составила 500 000 рублей и более. Порядок исключения из реестра подробно регламентирован в ст. 57 Закона. В соответствии со ст. 43 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» решение об исключении из реестра владельцев складов временного хранения оформляется приказом руководителя (лица, его замещающего) территориального подразделения уполномоченного органа в сфере таможенного дела, в зоне деятельности которого учрежден склад, с указанием причины исключения. В течение пяти рабочих дней со дня принятия приказа соответствующая информация в письменной форме направляется указанному владельцу. В случае исключения лица из реестра владельцев складов временного хранения по основаниям, связанным с несоблюдением условий включения в реестр владельцев складов временного хранения, несоблюдением владельцем склада временного хранения обязанностей, или если исключение инициирует владелец склада временного хранения, то повторное заявление указанного лица о включении в соответствующий реестр рассматривается территориальным подразделением уполномоченного органа в сфере таможенного дела по окончании одного года со дня принятия приказа об исключении лица из такого реестра. В Республике Беларусь решение об исключении из реестра лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, оформляется приказом Председателя Государственного таможенного комитета. Государственный таможенный комитет в течение трех рабочих дней со дня принятия решения об исключении лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, из реестра письменно уведомляет его об этом с указанием оснований исключения из реестра и вносит в него соответствующие изменения. В случае исключения из реестра лицо, осуществлявшее деятельность в сфере таможенного дела, вправе обратиться с заявлением о включении в реестр только после устранения причин, послуживших основанием для принятия решения об исключении из реестра. Исключение из реестра не освобождает лицо, осуществлявшее деятельность в сфере таможенного дела, либо его правопреемника от обязанности завершить таможенные операции по перевозке или хранению товаров, находящихся под таможенным контролем, либо совершить иные действия, обязанность по совершению которых возникла до принятия решения об исключении из реестра, в соответствии с порядком, установленным законодательством Республики Беларусь (п. 19 — 21 Положения об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 18 июля 2011 года N 319). Обязанности владельца склада временного хранения закреплены в ст. 26 ТК. К ним отнесены следующие обязанности: 1) соблюдать условия и выполнять требования, установленные ТК, при временном хранении товаров; 2) обеспечивать сохранность товаров, находящихся на складе временного хранения; 3) вести учет хранимых товаров и представлять в таможенные органы отчетность о них, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза; 4) не допускать посторонних лиц, не являющихся работниками склада временного хранения и не обладающих полномочиями в отношении товаров, к хранящимся товарам без разрешения таможенных органов; 5) выполнять требования таможенных органов в отношении доступа должностных лиц таможенных органов к хранящимся товарам; 6) в случае прекращения функционирования склада временного хранения в течение 3 рабочих дней со дня, следующего за днем принятия решения о прекращении функционирования этого склада, известить лиц, поместивших товары на склад временного хранения, о таком решении; 7) исполнить обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в случаях, предусмотренных ст. 172 ТК; 8) информировать таможенный орган, включивший юридическое лицо в реестр владельцев складов временного хранения, об изменении сведений, заявленных им при включении в реестр владельцев складов временного хранения, в течение 5 рабочих дней со дня изменения таких сведений. В ТК не предусмотрена возможность установления обязанностей владельца склада временного хранения законодательством государств — членов Таможенного союза, однако п. 3 ст. 345 Таможенного кодекса Республики Беларусь и ст. 44 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» такие обязанности установлены. Обязанности владельца склада временного хранения, установленные Таможенным кодексом Республики Беларусь, не противоречат ТК и являются сокращенным вариантом обязанностей, представленных в ТК. Содержание ст. 44 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» дословно повторяет положения ТК за исключением положения, устанавливающего, что территория склада временного хранения должна использоваться исключительно в соответствии с установленными требованиями, и не допускается использование территории склада временного хранения в целях, не предусмотренных Кодексом Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан». За неисполнение своих обязанностей при временном хранении товаров владелец склада временного хранения несет ответственность в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза. Несоблюдение обязанностей может быть сопряжено не только с исключением из реестра владельцев складов временного хранения, но и с привлечением владельца склада временного хранения к ответственности и возложением на него ответственности за уплату таможенных пошлин, налогов. Привлечение к ответственности осуществляется в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза (ст. 27 ТК). В Российской Федерации владелец склада временного хранения может быть привлечен к административной ответственности. Привлечение владельца склада временного хранения к административной ответственности возможно за административные правонарушения в области таможенного дела, предусмотренные ч. 1 ст. 16.9, ст. 16.13, 16.14, 16.15, 16.16, 16.22, ч. 2 и 3 ст. 16.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В Республике Казахстан составы административных правонарушений в сфере таможенного дела установлены ст. 400 — 438 Кодекса Республики Казахстан от 30 января 2001 года N 155-2 «Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях». Составы административных таможенных правонарушений и соответствующие санкции представлены в главе 14 Кодекса Республики Беларусь от 21 апреля 2003 года N 194-3 «Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях». По итогам проведенного исследования можно сделать вывод, что регламентация вопросов правового регулирования деятельности владельца склада временного хранения осуществляется на всех уровнях регулирования таможенных правоотношений в ТС. На национальный уровень переданы в основном вопросы, которые целесообразно более детально регламентировать с учетом национальной специфики.

——————————————————————