Процесс урегулирования ближневосточного конфликта

(Моисеев Е. Г.) («Lex russica», 2013, N 4)

ПРОЦЕСС УРЕГУЛИРОВАНИЯ БЛИЖНЕВОСТОЧНОГО КОНФЛИКТА

Е. Г. МОИСЕЕВ

Моисеев Евгений Григорьевич, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры международного права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА).

К числу одной из самых давних (с 1948 г.) нерешенных международных проблем относится проблема урегулирования ближневосточного конфликта. В статье речь идет о процессе урегулирования данного конфликта в последние годы, в котором принимают участие прежде всего Израиль, Палестина и соседние с ними арабские государства, а также международное сообщество в лице Организации Объединенных Наций. Показаны политика и действия Российской Федерации в разрешении ближневосточного конфликта.

Ключевые слова: юриспруденция, ближневосточный, конфликт, урегулирование, сложности, процесс, Палестина, Израиль, ООН, Россия.

The process of regulation of the conflict in the Middle East E. G. Moiseev

Moiseev Evgeniy Grigorievich — Doctor of Law, Professor, Professor of the Department of International Law of the Kutafin Moscow State Law University.

The problem of regulation of the conflict in the Middle East is one of the most long standing (since 1948) unresolved international problems. The article is devoted to the process or regulation of this conflict during the late years, in which Israel, Palestine and the neighboring Arabic states and the UN take part. The author also shows the policy and actions of the Russian Federation in the sphere of resolution of the conflict in the Middle East.

Key words: jurisprudence, the Middle Eastern, conflict, regulation, complications, process, Palestine, Israel, the UN, Russia.

Суть ближневосточного конфликта заключается в проблеме сосуществования Израиля с его арабским окружением. Противоречия между еврейским населением Палестины, с одной стороны, и палестинскими арабами и соседними странами — с другой, приобрели международное измерение после принятия в 1947 г. резолюции 181-й Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций. Этот документ предусматривал раздел Палестины на два государства — арабское и еврейское. Еврейское государство через полгода было создано. Кстати, тогда СССР проголосовал за это решение. Арабы же данное решение Генеральной Ассамблеи отвергли. Поэтому арабское государство в Палестине так и не было создано, а провозглашение Израиля — ими не было признано. В результате одновременно с провозглашением в мае 1948 г. государства Израиль началась первая арабо-израильская война (1948 — 1949 гг.), в ходе которой израильтяне захватили примерно половину территорий, выделенных под арабское государство. Остальные земли — Западный берег реки Иордан (далее — ЗБРИ) и сектор Газа (22% исторической Палестины) были оккупированы Иорданией и Египтом соответственно. Еще одним следствием конфликта стал исход с захваченных Израилем территорий около 700 тыс. палестинских беженцев <1>. ——————————— <1> Министерство иностранных дел РФ. Официальный сайт. Россия в системе международных отношений. Позиции России в урегулировании международных и региональных конфликтов. Ближневосточное урегулирование (БВУ). О ситуации в ближневосточном урегулировании. 06-10-2011 // URL: http://www. mid. ru/bdomp/ ns-rkonfl. nsf/90be9c! OpenDocument (последнее посещение — 10.12.2012).

В ходе двух последующих арабо-израильских войн (1967 и 1973 гг.) Израиль захватил оставшиеся части палестинских территорий, включая Восточный Иерусалим, а также сирийские Голанские высоты и египетский Синайский полуостров. В ходе дальнейших военных операций (1978 и 1982 гг.) израильтяне оккупировали территории на юге Ливана. В 1979 г. Израиль заключил с Египтом мирный договор, который предусматривал возвращение Египту Синайского полуострова, а в 1994 г. — с Иорданией. Полноформатный мирный процесс в регионе был запущен в 1991 г. в рамках Мадридской конференции. Задача ближневосточного урегулирования (далее — БВУ) состоит в том, чтобы найти пути прекращения израильской оккупации арабских территорий, создания независимого, жизнеспособного и территориально непрерывного палестинского государства, обеспечения мирного и безопасного сосуществования Израиля с другими странами региона. Международно-правовая база БВУ включает: Резолюции Совета Безопасности ООН 242 и 338, которые предусматривают освобождение оккупированных Израилем в 1967 г. арабских территорий; 1397, подтверждающая видение региона как района, где два государства — Израиль и Палестина — живут бок о бок в пределах безопасных и признанных границ; мадридский принцип «земля в обмен на мир»; «дорожную карту», предусматривающую подробный план продвижения к урегулированию палестино-израильского конфликта (ее международно-правовой статус закреплен резолюцией 1515 Совета Безопасности ООН); арабскую мирную инициативу, принятую на саммите Лиги арабских государств (далее — ЛАГ) в Бейруте в 2002 г., предусматривающую полную нормализацию отношений арабов с Израилем в обмен на его уход со всех оккупированных в 1967 г. арабских территорий. Основной механизм внешнего сопровождения мирного процесса БВУ — созданный в 2001 г. ближневосточный «квартет» международных посредников в составе России, США, Европейского союза и ООН. «Четверка» регулярно проводит свои встречи на уровне министров (последнее такое заседание состоялось 11 апреля 2012 г. в Вашингтоне). В процессе БВУ можно выделить следующие направления: палестинское, сирийское, ливанское, а также многостороннее.

Палестинское направление

Толчком к началу мирного процесса на данном направлении послужили три фактора: 1) начало «интифады» (восстания) на оккупированных территориях в 1987 г.; 2) отказ в 1988 г. Иордании от ее притязаний на ЗБРИ; 3) де-факто признание Организацией освобождения Палестины (далее — ООП) права Израиля на существование и расширение его первоначальной территории за счет завоеваний в ходе войны 1948 — 1949 гг., вытекавшее из Декларации независимости государства Палестина, принятой Палестинским национальным советом в 1988 г. Между Израилем и ООП заключены соглашения Осло (1993 — 1995 гг.), которые носят переходный характер и выполнены лишь частично. На основе этих и других договоренностей ООП с Израилем на палестинских территориях с 1994 г. действует Палестинская национальная администрация (далее — ПНА). В соответствии с упомянутыми договоренностями ее полномочия в той или иной степени распространялись лишь на 41% территорий ЗБРИ и около 96% Газы (в 2005 г. в соответствии с планом «одностороннего размежевания» премьер-министра Израиля А. Шарона израильские войска и поселения были выведены с территории сектора). Остальные палестинские земли, а также все воздушное пространство, территориальные воды и сухопутные границы ЗБРИ и сектора Газа находятся под полным израильским контролем. В этих условиях Израиль ведет строительство еврейских поселений, возводит так называемую разделительную стену (что фактически предрешает окончательный статус палестинских территорий в пользу Израиля), создает закрытые военные зоны, проводит регулярные вторжения, аресты, которым, в частности, подвергаются представители центральных палестинских властей и органов безопасности. Окончательное урегулирование на этом направлении должно предусматривать создание независимого палестинского государства с соответствующим решением так называемых вопросов окончательного статуса: границ, Иерусалима, безопасности, беженцев, водных ресурсов. После Мадридской мирной конференции 1991 г. <2> палестино-израильский диалог продолжался до начала второй «интифады» в 2000 г. Отдельные контакты между сторонами, в том числе на высшем уровне, имели место в 2006 г., однако возобновить полномасштабный диалог по проблемам окончательного статуса удалось только на Аннаполисской конференции 2007 г. <3>. Процесс снова остановился в 2009 г. с приходом к власти в Израиле правой коалиции во главе с Б. Нетаньяху, отказавшейся принять переговорные наработки предшествующего кабинета. ——————————— <2> Мадридская мирная конференция 1991 г. // Википедия // URL: http://ru. wikipedia. org/wiki (последнее посещение — 10 декабря 2012 г.). <3> Аннаполисская конференция 2007 г. // Википедия // URL: http://ru. wikipedia. org/wiki (последнее посещение — 10.12.2012).

19 марта 2010 г. по российской инициативе в Москве состоялось министерское заседание ближневосточного «квартета» <4>. Главным его результатом стал энергичный сигнал международного сообщества в поддержку запуска непрямых палестино-израильских переговоров при том понимании, что на последующем этапе они должны быть трансформированы в прямой диалог. ——————————— <4> Министерство иностранных дел РФ. Официальный сайт. Информационный бюллетень. Заявление ближневосточного «квартета» международных посредников. Москва, 19 марта 2010 г. // URL: http://www. mid. ru/ bdomp/ns-rkonfl. nsf/ konfosn! OpenView&Start; (последнее посещение — 10.12.2012).

В мае — августе 2010 г. при посредничестве спецпосланника США на Ближнем Востоке Дж. Митчелла состоялось семь раундов непрямых переговоров между палестинцами и Израилем. Прямые контакты между сторонами были возобновлены 2 сентября 2010 г. в Вашингтоне в присутствии Госсекретаря США Х. Клинтон. 14 и 15 сентября 2010 г. в Шарм-Эль-Шейхе и Иерусалиме соответственно прошли второй и третий раунды прямого диалога между главой ПНА М. Аббасом и премьер-министром Израиля Б. Нетаньяху с участием Х. Клинтон и Дж. Митчелла. Однако из-за глубоких расхождений в позициях сторон дальнейшего развития мирный процесс не получил. Израильтяне настаивали на начале переговоров с чистого листа, сохранении своего военного присутствия в долине реки Иордан, аннексии территории крупных поселенческих блоков, отсрочке решения проблемы Иерусалима, признании палестинцами «еврейского характера» Израиля с прицелом на решение проблемы палестинских беженцев исключительно «за пределами Израиля». Палестинская сторона выступала за приверженность известной международно-правовой базе БВУ и опору на переговорные наработки прежних лет, при этом демонстрируя готовность к компромиссам по территориальной проблематике (в форме территориальных обменов с Израилем), вопросу возвращения беженцев, демилитаризованному характеру будущего палестинского государства. Кроме того, раздражителем для ПНА стало возобновление израильского поселенческого строительства, приостановленного с 25 ноября 2009 г. на 10 месяцев. Сталкиваясь с невозможностью ведения результативного диалога с действующим израильским руководством, палестинцы начали поиск способов давления на Израиль с целью подтолкнуть его к более конструктивному разговору. 18 февраля 2011 г. в Совете Безопасности ООН состоялось голосование по палестино-арабскому проекту резолюции, осуждающей израильскую поселенческую деятельность на оккупированных палестинских территориях <5>. В число соавторов данного проекта вошли свыше 130 государств, включая 13 членов Евросоюза. В его поддержку высказались 14 членов Совета Безопасности, в том числе Россия, однако США применили вето. ——————————— <5> Организация Объединенных Наций. Совет Безопасности. 6484-е заседание // Предварительный отчет // URL: http://daccess-dds-ny. un. org/ doc/UNDOC/PRO/N11/.pdf? OpenElement (последнее посещение — 10.12.2012).

Следуя этой же тактике, 23 сентября 2011 г. глава ПНА М. Аббас вручил Генсекретарю ООН заявку на полноправное членство в ООН государства Палестина в границах 4 июня 1967 г. со столицей в Восточном Иерусалиме. В тот же день М. Аббас выступил на заседании Генеральной Ассамблеи ООН, подчеркнув, что этот шаг не является попыткой изолировать или делегитимизировать Израиль. Он подтвердил готовность палестинской стороны к переговорам с Израилем на общепризнанной международно-правовой базе для достижения справедливого и всеобъемлющего урегулирования. Палестинцы сохраняют приверженность ранее достигнутым договоренностям с Израилем и подтверждают отказ от насилия и террористической деятельности. 26 сентября 2011 г. Совет Безопасности ООН начал закрытые консультации по палестинскому досье и возможности его передачи в Генеральную Ассамблею, которая уполномочена принимать окончательное решение по полноправному членству государства Палестина в ООН. Однако США, как и следовало ожидать, этот процесс заблокировали. Тогда палестинцы прибегли к запасному варианту действий — новому обращению напрямую в Генеральную Ассамблею ООН, но уже за статусом государства-наблюдателя. Уверенность ПНА в своих ооновских демаршах была подкреплена фактом расширения списка стран, признавших государство Палестина до 123-х государств мира. С конца 2010 г. в их число вошли около полутора десятков латиноамериканских стран, включая Аргентину, Белиз, Бразилию, Чили и Перу. В дополнение к этому ряд европейских государств (Франция, Кипр, Дания, Великобритания, Ирландия, Португалия, Испания, Италия) подняли уровень представительства палестинцев до дипломатической миссии. Что касается России, то еще в 1988 г. СССР признал провозглашение государства Палестина. В 1989 г. было принято решение о преобразовании представительства ООП в Москве в посольство и повышении статуса руководителя данной миссии до уровня чрезвычайного и полномочного посла. 29 ноября 2012 г. в Генеральной Ассамблее ООН состоялось голосование по внесенному палестинцами проекту резолюции о предоставлении Палестине статуса государства-наблюдателя, не являющегося членом ООН. В поддержку документа высказалось 138 государств — членов ООН, против — 9 (Израиль, США, Канада, Чехия, Панама, Маршалловы Острова, Микронезия, Науру и Палау), 41 страна воздержалась. Украина, Кирибати, Либерия, Мадагаскар и Экваториальная Гвинея не участвовали в голосовании. Таким образом, резолюция была принята подавляющим большинством голосов членов ООН. В связи с этим событием Департамент информации и печати МИД России выступил с комментарием, в котором было сказано, что Российская Федерация проголосовала за это решение Генассамблеи ООН, ставшее важным этапом на пути восстановления исторической справедливости в отношении палестинцев <6>. 65 лет назад была принята Резолюция Генассамблеи ООН о разделе подмандатной Палестины на два государства — арабское и еврейское. С созданием государства Израиль эта Резолюция была выполнена наполовину. Теперь необходимо, чтобы бок о бок, в мире и безопасности с Израилем существовало независимое и жизнеспособное палестинское государство. Путь к достижению этой цели пролегает через возобновление прямых палестино-израильских переговоров по комплексу вопросов окончательного статуса. ——————————— <6> Министерство иностранных дел РФ. Официальный сайт. Информационный бюллетень. Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с принятием Генеральной Ассамблеей ООН Резолюции «Статус Палестины в ООН». 2251-30-11-2012, Москва, 3 декабря 2012 г. // URL: http://www. mid. ru/ bomp/bl./03.12.2012.doc (последнее посещение — 10.12.2012).

Отдав свой голос в пользу Резолюции, Россия руководствовалась своей принципиальной и последовательной позицией: как было сказано, наша страна еще в 1988 г. признала провозглашение государства Палестина. Россия также приняла во внимание данные ей палестинским руководством заверения относительно того, что повышение статуса Палестины в ООН не направлено против Израиля, не преследует цель его изоляции и что политический переговорный путь решения проблемы остается безальтернативным. Об этом прямо говорится в принятой Резолюции. МИД России рассчитывает, что после повышения статуса Палестины в ООН будет в кратчайшие сроки возобновлен палестино-израильский переговорный процесс. Внешнеполитическое ведомство России призвало также к скорейшему созыву министерского заседания ближневосточного «квартета» международных посредников для проведения всестороннего анализа ситуации на палестино-израильском направлении и нахождения путей преодоления тупика в мирных переговорах. Следует отметить, что Израиль воспринял данное решение Генеральной Ассамблеи ООН резко отрицательно. Буквально на следующий день после голосования, т. е. 30 ноября 2012 г., Израиль объявил о планах строительства новых израильских поселений на оккупированной им территории. Речь шла о планах строительства 3000 новых единиц жилья на оккупированных палестинских территориях, в том числе в Восточном Иерусалиме. 2 декабря 2012 г. Израиль объявил о том, что он приостанавливает переводы причитающихся палестинской стороне поступлений от налоговых и таможенных сборов. В Москве с серьезной обеспокоенностью восприняли эти намерения израильской стороны. Департамент информации и печати МИД России выступил с комментарием по создавшейся ситуации <7>. В нем сказано, что строительство поселений на оккупированных Израилем в 1967 г. палестинских территориях, включая Восточный Иерусалим, является незаконным, не признается и осуждается Россией, всем международным сообществом. Реализация заявленных новых масштабных планов поселенческой активности весьма отрицательно повлияет на усилия по возобновлению прямых переговоров, нацеленных на двугосударственное решение палестино-израильского конфликта. ——————————— <7> Министерство иностранных дел РФ. Официальный сайт. Информационный бюллетень. Комментарий Департамента информации и печати МИД России о ситуации в палестино-израильских отношениях 2262-03-12-2012 // URL: http://www. mid. ru/bdomp/ bl. nsf/7902/ $FILE/03.12.2012.doc (последнее посещение — 10.12.2012).

Что касается прекращения финансовых трансферов, то подобный шаг приведет к еще большему дефициту бюджета Палестинской национальной администрации, осложнит и без того непростую социально-экономическую и гуманитарную ситуацию на палестинских территориях. В этой связи Россия призвала израильскую сторону пересмотреть объявленные планы по поселенческому строительству и продолжить осуществлять денежные переводы палестинцам, сохранив возможность возобновления переговорного процесса и достижения справедливого и долгосрочного мира в регионе. Большое значение для развития событий на палестинском направлении имела победа в январе 2006 г. «Движения исламского сопротивления» — ХАМАС (в состав ООП не входит) на парламентских выборах в ПНА с последующим формированием им правительства. Однако этот кабинет министров не смог полноценно функционировать, столкнувшись с бойкотом со стороны США, Израиля и большинства европейских государств, где ХАМАС считается террористической группировкой. Формальный повод — невыполнение новым палестинским правительством требований «квартета»: отказа от насилия, признания Израиля и ранее подписанных соглашений между ООП и Израилем. В июне 2007 г. внутрипалестинские противоречия между ФАТХ («Движение освобождения Палестины») и ХАМАС вылились в вооруженные столкновения в Газе, в результате которых сектор оказался под полным контролем хамасовцев и функционирует практически автономно от центральных властей ПНА на ЗБРИ. В Газе было создано правительство во главе с И. Ханией, собственный силовой аппарат. Израиль объявил Газу «враждебным образованием» и ввел практически полную блокаду сектора. ЗБРИ находится под фактическим контролем ПНА и ФАТХ. Глава ПНА М. Аббас (одновременно является лидером ФАТХ и председателем Исполкома ООП) признается международным сообществом как общепалестинский лидер. Очередные выборы — парламентские (были запланированы на 2010 г.) и президентские (ожидались в 2009 г.) — были перенесены на неопределенный срок, а полномочия М. Аббаса были формально продлены через органы ООП. Парламент (Палестинский законодательный совет — ПЗС) из-за внутрипалестинского раскола также не функционирует и к тому же не переизбирался с 2006 г. Основным внешним спонсором процесса восстановления палестинского единства выступает Египет, который в сентябре 2009 г. выработал комплексный план национального примирения. Однако этот документ долгое время не принимался хамасовцами под предлогом того, что полученный ими текст отличался от ранее достигнутых договоренностей. 27 апреля 2011 г. делегации ведущих палестинских организаций ФАТХ и ХАМАС под руководством члена ЦК ФАТХ А. Ахмеда и заместителя председателя политбюро ХАМАС М. Абу Марзука в ходе переговоров в Каире достигли принципиального согласия по вопросу создания переходного правительства из независимых политических деятелей. Его главные задачи — подготовка и проведение в течение года всеобщих выборов, а также решение повседневных вопросов палестинского общества. Что касается политических аспектов, прежде всего достижения палестино-израильского урегулирования, то они, как и ранее, остаются в компетенции Главы ПНА, председателя Исполкома ООП и руководителя ФАТХ М. Аббаса. Соответствующий пакет документов (упомянутый выше египетский план с новым приложением, учитывающим озабоченности ХАМАС) был подписан 4 мая 2011 г. в Каире 15-ю палестинскими организациями в присутствии Главы ПНА М. Аббаса и председателя политбюро ХАМАС Х. Машааля. Для достижения единства на практике сторонам требуется решить ряд крупных проблем, приведших к расколу и пока оставленных в стороне. В первую очередь это касается вопроса перераспределения властных полномочий в ПНА, реорганизации руководящих органов ООП и вхождения в их состав ХАМАС, проблемы взаимодействия ФАТХ и ХАМАС в сфере безопасности, технической организации выборов на ЗБРИ и в Газе. Камнем преткновения может стать требование хамасовцев о прекращении сотрудничества ПНА с Израилем по линии силовых структур. Достигнутые межпалестинские договоренности встретили резкое неприятие со стороны Израиля. Б. Нетаньяху фактически предъявил руководству ПНА ультиматум — либо урегулирование с Израилем, либо примирение с ХАМАС. В Вашингтоне прогресс в межпалестинских делах восприняли холодно, подчеркнув, что ХАМАС остается террористической организацией. Высокий представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности К. Эштон в целом позитивно отреагировала на итоги встречи в Каире. Однако она отметила, что, прежде чем определиться с официальной позицией Евросоюза по этому вопросу, в Брюсселе рассчитывают узнать подробности достигнутых договоренностей, проследить их практическую реализацию и проконсультироваться с государствами-членами. Спецкоординатор ООН по БВУ Р. Сери, в свою очередь, подчеркнул, что восстановление палестинских рядов необходимо для урегулирования палестино-израильского конфликта на основе принципа двух государств и реализация каирских договоренностей должна отвечать именно этим целям. Россия выступает за восстановление единства палестинских рядов как неотъемлемую предпосылку продвижения палестино-израильских переговоров. Важная составляющая ее усилий — работа с руководством ХАМАС с целью обеспечения позитивной эволюции его подходов к решению БВУ. 24 ноября 2011 г. в Каире прошла встреча Главы Палестинской национальной администрации, председателя ЦК ФАТХ М. Аббаса и председателя политбюро движения ХАМАС Х. Машааля, центральным на которой был вопрос практического выполнения каирских договоренностей между двумя крупнейшими палестинскими организациями ФАТХ и ХАМАС о межпалестинском примирении <8>. ——————————— <8> Министерство иностранных дел РФ. Официальный сайт. Сообщение для СМИ. О встрече Главы Палестинской национальной администрации М. Аббаса и председателя политбюро движения ХАМАС Х. Машааля в Каире. 25 ноября 2011 г. // URL: http://www. mid. ru/ bdomp/ ns-rkonfl. nsf/ ca00173e57442579530035fle8!OpenDocument (дата посещения — 14.12.2012).

По итогам встречи с обеих сторон были даны позитивные оценки состоявшимся переговорам. Руководители ФАТХ и ХАМАС подтвердили настрой на проведение всеобщих палестинских выборов в 2012 г., договорились предпринять дальнейшие объединительные шаги, которые должны привести к реальному преодолению межпалестинского раскола. Москва приветствовала встречу между М. Аббасом и Х. Машаалем. По мнению МИД России, контакт на таком уровне имеет важное значение, прежде всего с точки зрения решения насущных задач, стоящих во внутриполитической палестинской повестке дня. Проведение всеобщих палестинских выборов должно привести к объединению палестинского народа через общепризнанные демократические процедуры на принципах ООП и Арабской мирной инициативы. Восстановление единства палестинских рядов пойдет на пользу и надежному переговорному палестино-израильскому урегулированию, конечной целью которого является реализация национальных чаяний палестинского народа по созданию независимого, жизнеспособного, территориально целостного, суверенного палестинского государства, живущего бок о бок в мире и безопасности с Израилем. В настоящее время между ФАТХ и ХАМАС ведется диалог по вопросам технического характера: освобождение политзаключенных, примирение на местах, выдача загранпаспортов ПНА жителям Газы. Политические проблемы, прежде всего создание нового правительства ПНА, отложены на период после реализации палестинского демарша в ООН.

Сирийское направление

Сирийско-израильская граница в районе Голанских высот остается наиболее спокойной и безопасной — после заключения соглашения о перемирии и разъединении войск с Израилем в 1974 г. там практически не было серьезных инцидентов. Приняв участие в Мадридской конференции 1991 г., Сирия ставила задачу вернуть в рамках мирного урегулирования с Израилем Голанские высоты, оккупированные им в 1967 г. и впоследствии аннексированные в одностороннем порядке. На фоне кризиса вокруг палестинских территорий сирийцы в 2000 — 2007 гг. выступали с жестких позиций противодействия Израилю, проводили линию на поддержку палестинской «интифады», замораживание любых форм арабо-израильской нормализации, усиление арабского бойкота Израиля. 21 мая 2008 г. Израиль и Сирия публично объявили о начале непрямых двусторонних контактов при турецком посредничестве. В Стамбуле и Анкаре состоялось четыре раунда таких встреч (21 мая, 14 — 16 июня, 2 — 3 и 28 — 30 июля 2008 г). С 2009 г. (после формирования в Израиле правительства во главе с Б. Нетаньяху) сирийско-израильские переговоры при турецком посредничестве не возобновлялись. Сирия обусловливает начало прямых контактов с Израилем гарантиями израильской стороны, что предметом этих переговоров будет возвращение Голанских высот. Израильтяне со своей стороны заявляют о готовности к переговорам с чистого листа, без предварительных условий, с чем Дамаск не согласен. 22 ноября 2010 г. Голанские высоты наряду с Восточным Иерусалимом подпали под действие принятого израильским Кнессетом закона, согласно которому решение об уходе Израиля с этих территорий должно выноситься на всенародный референдум в случае, если в его поддержку проголосуют меньше 80 депутатов Кнессета из 120.

Ливанское направление

В мае 2000 г. израильтяне в инициативном порядке вывели свои войска с оккупированного в 1978 г. юга Ливана, формально выполнив тем самым Резолюцию 425 Совета Безопасности ООН (подтверждено в заявлении председателя Совета Безопасности ООН от 18 июня 2000 г.). Израильское присутствие на территории Ливана сохранилось лишь в северной части деревни Гаджар, а также районе «ферм Шебаа», вопрос суверенитета над которым должен быть урегулирован между Ливаном и Сирией. Похищение «Хизбаллой» в районе границы двух израильских военнослужащих спровоцировало в июле 2006 г. крупный конфликт между этой ливанской группировкой и Израилем. Боевые действия завершились 14 августа 2006 г. после принятия Советом Безопасности ООН Резолюции 1701. Документ предусматривал последующее размещение на юге Ливана ливанской армии и усиленного контингента ВСООНЛ, одновременный с этим вывод оттуда израильских войск, снятие блокады Ливана. Из Резолюции также следовало, что «полное урегулирование» должно основываться на взаимном уважении «голубой линии» (фактической границы между Ливаном и Израилем); создании между рекой Литани и «голубой линией» зоны, свободной от неправительственных вооруженных формирований, а также разоружении этих формирований в самом Ливане. В сентябре 2006 г. на юге Ливана был размещен усиленный контингент ВСООНЛ. 16 июля 2008 г. «Хизбалла» передала Израилю тела двух военнослужащих — Э. Регева и Э. Гольдвассера, захваченных летом 2006 г., в обмен на пятерых боевиков. Кроме того, представители Международного Красного Креста — организации, выступавшей посредником в этой сделке, — передали «Хизбалле» останки 19 бойцов южноливанского сопротивления. 10 сентября 2008 г. на заседании правительства Президент Ливана М. Слейман выступил с «разъяснением» ливанской позиции по БВУ, отметив, что его страна не подпадает под действие Резолюций 242 и 338 СБ ООН, а относящиеся к ливанскому треку Резолюции 425 и 1701 СБ ООН не должны быть предметом переговоров, а подлежат безоговорочному выполнению Израилем. Среди требований — уход Израиля из районов «ферм Шебаа», селения Кфаршуба и северной части деревни Гаджар, неприкосновенность границ и воздушного пространства Ливана, а также передача карт минных полей на ливанской территории. 3 августа 2010 г. в районе ливано-израильской границы между подразделениями ливанской и израильской армий произошло боестолкновение, в том числе с использованием танков и авиации с израильской стороны. Убиты один израильский офицер, три ливанских военнослужащих и журналист. С обеих сторон были раненые. Представители Ливана и Израиля выступили с обвинениями в адрес друг друга в нарушении «голубой линии», разделяющей две страны (по сути, линии прекращения огня в 1948 г.). На заседании Совета Безопасности ООН 3 августа 2010 г. сторонам был направлен призыв к максимальной сдержанности. 17 ноября 2010 г. узкий кабинет безопасности правительства Израиля дал принципиальное согласие на вывод своих войск из северной части деревни Гаджар и передачи ответственности за эту территорию контингенту ВСООНЛ. Израильтяне взяли паузу для проработки механизма передислокации с командованием ВСООНЛ. В феврале 2011 г. под предлогом внутриполитического кризиса в Ливане израильтяне свои планы заморозили.

Многостороннее направление

Данное направление было запущено в соответствии с решениями Мадридской мирной конференции 1991 г. для работы по общерегиональной проблематике. На Московской организационной встрече 1992 г. были структурно оформлены Группа содействия (ГС, сопредседатели — Россия и США) и пять рабочих групп (РГ): по контролю над вооружениями и региональной безопасности (РГКВРГ, ведущие организаторы — Россия и США), по региональному экономическому развитию (РГРЭР, ведущий организатор — ЕС), по беженцам (РГБ, ведущий организатор — Канада), по водным ресурсам (РГВР, ведущий организатор — США), по окружающей среде (РГОС, ведущий организатор — Япония). С началом палестино-израильских переговоров в рамках процесса Осло в 1993 г. был образован Временный координационный комитет по оказанию донорской помощи палестинцам (ВКК, председатель — Норвегия). Кроме коспонсоров, организаторов и непосредственных сторон арабо-израильского конфликта (ПНА, Израиль, Сирия, Ливан, Иордания (до 1994 г.), в процессе принимали участие другие арабские государства, Турция, крупные европейские и азиатские державы с широкими связями с Ближним Востоком. Многосторонние переговоры были призваны поддерживать и дополнять двусторонние переговоры между арабами и Израилем. На практике это направление обрело собственную динамику, стало заметным компонентом мирного процесса. В ходе проведенных мероприятий удалось наметить подходы к решению ряда актуальных региональных проблем, согласовать и принять некоторые важные документы, создать определенные предпосылки для широкого сотрудничества в различных областях, прежде всего экономическом развитии и экологии. В то же время многосторонний процесс БВУ оставался в прямой зависимости от состояния дел на двусторонних треках. Арабские представители стремились излишне политизировать многосторонние встречи, превратить их в своего рода инструмент для оказания дополнительного давления на Израиль. В свою очередь, израильтяне пытались искусственно форсировать «многосторонку» и как бы разорвать ее органическую связь с двусторонними переговорами. В связи с осложнениями в двусторонних арабо-израильских переговорах в период нахождения у власти в Израиле первого правительства Б. Нетаньяху (1996 — 1999 гг.) развитие многостороннего процесса резко затормозилось. В марте 2000 г. сессия мининдел ЛАГ рекомендовала арабам воздержаться от участия в этих мероприятиях, если не будет достигнут ощутимый прогресс на двусторонних треках. В настоящий момент единственным работающим органом «многосторонки» остается ВКК. Для скорейшего перезапуска серьезного палестино-израильского диалога на известной международно-правовой основе с целью выхода на двухгосударственное решение конфликта на основе линий 1967 г. важно обеспечить благоприятную атмосферу. Как говорится в заявлении ближневосточного «квартета» от 23 сентября 2011 г., это должно быть сделано прежде всего путем отказа палестинцев и израильтян от провокационных односторонних шагов, подрывающих доверие между ними <9>. ——————————— <9> Министерство иностранных дел РФ. Официальный сайт. Информационный бюллетень. 24.09.2012. Заявление ближневосточного «квартета» международных посредников, 23 сентября 2011 г., Нью-Йорк // URL: http://www. mid. ru/ bdomp/ns-rkonfl. nsf/!OpenDocument (последнее посещение — 10.12.2012).

Однако добиться этого пока не удается. Например, по сообщениям СМИ, в феврале 2012 г. израильские власти одобрили строительство 500 единиц жилья в поселении Шило и легализовали расположенный рядом с ним незаконный поселенческий форпост Швут Рахель. Оба этих населенных пункта находятся в глубине палестинских территорий на ЗБРИ. Дальнейшее строительство в них не только не способствует налаживанию двустороннего диалога между Израилем и ПНА, но и серьезно осложняет создание жизнеспособного палестинского государства <10>. ——————————— <10> Министерство иностранных дел РФ. Официальный сайт. Информационный бюллетень. Ответ официального представителя МИД России А. К. Лукашевича на вопрос СМИ по палестинской проблематике. 24 февраля 2012 г. // URL: http://www. mid. ru/ bdomp/ ns-rkonfl. nsf/!OpenDocument (последнее посещение — 10.12.2012).

Кроме того, до сих пор в израильских тюрьмах находятся 24 депутата Палестинского законодательного совета (парламента), включая его председателя А. Дуэйка. Все они получили свои мандаты демократическим путем в ходе выборов на палестинских территориях, проводившихся в 2006 г. с участием международных наблюдателей, однако были задержаны израильскими военными властями по формальным обвинениям либо вообще без таковых. Их скорейшее освобождение способствовало бы снятию одной из болезненных проблем в палестино-израильских отношениях и могло бы содействовать восстановлению доверия в интересах возобновления прямого диалога между сторонами. В этой связи вызвала удовлетворение новость о том, что израильские правоохранительные органы приняли решение о досрочном освобождении из-под стражи в апреле 2012 г. палестинского заключенного Х. Аднана, который с 17 декабря 2011 г. находится под так называемым административным арестом и в течение двух с лишним месяцев проводил голодовку. Важным фактором надежного урегулирования между израильтянами и палестинцами призвана стать консолидация палестинских рядов на платформе ООП и Арабской мирной инициативы. Ближневосточный «квартет» (ООН, Российская Федерация, США, Европейский союз) и представитель «квартета» Т. Блэйр провели 12 марта 2012 г. неформальные консультации для оценки развития ситуации после принятия заявления «четверки» от 23 сентября 2011 г. <11>. Принято соответствующее заявление. Участники «квартета» остались приверженными всем изложенным в заявлении целям. В этом контексте они приветствовали предпринимаемые Иорданией с начала января 2012 г. важные усилия в контексте разделяемой общей приверженности достичь переговорного решения к концу 2012 г. ——————————— <11> Министерство иностранных дел РФ. Официальный сайт. Информационный бюллетень. 24.09.2012. О заседании ближневосточного «квартета» международных посредников, Нью-Йорк, 12 марта 2012 г. 491-13-03-2012 // URL: http://www. mid. ru/bdomp/ ns-rkonfl. nsf/ ca00173c000233f67!OpenDocument (последнее посещение — 10 декабря 2012 г.).

«Квартет» также обсудил сложившуюся в Газе и на юге Израиля опасную ситуацию, выразил глубокую обеспокоенность последней эскалацией и призвал к успокоению обстановки. «Квартет» вновь подтвердил призыв к сторонам продолжать взаимодействие и воздерживаться от провокационных действий. 11 апреля 2012 г. «квартет» международных посредников выступил с заявлением <12>. «Квартет» — в составе Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна, Министра иностранных дел РФ С. В. Лаврова, Государственного секретаря США Х. Клинтон и Высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности К. Эштон — провел встречу 11 апреля 2012 г. в Вашингтоне. К участникам заседания присоединились представитель «квартета» Т. Блэйр и министр иностранных дел Иордании Н. Джода, который проинформировал членов «квартета» о предпринятых иорданской стороной шагах. «Квартет» акцентировал поддержку плодотворных усилий Короля Иордании Абдаллы II и министра иностранных дел Н. Джоды. ——————————— <12> Министерство иностранных дел РФ. Официальный сайт. Информационный бюллетень. 740-11-04-2012. Заявление ближневосточного «квартета» международных посредников, Вашингтон, 11 апреля 2012 г. // URL: http://www. mid. ru/bdomp/ ns-rkonfl. nsf/!OpenDocument (последнее посещение — 10.12.2012).

В развитие консультаций в Нью-Йорке 12 марта 2012 г. «квартет» подтвердил свою приверженность всем положениям своего заявления от 23 сентября 2011 г. и вновь призвал стороны достичь обозначенных в нем целей. «Квартет» приветствовал планы по ведению диалога между сторонами и обсудил возможные пути оказания поддержки такого рода усилиям. «Квартет» особо отметил проведение 21 марта 2012 г. в Брюсселе заседания Временного координационного комитета по оказанию помощи палестинцам (ВКК) и подчеркнул необходимость дальнейшего международного содействия важным усилиям Палестинской национальной администрации (ПНА) по созданию соответствующих структур. «Квартет» призвал ПНА продолжать работу в данном направлении. В этой связи «квартет» обратился с призывом к международному сообществу предоставить 1,1 млрд. долл. США с целью оказания содействия ПНА в покрытии текущих финансовых потребностей в 2012 г. «Квартет» приветствовал усилия сторон по урегулированию нерешенных вопросов, связанных со сбором налоговых и таможенных поступлений, и призвал сделать это как можно быстрее. «Квартет» с озабоченностью отметил усиливающуюся неустойчивость ситуации на местах и призвал стороны к совместной конструктивной работе и принятию конкретных шагов для решения бюджетных проблем, стоящих перед ПНА, сохранения и укрепления достижений ПНА в области государственного строительства, расширения возможностей экономического развития палестинского народа. В его заявлении от 23 сентября 2011 г. предлагается проработать — по отдельности или вместе — возможные механизмы, продвижение которых он может активно поддержать в интересах содействия мирным усилиям, а также укрепления потенциала ПНА по удовлетворению всего спектра гражданских потребностей палестинского народа и его нужд в сфере безопасности как в настоящее время, так и в будущем государстве. Отметив значительный прогресс в сфере безопасности, достигнутый ПНА на Западном берегу, «квартет» призвал ПНА продолжить прилагать все возможные усилия для укрепления правопорядка, борьбы с насильственными проявлениями экстремизма и прекращения подстрекательства. Особо отмечена необходимость продолжить оказание помощи ПНА для наращивания ее потенциала в сфере обеспечения правопорядка. «Квартет» выразил свою озабоченность в отношении продолжающегося насилия со стороны поселенцев, а также подстрекательства на Западном берегу и призвал Израиль принять эффективные меры, включая привлечение к ответственности тех, кто совершает подобные действия. «Квартет» осудил ракетные обстрелы из Газы и подчеркнул необходимость обеспечения спокойствия и безопасности для обоих народов. Отмечена важность продолжения шагов по обеспечению потребностей жителей Газы и одобрения правительством Израиля на заседании Временного координационного комитета в Брюсселе приоритетных инфраструктурных проектов ООН в Газе. Подтверждая свои ранее сформулированные позиции, «квартет» считает, что ситуация внутри и вокруг Газы останется хрупкой и неустойчивой до тех пор, пока Западный берег и Газа не будут объединены под легитимной палестинской властью, придерживающейся обязательств ООП. В заключение остановимся на некоторых положениях Совместного заявления Министра иностранных дел Российской Федерации С. В. Лаврова и Высокого представителя Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности К. Эштон по ситуации в ближневосточном мирном процессе, принятого 21 декабря 2012 г. в Брюсселе <13>. ——————————— <13> Министерство иностранных дел РФ. Официальный сайт. Информационный бюллетень. 24 декабря 2012 г. Совместное заявление министра иностранных дел РФ С. В. Лаврова и Высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности К. Эштон по ситуации в ближневосточном мирном процессе (Брюссель, 21 декабря 2012 г.) 2440-22-12-2012. С. 24 (последнее посещение — 31.12.2012).

1. Россия и ЕС твердо убеждены в том, что настало время предпринять четкие и конкретные шаги на пути к достижению мира между палестинцами и израильтянами. Стороны должны вступить в прямые и субстантивные переговоры без предварительных условий с целью достижения долгосрочного решения палестино-израильского конфликта, которое урегулирует все существующие между ними спорные вопросы на основе резолюций 242, 338, 1397, 1515, 1850 Совета Безопасности ООН, мадридских принципов, включая принцип «мир в обмен на землю», «дорожной карты», Арабской мирной инициативы и ранее достигнутых между сторонами договоренностей. 2. Россия и Евросоюз подтверждают, что ясные параметры, лежащие в основе переговоров, являются ключевым элементом их успеха. Каждая сторона должна избегать действий, подрывающих доверие и жизнеспособность двугосударственного решения. Российская Федерация и Европейский союз подчеркивают необходимость предпринять в 2013 г. новые организованные и содержательные усилия по достижению мира и с этой целью готовы к работе с другими международными партнерами, в том числе в рамках ближневосточного «квартета». Никакой устойчивый мир не может быть обеспечен до тех пор, пока в результате всеобъемлющего, достигнутого путем переговоров мирного соглашения не будут реализованы чаяния палестинцев по обретению государственности и суверенитета, а израильтян — по обеспечению безопасности. Российская Федерация и Европейский союз будут взаимодействовать со всеми, кто пожелает присоединиться к этим усилиям по достижению мира, стабильности и процветания. 3. Российская Федерация и Европейский союз глубоко озабочены и выражают твердое неприятие в связи с израильскими планами по расширению строительства в поселениях на Западном берегу реки Иордан, в особенности планами развития «зоны Е1». Будучи реализованными, эти планы поставят под угрозу возможность создания территориально-целостного и жизнеспособного палестинского государства. Российская Федерация и Европейский союз подтверждают, что поселенческая деятельность является незаконной с точки зрения международного права и создает препятствие на пути к миру. 4. Российская Федерация и Европейский союз не признают изменений в границах до 1967 г., в том числе в отношении Иерусалима, кроме изменений, которые одобрят обе стороны. 5. Российская Федерация и Европейский союз призывают Израиль избегать любых шагов, подрывающих финансовое положение Палестинской национальной администрации. 6. 29 ноября 2012 г. Генеральная Ассамблея ООН проголосовала за Резолюцию A/KE3/67/19, предоставляющую Палестине статус государства-наблюдателя нечлена при Организации Объединенных Наций. Российская Федерация и Европейский союз призывают палестинское руководство использовать свой новый статус конструктивно и не предпринимать шагов, которые могли бы углубить недопонимание и еще больше затруднить переговорное решение. 7. Российская Федерация и Европейский союз приветствуют объявленное 21 ноября 2012 г. прекращение огня между группировками в секторе Газа и Израилем, высоко оценивая усилия Египта и других сторон, предпринимавших соответствующие посреднические усилия. Драматическая эскалация боевых действий наглядно продемонстрировала неустойчивость существующего положения дел вокруг сектора Газа. Всецело признавая законные потребности Израиля в обеспечении своей безопасности, Российская Федерация и Европейский союз призывают к незамедлительному, постоянному и безусловному открытию контрольно-пропускных пунктов для перемещения людей и товаров в и из сектора Газа, ситуация в котором остается неустойчивой, пока он политически и экономически отделен от Западного берега. Жизненно важно, чтобы все положения соглашения о прекращении огня были реализованы. 8. Российская Федерация и Европейский союз призывают к межпалестинскому примирению вокруг М. Аббаса в соответствии с принципами, изложенными им в речи от 4 мая 2011 г., в качестве необходимого элемента достижения единства будущего палестинского государства и двугосударственного решения.

Библиография:

1. Аннаполисская конференция 2007 г. // Википедия // URL: http://ru. wikipedia. org/wiki (последнее посещение — 10.12.2012). 2. Министерство иностранных дел РФ. Официальный сайт. Россия в системе международных отношений. Позиции России в урегулировании международных и региональных конфликтов. Ближневосточное урегулирование (БВУ). О ситуации в ближневосточном урегулировании. 06-10-2011 // URL: http://www. mid. ru/bdomp/ ns-rkonfl. nsf/90be9c! OpenDocument (последнее посещение — 10.12.2012). 3. Мадридская мирная конференция 1991 г. // Википедия // URL: http://ru. wikipedia. org/wiki (последнее посещение — 10 декабря 2012 г.). 4. Министерство иностранных дел РФ. Официальный сайт. Информационный бюллетень. Заявление ближневосточного «квартета» международных посредников. Москва, 19 марта 2010 г. // URL: http://www. mid. ru/ bdomp/ns-rkonfl. nsf/ konfosn! OpenView&Start; (последнее посещение — 10.12.2012). 5. Министерство иностранных дел РФ. Официальный сайт. Информационный бюллетень. Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с принятием Генеральной Ассамблеей ООН резолюции «Статус Палестины в ООН». 2251-30-11-2012, Москва, 3 декабря 2012 г. // URL: http://www. mid. ru/ bomp/bl./03.12.2012.doc (последнее посещение — 10.12.2012). 6. Министерство иностранных дел РФ. Официальный сайт. Информационный бюллетень. Комментарий Департамента информации и печати МИД России о ситуации в палестино-израильских отношениях 2262-03-12-2012 // URL: http://www. mid. ru/ bdomp/bl. nsf/7902/ $FILE/03.12.2012.doc (последнее посещение — 10.12.2012). 7. Министерство иностранных дел РФ. Официальный сайт. Сообщение для СМИ. О встрече Главы Палестинской национальной администрации М. Аббаса и председателя политбюро движения ХАМАС Х. Машааля в Каире. 25 ноября 2011 г. // URL: http://www. mid. ru/bdomp/ ns-rkonfl. nsf/ ca00173e57442579530035f1e8!OpenDocument (дата посещения — 14.12.2012). 8. Министерство иностранных дел РФ. Официальный сайт. Информационный бюллетень. 24.09.2012. Заявление ближневосточного «квартета» международных посредников, 23 сентября 2011 г., Нью-Йорк // URL: http://www. mid. ru/ bdomp/ns-rkonfl. nsf/!OpenDocument (последнее посещение — 10.12.2012). 9. Министерство иностранных дел РФ. Официальный сайт. Информационный бюллетень. Ответ официального представителя МИД России А. К. Лукашевича на вопрос СМИ по палестинской проблематике. 24 февраля 2012 г. // URL: http://www. mid. ru/ bdomp/ns-rkonfl. nsf/!OpenDocument (последнее посещение — 10.12.2012). 10. Министерство иностранных дел РФ. Официальный сайт. Информационный бюллетень. 24.09.2012. О заседании ближневосточного «квартета» международных посредников, Нью-Йорк, 12 марта 2012 г. 491-13-03-2012 // URL: http://www. mid. ru/bdomp/ ns-rkonfl. nsf/ ca00173c000233f67!OpenDocument (последнее посещение — 10 декабря 2012 г.). 11. Министерство иностранных дел РФ. Официальный сайт. Информационный бюллетень. 740-11-04-2012. Заявление ближневосточного «квартета» международных посредников, Вашингтон, 11 апреля 2012 г. // URL: http://www. mid. ru/ bdomp/ns-rkonfl. nsf/!OpenDocument (последнее посещение — 10.12.2012). 12. Министерство иностранных дел РФ. Официальный сайт. Информационный бюллетень. 24 декабря 2012 г. Совместное заявление Министра иностранных дел РФ С. В. Лаврова и Высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности К. Эштон по ситуации в ближневосточном мирном процессе (Брюссель, 21 декабря 2012 г.) 2440-22-12-2012. С. 24 (последнее посещение — 31.12.2012). 13. Моисеев Е. Г. Международно-правовые основы ближневосточного урегулирования // Lex Russica. 2009. N 4. С. 917 — 933. 14. Организация Объединенных Наций. Совет Безопасности. 6484-е заседание // Предварительный отчет // URL: http://daccess-dds-ny. un. org/ doc/UNDOC/ PRO/N11/.pdf? OpenElement (последнее посещение — 10.12.2012).

References (transliteration):

1. Annapolisskaya konferentsiya 2007 g. // Vikipediya // URL: http://ru. wikipedia. org/wiki (poslednee poseshchenie — 10.12.2012). 2. Ministerstvo inostrannykh del Rossiyskoy Federatsii. Ofitsial’nyy sayt. Rossiya v sisteme mezhdunarodnykh otnosheniy. Pozitsii Rossii v uregulirovanii mezhdunarodnykh i regional’nykh konfliktov. Blizhnevostochnoe uregulirovanie (BVU). O situatsii v blizhnevostochnom uregulirovanii. 06-10-2011 // URL: http://www. mid. ru/bdomp/ ns-rkonfl. nsf/ 90be9c! OpenDocument (poslednee poseshchenie — 10.12.2012). 3. Madridskaya mirnaya konferentsiya 1991 g. // Vikipediya // URL: http://ru. wikipedia. org/wiki (poslednee poseshchenie — 10 dekabrya 2012 g.). 4. Ministerstvo inostrannykh del RF. Ofitsial’nyy sayt. Informatsionnyy byulleten’. Zayavlenie blizhnevostochnogo «kvarteta» mezhdunarodnykh posrednikov. Moskva, 19 marta 2010 g. // URL: http://www. mid. ru/bdomp/ns-rkonfl. nsf/konfosn! OpenView&Start; (poslednee poseshchenie — 10.12.2012). 5. Ministerstvo inostrannykh del RF. Ofitsial’nyy sayt. Informatsionnyy byulleten’. Kommentariy Departamenta informatsii i pechati MID Rossii vsvyazi s prinyatiem General’noy Assambleey OON rezolyutsii «Status Palestiny v OON». 2251-30-11-2012 Moskva, 3 dekabrya 2012 g. // URL: http://www. mid. ru/bomp/ bl./03.12.2012.doc (poslednee poseshchenie — 10.12.2012). 6. Ministerstvo inostrannykh del RF. Ofitsial’nyy sayt. Informatsionnyy byulleten’. Kommentariy Departamenta informatsii i pechati MID Rossii o situatsii v palestino-izrail’skikh otnosheniyakh 2262-03-12-2012 // URL: http://www. mid. ru/bdomp/ bl. nsf/7902/$FILE/03.12.2012.doc (poslednee poseshchenie — 10.12.2012). 7. Ministerstvo inostrannykh del RF. Ofitsial’nyy sayt. Soobshchenie dlya SMI. O vstreche Glavy Palestinskoy natsional’noy administratsii M. Abbasa i predsedatelya politbyuro dvizheniya KhAMAS Kh. Mashaalya v Kaire. 25 noyabrya 2011 g. // URL: http://www. mid. ru/bdomp/ns-rkonfl. nsf/ca00173e57442579530035f1e8!OpenDocument (data poseshcheniya — 14.12.2012). 8. Ministerstvo inostrannykh del RF. Ofitsial’nyy sayt. Informatsionnyy byulleten’. 24.09.2012. Zayavlenie blizhnevostochnogo «kvarteta» mezhdunarodnykh posrednikov, 23 sentyabrya 2011 g. N’yu-York // http://www. mid. ru/bdomp/ ns-rkonfl. nsf/!OpenDocument (poslednee poseshchenie — 10.12.2012). 9. Ministerstvo inostrannykh del RF. Ofitsial’nyy sayt. Informatsionnyy byulleten’. Otvet ofitsial’nogo predstavitelya MID Rossii A. K. Lukashevicha na vopros SMI po palestinskoy problematike. 24 fevralya 2012 g. // URL: http://www. mid. ru/bdomp/ ns-rkonfl. nsf/!OpenDocument (poslednee poseshchenie — 10.12.2012). 10. Ministerstvo inostrannykh del RF. Ofitsial’nyy sayt. Informatsionnyy byulleten’. 24.09.2012. O zasedanii blizhnevostochnogo «kvarteta» mezhdunarodnykh posrednikov, N’yu-York, 12 marta 2012 g. 491-13-03-2012 // URL: http://www. mid. ru/bdomp/ ns-rkonfl. nsf/ ca00173c000233f67!OpenDocument (poslednee poseshchenie — 10 dekabrya 2012 g.). 11. Ministerstvo inostrannykh del RF. Ofitsial’nyy sayt. Informatsionnyy byulleten’. 740-11-04-2012. Zayavlenie blizhnevostochnogo «kvarteta» mezhdunarodnykh posrednikov, Vashington, 11 aprelya 2012 g. // URL: http://www. mid. ru/ bdomp/ns-rkonfl. nsf/!OpenDocument (poslednee poseshchenie — 10.12.2012). 12. Ministerstvo inostrannykh del RF. Ofitsial’nyy sayt. Informatsionnyy byulleten’. 24 dekabrya 2012 g. Sovmestnoe zayavlenie Ministra inostrannykh del Rossiyskoy Federatsii S. V. Lavrova i Vysokogo predstavitelya ES po inostrannym delam i politike bezopasnosti K. Eshton po situatsii v blizhnevostochnom mirnom protsesse (Bryussel’, 21 dekabrya 2012 g.) 2440-22-12-2012. S. 24. (poslednee poseshchenie — 31.12.2012). 13. Moiseev E. G. Mezhdunarodno-pravovye osnovy blizhnevostochnogo uregulirovaniya // Lex Russica. 2009. N 4. S. 917 — 933. 14. Organizatsiya Ob’edinennykh Natsiy. Sovet Bezopasnosti. 6484 zasedanie // Predvaritel’nyy otchet // URL: http://daccess-dds-ny. un. org/ doc/UNDOC/PRO/N11/.pdf? OpenElement (poslednee poseshchenie — 10.12.2012).

——————————————————————