Государственные предприятия в странах БРИКС: опыт Бразилии, России, Китая и Южной Африки

(Беликова К. М., Ифраимов В. Ю.) («Адвокат», 2013, N 5)

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В СТРАНАХ БРИКС: ОПЫТ БРАЗИЛИИ, РОССИИ, КИТАЯ И ЮЖНОЙ АФРИКИ <1>

К. М. БЕЛИКОВА, В. Ю. ИФРАИМОВ

——————————— <1> Статья подготовлена в рамках работы по гранту Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых — кандидатов наук N МК-6159.2012.6 «Унификация частного права в разносистемных правопорядках (на примере БРИКС)» (получатель гранта — К. М. Беликова, ФГБОУ ВПО «Российский университет дружбы народов», http://www. rudn. ru/).

Беликова Ксения Михайловна, доцент кафедры гражданского и трудового права Российского университета дружбы народов, доктор юридических наук.

Ифраимов Владислав Юсифович, аспирант кафедры гражданского и трудового права Российского университета дружбы народов.

В настоящей статье в поле авторского зрения находятся государственные (публичные) предприятия стран БРИКС — Бразилии, России, Китая и Южной Африки. К. М. Беликова и В. Ю. Ифраимов исследуют правовую природу и механизмы функционирования таких предприятий, нормы регламентирующих их деятельность правовых актов и документов, иные формы участия государства в экономическом обороте.

Ключевые слова: БРИКС, Бразилия, Россия, Китай, ЮАР, государственные предприятия, финансируемые государством предприятия, публичные предприятия, собственность, оперативное управление, финансовая и административная автономия.

State-owned enterprises in the BRICS countries: the experience of Brazil, Russia, China and South Africa K. M. Belikova, V. Yu. Ifraimov

In this article state-owned (public) enterprises in the BRICS countries — Brazil, Russia, China and South Africa are in the field of author’s view. Doctor of law, associate professor of the Department of civil and labour law of the Faculty of law of Peoples’ Friendship University of Russia K. M. Belikova and postgraduate student of the Department of civil and labour law of the same University V. Yu. Ifraimov investigate the legal nature and mechanisms of functioning of such enterprises, legal regulations regulating their activity, legal acts and documents, other forms of participation of the state in an economic turnover.

Key words: BRICS, Brazil, Russia, China, South Africa, state-owned enterprises, state-supported enterprises, public enterprises, property, operational administration, financial and administrative autonomy.

Введение

Непреложным фактом общественной жизни является развитие предпринимательской деятельности государства <2>. Нередки случаи, когда государство устанавливает монополию на целые отрасли национальной экономики. В основном такие предприятия имеют целью выполнение какой-либо политической, экономической или социальной функции (например, стимулирование и развитие определенной отрасли промышленности). С этой точки зрения они могут быть как коммерческими (предпринимательскими), так и некоммерческими (непредпринимательскими). Являются государственными 13 крупнейших мировых нефтяных компаний, на которые приходится три четверти мировых запасов нефти; вместе с тем успешные государственные корпорации можно найти практически в любой отрасли экономики. Саудовская «Saudi Basic Industries Corporation» — одна из наиболее прибыльных химических компаний мира. Российский Сбербанк — третий в Европе по размерам рыночной капитализации. «Dubai Ports» — третий в мире портовый оператор. Авиакомпания «Emirates» обладает наиболее молодым парком авиалайнеров и растет на 20% в год <3>. Характерна такая ситуация и для стран БРИКС. Так, в 1972 г. меднорудные предприятия в Индии были национализированы и переданы государственной компании «Hindustan Copper Ltd.»; <4> китайская «China Mobile» является гигантом в области мобильной связи с числом абонентов на уровне 600 млн. чел. <5> В литературе отмечается <6>, что увеличить долю государства в частных корпорациях заставил многие развитые страны финансовый кризис 2008 — 2009 гг. Нам известны такие примеры <7>. ——————————— <2> См., например: Беликова К. М. Государственные предприятия в странах Латинской Америки: перспективы развития // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». 2011. N 3. С. 56 — 58. URL: http://electronic. ruzh. org/ (дата обращения: 07.06.11). <3> См.: B. Bortolotti and M. Faccio. Government control of privatized firms. The Review of Financial Studies. 2009. Vol. 22. N 8. Цит. по: Кондратьев В. Б. Государственный капитализм на марше. // URL: http://www. perspektivy. info/rus/ekob/gosudarstvennyj_kapitalizm_na_marshe_2012-08-24.htm (дата обращения: 02.04.2013). <4> См: Горная энциклопедия. Индия. URL: http://www. mining-enc. ru/i/indiya/ (дата обращения: 02.04.2013). <5> B. Bortolotti and M. Faccio. Op. cit. <6> Кондратьев В. Б. Указ. соч. <7> См.: Беликова К. М. «Консервация» ипотечных агентств в США: уроки кризиса // Законодательство и экономика. 2012. N 11. С. 62 — 67.

Увеличение доли участия государственных (публичных, правительственных) предприятий (state-owned enterprises, empresas estatais, empresas governamentais, public entities), предприятий с государственной поддержкой (state-supported enterprises, government-sponsored enterprises) и предприятий смешанной экономики (sociedade de economia mista) в числе участников имущественного оборота позволяет констатировать потребность в глубоких и всесторонних их исследованиях. Важность этого вопроса подчеркивается в Этеквинской декларации и Этеквинском плане действий, принятых по итогам Саммита стран БРИКС в Дурбане 26 — 27 марта 2013 г. В п. 18 Декларации говорится: «Мы признаем важную роль государственных компаний (ГК) в экономике и призываем наши ГК изучать механизмы сотрудничества, обмена информацией и наилучшими практиками» <8>. Удовлетворению потребности в изучении механизмов функционирования государственных предприятий послужит настоящая статья. ——————————— <8> См.: Этеквинская декларация и Этеквинский план действий. 27 марта 2013 года. URL: http://президент. рф/%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B8/1430 (дата обращения: 02.04.2013).

Сравнительный анализ

Особенностью данных предприятий является то, что они целиком или частично принадлежат государству или финансируются им. Частноправовые отношения с участием государства довольно подробно регулируются в законодательстве рассматриваемых государств. Так, в Российской Федерации государственные предприятия являются полноправными участниками гражданско-правовых отношений, но при этом не несут имущественную ответственность по обязательствам созданных ими юридических лиц (ст. 124, п. 3 ст. 126 ГК РФ). В Бразилии проведенное в начале 1980-х гг. исследование зафиксировало наличие 500 государственных компаний <9>. В 1990-е гг. там была запущена программа приватизации предприятий с целью борьбы с гиперинфляцией, сокращением дефицита бюджета и повышением их эффективности. Например, были полностью переданы в частные руки компании «», CSN и «Usiminas». Однако позднее начался обратный процесс: государство стало финансировать компании главным образом в сфере природных ресурсов и телекоммуникаций. История государственных предприятий в Бразилии началась с создания в 1808 г. Банка Бразилии (Banco do Brasil). В 1939 г. был учрежден Институт перестрахования Бразилии (Instituto de Resseguros do Brasil), в 1941 г. — Государственная металлургическая компания (Companhia Nacional), в 1942 г. — Компания «Vale» в Рио-Досе (Companhia do Vale do Rio Doce), в 1945 г. — Гидроэлектрическая компания Сан-Франциско (Companhia do S. Francisco), в 1953 г. — Бразильская нефть ( Brasileiro — «»), в 1961 г. — холдинг предприятий федеральной электросети (Centrais Brasileiras — «») <10>. В настоящее время Banco do Brasil, «» и «» — это предприятия смешанной экономики. ——————————— <9> Кондратьев В. Б. Указ. соч. <10> . Empresas luz das recentes reformas (EC 19/98) // Revista Jus Navigandi. Teresina, ano 4, n. 33, 1 jul. 1999. URL: http://jus. com. br/revista/texto/384 (дата обращения: 02.04.2013).

Согласно Декрету-закону 200/67 <11>, устанавливающему организацию федеральной системы управления, закреплена правовая концепция государственных предприятий (empresas estatais) и предприятий смешанной экономики (sociedade de economia mista), автаркий — государственных автономных единиц (autarquias) и государственных фондов (). ——————————— <11> Decreto-lei 200, de 25 de fevereiro de 1967. a da Federal, estabelece diretrizes para a Reforma Administrativa e outras . Texto compilado // DOU de 27.02.1967 e retificado em 17.07.1967. URL: http://www. planalto. gov. br/ccivil_03/decreto-lei/del0200.htm (дата обращения: 03.04.2013).

Empresas estatais — это предприятие, финансируемое из бюджета (дотационное), являющееся юридическим лицом частного права, имеющее собственное имущество и капитал, находящийся в собственности Союза (штатов, муниципалитетов и Федерального округа <12>) или его учреждений, отправляющих функции публичной администрации косвенным образом (entidades da Indireta <13>), создаваемые на основании закона для выполнения функций предпринимательского характера, которые правительству желательно будет реализовать по мотивам административной потребности или необходимости. При этом такое предприятие может принимать любые формы, допустимые законом. ——————————— <12> Статья 1 Конституции Федеративной Республики Бразилия (5 октября 1988 г.) // Конституции зарубежных государств: Учеб. пособие / Сост. проф. В. В. Маклаков. 3-е изд., перераб. и доп. М.: БЕК, 2001. С. 405. К публичной администрации, отправляющей свои функции непосредственно ( direta), относятся услуги, оказываемые государством и включенные в структуру администрации Президента Республики и министерств (см. для сравнения портал государственных услуг РФ: http://www. gosuslugi. ru/ (дата обращения: 03.04.2013)). <13> Статьи 37 — 41 Конституции Бразилии. С. 433 — 436.

Как полагает бразильский правовед Цельсо Антонио Бандейра де Мело <14>, empresas estatais — верные помощники публичной администрации. В них сочетается два признака, определяющих двойственную природу таких предприятий: они являются юридическими лицами частного права, но им придан характер вспомогательных субъектов государства. Будучи лицом частного права, оно действует в рамках положений, установленных для функционирования публичной администрации в части особого режима, касающегося закупок и продажи, производимых на публичных торгах, реализации права на объединение в профсоюз и права на забастовку, режима труда их работников в качестве гражданских служащих органов публичной администрации и проч. ——————————— <14> . Curso de Direito Administrativo, Malheiros, ed. Paulo. Ed. Malheiros. P. 101.

Sociedade de economia mista — это предприятие, финансируемое из бюджета (дотационное), являющееся юридическим лицом частного права, создаваемое на основании закона для выполнения функций предпринимательского характера в форме акционерного общества, большинство дающих право голоса акций которого принадлежит Союзу или его учреждениям, отправляющим функции непрямой администрации. В Гражданском кодексе Бразилии 2002 г. <15> акционерным обществам смешанной экономики посвящены положения ст. ст. 235 — 240, предусматривающие для создания таких компаний разрешительный порядок (ст. 236). В таких компаниях обязательно создается Административный совет, в котором акционерное меньшинство вправе назначить двух членов (ст. 239), и постоянно действующий Наблюдательный совет, двух членов которого и их заместителя назначают миноритарии — держатели простых акций, остальных — держатели привилегированных акций (ст. 240). ——————————— <15> Lei no 6.404, de 15 de dezembro de 1976, sobre as Sociedades por // D. O. DE 17/12/1976. P. 1 (Suplemento). URL: http://www. planalto. gov. br/ccivil_03/leis/L6404consol. htm (дата обращения: 28.03.2013).

Autarquia — это автономная служба, создаваемая на основе закона, являющаяся юридическим лицом, обладающая собственным имуществом для выполнения типичных функций (atividades ) публичной администрации, которые могут потребоваться для улучшения функционирования административного управления и финансовой децентрализации. Согласно п. XIX ст. 37 Конституции Бразилии указанные единицы могут образовываться только специальным законом. Создание их вспомогательных органов и участие их в частных предприятиях требует законодательного разрешения (п. XX ст. 37 Конституции). Согласно положениям Конституции государственные предприятия и предприятия смешанной экономики вправе: — осуществлять экономическую и финансовую деятельность (podem ser exploradoras de atividade ou financeira), и тогда они пользуются тем же статусом, что и частные предприятия, включая обязательства из трудового и налогового законодательства (§ 1 ст. 173); — предоставлять публичные услуги (обеспечивать работу публичных служб — podem ser prestadoras de ) — либо непосредственно, либо на основании концессии или в разрешительном порядке, но всегда посредством предоставления конкурирующих предложений (ст. 175). Режим управления такими предприятиями и условия действительности, надзора и отзыва соответствующей концессии или разрешения определяет специальный закон. Такие предприятия, как правило, являются юридическими лицами публичного права <16>. ——————————— <16> . Op. cit. P. 105.

Система, практикуемая Бразилией в настоящее время, состоит в смещении акцента с прямого контроля и мажоритарного владения собственностью (полного — в случае с ГУПами и МУПами в Российской Федерации) на миноритарное владение в качестве миноритарного акционера и контроля через бразильский Банк национального развития (BNDES — empresa estatai) и его инвестиционный филиал BNDESPAR. К преимуществам миноритарного участия относятся, во-первых, возможность оказывать влияние на большее число компаний. С другой стороны, миноритарное участие ограничивает возможности государства использовать компании в качестве инструмента социальной политики, поскольку частные акционеры могут заблокировать такие решения государства, что делает их привлекательными для частного бизнеса. Однако государство способно оказывать необходимое ему влияние на крупные предприятия с помощью государственных инвесторов. Например, когда в 2009 г. президент Луис де Сильва публично предложил компании «Vale» (третьей в мире по величине горнодобывающей корпорации) осуществлять инвестиции в бразильское производство, частные инвесторы стали сопротивляться. В этой ситуации Бразильский банк развития и государственные пенсионные фонды, владеющие миноритарными пакетами акций «Vale» (которые в совокупности составляют более 50%) способствовали проведению публичных дебатов, после чего частные акционеры компании были вынуждены уступить. В России специфика гражданско-правовых отношений с участием государства заключается во множественности субъектов, так как государство не выступает в качестве единого субъекта данных правоотношений. К ним относятся Российская Федерация и ее отдельные субъекты, а городские и сельские поселения, включая муниципальные образования, не относятся к числу государственных образований, поскольку в них осуществляются функции местного самоуправления <17>. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Учебник «Гражданское право: В 4 т. Общая часть» (том 1) (под ред. Е. А. Суханова) включен в информационный банк согласно публикации — Волтерс Клувер, 2008 (3-е издание, переработанное и дополненное). —————————————————————— <17> См.: Гражданское право: В 4 т. / Отв. ред. Е. А. Суханов. М.: Волтерс Клувер, 2006. Т. 1: Общая часть. С. 373, 374.

В период Великой Октябрьской революции наблюдалась принудительная национализация капиталистических обществ, которые не хотели подчиняться советской власти. Управление советским социалистическим хозяйством осуществлялось посредством развернутой системы государственных хозяйственных органов <18>. Плановая экономика, существовавшая в советский период, предусматривала наиболее активное участие государственных предприятий в экономической деятельности государства. В результате государство обладало практически монопольным участием в хозяйственной деятельности. После принятия Конституции 1993 г. была признана частная собственность, а также гарантирована свобода экономической деятельности (ст. ст. 8, 34, 35). Начиная с этого времени частный капитал получил более широкие возможности по участию в экономической деятельности, а государство расширило правовые границы для развития предпринимательства. Так, согласно Федеральному закону от 14 ноября 2002 г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (ред. от 3 декабря 2012 г.) (далее — Закон 2002 г.) <19> унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. ——————————— <18> Братусь С. Н. Юридические лица в советском гражданском праве: понятие, виды, государственные юридические лица. М.: Юрид. изд-во Минюста СССР, 1947. С. 3, 212. <19> Парламентская газета. 03.12.2002.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия (например, муниципальное унитарное предприятие «Пуровские электрические сети» <20>). ——————————— <20> Подробнее см. по адресу http://муппэс. рф/o-kompanii/ (дата обращения: 02.04.2013).

Закон выделяет два вида унитарных предприятий: основанные на праве хозяйственного ведения и основанные на праве оперативного управления. Имущество любого унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, ее субъекту или муниципальному образованию (п. 1 ст. 2 Закона 2002 г.). На имущество учредителя предприятие получает лишь ограниченное вещное право, что и позволяет говорить о наличии у него определенной имущественной обособленности — главного признака юридического лица <21>. Учредители такого предприятия сохраняют за собой свое право собственности на переведенное в хозяйственное ведение или оперативное управление имущество и при ликвидации получают весь остаток имущества юридического лица (а при реорганизации остаются его собственником). Унитарным предприятиям присуща специальная (ограниченная, целевая) правоспособность, дающая возможность участвовать лишь в ограниченном круге таких правоотношений, поскольку их участие в предпринимательской деятельности, например, изначально ограничено содействием достижению заявляемых в учредительных документах целей (ст. 49 ГК РФ). Решение об учреждении унитарных предприятий принимается Правительством РФ или федеральным органом исполнительной власти. Учредительным документом унитарного предприятия является его устав. В течение трех месяцев со дня регистрации унитарного предприятия должен быть сформирован его уставный фонд путем начисления денежных средств на его банковский счет (ст. 13 Закона 2002 г.). Руководитель унитарного предприятия назначается его собственником и подотчетен ему. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Учебник «Гражданское право: В 4 т. Общая часть» (том 1) (под ред. Е. А. Суханова) включен в информационный банк согласно публикации — Волтерс Клувер, 2008 (3-е издание, переработанное и дополненное). —————————————————————— <21> Гражданское право: В 4 т. / Отв. ред. Е. А. Суханов. М.: Волтерс Клувер, 2006. Т. 1: Общая часть. С. 318.

Деятельность некоммерческих государственных предприятий в Российской Федерации регулируется Законом «О некоммерческих организациях» <22>, который выделяет две формы государственных некоммерческих организаций: ——————————— <22> Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 11.02.2013) «О некоммерческих организациях» // Российская газета. 24.01.1996.

1) государственная корпорация — не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций (например, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» <23>); ——————————— <23> Федеральный закон от 01.12.2007 N 317-ФЗ (ред. от 25.06.2012) «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» // Российская газета. 05.12.2007. О компании см.: http://www. rosatom. ru/ (дата обращения: 02.04.2013).

2) государственная компания — не имеющая членства и созданная Российской Федерацией на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления (например, государственная компания «Российские автомобильные дороги» <24>). ——————————— <24> Федеральный закон от 17.07.2009 N 145-ФЗ (ред. от 25.04.2012) «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 20.07.2009. О компании см.: http://www. russianhighways. ru/ (дата обращения: 02.04.2013).

Государственные корпорации и компании в Российской Федерации создаются на основании федерального закона (ст. ст. 7.1 и 7.2 Закона 1996 г.). Так, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» была создана на основании Закона «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», а государственная компания «Российские автомобильные дороги» на основании Закона «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Положения данных Законов регулируют порядок как деятельности данных государственных предприятий, так и их создания, реорганизации и ликвидации. Государственные и муниципальные учреждения могут быть автономными (например, ГАУ МО «Московская областная государственная экспертиза» <25>), бюджетными (например, ГБУ Москвы «Малый бизнес Москвы» <26>) и казенными (например, ГКУ МО «Московская областная противопожарно-спасательная служба» <27>). Данные виды учреждений имеют множество сходств и различий, однако основным объединяющим началом для них служит то, что все они создаются Российской Федерацией, ее субъектами либо муниципальными образованиями для выполнения работ и оказания услуг с целью обеспечения реализации государственных полномочий в определенных сферах общественной деятельности (науке, образовании, культуре, здравоохранении и т. д.) <28>. ——————————— <25> См.: Постановление Правительства МО от 22.06.2001 N 188/21 (ред. от 11.01.2005) «О создании государственного учреждения Московской области «Центр государственной вневедомственной экспертизы и ценообразования в строительстве» // Информационный вестник Правительства МО. N 9. 23.08.2001; Постановление Правительства МО от 26.02.2010 N 99/6 (ред. от 01.04.2011) «О государственном автономном учреждении Московской области «Московская областная государственная экспертиза» (вместе с «Уставом государственного автономного учреждения Московской области «Московская государственная экспертиза») // Информационный вестник Правительства МО. N 3. 31.03.2010. Об автономном учреждении см.: http://www. moexp. ru/glavnaya/ (дата обращения: 02.04.2013). <26> См.: распоряжение Правительства Москвы от 07.03.2012 N 105-РП «О создании Государственного бюджетного учреждения города Москвы «Малый бизнес Москвы» // Вестник мэра и Правительства Москвы. N 16. 15.03.2012. О бюджетном учреждении см. по адресу http://www. mbm. ru/about/ (дата обращения: 02.04.2013). <27> См.: Постановление Правительства МО от 17.10.2007 N 787/37 (ред. от 29.03.2011) «О создании государственного учреждения Московской области «Московская областная противопожарно-спасательная служба» // Информационный вестник Правительства МО. N 11. 26.11.2007; Постановление Правительства МО от 08.09.2011 N 974/35 «О создании Государственного казенного учреждения Московской области «Московская областная противопожарно-спасательная служба» путем изменения типа» // Информационный вестник Правительства МО. N 12. Ч. 1. 30.12.2011. О казенном учреждении см.: http://www. mosoblspas. ru/index. html (дата обращения: 02.04.2013). <28> См.: Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «Об автономных учреждениях» // Российская газета. 08.11.2006. Подробнее о сходствах и различиях государственных и муниципальных учреждений см.: Жигалов Д. В. Автономные учреждения: актуальные вопросы деятельности. М.: Фонд «Институт экономики города», 2010. С. 100 — 108.

В ходе нынешней реформы гражданского законодательства Российской Федерации обсуждается возможность преобразования унитарных предприятий, а также государственных и муниципальных учреждений в некоммерческие юридические лица, и наоборот. Концепция развития отечественного гражданского законодательства <29> изначально устанавливала возможность крупного реформирования унитарных предприятий, считая их бесперспективными и допуская возможность их замены хозяйственными обществами со стопроцентным или преобладающим участием государства и иных публично-правовых образований в его имуществе. Однако на данный момент положения Проекта не вносят существенных изменений в законодательство об унитарных предприятиях. При этом необходимо подчеркнуть, что Проект устанавливает закрепление имущества за унитарным предприятием только на праве оперативного управления, тогда как на сегодняшний день гражданское законодательство позволяет осуществление деятельности унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения <30>. ——————————— <29> См.: Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009) // Вестник ВАС РФ. 2009. N 11. <30> См.: Правовые новости. Специальный выпуск «Комментарий к проекту изменений Гражданского кодекса Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc;base=LAW;n=140912 (дата обращения: 02.04.2013).

На сегодняшний день актуальным для Российской Федерации также является вопрос о том, каким образом государство может участвовать в экономической деятельности кроме случаев создания государственных предприятий. Наряду с государственными предприятиями государство может создавать акционерные общества, являться их участником и учредителем. Как правило, государство участвует в экономической деятельности в тех отраслях, которые представляют большую общественную значимость и удовлетворяют потребность всего национального хозяйства (энергетика, транспорт, нефтяная промышленность и т. д.). Примерами подобных акционерных обществ в Российской Федерации могут служить ОАО «Российские железные дороги» <31> или ОАО «Газпром» <32>. ——————————— <31> См.: Постановление Правительства РФ от 18.09.2003 N 585 (ред. от 19.12.2012) «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги» // СЗ РФ. 2003. N 39. Ст. 3766; О компании см.: http://rzd. ru/ (дата обращения: 02.04.2013). <32> См.: Указ Президента РФ от 05.11.1992 N 1333 (ред. от 12.05.1997) «О преобразовании Государственного газового концерна «Газпром» в Российское акционерное общество «Газпром» // Вестник СНД и ВС РФ. 1992. N 45. Ст. 2607; Постановление Правительства РФ от 17.02.1993 N 138 (ред. от 28.12.2005) «Об учреждении Российского акционерного общества «Газпром» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 9. Ст. 738. О компании см.: http://www. gazprom. ru/ (дата обращения: 02.04.2013).

Другая форма участия государства в экономике — это концессия, т. е. заключение соглашения, согласно которому государство передает юридическому лицу часть своих природных богатств либо иных ресурсов, объектов или технологических инструментов для использования их последним в предпринимательской деятельности (например, передача земли сельскохозяйственного назначения во временное пользование частного предприятия). Порядок и условия заключения договора концессии в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» <33>. Следует отметить, что концессию как особую форму соглашения между государством и частными лицами следует отличать от договора коммерческой концессии, установленного ГК РФ. Особенность концессионного соглашения заключается в том, что его объекты (автомобильные дороги, морские и речные порты, гидротехнические сооружения и т. д.) полностью находятся в монопольном обладании государства либо иного публично-правового образования. Другой стороной данного соглашения всегда является частное лицо, которое, в свою очередь, берет на себя ряд определенных обязательств в обмен на предоставление ему права на объект соглашения <34>. ——————————— <33> Российская газета. 26.07.2005. <34> Сосна С. А. Концессионное соглашение — новый вид договора в российском праве // Журнал российского права. 2003. N 2. С. 14.

В доктрине отмечается, что в отличие от обычного гражданско-правового договора, по которому стороны просто обмениваются правами и обязанностями, концессионное соглашение скорее является актом наделения со стороны государства правами, недоступными либо ограниченно доступными в гражданском обороте <35>. Таким образом, государство участвует в экономической деятельности не только посредством создания и осуществления контроля над деятельностью государственных предприятий, но и через развитую систему правовых механизмов, наделяющих его правом на участие в коммерческой деятельности совместно с частным капиталом. ——————————— <35> См.: Сосна С. А. Концессионные соглашения. Теория и практика. М., 2002. С. 27 — 28.

В Китае с 1949 г., как и в Бразилии в начале XX в., все предприятия стали предприятиями государственными (предприятиями общенародной собственности — enterprises owned by all the people, state enterprises — по терминологии законодательства Китая <36>). По мере того как государство стало отходить от жесткой централизации управления (начиная с Третьего пленума Одиннадцатого съезда ЦК Компартии в 1978 г. <37>), частное предпринимательство стало завоевывать все более прочные позиции в экономике. ——————————— <36> Wang Liming, Liu Zhaoniant (translated by Fu Xiaoshuang and Wu Yanlei). On the property rights system of the state enterprises in China // Law and contemporary problems. Vol. 52. N 3. P. 19 — 42. URL: http://scholarship. law. duke. edu/cgi/viewcontent. cgi? article=3998&context;=lcp&sei-redir;=1&referer;=http%3A%2F%2F (дата обращения: 05.04.2013). <37> Guanyu Jingji Tizhi Gaige. Central committee of the Chinese communist party. Resolution on reform of the economic system. 12. Цит. по: Wang Liming, Liu Zhaoniant. Op. cit.

К 1985 г. удельный вес государственных предприятий достиг 70,4% (или 90700) промышленных предприятий, 40,4% розничных предприятий и предприятий, продающих товары первой необходимости; капитализация таких предприятий составила 737,05 млрд. юаней <38>. ——————————— <38> Op. cit.

С конца 1980-х гг. правительство начало реформирование госсектора: стала сокращаться доля государственных предприятий в производстве промышленной продукции (с 80% в 1978 г. до 34% в 1998 г.), а доля частных предприятий стала возрастать и в 1998 г., например, составила более 12%. В период 1990 — 2000 гг. множество средних и малых предприятий были приватизированы и стали частными. Рентабельность активов государственных предприятий возросла с 0,7% в 1998 г. до 6,3% в 2006 г., они стали более транснациональными. Стоимость активов 120 крупнейших государственных компаний возросла с 360 млрд. долл. в 2002 г. до 3 трлн. долл. в 2010 г., хотя доля их в ВНП страны за это время сократилась. В разгар кризиса в 2009 г. 85% всех банковских кредитов (это 1,4 трлн. долл.) направлялось государственным компаниям <39>. ——————————— <39> Кондратьев В. Цит. соч.

Правовое регулирование деятельности государственных предприятий осуществляется в основном специальным Законом КНР от 13.04.1988 «О промышленных предприятиях общенародной собственности» <40> — о нем речь пойдет ниже, хотя Общие положения гражданского права КНР 1986 г. <41> также содержат нормативные предписания относительно правового регулирования деятельности государственных предприятий. ——————————— <40> Законодательство Китая. Экономическое право. URL: http://chinalawinfo. ru/economic_law/law_industrial_enterprises_national (дата обращения 23.02.2013). <41> Общие положения гражданского права КНР // Законодательство Китая. Гражданское право. URL: http://chinalawinfo. ru/civil_law/general_principles_civil_law (дата обращения 23.02.2013).

В Китае есть и большое число компаний формально частных, но получающих (прямо или косвенно) поддержку от государства. Так, китайская компания «Lenovo» считает себя частной компанией, однако Китайская академия наук предоставила ей в свое время стартовый капитал (и до сих пор владеет в ней крупным пакетом акций), а государство частенько оказывает помощь (в частности, в 2004 г. помогло приобрести дивизион персональных компьютеров компании IBM за 1,25 млрд. долл.) <42>. ——————————— <42> Кондратьев В. Цит. соч.

Согласно положениям Закона «О промышленных предприятиях общенародной собственности» под промышленным предприятием общенародной собственности понимают социалистическую организацию, производящую товары и самостоятельно ведущую хозяйственную деятельность согласно Закону, самостоятельно отвечающую за прибыли и убытки, использующую самостоятельный хозяйственный расчет (ст. 2 Закона КНР 1988 г.). Имущество предприятия относится к общенародной собственности, — по сути, согласно широко поддерживаемой доктрине китайского гражданского права право собственности принадлежит в таких предприятиях единственному собственнику — государству, <43> а государство предоставляет предприятию имущество в хозяйственное управление (как и в Российской Федерации). ——————————— <43> Wang Liming, Liu Zhaoniant. Op. cit.; Tong Rou, Zhao Zongfu & Zheng Lichun, Minfa Gailun. Introduction to civil law. 1982. P. 97 — 98.

Основной задачей предприятия является развитие основных отраслей промышленности на основе государственного планового хозяйства. Контроль над деятельностью таких предприятий осуществляет структурное подразделение Компартии Китая. Одна из особенностей правового режима такого предприятия заключается в обязанности строго соблюдать государственный план и гарантировать его качество (ст. ст. 35, 38 Закона КНР 1988 г.). Вместе с тем с 1979 г. с принятием пакета документов, направленных на либерализацию участия государственных предприятий в имущественном обороте <44>, предприятия, выполнившие государственный план, получили право планировать дополнительный выпуск производимой продукции при условии, если это позволяют энерго — и сырьевые ресурсы, и самостоятельно продавать произведенную продукцию по регулируемым государством ценам. Если позволяют производственные мощности, такие предприятия также могут кооперироваться с другими предприятиями, производя продукцию из предоставляемых ими (этими другими предприятиями) материалов. ——————————— <44> The Regulations on the Expansion of Operational Management Autonomy for State-Owned Industrial Enterprises; The Regulations on Retention of Profits by State-Owned Enterprises; The Provisional Regulations on Levying Fixed Capital Tax in State-Owned Enterprises; The Provisional Regulations on Acceleration of Depreciation of Fixed Capital for State-Owned Enterprises and Improvement of the Usage of the Depreciation Fund; The Provisional Regulations on Adoption of Loan and Credit Methods for Floating Capital in Industrial Enterprises. См.: Wang Liming, Liu Zhaoniant. Op. cit.

Из заработанных таким образом денежных средств данные предприятия вправе оставлять себе часть, установленную актами, включенными в обозначенный выше пакет документов, и направлять ее в специально создаваемые фонды — производственного развития, коллективного благосостояния, бонусов работникам. И чем больше размер получаемых таким образом дополнительных доходов, тем большую часть вправе оставлять себе предприятия <45>. ——————————— <45> Ibid.

Эти положения нашли отражение в положениях Закона 1988 г., согласно которым в ходе осуществления своей торгово-экономической деятельности предприятие может само реализовать часть сверхплановой продукции либо ее плановую часть. Среди прав, имеющихся у предприятия, Закон КНР 1988 г. выделяет право определять цену продукции, распоряжаться своими денежными средствами и заключать внешнеторговые договоры по согласованию с Государственным советом КНР (ст. ст. 26 — 28 Закона КНР 1988 г.). В этой связи отмечается, что с появлением права предприятий удерживать получаемые ими от сверхплановой продукции доходы они все же не получили прав собственности на средства производства. Закон КНР 1988 г. указывает на то, что управление внутри предприятия осуществляется на демократической основе, а работники вправе объединяться в профсоюз, представляющий их интересы (ст. ст. 10, 11 Закона КНР 1988 г.). Управление на предприятии осуществляется единолично директором, который назначается компетентным правительственным органом по согласованию с профсоюзом предприятия. Директор является законным представителем предприятия и несет ответственность за его деятельность (ст. 45 Закона КНР 1988 г.). Основные полномочия директора сводятся к выработке дальнейшего плана развития предприятия, осуществлению административного управления, контролированию процесса труда на предприятии. На предприятии может быть создано правление, состоящее из компетентных лиц и рабочих предприятия, в основном помогающих директору в выполнении его полномочий. Директор в данном случае исполняет обязанности председателя правления. Полномочия государства в лице компетентных правительственных ведомств в отношении предприятия сводятся к определению директивного плана, поставке материальных ресурсов, а также назначению на должность и освобождению от нее директора и других руководящих административных работников (ст. 55 Закона КНР 1988 г.). В случае если предприятие нарушает основные принципы осуществления своей торгово-экономической деятельности (например, без получения соответствующего разрешения), производство на данном предприятии прекращается на основании распоряжения регистрирующего органа, а незаконно полученные в ходе осуществления данной деятельности доходы подлежат конфискации (изъятию — ст. 59 Закона КНР 1988 г.). За нарушение ряда положений Закона КНР 1988 г. руководящие работники и должностные лица предприятия могут нести административную (например, наложение штрафа за злоупотребление служебным положением) и уголовную (например, за действия в корыстных целях под прикрытием общественных интересов) ответственность (ст. 62 Закона КНР 1988 г.). В 1985 — 1986 гг., до принятия Закона 1988 г. был принят ряд актов, в том числе Временный регламент о дальнейшем расширении автономии государственных предприятий и др. <46>, которые внесли изменения в права собственности предприятий. Согласно этим изменениям права предприятия по распоряжению собственностью расширились в двух направлениях: ——————————— <46> Provisional Regulations Regarding Further Expansion of the State-Owned Enterprises’ Autonomy (1985); Provisional Regulations to Enhance the Vigor of Large — and Medium-Size State-Owned Industrial Enterprises (1985); The Regulations Regarding Encouraging Horizontal Economic Cooperation (1986). См.: Wang Liming, Liu Zhaoniant. Op. cit.

— во-первых: предприятия получили право распоряжаться основным капиталом предприятия, в случаях, когда в его состав входит современное оборудование, — с разрешения вышестоящего департамента; переменным капиталом предприятия — доходом, полученным от производства сверхплановой продукции, оставшимся после уплаты налогов, который может использоваться по усмотрению предприятия, в том числе вкладываться в совместные предприятия и т. д.; товарами — кроме тех, что запрещены к продаже самими предприятиями. Предприятия также получили возможность за вознаграждение передавать свои изобретения, технологические улучшения и инновации другим действующим национальным предприятиям, а с разрешения Государственного совета — обращаться за выдачей иностранного патента или экспортировать свои изобретения; — во-вторых, предприятиям стало разрешено добровольно объединяться в ассоциации «горизонтального» экономического характера без различия принадлежности к разным отраслям промышленности, департаментам и нахождения в разных регионах страны, при этом различие в государственной и коллективной собственности состояло в том, что используемые такими ассоциациями в качестве имущественных взносов заводские здания, инфраструктура, технологии, патенты, товарные знаки перестали учитываться как часть основного капитала, разрешаемого государственным планом. Такие ассоциации получили и налоговое льготирование. Так, те из них, которые инвестировали в бедные, изолированные, сельские регионы, транспортную систему или энергетику, на пять лет получали право платить половину процентной ставки налога на прибыль. Для закрепления этих достижений в 1986 г. были приняты упоминавшиеся выше Общие положения гражданского права КНР. Они закрепили нормы, согласно которым предприятия общенародной собственности как юридические лица несут гражданскую ответственность имуществом, предоставленным им государством в хозяйственное управление, а предприятия коллективной собственности как юридические лица несут гражданскую ответственность имуществом, находящимся в их собственности (ст. 48). Это фактически означает, что после того как государственное предприятие приобретает статус юридического лица, его собственность является отделенной от собственности государства и от собственности участников (управляющих). Оно получает право владеть, пользоваться, извлекать доходы и распоряжаться такой собственностью в порядке управления, но не как полноправной собственностью. Поэтому оно может быть легко ограничено разного рода предписаниями чиновников местного уровня и надзорными административными органами. Таким образом, качественные права юридического лица данным предприятиям все-таки и в настоящее время не гарантируются <47>. ——————————— <47> Wang Liming, Liu Zhaoniant. Op. cit.

В Южно-Африканской Республике значительная часть ключевых отраслей инфраструктуры страны (железные дороги, порты, аэропорты, выработка и передача электроэнергии, коммунальное хозяйство, радио) находится в руках государства или государственных компаний. Государство — крупнейший акционер национального телекоммуникационного гиганта «Telcom». В 2002 г. в ЮАР была создана национальная нефтедобывающая (в стране и за рубежом) компания «Petroleum», «Oil and Gas Corporation of South Africa» («PetroSA»), которая также владеет и управляет крупнейшим в мире заводом по сжижению газа в «Mossel Bay». В 2007 г. правительство ЮАР учредило «African Exploration, Mining & Finance Corporation» (AEMFC) в качестве первого шага по созданию национальной горнодобывающей компании. Планируется, что компания станет ведущим производителем угля, хрома, алмазов, золота, железной руды, марганца, никеля, платины, титана и урана <48>. ——————————— <48> Кондратьев В. Б. Цит. соч.

Деятельность государственных компаний регулируется в ЮАР Законом 2008 г. «О компаниях» <49> и Законом 1999 г. «О государственном бюджете» <50>, регламентирующем процедуру принятия и утверждения государственного бюджета и ряд вопросов, касающихся финансирования таких предприятий. Эти законы предусматривают несколько разновидностей государственных предприятий. ——————————— <49> Companies Act No. 71 of 2008 // Government gazette, 9 April of 2009. URL: http://www. pmg. org. za/files/bills/090408a71-08.pdf (дата обращения: 21.03.2012). Он заменил Закон «О компаниях» 1973 г. <50> Public Finance Management Act N 1 of 1999 // Government gazette, 2 March of 1999. URL: http://www. dac. gov. za/acts/PFMA. pdf (дата обращения: 04.04.2013).

Закон 1999 г. в числе государственных предприятий (public entities <51>) называет: ——————————— <51> См. подробнее: Interim guide for creating public entities at the national sphere of government. Department of Public Service and Administration National Treasury. March 2002. URL: http:// www. treasury. gov. za/ legislation/ pfma/ public%20entities/ Interim%20Guide%20for%20creating%20public%20entities. pdf (дата обращения: 06.04.2013).

— «правительственное коммерческое предприятие» (national government business enterprise) — юридическое лицо, подконтрольное органам исполнительной власти (under the ownership control), занимающееся коммерческой деятельностью, состоящей главным образом в предоставлении товаров или услуг на основе обычных принципов ведения бизнеса, полностью или частично финансируемое из Национального фонда доходов или от отчислений от собираемых налогов, сборов или иных статутных денег; — «национальное публичное предприятие» (national public entity) — совет, правление (коллегия) (board), комиссия (commission), компания (company), корпорация (corporation), фонд (fund) либо иная структура (other entity), созданная на основании национального законодательства, полностью либо частично финансируемая государством и подотчетная парламенту (ст. 1 Закона ЮАР 1999 г.). Подконтрольность органам государственной власти означает возможность последних осуществлять любые следующие полномочия в целях определения финансового и административного положения таких предприятий с тем, чтобы наилучшим образом извлекать прибыль из их деятельности: 1) назначать и смещать всех или большинство членов правления такого предприятия или аналогичных им членов правительственного органа; 2) назначать и смещать высших исполнительных лиц таких предприятий (chief executive officers, например, секретарей компании); 3) не учитывать все или большинство голосов на собрании членов правления такого предприятия или аналогичных им членов правительственного органа; 4) контролировать все или большинство голосов на общем собрании участников таких предприятий, имеющих право голоса. Как видим, формат public entities предполагает различную степень их самостоятельности. Правительственные коммерческие предприятия, которые самостоятельно зарабатывают свои деньги, обладают наиболее широкой автономией, поскольку принимают решения и действуют в конкурентной рыночной среде в соответствии с практиками конкурентного рыночного поведения. Они, как правило, платят налоги и могут, если это вызывается необходимостью, выплачивать дивиденды. Национальные публичные предприятия, как правило, представляют собой структурные подразделения министерских департаментов, наделяемые полномочиями совершать особые действия, находящиеся в сфере экономической или социальной ответственности правительства. Они более тесно связаны с правительственными фондами и государственным финансированием (через Национальный фонд доходов или статутные деньги), что обусловливает необходимость отчетности таких предприятий за получаемые деньги перед правительством. Поэтому правительство в лице соответствующего министра ежегодно утверждает бюджет таких предприятий <52>. ——————————— <52> Ibid.

Закон о компаниях (сначала 1973 г., а затем нынешний, 2008 г.) закрепляет такую форму деятельности государственного предприятия, как государственная компания (state-owned company). Согласно его положениям state-owned company — это юридическое лицо, осуществляющее коммерческую деятельность и зарегистрированное на основании данного Закона, а также подпадающее под действие и Закона «О системе органов местного самоуправления» 2000 г. <53>. В таком качестве в рамках Закона о компаниях 1973 г. были созданы компании SAA, «Transnet», «Eskom», «Safcol», «Alexkor», «Denel», PBMR, «Broadband Infraco», «Aventura» и SAX <54>. Все компании (кроме «Denel») также действуют на основании специального закона, устанавливающего цели деятельности, полномочия и функции каждой из них <55>. По смыслу данного закона государственные компании, созданные на основе его положений, призваны заниматься предпринимательской деятельностью. ——————————— <53> Municipal Systems Act 2000 // The local government system in South Africa. 31.7.2009. URL: http://www. google. ru/ (дата обращения: 04.04.2013). <54> Подробнее об этих компаниях см. на сайте Департамента государственных предприятий ЮАР: http://www. dpe. gov. za/state (дата обращения: 04.04.2013). <55> DPE 2011-2014. Department of public enterprises strategic plan. 23/01/2012. URL: http://www. dpe. gov. za/library6_legislation (дата обращения: 04.04.2013).

В государственной компании в обязательном порядке должны быть учреждены определенные органы (скажем, ревизионная комиссия — audit committee) и должностные лица: секретарь компании (company secretary) и аудитор (auditor) <56>, каждый из которых обладает определенными полномочиями, необходимыми для внутреннего управления ее деятельностью. Что касается общего собрания акционеров и правления, в соответствующих статьях Закона 2008 г. (например, ст. ст. 57, 61, 66 и др.) говорится о том, что нормы о собрании акционеров и правлении не распространяются на state-owned company. Рассмотрим этот вопрос на примере государственной компании «Alexkor». Как отмечалось выше, она действует на основании специального закона — «Alexkor Limited Act» (N 116 of 1992) <57>. Этот Закон закрепляет положения, согласно которым правление (board of directors) означает правление согласно смыслу, вложенному в этот термин положениями секции 5 «Alexander Bay Development Corporation Act», 1989 (Act N 46 of 1989 — подп. (i) п. 1 Закона), держателем акций компании является государство (п. 4(3)(a)). При этом министр по делам публичных предприятий (minister for public enterprise) с согласия министра финансов вправе продать любому лицу либо иным образом распорядиться акциями, держателем которых является государство, при соблюдении следующих условий: ——————————— <56> Companies Act Guide. URL: http://www. bdo. co. za/documents/BDO%20CoAct08e. pdf (дата обращения: 06.04.2013). <57> Government Gazette. Vol. 325. 8 July 1992. N 14120. URL: http://www. info. gov. za/view/DownloadFileAction? id=122175 (дата обращения: 06.04.2013).

1) такая продажа или иное распоряжение будут иметь место только после предложения к продаже посредством проспекта эмиссии и непосредственно до листинга компании на фондовой бирже Йоханнесбурга; 2) акции будут проданы по рыночной цене; 3) механизм распоряжения акциями будет таким, что акции смогут приобрести работники этого предприятия согласно правилам торговли, действующим на фондовой бирже Йоханнесбурга; 4) в меморандуме и статьях ассоциации будет закреплено требование о том, что: а) никто не может прямо или косвенно владеть более чем 20% акций компании; б) общий объем акций, принадлежащих иностранным акционерам, не превысит 20% выпущенного капитала компании. Возвращаясь к должностям секретаря компании, аудитора и ревизионной комиссии, отметим, что основные полномочия секретаря компании сводятся к осуществлению управленческих полномочий по финансовым операциям компании, в том числе к подготовке годового финансового отчета компании (ст. 88 Закона ЮАР 2008 г.). Он может быть назначен как учредителем компании при ее создании, так и советом директоров или акционерами в течение сорока дней с момента регистрации компании (ст. 86 Закона ЮАР 2008 г.). Осуществление функции финансового директора может быть поручено также юридическому лицу. Должность аудитора создается при учреждении государственной компании, аудитор утверждается на ежегодном собрании акционеров. Основной обязанностью аудитора является проверка определенных финансовых операций компании. Аудитор имеет право доступа к любым документам бухгалтерского учета компании (ст. 93 Закона ЮАР 2008 г.). На каждом ежегодном общем собрании акционеров утверждают состав ревизионной комиссии, состоящей как минимум из трех человек (ст. 94 Закона ЮАР 2008 г.). Порядок избрания членов ревизионной комиссии аналогичен порядку избрания аудитора. Полномочия ревизионной комиссии заключаются в представлении на должность аудитора компании, определении стоимости услуг аудитора, проведении внутреннего финансового контроля деятельности компании, а также представлении своих заключений по поводу финансовой отчетности компании.

Выводы

Изложенное позволяет сделать следующие общие выводы. Выявлено, что каково бы ни было отношение государственных предприятий к собственности (например, право оперативного управления в Российской Федерации и Китае; наличие собственного имущества, при том что капитал, находящийся в собственности штатов, муниципалитетов и федерального округа или их учреждений, отправляющих функции публичной администрации в Бразилии, нахождение капитала (акций) в собственности государства в ЮАР и пр.), при его изначальной несхожести, все государственные предприятия объединяет их общая направленность, обусловливаемая их функциональным назначением, тесно связанным с целью их деятельности. Последняя видится законодателю исследованных стран на пути отправления политической, экономической либо социальной функции. Этим обстоятельством обусловлены также повышенные требования законодателя к административно-хозяйственной и финансовой отчетности (например, обязательный аудит в ЮАР, личная ответственность директоров предприятий в Китае, производство закупок такими предприятиями на публичных торгах в Бразилии и т. д.), особому режиму лиц (органов), осуществляющих административно-финансовые функции на таких предприятиях. Показано, что статус таких предприятий в зависимости от решаемых задач может варьироваться от юридических лиц публичного до юридических лиц частного права. В качестве тенденции следует отметить выявленное смещение акцента на участие государства в экономическом обороте с использованием для этой цели миноритарного участия в капитале предприятий частного сектора экономики, выдачи концессий и т. п. (как, например, в России и Бразилии).

Библиография

Акты и документы

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 11.02.2013) // Российская газета. 08.12.1994. Закон КНР от 13.04.1988 «О промышленных предприятиях общенародной собственности» // Законодательство Китая. Экономическое право. URL: http://chinalawinfo. ru/economic_law/law_industrial_enterprises_national (дата обращения 23.02.2013). Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (ред. 30.12.2008) // Российская газета. 21.01.2009. Конституция Федеративной Республики Бразилия (05.10.1988) // Конституции зарубежных государств: Учеб. пособие / Сост. проф. В. В. Маклаков. 3-е изд., перераб. и доп. М.: БЕК, 2001. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009) // Вестник ВАС РФ. 2009. N 11. Общие положения гражданского права КНР // Законодательство Китая. Гражданское право. URL: http://chinalawinfo. ru/civil_law/general_principles_civil_law (дата обращения 23.02.2013). Постановление Правительства МО от 08.09.2011 N 974/35 «О создании Государственного казенного учреждения Московской области «Московская областная противопожарно-спасательная служба» путем изменения типа» // Информационный вестник Правительства МО. 1. 2011. N 12. Ч. 1. Постановление Правительства МО от 17.10.2007 N 787/37 (ред. от 29.03.2011) «О создании государственного учреждения Московской области «Московская областная противопожарно-спасательная служба» // Информационный вестник Правительства МО. 26.11.2007. N 11. Постановление Правительства МО от 22.06.2001 N 188/21 (ред. от 11.01.2005) «О создании государственного учреждения Московской области «Центр государственной вневедомственной экспертизы и ценообразования в строительстве» // Информационный вестник Правительства МО. 23.08.2001. N 9. Постановление Правительства МО от 26.02.2010 N 99/6 (ред. от 01.04.2011) «О государственном автономном учреждении Московской области «Московская областная государственная экспертиза» (вместе с «Уставом государственного автономного учреждения Московской области «Московская государственная экспертиза») // Информационный вестник Правительства МО. 31.03.2010. N 3. Об автономном учреждении см.: http://www. moexp. ru/glavnaya/ (дата обращения: 02.04.2013) Постановление Правительства РФ от 17.02.1993 N 138 (ред. от 28.12.2005) «Об учреждении Российского акционерного общества «Газпром» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 9. Ст. 738. Постановление Правительства РФ от 18.09.2003 N 585 (ред. от 19.12.2012) «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги» // СЗ РФ. 2003. N 39. Ст. 3766. Правовые новости. Специальный выпуск «Комментарий к проекту изменений Гражданского кодекса Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc;base=LAW;n=140912 (дата обращения: 02.04.2013) Распоряжение Правительства Москвы от 07.03.2012 N 105-РП «О создании Государственного бюджетного учреждения города Москвы «Малый бизнес Москвы» // Вестник мэра и Правительства Москвы. 15.03.2012. N 16. О бюджетном учреждении см.: http://www. mbm. ru/about/ (дата обращения: 02.04.2013). Указ Президента РФ от 05.11.1992 N 1333 (ред. от 12.05.1997) «О преобразовании Государственного газового концерна «Газпром» в Российское акционерное общество «Газпром» // Вестник СНД и ВС РФ. 1992. N 45. Ст. 2607. Федеральный закон от 01.12.2007 N 317-ФЗ (ред. от 25.06.2012) «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» // Российская газета. 05.12.2007. Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «Об автономных учреждениях» // Российская газета. 08.11.2006. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 11.02.2013) «О некоммерческих организациях» // Российская газета. 24.01.1996. Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // Парламентская газета. 03.12.2002. Федеральный закон от 17.07.2009 N 145-ФЗ (ред. от 25.04.2012) «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 20.07.2009. Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ (ред. от 25.04.2012) «О концессионных соглашениях» // Российская газета. 26.07.2005. Этеквинская декларация и Этеквинский план действий. 27 марта 2013 года. URL: http://президент. рф/%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B8/1430 (дата обращения: 02.04.2013). Alexkor Limited Act N 116 of 1992 // Government Gazette. Vol. 325. 8 July 1992. N 14120. URL: http://www. info. gov. za/view/DownloadFileAction? id=122175 (дата обращения: 06.04.2013). Companies Act N 71 of 2008 // Government gazette, 9 April of 2009. URL: http://www. pmg. org. za/files/bills/090408a71-08.pdf (дата обращения: 21.03.2012). Decreto-lei 200, de 25 de fevereiro de 1967. a da Federal, estabelece diretrizes para a Reforma Administrativa e outras . Texto compilado // DOU de 27.02.1967 e retificado em 17.07.1967. URL: http://www. planalto. gov. br/ccivil_03/decreto-lei/del0200.htm (дата обращения: 03.04.2013). Lei no 6.404, de 15 de dezembro de 1976, sobre as Sociedades por // D. O. DE 17/12/1976, P. 1 (Suplemento). URL: http://www. planalto. gov. br/ccivil_03/leis/L6404consol. htm (дата обращения: 28.03.2013). Municipal Systems Act 2000 // The local government system in South Africa. 31.7.2009. URL: http://www. google. ru/ (дата обращения: 04.04.2013) Public Finance Management Act N 1 of 1999. // Government gazette, 2 March of 1999. URL: http://www. dac. gov. za/acts/PFMA. pdf (дата обращения: 04.04.2013) The Regulations on the Expansion of Operational Management Autonomy for State-Owned Industrial Enterprises; The Regulations on Retention of Profits by State-Owned Enterprises; The Provisional Regulations on Levying Fixed Capital Tax in State-Owned Enterprises; The Provisional Regulations on Acceleration of Depreciation of Fixed Capital for State-Owned Enterprises and Improvement of the Usage of the Depreciation Fund; The Provisional Regulations on Adoption of Loan and Credit Methods for Floating Capital in Industrial Enterprises; Provisional Regulations Regarding Further Expansion of the State-Owned Enterprises’ Autonomy (1985); Provisional Regulations to Enhance the Vigor of Large — and Medium-Size State-Owned Industrial Enterprises (1985); The Regulations Regarding Encouraging Horizontal Economic Cooperation (1986). См.: Wang Liming, Liu Zhaoniant (translated by Fu Xiaoshuang and Wu Yanlei). On the property rights system of the state enterprises in China // Law and contemporary problems. Vol. 52. No. 3. P. 19 — 42. URL: http://scholarship. law. duke. edu/cgi/viewcontent. cgi? article=3998&context;=lcp&sei-redir;=1&referer;=http%3A%2F%2F (дата обращения: 05.04.2013).

Монографии и статьи

Беликова К. М. «Консервация» ипотечных агентств в США: уроки кризиса // Законодательство и экономика. 2012. N 11. Беликова К. М. Государственные предприятия в странах Латинской Америки: перспективы развития // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». 2011. N 3. С. 56 — 58. URL: http://electronic. ruzh. org/ (дата обращения: 07.06.11). Братусь С. Н. Юридические лица в советском гражданском праве: понятие, виды, государственные юридические лица. М.: Юрид. изд-во Минюста СССР, 1947. Горная энциклопедия. Индия. URL: http://www. mining-enc. ru/i/indiya/ (дата обращения: 02.04.2013). —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Учебник «Гражданское право: В 4 т. Общая часть» (том 1) (под ред. Е. А. Суханова) включен в информационный банк согласно публикации — Волтерс Клувер, 2008 (3-е издание, переработанное и дополненное). —————————————————————— Гражданское право: В 4 т. / Отв. ред. Е. А. Суханов. М.: Волтерс Клувер, 2006. Т. 1: Общая часть. Жигалов Д. В. Автономные учреждения: актуальные вопросы деятельности. М.: Фонд «Институт экономики города», 2010. Кондратьев В. Б. Государственный капитализм на марше // Перспективы (исторический портал). 24/08/2012. URL: http://www. perspektivy. info/rus/ekob/gosudarstvennyj_kapitalizm_na_marshe_2012-08-24.htm (дата обращения: 02.04.2013). Сосна С. А. Концессионное соглашение — новый вид договора в российском праве // Журнал российского права. 2003. N 2. Сосна С. А. Концессионные соглашения. Теория и практика. М., 2002. Bortolotti B., Faccio M. Government control of privatized firms. The Review of Financial Studies. 2009. Vol. 22. N 8. . Curso de Direito Administrativo, Malheiros, ed. Paulo. Ed. Malheiros. P. 101. Companies Act Guide. URL: http://www. bdo. co. za/documents/BDO%20CoAct08e. pdf (дата обращения: 06.04.2013). DPE 2011 — 2014. Department of public enterprises strategic plan. 23/01/2012. URL: http://www. dpe. gov. za/library6_legislation (дата обращения: 04.04.2013). Guanyu Jingji Tizhi Gaige. Central committee of the Chinese communist party. Resolution on reform of the economic system. 12. Interim guide for creating public entities at the national sphere of government. Department of Public Service and Administration National Treasury. March 2002. URL: http:// www. treasury. gov. za/ legislation/ pfma/ public%20entities/ Interim%20Guide%20for%20creating%20public%20entities. pdf (дата обращения: 06.04.2013). . Empresas luz das recentes reformas (EC 19/98) // Revista Jus Navigandi. Teresina, ano 4, n. 33, 1 jul. 1999. URL: http://jus. com. br/revista/texto/384 (дата обращения: 02.04.2013). Tong Rou, Zhao Zongfu & Zheng Lichun, Minfa Gailun. Introduction to civil law. 1982. P. 97 — 98. Wang Liming, Liu Zhaoniant (translated by Fu Xiaoshuang and Wu Yanlei). On the property rights system of the state enterprises in China // Law and contemporary problems. Vol. 52. No. 3. P. 19 — 42. URL: http://scholarship. law. duke. edu/cgi/viewcontent. cgi? article=3998&context;=lcp&sei-redir;=1&referer;=http%3A%2F%2F (дата обращения: 05.04.2013).

——————————————————————