Место норм международного права в правовой системе Российской Федерации

(Разумов Ю. А.) («Международное право и международные организации», 2013, N 2)

МЕСТО НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ю. А. РАЗУМОВ

Разумов Юрий Андреевич — соискатель кафедры государственно-правовых дисциплин Национального института бизнеса.

В статье раскрываются роль и положение норм международного права в правовой системе Российского государства. Особое внимание уделено уровням и порядкам правового регулирования, в которых используются нормы международного права. Автором рассмотрены взгляды ученых по данному направлению и сделаны выводы по соотношению внутригосударственного и международного права. Новизна данной статьи заключается в разделении норм международного и внутригосударственного права на порядки. Цель — подробно рассмотреть соотношение внутригосударственного и международного права.

Ключевые слова: международное право, место, роль, нормы права, внутригосударственное право, Российская Федерация, правовая система, источники права, трансформация, принципы права.

The place of international legal norms in the legal system of the Russian Federation Yu. A. Razumov

The article is devoted to the role and place of norms of international law within the russian legal system. Much attention is paid to the levels and orders of legal regulation in the sphere of application of international law. The author analyzed the views of legal scholars on this issue, and he made some conclusions on correlation between international and national legal norms. The novelty of this article was in separating international and national norms into orders. The goal was to provide detailed evaluation of international and national law.

Key words: international law, place, role, norms of law, domestic law, Russian Federation, legal system, sources of law, transformation, principles of law.

В теории права важное место занимает вопрос о месте норм международного права в правовой системе государства. Например, говоря о нормах международного права в правовой системе Российской Федерации, необходимо отметить, что данные нормы становятся частью этой правовой системы и даже частью внутригосударственного права. Тем не менее единого мнения сформулировано не было. Это связано в первую очередь с особенностями существования и развития каждого государства <1>. В России данная проблема решена в п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» <2>. Данное положение исключает толкование нормы в дуалистическом варианте (международное и внутригосударственное право изолированы друг от друга и независимы) и в монистическом, при котором национальное право занимает верховенствующее положение по отношению к международному. Невозможность данного явления обусловлена объективными причинами — нормы международного и нормы национального права представляют собой элементы различных правовых порядков. В своей статье автор более подробно рассмотрит данное правовое явление. ——————————— <1> Гинзбурге Дж. Американская юриспруденция о взаимодействии международного и внутреннего права // Государство и право. 1994. N 11. <2> Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. N 237.

Необходимость детального правового регулирования различных сторон общественной жизни присутствует всегда, но особенно она ощутима в условиях, когда меняются реалии жизни, появляются новые области отношений, требующие упорядоченности, либо ускоряется динамика общественных процессов <3>. Тем самым изучение системы международного права имеет большое значение для наиболее эффективного правового регулирования отношений в области организации и социально-бытового обеспечения деятельности национальных вооруженных сил, в том числе и в сфере пограничной деятельности. ——————————— <3> Корякин В. М. Введение в теорию военного права: Монография // Российский военно-правовой сборник: Военное право в XXI веке. Серия «Право в Вооруженных Силах — консультант». М., 2007. N 9. С. 1.

В общей теории права и теории международного права признается наличие двух систем права: внутригосударственного (или национального <4>) и международного. Любое международное соглашение закреплено в рамках этих двух систем в качестве института, нормы, отрасли, подотрасли, системы, подсистемы и т. д. От создания этих условий зависит достижение целей международного и национального правового регулирования общественных отношений, относящихся к объекту обеих систем права. ——————————— <4> Аддису Г. А. Соотношение международного и внутригосударственного права: на примере Эфиопии: Дис. … канд. юр. наук, 12.00.10. М.: РУДН, 2002; Дударев А. В. Нотариат: Аспекты международного и национального права: Дис. … канд. юр. наук, 12.00.10. М.: РУДН, 2000; Рияд Т. Ш. Соотношение международного и внутригосударственного (национального) права: Теоретические аспекты: Дис. … канд. юр. наук, 12.00.10. М.: РУДН, 2003.

Научные представления о природе и формах взаимодействия международного и национального права нередко отражены в основе определения средств и способов осуществления международно-правовых норм на территории конкретного государства, создании механизма государственно-правового обеспечения реализации международно-правовых норм во внутреннем праве <5>. ——————————— <5> Ковалев А. А., Черниченко С. В. Международное право. М.: ДА МИД России, 2008. С. 43.

Б. И. Зимненко отмечает это при цитировании некоторых положений, находящихся в ряде законодательных актов Российской Федерации. Тем самым он показывает, что законодатель рассматривает международное и национальное право как самостоятельные правовые порядки и элементы, действующие в правовой системе России <6>. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Учебник «Международное право и правовая система Российской Федерации. Общая часть: Курс лекций» (Зимненко Б. Л.) включен в информационный банк согласно публикации — Статут, РАП, 2010. —————————————————————— <6> Зимненко Б. Л. Международное право и правовая система Российской Федерации: Монография. М.: Российская академия правосудия; Статут, 2006. С. 135.

Так, например, в соответствии с п. 2 ст. 1 Уголовного кодекса Российской Федерации, Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации <7>, общепризнанных принципах и нормах международного права. ——————————— <7> Конституция Российской Федерации, принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. N 237.

В соответствии с Законом «О Государственной границе Российской Федерации» <8> Российская Федерация сотрудничает с иностранными государствами в сфере защиты Государственной границы на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации. ——————————— <8> Закон Рос. Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» по состоянию на 30 дек. 2008 г. // Вед. Съезда народн. депутатов Рос. Федерации и Верх. Совета Рос. Федерации. 1993. N 17. Ст. 594.

Если учитывать в этих случаях процедуру «трансформации», то в правовую систему Российской Федерации уже включаются не нормы международного права, а лишь отдельные положения. Для того чтобы подобные нормы международного права вошли в правовую систему Российской Федерации, они должны быть способными регулировать отношения, возникающие между субъектами национальной правовой системы. Однако все это не может объективно произойти, даже если все государства выразят свою волю. В связи с этим нельзя буквально толковать п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации в части включения в правовую систему Российской Федерации общепризнанных принципов и норм международного права. Как отмечал Б. Л. Зимненко, в правовую систему Российской Федерации вошли положения, отраженные в вышеупомянутой категории норм международного права, одной из форм существования которой является правовой обычай. Таким образом, в правовую систему Российской Федерации вошли источники международного права, получившие возможность действовать с соответствующей санкции государства <9>. Так осуществляется процедура включения в правовую систему международно-правовых положений, формой существования которых являются источники международного права и, как следствие, комплексные нормы. При этом подобные комплексные нормы входят именно в правовую систему, но не систему права государства. Это происходит по ряду причин <10>. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Учебник «Международное право и правовая система Российской Федерации. Общая часть: Курс лекций» (Зимненко Б. Л.) включен в информационный банк согласно публикации — Статут, РАП, 2010. —————————————————————— <9> Зимненко Б. Л. Международное право и правовая система Российской Федерации: Монография. М.: Российская академия правосудия; Статут, 2006. С. 136. —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Учебник «Международное право и правовая система Российской Федерации. Общая часть: Курс лекций» (Зимненко Б. Л.) включен в информационный банк согласно публикации — Статут, РАП, 2010. —————————————————————— <10> См.: Там же. С. 136 — 138.

Во-первых, норма национального права, ее нормативное содержание формируется только самим государством. Государство вправе сформулировать саму норму, изменить и отменить ее. Кроме того, в соответствии с системой иерархии нормативных правовых актов Российской Федерации подобные действия должны проходить в том же порядке, в каком проходило принятие конкретных норм права. Нормативный правовой акт может быть изменен, дополнен или отменен путем принятия другого нормативного акта, обладающего не меньшей юридической силой, чем изменяемый. Рассматривая комплексные нормы права, стоит отметить, что в них находятся международно-правовые положения, которые являются результатом взаимодействия двух или более субъектов международного права. В связи с этим государство не вправе в одностороннем порядке изменить какие-либо положения комплексной нормы, формой существования которой стали источники международного права. Во-вторых, любая национальная правовая норма имеет определенную форму. В Российской Федерации признанными источниками (формами) национального права являются: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации, распоряжения и судебные решения (прецеденты), обычаи и др. Как уже было отмечено, источниками международного права являются международные договоры, международно-правовые обычаи, общие принципы права, судебные решения и правовая доктрина. Так как нормы международного права не могут стать частью правовой системы Российской Федерации, тем более частью законодательства, то перечисленные выше источники не могут считаться самостоятельной формой права государства. Применительно к существованию комплексных норм, образуемых в правовой системе государства вследствие действия отсылок, речь идет о сложных формах, являющихся слиянием международного и национального права. Таким образом, норма международного права относится к источникам международного права. Норма внутригосударственного права закрепляется в источниках национального права, при этом в комплексной норме отражаются источники обеих систем. Представляется, что такой подход не позволяет включать комплексные нормы ни в систему международного, ни в систему внутригосударственного права, однако позволяет включить такие нормы именно в правовую систему государства. В-третьих, государственные органы, реализующие комплексные нормы права, должны учитывать, что данные нормы связаны как с национальной, так и с международной правовыми системами. И если рассматривать комплексные нормы как составную часть права страны, то данные нормы должны объективно функционировать согласно правилам и принципам, характерным именно для данной нормативной системы, что, в свою очередь, не может привести к нарушению соответствующих международно-правовых норм. Наличие вышеупомянутой связи в отношении толкования комплексной нормы не может не обусловливать включения международно-правовых положений именно в правовую систему страны, а не в систему права. Таким образом, стоит согласиться с Б. Л. Зимненко, что международно-правовые положения и основанные на них комплексные нормы входят только в состав правовой системы государства. Нормы международного права ни при каких условиях не могут формировать ни правовую систему права, ни тем более законодательство страны. Также можно говорить о том, что частью правовой системы государства стали источники международного права, закрепившие международно-правовые положения, определяющие содержание комплексной нормы. Речь может идти и об общепризнанных принципах международного права, которые используются субъектами международного права в сфере межгосударственных отношений. Стоит отметить, что наибольшее значение имеют те, которые связаны с вопросами международной безопасности, так как невозможно строить какие-либо межгосударственные отношения в отсутствие отношений, основанных на мирном сосуществовании государств. В законодательстве Российской Федерации в сфере пограничной деятельности, так же как и в национальном законодательстве в целом, часто используется выражение «общепризнанные принципы и нормы международного права». Однако в настоящее время нет единого подхода к определению данного понятия, а также его юридического закрепления. Не раскрывает данное понятие и доктрина международного права. С. В. Черниченко считал, что понятия «принципы международного права» и «общепризнанные нормы международного права» равнозначны. Также отмечалось, что общепризнанные нормы считаются таковыми, потому что большинство субъектов международного права прямо или косвенно принимают их как обязательные. Данные нормы, по мнению автора, образуют своеобразный каркас международного права. Общепризнанной считается, например, норма, предусматривающая неприкосновенность дипломатического представителя, или норма, закрепляющая свободу судоходства в открытом море. Такие нормы могут учитываться в двусторонних и многосторонних международных договорах, признание их как общепризнанных остается в любом случае <11>. При этом понятие «общепризнанный принцип» обладает видовым характером, а понятие «общепризнанная норма» — родовым. Любой общепризнанный принцип является общепризнанной нормой международного права, но не каждая общепризнанная норма является общепризнанным принципом международного права. ——————————— <11> Черниченко С. В. Нормы и принципы международного права. М.: Научная книга, 1998. С. 9, 13.

Таким образом, можно сделать вывод, что наличие двух систем права внутригосударственного и международного — составляет основу существования любого государства. Разница лишь в соотношении данных видов. При этом любое международное соглашение закрепляется в рамках этих двух систем в качестве института, нормы, отрасли, подотрасли, системы, подсистемы и т. д. При этом нормы международного и нормы национального права представляют собой элементы различных правовых порядков. Это подтверждается следующим примером: в соответствии с п. 2 ст. 1 Уголовного кодекса Российской Федерации, Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации <12>, общепризнанных принципах и нормах международного права. В соответствии с Законом «О Государственной границе Российской Федерации» <13> Российская Федерация сотрудничает с иностранными государствами в сфере защиты Государственной границы на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации. ——————————— <12> Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. N 237. <13> Закон Рос. Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (по состоянию на 30 дек. 2008 г.) // Вед. Съезда народн. депутатов Рос. Федерации и Верх. Совета Рос. Федерации. 1993. N 17. Ст. 594.

Библиография

1. Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. N 237. 2. Закон Рос. Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации»: по состоянию на 30 дек. 2008 г. // Вед. Съезда народн. депутатов Рос. Федерации и Верх. Совета Рос. Федерации. 1993. N 17. Ст. 594. 3. Аддису Г. А. Соотношение международного и внутригосударственного права: На примере Эфиопии: Дис. … канд. юр. наук, 12.00.10. М.: РУДН, 2002. 4. Гинзбурге Дж. Американская юриспруденция о взаимодействии международного и внутреннего права // Государство и право. 1994. N 11. 5. Дударев А. В. Нотариат: Аспекты международного и национального права: Дис. … канд. юр. наук, 12.00.10 М.: РУДН, 2000. —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Учебник «Международное право и правовая система Российской Федерации. Общая часть: Курс лекций» (Зимненко Б. Л.) включен в информационный банк согласно публикации — Статут, РАП, 2010. —————————————————————— 6. Зимненко Б. Л. Международное право и правовая система Российской Федерации: Монография. М.: Российская академия правосудия; Статут, 2006. С. 135. 7. Ковалев А. А., Черниченко С. В. Международное право. М.: ДА МИД России, 2008. С. 43. 8. Корякин В. М. Введение в теорию военного права: Монография // Российский военно-правовой сборник: Военное право в XXI веке: Серия «Право в Вооруженных Силах — консультант». М., 2007. N 9. С. 1. 9. Рияд Т. Ш. Соотношение международного и внутригосударственного (национального) права: Теоретические аспекты: Дис. … канд. юр. наук, 12.00.10. М.: РУДН, 2003. 10. Черниченко С. В. Нормы и принципы международного права. М.: Научная книга, 1998. С. 9, 13.

References (transliteration)

1. Addisu G. A. Sootnoshenie mezhdunarodnogo i vnutrigosudarstvennogo prava: Na primere Jefiopii: Dis. … kand. jur. nauk, 12.00.10. M.: RUDN, 2002. 2. Ginzburge Dzh. Amerikanskaja jurisprudencija o vzaimodejstvii mezhdunarodnogo i vnutrennego prava // Gosudarstvo i pravo. 1994. N 11. 3. Dudarev A. V. Notariat: Aspekty mezhdunarodnogo i nacional’nogo prava: Dis. … kand. jur. nauk, 12.00.10. M.: RUDN, 2000. 4. Zimnenko B. L. Mezhdunarodnoe pravo i pravovaja sistema Rossijskoj Federacii: Monografija. M.: Rossijskaja akademija pravosudija; Statut, 2006. S. 135. 5. Kovalev A. A., Chernichenko S. V. Mezhdunarodnoe pravo. M.: DA MID Rossii, 2008. S. 43. 6. Korjakin V. M. Vvedenie v teoriju voennogo prava: Monografija // Rossijskij voenno-pravovoj sbornik: Voennoe pravo v XXI veke: Serija «Pravo v Vooruzhennyh Silah — konsul’tant». M., 2007. N 9. S. 1. 7. Rijad T. Sh. Sootnoshenie mezhdunarodnogo i vnutrigosudarstvennogo (nacional’nogo) prava: Teoreticheskie aspekty: Dis. … kand. jur. nauk, 12.00.10. M.: RUDN, 2003. 8. Chernichenko S. V. Normy i principy mezhdunarodnogo prava. M.: Nauchnaja kniga, 1998. S. 9, 13.

——————————————————————