Антидемпинговые меры: международно-правовое, наднациональное и национальное регулирование

(Ялбулганов А. А.) («Реформы и право», 2014, N 1)

АНТИДЕМПИНГОВЫЕ МЕРЫ: МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ, НАДНАЦИОНАЛЬНОЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ <*>

А. А. ЯЛБУЛГАНОВ

——————————— <*> Работа выполнена в рамках индивидуального исследовательского гранта Научного фонда НИУ ВШЭ N 12-01-0198 «Антидемпинговая пошлина и антидемпинговые процедуры», 2013 — 2014.

Ялбулганов Александр Алибиевич — профессор, доктор юридических наук, профессор кафедры финансового права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

В статье исследуются теоретические основы антидемпингового регулирования. Рассматриваются понятия демпинга, антидемпинговых мер, центральное место среди которых занимает антидемпинговая пошлина. Особое внимание уделено антидемпинговым процедурам и соотношению международно-правового, наднационального и национального регулирования уровней их регулирования. В качестве стандарта международного регулирования исследуется Антидемпинговый кодекс ВТО. Наднациональная модель регулирования рассматривается на примере антидемпингового законодательства Таможенного союза ЕврАзЭС.

Ключевые слова: антидемпинговая мера, антидемпинговая пошлина, антидемпинговое регулирование, антидемпинговые процедуры, Антидемпинговый кодекс ВТО, антидемпинговое законодательство Таможенного союза ЕврАзЭС.

Anti-dumping measures: international, supranational and national legal regulation A. A. Yalbulganov

The article examines the theoretical foundations of the anti-dumping regulation. The notions of dumping, antidumping measures, anti-dumping duty are described. Particular attention is paid to anti-dumping procedures and the correlation of international, supranational and national levels of the legal regulation. WTO Anti-dumping Code is investigated as an international regulation standard. Supranational model of regulation is considered on the example of anti-dumping legislation of the EurAsEC Customs Union.

Key words: anti-dumping measure, anti-dumping duty, anti-dumping regulation, anti-dumping procedures, WTO Anti-Dumping Code, anti-dumping legislation of the EurAsEC Customs Union.

Антидемпинговые меры занимают особое место в инструментарии государственного регулирования внешнеторговой деятельности, поскольку активно используются в интересах защиты внутреннего рынка и отечественных производителей от ввоза иностранных товаров по заниженным ценам. Значение антидемпингового регулирования значительно возрастает в условиях экономических кризисов благодаря избирательному характеру воздействия антидемпинговых мер. Актуальность изучения правовых основ антидемпингового регулирования объясняется одновременно несколькими причинами, из которых наиболее важными, на наш взгляд, являются следующие. Во-первых, законодательство о защитных мерах на протяжении последних лет играло значимую роль в правовом механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации, однако с вхождением Российской Федерации в состав Таможенного союза ЕврАзЭС компетенции по антидемпинговому регулированию были переданы на наднациональный уровень, и на смену российскому законодательству о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах пришло единое для всех государств-членов Таможенного союза ЕврАзЭС нормативно-правовое регулирование порядка применения защитных мер во внешней торговле. Во-вторых, вступление Российской Федерации в ВТО в 2012 году привело к переоценке значимости международного регулятора антидемпинговой политики, и прежде всего — Антидемпингового кодекса ГАТТ. Этими причинами объясняется также и то, что, несмотря на сравнительно благополучное доктринальное сопровождение антидемпинговой проблематики в российской юридической науке <1>, пришло время вернуться к анализу правового режима антидемпингового регулирования и проанализировать сформировавшуюся за несколько последних лет новую правовую модель, сопоставляя национальный, наднациональный и международный уровни регулирования. ——————————— <1> Мы имеем в виду прежде всего такие работы, как: Шепенко Р. А. Антидемпинговый процесс. М., 2002; Козырин А. Н., Шепенко Р. А. Конкуренция на международных рынках и антидемпинговое регулирование. М., 1999; Трошкина Т. Н. Обязательные платежи в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности Российской Федерации. М., 2006; Ялбулганов А. А., Трошкина Т. Н. Пошлины в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности // Финансовое право. 2013. N 9. С. 19 — 23 и т. д.

Понятие антидемпингового регулирования. Сразу же отметим, что в российском законодательстве понятие «антидемпинговое регулирование» не используется. Это — доктринальное понятие, подобное аналогичным понятиям в налоговом, таможенном, валютном, бюджетном праве. При этом, если в валютном законодательстве Российской Федерации и таможенном законодательстве Таможенного союза ЕврАзЭС <2> аналогичные понятия приобретают легальное закрепление (в Федеральном законе «О валютном регулировании и валютном контроле» понятие «валютное регулирование» является базовым легальным понятием, не имеющим легальной дефиниции; в Таможенном кодексе Таможенного союза ЕврАзЭС это понятие исчерпывающим образом раскрывается через соответствующую легальную дефиницию), в налоговом и бюджетном законодательстве Российской Федерации понятия налогового или бюджетного регулирования не определяются. ——————————— <2> Так, в Таможенном кодексе Таможенного союза ЕврАзЭС (ст. 1) под таможенным регулированием понимается правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по Единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.

Что дает нам использование понятия антидемпингового регулирования и почему недостаточно использования в целях настоящего исследования, например легального понятия «антидемпинговые меры»? Во-первых, оно позволяет комплексно взглянуть на исследуемую проблему, вычленить институциональную, правовую и функциональную составляющие антидемпинговой политики, выявить и проанализировать принципы антидемпингового регулирования, стадии антидемпингового процесса. Во-вторых, исследование правовых основ антидемпингового регулирования предполагает сопоставление антидемпингового инструментария с иными защитными мерами, применяемыми в практике Российской Федерации и других государств — участников Таможенного союза ЕврАзЭС (компенсационными и специальными защитными мерами). В-третьих, для полноценного исследования антидемпингового регулирования необходимо провести сравнительный анализ антидемпингового законодательства в Таможенном союзе ЕврАзЭС с аналогичным законодательством Европейского союза, США, Китая и др. Наконец, исследование антидемпингового регулирования по сравнению с антидемпинговыми мерами позволяет более точно сделать акцент на отдельных инструментах антидемпинговой политики, которые в конечном счете не всегда приводят к применению собственно антидемпинговых мер. Понятие демпинга. В юридической науке под демпингом обычно понимают ввоз товаров по цене ниже нормальной стоимости. Такой подход к определению демпинга приводит к тому, что исследование антидемпингового регулирования и антидемпингового процесса осуществляется сразу нескольким отраслями юридической науки — административным, предпринимательским, таможенным, финансовым и международным правом. Сравним определение демпинга, содержащееся в действующих на данный момент и обязательных для Российской Федерации нормативных правовых актах. В Федеральном законе от 8 декабря 2003 года N 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» <3> демпинговый импорт определяется как импорт товара по цене ниже нормальной стоимости такого товара. ——————————— <3> Собрание законодательства РФ. 2003. N 50. Ст. 4851.

Аналогичные определения демпинга содержатся в законодательстве двух других государств — членов Таможенного союза. В Законе Республики Казахстан от 13 июля 1999 года N 421-I «Об антидемпинговых мерах» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 4 июля 2013 года) под демпингом понимаются поставки на территорию Республики Казахстан товара, реализуемого по цене ниже его нормальной стоимости <4>. Белорусское законодательство демпинговый импорт определяет как импорт товара по экспортной цене ниже его нормальной цены (Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2004 года N 346-З «О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами» <5>). ——————————— <4> Доступ к текстам законодательных актов Республики Казахстан — Официальный сайт Правительства Республики Казахстан: http://ru. government. kz. <5> Доступ к текстам законодательных актов Республики Беларусь — Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь: http://www. pravo. by.

В действующем в Таможенном союзе ЕврАзЭС Соглашении 2008 года о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам <6> (ст. 2) воспроизводится подход к определению демпинга, содержащийся в национальном законодательстве: под демпинговым импортом понимается импорт товара по экспортной цене ниже его нормальной стоимости. ——————————— <6> Собрание законодательства РФ. 2010. N 42. Ст. 5299.

Общепризнанный подход к определению демпинга содержится в Соглашении по применению статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 <7> (иногда называемом Антидемпинговым кодексом ГАТТ) <8>. В нем содержатся более развернутое определение демпингового импорта, а также предусмотренные международным экономическим правом исключения из базового определения. ——————————— <7> Соглашение на русском языке опубликовано: Собрание законодательства РФ. 2012. N 37 (приложение, ч. VI). С. 2654 — 2678. Соглашение на английском языке опубликовано: Собрание законодательства РФ. 2012. N 37 (приложение, ч. V). С. 2163 — 2187. <8> Соглашение 1994 года — это третье по счету соглашение об интерпретации статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговле; до этого действовали соглашения (антидемпинговые кодексы) 1967 и 1979 годов.

В ст. 2 Соглашения закреплено, что товар рассматривается как являющийся предметом демпинга, то есть как поступивший на рынок другой страны по цене ниже его нормальной стоимости, если экспортная цена данного товара, проданного из одной страны в другую, ниже сравнимой цены, устанавливаемой в рамках обычного хода торговли на аналогичный товар, предназначенный для потребления в экспортирующей стране. Иными словами, демпинг по праву ГАТТ — ВТО — это экспортная поставка товара по цене ниже той цены, по которой аналогичный товар продается на внутреннем рынке страны — экспортера. Таким образом, при установлении демпинга происходит сопоставление средневзвешенной экспортной цены и средневзвешенной внутренней цены на товар <9>. ——————————— <9> Зенкин И. В. Всемирная торговая организация в схемах. М., 2003. С. 24.

В той же статье 2 Соглашения предусматривается, что определение демпингового импорта в отдельных случаях может быть скорректировано. Это возможно, во-первых, когда объем продаж на внутреннем рынке крайне низок (менее 5% продаж в импортирующую страну) и, во-вторых, при возникновении так называемой особой рыночной ситуации, когда условия продажи на местном рынке страны экспортера выходят за рамки обычной торговли (например, продажа по цене ниже производства) <10>. ——————————— <10> Практическое руководство по Уругвайскому раунду. Женева: Международный торговый центр ЮНКТАД/ВТО, 1995. С. 208.

В таких случаях демпинг определяется через сопоставление экспортной цены со сравнимой ценой за аналогичный товар в третью страну или сконструированной стоимостью, рассчитанной как сумма цены производства импортированного товара, общих и административных затрат по продаже и прибыли. Характеризуя международно-правовые инструменты борьбы с нечестной (unfair) деловой практикой во внешнеторговой сфере профессора Университета Париж 1 (Сорбонна) Доминик Карро и Патрик Жюйар в своей совместной работе «Международное экономическое право» отмечают: «Демпинг — это явление давнее и сложное. В случае с демпингом речь идет, как правило, о ценовой дискриминации: один и тот же продукт продается на различных национальных рынках по разным ценам без экономического и коммерческого обоснования. Чаще всего демпинг означает, что предприятие продает товар на иностранном рынке по цене ниже той, которая превалирует на внутреннем рынке. Демпинг, как правило, осуждается за то, что связан с неблагоприятным распределением ресурсов между государством-экспортером и государством-импортером. В то же время своими «сбитыми» ценами он благоприятен потребителям, хотя и наносит ущерб местным производителям. Таким образом, тема демпинга всегда требует деликатного экономического анализа» <11>. ——————————— <11> Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право: Учебник / Пер. с франц. М., 2001. С. 203.

Эта цитата позволяет судить о том, как в западной юридической литературе понимается демпинг в качестве объекта для нормативно-правового регулирования. Слово «демпинг» происходит от английского глагола to dump (сбрасывать, сваливать, бросать), который используется, когда говорят о малоценных предметах, кучах мусора и т. п. В русскоязычном профессиональном сленге в последнее время стал использоваться глагол «демпинговать», означающий сбрасывать товар по низким, бросовым ценам. В начале XX века, на заре антидемпингового регулирования и формирования антидемпингового законодательства, демпинг понимался как такая внешнеторговая деятельность, при которой конкретный товар продавался в стране производителя по ценам более высоким, чем при его вывозе за границу. Такая торговая практика была направлена в первую очередь на захват и удержание новых зарубежных рынков сбыта. Таким образом, демпинговый импорт представлял собой мощный инструмент конкурентной борьбы во внешней торговле. Однако, как справедливо заметил А. Н. Козырин <12>, низкие экспортные цены не всегда являются синонимом демпинга. Выход на внешние рынки практически всегда предполагает ценовые уступки; без них выходить с новым товаром на иностранные рынки — занятие бессмысленное. ——————————— <12> Козырин А. Н., Шепенко Р. А. Конкуренция на международных рынках и антидемпинговое регулирование. М., 1999. С. 24.

Классической формой демпинга, продолжаем цитировать А. Н. Козырина <13>, является монопольный демпинг, характеризующийся тем, что предприятие или группа предприятий, которые, занимая монопольное положение в своей стране, продают за рубеж производимые товары по ценам ниже тех, которые они применяют на внутреннем рынке. Монопольное положение позволяет предприятию фиксировать внутренние цены на уровне, покрывающем глобальные издержки производства, и таким образом применять при экспорте цены ниже себестоимости товара <14>. ——————————— <13> Там же. С. 24. <14> Там же. С. 24.

ГАТТ содержит определение скрытого демпинга (hidden dumping), который считается разновидностью ценового демпинга, осуществляемого связанными между собой фирмами. В Приложении к статье VI ГАТТ скрытый демпинг определяется как продажа импортером товара по цене ниже той, которая указана в счете экспортером, с которым импортер связан. Понятие демпинга нередко используется для характеристики ценовой политики под различными углами зрения. Так, например, говорят о технологическом демпинге, когда продажа товара по заниженным ценам обусловлена высокой производительностью труда благодаря применению современных передовых технологий. Причиной социального демпинга становится низкий уровень заработной платы и невысокие социальные стандарты в стране производителя товара. США и Евросоюз пытаются ввести в правовую систему ВТО понятие экологического демпинга. Обычно обвинения в экологическом демпинге, — пишет И. И. Дюмулен, — выдвигаются в отношении предприятий, не имеющих природоохранной защиты и в силу этого производящих товары с меньшими издержками, чем предприятия, оборудованные средствами экологической защиты <15>. ——————————— <15> Дюмулен И. И. Всемирная торговая организация от «А» до «Я»: Терминологический справочник. М., 2006. С. 44.

Источником налогового демпинга становятся налоговые льготы, устанавливаемые отдельными налоговыми юрисдикциями. Особенностью валютного демпинга является то обстоятельство, что товары могут продаваться на внешних рынках по ценам, которые даже превышают цены на этот же товар на внутреннем рынке. Как отмечает И. С. Потапов, валютный демпинг представляет собой экспорт товаров по ценам ниже цен конкурентов за счет использования экспортером дополнительной прибыли, получаемой от обесценения валюты в результате ее девальвации <16>. ——————————— <16> Потапов И. С. Внешняя торговля капиталистических стран. М., 1973. С. 116.

Понятие антидемпинговой меры. Противостоять демпингу во внешнеторговой практике государство начало еще в начале XX века, когда появились первые антидемпинговые законы. Заметим, что «первооткрывателями» в этом направлении стали государства англосаксонской системы права — Канада (1903), Новая Зеландия (1905), Австралия (1906), Южно-Африканский союз (1914), США (1916) <17>. ——————————— <17> Подробнее об истории антидемпингового законодательства см., например: Шепенко Р. А. Антидемпинговый процесс. М., 2002. С. 17 — 23.

Современный инструментарий антидемпингового регулирования сформировался благодаря целенаправленной политике унификации антидемпинговых мер и соответствующих процедур в рамках ГАТТ, впоследствии — ВТО. Антидемпинговые меры представляют собой меры, применяемые компетентным государственным органом в соответствии с установленными законодательством процедурами для противодействия демпинговому импорту товаров. Российское законодательство определяет антидемпинговые меры через их перечисление: «мера по противодействию демпинговому импорту, которая применяется по решению Правительства Российской Федерации посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе предварительной антидемпинговой пошлины, или одобрения ценовых обязательств, принятых экспортером» (ст. 2 Федерального закона «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»). В антидемпинговом праве ЕврАзЭС (ст. 2 Соглашения о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам) под антидемпинговой мерой понимается мера по противодействию демпинговому импорту, которая применяется по решению наднационального регулятора (сначала Комиссии Таможенного союза, а сейчас — Евразийской экономической комиссии) посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе предварительной антидемпинговой пошлины, или одобрения ценовых обязательств, принятых экспортером. Таким образом, действующее законодательство исходит из допустимости применения двух основных инструментов антидемпингового регулирования — антидемпинговой пошлины (включая такую ее разновидность, как предварительная антидемпинговая пошлина) и ценовых обязательств антидемпингового характера, принятых экспортером. Легальное определение антидемпинговой пошлины содержится в ст. 2 Федерального закона «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», а также в ст. 2 Соглашения о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам. Оба нормативных правовых акта содержат практически идентичные дефиниции, в которых антидемпинговая пошлина определяется через указание на государственный орган, осуществляющий ее взимание, а также на ее дополнительный, субсидиарный характер по отношению к таможенной пошлине. Таким образом, в легальной дефиниции антидемпинговая пошлина предстает как пошлина, которая применяется при введении антидемпинговой меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. На наш взгляд, такое определение антидемпинговой пошлины не отражает ее сущности, что приводит нередко к ошибочным выводам <18> о том, что антидемпинговая пошлина является одной из разновидностей таможенной пошлины, наряду с ввозной и вывозной таможенными пошлинами. ——————————— <18> Примеры воспроизведения этого ошибочного мнения, к сожалению, многочисленны. Так, в учебнике, авторами которого являются В. Г. Свинухов и Т. Н. Оканова, читаем: «По характеру таможенные пошлины классифицируются на: 1) сезонные <…>; 2) специальные <…>; 3) антидемпинговые <…>; 4) компенсационные» (Свинухов В. Г., Оканова Т. Н. Налогообложение участников внешнеэкономической деятельности: Учебник. М., 2010. С. 214 — 215).

В действительности же правовая природа антидемпинговой пошлины принципиально отличается от природы таможенной пошлины. Если ввозные и вывозные таможенные пошлины уплачиваются декларантом или иным уполномоченным им лицом по факту перемещения товара через таможенную границу, фиксируемому соответствующей отметкой в таможенной декларации, и являются разновидностью косвенного налога, то антидемпинговые пошлины взимаются по факту установления ценового демпинга как одного из случаев несправедливой конкуренции во внешней торговле. Факты, являющиеся основанием для взимания антидемпинговых пошлин, устанавливаются в результате административного расследования, проводимого компетентным органом публичной администрации в порядке, определенном в соответствующем законодательном акте. На основе проводимого антидемпингового расследования устанавливаются факт демпинга, его негативное влияние на состояние конкуренции на рынке и национальных производителей аналогичного товара, и самое главное — при принятии решения о применении антидемпинговой меры на основании результатов расследования определяются параметры антидемпинговой меры: ставка антидемпинговой пошлины, продолжительность ее взимания и т. д. Таким образом, если параметры обложения ввозимого на таможенную территорию товара таможенной пошлиной устанавливаются законом заранее, безотносительно к конкретной внешнеторговой сделке, то параметры обложения антидемпинговой пошлиной определяются непосредственно к конкретной внешнеторговой поставке по результатам проводимого антидемпингового расследования. В случае с антидемпинговой пошлиной заранее устанавливаются только процедурные правила расследования и компетенции органа, его проводящего. Все же основные параметры антидемпинговой пошлины (ставка, срок взимания и т. д.) представляют собой итоговый результат правоприменительной деятельности, и в этом смысле они казуальны. Антидемпинговая мера представляет собой административный способ корректировки конкурентной ситуации во внешней торговле, и если ценовая политика изменяется, то компетентный орган, проводивший антидемпинговое расследование, может при осуществлении мониторинга ценовой ситуации принять решение об отмене антидемпинговой пошлины. Из этого принципиального отличия между таможенной и антидемпинговой пошлинами следует и различие в их основных функциях. Применительно к Таможенному союзу ЕврАзЭС основной функцией таможенной пошлины является фискальная функция (подобно иным таможенным платежам налоговой природы — НДС и акцизам). Что же касается антидемпинговой пошлины, то ее основная функция — протекционистская: она призвана с помощью экономического воздействия на импортера, осуществляющего демпинговые импортные поставки, восстановить справедливую конкуренцию на рынке и тем самым защитить национальных производителей аналогичного товара. Извлечение доходов от взимания антидемпинговых пошлин не является самоцелью; антидемпинговая пошлина может быть сравнима, с известной долей условности, с административным штрафом за нарушение правил честной конкуренции во внешней торговле, в отличие от таможенной пошлины, которая имеет налоговую природу и вместе с НДС и акцизами, взимаемыми с товаров, ввозимых на таможенную территорию, обеспечивает в Российской Федерации более половины всех доходных поступлений в федеральный бюджет. Обозначенные выше отличия между таможенной и антидемпинговой пошлинами нашли свое отражение в Федеральном законе от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» <19>, в котором таможенная пошлина была названа основным инструментом при использовании таможенно-тарифного метода регулирования (ст. 19), а антидемпинговая пошлина отнесена к инструментарию нетарифного метода (ст. 20). ——————————— <19> Собрание законодательства РФ. 2003. N 50. Ст. 4850.

С целью обеспечения оперативного реагирования на демпинговый импорт законодательство предусматривает возможность применения временных антидемпинговых мер — установления предварительной антидемпинговой пошлины. Антидемпинговое расследование, длящееся от года до полутора лет, не в состоянии гарантировать быструю эффективную защиту национального производителя от демпингового импорта. В случае нанесения демпинговым импортом ущерба национальной экономике допускается введение предварительной антидемпинговой пошлины. Суть временной защитной меры, реализуемой через введение временной антидемпинговой пошлины, состоит в следующем. Платежи, поступающие от уплаты предварительных антидемпинговых пошлин, вносятся на депозит таможенного органа для того, чтобы предотвратить ущерб, который выявляется в ходе расследования. В зависимости от результатов расследования суммы, поступившие от уплаты предварительных антидемпинговых пошлин, могут быть перечислены в бюджет (если по результатам расследования вводится антидемпинговая мера) или возвращены их плательщику полностью либо частично (завершение процедуры не привело к принятию антидемпинговой меры). Еще одной разновидностью антидемпинговых мер являются ценовые обязательства экспортера, называемые иначе антидемпинговыми обязательствами. Экспортер товара, подпадающего под антидемпинговое расследование, может принять на себя в добровольном порядке обязательство о пересмотре ценовой политики в отношении данного товара или о прекращении его экспорта по демпинговым ценам. Такое обязательство оформляется документально и передается в государственный орган, проводящий антидемпинговое расследование. Анализируя обязательства экспортера, орган, проводящий антидемпинговое расследование, принимает решение о том, смогут ли ценовые обязательства ликвидировать неблагоприятные последствия демпингового импорта. В случае принятия положительного решения ценовые обязательства направляются на одобрение органа, наделенного полномочиями по принятию антидемпинговых мер (обычно таким органом является правительство, в Таможенном союзе ЕврАзЭС — Евразийская экономическая комиссия). После одобрения ценовых обязательств антидемпинговое расследование может быть приостановлено или даже прекращено. До тех пор пока одобренные ценовые обязательства соблюдаются экспортером, антидемпинговые пошлины (предварительные или окончательные) не применяются. Принципы антидемпингового регулирования по праву ВТО. Площадкой для унификации национальных моделей антидемпингового регулирования является Всемирная торговая организация (ВТО). В ст. VI ГАТТ <20> закреплен базовый принцип современного антидемпингового регулирования: «Договаривающиеся Стороны признают, что демпинг, при котором товары одной страны поступают на рынок другой страны по цене ниже нормальной стоимости товаров, должен подлежать осуждению, если он причиняет или угрожает причинить материальный ущерб промышленности, созданной на территории Договаривающейся Стороны, или материально сдерживает создание отечественной промышленности». ——————————— <20> Собрание законодательства РФ. 2012. N 37 (приложение, ч. VI). Ст. 2916 — 2991.

Французские исследователи Д. Карро и П. Жюйар отмечают, что «такая сдержанность в отношении демпинга объясняется двумя причинами. Первая имеет юридическую природу и связана с происхождением нечестной практики: такой практикой занимаются предприятия, а ГАТТ-47 — это соглашение межправительственное. Запрет демпинга, нацеленный на юридических лиц как дестинаторов, с необходимостью должен был бы иметь прямое действие. Этого не хотелось, поэтому взамен была введена система таможенных репрессалий посредством использования антидемпинговых пошлин. <…> Вторая причина имеет экономическую природу и связана с реальной проблемой констатации ситуации демпинга, не говоря уже об общих спорах, касающихся наличия или отсутствия ущерба от демпинга» <21>. ——————————— <21> Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право: Учебник / Пер. с франц. М., 2001. С. 204 — 205.

Итак, ГАТТ отражает осторожный подход государств к демпингу, соответствующие положения статьи VI отличаются недостаточной точностью и конкретизацией, а потому потребовалось принятие дополнительного соглашения, вошедшего в мировую торговую практику под названием «Антидемпинговый кодекс ГАТТ». В развитие ст. VI ГАТТ было принято Соглашение по применению статьи VI, которое впоследствии не раз обновлялось. Действующая редакция этого Соглашения 1994 года — «Соглашение по применению статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994» — входит в состав смежных с ГАТТ многосторонних торговых договоров и является нормативным правовым актом для всех членов ВТО. Для России Соглашение вступило в силу 22 августа 2012 года <22>. ——————————— <22> Собрание законодательства РФ. 2012. N 37 (приложение, ч. VI). Ст. 2654 — 2678.

Соглашение содержит стандарты определения демпинга, принципы антидемпингового регулирования, виды антидемпинговых мер, основания их пересмотра, а также общепринятые подходы к установлению процедуры проведения антидемпингового расследования. По праву ВТО антидемпинговые пошлины разрешается вводить в отношении импортируемых товаров, «получающих поддержку в их поставке несправедливыми методами» <23>. При этом страна-импортер может вводить антидемпинговые пошлины на демпинговый импорт только в том случае, если факт демпинга будет установлен по результатам проведения расследования, в ходе которого будет подтверждено, что демпинговый импорт наносит ущерб национальной промышленности. — —————————— <23> Практическое руководство по Уругвайскому раунду. Женева: Международный торговый центр ЮНКТАД/ВТО, 1995. С. 204.

Важно отметить, что ни ГАТТ, ни принятые впоследствии акты ВТО не запрещают демпинг. Демпинг сам по себе не является по праву ГАТТ-ВТО запрещенной торговой практикой. Неправомерным демпинговый импорт становится только тогда, когда он причиняет ущерб или даже угрожает причинить ущерб отрасли промышленности, которая уже существует, либо сдерживает создание новой отрасли. Если в процессе антидемпингового расследования такие факты будут установлены и будет выявлена причинно-следственная связь между демпингом и ущербом, то демпинг не только становится противоправной торговой практикой, но и может повлечь контрмеры. В качестве таких репрессалий выступают антидемпинговые меры. Антидемпинговое право ВТО не просто устанавливает международные стандарты, рекомендуемые к имплементации в национальное законодательство. Его нормы имеют приоритетный характер и обязывают национального законодателя следовать предписаниям права ВТО. Право ВТО содержит как общее закрепление принципа приоритета права ВТО («Каждый член ВТО обеспечивает соответствие своих законов, иных нормативных актов и административных процедур своим обязательствам, вытекающим из прилагаемых Соглашений» (ст. XVI п. 4)), так и закрепление приоритета права ВТО в отношении непосредственно антидемпингового регулирования («Каждый член ВТО предпринимает все необходимые меры, с тем чтобы обеспечить соответствие своих законов, нормативных актов и административных процедур положениям настоящего Соглашения» (ст. 18.4 Антидемпингового кодекса 1994). Основные положения права ВТО по антидемпинговым пошлинам можно свести к следующему. 1. Демпинг, при котором товары одной страны поступают на рынок другой страны по цене ниже нормальной стоимости, должен подлежать осуждению, если он причиняет или угрожает причинить материальный ущерб промышленности или материально сдерживает создание отечественной промышленности. 2. В целях устранения или предотвращения демпинга с товара, являющегося предметом демпинга, может взиматься антидемпинговая пошлина в размере, не превышающем демпинговой маржи для данного товара. 3. Антидемпинговая пошлина не взимается, если не установлено, что эффект демпинга является таковым, что причиняет или угрожает причинить материальный ущерб существующей отечественной промышленности, или таковым, что может материально замедлить создание отечественной промышленности. 4. Никакой товар не подвергается обложению антидемпинговой пошлиной по причине освобождения такого товара от пошлин или налогов, налагаемых на аналогичный товар, когда он предназначается для потребления в стране происхождения или экспорта, или по причине возврата таких пошлин или сборов. 5. Никакой товар не подвергается обложению одновременно и антидемпинговой, и компенсационной пошлинами для того, чтобы компенсировать одинаковую ситуацию демпинга или субсидирования экспорта. Право ВТО нацелено на унификацию определений основных понятий антидемпингового регулирования (демпинг, нормальная стоимость, ущерб отрасли экономики и т. д.), а также процедуры антидемпингового расследования, по результатам которой принимается решение о введении антидемпинговой меры. Из содержания норм антидемпингового права ВТО можно вывести основные принципы антидемпингового процесса, то есть процедурного оформления антидемпингового регулирования. Эти принципы условно можно разделить на базовые и специальные. Базовыми являются принципы законности, состязательности и прозрачности. К числу специальных принципов относятся запрет дискриминации в антидемпинговом процессе (то есть запрет практики обложения демпингового товара одного субъекта и выведения из-под обложения демпингового товара другого субъекта), учет интересов развивающихся стран, запрет кумуляции защитных мер, который означает, что антидемпинговая пошлина не может уплачиваться одновременно с компенсационной (важно отметить, что принцип запрета кумуляции не действует применительно к таможенной пошлине). Антидемпинговое расследование должно строиться в соответствии с принципом последовательного порядка его проведения и в течение ограниченного периода времени (обычно в течение 12 месяцев со дня принятия решения о начале расследования, максимальный срок — 18 месяцев). Основными стадиями антидемпингового расследования являются: а) инициирование расследования; б) открытие расследования; в) ход расследования; г) завершение расследования и принятие решения по введению антидемпинговой меры; д) пересмотр антидемпинговой меры. Инициировать антидемпинговое разбирательство по праву ВТО могут: — заинтересованная в антидемпинговом разбирательстве отрасль национальной экономики, если на долю национальных производителей, поддержавших заявление о начале расследования, приходится более 25% всего объема производства аналогичного товара, произведенного национальной экономикой; — орган, наделенный полномочиями по проведению антидемпингового расследования, если у него имеется достаточно доказательств наличия демпинга, причинения материального ущерба и причинно-следственной связи между демпингом и причиненным ущербом; — компетентные органы третьего государства, если при подаче заявления компетентным органом третьей страны будет показано, что при импорте имеет место демпинг, наносящий ущерб отрасли промышленности этой третьей страны. Если инициирующим расследование субъектом является отрасль экономики, то от ее имени подается письменное заявление, включающее доказательства демпинга, ущерба и причинно-следственной связи между демпинговым импортом и предполагаемым ущербом. Такое заявление содержит, как правило, следующую информацию: — личность заявителя и описание объема и стоимости отечественного производства аналогичного товара заявителем (если заявление подается от имени отрасли, то предоставляется перечень всех известных отечественных производителей аналогичного товара); — полное описание товара, предположительно являющегося предметом демпинга, название страны или стран его происхождения или экспорта, личность каждого известного экспортера или иностранного производителя и перечень известных лиц, импортирующих данный товар; — информацию о ценах, по которым товар продается на внутренних рынках страны происхождения или экспорта, информацию об экспортных ценах, а также о ценах, по которым товар впервые перепродается независимому покупателю на территории государства-импортера; — информацию о динамике импорта, предположительно являющегося предметом демпинга, влиянии этого импорта на цены аналогичного товара на внутреннем рынке и последствиях этого импорта для отечественной отрасли. Право ВТО признает только три возможных основания отклонения заявления, которым инициируется антидемпинговое разбирательство, как то: — незначительная демпинговая разница (менее 2% от экспортной цены); — незначительный объем демпингового импорта (менее 3% импорта аналогичного товара); — незначительный размер ущерба. Процедура открытия антидемпингового расследования начинается с принятия официального решения о начале расследования, за которым следует уведомление государства — члена ВТО, товары которого становятся предметом антидемпингового расследования, и иных заинтересованных лиц. Извещение о начале расследования должно быть опубликовано. Дата такой публикации становится датой начала расследования. В процессе антидемпингового расследования орган, его проводящий, осуществляет сбор необходимой информации, проводит встречи с заинтересованными лицами в формате публичных слушаний, обнародует промежуточные результаты расследования и обсуждает их с заинтересованными лицами, после чего принимает окончательное решение по результатам расследования. Основными приемами сбора компетентным органом информации в ходе антидемпингового расследования, предусмотренными Антидемпинговым кодексом 1994 года, являются, во-первых, направление интервьюируемому субъекту расследования (производителю или экспортеру товара) специальных вопросников, в которых содержатся вопросы, необходимые для формирования доказательственной базы, во-вторых, проведение проверочных визитов, в ходе которых компетентный орган проводит расследование на месте. При этом обязательным условием проверочных визитов является согласие субъекта расследования и уведомление его национального правительства. Состязательность антидемпингового процесса гарантируется правом на представление своих свидетельств органу, проводящему расследование. Содержание этого права сводится к тому, что участники расследования и иные заинтересованные лица представляют устные и письменные свидетельства по существу заявления, которое инициировало расследование. Гарантией же реализации этого права выступает требование заблаговременного доведения до производителей или экспортеров, обвиняемых в демпинге, а также до их национальных правительств полного текста заявления, положенного в основание антидемпингового расследования. Свидетельство, представленное одной стороной антидемпингового процесса, должно быть доступно всем иным участникам антидемпингового разбирательства. Участники разбирательства имеют право на всю информацию (кроме конфиденциальной), используемую органом, проводящим антидемпинговое расследование. Право ВТО закрепляет обязанность участников антидемпингового расследования сотрудничать с органом, его проводящим. Реализуя эту обязанность, они представляют необходимую ценовую и иную информацию в форме заполнения вопросников в течение 30 дней с поступления запроса. В случае отказа от выполнения этой обязанности применяется правило «наилучшей информации»: решение принимается органом, проводящим расследование, на основе имеющейся в его распоряжении информации, которая в этом случае будет считаться «наилучшей информацией». Расследование завершается принятием решения о введении антидемпинговой меры. В Антидемпинговом кодексе закреплены три основных условия введения антидемпинговой меры: 1) подача письменного заявления, инициирующего расследование; 2) проведение антидемпингового расследования в соответствии с установленными процедурами; 3) получение доказательств наличия демпингового импорта, который наносит или угрожает нанести материальный ущерб национальной промышленности или ведет к замедлению развития соответствующей отрасли промышленности. При наличии перечисленных условий компетентным органом принимается решение об обложении демпингового импорта антидемпинговыми пошлинами. Значительно реже на практике используется другая антидемпинговая мера — одобрение ценовых обязательств, добровольно принятых на себя экспортером. Применительно к антидемпинговой пошлине право ВТО устанавливает количественные ограничения, а также ограничения по времени. Размер антидемпинговой пошлины не может превышать величины демпинговой разницы (маржи), а сама антидемпинговая пошлина вводится на срок до пяти лет. К особенностям действия антидемпинговой пошлины во времени следует отнести запрет ретроактивного действия антидемпинговой нормы, то есть запрет на придание антидемпинговой пошлине обратного действия. Антидемпинговые пошлины применяются только к тем товарам, которые поступают на рынок после вступления в силу решения о введения антидемпинговой меры. Кроме того, следует упомянуть так называемую «закатную оговорку», или оговорку «на закате» (sunset clause). Антидемпинговая мера отменяется автоматически через пять лет после ее введения, если не будет установлено, что в отсутствие такой меры демпинг или ущерб будут продолжаться или повторяться. В этих целях проводятся специальные проверки, которые начинаются до истечения срока оговорки (sunset date) и должны быть закончены в течение одного года. Антидемпинговая пошлина может быть пересмотрена в порядке административного пересмотра, а также путем судебного пересмотра. В каждом государстве — члене ВТО национальное законодательство должно предусматривать возможность судебного пересмотра решения о введении антидемпинговой меры (ст. 13 Антидемпингового кодекса 1994). Пересмотр в административном порядке предполагает, что решение о пересмотре принимается органом, уполномоченным на проведение антидемпингового расследования, с учетом новых обстоятельств, складывающихся на рынке. Административный пересмотр антидемпинговой пошлины может проходить по одному из следующих оснований: по причине изменившихся обстоятельств внешнеторговых поставок, по просьбе заинтересованной стороны (не ранее чем через один год после введения антидемпинговой меры), по инициативе органа, проводящего антидемпинговое расследование, с истечением срока действия антидемпинговой меры, а также в связи с появлением на рынке новой компании с аналогичным товаром. Порядок разрешения споров по поводу введения антидемпинговых мер и проведения соответствующих консультаций регулируется Договоренностью о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров от 15 апреля 1994 года (для России договоренность вступила в силу 22 августа 2012 года) <24>. ——————————— <24> Собрание законодательства РФ. 2012. N 37 (приложение, ч. VI). С. 2850 — 2873.

Антидемпинговое регулирование в Таможенном союзе ЕврАзЭС. Приняв в свою правовую систему нормы ВТО, Российская Федерация обязалась следовать в части применения антидемпинговых мер положениям Антидемпингового кодекса, в том числе нормам, устанавливающим процедуры антидемпинговых расследований. Создание Таможенного союза ЕврАзЭС привело к формированию единой нормативно-правовой базы антидемпингового регулирования. Антидемпинговое право Таможенного союза включает в себя «первичное право», представленное международно-правовыми соглашениями, заключенными государствами — членами Таможенного союза по вопросам применения защитных (в том числе антидемпинговых) мер, и «вторичное право» — акты наднационального регулирования: решения Евразийской экономической комиссии, принятые в развитие международно-правовых договоров и соглашений, составляющих «первичное право». «Первичное право» в системе источников антидемпингового права Таможенного союза составляют Таможенный кодекс Таможенного союза ЕврАзЭС (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года N 17) <25>, Соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25 января 2008 года <26>, Соглашение о порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода от 19 ноября 2010 года <27>, Протокол о порядке предоставления органу, проводящему расследования, сведений, содержащих в том числе конфиденциальную информацию, для целей расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 19 ноября 2010 года <28>. ——————————— <25> Собрание законодательства РФ. 2010. N 50. Ст. 6615. <26> Собрание законодательства РФ. 2010. N 42. Ст. 5299. <27> Собрание законодательства РФ. 2012. N 12. Ст. 1367. <28> Собрание законодательства РФ. 2011. N 38. Ст. 5324.

В Таможенном кодексе Таможенного союза (п. 2 ст. 70) закреплено, что специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины устанавливаются в соответствии с международными договорами и (или) законодательством государств — членов Таможенного союза и взимаются в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом для взимания ввозной таможенной пошлины. Таможенный кодекс содержит и другие статьи, связанные с антидемпинговыми мерами: пп. 4 п. 1 ст. 6, пп. 2 п. 2 ст. 63, п. 2 ст. 173, пп. 6 п. 1 ст. 183, пп. 3 п. 1 ст. 210, ст. 264, пп. 2 п. 3 ст. 314 и др. 1 июля 2010 года вступило в силу Соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25 января 2008 года, в котором устанавливаются основы правового регулирования защитных мер при торговле товарами, происходящими с таможенных территорий третьих стран и предназначенных для таможенной территории государств — членов Таможенного союза <29>. ——————————— <29> В самом Соглашении оговаривается, что его действие распространяется только на торговлю товарами; его нормы не могут быть применены для регулирования отношений, связанных с оказанием услуг, выполнением работ, передачей исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставлением права на использование объектов интеллектуальной собственности, а также осуществлением инвестиций и валютного контроля.

В этом Соглашении определяется понятие «антидемпинговые меры» (меры по противодействию демпинговому импорту, которые применяются по решению компетентного органа посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе предварительной антидемпинговой пошлины, или одобрения ценовых добровольных обязательств, принятых экспортером), закрепляются общие принципы применения антидемпинговой меры, устанавливается порядок определения демпинговой маржи, ущерба отрасли экономики вследствие демпингового импорта, введения и применения антидемпинговой меры, срока ее действия и пересмотра и т. д. При этом особое внимание в Соглашении уделяется процедурным вопросам (раздел V «Проведение расследований» и др.). Соглашением о порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода от 19 ноября 2010 года установлен порядок применения защитных мер в течение переходного периода, когда до формирования организационно-правовых структур по защитным мерам в рамках Евразийской экономической комиссии соответствующие полномочия были переданы компетентным национальным органам государств — членов Таможенного союза. В Протоколе о порядке предоставления органу, проводящему расследования, сведений, содержащих в том числе конфиденциальную информацию, для целей расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 19 ноября 2010 года, определяется порядок обращения с запросами в компетентные и уполномоченные органы государств — членов Таможенного союза о предоставлении органу, проводящему антидемпинговое расследование, для целей расследования, предшествующему введению защитных мер. «Вторичное право», как уже отмечалось, представлено актами наднационального регулирования — решениями Евразийской экономической комиссии, принятыми в развитие международно-правовых договоров (актов, составляющих «первичное право»). Важнейшими из них на данный момент являются решение N 1 Коллегии ЕЭК от 7 марта 2012 года «О некоторых вопросах применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер на единой таможенной территории Таможенного союза», которым были утверждены Положение об использовании и защите конфиденциальной информации и служебной информации ограниченного распространения в органе, ответственном за проведение расследований и Регламент принятия решений и подготовки проектов решений Евразийской экономической комиссии по вопросам специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, а также решение N 60 Коллегии ЕЭК от 16 мая 2012 года «О Положении о порядке обмена между уполномоченными органами государств — членов Таможенного союза информацией, связанной с зачислением, распределением и возвратом специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин». Правовую основу антидемпингового регулирования в Таможенном союзе составляют не только нормативные правовые акты («первичное» и «вторичное» право), но также рекомендательные и правоприменительные акты. Рекомендательные акты содержат рекомендации, различного рода методические указания по организации и осуществлению антидемпингового процесса в Таможенном союзе (например: Методические рекомендации по подготовке заявления о применении антидемпинговой меры, которые разработаны Департаментом защиты внутреннего рынка ЕЭК <30>). Очевидно, что в отличие от нормативных актов рекомендательные акты не носят обязательного характера. ——————————— <30> Опубликовано на официальном сайте ЕЭК: http://www. tsouz. ru/ (26.10.2012).

Правоприменительные акты оформляют результаты применения норм антидемпингового права: решения об установлении антидемпинговой меры, о приостановлении или продлении ее действия, о неприменении антидемпинговой меры и т. д. Например: решение N 64 Коллегии ЕЭК от 8 апреля 2013 года «О применении антидемпинговой меры посредством введения антидемпинговой пошлины в отношении ванн чугунных эмалированных, происходящих из Китайской Народной Республики и ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза», решение N 49 Коллегии ЕЭК от 24 мая 2012 года «О мерах по защите экономических интересов производителей металлопроката с полимерным покрытием в Таможенном союзе», решение N 244 Коллегии ЕЭК от 4 декабря 2012 года «О продлении применения антидемпинговой меры, установленной решением Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 г. N 705» и др. Переход на наднациональный уровень при антидемпинговом регулировании произошел в Таможенном союзе не сразу. Предусматривался так называемый переходный период, в течение которого полномочия по расследованию, на основании которого принимаются антидемпинговые меры, оставались у национальных органов. Решением Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. N 802 «О некоторых вопросах применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер на единой таможенной территории Таможенного союза» переходный период при осуществлении антидемпингового регулирования фактически был завершен. Органом, ответственным за проведение расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер на единой таможенной территории Таможенного союза, был определен Департамент по защитным мерам во внешней торговле Секретариата Комиссии Таможенного союза. С даты вступления в силу упомянутого решения — 18 октября 2011 года — этому Департаменту было поручено проведение расследований и других процедурных действий в рамках полномочий по антидемпинговому регулированию, а уполномоченным органам государств — членов Таможенного союза предписано завершить расследования по заявлениям, поступившим до 18 октября 2011 года. Организационные изменения в структуре ЕЭК привели к тому, что в соответствии с решением Коллегии ЕЭК от 16 мая 2012 года N 44 «О некоторых вопросах защиты внутреннего рынка» вопросы проведения антидемпинговых расследований были переданы сформированному в рамках ЕЭК Департаменту защиты внутреннего рынка. Антидемпинговые меры по праву ЕврАзЭС. Общие принципы применения антидемпинговой меры закреплены в ст. 9 Соглашения о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам. Во-первых, антидемпинговая мера может быть применена к товару, являющемуся предметом демпингового импорта, в случае если по результатам расследования, проведенного компетентным органом, установлено, что импорт такого товара на единую таможенную территорию Таможенного союза причиняет материальный ущерб отрасли экономики государств — членов Таможенного союза, создает угрозу причинения такого ущерба или существенно замедляет создание отрасли экономики государств — членов Таможенного союза. Во-вторых, товар считается предметом демпингового импорта, если экспортная цена такого товара ниже его нормальной стоимости. Демпинговая маржа определяется Евразийской экономической комиссией на основе сопоставления: — средневзвешенной нормальной стоимости товара со средневзвешенной экспортной ценой товара; — средневзвешенной нормальной стоимости товара с экспортными ценами товара по индивидуальным сделкам при условии существенных различий в цене товара в зависимости от покупателей, регионов или периода поставки товара; — нормальной стоимости товара по индивидуальным сделкам с экспортными ценами товара по индивидуальным сделкам. В актах антидемпингового права Таможенного союза ЕврАзЭС содержатся легальные дефиниции основных показателей стоимости товара, используемые при определении демпинговой маржи. Нормальная стоимость товара определяется компетентным органом на основе цен аналогичного товара при его продаже в период антидемпингового расследования на внутреннем рынке экспортирующего иностранного государства покупателям, не являющимся связанными лицами, при обычном ходе торговли для использования на таможенной территории экспортирующего иностранного государства в конкурентных условиях. Экспортная стоимость товара определяется на основании данных о продаже товара в период антидемпингового расследования. В-третьих, период расследования устанавливается равным 12 месяцам, предшествующим дате подачи заявления о проведении расследования, но в любом случае этот период не должен быть менее шести месяцев. Основные подходы антидемпингового права ЕврАзЭС, касающиеся введения и применения антидемпинговой пошлины, сводятся к следующему. Первое. Антидемпинговая пошлина применяется в отношении товара, который поставляется всеми экспортерами и является предметом демпингового импорта, причиняющего ущерб отрасли экономики государств — членов Таможенного союза, за исключением товара, поставляемого теми экспортерами, добровольные обязательства которых были одобрены Евразийской экономической комиссией. Второе. Размер антидемпинговой пошлины должен быть достаточным для устранения ущерба отрасли экономики государств — членов Таможенного союза, но не выше размера рассчитанной демпинговой маржи. Третье. Евразийская экономическая комиссия может принять решение о введении антидемпинговой пошлины в размере меньшем, чем размер рассчитанной демпинговой маржи, если такой размер является достаточным для устранения ущерба отрасли экономики государств — членов Таможенного союза. Четвертое. Антидемпинговая пошлина применяется в размере и в течение срока, которые необходимы для устранения ущерба отрасли экономики государств — членов Таможенного союза вследствие демпингового импорта. В зависимости оттого, какая маржа (индивидуальная или единая) была рассчитана, может вводиться индивидуальная или единая антидемпинговая пошлина. Евразийская экономическая комиссия устанавливает индивидуальную антидемпинговую пошлину для каждого экспортера или производителя товара, являющегося предметом демпингового импорта, для которого была рассчитана индивидуальная демпинговая маржа. Единая антидемпинговая пошлина устанавливается для всех других экспортеров или производителей товара из экспортирующего иностранного государства на основе наивысшей демпинговой маржи, рассчитанной в ходе расследования. В связи с истечением срока действия антидемпинговой меры предусматривается проведение повторного антидемпингового расследования. Пересмотр антидемпинговой меры проводится на основании заявления в письменной форме либо по собственной инициативе компетентного органа, проводящего расследование. Если пересмотр инициируется заявлением, то в таком заявлении должны содержаться сведения о возможности возобновления либо продолжения демпингового импорта и причинения ущерба отрасли экономики государств — членов Таможенного союза при прекращении действия антидемпинговой меры. Заявление о проведении повторного расследования подается не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия антидемпинговой меры. Повторное расследование должно быть начато до истечения срока действия антидемпинговой меры и завершено в течение 12 месяцев с даты его начала. До завершения повторного расследования применение антидемпинговой меры продлевается по решению компетентного органа. Временная антидемпинговая мера. Если информация, полученная до завершения расследования, свидетельствует о наличии демпингового импорта и обусловленного этим ущерба отрасли экономики государств — членов Таможенного союза, Евразийской экономической комиссией на основании доклада, содержащего предварительное заключение, принимается решение о введении предварительной антидемпинговой пошлины в целях предотвращения ущерба, причиняемого демпинговым импортом в период проведения расследования. Установлено, что предварительная антидемпинговая пошлина не может быть введена ранее чем через 60 календарных дней с даты начала расследования. Ставка предварительной антидемпинговой пошлины должна быть достаточной для устранения ущерба отрасли экономики государств — членов Таможенного союза, но не выше размера предварительно рассчитанной демпинговой маржи. Если по результатам расследования будет установлено, что основания для введения антидемпинговой меры отсутствуют, суммы предварительной антидемпинговой пошлины подлежат возврату плательщику в порядке, установленном для возврата таможенных платежей законодательством государства — члена Таможенного союза, таможенными органами которого взималась предварительная антидемпинговая пошлина. Если ставка предварительной антидемпинговой пошлины равна размеру предварительно рассчитанной демпинговой маржи, то срок действия предварительной антидемпинговой пошлины по общему правилу не должен превышать четырех месяцев. Срок продлевается до шести месяцев на основании просьбы экспортеров, доля которых в объеме демпингового импорта товара, являющегося объектом расследования, составляет большую часть. Если же ставка предварительной антидемпинговой пошлины меньше предварительно рассчитанной демпинговой маржи, то срок действия предварительной антидемпинговой пошлины не должен превышать шести месяцев. Срок может быть продлен до девяти месяцев на основании просьбы экспортеров, доля которых в объеме демпингового импорта товара, являющегося объектом расследования, составляет большую часть. Особое внимание следует уделить правилам возврата предварительной антидемпинговой пошлины. Если по результатам расследования установлено наличие оснований для введения антидемпинговой меры, суммы предварительной антидемпинговой пошлины перечисляются в бюджет. Если же по результатам расследования установлено наличие оснований для введения антидемпинговой меры и признано целесообразным введение более низкой ставки окончательной антидемпинговой пошлины, чем ставка предварительной антидемпинговой пошлины, то разница подлежит возврату плательщику, а остаток суммы предварительной антидемпинговой пошлины перечисляется в бюджет. Наконец, если ставка окончательной антидемпинговой пошлины больше ставки предварительной антидемпинговой пошлины, то разница с плательщика не взимается. Антидемпинговые процедуры в Таможенном союзе ЕврАзЭС: принципы, стадии, документы. В настоящее время правовую базу, регулирующую антидемпинговые процедуры, которые проводятся ЕЭК, составляют: Соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25 января 2008 года (ред. от 18 октября 2011 года); Протокол о порядке предоставления органу, проводящему расследования, сведений, содержащих в том числе конфиденциальную информацию, для целей расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 19 ноября 2010 года <31>; ——————————— <31> Протокол принят решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 19 ноября 2010 г. N 59 «О международных договорах в сфере применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС». В Российской Федерации Протокол ратифицирован Федеральным законом от 11 июля 2011 г. N 180-ФЗ «О ратификации Протокола о порядке предоставления органу, проводящему расследования, сведений, содержащих в том числе конфиденциальную информацию, для целей расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам» (Собрание законодательства РФ. 2011. N 29. Ст. 4271).

Регламент принятия решений и подготовки проектов решений Евразийской экономической комиссии по вопросам специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер; Положение об использовании и защите конфиденциальной информации и служебной информации ограниченного распространения в органе, ответственном за проведение расследований (два последних акта утверждены решением Коллегии ЕЭК от 7 марта 2012 года N 1 «О некоторых вопросах применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер на единой таможенной территории Таможенного союза»). Процедура расследования — важнейший этап установления антидемпинговой меры, отражающий особенности ее правовой природы как инструмента нетарифного регулирования и тем самым отличающейся от таможенной пошлины. Если ввозные и вывозные таможенные пошлины уплачиваются по факту перемещения товара через таможенную границу, фиксируемому соответствующей отметкой в таможенной декларации, то антидемпинговые пошлины взимаются по факту установления ценового демпинга. Соответствующие факты, являющиеся основанием для взимания антидемпинговых пошлин, устанавливаются в результате расследования, проводимого компетентным органом публичной администрации в установленном порядке (процедура такого расследования, как правило, подробно прописывается в международном договоре или законодательном акте). Требование проведения предварительного расследования до введения антидемпинговой меры закреплено в ст. 3 Соглашения о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам. Там же закрепляется, что на основании проведенного компетентным органом расследования принимаются решения о введении, пересмотре, отмене либо о неприменении антидемпинговой меры. Расследование в целях установления демпингового импорта и обусловленного этим материального ущерба, угрозы причинения такого ущерба или существенного замедления создания отрасли экономики государства — члена Таможенного союза ЕврАзЭС проводится компетентным органом (в настоящее время это — ЕЭК) по собственной инициативе или на основании заявления, подаваемого в письменной форме инициатором антидемпингового разбирательства. Заявление, которым инициируется антидемпинговое разбирательство, может быть подано производителем аналогичного товара в государстве Таможенного союза ЕврАзЭС либо объединением производителей, большинство участников которого производят аналогичный товар. При этом под аналогичным товаром в антидемпинговом разбирательстве понимается товар, полностью идентичный товару, который является или может стать объектом расследования, либо в отсутствие такого товара другой товар, имеющий характеристики, близкие к характеристикам товара, который является или может стать объектом расследования. Такое заявление должно содержать: — сведения о заявителе; — описание импортируемого на единую таможенную территорию товара, в отношении которого предлагается ввести антидемпинговую меру; — наименование экспортирующих иностранных государств или государств происхождения либо отправления данного товара на основе данных таможенной статистики; — сведения об известных производителях и экспортерах данного товара в экспортирующем иностранном государстве и об известных импортерах и основных известных потребителях данного товара в государствах Таможенного союза; — сведения об изменении объема импорта на единую таможенную территорию за три года, непосредственно предшествующих дате подачи заявления, товара, в отношении которого предлагается ввести антидемпинговую меру; — сведения об изменении объема экспорта аналогичного товара с единой таможенной территории за три года, непосредственно предшествующих дате подачи заявления. Кроме перечисленной информации, в заявление должны включаться сведения о наличии демпингового импорта товара, в отношении которого предлагается ввести антидемпинговую меру, доказательства наличия материального ущерба или угрозы причинения такого ущерба или существенного замедления создания отрасли экономики государств Таможенного союза вследствие демпингового импорта товара, а также предложение о введении антидемпинговой меры с указанием размера и срока действия такой меры. К заявлению прилагаются доказательства, которыми в антидемпинговом процессе признаются документы, подтверждающие, что доля производства аналогичного товара производителями в государствах — членах Таможенного союза, высказавшимися в поддержку заявления, составляет не менее 25% от общего объема производства аналогичного товара на территории Таможенного союза, при том условии, что объем производства аналогичного товара производителями в государствах Таможенного союза, высказавшимися в поддержку заявления, составляет более половины от объема производства аналогичного товара производителями в государствах Таможенного союза, высказавшими свое мнение (поддержку или несогласие) относительно заявления. Все содержащиеся в заявлении сведения должны быть заверены руководителями производителей, предоставивших такие сведения, а также их работниками, ответственными за ведение бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, в части, касающейся сведений, непосредственно относящихся к данным производителям. Доказательства, сведения и переписка, относящиеся к антидемпинговому расследованию, должны представляться в ЕЭК на русском языке, а оригиналы документов, которые составлены на иностранном языке, должны сопровождаться переводом на русский язык с удостоверением представленного перевода. Заметим, что Департаментом защиты внутреннего рынка ЕЭК в 2012 году были подготовлены и обнародованы <32> Методические рекомендации по подготовке заявления о применении антидемпинговой меры. В Рекомендациях содержатся разъяснения требований к объему информации, которую необходимо привести в заявлении и которая может служить основанием для принятия решения о начале расследования, предшествующего введению антидемпинговой меры. ——————————— <32> http://www. eurasiancommission. org/ru/act/trade/podm/recomendacii/Pages/default. aspx.

Рекомендуемая структура заявления включает шесть разделов: 1) общие положения (сведения о заявителях и доказательства поддержки заявления; описание товара, являющегося объектом расследования; сведения об известных иностранных производителях и экспортерах; сведения об известных импортерах и потребителях в государствах — членах ТС); 2) доказательства наличия демпингового импорта; 3) данные внешнеторговой статистики; 4) доказательства наличия материального ущерба (угрозы причинения материального ущерба) отрасли экономики государств — членов ТС; 5) доказательства наличия причинно-следственной связи между демпинговым импортом товара и материальным ущербом отрасли экономики государств — членов ТС; 6) предложения о введении антидемпинговой меры. Заявление подается в Департамент защиты внутреннего рынка ЕЭК, и датой его подачи считается дата регистрации заявления в Департаменте. Заявление о применении антидемпинговой меры может быть отклонено только по следующим основаниям: непредставление при подаче заявления необходимых материалов и недостоверность представленных заявителем материалов. Отклонение заявления по иным основаниям не допускается. Департамент защиты внутреннего рынка ЕЭК должен до принятия решения о начале расследования уведомить в письменной форме экспортирующее иностранное государство о поступлении заявления о применении антидемпинговой меры. Принятию решения о начале расследования предшествует проверка информации, содержащейся в заявлении. В течение 30 календарных дней с даты регистрации заявления Департамент защиты внутреннего рынка ЕЭК изучает достаточность и достоверность доказательств, а также иных сведений, содержащихся в этом заявлении. Установленный месячный срок может быть продлен, но не более чем в два раза, в случае если орган, проводящий расследование, затребует дополнительные сведения. При этом до принятия решения о начале расследования любые сведения, содержащиеся в заявлении, не подлежат публичному разглашению. Следует отметить, что сам заявитель наделяется правом отозвать свое заявление. Если он это делает до начала расследования, то заявление считается неподанным. Если же заявление отзывается в ходе проведения расследования, то в этом случае расследование прекращается без введения антидемпинговой меры. В соответствии с Регламентом принятия решений и подготовки проектов решений Евразийской экономической комиссии по вопросам специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер (утвержденным решением Коллегии ЕЭК от 7 марта 2012 г. N 1) решения о начале расследования, отказе в его проведении, продлении срока проведения расследования, а также его завершении при отсутствии оснований для применения, пересмотра или отмены антидемпинговой меры принимаются приказом директора Департамента защиты внутреннего рынка ЕЭК по согласованию с членом Коллегии (министром) по торговле. Решение об отклонении заявления о применении антидемпинговой меры принимается директором Департамента. Открытость и гласность — один из основополагающих принципов антидемпингового процесса. Важной юридической гарантией соблюдения этого принципа является направление органом, проводящим расследование, уведомлений заинтересованным лицам о проведении того или иного процессуального действия. Так, уведомление о поступлении заявления о применении антидемпинговой меры направляется уполномоченным органам государств — членов Таможенного союза в течение пяти рабочих дней с даты регистрации такого заявления. Уведомление о начале расследования направляются в течение пяти рабочих дней с даты начала расследования уполномоченным органам государств — членов ТС для целей передачи их заинтересованным лицам — участникам расследования. Дата публикации уведомления о начале расследования на официальном сайте ЕЭК признается датой начала расследования. Уведомления о проведении публичных слушаний, проводимых на основании ходатайства, представленного в письменной форме любым из участников расследования, направляются уполномоченным органам государств — членов ТС не позднее чем за 15 календарных дней до даты проведения публичных слушаний. Период расследования, предшествующего применению антидемпинговой меры, устанавливается органом, проводящим расследования. В состав участников антидемпингового расследования могут входить заинтересованные лица. Последние должны заявить о своем намерении участвовать в расследовании, направив соответствующее письменное заявление. С момента представления в орган, проводящий расследование, заявления о намерении участвовать в расследовании заинтересованные лица признаются участниками антидемпингового расследования. В качестве участника антидемпингового разбирательства заинтересованные лица наделяются правом представить в сроки, не нарушающие хода расследования, необходимые для проведения расследования сведения с указанием источника их получения. Орган, проводящий расследования, вправе запросить у заинтересованного лица дополнительные сведения для целей расследования. Ответ заинтересованного лица должен быть представлен не позднее 30 календарных дней с даты получения запроса. В случае если заинтересованное лицо отказывает органу, проводящему расследование, в представлении необходимой информации, не представляет ее в установленные сроки или представляет недостоверную информацию, такое заинтересованное лицо признается не сотрудничающим, и предварительное или окончательное заключения по антидемпинговому разбирательству могут быть сделаны органом, проводящим расследование, на основе имеющейся у него информации. Орган, проводящий расследование, предоставляет участникам расследования копии заявления или его неконфиденциальной версии, в случае если в заявлении содержится конфиденциальная информация. В ходе расследования проводящий его орган с учетом необходимости защиты конфиденциальной информации предоставляет участникам расследования по их запросу сведения, направленные в письменной форме любым заинтересованным лицом в качестве доказательств, относящихся к предмету расследования, для ознакомления с этими сведениями. Во время расследования участникам расследования предоставляется возможность ознакомиться с иными сведениями, имеющими отношение к расследованию и используемыми им в ходе расследования. Важным элементом антидемпинговых процедур являются консультации по предмету проводимого расследования. Такие консультации проводит по запросу заинтересованных лиц орган, проводящий расследование. Процессуальной гарантией справедливого и состязательного процесса выступает предоставление всем заинтересованным лицам права защищать в ходе расследования свои интересы. С этой целью орган, проводящий расследование, обеспечивает всем заинтересованным лицам возможность встретиться, для того чтобы они могли представить противоположные точки зрения и предложить опровержения. Следует отметить, что на встрече не обязаны присутствовать все заинтересованные лица; отсутствие какого-либо заинтересованного лица не влечет причинение ущерба его интересам. Правом представлять в орган, проводящий расследование, сведения, которые имеют отношение к объекту расследования, наделяются: потребители, использующие в производстве продукции товар, являющийся объектом расследования; представители общественных объединений потребителей; органы государственной власти; органы местного самоуправления, а также иные лица вправе представлять в орган, проводящий расследование, сведения, которые имеют отношение к расследованию. Срок проведения расследования не должен превышать 12 месяцев со дня начала расследования на основании заявления о применении антидемпинговой меры. Орган, проводящий антидемпинговое расследование, может продлить этот срок, но не более чем на шесть месяцев. Датой завершения антидемпингового расследования является дата рассмотрения ЕЭК доклада по результатам расследования и проекта решения по принятию антидемпинговой меры. Если органом, проводящим расследование, дано заключение об отсутствии оснований для применения, пересмотра или отмены специальной защитной, антидемпинговой или компенсационной меры, датой завершения расследования признается дата опубликования органом, проводящим расследования, соответствующего уведомления. В случае введения предварительной антидемпинговой пошлины расследование должно быть завершено до окончания срока действия предварительной пошлины. Особенностью проведения антидемпингового расследования является возможность прекращения антидемпингового расследования без введения антидемпинговой меры, в случае если орган, проводящий расследование, устанавливает, что демпинговая маржа меньше минимально допустимой демпинговой маржи <33>, либо объем происшедшего или возможного демпингового импорта <34>, или размер обусловленного таким импортом материального ущерба, или угроза причинения такого ущерба либо существенного замедления создания отрасли экономики государств — членов ТС являются незначительными (ст. 31 Соглашения о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам). ——————————— <33> Под минимально допустимой демпинговой маржой понимается демпинговая маржа, размер которой не превышает 2%. <34> Объем демпингового импорта из определенного экспортирующего иностранного государства является незначительным, если он составляет менее 3% от общего объема импорта товара, являющегося объектом расследования, на единую таможенную территорию Таможенного союза при соблюдении ряда условий, оговоренных в ст. 31 Соглашения.

Наднациональный регулятор обязан заблаговременно уведомить о принимаемой антидемпинговой мере государства-члены ТС. ЕЭК направляет проекты решений по вопросам антидемпинговых мер уполномоченным органам государств — членов ТС (в России — в Министерство промышленности и торговли РФ): о введении и применении предварительной антидемпинговой пошлины — не позднее 150 календарных дней с даты начала расследования; о введении и применении антидемпинговой меры — не позднее 270 календарных дней с даты начала расследования; о неприменении антидемпинговой меры — не позднее 60 календарных дней до истечения срока проведения расследований. К направляемым уполномоченным органам государств — членов ТС проектам решений ЕЭК по вопросам антидемпинговых мер прилагаются доклады, подготовленные по результатам проводимого расследования, в том числе содержащие предварительные заключения. Непременным условием принятия решения ЕЭК по вопросам антидемпинговых мер является обсуждение проекта решения на заседании консультативного органа по вопросам торговли.

***

Наднациональное регулирование антидемпинговых процедур является одним из важнейших условий формирования организационно-правового механизма принятия решений по антидемпинговым мерам в рамках Таможенного союза ЕврАзЭС. Значение антидемпингового права ТС ЕврАзЭС трудно переоценить в современных условиях обострения конкурентной борьбы на мировых рынках и возрастающей вследствие этого потребности защищать национальных производителей от различных проявлений нечестной конкуренции, в том числе — импорта иностранных товаров по демпинговым ценам. Новый правовой механизм уже дает первые результаты: только за 2013 год было принято три решения о введении антидемпинговой пошлины (на трубы из нержавеющей стали и ванны чугунные, происходящие из Китая, а также на легкие коммерческие автомобили, происходящие из ФРГ, Италии и Турции), а также одно решение о продлении антидемпинговой меры в отношении подшипников качения из Китая. Очевидно, что организационно-правовой механизм применения антидемпинговых мер на территории Таможенного союза ЕврАзЭС, созданный так стремительно, в настоящее время нуждается в совершенствовании, одним из которых, на наш взгляд, является продолжение приведения его в соответствие со стандартами антидемпинговых разбирательств, установленных в Антидемпинговом кодексе ВТО.

Библиографический список

1. Козырин А. Н., Шепенко Р. А. Конкуренция на международных рынках и антидемпинговое регулирование. М., 1999. 2. Трошкина Т. Н. Обязательные платежи в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности Российской Федерации. М., 2006. 3. Шепенко Р. А. Антидемпинговый процесс. М., 2002. 4. Ялбулганов А. А., Трошкина Т. Н. Пошлины в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности // Финансовое право. 2013. N 9. 5. Потапов И. С. Внешняя торговля капиталистических стран. М., 1973. 6. Практическое руководство по Уругвайскому раунду. Женева: Международный торговый центр ЮНКТАД/ВТО, 1995. 7. Дюмулен И. И. Всемирная торговая организация от «А» до «Я»: Терминологический справочник. М., 2006. 8. Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право: Учебник / Пер. с франц. М., 2001.

——————————————————————