Борьба с рабством и работорговлей в международном праве

(Кислова Е. А.) («Российский следователь», 2005, N 10)

БОРЬБА С РАБСТВОМ И РАБОТОРГОВЛЕЙ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

Е. А. КИСЛОВА

Кислова Е. А., соискатель МГЮА.

История рабства и работорговли насчитывает тысячелетия. В тех или иных формах и, конечно, в гораздо меньших масштабах оно сохраняется и в современном мире. С развитием цивилизации и вступлением человечества в новую ее фазу рабство как социальное явление получило резко отрицательную нравственную оценку, которая нашла отражение в целом ряде международно-правовых актов. Впервые вопрос о торговле рабами был поставлен на рассмотрение Венского конгресса 1815 г., который принял Декларацию о запрещении торговли рабами и их перевозку, но еще не объявил эти действия преступными. Важным шагом в преодолении рабства как транснационального социального явления стал Аахенский конгресс 1818 г., который не только подтвердил запрет на торговлю неграми, но и объявил ее преступной. Однако решения этого конгресса не нашли отражения в уголовном законодательстве государств — участников конгресса и остались декларациями. Реализуя решения Венского и Аахенского конгрессов, Англия, Россия, Франция, Австрия и Пруссия в 1841 г. заключили договор, согласно которому запрещалась перевозка в Америку негров-рабов, а торговля рабами приравнивалась к пиратству, которое в то время уже было уголовно наказуемым. Военным кораблям названных государств было предоставлено право останавливать и досматривать суда, подозреваемые в перевозке рабов. В 1985 г. на Берлинской конференции 16 государств подписали Генеральный акт о Конго, запретивший использовать бассейн этой реки в качестве рынка чернокожих невольников и их перевозки и констатировавший, что работорговля запрещена международным правом. Важным шагом в преодолении рабства и работорговли как социального явления стала Брюссельская конференция 1890 г., согласно Генеральному акту которой договаривающиеся государства принимали на себя обязательство принять законы, устанавливающие уголовное наказание за насильственное обращение в рабство, т. е. признать это деяние преступным по национальному законодательству. Следует подчеркнуть, что упомянутые международно-правовые акты преследовали цель противодействовать лишь работорговле, но не ликвидировать само рабство как таковое <*>. И только Сен-Жерменский договор 1919 г., отменив Генеральный акт Брюссельской конференции 1890 г., провозгласил, что договаривающиеся стороны должны приложить все силы, чтобы полностью ликвидировать рабство и работорговлю <**>. ——————————— <*> Лукашук И. И., Наумов А. В. Международное уголовное право. М., 1999. С. 154. <**> Галенская Л. Н. Международная борьба с преступностью. М., 1972. С. 27 — 28.

Первым универсальным международно-правовым актом, направленным на борьбу с рабством и работорговлей, стала подготовленная под эгидой Лиги Наций Конвенция о рабстве, подписанная 25 сентября 1926 г., в том числе и Советским Союзом <*>. Конвенция определяла рабство как «состояние или положение человека, над которым осуществляются атрибуты права собственности или некоторые из них». Работорговля («торговля невольниками») определялась как всякий акт захвата, приобретения или уступки человека с целью продажи его в рабство, всякий акт приобретения невольника с целью его продажи или обмена, всякий акт уступки путем продажи или обмена невольника, приобретенного с целью продажи или обмена, равно как и вообще всякий акт торговли или перевозки невольников. Подписавшие Конвенцию государства приняли на себя обязательство постепенно и в возможно более короткий срок полностью отменить рабство во всех его формах, а также предотвращать и пресекать работорговлю, принимать законодательные меры и устанавливать строгие наказания за совершение названных запрещенных действий. Однако, как справедливо отмечалось в литературе, Конвенция отразила лишь намерение государств искоренить рабство и не содержала категорического его запрещения <**>. ——————————— <*> Права человека: Сборник международно-правовых документов / Сост. В. В. Щербов. Минск, 1999. С. 156 — 165. <**> Международное право: Учебник / Под ред. Н. Т. Блатовой. М., 1997. С. 318.

С созданием Организации Объединенных Наций начался новый этап в борьбе с рабством и работорговлей. В ст. 4 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. <*>, провозглашалось: «Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах». Созданный при ЭКОСОС Специальный комитет по вопросам рабства после соответствующих исследований констатировал, что в различных странах рабство продолжает существовать как в неприкрытой, так и в завуалированной форме, например в виде институтов и обычаев, сходных с рабством. В 1949 г. решением Генеральной Ассамблеи ООН было запланировано выработать дополнительную (к Конвенции 1926 г.) конвенцию, которая запрещала бы все современные виды порабощения человека. 7 сентября 1956 г. на Женевской конференции была принята Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством <**>. Подтвердив определение рабства, содержавшееся в Конвенции 1926 г., Дополнительная конвенция определила понятие раба как человека, находящегося в положении или состоянии рабства, а лица в подневольном состоянии — как человека, находящегося в состоянии или положении, сложившемся в результате институтов или обычаев, сходных с рабством. ——————————— <*> Международное публичное право: Сборник документов. Т. 1. М., 1996. С. 460 — 464. <**> Действующее международное право. Т. 3. М., 1997. С. 9 — 14.

К институтам или обычаям, сходным с рабством, ст. 1 Конвенции относит: 1) долговую кабалу, т. е. положение или состояние, возникающее в результате заклада должником в обеспечение долга своего личного труда или труда зависимого от него лица, если надлежаще определяемая ценность выполняемой работы не засчитывается в погашение долга или если продолжительность этой работы не ограничена и характер ее не определен; 2) крепостное состояние, т. е. такое использование земли, при котором пользователь обязан по закону, обычаю или соглашению жить и работать на земле, принадлежащей другому лицу, и выполнять определенную работу для этого другого лица за вознаграждение или без такового и не может изменить это свое состояние; 3) любой институт или обычай, в силу которых: а) женщину обещают выдать или выдают замуж без права отказа с ее стороны ее родители, опекуны, семья, любое другое лицо или группа лиц за вознаграждение деньгами или натурой; б) муж женщины, его семья или его клан имеют право передать ее другому лицу за вознаграждение или иным образом; в) женщина после смерти мужа передается по наследству другому лицу; 4) любой институт или обычай, в силу которых ребенок или подросток моложе 18 лет передается одним или обоими родителями или своим опекуном другому лицу за вознаграждение или без такового с целью эксплуатации ребенка или подростка либо его труда. Понятием работорговли в соответствии со ст. 7 Конвенции охватывались любые действия, связанные с захватом, приобретением какого-либо лица или распоряжением им с целью обращения в рабство; все действия, связанные с приобретением раба с целью его продажи или обмена; все действия по продаже или обмену лица, приобретенного с этой целью, и вообще все действия по осуществлению торговли или перевозки рабов любыми транспортными средствами. Государства — участники Конвенции обязались подвергать наказанию соучастников описанных действий наравне с их исполнителями. Конвенцией были признаны преступными и такие действия, как искалечение, клеймение выжиганием или иным способом раба или лица, находящегося в подневольном состоянии, чтобы отметить это его состояние, или с целью наказания, или по какой-либо иной причине, а равно соучастие в таких действиях (ст. 5). К числу уголовно наказуемых деяний Конвенция отнесла также обращение или склонение другого лица в рабство, склонение другого лица к отдаче себя или лица, зависимого от этого другого лица, в подневольное состояние, являющееся результатом институтов или обычаев, сходных с рабством, а также покушение на совершение указанных действий, соучастие в них, а равно участие в тайном сговоре для совершения любого из этих действий. Дополнительная конвенция 1956 г. существенным образом дополнила Конвенцию 1926 г., однако, как отмечает И. Н. Лебединец, и в ней отсутствовали категорические предписания об отмене рабства в кратчайшие сроки <*>. ——————————— <*> Международное публичное право / Под ред. К. А. Бекяшева. М., 2004. С. 719.

Следующим шагом в борьбе с рабством явился Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. <*>. В ст. 8 Пакта было провозглашено: «Никто не должен содержаться в рабстве; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах». ——————————— <*> Международное публичное право: Сборник документов. Т. 1. М., 1996. С. 470 — 483.

Борьба с торговлей людьми, прежде всего женщинами и детьми, в международном праве осуществлялась параллельно с борьбой против работорговли, поскольку, как считают ученые, данные «преступления не являются рабством и сходными с ним институтами» <*>. ——————————— <*> Иногамова-Хегай Л. В. Международное уголовное право. СПб., 2003. С. 243.

Борьба с торговлей женщинами и детьми для занятия проституцией началась в форме двусторонних соглашений (например, между Германией и Нидерландами в 1889 г., между Германией и Австрией в 1990 г.). Затем она стала предметом обсуждения на международном Конгрессе в Лондоне (1899 г.), на конференции в Париже (1902 г.) и привела к заключению международных конвенций о пресечении торговли женщинами и детьми (1910, 1921 и 1933 гг.). Решения этих Конвенций были аннулированы в связи с принятием Генеральной Ассамблеей ООН 21 марта 1950 г. Конвенции о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами, к которой в 1954 г. присоединился и Советский Союз <*>. Признавая преступными многочисленные формы эксплуатации проституции, Конвенция возложила на договаривающиеся государства обязанность принимать указанные в Конвенции меры, в частности, для пресечения торговли людьми для занятия проституцией и информирования населения об опасности такой торговли. ——————————— <*> Международное право в документах / Сост. Н. Т. Блатова. М., 1982. С. 341 — 343.

Серьезное внимание проблеме борьбы с торговлей людьми было уделено Конвенцией ООН против транснациональной организованной преступности от 15 декабря 2000 г. и принятым одновременно с ней Протоколом о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми <*>. Под торговлей людьми упомянутый Протокол понимает осуществляемые в целях эксплуатации вербовку, перевозку, передачу, укрывательство или получение людей путем угрозы силой или ее применения или других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения, либо путем подкупа, в виде платежей или выгод, для получения согласия лица, контролирующего другое лицо. Под эксплуатацией, составляющей обязательный субъективный признак торговли людьми, Протокол понимает не только сексуальную эксплуатацию, но также принудительный труд или услуги, рабство или обычаи, сходные с рабством, подневольное состояние или извлечение органов. ——————————— <*> Российская юстиция. 2001. N 7.

Таким образом, эксплуатация одновременно составляет и цель торговли людьми, и сущность рабства или иного подневольного состояния, сходного с рабством. Значит, граница между торговлей людьми и обращением в рабство, рассматриваемыми в международном праве как самостоятельные преступления, носит весьма условный характер. В первоначальной редакции Уголовного кодекса Российской Федерации не было специальных норм о торговле людьми и использовании рабского труда. Но даже после того, как в России получили распространение случаи продажи людей и обращения их в рабство, отдельные ученые продолжали доказывать, что имеющихся в УК норм о преступлениях, посягающих на личную свободу человека, достаточно для эффективной защиты этой ценности <*>. Тем не менее, выполняя свои международные обязательства и учитывая высокую степень общественной опасности и все большее распространение фактов торговли людьми и обращения их в рабство, Российская Федерация Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. дополнила свой Уголовный кодекс ст. 127.1 — «Торговля людьми» и 127.2 — «Использование рабского труда». Как и в международном праве, эти деяния рассматриваются в качестве самостоятельных преступлений, но на практике насильственное обращение в рабство нередко сопряжено с торговлей людьми, и это порождает определенные сложности при квалификации таких преступлений в процессе применения указанных выше норм, что, однако, выходит за рамки данной статьи. ——————————— <*> Панкратов В. В. Уголовно-правовая охрана личной свободы: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1999. С. 21.

——————————————————————