Всемирная торговая организация: история создания, источники права ВТО

(Малянова А. Н.)

(«Международное публичное и частное право», 2005, N 5)

ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ:

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, ИСТОЧНИКИ ПРАВА ВТО

А. Н. МАЛЯНОВА

Специалисты в области международного права и экономики едины во мнении, что без участия нашей страны в международном торгово-экономическом обмене и в международных организациях на современном этапе экономического развития невозможно поступательное движение экономических реформ в России. Особое значение приобретает факт вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Всемирная торговая организация, действующая с 1 января 1995 г. как продолжатель Генерального соглашения о тарифах и торговле 1947 г. (ГАТТ 1947 г.), за свою сравнительно короткую историю зарекомендовала себя эффективной межправительственной структурой, направленной на либерализацию торговли между ее участниками.

Принимая во внимание значительное расширение сферы компетенции ВТО в связи с заключением в итоге Уругвайского раунда новых документов о регулировании международных экономических отношений и увеличение числа стран — членов организации, ВТО все больше утверждается в мире как создатель универсальной глобальной торговой системы, основанной на общепризнанных правилах для всех ее участников.

Таким образом, страны, находящиеся вне сферы действия правил ВТО (в частности, Россия), могут оказаться, с одной стороны, на периферии современных международных экономических отношений, которые играют все большую роль в повышении эффективности национальных хозяйств, а с другой — волей-неволей вынуждены играть по правилам ВТО, но лишь в пассивном качестве.

История создания. ВТО существует с 1 января 1995 г., но система торговых отношений, принятая организацией, появилась на 50 лет раньше. Вопрос о создании международной торговой организации был поставлен еще в 40-х гг. XX в. Тогда предполагалось создать три правовых института: Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития (Мировой Банк) и Международную торговую организацию, которые осуществляли бы координацию валютной, кредитной и торговой политики отдельных государств. Однако в тот период попытка создать Международную торговую организацию закончилась неудачно. Устав Международной торговой организации, подготовленный к принятию на конференции в Гаване в 1947 г., не был одобрен. В то же время подписанный протокол к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ) оказался достаточной правовой базой для осуществления сотрудничества государств, завершившегося в 1995 г. созданием ВТО.

Успеху в создании ВТО способствовал механизм многосторонних торговых переговоров, проводимых в рамках ГАТТ. Целью проведения переговоров являлось связать участвующие в них государства обязательством следовать достигнутым в ходе переговоров договоренностям о тарифных уступках.

Начиная с 70-х гг. предметом многосторонних торговых переговоров помимо таможенных тарифов стали также и иные меры защиты национального рынка. Наиболее значимые результаты были достигнуты в ходе Уругвайского раунда переговоров, завершившегося в 1994 г., в результате чего было заключено Соглашение о создании ВТО. Правовую базу ВТО, согласованную в итоге Уругвайского раунда, составляют 54 документа: соглашения, договоренности, решения, протоколы и декларации, имеющие одинаковую правовую силу для стран-членов. С учетом позже подписанных документов по регулированию торговли (соглашений по дальней связи, по финансовым услугам; декларации по глобальной электронной торговле) общее их число приблизилось к 60. Подавляющее число документов ВТО являются обязательными для всех стран — членов ВТО. Правительства стран-членов руководствуются согласованными документами при принятии и практическом применении национальных нормативных актов, затрагивающих развитие и регулирование внешней торговли. Лишь 4 соглашения обязательны только для стран, выразивших заинтересованность в них участвовать (соглашения по правительственным закупкам, по авиатехнике, говядине и по молочным продуктам). В перспективе под эгидой ВТО могут быть заключены новые соглашения, в частности, по морскому транспорту, вопросам торговли и экологии, прямых иностранных инвестиций, перемещения рабочей силы и др.

К настоящему времени (спустя десять лет после создания) ВТО представляет собой международную организацию, объединяющую 148 государств-членов, а лежащие в ее основе международные соглашения представляют собой многостороннюю международную торговую систему.

Особенности ВТО как международной организации. ВТО относится к числу международных межправительственных организаций, а ее особенностью является отсутствие устава, роль которого играют Соглашение об учреждении ВТО и Договоренность о правилах и процедурах разрешения споров.

В отличие от предшественника ГАТТ государство — член ВТО не может не участвовать в соглашениях, составляющих часть пакета документов, принятых в результате Уругвайского раунда переговоров.

Кроме того, ВТО (в отличие от ГАТТ) осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (например, соглашения о торговле услугами, о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности и т. д.), также ВТО получило гораздо большие полномочия путем совершенствования процедуры принятия решений и процедуры разрешения межгосударственных споров в рамках ВТО.

ВТО представляет собой не только систему взаимосвязанных международных соглашений по вопросам международной торговли; она создает общие институциональные рамки для осуществления торговых отношений между ее членами в вопросах, относящихся к соглашениям и к связанным с ними правовым документам, включенным в Приложения к настоящему Соглашению.

В качестве основных функций ВТО можно выделить следующие.

Во-первых, ВТО контролирует национальную торговую политику стран-членов и выполнение ими требований сопряженных соглашений, а также использует предусмотренные меры для обеспечения соблюдения правил регулирования внешней торговли.

Во-вторых, ВТО является организатором многосторонних переговоров в целях устранения препятствий для роста международной торговли и упорядочения последней.

В-третьих, ВТО выполняет функции общепризнанного международного суда, что позволяет правительствам разрешать споры, связанные с нарушением «правил игры» на мировом рынке.

В-четвертых, ВТО тесно сотрудничает с другими международными экономическими учреждениями (правительственными и неправительственными), участвуя таким образом в формировании глобальной экономической политики. Об этом свидетельствует, в частности, серия заключенных ВТО соглашений о сотрудничестве с ведущими международными организациями в смежных областях, в частности с Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Международным валютным фондом, Международным банком реконструкции и развития. Эти соглашения предусматривают обмен информацией и деловые контакты секретариатов, согласованность действий и устранение дублирования в работе.

Указанные особенности позволяют характеризовать ВТО как многостороннюю торговую систему. Такая система создает для производства и предпринимательства атмосферу стабильности и предсказуемости, которая является необходимым условием для развития международной торговли на условиях справедливой конкуренции. Существование международной торговой системы способствует увеличению объемов торговли и инвестиций, что связано с созданием новых рабочих мест и экономическим развитием участвующих в ВТО стран.

ВТО не предполагает создание наднациональных международных органов. В этом ее принципиальное отличие от организаций интеграционного типа, таких, например, как Европейский Союз. Все государства-участники, основываясь на своем суверенитете, разрабатывают и принимают нормы правового регулирования внешнеэкономических отношений, действующие на территории этих государств. Нормы Соглашений ГАТТ/ВТО вводятся в действие на территории этих государств в том же порядке, в каком вводятся нормы международных договоров.

Соглашение о создании ВТО предусматривает, что эта организация продолжает практику принятия решений консенсусом, как это было принято в ГАТТ. Считается, что консенсус достигнут, если в момент принятия решения ни одна страна-член не высказывается против предложенного решения. По общему признанию принцип консенсуса защищает от «тирании большинства», особенно тогда, когда значительная часть голосующих резко выступает против принятия решения. Однако принцип консенсуса, являющийся сильной стороной организации, порой оборачивается слабостью. В настоящий момент в докладе «Будущее ВТО», подготовленным к десятилетию организации рабочей группой во главе с первым генеральным директором ВТО Питером Сазерлендом, предлагается ввести альтернативный подход к переговорам. В случае блокирования консенсуса одним членом большинство может обязать его предоставить обоснованные подтверждения того, что его позиция определяется национальными интересами, и если его доводы будут сочтены неубедительными, решение может быть принято в обход формального консенсуса.

Принципы регулирования международной торговли. Действие всех международных соглашений, заключенных в рамках ГАТТ и входящих в международную торговую систему ВТО, основано на признании государствами-участниками шести основных принципов регулирования международной торговли: защита внутреннего рынка с помощью таможенных тарифов; обязательство государства-участника не повышать пошлины (связывание тарифов); предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле (РНБ) и предоставление национального режима, гласность в регулировании внешней торговли, предоставление льгот в пользу развивающихся стран. Эти основополагающие принципы международной торговли были сформулированы уже в ГАТТ 1947 г. и позднее унаследованы ВТО.

Принцип защиты внутреннего рынка с помощью таможенных тарифов сформулирован в ст. 11 ГАТТ 1994 г. Она предусматривает запрещение применять количественные ограничения при регулировании внешней торговли, за исключением ограниченного числа случаев. Так, странам, испытывающим трудности с платежным балансом, разрешается вводить количественные ограничения, чтобы они сохранили свои финансовые позиции на мировом рынке (меры таможенно-тарифного регулирования).

Принцип «не повышать пошлины» (связывания тарифов) сформулирован в Преамбуле и в ст. 28-бис ГАТТ 1994 г. и лежит в основе проведения политики снижения таможенных тарифов. Сниженные ставки тарифов должны быть «связаны» во избежание их возможного дальнейшего повышения. Переговоры по присоединению к ВТО направлены на то, чтобы зафиксировать определенный уровень таможенных тарифов по отдельным видам товаров на момент вступления государства в ВТО. Сниженные к моменту присоединения к ВТО тарифы замораживаются (связываются) во избежание дальнейшего повышения и включаются в национальный перечень тарифных уступок каждой страны. Ставки тарифов, принятые странами на переговорах, вносятся в так называемый перечень уступок. Каждая страна, участвующая в ВТО, имеет свой индивидуальный перечень уступок, который является неотъемлемой частью юридической системы ГАТТ/ВТО. Освободиться от тарифных ограничений и повысить тарифы сверх указанной в перечне уступок нормы возможно только в результате переговоров с соответствующим государством и предоставления в качестве компенсации государству, с которым данная уступка была согласована, тарифных уступок на другие товары. Исключения из этого принципа предусматриваются в соглашениях по сельскохозяйственной продукции, текстилю, а также в ст. 36(б) ГАТТ 1994 г., касающейся применения правила взаимности развивающимися государствами.

Принцип наибольшего благоприятствования в торговле сформулирован в ст. 1 п. 1 ГАТТ 1994 г. Это наиболее важное положение ГАТТ/ВТО. Согласно этому принципу необходимо, чтобы тарифы и другие меры регулирования применялись к импортируемым и экспортируемым товарам без дискриминации по странам. Принцип наибольшего благоприятствования, или принцип недискриминации, положенный в основу ГАТТ, воплощается в нормах торговых договоров и соглашений о предоставлении режима наибольшего благоприятствования. Они не позволяют устанавливать для одного государства импортные таможенные пошлины выше или ниже тех, которые применяются к импорту этих товаров из другого государства. Предоставляя РНБ, страна отказывается от дискриминационного подхода при выборе торговых партнеров. Исключение из принципа РНБ, сформулированного в ГАТТ, делается для стран, участвующих в региональных соглашениях. Эти страны не обязаны распространять на все страны более низкие тарифы или беспошлинную торговлю, действующие между ними (ст. 24 ГАТТ 1994 г.).

Принцип национального режима сформулирован в ст. 3 ГАТТ 1994 г. В соответствии с ним импортированный товар, пересекший после оплаты таможенных пошлин и других сборов границу, должен иметь не менее благоприятные условия на рынке, чем подобные товары отечественного производства. В то время как РНБ запрещает применять дискриминационные меры к товарам, произведенным в разных странах, правило национального режима препятствует дискриминации в отношении импортируемых товаров по сравнению с их аналогами, произведенными в самой стране, как в отношении обложения их внутренними налогами, так и в отношении применения внутреннего законодательства.

ВТО содержит механизм обзоров торговой политики, который обеспечивает транспарентность торговой политики государств — членов ВТО. По мнению зарубежных специалистов, объективное состояние взаимозависимости экономики различных государств создало угрозу для проведения ими самостоятельной экономической политики. Меры регулирования, принятые в одном государстве, могли оказаться тщетными в силу действия мер регулирования, принятых в другом государстве. Ставки налогов, защита прав потребителей, технические стандарты на изготавливаемую продукцию, пруденциальные меры в сфере оказания финансовых услуг, а также меры по защите окружающей среды — все эти инструменты национальной политики способны повлиять на состояние международных экономических связей и ухудшить экономическое положение другого государства.

ВТО выполняет административные функции Механизма обзора торговой политики (п. 4 ст. 3 Соглашения об учреждении ВТО). ВТО не регулирует гражданско-правовые отношения (например, отношения собственности). Она не затрагивает макроэкономическую, структурную, антимонопольную политику, политику валютного курса, бюджетные отношения, режим инвестиций (за исключением инвестиций в сектор услуг, а также инвестиционных мер, связанных с торговлей); не вмешивается в вопросы обороны и безопасности. Таким образом, ВТО не диктует политику своим членам, напротив, ее участники формируют политику Организации, а торговые переговоры предоставляют возможность стране-претенденту добиться принятия в ВТО на выгодных ей условиях.

Механизм обзоров торговой политики помогает предотвращать конфликтные ситуации. Он включает в себя также элементы взаимодействия органов государства с частным сектором. Предприниматели, коммерческие организации получают возможность защищать свои интересы от ограничительных мер, применяемых к ним на зарубежном рынке. Доводя информацию об ограничениях на зарубежном рынке до уполномоченных органов своего государства, они инициируют действия последнего по своей защите от таких ограничительных мер и дискриминации при участии ВТО.

Структура международной организации. Высшим органом ВТО, ответственным за принятие решений, является Конференция на уровне министров участвующих стран. Она должна собираться раз в два года. На Конференции вырабатывается направление международного сотрудничества, в частности, определяются актуальные вопросы, которые станут предметом очередного раунда многосторонних торговых переговоров. Первая конференция министров после завершения Уругвайского раунда переговоров была проведена в Сингапуре в декабре 1996 г. Эта и последующие конференции были посвящены вопросам проведения очередного раунда Многосторонних торговых переговоров (МТП). Новый раунд переговоров открыли в Дохе (Катар) в ноябре 2001 г. на 4-й Министерской конференции ВТО. Были начаты переговоры в области сельского хозяйства, услуг, доступа на рынки промышленных товаров, торговых аспектов прав интеллектуальной собственности, правил ВТО в части применения антидемпинга, субсидий, региональных торговых соглашений, действия механизма разрешения споров, взаимодействия торговли и экологии.

После конференций в Женеве в 1998 г. и в Сиэтле в 1999 г. стало очевидным, что предстоящим МТП поставленные проблемы придется решать с учетом интересов развивающихся стран: обеспечить доступ развивающимся странам на рынки сельскохозяйственной продукции путем сокращения тарифов и отказа от экспортных субсидий; дополнить Соглашение ТРИПС положениями, обеспечивающими решение государственных проблем здравоохранения (борьба с эпидемиями СПИДа, туберкулеза, малярии и др. болезнями); решить проблемы имплементации Соглашений Уругвайского раунда переговоров в развивающихся странах, предусмотрев для них преференциальный, дифференцированный режим; обеспечить имплементацию Соглашения по текстилю. На конференции в Женеве, состоявшейся 1 августа 2004 г., государства — члены ВТО согласовали документ о проведении нового раунда МТП — Раунда развития.

В период между заседаниями Конференции ее функции выполняет Генеральный совет ВТО. Генеральный совет выполняет функции органа по разрешению споров, рассматривая жалобы и предпринимая необходимые шаги по урегулированию споров между странами-членами. Генеральный совет несет также ответственность за изучение торговой политики стран-членов, регулярные обзоры которой проводятся на базе соответствующих отчетов стран — членов ВТО и докладов Секретариата ВТО.

Структура ВТО отражает три основных договоренности государств-членов в системе международной торговли: о торговле товарами (Генеральное соглашение по торговле товарами — ГАТТ 1994 г.), услугами (Генеральное соглашение по торговле услугами — ГАТС) и правами на интеллектуальную собственность (Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности — ТРИПС). В своей работе Генеральный совет опирается на три других Совета:

— Совет по вопросам торговли товарами, который наблюдает за исполнением и действием Генерального соглашения по торговле товарами (ГАТТ 1994 г.) и ему сопутствующих соглашений;

— Совет по вопросам торговли услугами, который наблюдает за исполнением и действием Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС);

— Совет по вопросам Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), который наблюдает за исполнением этого соглашения.

В структуру ВТО входят также комитеты, которые осуществляют оперативную работу в рамках соответствующих соглашений. Находясь в подчинении Совету, они проводят аналитическую работу в отношении мер государственного регулирования, принимаемых участвующим в ВТО государством, в частности анализируют, насколько эти меры соответствуют требованиям ВТО. Комитеты проводят консультации по любым вопросам, касающимся действия международных торговых соглашений. Как правило, в комитеты входят представители всех участвующих в ВТО государств. Собираются комитеты по мере необходимости не реже одного-двух раз в год.

Важную роль в структуре ВТО играет его административный орган — Секретариат. Он осуществляет подготовку проектов решений, принимаемых органами ВТО, оказывает информационно-консультативные услуги. Это постоянно действующий орган, возглавляемый Генеральным директором и находящийся в Женеве (Швейцария).

В состав Генерального совета входят: Орган разрешения споров (включающий группу экспертов для рассмотрения споров и Апелляционный орган), а также Орган по проведению периодических обзоров торговой политики государств — членов ВТО.

Орган разрешения споров. Орган разрешения споров (ОРС) является центральным и жизненно важным органом в институциональной структуре ВТО. По вопросам разрешения споров действует специальное соглашение: Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров (далее — Договоренность). Правила и процедуры, предусмотренные в Договоренности, применяются к спорам, возникшим на основе норм соглашений, перечисленных в приложении к Договоренности и именуемых «охваченные соглашения». Указанные правила и процедуры применяются также к консультациям и урегулированию споров между членами ВТО в отношении их прав и обязательств, предусмотренных Соглашением об учреждении ВТО и настоящей Договоренностью, взятых в отдельности или совместно с любым из охваченных соглашений. Положение п. 2 ст. 1 Договоренности определяет сферу действия соглашения. Из статьи вытекает, что ОРС разрешает конфликты между членами ВТО путем толкования заключенных в рамках ВТО соглашений в соответствии с правилами и процедурами, предусмотренными в Договоренности. Важным положением Договоренности является то, что члены ВТО признают основное предназначение системы урегулирования споров: сохранять права и обязательства членов и уточнять «охваченные соглашения» в соответствии с обычными правилами толкования международного публичного права.

Согласно Договоренности ОРС учрежден для управления ходом реализации правил и процедур, предусмотренных в Договоренности. Он уполномочен создавать третейские группы (panel), которые выполняют функции арбитража, принимать доклады третейских групп и Апелляционного органа, обеспечивать наблюдение за выполнением решений и рекомендаций, разрешать предоставление уступок и других обязательств, которые вытекают из охваченных соглашений.

Механизм процедуры разрешения споров, используемый в ВТО, выделяется тем, что направлен на достижение соглашения между спорящими сторонами, то есть между государствами — членами ВТО. После того как государством исчерпаны все средства на двусторонней основе разрешить спор, возникший у него с другим государством — членом ВТО, оно может обратиться к услугам Генерального директора для «примирения и посредничества» в разрешении спора. Если консультации с Генеральным директором не привели к желаемому результату, одна из спорящих сторон может обратиться с просьбой о назначении экспертов — запуске механизма арбитража.

Арбитраж состоит из трех или пяти (по желанию сторон) экспертов, предлагаемых Секретариатом из числа правительственных и независимых экспертов. Процедуры допускают апелляцию решения. Решения арбитража (panel) или Апелляционного органа представляются в ОРС для разрешения споров и для вынесения соответствующих решений и рекомендаций. Договоренность предусматривает, что стороны исполняют решение Органа. Исполнение возможно также в форме выплаты компенсации государству, пострадавшему от принятых в другом государстве мер регулирования внешней торговли. Допускается также принятие ответных мер пострадавшим государством. Компенсации и ответные меры рассматриваются как временные меры. Окончательным решением конфликта является выполнение рекомендаций органа по разрешению споров.

ВТО изначально создавалась как организация, деятельность которой направлена на предотвращение торговых «войн» и иных межгосударственных конфликтов в области международной торговли. Преобладание экономических связей в международных отношениях привело к тому, что в системе ВТО отказались от дипломатического способа разрешения конфликтов, основанного на признании силы, и перешли к беспристрастному арбитражному способу разрешения конфликтов, ориентированному на правовую норму.

Ключевой нормой Договоренности стала норма о толковании международных соглашений, входящих в пакет документов ВТО. До создания ВТО эта норма отсутствовала, так как участие в соглашениях, заключенных в рамках ГАТТ, не было обязательным. В основу применения этой нормы были положены правила толкования международных договоров, предусмотренные Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 г. При этом указанные правила применяются также и в том случае, если государство, являющееся стороной в споре, не участвует в Венской конвенции. При этом ОРС исходит из того, что Венская конвенция является кодификацией международного обычного права в вопросах толкования международных договоров.

Главенствующая роль в применении и интерпретации международных соглашений, входящих в пакет документов ВТО, принадлежит специальным группам и Апелляционному органу. При рассмотрении одного из дел Апелляционный орган высказал правовую позицию, заключающуюся в том, что именно на нем «лежит обязанность трактовать часто фрагментарные правила ВТО». И хотя Апелляционный орган не имеет права давать обязательные к применению государствами — членами ВТО толкования соглашений в рамках ВТО, так как в соответствии с приложениями ч. 2 ст. 9 Марракешского соглашения такого рода полномочия отнесены к исключительной компетенции Конференции министров и Генерального совета, предлагаемые Апелляционным органом толкования имеют большое практическое значение.

Источники права ВТО. Источники международного права содержатся в ст. 38(1) Статута Международного суда ООН, к ним относят:

— общие и специальные международные конвенции,

— международные обычаи, на практике признаваемые в качестве правовой нормы, — общие принципы, признанные цивилизованными нациями,

— судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву (с оговоркой, указанной в ст. 59).

В Марракешском соглашении о создании Всемирной торговой организации перечень источников права полностью соответствует вышеуказанной ст. 38(1), кроме того, к нему прилагается обширный комплекс дополнительных соглашений по торговле товарами, услугами, интеллектуальной собственностью, таможенным тарифам и соглашений, содержащих правовые инструменты, обеспечивающие эту деятельность.

Основным источником права ВТО являются тексты самих соглашений «пакета ВТО», и об этом прямо говорится в ст. 17: «Точное толкование статьи — это прежде всего толкование текстуальное». Однако в Соглашении говорится и о других источниках права, особенно при разрешении споров и в повседневной деятельности — это прежде всего «решения, процедуры и обычная практика» предшественника ВТО — ГАТТ и созданных в рамках ГАТТ органов (ст. 16(1)).

Безусловным источником права, как об этом свидетельствуют Приложение 2 к Марракешскому соглашению («Понимание об урегулировании споров») и Приложение 3 («Механизм пересмотра торговой политики»), являются не только собственно очень обширные тексты соглашений «пакета ВТО» (только в основном тексте Акта содержится 500 стр.), но и весь еще более объемный комплекс соглашений, представляющих собой своеобразный Кодекс международной торговли.

К источникам права ВТО следует отнести и решения специалистов или специально созданных органов для рассмотрения тех или иных спорных проблем или же решения апелляционных судов и инстанций собственно в ВТО и в ГАТТ.

В ст. 3.2 «Понимания об урегулировании споров» прямо говорится о том, что при разрешении споров внутри ВТО особую роль играют международные обычаи, т. е. «сложившиеся правила толкования международного публичного права», которые содержатся в ст. 31 и 32 Венской конвенции о праве международных договоров (1969). Однако необходимо обратить внимание, что отсылка касается «обычно-правовых норм толкования международно-публичного права», а не «обычно-правовых норм международно-публичного права». Отсылка к использованию, пусть и в ограниченных пределах, международного обычая является тем не менее примечательным нововведением. При этом в практике ВТО, как и прежде ГАТТ, обращения к международным обычаям достаточно редки, так как отношения внутри этих организаций базируются на соглашении, а не на обычае. Даже важнейший принцип обеих организаций — предоставление режима наибольшего благоприятствования — не стал обычаем, ибо он распространялся, как правило, на страны — участницы ГАТТ и ВТО и зачастую не распространялся на прочие государства. Например, США не применяли этот принцип в отношении КНР. Правда, в Соглашении о ВТО есть ссылка на «сложившуюся практику», но это положение еще не рассматривается членами ВТО в качестве обязательной нормы.

Ссылка на мнения и труды высококвалифицированных юристов в практике ГАТТ были довольно редки. Как правило, споры улаживались с помощью дипломатической системы «примирения», и дипломаты ГАТТ «явно питали отвращение к идее придать процессу примирения правовую форму». Авторы докладов ВТО в большей мере, чем их предшественники из ГАТТ, склонны обращаться к мнению юристов, о чем свидетельствует создание специального органа по решению споров, устав которого предусматривает проведение юридических консультаций.

Еще одним источником правовой системы ВТО являются международно-правовые соглашения, на которые имеются ссылки в Марракешских соглашениях. Сюда включены главные конвенции о защите интеллектуальной собственности: Парижская (1967), Бернская (1971), Римская конвенции о защите исполнителей, производителей фонограмм и радиотрансляционных организаций и Вашингтонская конвенция об интеллектуальной собственности в отношении интегрированных сетей. Значительную проблему представляет такая сфера международного публичного права, как растущее число двусторонних соглашений, и не только между странами — участницами ВТО. Все чаще возникает необходимость определения, в какой мере двусторонние соглашения затрагивают права и обязательства членов ВТО в отношении других членов ВТО.

В заключение можно сделать следующий вывод: ВТО — это продукт согласия, и это соглашение о создании ВТО и другие соглашения, входящие в «пакет ВТО», составляют основу источников права ВТО. При этом решения специалистов и апелляционных судов и инстанций дают толкования текстов, крайне важные для практического их использования. Большинство споров в рамках ВТО разрешаются ссылкой на тексты и приоритетные решения, и в этом смысле правовая система ВТО является в значительной степени независимой, автономной от других правовых и судебных систем. Но эта независимость правовой системы ВТО не является абсолютной, важную ее часть составляют не только интерпретация принципов, содержащихся в текстах соглашений «пакета ВТО», но также обычай, учения высоко квалифицированных специалистов и другие правовые инструменты.

Международное публичное право вносит огромный вклад в право ВТО. И хотя обратное звучит не так однозначно, и международные трибуналы не используют пока при принятии решений отсылки на практику ВТО, как на источник права, растущее количество и высокое качество заключений ВТО позволяет сделать вывод, что это только вопро с времени.

——————————————————————