Организационные и нормативные основы регулирования профессиональной подготовки управленческих кадров полиции за рубежом

(Колонтаевская И. Ф.) («Таможенное дело», 2006, N 3)

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ ПОЛИЦИИ ЗА РУБЕЖОМ

И. Ф. КОЛОНТАЕВСКАЯ

Колонтаевская И. Ф., профессор кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России.

Рассматривая организационное и нормативное регулирование профессиональной подготовки управленческих кадров полиции за рубежом, мы будем исходить из того, что организационное регулирование, по сути, представляет собой решение соответствующими органами, должностными лицами и образовательными учреждениями организационных вопросов по профессиональной подготовке управленческих кадров полиции с применением научно обоснованных форм, методов и технологий управления системой и процессом данной подготовки в соответствии с содержанием и задачами управленческой деятельности в полиции и с учетом международных стандартов. А правовое (нормативное) регулирование включает в себя соблюдение, исполнение и применение норм действующего законодательства, использование средств и форм юридического воздействия на органы и объекты управления системой профессиональной подготовки управленческих кадров полиции, а также нормативное правовое сопровождение процесса профессиональной подготовки <1>. ——————————— <1> Ворр W. & Whisenand P. Police Personnel Administration, USA Boston 1980. P. 57 — 72; Bell T. N. Education Policy Development in Reagan Administration.// Phi Delta Kappan. V. 67. 1986. 7. P. 478 — 488.

Как показал анализ научных источников по теме, наибольший по сравнению с другими странами опыт в области организации и проведения профессиональной подготовки руководящих кадров полиции накоплен в США. Соединенные Штаты были первой страной, начавшей на профессиональной основе осуществлять профессиональную подготовку управленческих кадров полиции в высших образовательных учреждениях, и до сих пор они значительно опережают другие страны по масштабам деятельности в этой области. Достаточно сказать, что все руководители высшего звена Канады традиционно проходят обучение и повышение квалификации в США (в канадской ведомственной системе профессиональной подготовки сотрудников полиции отсутствует третий — высший уровень). Среди старшего начальствующего состава полиции стран Ближнего Востока и Африки большинство получают образование и управленческую профессиональную подготовку в США <2>. В Центральной и Восточной Европе силами американцев организован и функционирует целый ряд образовательных учреждений и курсов по профессиональной подготовке полицейских управленцев. Американские технологии проникают в профессиональную подготовку многих стран, занимая по всему миру доминирующее положение. ——————————— <2> Mc Namara J. H. Police Personnel and Police Management. N. Y.: John Wiley & Sons, 1999. P. 34 — 37.

Необходимо подчеркнуть, что создание и становление систем профессиональной подготовки управленческих кадров полиции в Европе и Северной Америке происходило практически в одно и то же время — в начале XX в., хотя осуществлялось различными подходами. Различие в американском и европейском подходах к организации профессиональной подготовки управленческих кадров полиции было связано в первую очередь с различным пониманием природы и сущности профессионального управления как особого рода деятельности. В США сформировалось и утвердилось мнение об управлении как об особой профессии, требующей специальной профессиональной подготовки и периодического обновления знаний на протяжении всей практической деятельности в качестве управленцев <3>. Поэтому с 30-х гг. XX в. в США начинает бурными темпами развиваться система подготовки и переподготовки управленческих кадров полиции, организуемая при общегражданских высших учебных заведениях США, проводящих высшие курсы управления для различных сфер деятельности. Так Гарвардский, Мичиганский, Калифорнийский, Северо-Западный университеты и Университет штата Висконсин организовали специальные программы по подготовке и переподготовке управленцев полиции различного ранга. Примерно в это же время аналогичные курсы были организованы в Университете штата Индиана и в Вашингтонском государственном университете. ——————————— <3> США. Современные методы управления. М.: Наука, 1988; Harvard Business School. Executive Education. The Program for Management Development. The Advanced Management Program N. Y. 1971/1972; 1985/1986; 1999/2000.

В начале 60-х гг. в США уже имелось около 25 общегражданских университетов и колледжей, в которых читались полные курсы лекций по управлению, а обучение здесь давало сотрудникам полиции высшую образовательную степень <4>. Разумеется, содержание этих программ включало не только управление, но и правовые, общественные, экономические и другие дисциплины, в зависимости от специализации и имеющегося образования у кандидатов на руководящие должности. Одновременно при университетах и высших школах бизнеса создавалась широкая сеть повышения квалификации полицейских управленцев, позволяющая массово осуществлять профессиональную подготовку дипломированных специалистов по управлению, а впоследствии — периодическую их переподготовку на протяжении всей карьеры. В 1970-х гг. США окончательно утверждаются в роли мирового лидера в области обучения полицейских управленцев не только по масштабам обучения, но и по содержанию учебного процесса, методам обучения этой категории служащих полиции. В США управленческая подготовка руководящих кадров полиции получила целенаправленный и технологичный характер подобно «фабрике» или «промышленному предприятию» <5>. ——————————— <4> The Police Chief. 1984. N 4. P. 22 — 24; N 11. P. 55. <5> Management Police Courses in the United States of America/Management Publication, Ltd. N. A. 1972. P. 37 — 42.

В Европе же изначально контингент полицейских управленцев формировался из наиболее опытных и образованных сотрудников, а управленческая подготовка ограничивалась обучением выдвиженцев на курсах повышения квалификации, функционирующих на базе полицейских образовательных учреждений <6>. В организации профессиональной подготовки долгое время превалировал традиционный подход к формированию контингента руководящих кадров полиции, основанный на оценке руководителей прежде всего по опыту работы в полиции, а также по отдельным личностным качествам, необходимым руководителю (организаторские способности, инициатива, здравый смысл, способность к принятию решений, аналитический ум и т. д.) <7>. Кандидаты на выдвижение при этом проходили, как правило, курсы повышения квалификации или курсы для карьеры. ——————————— <6> Hebenton, B. & Thomas, T. Policing Europe: Cooperation, conflict and control. New York: St. Martin’s Press, 1995. P. 27 — 31. <7> Dempsey T. Computer Communications Technology Facilitates Law Enforcement Training // The Police Chief. 1997. N 11. P. 54 — 56.

Во-вторых, различие между европейским и американским подходами к организации и осуществлению профессиональной подготовки управленческих кадров полиции в Европе и Северной Америке напрямую зависело от складывающейся в этих странах той или иной «модели» профессиональной подготовки сотрудников полиции. Имеющиеся исторические документальные и нормативные материалы свидетельствуют о том, что если в США профессиональная подготовка сотрудников полиции, как правило, организовывалась «на стороне» — т. е. на базе общегражданских университетов и других образовательных институтов силами и средствами этих институтов, то в Европе управленческие кадры начали «выращиваться» в ведомственных системах профессиональной полицейской подготовки. При этом в Европе системы профессиональной подготовки сотрудников полиции, как правило, давали не только профессиональную подготовку как таковую, но и присуждали образовательные степени, соответствующие общегражданским степеням среднего или высшего образования. Следуя общеевропейскому правилу, полицейские институты, занимавшиеся профессиональной подготовкой полицейских, постепенно добавляли все больше и больше образования в свое обучение, т. е. укрупняли цели обучения, расширяли и углубляли содержание программ, увеличивали сроки подготовки, качественно улучшали преподавательских состав развивали научно-методическую и материально-техническую базу ведомственных образовательных учреждений. Таким образом, внутри полицейского ведомства подготавливающие институты, дающие краткую профессиональную подготовку, развивались в полноценные образовательные учреждения для удовлетворения образовательных потребностей полиции <8>. В итоге в странах Европы сложились ведомственные трехуровневые системы профессиональной подготовки, дающие не только подготовку, но и образование путем постепенного наращивания и усложнения знаний, умений, навыков по мере продвижения по службе и необходимости реагирования на меняющиеся реалии и запросы служебной деятельности. То есть в данном случае за основу структурного строения берется должностной уровень сотрудника, который и определяет, какое образование должно у него быть. Системы профессионального полицейского образования/подготовки не являются замкнутыми, а взаимодействуют и интегрируются с общегражданскими национальными образовательными системами. ——————————— <8> Policing in Central and Eastern Europe… P. 552 — 554.

В настоящее время системы профессиональной подготовки кадров полиции, сложившиеся практически во всех европейских странах, включают: 1-й уровень — первоначальное обучение поступающих на службу в полицию в учебных центрах, академиях и других специальных учебных заведениях, как правило, территориальных полицейских органов. Этот уровень соответствует полной общеобразовательной ступени и/или начальному уровню профессионального образования, но может быть и несколько выше; 2-й уровень — многопрофильная подготовка полицейских разных специальностей, среднего руководящего состава полиции в ведомственных образовательных учреждениях или учебных центрах под эгидой центральных (федеральных) органов полицейского управления. Этот уровень обычно соответствует степени бакалавра или несколько ниже; 3-й уровень — подготовка управленческих кадров полиции, старших и высших офицеров в полицейских академиях, учебных центрах либо других ведомственных образовательных учреждениях. Минимальным здесь обычно является диплом бакалавра, а максимальными — диплом магистра либо какая-нибудь ученая степень (послевузовское образование). Параллельно с основными уровнями профессионального образования/подготовки действует установленная законодательством широкая многопрофильная сеть дополнительного образования, или, как ее называют во всем мире, последипломного образования: т. е. повышения квалификации, усовершенствования и переподготовки полицейских кадров, которая функционирует как на базе полицейских учебных заведений, так и в форме служебной подготовки непосредственно на местах. Профессиональная подготовка руководителей полиции в процессе прохождения службы становится в Европе основным элементом политики формирования функционеров полиции высшего звена. Так, во Франции система повышения квалификации руководителей полиции в процессе их службы была организована и осуществлена на основе Реформы полицейского обучения, проведенной в июне 1979 г. (Директива МВД Франции 365/79). В Европе кроме возможности получить ведомственное образование все больше полицейских откомандировываются или самостоятельно поступают в общегражданские университеты, институты, колледжи. Участились случаи приема на работу в полицию людей, уже имеющих одно или даже два высших образования, кандидатские и докторские степени. Европейская ведомственная профессиональная подготовка управленческих кадров полиции интегрировалась в общенациональные и международное образовательные пространства через систему государственного лицензирования, аттестации и аккредитации и действует в соответствии с общегосударственными критериями и стандартами. История развития американской полиции не повлекла за собой развития многоуровневой системы профессиональной подготовки/образования, как это имело место в Европе. В США, наоборот, первые полицейские школы профессиональной подготовки возникли внутри гражданских образовательных институтов. Затем начали образовываться самостоятельные полицейские школы, которые стали заниматься исключительно профессиональной подготовкой служащих полиции, в том числе управленческих кадров. Функция же осуществления профессионального образования, дающего право на получение руководящей должности, по сей день в США остается за общегражданскими университетами, колледжами, факультетами, предлагающими специальные программы по полицейской проблематике <9>. ——————————— <9> Sherman L. W. & Bennis W. Higher education for police officers: The central issues. Police Chief, 1977. P. 32.

Таким образом, при первом же взгляде прослеживается различие между европейской и американской моделями профессиональной подготовки управленческих кадров полиции. Однако, несмотря на единый в Европе подход к организации профессиональной подготовки кадров полиции, европейская модель профессиональной подготовки управленцев имеет разновидности, существенно различающиеся между собой. Наиболее «выдержанной» и последовательной является немецкая модель, в соответствии с которой сотрудник, прежде чем стать руководителем, последовательно проходит все стадии карьеры, обусловленные повышением его профессиональной подготовки, опытом и выслугой. Французская модель работает следующим образом: на должности высшего начальствующего состава отбирают людей из гражданской сферы с нужным ведомству образованием и жизненным опытом. Затем в течение 1 — 2 лет в ходе профессиональной полицейско-управленческой подготовки дают ту или иную специализацию, вкладывают недостающие знания, развивают управленческие качества, вырабатывают навыки исполнения представительских функций, и в результате — получают квалифицированного и серьезного профессионала-управленца. Если во Франции высшей властью в деле профессиональной подготовки является Дирекция кадров и школ при Генеральной дирекции Государственной полиции, то в ФРГ каждое ведомственное образовательное учреждение непосредственно подчинено Министерству внутренних дел земли, а централизованной координацией занимается Комиссия по делам обучения при Постоянной конференции Министров внутренних дел Федерации и отдельных германских земель. Основным нормативным документом, регламентирующим профессиональную подготовку кандидатов на руководящие должности в полиции, является статья 5 Договора о едином образовательном образовании кандидатов на высшую полицейскую исполнительную службу и Положение о полицейской Академии управления ФРГ от 28 апреля 1972 г. Так, в Положении о полицейской Академии управления ФРГ учебные цели профессиональной подготовки руководителей полиции сформулированы следующим образом: «Обучаемые должны овладевать различными методами и способами управления полицейской деятельностью, принимать участие в постановке и реализации управленческих вопросов, особенно в решении задач в центральных учреждениях федерации и земель и в верховных федеральных и земельных органах власти, понимать значение и необходимость повышения квалификации полицейскими чиновниками. При этом они должны поддерживать свободно-демократический и социальный правопорядок в применении научного познания, методах и образах совместных действий, в общественном анализе и обсуждении, в соответствующем развитии стратегии и тактики, а также в решении и исполнении первостепенных полицейских планов». В Германии предлагаются самые жесткие в Европе условия для продвижения по службе. Очередное повышение можно получить только после завершения определенного дополнительного образования, а на некоторые должности назначаются только при наличии соответствующей образовательной степени. Данная система сложилась в 50-е годы XX в., когда символом времени стал хорошо образованный человек и квалифицированный специалист. С тех пор федеральным и земельными министерствами внутренних дел многое сделано для ее совершенствования. Поступающий в образовательное учреждение точно знает, в какой должности он будет использоваться по его окончании. В учебном процессе применяются методы чередования теоретических занятий со стажировками, моделирования, отработки ситуаций, симуляции. На высших уровнях подготовки преобладают комплексные занятия. Понимая, что успех обучения зависит от преподавателей, в ФРГ созданы условия, позволяющие отбирать для этой работы самых квалифицированных специалистов <10>. ——————————— <10> Зарубежный опыт организации подготовки… С. 73.

На примере профессиональной подготовки старших офицеров полиции очевидны различия между немецкой и французской моделями. Для немецкой модели профессиональной подготовки характеры более длительные сроки обучения: для подготовки старших офицеров в общей сложности на эти цели требуется посвятить около 8 лет учебы, что соответствует приблизительно 6700 часам занятий в школе и около 30 месяцев практики в процессе обучения и минимум 7 лет службы в полицейских подразделениях. Обучение же комиссара французской полиции в Высшей школе государственной полиции в Сен-Сир-о-Мон-д’Ор ограничивается 810 часами учебы и 12 месяцами профессиональной практики, что представляется возможным благодаря тому, что кандидаты на должность комиссара уже должны иметь высшее университетское образование. Несколько особняком стоит британская модель профессионального полицейского образования — самая непохожая на другие европейские модели, что объясняется как географическим, так и сохраняющимся психологическим барьером между Британией и континентом. В то же время в разных областях деятельности, в том числе и полицейской, британцы поддерживают самые тесные связи с англоязычными странами в разных концах мира, особенно с США, а также Канадой, Австралией, Новой Зеландией, ЮАР, что отражается в их системах полицейской подготовки. Британская модель, как и американская, представляет собой скорее систему профессиональной полицейской подготовки, а не профессионального образования. Для британской модели характерна ранняя узкая специализация сотрудников полиции разных подразделений и служб. Такой подход можно наблюдать в американской модели профессиональной полицейской подготовки, где также с самого начала готовят узких специалистов. Кроме того, координация процесса профессиональной подготовки в Великобритании децентрализована и проводится по региональному принципу. Однако с середины 80-х гг. в Англии предпринимаются попытки к усилению влияния центра на управление полицией и подготовку для нее специалистов, так как одной из главных причин недостатков в подготовке кадров и соответственно функционирования полиции является отсутствие эффективного управления на национальном уровне. В Великобритании главная задача полиции — это служение в первую очередь обществу, гражданам, а затем уже государству и правительству. Такой подход к определению главной функции полиции имеет давние традиции. Английский опыт подготовки отличается гуманистической направленностью учебного процесса, длительным сроком обучения констеблей по месту работы, супертщательным отбором кандидатов на службу в криминальную полицию, организацией их обучения, акцентом на самостоятельную работу учащихся, особенно высших полицейских чиновников <11>. Для британской модели характерна высокая степень демократичности и гласности проведения экзаменов, а также подачи апелляции на их результаты. Например, в общебританском ведомственном журнале «Police Review» («Полицейское обозрение») регулярно печатаются различные варианты экзаменационных вопросов и заданий для получения должности инспектора (сержанта и др. должностей). Претенденты не только имеют возможность заранее ознакомиться с ними, но и выслать свои ответы по почте, которые в определенных случаях засчитываются и служат основанием для подтверждения сдачи экзамена (каждый ответ имеет оценочную сумму баллов) <12>. Если же они посчитают, что их ответы занижены, то в этом случае могут обратиться в апелляционную комиссию и получить объяснения не только по своему вопросу, но и ознакомиться с письменными ответами других претендентов, результаты которых оказались выше. ——————————— <11> Зарубежный опыт подготовки… С. 74. <12> Sherman L. W. & Bennis W. Higher education for police officers: The central issues. Police Chief, 1977. P. 32.

Для британской модели, как и для американской, характерна максимальная открытость ее для внешних контактов с другими общегражданскими учреждениями. Так, учебная программа основных факультетов колледжа в Брэмсхилле приведена в соответствие с учебными программами большинства английских университетов и помимо изучения специальных дисциплин включает занятия по всеобщей истории, социологии, экономике, литературе, английскому и иностранным языкам. Колледж поддерживает широкие контакты с рядом английских и зарубежных вузов: Оксфордским, Лондонским, Нью-Йоркским университетами, американским колледжем уголовного права им. Дж. Джея, Академией ФБР и др., обмениваясь с ними учебными программами, преподавателями и слушателями <13>. Необходимо также отметить значительную роль Соединенного Королевства в кооперации и интеграции деятельности полиций европейских стран, а также возросшие связи между МВД Российской Федерации и Министерством внутренних дел Великобритании. ——————————— <13> Психология и педагогика в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел: В 5 ч. Ч. 4,5. М., 1992. С. 38.

Американская модель (США) профессионального полицейского образования имеет четкое отличие от европейских моделей, выражающееся прежде всего в том, что в США ведомственные учебные заведения дают преимущественно профессиональную полицейскую подготовку, а образование полицейские получают в гражданских образовательных учреждениях. Там на базе университета могут функционировать специализированные профессиональные полицейские институты, которые разрабатывают соответственные учебные планы и программы для подготовки полицейских различных служб, рангов и видов деятельности. На эти курсы могут поступать как служащие полиции, так и гражданские лица, намеренные в дальнейшем поступить на службу в правоохранительные органы. Если кратко <14> выразить сущность американской модели, то можно сказать, что для того, чтобы стать полицейским руководителем того или иного уровня, кандидату необходимо иметь определенный уровень образования, подтвержденный дипломом. ——————————— <14> Подробно модели профессиональной подготовки кадров полиции нами были рассмотрены в двух монографиях: «Профессиональное образование кадров полиции за рубежом» (2001), «Педагогика профессионального образования кадров полиции зарубежных стран» (2002) и др. работах.

Для сравнения с американской моделью можно привести скандинавскую модель профессиональной полицейской подготовки (Финляндия, Дания, Швеция, Норвегия, Литва), когда в стране, обычно в столице, имеется единая полицейская Академия, где можно получить как профессиональную подготовку, так и профессиональное образование (среднее специальное, степень бакалавра), а в некоторых даже степень магистра (Литва). Национальные модели профессионального полицейского образования в ряде стран имеют сходство как с европейской, так и с американской моделью. Это в определенной степени объясняется послевоенными (Скандинавские страны, Австрия, Япония, Италия) и постсоветскими (Хорватия, Словения, Литва и др.) реалиями. Кроме того, местные модели ведомственного образования в вышеперечисленных странах обладают и некоторыми специфическими чертами, что позволяет говорить о своеобразных смешанных, интегративных, гибридных образовательных моделях. Несмотря на наличие своеобразия и традиций в системах полицейского образования, возможны их классификации и обобщения по самым разным критериям. Так, современная педагогическая наука рассматривает образовательные системы с точки зрения управления ими — «централизации» и «децентрализации». В самом общем виде различие между двумя вышеуказанными понятиями заключается в том, что «централизация» представляет собой управление образовательными учреждениями из центра, а «децентрализация» означает передачу властных полномочий местным органам. Децентрализация может выражаться в существовании на местном уровне нескольких «центров власти» с распределением обязанностей по отраслевому принципу. Централизация присуща образовательным системам Франции, России, Италии, Нидерландов и ряда других европейских стран, а также Японии, Южной Кореи, а децентрализация — США, Канады, Великобритании. Выделяют также «полуцентрализованные» модели (Германия), когда имеют место передача полномочий назначаемым из центра чиновникам, дробление властных полномочий либо частичная передача полномочий. Подобная классификация, по нашему мнению, лишь в некоторой степени отражает реальное положение вещей. Так как даже в наиболее «децентрализованных» североамериканских моделях сосуществуют полицейские образовательные учреждения как федерального уровня, управляемые из центра (Академия ФБР в США, Академия КККП в Канаде), так и местного значения (многочисленные местные полицейские академии штатов). В настоящее время в мире существуют различные полицейские структуры и различные полицейские силы и соответственно самые различные системы профессиональной подготовки. Тем не менее задачи полицейских сил одинаковые, и соответственно одинаковы основные принципы подготовки руководителей полиции, управляющих этими силами. Именно поэтому к настоящему времени организация и правовое регулирование профессиональной подготовки руководящих кадров полиции за рубежом имеют много общего в разных странах мира. Они отражают, с одной стороны, требования законодательства, закрепляющего основы деятельности правоохранительных органов, с другой — нормативных правовых актов по образованию. Так, Федеральное министерство образования и исследований ФРГ, возникшее относительно недавно (1970 г., а в современном виде с 1994 г.), выполняет в основном «принципиальные и координирующие задачи», регулирует общие основы высшей школы, обязательные для соблюдения в ведомственной системе профессиональной подготовки <15>. ——————————— <15> Ministerium: www. bmbf. de.

В Германии законодательные основы деятельности полиции, в том числе организационно-правовые основы подготовки профессиональных кадров <16>, которые неразрывно связаны с нормативно-правовым регулированием самой деятельности полиции, были разработаны к концу XIX в. ——————————— <16> Шульте Райнер. Содержание деятельности полиции, задачи и организация полиции в Германии к началу XXI в. // Труды Академии управления: Криминологические и уголовно-правовые проблемы борьбы с отдельными видами преступлений. М.: Академия управления МВД России, 2001. С. 31 — 40.

В настоящее время основой всей полицейской деятельности в Германии являются нормы Основного Закона — Конституции ФРГ от 23 мая 1949 г., основополагающие при решении полицейских задач и их профессиональной подготовки <17>. Эти положения развиваются и конкретизируются в Федеральных законах «О полиции» и «О сотрудничестве», а также Законах федеральных земель «О полиции». Основной Закон ФРГ, исходя из единства государственного организма, предусматривает определение права и обязанностей субъектов федерации для совместного сотрудничества. Согласно п. 1 ст. 30 Конституции «все власти федерации и земель оказывают взаимную правовую и служебную помощь». Правовые основы сотрудничества органов полиции в подготовке кадров определены Федеральным законом «О полиции» и Законами «О полиции» земельного уровня: § 102, 103 — Гессен; § 8, 9 — Северный Рейн — Вестфалия; § 10 — 11 — Тюрингия и др. Широкое распространение получило сотрудничество органов полиции в сфере подготовки и образования полицейских кадров на основе государственных договоров, среди которых «Соглашение о едином образовании кандидатов для высших органов полицейской исполнительной службы», «Соглашение о полицейской академии управления» и др. <18> ——————————— <17> Организация подготовки и повышения квалификации руководящих кадров полиции ФРГ // Вестник ГУК МВД России. 1997. N 4. С. 100 — 106. <18> Антонов И. П. Полиция Германии: история и современность. М.: Академия управления МВД России, 2000. С. 88 — 89.

Наряду с Конституцией и государственными законодательными актами, подготовка кадров полиции в Германии регулируется законами каждой из шестнадцати федеральных земель и положениями о полиции местных органов. Например, в Баварии приняты региональные нормативные правовые акты: Положение о прохождении службы полицейскими чиновниками земли Бавария; Положение об обучении полицейских чиновников Баварии, Положение об экзаменах для полицейских чиновников Баварии. Аналогичные нормативные правовые акты с учетом местных особенностей и потребностей приняты в каждой из шестнадцати федеральных земель ФРГ. Анализ Основного Закона ФРГ позволяет увидеть компетенцию федерации и ее земель в вопросах профессиональной подготовки кадров полиции. Во Франции в принятом в 1985 г. Законе о реформировании полиции имеется специальный раздел, посвященный подготовке сотрудников национальной полиции всех категорий и рангов. В частности, в Законе о подготовке руководящих кадров говорится, что комиссары полиции после получения магистерского диплома в каком-либо общегражданском университете Совета Европы должны пройти курсы ускоренного полицейского обучения во Французской Высшей национальной школе в Сен-Сир-о-Мон-д’Ор близ Лиона. Дальнейшие директивы (1999 г.) Министра внутренних дел Франции конкретизировали сущность организации профессиональной подготовки комиссаров полиции трех званий: комиссаров, главных комиссаров и дивизионных комиссаров (около 2000 штатных единиц). В Бельгии в Законе от 5 августа 1992 г. о функциях полиции и Законе от 7 декабря 1998 г. об организации двухуровневой (федеральной и местной) интегрированной полицейской службы обозначаются основные направления специального обучения управленческих кадров интегрированной полиции. Определяющую роль в организационном и нормативном регулировании профессиональной подготовки управленческих кадров полиции играет организационно-структурное построение правоохранительных органов, степень их централизации либо децентрализации, а также их компетенция и подведомственность, а соответственно и подведомственность систем профессиональной подготовки. В США к исключительной компетенции Конгресса (раздел 8, ст. I Конституции), т. е. общефедерального центра, относится организация и правовое обеспечени е борьбы с организованной преступностью, которая, в свою очередь, реализуется действиями федеральных органов — Министерства юстиции, Агентства по национальной безопасности, ЦРУ и др. В Министерство юстиции США (US Department of Justice) входят, в частности: Антитрестовский отдел, Федеральное бюро расследований, Администрация по оказанию помощи в исполнении законов, Администрация по контролю за соблюдением законов о наркотиках и др. Охрана же общественного порядка (police powers) относится к компетенции штатов (поправка Х к Конституции США). Министерство внутренних дел США (US Department of the Interior) не имеет никакого отношения к охране общественного порядка и борьбе с преступностью, а осуществляет управление федеральными государственными землями индейских резерваций, ведает вопросами охраны окружающей среды и использования природных ресурсов <19>. Кроме того, необходимо учитывать, что в США, в соответствии с Законом о реформе гражданской службы 1978 г., госслужба подразделяется на конкурсную, где все назначения производятся только по результатам конкурса, и исключительную, т. е. исключенную из сферы действия Закона о гражданской службе. И если в Министерстве юстиции должности замещаются по конкурсу, то в ФБР — назначением по особому порядку. ——————————— <19> Шумилов В. М. Правовая система США. М., ДеКа, 2003. С. 77 — 79; 118 — 129.

Как отмечает А. В. Губанов, систему норм, регулирующих организацию службы в национальных и муниципальных полицейских формированиях, правовое положение и профессиональную подготовку их сотрудников, образуют, как правило, общенациональные (федеральные) законы о полиции, декреты и указы глав государств и руководителей исполнительной власти, а также нормативные акты органов местного самоуправления, содержащие положения о правовом режиме отдельных категорий полицейского персонала <20>. ——————————— <20> Губанов А. В. Полиция зарубежных стран. Организационно-правовые основы, стратегия и тактика деятельности. М.: МАЭП, 1999. С. 151 — 152.

Кроме того, правовая регламентация профессиональной подготовки управленческих кадров полиции находит выражение в ведомственных нормативных правовых актах общенационального (федерального) уровня, регионального (территориального) и местного (муниципального) уровней в зависимости от подведомственности образовательного учреждения, производящего профессиональную подготовку, а также должностного уровня управленческих кадров, для которых она предназначена. Изучение организации профессиональной подготовки руководящих кадров полиции за рубежом показывает высокую степень нормативно-правовой регламентации всех этапов этого процесса, начиная с подбора кандидатов на выдвижение либо на назначение на руководящую должность и заканчивая этапом оценивания качества обучения и результатов профессиональной подготовки. Циркуляр N 105/1991 Министерства внутренних дел Великобритании дает основные принципы составления стандартов для оценивания профессиональной подготовки <21>, разработанные совместно представителями МВД Национальной Полицейской ассоциации Великобритании, Управления Столичной полиции Лондона, Колледжа подготовки полицейских кадров в Хендоне, Отдела Центрального планирования и обучения, и утвержденный Советом Полицейского обучения страны. ——————————— <21> A Short Guide to NPT Courses and Consultancy. National Police Training. London. 2003.

——————————————————————