Военно-техническое сотрудничество как специфичная сфера социальных отношений

(Моисеенков А. А.)

(«Человеческий фактор: общество и власть», 2006, N 3)

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

КАК СПЕЦИФИЧНАЯ СФЕРА СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

А. А. МОИСЕЕНКОВ

А. А. Моисеенков, международный военный эксперт (г. Москва).

——————————————————————

КонсультантПлюс: примечание.

Вопросы, касающиеся происхождения понятия «военно-техническое сотрудничество», рассмотрены также в Научно-практическом комментарии к Федеральному закону «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» В. В. Кудашкина, включенном в информационный банк.

——————————————————————

Понятие «военно-техническое сотрудничество» имеет отечественное происхождение и, по мнению ряда авторов (В. В. Артяков, А. Ю. Бельянинов, В. В. Кудашкин и С. В. Чемезов), происходит из понятия «поставки вооружения и военной техники иностранным государствам».

Впервые в нормативном правовом акте понятие «военно-техническое сотрудничество» было применено в Указе Президента Российской Федерации от 12 мая 1992 года N 507 «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с зарубежными странами», при этом содержание этого понятия не раскрывалось.

Неразвитость понятийного аппарата и теоретического анализа системообразующих элементов названного понятия предопределили различные подходы в правоприменительной практике к сущности и содержанию военно-технического сотрудничества (ВТС).

Вместе с тем отдельные попытки раскрыть сущность и содержание понятия «военно-техническое сотрудничество» предпринимались в работах некоторых авторов. В частности, считалось, что его суть заключается в том, что оно означает два типа национальных акций между государствами [15]:

— трансферты оружия и боевой техники, а также военных и двойных технологий;

— совместные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, производство, маркетинг и продажу изделий оборонного и двойного назначения.

Суть другого мнения заключалась в том, что ВТС представляет собой осуществление сотрудничества в области поставок вооружения и военной техники [5].

В работах В. В. Артякова, А. Ю. Бельянинова, Б. Н. Кузыка и С. В. Чемезова ВТС определяется как совокупность межгосударственных отношений, сложившихся в связи с разработкой, производством и поставкой (закупкой) продукции военного назначения, оказанием услуг и осуществлением инвестиций в этой сфере [1; 2; 4; 13].

Впервые законодательное определение понятия «военно-техническое сотрудничество» было дано в Федеральном законе от 19 июля 1998 года N 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами», в котором ВТС отнесено к «деятельности в области международных отношений, связанной с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначения, а также с разработкой и производством продукции военного назначения».

Представляется, что указанное определение сужает объективное содержание названного понятия и не отражает многообразие общественных отношений, опосредуемых таким сотрудничеством.

По мнению ряда ученых, сущность ВТС также заключается [4]: в обоснованном выявлении потребностей в ресурсах, необходимых для поддержания системы вооружения Вооруженных Сил и других войск и воинских формирований Российской Федерации в состоянии, определяемом военно-политической и стратегической обстановкой в мире; рациональном распределении выделенных ресурсов; эффективном контроле за реализацией военно-технической политики.

Представляется, что военно-техническое сотрудничество следует также рассматривать как важный фактор, определяющий процессы формирования и развития социальных отношений в области ВТС.

Более полный и развернутый анализ сущности указанного понятия, по нашему мнению, дан в работе В. В. Кудашкина «Экспорт продукции военного назначения. Правовое регулирование» [12]. Во-первых, ВТС рассматривается автором как сфера государственного управления, «организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность… в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу». Это социальная деятельность государства, направленная на удовлетворение управленческих потребностей, объективно нуждающихся в упорядочивающем и регулирующем воздействии на них со стороны государства в силу специфичности их характера и содержания. Во-вторых, отношения, которые складываются в области ВТС, — это государственно-управленческие отношения между государством и членами общества, носящие со стороны государства характер активного воздействия с целью их упорядочения и реализации интересов общества в целом [12].

Из вышеуказанного следует, что военно-техническое сотрудничество Российской Федерации с иностранными государствами необходимо понимать в широком и узком смыслах. В широком смысле оно означает совокупность общественных отношений между органами государственной власти и российскими юридическими лицами по продвижению отечественной продукции военного назначения на мировой рынок вооружения и установление устойчивых и длительных связей с иностранными государствами в области международного обмена продукцией военного назначения в целях обеспечения национальных интересов и соблюдения международных обязательств Российской Федерации [9]. В узком смысле ВТС — деятельность органов государственной власти, направленная на управление общественными отношениями по продвижению российской продукции военного назначения на мировой рынок вооружения.

Исходя из изложенного следует сделать вывод о том, что ВТС состоит из комплекса системообразующих элементов, опосредующих различные общественные отношения. К основным из них относятся: государственно-управленческие, экономические, социальные, межгосударственные и международные экономические отношения. Каждый элемент понятия имеет сложную структуру, также характеризуемую системными признаками и определенным субъектным и объектным составами.

Понимание системного характера военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами имеет важное значение для реализации внешнеторговой политики государства и повышения эффективности его государственного регулирования.

Для комплексного изучения правового регулирования ВТС теоретически важно поставить и дать обоснованный ответ на следующий вопрос: в какую социальную систему входят отношения военно-технического сотрудничества — в систему межгосударственных отношений (международную систему) или в систему внутригосударственных отношений конкретного общества?

В настоящее время по этому вопросу высказываются различные мнения. Одно из них заключается в том, что система международного военного сотрудничества включает в себя следующие виды: военно-политическое и военно-техническое сотрудничество, миротворчество, антитеррористическую деятельность и социально-правовую защиту военнослужащих и членов их семей. Таким образом, ВТС отнесено к одному из видов системы международного военного сотрудничества, которое, в свою очередь, является межгосударственным [19].

Представляется, что такое мнение является недостаточно обоснованным, поскольку международное военное сотрудничество и военно-техническое сотрудничество по своей природе и содержанию имеют различные предметы регулирования.

Так, субъектами военного сотрудничества являются государства, которые равноправны и независимы при осуществлении своих внешних связей. Военное сотрудничество государств включает вопросы [3]: согласования мер доверия в военно-политической области; заблаговременного уведомления сторон о военных учениях, проводимых в сопредельных государствах; о перемещениях войск и военно-морской деятельности; нерасширения военных блоков и группировок; ограничения торговли оружием и вывода войск за пределы национальных границ; создания системы контроля за выполнением государствами своих договорных обязательств и др. К военному сотрудничеству относится и регулирование вопросов: формирования единого оборонного бюджета и порядка финансирования вооруженных сил государств Содружества; полномочий высших органов Содружества по вопросам обороны; участия в миротворческой операции многонациональных сил по стабилизации, совместного планирования применения войск (сил) в интересах обеспечения совместной безопасности и пр.

Таким образом, можно сделать вывод, что военное сотрудничество охватывает только отношения между государствами, предметом которых является реализация значимых для каждого из сотрудничающих государств внешнеполитических, военно-политических, геополитических и других интересов.

Вместе с тем в ряде экономических исследований общественных отношений, охватываемых ВТС, аргументированно обосновывается, что к указанным отношениям относятся как международные (межгосударственные), так и внутригосударственные отношения [6; 17; 18]. Мы поддерживаем данную точку зрения.

Внешнеторговая деятельность в отношении продукции военного назначения — экономические отношения российских юридических лиц, получивших на это право в установленном порядке (управляющий субъект), осуществляющих внешнеторговый оборот продукции военного назначения (управляемый объект).

Управляющей подсистемой является подсистема государственного управления в области ВТС. Она включает деятельность государства и уполномоченных государственных органов, направленную на управление отношениями по продвижению российской продукции военного назначения на мировой рынок вооружения и установление устойчивых и длительных связей с иностранными государствами в области международного обмена продукцией военного назначения в целях обеспечения государственных интересов и соблюдения международных обязательств Российской Федерации. Указанная подсистема охватывает уровень управленческих отношений в области ВТС. Военно-техническое сотрудничество относится к сфере исключительной компетенции государства, вследствие чего субъектом государственно-управленческих отношений ВТС могут быть только государство либо уполномоченные им государственные органы или государственные организации («Росвооружение» и др.).

Результатом деятельности управляющей подсистемы ВТС (системы государственного управления) являются государственно-управленческие воздействия на экономические (производственные) отношения [11].

Одновременно указанные отношения объективно не могут составлять единой социальной системы в силу их разнородности и принадлежности к различным социальным системам (международной и внутригосударственной).

Систему военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами составляют государственно-управленческие и экономические отношения по поводу внешнеторгового оборота продукции военного назначения, имеющие внутригосударственную природу и являющиеся составной частью системы внутригосударственных отношений.

Таким образом, мы имеем дело с совокупностью межгосударственных и внутригосударственных отношений ВТС, что позволяет говорить о межсистемном характере указанной совокупности, т. е. о принадлежности как к международной системе, так и к системе внутригосударственных отношений.

Определение соотношения международно-правового и внутригосударственного регулирования в области ВТС позволит понять место и роль основных правовых институтов законодательства о ВТС в правовой системе Российской Федерации [7].

Взаимодействия субъектов общества, в результате которых складываются общественные отношения, различны и многогранны, в связи с чем их структура сложна и неоднородна, включает множество элементов, имеющих разнообразное происхождение, содержание и характер. Результатом тесного взаимодействия субъектов общества между собой в конечном счете является существование различных видов общественных отношений. К основным видам общественных отношений относятся экономические, политические, социальные, государственно-управленческие и др.

Определяющими для любой социальной системы являются экономические отношения общества, поскольку отношения производства, обмена, потребления и распределения — это базисные отношения. Они представляют собой реальный базис общества, который оказывает определяющее воздействие на его надстройку. Экономические отношения ВТС являются одним из видов экономических отношений общества, в том числе международных экономических, то есть той сферы, которая посредством воспроизводства материальных благ в виде продукции военного назначения удовлетворяет материальные потребности иностранных государств.

Отношения материального воспроизводства вооружения и военной техники во многом определяют специфику, характер и содержание субъектно-объектных зависимостей в системе военно-технического сотрудничества и особенности правового регулирования в этой области. Государственные интересы в рамках экономических отношений ВТС реализуются в создании механизма правового регулирования передачи продукции военного назначения иностранным заказчикам.

Таким образом, военно-техническое сотрудничество охватывает:

1) международные отношения, включающие как отношения между государствами, так и между управомоченными хозяйствующими субъектами этих государств, осуществляющими поставки продукции военного назначения от одних государств и хозяйствующих субъектов другим;

2) внутригосударственные отношения, объектом которых является та же продукция военного назначения, а предметом — поставки указанной продукции в иностранные государства в соответствии с установленным в каждом государстве порядком [8].

Анализ экономических и государственно-управленческих отношений ВТС позволяет выявить в них системные свойства (однопорядковость, однородность и интегративность общественных отношений, охватываемых ВТС [16]), определяющие компонентный состав ВТС, который включает три элемента:

— субъекты государственного управления (совокупность государственных органов, осуществляющих координацию, регулирование и контроль в области ВТС);

— субъекты внешнеторговой деятельности, осуществляющие внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения;

— механизм принятия и реализации решений в этой сфере.

Применительно к системе ВТС характер соотношения элементов системы определяется следующим образом: управляющим элементом выступает совокупность государственных органов, осуществляющих координацию, регулирование и контроль в этой сфере, а управляемым элементом — внешнеторговая деятельность в отношении продукции военного назначения.

Рассмотрим более подробно управляемый элемент системы ВТС. Управляемой подсистемой системы ВТС является совокупность специфических общественных отношений, посредством которых происходит воспроизводство материальных продуктов (вооружения и военной техники, услуг и результатов интеллектуальной деятельности).

В управляемую подсистему системы ВТС (см. п. 2 Положения о порядке предоставления российским организациям права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 сентября 2005 г. N 1062 «Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами») в настоящее время входят (см. Перечень федеральных органов исполнительной власти по координации и контролю в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, а также по решению других задач государственного регулирования в этой области, приведенный в приложении к Указу Президента Российской Федерации от 10 сентября 2005 года N 1062):

— федеральное государственное унитарное предприятие «Рособоронэкспорт» (государственный посредник);

— организации — разработчики и производители продукции военного назначения, получившие в установленном порядке право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения;

— организации — разработчики и производители продукции военного назначения, получившие в установленном порядке право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения в части, касающейся: поставок запасных частей, агрегатов, узлов, приборов, комплектующих изделий, специального, учебного и вспомогательного имущества, технической документации к ранее поставленной продукции военного назначения; проведения работ по освидетельствованию, эталонированию, продлению срока эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту, утилизации и других работ, обеспечивающих комплексное сервисное обслуживание ранее поставленной продукции военного назначения, а также обучения иностранных специалистов проведению указанных работ;

— Минобороны России в части, касающейся оказания иностранным государствам услуг по подготовке национальных военных кадров и технического персонала.

По своему происхождению названные специфические общественные отношения — это экономические отношения производства, распределения, обмена и потребления специфичного товара в интересах как Российской Федерации (главный экономический интерес которой состоит в поддержании и развитии своего оборонно-промышленного комплекса), так и иностранных государств (экономический интерес которых основан на удовлетворении материальных потребностей в российской продукции военного назначения вследствие неразвитости собственного производства в целях обеспечения военного строительства и повышения обороноспособности государства) [8].

В связи с этим, а также в целях создания конкурентоспособной продукции военного назначения целесообразно сохранение производственной кооперации в рамках государств — участников СНГ с учетом того, что преобладающая часть поставщиков сырья и комплектующих изделий для производства вооружения и военной техники в России находится в Белоруссии, Украине и Казахстане.

В последние годы в кооперации по разработке и производству продукции военного назначения участвовало около 2500 предприятий государств — участников СНГ, поставивших более 25 тысяч позиций специальных комплектующих изделий и материальных ресурсов [14]. Так, Ташкентское авиационное производственное объединение имени В. П. Чкалова, выпускающее военно-транспортные самолеты типа Ил-76, около 90% материалов, комплектующих узлов и механизмов (свыше 700 наименований продукции) получает из России (230 предприятий). В производстве самолетов типа Су-27 и Су-30 в России на разных уровнях кооперации участвуют кроме российских также 70 предприятий из девяти государств — участников СНГ (Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Молдовы, Узбекистана и Украины) [2].

Изучение указанных отношений показывает, что они имеют сложную структуру. Эти отношения выступают, во-первых, как реально существующие материальные объекты (продукция военного назначения), независимые в своих свойствах от конкретных социальных отношений. Специальные свойства продукции военного назначения определяют поведение субъектов ВТС и обусловливают жесткое государственно-управляющее воздействие со стороны государства. Во-вторых, эти отношения выступают как совокупность определенных экономических отношений и, в-третьих, как конкретная хозяйственная деятельность субъектов этих отношений, воспринимающая управляющие воздействия со стороны субъектов государственного управления ВТС [10].

Субъектами управляемой подсистемы экономических отношений ВТС являются хозяйствующие юридические лица: организации — разработчики и производители продукции военного назначения, получившие право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения в порядке, установленном Президентом Российской Федерации; государственный посредник — федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, которое образовано в соответствии с решением Президента Российской Федерации (статья 1 Закона о ВТС), а также Минобороны России. Являясь субъектами управляемой подсистемы, они в то же время выступают объектами системы ВТС в целом, то есть по отношению к органам управления в этой сфере общественных отношений.

Названные хозяйствующие субъекты являются объектом государственно-управляющих воздействий субъектов государственного управления. Как и всякая социальная управляющая система, система ВТС характеризуется строго определенным расположением составляющих ее элементов (а именно вертикальным). Итогом деятельности хозяйствующих субъектов являются потребительские ценности в виде продукции, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности военного назначения, удовлетворяющие запросы в них иностранных государств, которые определенно квалифицируют их производителей в качестве субъектов экономических отношений [7].

Таким образом, субъекты ВТС являются одним из элементов системы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами. Изучение их природы и системной принадлежности показывает, что они в своей совокупности формируют управляемую подсистему системы ВТС.

Подводя итог анализа понятия и сущности ВТС, следует прийти к выводу о том, что военно-техническое сотрудничество — специфичная сфера социальных отношений, имеющая экономическую составляющую и являющаяся одним из механизмов повышения обороноспособности страны и обеспечения ее военно-экономической безопасности. Кроме того, ВТС — инструмент реализации военно-политических интересов России и экономических интересов субъектов военно-технического сотрудничества и организаций оборонно-промышленного комплекса. Эффективное функционирование системы ВТС является важным фактором, определяющим процессы формирования и развития социальных отношений в указанной области и решения важнейших задач социально-экономических реформ в России: поддержание стабильной социально-экономической и политической обстановки в стране; становление и развитие производства нового технологического уровня; повышение жизненного уровня населения; формирование эффективной системы защиты интересов всех участников социальных отношений.

Литература

1. Артяков В. В., Чемезов С. В. Стратегия развития системы военно-технического сотрудничества России. М.: Издательский дом «Граница», 2005.

2. Бельянинов А. Ю. Военно-техническое сотрудничество России с иностранными государствами: настоящее и будущее. М.: Граница, 2003.

3. Военное право: Учебник. Серия «Право в Вооруженных Силах — консультант». М.: За права военнослужащих, 2004. Вып. 45.

4. Военно-техническое сотрудничество России на рубеже веков / Под общ. ред. докт. юрид. наук, проф. С. В. Степашина. М.: Издательский дом «Финансовый контроль», 2002.

5. Ивашов Л. Безопасность через сотрудничество // Военный парад. 1997. N 3.

6. Конъюнктура и тенденции мирового рынка вооружений в свете обеспечения национальной безопасности России. М., 1997.

7. Кудашкин В. В. Внешнеторговые сделки в области экспорта продукции военного назначения (анализ законодательства) // Законодательство и экономика. 2000. N 1.

8. Кудашкин В. В. Государственное регулирование торговли продукцией военного назначения с иностранными государствами. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003.

——————————————————————

КонсультантПлюс: примечание.

Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» В. В. Кудашкина включен в информационный банк.

——————————————————————

9. Кудашкин В. В. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами». М.: Международные отношения, 2002.

10. Кудашкин В. В. Принцип тесной связи в международном частном праве // Подготовлен для публикации в системах «КонсультантПлюс», 2004.

11. Кудашкин В. В. Соотношение императивного и диспозитивного регулирования внешнеторговых сделок в сфере военно-технического сотрудничества // Журнал российского права. 2001. N 1.

12. Кудашкин В. В. Экспорт продукции военного назначения // Правовое регулирование. М.: Спарк, 2000.

13. Кузык Б. Н. Оборонно-промышленный комплекс: прорыв в XXI век. М.: Русский библиографический институт, 1999.

14. Макиенко К. Последний рекорд русского оружия // Эксперт. 2003. N 4.

15. Макиенко К. Роль военно-технического сотрудничества в отношениях между Востоком и Западом // Экспорт обычных вооружений. 1996. N 6.

16. Поздняков Э. А. Системный подход и международные отношения. М.: Наука, 1976.

17. Рыбас А. Л. Стратегический анализ мирового рынка вооружений и обеспечение национальной безопасности России. М., 1999.

18. Свечников В. И., Корневец В. С., Рыбас А. Л. Военно-техническое сотрудничество России с зарубежными странами и его влияние на национальную безопасность России. М., 1996.

19. Холиков И. В. Правовое обеспечение международного сотрудничества в области военной медицины и здравоохранения. М., 2005.

——————————————————————