Статус субъектов международной правовой помощи в арбитражном процессе

(Лукашенкова Т.) («Арбитражный и гражданский процесс», 2007, N 6)

СТАТУС СУБЪЕКТОВ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ В АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ

Т. ЛУКАШЕНКОВА

Лукашенкова Т., помощник судьи Арбитражного суда Смоленской области, аспирантка Российской академии правосудия.

В настоящее время между российскими и иностранными лицами возникает множество правоотношений, связанных с предпринимательской или иной экономической деятельностью. Это приводит к увеличению количества споров с участием иностранного элемента, рассматриваемых арбитражными судами Российской Федерации. Последнее десятилетие отличается весьма существенным повышением роли арбитражных судов, осуществляющих правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В современных условиях для сохранения и развития экономических связей субъектов предпринимательской деятельности различных государств особенно важно обеспечить их эффективную судебную защиту, что является залогом стабильного хозяйственного оборота и в конечном итоге одним из условий инвестиционной привлекательности России. Важным направлением деятельности арбитражных судов в этой связи становится оказание международной правовой помощи, которая является неотъемлемой частью международного сотрудничества России с иностранными государствами в правовой сфере. Цель международной правовой помощи должна заключаться в защите прав и законных интересов граждан, а также в сближении правовых систем и формировании единого правового пространства. Неслучайно на IV Всероссийском съезде судей была отмечена необходимость решения в ближайшее время проблемы создания эффективного механизма признания и приведения в исполнение иностранных судебных решений, а также оказания взаимной правовой помощи <1>. ——————————— <1> Постановление IV Всероссийского съезда судей от 2 декабря 2004 г. «О состоянии правосудия в Российской Федерации и перспективах его совершенствования» // Вестник ВАС РФ. 2005. N 2.

Международная правовая помощь (далее — МПП) по гражданским делам в арбитражном процессе представляет собой действия, осуществляемые арбитражными судами Российской Федерации и связанные с ними действия иных органов по оказанию взаимного содействия иностранным судам и учреждениям юстиции в сфере предпринимательской деятельности, регламентированные комплексом международных и внутригосударственных юридических норм. Споры с участием иностранного элемента, рассматриваемые арбитражным судом, возникают в основном в сфере гражданских правоотношений, основанных на принципе свободы волеизъявления сторон гражданско-правовых договоров. Договорами о взаимной правовой помощи устанавливается прямая и непосредственная, на постоянной основе взаимная связь между государственными органами стран — участниц договора, при этом дополнительных специальных договоренностей уже не требуется. Главная задача договоров о правовой помощи — обеспечить лицо, находящееся за границей, правовыми средствами для реализации и защиты его прав и законных интересов. В этой связи необходима выработка эффективного, в полной мере отвечающего современным потребностям и международным стандартам механизма организации международной правовой помощи. МПП осуществляется по отношению к конкретному субъекту для защиты его субъективных прав, при этом в процессе реализации ее институтов достигаются общественные или государственные интересы. Международная правовая помощь направлена на развитие и углубление правового сотрудничества России с иностранными государствами и содействие таким образом развитию международных отношений на основе принципов уважения национального суверенитета, равноправия и взаимных интересов, что будет способствовать сближению правовых систем государств, формированию единого правового пространства и тем самым — интернационализации экономики. Все виды МПП в арбитражном процессе объединяются фактом оказания содействия властям другого государства в делах по правоотношениям, в составе которых есть тот или иной иностранный элемент. Международная правовая помощь отличается от правовой помощи, оказываемой судами и другими учреждениями внутри страны, принадлежностью ее субъектов (запрашивающего помощь и оказывающего ее) к разным государствам. Международная правовая помощь в арбитражном процессе осуществляется в двух самостоятельных формах: в форме обращения российского арбитражного суда в суд иностранного государства с запросом об оказании МПП и в форме исполнения российским арбитражным судом запроса иностранного органа об оказании МПП. Применительно к гражданским делам в арбитражном процессе выделены такие виды МПП, как выполнение поручений о совершении отдельных процессуальных действий, о вручении документов иностранным участникам арбитражного процесса и внесудебных документов; представление информации о праве; оказание правовой помощи в связи с признанием и приведением в исполнение иностранных судебных и иностранных арбитражных решений. Под судебным поручением понимается процедура передачи одним судьей другому своих полномочий по совершению определенного процессуального действия. Взаимопомощь в виде выполнения судебных поручений о выполнении отдельных процессуальных действий предполагает получение и представление из-за рубежа доказательств по делу. В арбитражном процессе в качестве поручений о совершении отдельных процессуальных действий могут являться поручение о получении и представлении письменных доказательств; поручение о заслушивании и фиксации объяснений сторон и третьих лиц, экспертов, показаний свидетелей об обстоятельствах, имеющих значение для дела; поручение о проведении судебного осмотра, если предмет спора или иные интересующие суд обстоятельства имеют место за рубежом; поручение о проведении экспертизы и др. Выполнение поручений о вручении документов предусматривает помощь во вручении искового заявления, определения суда о времени и месте судебного разбирательства, определения об обеспечении иска и т. д. Извещение стороны о начавшемся арбитражном процессе, возможность ознакомления с иными судебными документами, которые могут затрагивать ее права, представляют собой составляющие права на судебную защиту — основополагающего принципа судопроизводства, гарантированного Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод <2>, а также Конституцией Российской Федерации <3>. ——————————— <2> Конвенция о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 1950 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 2. Ст. 163. <3> Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 дек.

Рассмотрение в арбитражном суде споров, осложненных иностранным элементом, может предполагать регулирование правоотношений на основе норм иностранного права. Представление информации о праве означает представление официальных сведений о действующем или действовавшем иностранном законодательстве, необходимых в связи с рассмотрением гражданских дел, установление содержания иностранного права и практики его применения. Содержание норм иностранного права подлежит установлению в арбитражном процессе строго ограниченными способами определения, предусматривающими ряд процессуальных действий арбитражного суда. Оказание правовой помощи в связи с признанием и приведением в исполнение иностранных судебных и иностранных арбитражных решений означает содействие в обеспечении реализации на территории другого государства иностранных судебных или арбитражных решений по экономическим спорам в двух ее важнейших формах: признания и приведения к принудительному исполнению. Процесс признания представляет собой полное приравнивание решения иностранного суда к вступившему в законную силу решению российского суда, т. е. признание за ним свойства обязательности, неизменяемости, обеспеченной недопустимостью его обжалования (т. е. неопровержимостью) и недопустимостью нового решения по тому же иску (т. е. исключительностью), и одновременно введение его в действие на территории России <4>. ——————————— <4> Марышева Н. И. Международно-правовая помощь по гражданским и уголовным делам: Дис. … д-ра юрид. наук в форме научного доклада. М.: ИЗСП, 1996. С. 38.

Приведение в исполнение иностранного судебного решения означает реализацию его путем применения к должнику в предусмотренном законом порядке мер принуждения в исполнительном производстве. Имеются все основания относить признание и приведение в исполнение решений иностранных третейских органов к международной правовой помощи по гражданским (торговым) делам в арбитражном процессе. При этом третейские органы (арбитражи) не являются субъектами МПП, т. к. полномочиями по оказанию правовой помощи не обладают, однако могут являться субъектами договоров об МПП. Субъектами МПП по гражданским делам в арбитражном процессе являются органы государств, которые уполномочены сноситься друг с другом и исполнять просьбы о правовой помощи. Через эти органы государства реализуют свои международные обязательства по оказанию правовой помощи. Классификация субъектов МПП может осуществляться в зависимости от того, как определен круг обязанных субъектов по МПП, либо в зависимости от объема полномочий, предоставляемых положениями договоров о правовой помощи. Интерес государств в оказании МПП обусловлен обязанностью государств обеспечить эффективную защиту прав и свобод своих граждан, создать условия для надежного и цивилизованного разрешения правовых споров, а также направлен на стабилизацию гражданского оборота. Необходимо различать понятия «субъекты международной правовой помощи» и «субъекты договоров о международной правовой помощи». «Субъект договора об МПП» является более широким понятием, чем «субъект МПП», и включает в себя наряду с учреждениями государств, наделенными полномочиями по исполнению просьб об оказании МПП (субъектами МПП), также физические лица — граждан государств — участников договора и юридические лица, созданные в соответствии с законодательством договаривающихся государств. Правотворчество в сфере МПП направлено на создание и совершенствование единой целостной, внутренне согласованной и непротиворечивой системы правовых норм, регулирующих сложившиеся в обществе разнообразные правоотношения, охватывающие сферу оказания международной правовой помощи по гражданским делам в арбитражном процессе. Субъектами правотворчества в сфере международной правовой помощи выступают государственные органы, наделенные соответствующими полномочиями. Участие в процессе правотворчества его субъектов основано на их правах и обязанностях и обусловлено их компетенцией. Значение правотворчества в сфере МПП обусловлено развитием международного сотрудничества в данной сфере. Соглашения о сотрудничестве, заключенные Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации с другими высшими судебными органами стран СНГ, не устанавливают новых правил и не конкретизируют существующие международные положения, однако они обеспечивают более тесный порядок сотрудничества в сфере МПП. Заключение двухсторонних соглашений высшими судебными органами позволяет более эффективно и оперативно исполнять существующие международные договоры. Считаем неудачным приводимое А. В. Лесиным <5> понимание указанных актов как соглашений межведомственного характера, поскольку в силу п. 2 ст. 3 Закона «О международных договорах Российской Федерации» <6> к договорам межведомственного характера относятся международные договоры Российской Федерации, заключаемые от имени федеральных органов исполнительной власти. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, являющийся высшим судебным органом по разрешению экономических споров, не является органом исполнительной власти, что следует из принципа разделения властей, закрепленного в ст. 10 Конституции Российской Федерации и предусматривающего, что государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из ветвей власти действует самостоятельно и независимо от других, имеет исключительную компетенцию и не вправе вторгаться в компетенцию другой ветви власти. ——————————— <5> См.: Лесин А. В. Международная правовая помощь в деятельности арбитражных судов Российской Федерации (в контексте публичного права): Дис. … канд. юрид. наук. Тюмень, 2003. <6> Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ // Российская газета. 1995. 21 июля.

Участие высших арбитражных судебных органов государств в международных связях направлено на формирование единого информационного пространства, развитие сотрудничества в сфере МПП. Статус субъектов правовой помощи рассматриваем как установленное нормами международного и национального законодательства правовое положение субъектов международной правовой помощи. Процессуальный статус субъектов МПП формируется через правовые нормы, определяющие и закрепляющие статус субъектов. Он определяется совокупностью норм, которые регулируют общественные отношения, связанные с правовой природой, возникновением, прекращением и сроком действия, полномочиями, подотчетностью и т. д. Принципы формирования арбитражно-процессуального статуса субъектов МПП будем определять как исходные положения, устанавливающие правовое положение субъектов МПП в арбитражном процессе, основополагающие правовые идеи, характеризующие их организацию и деятельность в сфере МПП, закрепленные в международных и национальных актах. Содержание арбитражно-процессуального статуса субъектов международной правовой помощи определяет права и обязанности указанных субъектов в отношениях с другими лицами, организациями, государством и его органами, а также права совершать какие-либо действия, предписания обязательного совершения действий или запрещение действовать определенным образом. Международно-правовое регулирование арбитражно-процессуального статуса субъектов МПП по гражданским делам в арбитражном процессе определяется на основе двух источников: действующих принципов международного права и международных договоров. К международным соглашениям, определяющим статус субъектов взаимной правовой помощи по гражданским делам в арбитражном процессе, относятся международные договоры о правовой помощи универсального (всеобщего, всемирного), регионального и двустороннего характера. В настоящее время наблюдается тенденция к расширению сотрудничества по оказанию правовой помощи на основании международных договоров. Российская Федерация участвует во всех основных универсальных соглашениях относительно оказания международной правовой помощи. Важное значение для России имеют региональные соглашения о правовой помощи, заключенные с государствами — членами СНГ: Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам <7> (Минск, 1993) и Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности <8> (Киев, 1992). Эти Соглашения обеспечивают эффективное правовое сотрудничество судов и иных учреждений юстиции при оказании международной правовой помощи. ——————————— <7> Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (г. Минск, 22 января 1993 г.) // Бюллетень международных договоров. 1995. N 2. <8> Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (Киев, 20 марта 1992 г.) // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1992. N 1.

Российская Федерация (правопреемник СССР) на сегодняшний день имеет развернутую систему двусторонних международных соглашений в этой сфере со многими государствами мира. Двусторонними договорами по вопросам оказания правовой помощи может предусматриваться упрощенная процедура сношений при оказании МПП (по сравнению с дипломатическим порядком). Российская Федерация рассматривается в качестве стороны всех действующих международных договоров вместо Союза ССР. Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права в соответствии с Конституцией Российской Федерации (п. 4 ст. 15) являются составной частью ее правовой системы. Международные договоры играют важную роль в обеспечении стабильности международного правопорядка, развитии отношений с зарубежными странами, укреплении правового государства. Внедоговорное оказание правовой помощи основано на общих принципах международного права — международной взаимности и вежливости, признаваемых большинством государств мира. Тем не менее добровольная основа такой помощи нестабильна, т. к. ее предоставление, а также решение иных вопросов о сроках, формах, субъектах помощи зависит от усмотрения компетентных органов запрашиваемого государства и не всегда может гарантировать своевременное и эффективное оказание МПП, в связи с чем предпочтительнее заключать соответствующие международные соглашения. Конкретизация компетенции всех участвующих в правовой помощи субъектов производится в национальных нормах права. Во внутринациональном оформлении статуса субъектов правовой помощи могут быть задействованы административно-процессуальные, гражданско-процессуальные и арбитражно-процессуальные нормы. Наличие таких норм в национальном праве обусловлено международными принципами и нормами, определяющими сотрудничество в частной сфере. Несмотря на то что указанные нормы прописаны в национальных законодательных актах, они могут действовать только в совокупности с международно-правовыми нормами и принципами международных договоров и обычаев. В случае расхождения между конкретными нормами российского внутреннего законодательства и правилами международных договоров Российской Федерации применяются правила международного договора. Оказание МПП в арбитражном процессе определяется как собственными источниками арбитражных судов в международной и внутринациональной сферах, регулирующими организацию международной правовой помощи, так и источниками международной правовой помощи судов общей юрисдикции. Национальные нормативно-правовые акты по вопросам административной и судебной компетенции в сфере организации международной правовой помощи в Российской Федерации являются недостаточно развитыми и уступают развитию международно-правовых источников. Эффективное оказание международной правовой помощи ее субъектами возможно только на основе целостной, непротиворечивой и гармоничной системы правовых актов в сфере МПП. Оказание международной правовой помощи связывается с соблюдением установленного порядка передачи судебных запросов. При обращении с поручениями об оказании МПП может применяться один из сложившихся порядков сношений: дипломатический, путем передачи поручения центральным органам юстиции, путем непосредственного обращения к суду иностранного государства. Рядом международных соглашений предусматривается порядок сношений учреждений сторон только по дипломатическим каналам — через ведомства иностранных дел, этот же порядок применяется в случае отсутствия между государствами соглашений о правовой помощи. Дипломатический порядок сношений предполагает обязательное участие органов Министерства иностранных дел, в том числе расположенных за рубежом, в оказании правовой помощи. Осуществление сношений в дипломатическом порядке при оказании МПП заключается в том, что запрос российского арбитражного суда об МПП направляется в Министерство юстиции России. Далее, Минюст, не передавая его непосредственно центральному органу юстиции иностранного государства, направляет поручение в МИД России, являющийся единственным уполномоченным представителем России на территории иностранных государств, для передачи через консульский отдел российского посольства в этом государстве в МИД иностранного государства, откуда через его Минюст поручение поступает компетентным органам иностранного государства. Соответственно, поручения иностранных судов об оказании МПП арбитражными судами в России должны также направляться посольствами иностранных государств в МИД России. Последний направляет такое поручение в Минюст России, которое, в свою очередь, направляет его соответствующему российскому арбитражному суду. После исполнения поручения российский арбитражный суд направляет документы об исполнении через Минюст в МИД России. Статус МИДа России установлен Положением о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, которое утверждено Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 865 <9>. ——————————— <9> Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 865 «Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2004. N 28. Ст. 2880.

Дипломатический порядок сношений является довольно развитым, однако его существенным недостатком является крайняя длительность, что может в конечном итоге приводить к неэффективности правосудия. Второй способ сношений для оказания МПП в арбитражном процессе заключается в выполнении судебных поручений путем их передачи центральным органам юстиции. Суд одной страны направляет поручение центральному органу своей страны, который затем передает его центральному органу другой страны. Такая процедура является более простой и быстрой по сравнению с дипломатическим порядком сношений, позволяет значительно сократить срок прохождения документов, ускорить и упростить оказание помощи. Большинством международных договоров о правовой помощи установлен именно такой порядок сношений судебных органов через центральные органы юстиции. Таким центральным органом в России является Министерство юстиции Российской Федерации. Минюст России непосредственно участвует в исполнении международных договоров об МПП, получает запросы арбитражных судов об МПП, адресованные зарубежным судам и иным органам, проверяет их соответствие условиям международных договоров и пересылает за границу, получает и затем направляет российским арбитражным судам поручения судов иностранных государств, осуществляя координационные функции в этой сфере, осуществляет организационную, методическую и разъяснительную работу. Минюст России в рамках своей компетенции является не только центральным органом, но может также выступать как учреждение юстиции, непосредственно осуществляя действия по правовой помощи. Статус Министерства юстиции России определен Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 <10>. ——————————— <10> Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» // Российская газета. 2004. 19 октября.

Министерство юстиции России представляет собой многопрофильный федеральный орган исполнительной власти, возглавляющий единую централизованную систему органов и учреждений юстиции Российской Федерации и обладающий широкими полномочиями в сфере международной правовой помощи. В отличие от других субъектов МПП, статус Минюста и его полномочия в этой сфере нормативно закреплены наиболее подробно. Органом, непосредственно осуществляющим оказание международной правовой помощи в арбитражном процессе, являются арбитражные суды. Российские арбитражные суды принимают активное участие в сфере международного сотрудничества, в том числе оказывают правовую помощь по гражданским делам, а также могут обращаться с запросами об оказании такой помощи, выступая в этом смысле как запрашиваемое и как запрашивающее учреждение. Их полномочия в сфере МПП определены в процессуальном законодательстве, а именно в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации. По мере интеграции России в мировую экономику исключительно высокое значение приобретает применение в работе арбитражных судов соответствующих положений международных договоров Российской Федерации о взаимной правовой помощи, предусматривающих организацию и правила оказания взаимной помощи и взаимодействия судов при рассмотрении экономических споров по гражданским делам с участием иностранных лиц, разрешение которых относится к юрисдикции арбитражных судов. Используемый в международных договорах термин «международная правовая помощь по гражданским (торговым) делам» совпадает по содержанию с термином «международная правовая помощь по гражданским делам в арбитражном процессе». При возникновении необходимости сношений с официальными органами государств, с которыми к моменту становления системы арбитражных судов уже существовали договоры о правовой помощи, арбитражные суды применяют эти международные договоры. Несмотря на широкие полномочия арбитражных судов России, осуществляющих действия по оказанию МПП, российское законодательство не содержит прямого упоминания об МПП в деятельности арбитражных судов. В АПК термин «правовая помощь» не используется, за исключением единственного случая — ч. 3 ст. 253, которая регламентирует уведомление о судебном разбирательстве иностранных лиц, находящихся за рубежом. Тем не менее АПК предусматривает оказание МПП арбитражными судами в виде выполнения поручений о совершении процессуальных действий, предоставления информации о праве, а также признания и приведения в исполнение иностранных судебных и иностранных арбитражных решений. Такие действия судов имеют процессуальное закрепление. Непосредственное обращение суда одного государства к суду другого государства представляет собой такой порядок сношений, который позволяет миновать привлечение к этой деятельности иных органов. Данный порядок позволяет наиболее оперативно выполнять поручения компетентных органов иностранного государства. Представляется, что оказание международной правовой помощи путем прямого взаимодействия судов является наиболее либеральной процедурой, что отражает тенденции последнего времени. Непосредственный способ сношений получил распространение во взаимодействии судов близлежащих государств, имеющих исторически сложившиеся тесные хозяйственные, экономические и культурные связи, сходство правовых систем. В России такой способ применяется в отношениях с судами некоторых стран Содружества Независимых Государств на основании статьи 4 Соглашения о сотрудничестве хозяйственных арбитражных судов Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины (1991 г.) <11>, статьи 5 Соглашения о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (1992 г.) <12>, статьи 6 Соглашения о взаимном сотрудничестве и обмене правовой информацией между Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Верховным Судом Республики Казахстан (1999 г.) <13> и др. ——————————— <11> Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1993. N 2. <12> Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество». 1992. N 4. <13> Вестник Высшего Арбитражного Суда. 1999. N 8.

Порядок непосредственного сношения судов различных стран является исключением из общего правила, согласно которому арбитражный суд не вправе самостоятельно обращаться к зарубежным судебным органам, минуя дипломатические каналы или центральные органы юстиции. Для решения вопроса о включении арбитражных судов в число центральных органов требуется принятие целого комплекса соответствующих мер, включая в первую очередь заключение международных соглашений, а также внесение изменений в процессуальное законодательство, решение проблем технического осуществления перевода документов, а также финансового обеспечения переводов и корреспонденции. В настоящее время возможность такого взаимодействия в законодательстве не предусмотрена. Расширение компетенции арбитражных судов по непосредственному обращению к органам иностранных государств при оказании МПП возможно как исключение из общего правила в тех случаях, когда имеется соответствующий международный договор, с учетом исторически сложившихся связей, взаимной интеграции государств. В таком случае должно быть предусмотрено расширение перечня центральных органов, в которые учреждениями иностранных государств должны направляться судебные поручения, и отнесение арбитражных судов через Высший Арбитражный Суд РФ к центральным органам по оказанию МПП. Централизация в Высшем Арбитражном Суде РФ действий нижестоящих арбитражных судов представляется оправданной, т. к. позволит обеспечить координацию деятельности, единообразие процедур, централизованный перевод (особенно на редкие языки), финансирование уведомления иностранных участников арбитражного процесса. При непосредственном взаимодействии российского арбитражного суда с судом иностранного государства арбитражный суд является одновременно и центральным (компетентным) органом, уполномоченным осуществлять сношения с иностранным судебным органом, и учреждением юстиции, т. е. органом, непосредственно оказывающим взаимную правовую помощь. Арбитражные суды являются основными субъектами международной правовой помощи в сфере предпринимательской деятельности в соответствии с законодательством РФ, обладающими полномочиями по оказанию помощи и по обращению к иностранным органам с запросами об оказании такой помощи.

——————————————————————