Уголовная ответственность за колдовство в зарубежных странах

(Капинус О. С., Додонов В. Н.)

(«Буквовед», 2008)

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ЗА КОЛДОВСТВО В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

О. С. КАПИНУС, В. Н. ДОДОНОВ

Капинус Оксана Сергеевна, доктор юридических наук, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института Академии Генеральной прокуратуры РФ, профессор кафедры адвокатуры и прав человека Института международного права и экономики имени А. С. Грибоедова, специалист в области уголовного и конституционного права, автор 70 публикаций общим объемом свыше 300 п. л. Основные научные труды: «Убийство: мотивы и цели» (М., 2004); «Эвтаназия как социально-правовое явление» (М., 2006); «Эвтаназия в свете права на жизнь» (М., 2006).

Додонов В. Н., кандидат юридических наук.

В Англии законами 1539 и 1541 гг. ересь и колдовство были отнесены к наиболее опасным преступлениям.

Уголовное право абсолютистской Франции устанавливало тягчайшие наказания за ересь, колдовство и другие религиозные преступления. В период Просвещения (XVIII в.) указанные нормы перестали применяться, а затем и вовсе были упразднены.

В Европе в последний раз по приговору суда за колдовство казнили Анну Гельди в швейцарском городе Гларус 18 июня 1782 г.

В настоящее время уголовная ответственность за колдовство предусмотрена в ряде стран — бывших английских колониях, а также в некоторых иных странах. При этом понимание законодателем сущности данного деяния кардинально различается.

В небольшой группе государств Африки колдовство рассматривается как деятельность, способная реально вызвать разрушительные для окружающих последствия, поэтому представляющая особую общественную опасность.

В Бенине с 1987 г. колдовство, магия и аналогичные виды деятельности, способные вызвать нарушения общественного порядка либо смерть или серьезное увечье жертвы, были объявлены наказуемыми смертной казнью. В Бурунди и Руанде колдовство также наказывается вплоть до смертной казни.

В некоторых из бывших английских колоний возможность колдовства также воспринимается законодателем как бы всерьез, однако общественная опасность данного деяния видится не столь значительной. Например, согласно ст. 151 УК Вануату «никакое лицо не должно заниматься колдовством или магией с намерением причинить вред любому другому лицу. Наказание: заключение сроком на два года».

В других странах (Вьетнам, Замбия, Канада, Кот-д’Ивуар, Самоа, Фиджи, ЮАР) колдовство рассматривается в уголовном законе как особый вид мошеннической деятельности.

Так, по УК Канады (ст. 365) виновным в преступлении, наказуемом в суммарном порядке, признается каждый, кто мошеннически:

— заявляет, что осуществил или использовал любой вид колдовства, волшебства, чар или заклинания;

— занимается за вознаграждение предсказанием судьбы;

— заявляет, что в силу его навыка или знания оккультной науки способен обнаружить что-либо потерянное или украденное.

Согласно УК Вьетнама 1999 г. (ст. 247) штрафом или лишением свободы сроком от 6 мес. до 3 лет наказывается тот, кто занимается предсказательством, медиумной практикой или иной деятельностью, связанной с суевериями, причиняя при этом тяжкий вред, если это лицо за ту же деятельность ранее привлекалось к административной ответственности или было осуждено в уголовном порядке. Наказание увеличивается до 10 лет лишения свободы, если указанная деятельность причинила смерть или другие особо тяжкие последствия.

По УК Республики Кот-д’Ивуар (ст. 205) наказанию на срок от одного до пяти лет и штрафу подлежит всякий, кто занимается знахарством (шарлатанством), колдовством или магией, если такая деятельность грозит нарушением общественного порядка или нанесением вреда личности или имуществу.

Необходимо отметить, что в Африке и некоторых других регионах Земли нормы о колдовстве отнюдь не являются пережитком колониального прошлого, а для этого имеются прочные социальные основания. Ежегодно регистрируются десятки, если не сотни случаев самочинных расправ с «колдунами» и «ведьмами». В лучшем случае дело ограничивается побоями и изгнанием из данной округи. Поэтому законодателю приходится бороться не только с самим «колдовством», но и с охотниками на ведьм. Неслучайно, например, в Замбии действует специальный Закон о колдовстве 1914 г. (в редакции 1994 г.), который устанавливает строгую уголовную ответственность за ложное обвинение другого лица в колдовских действиях, а также за попытку устроить другому лицу тест на причастность к колдовству (типа испытания кипятком). По тому же Закону наказываются и те, кто сами объявляют себя колдунами, занимаются соответствующей практикой или продают «магические» средства. Уголовно наказуем сам факт владения или хранения лицом у себя каких-либо снадобий или амулетов, обычно используемых для «колдовских» действий. Согласно ст. 13 вышеназванного Закона Замбии получение лицом какого-либо вознаграждения за совершение любого магического действия, предоставление магического снадобья или амулета признаются мошенническим получением чужого имущества и наказываются по соответствующей статье Уголовного кодекса. Во многом аналогичные положения содержит и Закон о колдовстве ЮАР 1957 г.

——————————————————————