Международно-правовые стандарты противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов

(Карпович О. Г.) («Внешнеторговое право», 2009, N 1)

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ СТАНДАРТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ

О. Г. КАРПОВИЧ

Карпович О. Г., доктор юридических наук, профессор.

Одним из важнейших направлений международного сотрудничества в данной сфере стала организация системного противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов, основанного на единых международных стандартах, предусматривающих сочетание механизмов уголовно-правового преследования указанных деяний и финансового мониторинга в целях выявления связанных с ними финансовых операций. Использование в преступной деятельности все более изощренных методов и современных технологий ставит задачу постоянного совершенствования мер противодействия отмыванию денег на базе исследования типологий совершения таких преступлений <1>. ——————————— <1> См.: Зубков В. А., Осипов С. К. Российская Федерация в международной системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. М.: Юрист, 2006. С. 8.

Ведущее место в системе универсальных международно-правовых стандартов противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов принадлежит рекомендациям, сформулированным в документах Организации Объединенных Наций. Причиной первоначального внимания ООН к проблеме отмывания преступных доходов стала актуализация борьбы с международным незаконным оборотом наркотических средств, поскольку громадные суммы преступно полученных доходов от этой преступной деятельности подлежали отмыванию с целью введения их в легальный экономический оборот <2>. ——————————— <2> См.: Алешин К. Н. Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, как преступление международного характера: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. СПб., 2004. С. 10 — 17; Иванов Э. А. Система международно-правовых норм в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем // Государство и право. 2005. N 2. С. 44 — 49.

Основополагающим документом ООН, посвященным противодействию отмыванию преступных доходов, является Конвенция ООН 1988 г. «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ». Венская конвенция 1988 г. установила принципы глобального подхода ООН к организации противодействия отмыванию преступно полученных денег, определила понятие отмывания преступных доходов. Согласно Венской конвенции ООН под отмыванием преступных доходов понимается конверсия или перевод собственности и доходов, сокрытие или утаивание подлинного характера, источников получения, способов распоряжения собственностью и доходами, полученными в результате преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Важным исходным моментом здесь является обозначение того, что считать преступными доходами. Согласно ст. 1 Конвенции преступные доходы — это любая собственность, полученная или приобретенная прямо или косвенно в результате совершения преступления, т. е. активы любого рода, материальные или нематериальные, движимые или недвижимые, осязаемые или неосязаемые, а также юридические документы или акты, удостоверяющие право на такие активы или участие в них. Под замораживанием или наложением ареста понимается временное запрещение перевода, конверсии, размещения или перемещения собственности или временный арест или взятие под контроль собственности на основании постановления, выносимого судом или компетентным органом. Конфискация означает изъятие, т. е. лишение собственности по постановлению суда или другого компетентного органа. В соответствии со ст. 5 Конвенции необходимо принимать меры, которые могут потребоваться для того, чтобы выявить и заморозить или арестовать доходы, собственность, средства или любые другие предметы, связанные тем или иным образом с совершением преступлений, входящих в сферу действия Конвенции. В случае если доходы были превращены или преобразованы в другую собственность, указанные меры применяются в отношении этой собственности, а не доходов. Если доходы были приобщены к собственности, приобретенной из законных источников, такая собственность без ущерба для любых полномочий, касающихся наложения ареста или замораживания, подлежит конфискации в объеме, соответствующем оцененной стоимости этих приобщенных доходов. Из приведенных положений становится очевидным, что Венская конвенция впервые определила базовые понятия для организации системы противодействия отмыванию преступных доходов, закрепила те действия, которые лежат в основе борьбы с отмыванием (арест, конфискация). Нельзя не заметить, что, хотя речь в Конвенции идет об отмывании доходов, полученных от преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, сформулированные ООН стандарты по борьбе с легализацией «грязных» денег применимы для противодействия легализации доходов, полученных и от иной преступной деятельности. Итак, Венская конвенция ООН 1988 г. закрепила ряд норм, которые можно назвать нормами-принципами организации международной борьбы с отмыванием преступных доходов. Впервые в международном праве в качестве обязательных для всех стран — участниц Конвенции положений были определены такие понятия, как преступные доходы, их замораживание и изъятие, а также принцип обязательности изъятия таких доходов, даже если они были обращены в иную собственность или смешаны с легальными активами. Стоит отметить, что в теории международного публичного права противодействие отмыванию преступных доходов является одной из форм борьбы с международной преступностью и рассматривается одновременно в качестве метода, посредством которого возможно произвести арест и изъятие средств, полученных преступным путем. Изъятию подлежат не только средства, ставшие предметом отмывания, но и любые другие ценности, преступное происхождение которых доказано. Специфика состава отмывания преступных доходов такова, что любая финансовая операция с ними будет являться их отмыванием (при условии, что размер отмываемого имущества достаточен с точки зрения объективной стороны состава преступления). Поскольку вывезти преступно полученные доходы за рубеж, в том числе в безналичной форме, можно лишь путем совершения с ними тех или иных финансовых операций, любые активы, которые подлежат изъятию в соответствии с рассматриваемыми международными правилами, становятся предметом отмывания. Следовательно, необходимо иметь в виду, что на практике при применении международных норм об аресте и изъятии средств, полученных преступным путем, речь всегда идет именно об отмываемых средствах, а значит, виновный в отмывании должен быть привлечен к уголовной ответственности, как и субъект первичного преступления <3>. ——————————— <3> См.: Рыхлов О. А. Ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, по уголовному законодательству России: Дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук. Челябинск: Челяб. юрид. ин-т МВД России, 2007. С. 20 — 21.

На практике возник вопрос о возможности ответственности за отмывание преступных доходов как субъекта преступления, в результате которого эти доходы были получены, так и иных лиц, отмывающих чужие преступные доходы. Такое решение рассматриваемой проблемы обусловило появление в российском уголовном законе двух статей, устанавливающих наказуемость отмывания преступных доходов самим преступником, получившим их (ст. 174.1 УК РФ), и иными лицами (ст. 174 УК РФ). Смысл и стадии отмывания денег хорошо показаны в работе профессионалов в банковской сфере А. Инсама, Д. Канцлера, И. Ньюинера, Д. Тренквалдер, П. Боссхада, Л. Вен и Б. Мидрич, которые полагают, что понятие «отмывание денег» подразумевает деятельность уголовного преступника. Прибыли от тех или иных преступлений в итоге нацелены на некие экономические отношения, дабы придать извлеченной выгоде законную форму. Мотив такого желания — в первую очередь страх перед возможностью насильственного вмешательства государства, способного с помощью наложения ареста на имущество, конфискации, обложения налогом или штрафных санкций изъять либо приуменьшить нелегально полученные средства. Каждодневная реализация или же легализация преступных доходов вызывают в преступнике чувство некоторого облегчения, ибо незаконно приобретенные имущественные ценности утрачивают свою связь с теми или иными конкретными преступлениями. И если государственным органам власти (или жертвам преступления) не удается эту связь установить, тогда преступник способен криминальные прибыли открыто использовать в своих интересах. Таким образом, чем шире возможности государственного насильственного вмешательства при изъятии криминальной прибыли, тем актуальнее для преступника необходимость перемещения или преобразования в те или иные формы нелегального имущества. И чем чаще он должен его передвигать и преобразовывать, тем большие шансы у государственных органов обнаружить нелегальные имущественные ценности и конфисковать их. Следует заметить, что понятие «отмывание денег» соотносится не только с наличными средствами на счетах и вне их, но и с ценными бумагами, долговыми обязательствами, драгоценностями, а иной раз — сырьевыми материалами, целенаправленно переправляющимися по каналам легальных и нелегальных экономических операций с целью сокрытия своего преступного происхождения. Общий принцип действия при отмывании денег отсутствует. Тактические же методы разнообразны. Например, незаконные прибыли от уличной торговли наркотиками или оружием сначала появляются в виде наличных денег и отмываются в виде прямой закупки и перепродажи товаров. Имущественные ценности, которые перемещаются исключительно в криминальной или теневой среде, конечно же, трудно обнаружить: редко удается доказать существование предметной связи с конкретным преступлением. Однако как только преступник помещает имущественные ценности в регулируемый экономический цикл, например вносит наличные деньги на банковский счет, появляется возможность государственного вмешательства. Зато отмывание денег, связанных с экономическими преступлениями, происходит на основе многочисленных комплексных примеров, где часто используются разнообразные финансовые инструменты. При этом незаконное имущество часто пересекает в течение этого процесса многие государственные границы. На основе типичных примеров отмывания денег в течение десятилетий можно выделить три фазы, которые дифференцированы в разные переплетающиеся формы, каждая из которых представляет отдельную тему в этом процессе. Поэтому классическое определение с точки зрения принципа действий при отмывании денег исходит из следующей модели. 1. Размещение: в первой фазе лицо пытается разместить преступно приобретенные имущественные ценности в формальные финансовые системы, чтобы доходы стали обезличенными и мобильными. 2. Разбивка: во второй фазе криминальные и легально приобретенные имущественные ценности смешиваются, а зачастую незаконные доходы уходят за пределы страны или же их происхождение стирается иным образом. То есть в этой фазе имущественные ценности нередко меняют свое агрегатное состояние, заменяются или используются в качестве действительной или выдуманной ответной услуги, вознаграждения. 3. Интеграция: в третьей фазе преступник пытается разными способами отмытые имущественные ценности снова ввести в легальный экономический цикл, при этом он инвестирует их или приобретает предметы роскоши — виллы, автомобили, иное имущество <4>. ——————————— <4> См.: Инсам А., Канцлер Д., Ньюинер И., Тренквондер Д., Боссхад П., Вен Л., Мидрич В. Отмывание денег. Банковский мониторинг. Вена; Грац, 2006. С. 21 — 23.

Новым шагом в развитии системы противодействия отмыванию преступных доходов стал принятый ООН в ноябре 1993 г. Типовой закон об отмывании денег, полученных от наркотиков, который, основываясь на законодательстве различных стран, содержит рекомендации по предотвращению отмывания денег, выявлению подобных действий и установлению за них санкций. В нем даются формулировки двух основных составов преступлений, связанных с отмыванием денег, полученных от незаконного оборота наркотиков (ст. 20), ответственности подлежат: 1) лица, которые конвертируют или переводят средства или собственность, полученные, прямо или косвенно, от незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров, с целью сокрытия или утаивания незаконного источника этой собственности или средств, либо оказания помощи любому лицу, участвующему в совершении одного из преступлений, с тем чтобы оно могло уклониться от юридической ответственности за свои деяния; 2) лица, которые оказывают содействие сокрытию или утаиванию характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения или подлинных прав в отношении средств, собственности или связанных с ними прав, полученных, прямо или косвенно, от незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров <5>. ——————————— <5> См.: Волженкин Б. В. Отмывание денег. СПб., 1998. С. 12 — 13; Рыхлов О. А. Ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, по уголовному законодательству России: Дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2007. С. 22 — 27.

Чаще всего преступно полученные доходы используются организованной преступностью. При этом для организованной преступности важно извлечение устойчивого дохода, который оправдывал бы риски, связанные с систематическим занятием такой деятельностью. На практике организованные преступные группировки, занятые, например, в сфере незаконного оборота наркотиков и оружия, торговли людьми и эксплуатации проституции, получают доходы, значительно превышающие среднюю норму прибыли в легальном бизнесе. Такие сверхдоходы не только покрывают текущие расходы преступных группировок, но и позволяют им расширять свою преступную деятельность, а также устанавливать контроль над легальным сектором экономики. Доходы, полученные преступным путем, могут использоваться на следующие цели: 1) покрытие текущих расходов преступников и их окружения (на организацию преступлений и на потребление); 2) накопление (в виде наличных денежных средств, драгоценностей, иных предметов роскоши и т. п.); 3) развитие преступной деятельности (расширение основного вида деятельности и ее диверсификация); 4) инвестиции в легальную экономику (размещение на финансовом рынке, приобретение недвижимости и т. п.). Очевидно, что в процессе реализации указанных целей преступные доходы претерпевают определенные преобразования, становясь объектом операций, в ходе которых эти доходы в большей или меньшей степени попадают в сферу действия легальной финансовой системы. Так, даже если такие доходы получены в виде наличных денежных средств (например, от уличной торговли наркотиками) и их предполагается использовать для финансирования дальнейшей преступной деятельности (оплата новой партии наркотиков), для удобства совершения последующих финансовых операций, как правило, требуется обмен банкнот (с мелкого на более крупный номинал) или их размещение в банковском учреждении. Для других целей, включая инвестиционные, необходимо не только воспользоваться услугами соответствующего финансового посредника, но и предварительно замаскировать источник происхождения преступных доходов. Стремление скрыть незаконный характер своих доходов естественно для любого преступника, поскольку такие доходы могут, во-первых, стать уликой против него, указав на связь с конкретным преступлением, и, во-вторых, подвергнуться изъятию, что лишит смысла совершенное преступление <6>. ——————————— <6> См.: Зубков В. А., Осипов С. К. Указ. соч. С. 12; Ларичев В. Д. Правовые и организационные меры борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем // Адвокат. 2001. N 12. С. 3 — 22; Лопашенко Н. Ответственность за легализацию преступных доходов // Законность. 2002. N 1. С. 17 — 23; Кадовик Е. И. Организованная группа, преступное сообщество и легализация денежных средств, приобретенных преступным путем // Юридический мир. 2002. N 4. С. 12 — 16.

В рекомендованном ООН Типовом законе предлагается считать преступлениями различные действия работников кредитно-финансовых учреждений, лиц, профессионально занимающихся операциями по обмену наличной валюты, а также иных лиц, нарушающих установленный порядок совершения финансовых операций и другие требования, установленные в целях предупреждения и выявления отмывания «грязных» денег. К ответственности могут быть привлечены руководитель, служащие и любые другие лица кредитно-финансовых учреждений, которые при исполнении своих профессиональных обязанностей осуществляют, контролируют операции, связанные с передвижением финансовых средств, или предоставляют консультации в этой области, если они умышленно разгласят владельцу денежных сумм или лицу, совершающему финансовые операции, информацию о заявлениях, которые они обязаны делать, или о последующих мерах, которые решено принять, или которые добровольно воздерживаются от предоставления заявления, которое они обязаны сделать. Имеются в виду заявления о тех средствах, относительно которых существуют подозрения, что они получены от незаконного оборота наркотических средств или психотропных веществ. Преступления в соответствии с Типовым законом совершают также лица, умышленно уничтожающие регистрационные книги или документы, хранение которых предусмотрено Типовым законом, или покушаются на осуществление под чужим именем определенных указанных в Типовом законе операций (например, платеж наличными деньгами в сумме, превышающей установленный предел). Менее опасными преступлениями считаются действия лиц, которые осуществили или приняли платеж наличными в сумме, превышающей установленный предел, нарушили обязанность представить заявление о международном переводе денежных средств, ценных бумаг или ценностей, относительно которых предусмотрено представление заявлений, а также действия руководителей и служащих компаний, производящих обмен наличной валюты, игорных домов и кредитно-финансовых учреждений, нарушивших положения Типового закона <7>. ——————————— <7> См.: Рыхлов О. А. Указ. соч. С. 23 — 25.

Новый вклад в противодействие легализации преступных доходов внесли две Конвенции ООН: 15 ноября 2000 г. была принята Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, а 31 октября 2003 г. Конвенция ООН, направленная против коррупции. В них также описывались деяния, образующие состав отмывания преступных доходов, криминализация которых обязательна для всех присоединившихся стран-участниц. Указанные положения стали особенно актуальными для российских законодателей в связи с ратификацией Россией в 2004 г. Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности, а в 2006 г. Конвенции, направленной на противостояние коррупции <8>. ——————————— <8> См.: Филимонов М. И. Роль Банка России в системе финансового мониторинга в РФ: Автореф. канд. дис. М.: МГЮА, 2006; Рыхлов О. А. Указ. соч. С. 24 — 25.

Таким образом, ООН постепенно стала международным центром по выработке международно-правовых стандартов в области организации борьбы с отмыванием преступных доходов, причем не только от наркобизнеса, но и от других видов преступной деятельности. Вместе с тем ООН не была единственной международной организацией, координирующей противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Во время встречи на высшем уровне в Париже по вопросам мировой экономики в июне 1989 г. создается группа, направленная на устранение серьезных недостатков, обнаруженных государствами «большой семерки» (G 7) и рабочей группой ЕС под названием «Отмывание денег», с целью предохранения денежных рынков от злоупотреблений организованной преступности. Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег («Financial Action Task Force» (FATF)) должна была впредь оценивать стандарты международной борьбы с отмыванием денег, разоблачать недостатки и прежде всего координировать международное сотрудничество, бюрократические барьеры которого все ярче проявлялись как препятствие в эффективной превенции отмывания денег. Со временем FATF стала фактически движущей силой в международной борьбе с отмыванием денег: почти через год после основания, 19 апреля 1990 г., FATF издает тезисы с Сорока рекомендациями, которые предназначались всему мировому сообществу. К моменту создания FATF состояла из представителей государств «большой семерки» (G 7), Европейской комиссии и еще 8 государств-участников. Со временем число членов FATF увеличилось до 33 стран и более 30 международных организаций, среди которых МВФ, Интерпол и Международный банк реконструкции и развития (МБРР), пользующиеся статусом наблюдателей. Помимо этого, создавались региональные группы, которые учитывали соответствующие нужды и разную степень развития отдельных регионов мира. С точки зрения своего содержания Рекомендации содержали обращение ко всем странам мира полностью и окончательно перестроиться в соответствии с Венской конвенцией ООН, изменить национальные положения в отношении банковской тайны (поскольку это было связано с препятствиями в некоторых странах в борьбе с отмыванием денег), а также создать предпосылки для многонационального сотрудничества в борьбе с отмыванием денег. Принимая во внимание отдельные национальные законодательства, FATF требовала распространить список уголовно наказуемых предшествующих деяний по отмыванию денег за рамки наркопреступности на все тяжкие преступления. Поскольку до сего дня во многих странах уголовно наказуемым являлось только преднамеренное отмывание денег, доказательство умысла в массовых операциях банков представлялось для прокуратуры едва ли возможным, многие преступники прятались за фасадом предпринимательской деятельности. Чтобы осуществлять давление на банки, FATF потребовала ввести общую уголовную ответственность предприятий в области отмывания денег. Однако это требование до сих пор несовместимо с некоторыми национальными системами уголовного судопроизводства. Важный момент Сорока рекомендаций FATF заключался в том, что страны были впервые призваны к созданию предпосылок для успешной конфискации прибылей и имущества, полученных преступным путем, а лица, оказывающие финансовые услуги, должны были создать каталог обязанностей, способствующий борьбе с отмыванием денег. В действительности речь шла о прямых мерах уголовного наказания, едва ли имеющих превентивный характер <9>. ——————————— <9> См.: Инсам А., Канцлер Д., Ньюинер И., Тренквондер Д., Боссхад П., Вен Л., Мидрич В. Указ. соч. С. 39 — 40.

Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) внесла существенный вклад в активизацию борьбы с отмыванием «грязных» денег. Перед ФАТФ была поставлена задача оценить результаты сотрудничества в сфере предупреждения преступного использования банковской системы и финансовых учреждений и рассмотреть дополнительные превентивные меры в этой области, включая адаптацию правовой и регулирующей систем для улучшения положения с оказанием взаимной правовой помощи. Соответствующий доклад следовало завершить к апрелю 1990 г. На первом этапе деятельности ФАТФ ее участниками стали представители 15 стран, включая «семерку» и 8 государств — членов ОЭСР, а также Комиссии Европейских сообществ. На саммите «Группы семи», состоявшемся в июле 1990 г. в Хьюстоне (США), был одобрен представленный ФАТФ отчет и подтверждено обязательство стран «семерки» полностью и безотлагательно выполнять содержавшиеся в этом отчете Сорок рекомендаций по борьбе с отмыванием денег. При этом была подтверждена договоренность, достигнутая на встрече министров финансов ФАТФ в мае 1990 г., о продолжении работы ФАТФ в целях оценки и содействия выполнению указанных Рекомендаций, а также, при необходимости, их дополнения. Одновременно «семерка» отметила целесообразность приглашения к участию в данной работе всех стран — членов ОЭСР и финансовых центров, которые подтвердят готовность следовать Рекомендациям ФАТФ, а также призвала все остальные страны участвовать в борьбе с отмыванием денег и выполнять Рекомендации ФАТФ <10>. ——————————— <10> См.: Зубков В. А., Осипов С. К. Указ. соч. С. 39.

Рекомендации ФАТФ в редакции 1990 г. охватывали три основных блока вопросов: 1) совершенствование мер уголовно-правового преследования лиц, связанных с отмыванием денег, включая криминализацию таких деяний и конфискацию преступных доходов; 2) повышение роли финансовой системы, включая меры, принимаемые финансовыми организациями и надзорными органами в целях предотвращения отмывания денег; 3) развитие международного сотрудничества в сфере противодействия отмыванию денег, в том числе в части обмена информацией между компетентными органами. Вместе с рекомендацией всем странам признать в соответствии с Венской конвенцией ООН в качестве уголовного преступления отмывание денег, полученных от незаконного оборота наркотиков, им предписывалось рассмотреть вопрос о криминализации отмывания доходов от других серьезных преступлений. Среди мер, рекомендуемых финансовым учреждениям, внимание обращалось на следующие: идентификация клиентов, включая запрет на ведение анонимных счетов, правила ведения и хранения отчетности; повышение бдительности при проведении необычных и подозрительных операций, не имеющих явной экономической или очевидной законной цели; направление компетентным органам сообщений в случае возникновения подозрения относительно преступного происхождения определенных средств; запрет на информирование клиента о том, что касающаяся его информация направлена компетентным органам; разработка внутренних программ, направленных на предупреждение отмывания денег. При этом действие соответствующих Рекомендаций ФАТФ распространялось не только на банки, но и на небанковские финансовые учреждения. Отмечалось, что законодательство о тайне информации финансовых учреждений не должно препятствовать реализации данных Рекомендаций. Важное значение для дальнейшего распространения соответствующих международных стандартов имела Рекомендация 21, требовавшая от финансовых учреждений обращать особое внимание на деловые отношения с лицами, включая компании и финансовые учреждения, из стран, в которых Рекомендации ФАТФ не выполняются или выполняются в недостаточной степени. В части международного сотрудничества ФАТФ рекомендовала наряду с оказанием взаимной правовой помощи по делам об отмывании денег развивать обмен информацией между компетентными органами о подозрительных финансовых операциях, а также о лицах, участвующих в них. Рекомендации оказали серьезное влияние на формирование как национальных режимов противодействия отмыванию денег в странах — участницах ФАТФ, так и международной системы в целом, установив единые международные стандарты. Важнейшей содержательной чертой Рекомендаций ФАТФ является их всеобъемлющий характер, выражавшийся в: 1) комплексном применении мер уголовно-правового и превентивного характера; 2) широком круге задействованных субъектов, включая финансовые учреждения, надзорные и правоохранительные органы; 3) учете положений иных международных актов по вопросам борьбы с отмыванием денег <11>. ——————————— <11> См.: Зубков В. А., Осипов С. К. Указ. соч. С. 40, 41; Бобырев В. В. Теневая экономика: деятельность международных и правоохранительных организаций. М., 2002. С. 16 — 18; Борьба с отмыванием доходов от индустрии наркобизнеса в странах Содружества. М., 2001.

В результате проведенных проверок и выполнения Рекомендаций ФАТФ они были усовершенствованы. Рекомендации охватили четыре направления: уголовно-правовое, правоохранительное, финансовое и иное международное сотрудничество, которые, по мнению ФАТФ, в случае их реализации позволят выстроить эффективную универсальную систему противодействия отмыванию. Важными мерами, предлагаемыми ФАТФ, являются Рекомендации о защите прав добросовестных приобретателей и применении гражданско-правовых санкций, например в части обращений в суд с исками о признании сделок с отмываемым имуществом недействительными. Надо отметить, что данные нормы гражданско-правового характера до появления их в Рекомендациях ФАТФ не встречались в национальных законодательствах или инициативах международных организаций, занимающихся проблематикой борьбы с отмыванием. Международно-правовые акты, предусматривающие необходимость конфискации имущества, добытого преступным путем, никогда не затрагивали проблему защиты прав добросовестных приобретателей такого имущества. Традиционно в гражданском законодательстве развитых стран права добросовестных приобретателей имеют приоритет над правами других лиц в отношении прав на спорное имущество. Но есть ли смысл упоминать о защите прав добросовестного приобретателя при изъятии отмываемого имущества, которое стало предметом ранее совершенного преступления или доходов от него? В этой связи Седьмая рекомендация ФАТФ гласит, что государства должны по мере необходимости принимать меры, чтобы управомочить компетентные органы конфисковывать отмываемое имущество, не нарушая при этом прав добросовестных третьих лиц. При этом понятие добросовестности подразумевает не только незнание владельцем незаконной природы приобретенной им вещи, но и объективную добровольность выбытия спорного имущества из владения истинного собственника. Если же речь идет об имуществе, добытом преступным путем, то ни о какой добровольности речи быть не может. Рекомендации ФАТФ, касающиеся роли финансовой системы в борьбе с отмыванием денег, состоят во внедрении правил обязательной идентификации клиента и ведения документации, запрете банкам открывать анонимные счета, а регистрирующим органам осуществлять регистрацию анонимных компаний. Предлагается ввести строгий контроль и отчетность не только финансовых учреждений (банков, фондов и др.), но и иных организаций, оказывающих услуги на финансовом рынке (страховые компании, трастовые фонды и даже адвокаты), о проводимых с их участием сделках. Государственным органам рекомендуется организовать мониторинг крупных сделок с иностранной валютой, драгоценными металлами и драгоценными камнями. Причем минимальный порог, отличающий крупную сделку от не подлежащей контролю, Рекомендациями не устанавливается. Рекомендации, посвященные укреплению иного международного сотрудничества в области борьбы с отмыванием, предполагают необходимость свободного доступа к информации центральных банков зарубежных стран о крупных переводах денег через границы, о международном обмене информацией о подозрительных сделках, посвящены вопросам сотрудничества при конфискации и взаимной правовой помощи. Многое из того, что предлагается в Рекомендациях ФАТФ, сегодня рассматривается специалистами ка к нечто очевидное. Благодаря широкой кампании по пропаганде мер по борьбе с отмыванием преступных доходов в средствах массовой информации всего мира изменения законодательства в тех областях, которые затрагивают жизнь каждого гражданина (банковская тайна, государственный контроль крупных сделок и т. д.), не вызывают отторжения в обществе, хотя и ущемляют ряд прав и свобод человека, в частности право на неприкосновенность частной жизни. Вопрос о противоречии норм, защищающих неприкосновенность частной жизни, и норм о противодействии отмыванию сейчас все чаще решается в пользу последних. Развитые страны готовы пойти на все большее ограничение не только прав и свобод своих граждан, но и собственного суверенитета, чтобы сделать меры по противодействию отмыванию более эффективными. Значимость Рекомендаций ФАТФ заключается не только в том, что они содержат установленные на международном уровне стандарты положений законодательства, необходимые для того, чтобы противостоять рассматриваемому виду преступлений, и не только в том, что на период их разработки, то есть на первую половину 90-х годов XX в., эти положения были во многом революционными. Думается, основной заслугой ФАТФ является принцип добровольности участия стран — членов организации и принцип добровольности предоставления информации для взаимоконтроля, с последующим добровольным устранением выявленных недостатков. ФАТФ продемонстрировало всему человечеству, что истинная эффективность тех или иных изменений в законодательстве достигается только тогда, когда насущность таких изменений осознана самим государством, а не навязывается ему извне. Введение в национальные законы международных норм как путем имплементации, так и путем адаптации — это всегда весьма тонкий политический момент, дающий результаты только при наличии политической воли государства к реализации этих норм. Однако, в случае, когда нормы затрагивают механизмы движения финансовых потоков, т. е. меняют правила функционирования финансового рынка, а именно так происходит в случае принятия Рекомендаций ФАТФ, выгодность включения таких норм в национальное законодательство и исполнения этих положений должна быть очевидна не только политическому руководству государства, но и каждому участнику финансового рынка. Любой рынок функционирует, исходя из критерия «выгодно — невыгодно». Поэтому Рекомендации ФАТФ только тогда будут повсеместно признанными, когда их неисполнение станет невыгодным участникам рынка. Вот почему принцип добровольности исполнения Рекомендаций ФАТФ и принцип добровольности контроля за их исполнением столь важны для практической реализации этих Рекомендаций. ФАТФ были рекомендованы те основополагающие меры международной борьбы с отмыванием преступных доходов, которые положены сегодня в основу законодательства развитых стран. Даже сейчас, когда большая часть предлагаемых ФАТФ мер выглядит как нечто очевидное, их значительная часть не выполнена в полной мере, а многое из включенного в закон на практике не работает. Если в области установления контроля за сделками и финансовыми учреждениями достигнут явный прогресс, то в части обмена информацией и международного сотрудничества по преследованию виновных в отмывании и изъятию отмываемого имущества успехи значительно скромнее <12>. ——————————— <12> См.: Иванов Э. А. Система международно-правовых норм в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем // Государство и право. 2005. N 2. С. 44 — 49; Щеткова В. С. Организационно-правовые проблемы противодействия легализации преступных доходов в банковской системе РФ: Автореф. канд. дис. Тюмень, 2005; Рыхлов О. А. Указ. соч. С. 31 — 40.

Важнейшей инициативой, направленной на обеспечение практического внедрения указанных стандартов, стало начало проведения в рамках ФАТФ с 1992 г. первого раунда взаимных оценок соблюдения странами — членами ФАТФ Сорока рекомендаций. В течение этого раунда, завершившегося в 1995 г., оценивалось прежде всего состояние законодательной и иной нормативной базы национальных систем. Результатом таких оценок, включавших посещение страны экспертами из других стран — членов ФАТФ, были конкретные рекомендации по совершенствованию соответствующей правовой базы. Концепция системы противодействия отмыванию денег, основанной на мониторинге финансовых операций, получила развитие в Резолюции 6 (XXXVIII), принятой Комиссией по наркотическим средствам Экономического и Социального Совета ООН в марте 1995 г. Целью данной Резолюции являлось поощрение направления сообщений о подозрительных и необычных операциях в национальные организации каждого государства, развитие эффективного взаимодействия между компетентными органами в целях содействия расследованию и уголовному преследованию деятельности, связанной с отмыванием денег. Резолюция призывает государства — участники Венской конвенции ООН 1988 г. принять дополнительные меры для выполнения ее положений, особенно касающихся борьбы с отмыванием денег. В целях выявления операций, связанных с отмыванием денег, государства призываются установить систему представления сообщений о подозрительных или необычных операциях банками, другими финансовыми учреждениями и нефинансовыми предприятиями, оперирующими большими суммами наличных денежных средств. Одновременно государствам предлагалось рассмотреть вопрос об учреждении национального органа, уполномоченного собирать, обрабатывать и анализировать данные по подозрительным и необычным операциям. Подчеркивалось, что такие национальные органы создаются с тем, чтобы содействовать в определении, отслеживании, замораживании и аресте активов, полученных в результате преступной деятельности. Согласно указанной Резолюции создание специальных органов для сбора и анализа информации, поступающей от финансовых учреждений, предлагалось рассматривать в качестве важнейшего элемента программы борьбы с отмыванием денег. В июне 1995 г. представители уполномоченных органов из 24 стран учредили Международное объединение подразделений финансовой разведки — группу «Эгмонт», задачей которой является содействие созданию национальных подразделений финансовой разведки и развитию оперативного обмена финансовой информацией. В соответствии с определением, принятым группой «Эгмонт» в 1996 г., подразделение финансовой разведки является центральным национальным органом, ответственным за получение, анализ и передачу в компетентные органы раскрываемой финансовой информации. В 1996 г. 51-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла подготовленную в рамках созданной в 1992 г. во исполнение Резолюции Экономического и Социального Совета ООН Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию Декларацию о преступности и общественной безопасности, призвавшую все государства — члены ООН взаимно сотрудничать в целях предупреждения транснациональной организованной преступности и отмывания денег. В Резолюции от 24 апреля 1996 г. Комиссия по наркотическим средствам отметила, что Сорок рекомендаций ФАТФ являются стандартом, на основе которого следует давать оценку принимаемым соответствующими государствами мерам по борьбе с отмыванием денег. В июне 1996 г. ФАТФ в первый раз пересмотрела свои Сорок рекомендаций с целью их лучшего приспособления к изменяющимся способам отмывания денег и развивающимся технологиям в сфере финансовых услуг. В этой работе были учтены результаты прошедшего в 1992 — 1995 гг. первого раунда взаимных оценок 26 стран-членов. С июня 1996 г. ФАТФ начала публиковать годовые отчеты о своих исследованиях методов и тенденций отмывания денег, которые проводились с начала деятельности ФАТФ. В 1996 — 1999 гг. состоялся второй раунд взаимных оценок стран — членов ФАТФ, основной целью которого была проверка эффективности применения ими Сорока рекомендаций. При том что новые члены в ФАТФ в этот период не принимались, сфера распространения международных стандартов противодействия отмыванию денег стала расширяться благодаря учреждению региональных групп по типу ФАТФ <13>. ——————————— <13> См.: Зубков В. А., Осипов С. К. Указ. соч. С. 41 — 45; Алешин К. Н. Указ. соч. С. 3 — 15; Иванов Э. А. Система международно-правовых норм в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем // Государство и право. 2005. N 2. С. 44 — 49; Гусева Т. А. Задачи и правовые основы деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу // Законодательство и экономика. 2004. N 12. С. 42 — 48.

Важнейшим условием эффективности международных стандартов в сфере противодействия отмыванию денег является скоординированное применение их всеми странами. В то же время очевидно, что далеко не все государства располагают ресурсами, необходимыми для внедрения таких стандартов. В целях решения указанной проблемы в 1997 г. была основана Глобальная программа ООН по борьбе с отмыванием денег, предусматривающая развитие международного сотрудничества в сфере противодействия отмыванию денег, оказание технического содействия государствам в разработке и внедрении соответствующих правовых механизмов, включая создание подразделений финансовой разведки. Саммит «Группы восьми» в Бирмингеме в мае 1998 г. отметил, что глобализация сопровождается резким ростом организованной преступности, которая приобретает разнообразные формы, включая незаконный оборот наркотиков и оружия, торговлю людьми, злоупотребление новыми технологиями, мошенничества и уклонения от исполнения требований закона, а также отмывание доходов от преступлений. В качестве ответа на указанные вызовы и угрозы «восьмерка» высказалась в итоговом коммюнике за разработку упомянутой выше Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности, одобрила решение ФАТФ расширить свою деятельность во взаимодействии с региональными группами по типу ФАТФ. Одновременно была подтверждена договоренность об учреждении подразделений финансовой разведки в тех странах, где они еще отсутствовали, для сбора и анализа информации об отмывании денег и взаимодействия с аналогичными структурами из других стран. «Восьмерка» признала необходимость изучения способов борьбы с коррупцией, питаемой значительными потоками криминальных денежных средств. 10 июня 1998 г. 20-я специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла Политическую декларацию и План действий по борьбе с отмыванием денег. В соответствии с Политической декларацией государствам, не имеющим законодательства по борьбе с отмыванием денег, было рекомендовано принять такое законодательство и программы, соответствующие положениям Венской конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. В Плане действий отмечалось, что проблема отмывания денег, полученных от незаконного оборота наркотиков, а также от других тяжких преступлений, распространилась в международном масштабе и превратилась в глобальную угрозу целостности, надежности и стабильности финансовых и торговых систем, требует принятия мер по борьбе с этим явлением со стороны международного сообщества в целом, с тем чтобы лишить преступников безопасных гаваней для себя и своих преступных доходов. Признав необходимость согласования национальных законодательств с целью обеспечения надлежащей координации политики по борьбе с отмыванием денег без ущерба для той деятельности, которую каждое государство проводит в рамках собственной юрисдикции, Генеральная Ассамблея ООН подчеркнула, что эффективная борьба с отмыванием денег возможна только с помощью международного сотрудничества и создания двусторонних и многосторонних информационных сетей, таких как группа «Эгмонт», которые позволят государствам обмениваться информацией между компетентными органами. План действий призывает все государства обеспечить прогресс в выполнении положений по борьбе с отмыванием денег, которые содержатся в Венской конвенции ООН, а также других международных документах, включая Сорок рекомендаций ФАТФ, на основе применения следующих принципов: 1) создание законодательных рамок для признания уголовно наказуемого характера отмывания денег, полученных от тяжких преступлений, с целью создания условий для предупреждения, выявления, расследования и уголовного преследования за преступление отмывания денег, в частности, путем: — выявления, замораживания, ареста и конфискации доходов от преступлений; — международного сотрудничества и взаимной правовой помощи в делах, связанных с отмыванием денег; — включения преступления отмывания денег в соглашения о взаимной юридической помощи с целью обеспечить судебное содействие в расследованиях, подготовке дел для представления в суд или судопроизводстве в связи с этим преступлением; 2) создание эффективного режима финансового регулирования, с тем чтобы не допустить проникновения преступников и их незаконных средств в национальные и международные финансовые системы, что позволит сохранить целостность финансовых систем во всем мире и обеспечить выполнение законов и других правил, направленных на борьбу с отмыванием денег, посредством: — требований об идентификации и проверке личности клиентов, основывающихся на применении принципа знания своего клиента, с тем чтобы располагать необходимой для компетентных органов информацией о личности клиентов и производимых ими финансовых операциях; — регистрационных записей о финансовых операциях; — обязательного представления информации о подозрительных операциях; — снятия связанных с сохранением банковской тайны препятствий для усилий, направленных на предупреждение, расследование или наказание отмывания денег; — других соответствующих мер; 3) осуществление мер в правоохранительной области, направленных на создание средств для: — эффективного выявления, расследования, преследования и осуждения преступников, занимающихся операциями по отмыванию денег; — процедур выдачи; — механизмов обмена информацией. В феврале 2000 г. Пленум ФАТФ в целях развития инициативы по выявлению несотрудничающих стран и территорий принял решение о создании четырех региональных групп по оценке (Америка, Азия/Океания, Европа, Африка/Ближний Восток) и принял 25 специальных критериев несоответствия основным положениям Сорока рекомендаций ФАТФ (отсутствие или недостаточность контроля за финансовыми учреждениями; существование анонимных счетов; отсутствие эффективной принудительной системы сообщений о подозрительных сделках; препятствия для установления реального выгодоприобретателя; ограничительная практика в области международного сотрудничества; непризнание отмывания денег в качестве уголовного преступления; отсутствие уполномоченного органа и т. д.). В целях признания самим банковским сообществом необходимости превентивных мер против использования финансовой системы в отмывании преступных доходов в октябре 2000 г. Вольфсбергской группой, объединившей 12 крупнейших банков мира, были приняты Принципы противодействия отмыванию денег в частных банках (пересмотрены в мае 2002 г.), относящиеся к идентификации личности клиента, включая установление реальных владельцев счетов, а также действия в случае выявления необычных или подозрительных операций <14>. ——————————— <14> См.: Иванов Э. А. Система международно-правовых норм в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем // Государство и право. 2005. N 2. С. 44 — 49; Он же. Система международно-правового регулирования борьбы с отмыванием денег. М., 2003; Зубков В. А., Осипов С. К. Указ. соч. С. 47 — 51.

——————————————————————