Механизмы урегулирования энергетических споров (Окончание)

(Тарасов И.) («Арбитражный и гражданский процесс», 2009, N 10)

МЕХАНИЗМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ СПОРОВ

И. ТАРАСОВ

(Окончание. Начало см. «Арбитражный и гражданский процесс», 2009, N 9)

Тарасов И., преподаватель кафедры гражданского процесса УрГЮА.

Неюрисдикционные формы защиты права

Как уже было отмечено, под неюрисдикционными формами защиты права принято понимать использование самим субъектом предоставленных ему законом способов правовой защиты нарушенных прав. При этом привлечение к урегулированию спора других лиц (посредников, медиаторов и т. д.) не повлечет за собой изменение формы защиты права. 1. Дружественный образ, дипломатические каналы. Пункт 1 ст. 26 ДЭХ предусматривает: «Споры между Договаривающейся Стороной и инвестором другой Договаривающейся Стороны, касающиеся инвестиций последнего на территории первой, которые касаются утверждений о нарушении обязательства по части III первой Договаривающейся Стороной, разрешаются, по возможности, дружественным образом». Определение понятия «дружественный образ» в данном документе не дается, но такую процедуру можно понимать как максимально неформальную процедуру урегулирования споров. Пункт 1 ст. 27 ДЭХ закрепляет положение о разрешении всех споров, касающихся применения или толкования ДЭХ, по дипломатическим каналам. 2. Переговоры являются общими для международного права способами урегулирования споров и, несмотря на отсутствие прямого указания на такой способ урегулирования споров в ДЭХ, их использование не будет противоречить духу ДЭХ. 3. Многосторонние консультации. Статья 6 ДЭХ предусматривает, что уведомляемая Договаривающаяся Сторона или, в зависимости от обстоятельств, соответствующие органы по вопросам конкуренции могут провести консультации с органами по вопросам конкуренции уведомляющей Договаривающейся Стороны и в полной мере учитывают просьбу уведомляющей Договаривающейся Стороны при принятии решения о том, предпринимать ли действия по обеспечению соблюдения в отношении предполагаемого антиконкурентного поведения. Использование консультаций представляется наиболее выгодным для сторон как с точки зрения затрат, так и с точки зрения временного фактора. 4. Согласительные процедуры. Понятие «согласительные процедуры» ДЭХ не использует, но использует понятие «согласительный орган». Согласительный орган является одним из видов согласительных процедур. Профессор Г. М. Вельяминов выделяет следующие виды согласительных процедур: — Добрые услуги — «предполагают участие в рассмотрении спора других, кроме спорящих, сторон, в задачи которых входит организация и налаживание контактов между спорящими сторонами до начала между ними непосредственных переговоров». — Посредничество — активное непосредственное участие третьих независимых и незаинтересованных лиц в переговорах. — Следственные комиссии — создаются, как правило, из представителей спорящих сторон и имеют своей целью выяснение фактических обстоятельств спора. — Согласительные комиссии — плюс к целям следственных комиссий обладают целью достижения согласия по спору <1>. ——————————— <1> Вельяминов Г. М. Международное экономическое право и процесс: Учебник. М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 403.

Неюрисдикционная форма защиты права Дружественный образ, дипломатические каналы

Дружественный образ, Многосторонние Согласительные Процедуры дипломатические консультации процедуры каналы

Добрые услуги Посредничество Следственные Согласительные комиссии комиссии

Данное рассмотрение возможных форм для разрешения энергетических споров в соответствии с ДЭХ основано на разделении форм защиты права на юрисдикционные и неюрисдикционные. Другие классификации можно провести по характеру спора, т. е. в зависимости от его характера можно выделить и конкретные способы разрешения. 1. Споры относительно толкования и применения ДЭХ. Статья 27 предусматривает арбитражную процедуру для споров в отношении толкования или применения ДЭХ. Первоначально спор предлагается решить по дипломатическим каналам, если спор не был разрешен в разумный срок, любая сторона в споре может после направления письменного уведомления другой стороне в споре передать спор на разрешение в арбитражный суд ad hoc. Если между Договаривающимися Сторонами не достигнуто иной договоренности, применяется Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ с учетом внесенных в него Договаривающимися Сторонами, являющимися сторонами в споре, или арбитрами изменений. Суд разрешает спор в соответствии с ДЭХ и применимыми нормами и принципами международного права. Решение арбитражного суда является окончательным и обязательным для Договаривающихся Сторон, являющихся сторонами в споре. Если Договаривающиеся Стороны, являющиеся сторонами в споре, не договорятся об ином, суд заседает в Гааге и использует помещения и средства обслуживания Постоянной палаты Третейского суда. 2. Транзитные споры. Прежде всего представляется правильным определить, какие споры носят транзитный характер. В соответствии со ст. 7 ДЭХ транзитными являются споры, возникшие из отношений, связанных с: А) перемещением через территорию Договаривающейся Стороны энергетических материалов и продуктов, происходящих на территории другого государства и предназначенных для территории третьего государства, при условии что либо другое государство, либо третье государство является Договаривающейся Стороной; Б) перемещением через территорию Договаривающейся Стороны энергетических материалов и продуктов, происходящих на территории другой Договаривающейся Стороны и предназначенных для территории этой. К спору, носящему транзитный характер, положения ст. 7 ДЭХ применяются только после исчерпания всех соответствующих договорных или иных средств разрешения спора, предварительно согласованных между Договаривающимися Сторонами. Договаривающаяся Сторона, являющаяся стороной в споре, может сообщить о таковом споре Генеральному секретарю Конференции по Энергетической хартии посредством уведомления, в котором будет содержаться краткое изложение существа спора. В течение 30 дней после получения такого уведомления Генеральный секретарь в консультации со сторонами в споре и другими заинтересованными Договаривающимися Сторонами назначает мирового посредника. Целью мирового посредника является соглашение сторон о разрешении спора или о процедуре, позволяющей достичь такого разрешения. Однако, если в течение 90 дней после назначения ему не удается добиться такого соглашения, он выносит рекомендацию относительно разрешения спора или процедуры, позволяющей достичь такое разрешение. 3. Конкурентные споры. Под конкурентными спорами понимаются споры, вытекающие из отношений, связанных с соперничеством нескольких субъектов в хозяйственной деятельности в энергетическом секторе. Заявляющей стороной подается уведомление в соответствующие органы принимающего государства. Соответствующие органы могут провести консультации по вопросам конкуренции с органами уведомляющей Договаривающейся Стороны и в полной мере учитывают просьбу уведомляющей Договаривающейся Стороны при принятии решения о том, предпринимать ли действия по обеспечению соблюдения в отношении предполагаемого антиконкурентного поведения, о котором сообщается в уведомлении. Уведомляемая Договаривающаяся Сторона информирует уведомляющую Договаривающуюся Сторону о своем решении или решении соответствующих органов по вопросам конкуренции и может, если она того пожелает, информировать уведомляющую Договаривающуюся Сторону об основаниях принятого решения. Уведомляемая Договаривающаяся Сторона сообщает о результатах и, по мере возможности, о любых значительных предварительных итогах. 4. Инвестиционные споры. Это споры, связанные с осуществлением инвестиций в энергетическом секторе. Инвестиции — это все виды активов, находящихся в собственности или контролируемых прямо или косвенно инвестором. Механизм урегулирования инвестиционных споров предусмотрен ст. 27 ДЭХ, он включает в себя несколько альтернатив, т. е. для разрешения этого спора может быть выбран: государственный суд или административный трибунал; спор может быть решен по заранее согласованной процедуре; передан на разрешение в МЦУИС или Арбитражный институт Торговой палаты г. Стокгольма; разрешен судом ad hoc. По способу образования органа для разрешения спора можно выделить споры, разрешаемые при помощи государственных органов, при помощи международных органов и негосударственными способами. К государственным относятся: 1) рассмотрение спора в суде или административном трибунале Договаривающейся Стороны, являющейся стороной в споре; 2) разрешение конкурентных споров через органы Договаривающейся Стороны по вопросам конкуренции. К международным относятся: 1) разрешение споров посредством передачи данного спора Генеральному секретарю, который, в свою очередь, назначает мирового посредника; 2) арбитражным институтом Торговой палаты в г. Стокгольме; 3) единоличным арбитром или арбитражным судом ad hoc, учреждаемым в соответствии с Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ; 4) международным центром по урегулированию инвестиционных споров, учрежденным в соответствии с Конвенцией об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств, открытой для подписания в Вашингтоне 18 марта 1965 г. Все остальные способы можно отнести к негосударственным, поскольку при переговорах, консультациях и т. д. сторон никакие органы не привлекаются, а спор разрешается в рамках согласительных процедур. Существующий в рамках ДЭХ механизм довольно разнообразен, но не отражает, к сожалению, специфики той области, которую призван обслуживать. Возможно, стоило бы создать единый механизм, который бы решал все споры, вытекающие из хозяйственной деятельности в сфере энергетики. В качестве идеальной модели можно было бы предложить надгосударственную структуру, функционирующую по принципам постоянно действующего международного арбитража, в котором бы рассматривались абсолютно все споры, возникающие по вопросам энергетики. Структура такого арбитража могла бы состоять из составов, специализирующихся на конкретных видах споров: инвестиционных, транспортных, конкурентных и т. д. Но мы оговорились, что представляем данную структуру только в качестве идеальной модели, поскольку реализация такого предложения представляется крайне проблематичной, по крайней мере в настоящий момент, учитывая политическую составляющую международных отношений, поэтому представляется правильным проанализировать положительные и отрицательные моменты реализации такой структуры. К положительным моментам можно отнести: — во-первых, отсутствие у субъектов отношений в сфере энергетики проблемы классификации своего спора (т. е. по поводу чего он сложился: инвестиций, конкуренции и т. д.) и проблемы выбора, куда обращаться для урегулирования спора; — во-вторых, объединение стран в рамках одной структуры, что позволит проще исполнять решения данной структуры; — в-третьих, возможность выделения процессуальных особенностей дел, связанных с указанной сферой, и их анализ; возможность снижения издержек (по сравнению с суммарными затратами на содержание существующей системы). К отрицательным: — во-первых, необходимо учитывать политический момент — маловероятно, что государства с диаметрально противоположными интересами согласятся разрешать и признавать решения в рамках единой структуры, т. е. данная структура не будет всеобъемлющей в плане своей юрисдикции, что уже снижает ее эффективность; — во-вторых, неясным является тот факт, будет ли подобная структура справляться с существующей нагрузкой; — в-третьих, местоположение данной структуры и, как следствие, проблемы обращения наиболее удаленных от такового субъектов. Как можно видеть, проблема механизма разрешения споров актуальна и требует дальнейшего исследования и разработки.

Заключение

События последних лет в сфере торговли энергоресурсами показали свою неэффективность, о чем прямо было сказано в Концепции новой правовой базы международного сотрудничества в сфере энергетики, выдвинутой Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым в апреле 2009 г. «Существующие двусторонние договоренности и многосторонние юридически обязательные нормы в области международных энергетических отношений оказались не способны предупреждать и разрешать конфликтные ситуации, что ставит вопрос о необходимости радикального совершенствования правовой основы мировой торговли энергетическими ресурсами» <2>. ——————————— <2> http://www. kremlin. ru/text/docs/2009/04/215303.shtml

В настоящее время эта инициатива была поддержана странами ЕС: «Лидеры стран Евросоюза осознают необходимость переговоров по новому энергетическому документу взамен Энергетической хартии, которая, по их словам, себя исчерпала» <3>. Остается надеяться, что будет принят новый документ, посвященный регулированию отношений в сфере энергетики на международном уровне. ——————————— <3> http://www. novopol. ru/text68363.html

——————————————————————