Таможенное регулирование на таможенной территории Таможенного союза: о статусе и роли уполномоченного экономического оператора

(Рудая И. Л.)

(«Таможенное дело», 2009, N 4)

ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НА ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ

ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА: О СТАТУСЕ И РОЛИ УПОЛНОМОЧЕННОГО

ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОПЕРАТОРА

И. Л. РУДАЯ

Рудая И. Л., советник генерального директора ФГУ «Астек», кандидат экономических наук.

В соответствии со ст. 18 проекта Таможенного кодекса Таможенного союза уполномоченным экономическими оператором является юридическое лицо, отвечающее установленным требованиям и пользующееся специальными упрощениями в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

Далее в данной статье приведены специальные упрощения, которыми пользуется уполномоченный экономический оператор. Указано, что требования, предъявляемые к уполномоченному экономическому оператору, и порядок признания юридического лица в качестве уполномоченного экономического оператора определяются решением Комиссии Таможенного союза.

Внедрение института УЭО в практику регулирования взаимоотношений таможенных органов с участками внешнеэкономической деятельности должно способствовать соответствию таможенного законодательства Таможенного союза Рамочным стандартам безопасности и облегчения мировой торговли, принятым Всемирной таможенной организацией в 2005 г.

Проблема реализации мер таможенного контроля в результате внедрения института уполномоченного экономического оператора неоднократно обсуждалась в последние годы. Данная проблема связана с характером и порядком установления упрощенных процедур таможенного оформления.

Не касаясь сути специальных упрощений и требований, предъявляемых к уполномоченному экономическому оператору, которые должны быть определены Таможенным кодексом Таможенного союза и решением Комиссии Таможенного союза, хотелось бы отдельно обосновать необходимость введения института уполномоченного экономического оператора для повышения эффективности таможенного регулирования на территории Таможенного союза.

Введение института уполномоченного экономического оператора затрагивает два существенных аспекта:

— правовой аспект, касающийся собственно порядка и правил таможенного регулирования на таможенной территории Таможенного союза, и

— экономический аспект, являющийся следствием изменения правовых норм реализации экономической деятельности рыночными субъектами.

Первый из них касается статуса уполномоченного экономического оператора как юридического лица, осуществляющего конкретные виды деятельности, второй — влияния деятельности уполномоченного экономического оператора на всю систему экономических взаимоотношений хозяйствующих субъектов.

При детальном рассмотрении роли и статуса уполномоченных экономических операторов на единой таможенной территории необходимо учитывать оба эти аспекта.

Выделим следующие основные цели введения института УЭО на таможенной территории Таможенного союза:

1. Обеспечение безопасности международных цепей поставок государств — участников Таможенного союза в рамках реализованной системы управления рисками.

2. Соответствие Рамочным стандартам безопасности и облегчения мировой торговли, принятым Всемирной таможенной организацией (июнь 2005 г.).

3. Содействие повышению эффективности внешнеэкономической деятельности предпринимательских структур (сокращение сроков доставки, сокращение затрат).

Первая цель преследует интересы государств — участников Таможенного союза в отношении повышения эффективности таможенного регулирования, вторая — соответствие международным нормам, третья отражает ожидания субъектов внешнеэкономической деятельности. Рассмотрим подробно данные цели и связанные с их достижением задачи, стоящие как перед Комиссией Таможенного союза, так и перед конкретными участниками внешнеэкономической деятельности, претендующими пользование специальными упрощениями.

1. Современный подход к обеспечению безопасности международных цепей поставок реализован в рамках концепции Всеобщего управления качеством (TQM) и Международных стандартов серии ISO. Следствием усиления требований по уровню безопасности стало принятие в 2007 г. серии новых международных стандартов по управлению безопасностью цепей поставок ISO 28000. В соответствии с принятым в 2008 г. новым стандартом Системы менеджмента качества (СМК) ISO 9001:2008 все участники цепи поставок руководствуются едиными стандартами качества. Обязательный переход на ISO 9001:2008 в значительной степени упростит процедуру контроля безопасности цепей поставок. Соответствие стандартов безопасности, предъявляемых таможенными органами к субъектам внешнеэкономической деятельности, требованиям ISO 9001:2008 и другим обязательным требованиям обеспечит контроль цепи поставок на всей ее протяженности, от места формирования поставки до конкретного получателя. Формулировка целей, задач, полномочий и ответственности уполномоченного экономического оператора как субъекта ВЭД, обеспечивающего управление безопасностью цепей поставок в соответствии с предъявляемыми требованиями, позволит организовать деятельность уполномоченных экономических операторов на территории Таможенного союза и упорядочить систему взаимоотношений таможенных органов, УЭО и конкретных потребителей, заинтересованных в сокращении сроков и повышении качества поставок.

2. Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли ВТО оперируют термином «интегрированное управление цепями поставок». Следует отметить, что само понятие интегрированного управления в теории и практике менеджмента предполагает наличие конкретного субъекта управления, т. е. организации, ответственной за управление цепями поставок, — уполномоченного экономического оператора. В соответствии с международной и российской практикой осуществлять интегрированное управление цепями поставок способны лишь специализированные организации, располагающие соответствующими навыками, ресурсами (включая специализированные активы и персонал необходимой квалификации) и технологиями управления, в том числе логистическими информационными системами управления. Использование единой таможенной модели данных (WCO Customs Data Model) предполагает унификацию требований к логистическим информационным системам управления уполномоченных экономических операторов, при этом следует иметь в виду не только тип и структуру данных, но также формат и протокол электронного обмена. Унификация требований, включая выработку стандартов, процедур и протоколов взаимодействия с таможенными органами, должна осуществляться в рамках специальной программы взаимодействия «Таможня — бизнес». Разработка данной программы на единой таможенной территории Таможенного союза становится одной из актуальных задач Таможенной комиссии Таможенного союза. Данная программа должна предусматривать доведение до широких кругов бизнеса и общественности целей и задач Таможенного союза и тех преимуществ, которые создает целенаправленное сотрудничество с таможенными органами в направлении обеспечения безопасности цепей поставок и упрощения таможенных процедур в рамках существующей системы управления рисками.

3. Повышение эффективности внешнеэкономической деятельности предпринимательских структур напрямую связано с введением специальных упрощенных процедур, сокращающих сроки и условия таможенного оформления на единой таможенной территории. Эффективные цепи поставок как обеспечение процессов международной технологической интеграции, реализация устойчивых технологических цепочек и каналов доставки являются обязательным условием конкурентоспособности субъектов международного и глобального рынка. Роль уполномоченного экономического оператора состоит в снижении затрат на обслуживание цепи поставок при обеспечении безопасности ВЭД за счет: стандартизации и сертификации бизнес-процессов ВЭД; использования современных технологий логистики и управления цепями поставок. Повышение эффективности ВЭД связано с исследованием бизнес-моделей участников внешнеэкономической деятельности, поиском и использованием доступных источников эффективности, изучением зарубежного опыта.

Необходимо отметить, что введение института уполномоченных экономических операторов на единой таможенной территории будет иметь значительный мультипликативный эффект, связанный с изменением рамочных условий реализации внешнеэкономической деятельности и созданием новых конкурентных преимуществ для субъектов национального рынка государств — участников Таможенного союза.

——————————————————————