Юридическая психология и психологическое образование

(Дозорцева Е. Г.)

(«Юридическая психология», 2009, N 3)

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Е. Г. ДОЗОРЦЕВА

Дозорцева Е. Г., МГППУ, ГНЦ ССП им. В. П. Сербского.

Описываются системы образования в области юридической психологии, в частности на факультете юридической психологии МГППУ, с подготовкой в двух главных сферах: ювенальной юридической психологии и клинической психологии в судебной практике.

Юридическая психология находит применение во все более широких кругах социальной жизни в России. Развитие общества насыщает пограничную область между психологическими и юридическими науками новыми реалиями и проблемами, которые требуют теоретического осмысления и практических решений. Так, возникают и интенсивно развиваются новые виды судебно-психологической экспертизы, получает новые импульсы развития пенитенциарная психология, растет потребность в квалифицированных психологических кадрах в других областях юридической и социальной деятельности. Все это требует новых подходов к образованию в сфере юридической психологии. Начиная с 70-х годов оно строилось в основном как преподавание психологии для юристов. Курс обучения в таком случае, как правило, состоит из двух частей. Первая, вводная, посвящена основам психологии и включает в себя базовые сведения из общей психологии, психологии личности, социальной психологии. Во второй, основной, части, которая представляет собой собственно курс юридической психологии, содержатся сведения о приложении психологических знаний к профессиональной деятельности юристов. В последнем случае особое внимание уделяется психологии преступника и криминального поведения, следственных действий, вопросам судебно-психологической экспертизы как средства решения судебно-следственных задач, психологии юридических профессий. В связи с тем что для построения второй части курса требовались квалифицированные профессиональные юридические знания и опыт, совершенно естественным было то, что в качестве преподавателей психологии выступали сами юристы. Учебные пособия по юридической психологии следовали той же логике. В то же время специалистов, имеющих базовое психологическое образование, было мало, что затрудняло развитие юридической психологии как собственно психологической дисциплины. Тем не менее на факультетах психологии ряда университетов страны, в частности МГУ, СПбГУ, Южном федеральном университете, традиционно читались курсы юридической психологии, а в некоторых вузах (СПбГУ, ЮФУ, Калужском государственном педагогическом университете им. К. Д. Циолковского и др.) студенты получали специализацию по юридической психологии. В последние годы успешно развивалась подготовка психологических кадров в ведомственных вузах ФСИН (Академия права и управления ФСИН, Рязань) и МВД (Университет МВД России, Санкт-Петербург).

Формированию образования в области юридической психологии способствует развитие практики. Одной из важных сфер практического приложения судебной психологии, где для решения юридических задач требуется высококвалифицированный психолог, обладающий не только глубоким знанием теоретических основ общей, клинической, социальной, возрастной психологии, но и специальной практической подготовкой, в течение многих лет остается судебно-психологическая и комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза. Психолог-эксперт должен ориентироваться в смежных правовых вопросах, точно находить грань, отделяющую юридическую и психологическую области компетенции, и наводить мосты между обеими дисциплинами. В случаях комплексных экспертиз аналогичный процесс дифференциации и интеграции требуется во взаимодействии с еще одной смежной дисциплиной — психиатрией. Практическая востребованность экспертных исследований стимулировала теоретические и эмпирические исследования психологических феноменов, находящихся в центре внимания эксперта, а также разработки методологии самой экспертизы. В связи с возрастающей потребностью в экспертах, обладающих специальной подготовкой, в начале 90-х годов прошлого века были организованы курсы повышения квалификации в области медицинской и судебной психологии и стажировки в Государственном научном центре социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского.

В последние годы особое внимание российского общества стало привлекаться к положению детей и подростков. Причиной этого послужили и сложная демографическая ситуация, и современные проблемы семьи, и сведения о жестоком обращении с детьми, и преступность несовершеннолетних, резко возросшая в 90-е годы прошлого века. Дети — будущее общества, и все, что с ними связано, имеет для страны непреходящее гуманитарное и стратегическое значение. В то же время они в силу возраста уязвимы в ситуациях правовых конфликтов. Из этого следует естественная необходимость создавать для детей наилучшие условия физического, интеллектуального, эмоционального, духовно-нравственного, социального развития, т. е. соблюдать их права, отраженные в Декларации прав ребенка ООН и Конвенции о правах ребенка. Кроме того, дети, к которым ООН относит всех граждан в возрасте до 18 лет, в силу возрастных особенностей не способны самостоятельно и полноценно реализовать и защитить свои права, поэтому во всех социальных системах они имеют особый привилегированный правовой статус. Правовые коллизии, касающиеся детей, идет ли речь о гражданском, семейном, административном или уголовном праве, имеют не только юридическую и социальную, но и значительную психологическую составляющую. Проблемы детей и подростков и раньше были предметом изучения различных отраслей юридической психологии в контексте более широких вопросов, однако ребенок не выступал в качестве объекта исследования юридического психолога в своей целостности и совокупности особых свойств, определяемых возрастными особенностями. В настоящее время социальная ситуация требует именно такого ракурса рассмотрения. Это становится особенно актуальным в связи с внедрением в ряде субъектов Федерации специализации судопроизводства в отношении несовершеннолетних как элемента ювенальной юстиции, при котором ребенок, подросток находится в центре внимания суда, а конечная цель заключается в позитивном социальном развитии несовершеннолетнего и его интеграции в общество.

Выделение новых направлений и областей в практике юридической психологии требует подготовки специалистов, способных квалифицированно работать с возникающими проблемами, а следовательно, разработки новых учебных планов и программ. Относительно юридической психологии детей и подростков эта задача решается в Московском городском психолого-педагогическом университете (МГППУ), где в 2004 г. был открыт первый в России факультет юридической психологии и проводится обучение по специальности «Психология», специализации «Юридическая психология». Выпускники факультета должны уметь строить на основе фундаментальных знаний психологии многостороннюю научно-исследовательскую, профилактическую, диагностическую, экспертную, консультативную, психокоррекционно-реабилитационную работу с детьми и подростками с нормальным и отклоняющимся развитием, находящимися в различных с точки зрения юридического контекста ситуациях. Соответственно учебный план и программы факультета построены таким образом, чтобы дать студентам-психологам помимо хороших базовых психологических знаний углубленную подготовку в области не только юридической психологии, но и психологии развития, клинической психологии, практические навыки социально-психологической работы и психологического консультирования. Немаловажное значение имеет изучение юридических дисциплин.

Общая специализация по юридической психологии на факультете обеспечивается изучением базового курса («Введение в юридическую психологию»), а также спецкурсов по основным направлениям юридической психологии: правовой, криминальной, судебной, пенитенциарной. Особое внимание уделяется вопросам судебной экспертной практики.

Специфическая направленность подготовки на факультете реализуется в том, что помимо общего курса психологии развития учебный план факультета предусматривает ряд спецкурсов, которые позволяют студентам детально изучить психологические особенности детей и подростков в каждом возрастном периоде. Наряду с освоением закономерностей формирования личности ребенка в норме студенты получают углубленные знания о патологии психики и характеристиках аномального психического развития. Учебный план включает в себя несколько спецкурсов по психиатрии («Введение в психиатрию», «Судебная психиатрия», «Психиатрия детского и подросткового возраста», «Подростковая судебная психиатрия», «Суицидология», «Профилактика алкоголизма и наркомании», «Психофармакология»). Практические занятия по этим дисциплинам проводятся в ГНЦ ССП им. В. П. Сербского и Детской психиатрической больнице N 6 Департамента здравоохранения г. Москвы. Параллельно с этим студенты изучают клиническую психологию, ее основные разделы, методы исследования и практической деятельности, вырабатывая профессиональные компетенции и позицию специалиста-психолога.

Чрезвычайно важную роль в теоретической подготовке играет изучение с 1-го по 5-й курс юридических дисциплин. Студенты знакомятся с основами теории государства и права, конституционного права, административного, уголовного, гражданского права и процесса. Особое место занимают спецкурсы «Права ребенка» и «Основы ювенального права», которые позволяют студентам свободно ориентироваться в ситуациях, связанных с защитой прав детей.

Спецкурсы в рамках юридической психологии посвящены проблемам делинквентного поведения и аномального развития личности у детей и подростков, комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы, комплексной профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Факультет дает студентам глубокие теоретические знания, однако краеугольным камнем профессиональной подготовки в области ювенальной юридической психологии считается практика. Большое количество практических занятий в рамках основных курсов, значительная часть которых проходит в базовых учреждениях, сочетается с различными видами практики, начиная с ознакомительной практики на первом курсе до производственной на пятом. Включение в практическую деятельность с самого начала обучения позволяет студентам не только получить представление о ее возможностях, попробовать себя в разных вариантах специализации юридического психолога, но и выработать смысл своего профессионального самоопределения. Именно на это нацелена концепция практики факультета.

Благодаря специализированному обучению, сочетающему теорию и практику, выпускники факультета могут работать в различных учреждениях, где требуется подготовка юридического психолога, но особенно эффективно — там, где нужно умение работать с детьми и подростками. Это общеобразовательные школы, школы-интернаты, детские дома, социальные приюты, в которых необходима профилактика девиантного поведения и работа с подростками группы риска. Это органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, инспекции по делам несовершеннолетних ОВД, работающие с проблемными детьми. Это специальные школы для подростков с девиантным поведением, воспитательные колонии для несовершеннолетних, службы ФСИН, занимающиеся подростками-правонарушителями в условиях изоляции и после выхода из закрытых учреждений. Это психологические консультации, психолого-педагогические и медико-социальные центры, экспертные учреждения. Наконец, но не в последнюю очередь, к числу актуальных, а в еще большей степени — потенциальных, возможностей использования компетенций выпускника факультета юридической психологии относится работа в специализированных судах по делам несовершеннолетних и формирующейся системе ювенальной юстиции. Практическое участие юридических психологов в решении психологических проблем детей и подростков означает реальное воплощение нового направления в юридической психологии — ювенальной юридической психологии.

Наряду с ювенальной юридической психологией, определившей вектор становления факультета на первом этапе, вторым важным направлением развития стала клиническая судебная психология. Появление этого направления вполне естественно, учитывая, что факультет образован в сотрудничестве МГППУ и ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского. В 2008 г. на базе Центра им. В. П. Сербского была образована кафедра клинической и судебной психологии под руководством проф. Ф. С. Сафуанова, проведен первый набор студентов по специальности «Клиническая психология». Цель деятельности кафедры — подготовка клинических психологов, обладающих наряду с широкой общепрофессиональной подготовкой специальными компетенциями в области судебно-психологической и комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы, а также психологической работы с больными с психическими расстройствами, находящимися на принудительном лечении.

Осенью 2009 г. МГППУ принимает первых аспирантов, которые будут проводить исследования и защищать диссертации по специальности 19.00.06 — «Юридическая психология».

Следует отметить, что интенсивное развитие факультета юридической психологии, разработка учебных планов, программ дисциплин и практики, подготовка методических материалов, техническое и программное оснащение, обеспечение новейшей отечественной и зарубежной литературой по специальности во многом стали возможными благодаря тому, что МГППУ стал инновационным университетом и принял участие в национальной инновационной программе «Образование».

Создавая первый в России факультет юридической психологии в рамках психологического университета, мы интересовались уже имеющимся опытом не только в нашей стране, но и за рубежом.

На постсоветском пространстве два факультета юридической психологии существуют в Украине и Белоруссии. В отличие от факультета юридической психологии МГППУ они функционируют в структуре специализированных учебных заведений МВД и готовят специалистов для этой системы.

В Западной Европе, Северной Америке, Австралии юридическая психология преподается во многих университетах и признана самостоятельной психологической специальностью. Основная профессиональная подготовка строится в соответствии с двумя ступенями — бакалавра и магистра. Обучение в бакалавриате продолжается в среднем 3 — 4 года и может быть общим (США, Великобритания) либо профильным (Великобритания), т. е. с самого начала направленным на получение специальности в области юридической психологии. В США практикуется еще одна форма обучения, при которой выпускники университета одновременно получают дипломы и психолога, и юриста. Однако в последнее время она используется все меньше из-за большой продолжительности и высокой стоимости обучения. Университетские магистерские программы предусмотрены для всех сфер юридической психологии. Общим и принципиальным во всех образовательных системах Запада является положение о том, что диплом бакалавра не дает права на самостоятельную профессиональную деятельность. Такое право получает только магистр. Однако во многих штатах США даже магистерского диплома оказывается недостаточно для получения лицензии на ведение самостоятельной практики в области юридической психологии. Как правило, такая лицензия дается обладателям докторской степени. Из европейских стран наиболее развитой системой подготовки юридических психологов обладает Великобритания. Признанными образовательными центрами в этой сфере могут считаться университеты Манчестера, Бирмингема, Лестера, Портсмута, Ливерпуля, Сюррея, Кента и ряд других. Во многих британских университетах профилизация в области юридической психологии начинается уже на уровне бакалавриата, тогда как магистерские программы дают возможность большей дифференциации избранной сферы. Чаще всего специалисты готовятся в двух основных прикладных направлениях работы: криминальной психологии с акцентом на применении психологических методов для расследования преступлений и клинической психологии в экспертизе по уголовным делам, а также в лечении, коррекции и реабилитации лиц с психическими расстройствами, совершивших общественно опасные деяния. Магистерские программы, посвященные психологическим проблемам детей в юридических ситуациях (дети — свидетели, жертвы преступлений и жестокого обращения, правонарушители), представляют собой специфику обучения юридических психологов в Портсмутском университете.

С присоединением России к Болонским соглашениям в области образования большая часть специальностей в нашей стране, в том числе психология, также переходит на двухуровневую систему высшего образования, включающую в себя бакалавриат и магистратуру. На факультете юридической психологии МГППУ разработаны две магистерские программы, прием на которые будет открыт в 2010 г. Каждая программа рассчитана на два года обучения. Каждая из них реализует направления юридической психологии, уже апробированные на факультете в варианте специалитета.

Магистерская программа «Ювенальная юридическая психология» предназначена для подготовки специалистов, работающих с детьми в юридически значимом контексте. В ней могут быть заинтересованы психологи, работающие в массовых школах и в специальных учебно-воспитательных учреждениях для подростков с девиантным поведением, психолого-педагогических и медико-социальных центрах, органах опеки и попечительства, инспекциях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, системе ФСИН; судебные эксперты, проводящие экспертизу несовершеннолетних в уголовном и гражданском процессе. В настоящее время все большее внимание уделяется правам и возможности психологической профилактики, сопровождения и реабилитации потерпевших, прежде всего детей и подростков. Специфика выявления фактов жестокого обращения с ребенком в семье, работы с несовершеннолетним потерпевшим в процессе предварительного следствия и судебного разбирательства, реабилитации и устранения последствий насилия, психологической травмы — все это требует высокого профессионализма от специалистов, оказывающих помощь ребенку, в том числе и от психологов. В рамках магистратуры предусмотрены два основных направления, связанные с особенностями такого рода деятельности и выбираемые самими обучающимися. Одно направление в большей степени ориентировано на профилактику девиантного и виктимного поведения в условиях школы. Оно связано с развитием правосознания, ответственного поведения, толерантности у школьников, с решением проблем насилия и травли в школьных условиях, с работой с подростками группы риска и призвано оснастить специалистов компетенциями и технологиями раннего вмешательства в проблемные ситуации детей и подростков. Второе направление предназначено для психологов, работающих с детьми и подростками в судебно-следственном и пенитенциарном контекстах. Здесь предусмотрено развитие компетенций, связанных с экспертной деятельностью, сопровождением, коррекционно-реабилитационной работой с несовершеннолетними. Оба направления магистерской программы базируются на общем курсе основных дисциплин, посвященных психологии развития в норме и патологии, психологии семьи, технологиям психодиагностики и психологического консультирования. После его освоения обучающиеся выбирают конкретное направление, в рамках которого проводятся теоретические, практические занятия, а также выполняется магистерская квалификационная работа.

Магистерская программа «Клиническая психология: судебно-экспертная практика» нацелена на подготовку клинических психологов, специализирующихся в области судебно-психологической и комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы в уголовном и гражданском процессе, а также психокоррекционной работы с психически больными, совершившими общественно опасные деяния. Освоение программы позволяет выпускникам быть профессионалами широкого профиля в области клинической психологии, но при этом обладать особыми компетенциями, необходимыми судебному эксперту. По собственному выбору они могут также более углубленно изучить специфику психологической и психолого-психиатрической экспертизы несовершеннолетних либо сконцентрировать внимание на возможностях психолога при проведении принудительного лечения в специальных психиатрических больницах.

Описанные варианты обучения не исчерпывают возможностей факультета юридической психологии. Базовую психологическую подготовку студенты будут получать на уровне бакалавриата, продолжающегося четыре года. При этом прорабатываются варианты определенной профилизации подготовки бакалавров в области юридической психологии за счет введения в учебный план некоторых основных дисциплин этой психологической отрасли, а также организации профильной практики в соответствующих учреждениях, чтобы дать студентам ориентацию в существующем спектре проблем и профессиональных возможностей.

На этой основе в перспективе, с учетом потребностей практики, могут быть разработаны и реализованы магистерские программы в других сферах юридической психологии, а также программы повышения квалификации для специалистов различных профилей.

Расширение круга хорошо подготовленных профессионалов в области юридической психологии, в том числе специалистов высшей квалификации, укрепление связи между юридическими психологами, работающими в разных учреждениях и ведомствах, участие в международных научных форумах позволят в дальнейшем поднять юридическую психологию на качественно новый уровень, соответствующий реалиям современной жизни.

——————————————————————