Банковские системы стран Латинской Америки: правовые и организационные основы

(Глушко А. В.) («Реформы и право», 2010, N 1)

БАНКОВСКИЕ СИСТЕМЫ СТРАН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ: ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ

А. В. ГЛУШКО

Глушко Александр Владимирович, кандидат юридических наук, ведущий инспектор инспекции по контролю за Центральным банком Счетной палаты Российской Федерации.

В статье дается характеристика организации и правового регулирования банковских систем отдельных стран Латинской Америки — Аргентины, Венесуэлы, Колумбии и Перу.

Ключевые слова: банковская система, финансово-кредитные системы государств Латинской Америки, Центральный банк, управление банковской системой, правовые основы банковской системы.

Bank systems in Latin America: the legal and institutional framework A. V. Glushko

The article is devoted to legal and organizational research of the banking systems of Latin America countries. The author analyzes the normative regulation of the organization and activities of the central banks of countries such as Argentina, Venezuela, Colombia and Peru, considers the functioning problem of the largest financial institutions. The article discloses the features of the banking sector in the region, describes the main trends of development and exposure to global factors.

Key words: bank systems, the normative regulation of the organization and activities of the central banks of Latin America countries.

За последние годы банковские системы стран Латинской Америки претерпели кардинальные изменения. Волна консолидаций смела неэффективно управляемые банки с недостаточно высоким уровнем капитализации и в корне изменила стиль банковских операций. В регионе стали наращивать свое присутствие крупные международные банковские институты. Вместе с тем разразившийся финансовый кризис стал серьезным испытанием для банковских систем в этом регионе. Ряд экспертов полагает, что новые латиноамериканские банки, большинство из которых принадлежат иностранным собственникам, несмотря на свою финансовую мощь и высокую устойчивость к кризисным явлениям в экономике, не смогут предоставить достаточный объем кредитных средств, необходимых для стимулирования экономического развития стран региона. Прежде чем познакомиться с правовыми и организационными основами банковских систем отдельных стран Латинской Америки, представляется необходимым остановиться на некоторых общих чертах этих систем, характерных для всего региона. 1. Особое место в банковских системах латиноамериканских государств всегда занимали государственные банки, усиление роли которых произошло еще полвека назад. Во второй половине XX в. коммерческие банки в Латинской Америке стали заниматься операциями, приносящими быстрый и гарантированный доход. Они принимали вклады, выдавали краткосрочные ссуды, проводили расчетные операции в частном секторе. Для развития важных для государства отраслей экономики использовались, главным образом, государственные банки. Госбанки уделяли большое внимание обслуживанию государственного сектора экономики и долгосрочному кредитованию ключевых отраслей. Это достаточно быстро привело к их доминирующему положению на рынке. Сложившуюся на такой основе модель стали даже называть «государственным капитализмом». В своей деятельности государственные банки пользовались разнообразными льготами, которые редко имели правовое закрепление, и, как правило, обеспечивались организационными средствами. Кредиты государственных банков были дешевле рыночных, особенно это касалось кредитования таких социально значимых сфер, как сельское хозяйство и жилищное строительство. Правда, выдавались такие кредиты преимущественно предприятиям государственного сектора и наиболее крупным частным компаниям. Доминирующее положение и неэффективность работы государственных банков со временем привели к необходимости реформирования всей банковской системы. Начался процесс ликвидации и приватизации этих банков и других государственных финансовых институтов. Жесточайший финансовый кризис в 1980-х гг. буквально подкосил государственные банки. Их доступ к бюджетным средствам был ограничен, многие кредиты оказались просроченными, а заемщики — неплатежеспособными. В результате в некоторых латиноамериканских странах был взят курс на слияние, приватизацию или ликвидацию государственных банков. Так, в Аргентине в 1993 г. был упразднен Национальный банк развития. В свою очередь, Национальный банк Аргентины был переориентирован на работу с малым и средним бизнесом. Для проведения операций по ликвидации и приватизации системы государственных банков был сформирован специальный фонд. В Бразилии в 1997 г. был приватизирован Банк Рио-де-Жанейро. Его продажа стала началом программы приватизации и слияния государственных банков. В Перу в ходе финансовой реформы 1990 г. была ликвидирована вся структура государственных банков, за исключением Финансовой корпорации развития. В Колумбии характер деятельности госбанков и условия кредитования были приближены к частным банкам и корпорациям. В их капитале снижена доля государства, некоторые банки приватизированы полностью. В уставные документы многих государственных кредитных учреждений добавлен пункт о запрещении заведомо убыточных кредитных операций на условиях более мягких, чем рыночные. В Мексике среди ряда предложений по реформированию государственных банков рассматривалась возможность формирования на их базе одного института, который бы находился под контролем государства. Тем не менее тотальной приватизации и ликвидации госбанков не произошло. 2. Для этого региона характерно разнообразие организационных форм государственных банков. В частности, следует отметить существование особого типа инвестиционных банков — «корпорации развития», находящиеся под контролем государства как на национальном, так и на региональном уровне. Одновременно получили широкое распространение специализированные банки, осуществляющие свою деятельность по отраслевому и территориальному признакам. В латиноамериканских странах также были распространены специальные фонды, получавшие средства за счет трансфертов или кредитов международных финансовых организаций. Они были направлены на финансирование определенных отраслей. Например, в Колумбии при Центральном банке и под его контролем работали фонды, финансировавшие сельское хозяйство, промышленность, городское развитие и др. 3. В 1970-х и 1980-х гг. экономика значительной части Латинской Америки была поражена высоким и изменчивым уровнем инфляции. Можно привести примеры, когда политика правительства приводила к гиперинфляции, например в Бразилии и Аргентине 1980-х гг. Если правительства стремятся использовать инфляцию в целях решения задач оперативного управления — снижения уровня безработицы, роста доходов населения, увеличения пенсий и социальных выплат и т. д., то Центральный банк должен выступать его противовесом. В результате серьезных испытаний, выпавших на долю этих стран, была осознана необходимость укрепления институциональных механизмов, позволяющих обеспечить стабильность цен. Одним из таких механизмов стало усиление независимости центральных банков, получивший правовое закрепление в соответствующих положениях законов о центральных банках латиноамериканских стран. Со временем это способствовало снижению и стабилизации уровня инфляции. 4. Латиноамериканские страны пережили немало банковских кризисов. Почти во всех случаях банковский кризис означал значительное перераспределение благосостояния и приводил к потерям объема производства, дополнительным расходам бюджета и принятым обязательствам по государственному долгу. Кроме того, банковский кризис в одной стране, как правило, сказывался на других странах, имевших с ней торговые или финансовые связи. Опыт латиноамериканских стран (Аргентины, Доминиканской Республики, Колумбии, Мексики, Уругвая и Эквадора), испытавших банковские кризисы, показывает, насколько серьезным и внезапным может быть такое воздействие. В течение года после кризисов в этих странах отношение государственного долга к ВВП возрастало в среднем примерно на 40 процентных пунктов. Около 20 процентных пунктов этого прироста составляли первоначальные затраты бюджета на урегулирование банковских кризисов. Таким образом, за очень короткий срок банковский кризис сводил на нет значительную часть достижений предыдущих лет. Можно выделить несколько наиболее распространенных факторов банковских кризисов в латиноамериканских странах: — резкий прирост кредита частного сектора на инвестиционные и потребительские цели (Мексика, 1994 г.; Колумбия, 1999 г.); — отсутствие надлежащей и эффективной системы пруденциального регулирования (Мексика, 1994 г.; Чили, 1984 г.); — последствия финансирования бюджетных затруднений (Аргентина, 2001 г.); — цепная реакция и вторичные эффекты, когда кризис в одной стране заставляет сокращать инвестиции в других странах (Аргентина, 1995 г.) или когда кризис в одной стране непосредственно влияет на экономические условия в другой стране (Уругвай, 2001 г.); — непостоянство торговых условий и колебания реальных валютных курсов (Венесуэла, 1994 г; Эквадор, 1998 г.); — политическая нестабильность, волнения и в некоторых случаях гражданские конфликты. Среди перечисленных факторов правовые обстоятельства играют второстепенную роль, но их влияние необходимо учитывать. Например, одна из причин низкого качества нормативного регулирования и практики надзора в банковской сфере, возможно, заключалась в недостаточной независимости органов надзора и вспомогательных институциональных механизмов. Даже если органы надзора точно знали, что им следовало делать, они иногда сталкивались с противодействием со стороны групп давления или не располагали юридическими полномочиями для осуществления своих намерений. Примечательно, в частности, что страны Латинской Америки имеют низкие показатели по соблюдению принципа независимости надзорного органа и иных основных Базельских принципов. При этом следует отметить, что опыт, который накопили страны Латинской Америки из многочисленных банковских кризисов, привел к пониманию необходимости совершенствования правового регулирования в данной сфере. В результате этого во многих странах были существенным образом укреплены правовые основы банковской системы, приняты новые законы и иные нормативные акты, направленные на регламентацию отношений в финансовой и банковской сферах. 5. В Латинской Америке развиваются межгосударственные банковские организации. В декабре 2007 г. лидеры Бразилии, Аргентины, Венесуэлы, Парагвая, Боливии и Эквадора подписали протокол о создании Южноамериканского банка, или Банка Юга. Штаб-квартира новой организации расположится в Каракасе, а два филиала — в Буэнос-Айресе и в Ла-Пасе (Боливия). Новый банк призван стать альтернативой таким международным финансовым учреждениям, как Международный валютный фонд и Всемирный банк, которые в последнее время подвергались серьезной критике со стороны глав государств региона. Стартовый капитал учреждения должен составить 7 млрд. долларов, что, впрочем, в 20 раз меньше, чем у МВФ. Банк будет финансировать проекты, направленные на региональную интеграцию. В задачу нового банка входит финансирование крупных социально-экономических проектов южноамериканских стран. Планируется, в частности, что банк будет финансировать строительство участка транснационального южноамериканского газопровода из Боливии в Аргентину. Однако идея Банка Юга будет иметь успех при условии, если его деятельность будет отвечать требованиям рынка, а не будет подвержена политической и идеологической конъюнктуре. Он должен активно взаимодействовать с другими кредитными организациями региона: Межамериканским банком развития и Андской корпорацией развития <1>. ——————————— <1> http:// www. rambler. ru/ news/ economy/ banks/ 11783339.html (дата обращения — 1 октября 2009 г.).

Теперь представляется необходимым более подробно рассмотреть правовые и организационные особенности банковских систем отдельных государств Латинской Америки.

Аргентина

К основным организациям, регулирующим финансовый, валютный рынок и рынок ценных бумаг в Аргентине, относятся: — Центральный банк Аргентины; — Национальная комиссия по ценным бумагам; — Министерство экономики и финансов Аргентины; — Федеральное агентство по налогам и сборам. Центральный банк Аргентины (далее — ЦБА, Банк) создан в 1935 г. Финансово-правовое положение банка определяется Законом N 24.144, принятым 23 сентября 1992 г., который действует с изменениями и дополнениями <1>. ——————————— <1> http:// www. bcra. gov. ar/ pdfs/ marco/ iCarta_Organica. pdf (дата обращения — 1 октября 2009 г.).

Согласно данному Закону ЦБА — это самоуправляемое государственное учреждение, основной задачей которого является поддержание курса национальной валюты. ЦБА самостоятельно проводит денежно-кредитную политику и не подчиняется при ее осуществлении распоряжениям национального правительства. Для выполнения своей основной задачи ЦБА правомочен регулировать объем денежной и кредитной массы в стране, издавать монетарные, финансовые, валютные распоряжения в соответствии с действующим законодательством. ЦБА проводит мониторинг операций на финансовом рынке и следит за осуществлением положений Закона о финансовых учреждениях N 21.526 от 14 февраля 1977 г. (далее — Закон о финансовых учреждениях), выступает финансовым агентом правительства, управляет золотым, валютным запасом, зарубежными активами, содействует развитию и укреплению рынка капитала, а также осуществляет валютную политику. При проведении денежно-кредитной и валютной политики Банк может покупать и продавать депозитарные расписки, валюту на форвардных и спот-рынках, выпускать облигации. Перед началом каждого финансового года ЦБА оглашает свою кредитно-денежную программу с указанием уровня ожидаемой инфляции и прогнозом колебания цен. Банком управляет Совет директоров, состоящий из Председателя, заместителя Председателя и восьми директоров, имеющих подтвержденную квалификацию работы в финансовой сфере. Члены Совета директоров назначаются национальным Правительством с согласия Сената на шесть лет с обновлением половины состава каждые следующие три года. Председатель Совета и его заместитель назначаются и освобождаются от должности одновременно. Член Совета директоров может многократно переизбираться на должность. В функции ЦБА входит регулирование и контроль за банковской и кредитной системами государства, обменом иностранных валют и выпуском денежных знаков. В частности, Банк устанавливает официальный курс песо по отношению к иностранным валютам, управляет валютными резервами государства, осуществляет контроль за финансовым рынком, проводит администрирование финансовых институтов, действует в качестве государственного финансового агента в отношениях с международными финансовыми и банковскими организациями, а также является национальным депозитарием. ЦБА играет главную роль в обеспечении стабильности национальной валюты и ее конвертируемости. В соответствии с Законом о финансовых учреждениях под его контролем находится допуск других банков и иных финансовых учреждений к деятельности на финансовом рынке страны. Банк располагает существенными возможностями воздействия и на иных субъектов финансовой деятельности. Для ЦБА законодательно обеспечена возможность проводить эмиссионную политику, избегая давления со стороны правительства. В частности, уставом Банка ему запрещено кредитовать федеральное правительство, правительства провинций, руководство муниципалитетов, а также частный сектор. Таким образом, ЦБА запрещено покрывать за счет кредитов бюджетный дефицит государственных структур на всех уровнях. Единственной формой финансирования государственных структур, разрешенной для ЦБА, является финансирование Федерального казначейства, но не за счет прямых кредитов, а на основе покупки государственных ценных бумаг, котирующихся на внутреннем фондовом рынке. Их приобретение осуществляется только по рыночным ценам. Согласно действующим нормативам, ЦБА может увеличивать имеющуюся у него массу государственных ценных бумаг не более чем на 10% в год от номинальной стоимости указанных бумаг, оставшихся в Банке на конец предшествующего года. Таким образом, пределы такого финансирования фактически ограничены и, кроме того, не позволяют правительству навязывать ЦБА льготный для государства курс покупки его ценных бумаг. В соответствии с установленным порядком лицензирования, регулирования и контроля в банковской сфере ни одна национальная или иностранная банковская организация не может функционировать без соответствующей лицензии или разрешения, выдаваемых ЦБА. Процесс слияния банков и финансовых компаний происходит только после одобрения Банка. Процедура выдачи разрешения ЦБА предусматривает проведение им всесторонней оценки характера и экономических аспектов конкретного проекта, общей и частной ситуации, складывающейся на рынке, опыта финансовой и управленческой деятельности банков или компаний, участвующих в проекте. Правительство Аргентины управляет деятельностью ряда банковских организаций, через которые оно финансирует различные проекты, а также осуществляет поддержку промышленного и аграрного секторов. Наиболее крупные и влиятельные среди них — Национальный банк Аргентины, Банк инвестиций и внешней торговли и Национальный ипотечный банк. Национальный банк Аргентины — один из крупнейших банков страны, занимающийся кредитованием сельского хозяйства, промышленности и торговли Аргентины. За рубежом банк выступает в качестве агента правительства по привлечению иностранных инвестиций. Внутри страны поддерживает региональных производителей сельскохозяйственной продукции, предоставляет крупные кредиты фермерам, кооперативам и компаниям для приобретения средств производства, увеличения оборотного капитала и финансирования экспорта. С целью увеличения фондов для финансирования экспорта средств производства малыми и средними аргентинскими компаниями Национальный банк Аргентины размещает долговые обязательства на международном рынке. Банк инвестиций и внешней торговли был образован в 1992 г. Основная сфера его деятельности — финансирование инвестиционных проектов и внешней торговли. Национальный ипотечный банк создан с целью финансирования жилищного строительства и предоставления ипотечного кредитования и в основном предоставляет свои услуги национальным строительным компаниям и частным лицам — резидентам страны. Контроль и надзор за деятельностью участников рынка капиталов осуществляет Национальная комиссия по ценным бумагам (далее — Национальная комиссия, Комиссия), созданная Законом N 17.811 от 16 июля 1968 г. Национальной комиссии предоставлено право в пределах своей компетенции издавать обязательные резолюции, адресованные юридическим и физическим лицам, осуществляющим деятельность с ценными бумагами. Основная задача Комиссии состоит в контроле за соблюдением законодательных норм участниками рынка ценных бумаг. К другим задачам Национальной комиссии относятся: — разрешение, приостановление и отмена публичных предложений ценных бумаг; — разрешение эмиссии ценных бумаг; — рассмотрение заявлений и исков, предъявляемых любыми участниками рынка ценных бумаг; — затребование докладов физических и юридических лиц по вопросам, входящим в ее компетенцию, а также инспектирование этих лиц по указанным вопросам; — принятие административных резолюций и дисциплинарных мер, необходимых для правильного исполнения возложенных на нее функций. Национальная комиссия следит за прозрачностью операций на рынке ценных бумаг Аргентины. В 1993 г. в Аргентине были законодательно упразднены ограничения на доступ иностранного капитала в кредитно-банковскую систему страны. Зарубежным банкам разрешено свободно создавать отделения, представительства и филиалы, в том числе путем приобретения аргентинских финансовых институтов или участия в их акционерном капитале. Был положен конец прежней политике, когда банки с более чем 30-процентным зарубежным участием, действующие в стране, считались иностранными и их деятельность регламентировалась специальными инструкциями ЦБА. Деятельность иностранных кредитно-банковских и страховых организаций на территории Аргентины допускается после получения разрешений от уполномоченных государственных органов. Кроме того, эти организации должны быть вписаны в соответствующий реестр. Система страхования банковских депозитов была создана в соответствии с Законом от 5 апреля 1995 г. Декретом от 21 сентября 1996 г. N 177/96 в развитие указанного Закона было определено, что все финансовые организации, деятельность которых разрешена на национальной территории, обязаны создавать страховые фонды. В эти фонды необходимо осуществлять обязательные ежемесячные отчисления в размерах, устанавливаемых ЦБА. Одновременно в зависимости от состояния показателей уровня риска Банком для каждой финансовой организации устанавливается дополнительный размер отчислений в данный фонд, сумма которого не должна превышать размера обязательных отчислений. Механизм санации и ликвидации финансовых организаций закреплен в Законе о финансовых учреждениях. В ст. 34 этого Закона говорится о том, что финансовая организация, которая не выполняет распоряжения или соответствующие установки ЦБА, должна представить объяснения в сроки, установленные Банком. Финансовая организация должна представлять план исправления и санации в сроки, устанавливаемые ЦБА и не превышающие 30 дней, в частности, если: — по мнению Банка, имеются проблемы платежеспособности или ликвидности; — были зарегистрированы дефицит и минимальное количество наличных денежных средств в периоды, установленные Банком. В этих случаях ЦБА может назначать контролеров с правом наложения вето на решения финансовой организации, требовать соответствующие гарантии, лимитировать или налагать запрет на распределение или перевод прибыли. В ст. ст. 44 — 45 этого Закона установлены процедуры, связанные с ликвидацией и банкротством финансовых организаций. В соответствии с банковской практикой Аргентины, которая является членом Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ <1>) с 2000 г., порядок открытия и использования банковских счетов регламентируется посредством соответствующих указаний ЦБА. Такие указания обязательны для исполнения всеми финансовыми организациями, входящими в банковскую систему Аргентины. Указания Банка должны основываться на объективных критериях и не могут создавать преимуществ для отдельных физических или юридических лиц. ——————————— <1> Ведущая международная организация, занимающаяся вопросами противодействия легализации незаконных доходов и финансированию терроризма. Подробнее см.: http://www. fatf-gafi. org (дата обращения — 1 октября 2009 г.).

В 2005 г. в Аргентине были установлены некоторые ограничения по доступу валюты на местный обменный рынок. Данные меры направлены на усиление контроля за движением валютных средств на местном обменном рынке, ограничение доступа спекулятивного капитала и поддержание курса аргентинского песо. В частности, была введена обязанность по регистрации в ЦБА движения валютных средств на местном обменном рынке, а также по предоставлению информации обо всех платежных задолженностях резидентов, которые могут в дальнейшем отрицательно повлиять на выплату валюты нерезидентам. Установлено, что резиденты — юридические и физические лица частного сектора, осуществляющие обменные операции на местном рынке с помощью продажи внешних активов, должны информировать об этом Федеральную инспекцию по налогам (AFIP) в случае, если такие операции в течение месяца превышают или равны сумме, эквивалентной 50 тыс. долл. США. Данное правило не распространяется на специальные случаи репатриации внешних фондов резидентов, предназначенных для погашения платежных задолженностей. Денежные средства, поступившие на внутренний обменный рынок и зачисленные на банковские счета в результате определенных финансовых операций, могут быть выведены за пределы местного обменного финансового рынка только через год после их поступления. К такому роду финансовых операций относятся: движение денежных средств, поступивших на местный обменный рынок и связанных с внешней задолженностью резидентов — юридических и физических лиц частного сектора; движение денежных средств нерезидентов, поступающих на местный обменный рынок и предназначенных для: а) приобретения аргентинских песо; б) приобретения финансовых активов и пассивов, включая прямые иностранные инвестиции и первичную эмиссию долговых обязательств и акций, имеющих публичную оферту и котируемых на саморегулирующихся рынках; в) приобретение на вторичном рынке ценных бумаг, выпускаемых государственным сектором. 31 августа 2005 г. Президентом Аргентины был издан Декрет N 1047/2005 о внесении изменений в регулирование финансового рынка. Цель принятия Декрета — развитие финансового рынка с помощью привлечения среднесрочных и долгосрочных вкладов. Одновременно принятые изменения упрощают доступ к кредитованию различных заинтересованных лиц, главным образом, малых и средних предприятий. В соответствии с данным Декретом уполномоченные финансовые организации должны размещать денежные вклады путем выпуска депозитных сертификатов, с указанием фиксированной даты их погашения. Срочные депозитные сертификаты могут передаваться путем индоссамента, который должен быть простым и ничем не обусловленным. Индоссаменты на предъявителя или бланковые не имеют силы. Указанные сертификаты с фиксированной датой, выдаваемые на срок 365 дней или по решению ЦБА на более длительный срок, могут свободно котироваться на бирже и рынке ценных бумаг с тем, чтобы гарантировалось соотношение предложений по принципу «цена — время». Первоначальное предложение срочных сертификатов и операции с ними на вторичном рынке не являются публичной офертой, в связи с чем такие финансовые операции не требуют предварительного разрешения уполномоченных органов. В Аргентине существуют биржевые агенты-посредники — юридические или физические лица, которые являются участниками рынка ценных бумаг, открытого электронного рынка (через Интернет) или общих инвестиционных фондов. Биржевые агенты в обязательном порядке должны быть внесены в соответствующий реестр. Только агенты-посредники имеют право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, оказывая разнообразные услуги. За свою работу они получают договорную комиссию. В случае если участники рынка ценных бумаг не нуждаются в услугах агента-посредника, то они могут действовать напрямую через общий инвестиционный фонд. Национальным Конгрессом Аргентины 11 июня 1992 г. был принят Закон N 24.083, регулирующий создание и деятельность таких общих инвестиционных фондов. В целях объединения ресурсов и их последующего инвестирования указанный Закон упорядочивал отношения, связанные с привлечением денежных средств и иного имущества, путем размещения акций или заключения договоров доверительного управления. Закон также урегулировал отношения, связанные с доверительным управлением имуществом инвестиционных фондов. Общие инвестиционные фонды (далее — фонды, фонд) объединяют имущество в виде ценных бумаг, драгоценных металлов, валюты, бумаг, выпускаемых финансовыми организациями, уполномоченными ЦБА, денег, принадлежащих различным лицам и т. д. Такие фонды не образуют общества и не являются юридическими лицами. Управление фондами осуществляют управляющие компании или финансовые организации, имеющие разрешение действовать в качестве управляющего портфелем ценных бумаг. Имущество, входящее в состав таких фондов, или их денежные обязательства должны храниться в одной или нескольких уполномоченных финансовых организациях, которые выступают в качестве депозитариев. Депозитарии должны иметь организационно-правовую форму акционерного общества, минимальное имущество стоимостью, эквивалентной 100 тыс. долл. США, и исключительный предмет деятельности в качестве депозитария фондов. Наличные денежные средства фонда должны храниться в финансовых организациях, уполномоченных ЦБА. Средства, необходимые для осуществления операций фонда на внешних рынках, могут содержаться в международных финансовых организациях, которые отвечают действующим нормам. Имущество фонда не может быть разделено по требованию одного или нескольких совладельцев, их наследников, правопреемников или кредиторов в течение установленных сроков. Вместе с тем участники фонда имеют право в любое время требовать выкупа своей доли, который должен быть обязательно осуществлен органами фонда в течение трех дней после поступления такого требования. Прибыль, полученная в результате деятельности фонда, может быть распределена между совладельцами в установленной форме. О текущей финансовой деятельности фонда регулярно публикуется соответствующая информация. Ежегодно обнародуется баланс и результаты деятельности фонда. Национальная комиссия по ценным бумагам имеет право на инспектирование и регистрацию управляющих компаний и депозитариев фондов. Законом предусмотрена ответственность за нарушение законодательства о фондах и установлены разнообразные санкции, которые применяются по решению Национальной комиссии по ценным бумагам. Таким образом, финансовая и банковская системы Аргентины являются достаточно развитыми. Особое место в них занимает Центральный банк. Он наделен широкими стратегическими полномочиями, а также выполняет функции регулятора в инвестиционном и банковском секторе. При этом ЦБА пользуется достаточной автономией в отношениях с национальным правительством. Кроме того, законодательство Аргентины предусматривает достаточно лояльные условия для зарубежного капитала.

Венесуэла

В середине 1990-х гг. высокие цены на сырье на мировом рынке и приватизация способствовали экономическому росту Венесуэлы. Однако времена нефтяного богатства миновали. Страна вступила в полосу нестабильного развития. Банковская система Венесуэлы, по мнению известной исследовательской компании Global Insight, входит в первую пятерку самых неустойчивых банковских систем мира <1>. ——————————— <1> http:// www. bagnet. org/ news/ rating/ country/ 2008-10-14/ 5658 (дата обращения — 1 октября 2009 г.).

Многие эксперты еще задолго до резкого ухудшения экономической ситуации, обусловленного мировым финансовым кризисом, относили Венесуэлу к числу стран, в которых в среднесрочной перспективе вероятны политические или экономические потрясения <1>. Последние же шаги руководства страны вносят столь серьезные перемены в банковскую систему, что ее устойчивость, несомненно, подвергнется испытанию на прочность. ——————————— <1> http://www. xserver. ru/user/lanpr (дата обращения — 1 октября 2009 г.).

По Конституции Венесуэлы 1999 г. регулирование деятельности Центрального банка, денежной системы, валютного режима, финансовой системы и рынка капиталов, а также денежная эмиссия и чекан ка монет отнесены к компетенции общенациональной государственной власти (ст. 156). Первостепенное значение в банковской системе Венесуэлы имеет Центральный банк Венесуэлы, который действует на основе Закона о Центральном банке Венесуэлы 2001 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными в октябре 2002 г.). По этому Закону Центральный банк Венесуэлы — юридическое лицо публичного права, являющееся частью системы государственной власти, с конституционным статусом, полной публичной и частной правоспособностью. Таким образом, Банк Республики относится к числу центральных банков, находящихся под определяющим воздействием публичного права. Такая модель весьма распространена в мире. Так, к числу таких банков, в частности, относятся Центральные банки Германии, Португалии, Финляндии, США, Японии, центральные банки ряда других латиноамериканских стран и др. Центральный банк автономен в проведении политики в денежно-кредитной сфере, осуществляет свои задачи в соответствии с общим экономическим курсом для достижения целей государства и нации. При выполнении своих полномочий Банк не подчиняется указаниям правительства. Имущество Центрального банка состоит из уставного капитала, основного резервного фонда, нераспределенной прибыли и иных имущественных счетов. Имущество Банка не может распределяться и передаваться. Местонахождением Центрального банка Венесуэлы является город Каракас. Основная задача Центрального банка — достижение ценовой стабильности и поддержание курса национальной валюты. Банк содействует латиноамериканской и карибской интеграции посредством координации макроэкономической политики. Для достижения своих целей Центральный банк осуществляет следующие функции: — выработка и проведение денежной политики; — участие в разработке и проведении валютной политики; — регулирование кредитных процентных ставок в финансовой системе; — регулирование валютного оборота и поддержание ликвидности финансовой системы; — централизация и управление внешними валютными резервами Республики; — мониторинг и регулирование рынка иностранных валют в соответствии с указаниями правительства; — надзор за функционированием платежной системы государства и утверждение правил операционных расчетов; — исключительное право выпуска национальной валюты; — консультирование национальных властей по вопросам собственной компетенции; — осуществление прав и выполнение обязанностей Республики перед Международным валютным фондом; — разработка нормативов и проведение операций на рынке драгоценных металлов; — осуществление сбора и публикация основных экономических, денежных, финансовых, валютных, ценовых и платежных данных; — проведение иных операций и оказание услуг, относящихся к полномочиям Центрального банка в соответствии с законом <1>. ——————————— <1> http://www. bcv. org. ve/c3/lawbcvreform. pdf (дата обращения — 1 октября 2009 г.).

Президент Центрального банка Венесуэлы осуществляет общее руководство Банком, является Председателем Совета директоров банка, представляет Банк в качестве официального представителя. Президент Центрального банка назначается Президентом Республики на семь лет и утверждается большинством голосов Национальной ассамблеи. Если Национальная ассамблея не утверждает две предложенные кандидатуры, то Президент Республики назначает Президента Центрального банка и такое назначение на должность одобряется Национальной ассамблеей. Первый управляющий вице-президент Центрального банка осуществляет полномочия, делегированные Президентом Центрального банка или Советом директоров. Он присутствует на заседаниях Совета директоров с правом реплики, однако лишен права участвовать в голосовании, выступая в качестве секретаря Совета директоров. Первый управляющий вице-президент назначается на должность Советом директоров по представлению Президента Центрального банка на шесть лет. Первый управляющий вице-президент исполняет обязанности Президента Центрального банка во время временного отсутствия последнего. Совет директоров Центрального банка Венесуэлы состоит из Президента Банка и шести директоров, пять из которых выполняют свои обязанности на постоянной основе. Они назначаются на семь лет. Министр экономики Венесуэлы, назначаемый Президентом Республики, является по должности одним из директоров и входит в состав Совета директоров. Совет директоров и первый управляющий вице-президент представляют исключительно национальные интересы. Члены Совета директоров и Президент Центрального банка продолжают исполнять свои обязанности и после срока истечения их полномочий, если не принято решение об их отставке. Назначение нового состава Совета директоров не должно превышать 90 дней. Президент Республики назначает Президента Центрального банка и четырех членов Совета директоров, включая министра экономики Венесуэлы. Две оставшиеся кандидатуры утверждает Национальная ассамблея большинством голосов. Члены Совета директоров назначаются Национальной ассамблеей в соответствии с публичной процедурой. Назначение осуществляется с учетом их личных заслуг. На каждую должность директора, назначаемого Национальной ассамблеей, должно быть как минимум три кандидата. Национальная ассамблея образует комитет для проверки соответствия необходимым требованиям потенциального кандидата на должность в Совете директоров. Такой комитет формируется из двух представителей, выбираемых Национальной ассамблеей, двух представителей, назначаемых правительством, и одного представителя от Национальной академии экономических наук. Центральный банк Венесуэлы освобожден от уплаты налогов, пошлин, сборов и иных платежей в пользу Национального казначейства, за исключением косвенных налогов, взимаемых с услуг, оказываемых им. Аналогично Банк освобожден от налогов штатов, муниципалитетов и столичного региона Каракас. Закон о Центральном банке Венесуэлы содержит перечень операций, проведение которых прямо запрещено банку. К их числу относятся: — денежное финансирование налогового дефицита; — выдача прямых кредитов национальному правительству или гарантирование обязательств государства, штатов, муниципалитетов, государственных компаний и юридических лиц со смешанной формой собственности; — предоставление ссуд без специального разрешения, за исключением сделок по заключенным соглашениям с другими центральными банками, региональными клиринговыми палатами или региональными латиноамериканскими банками; — предоставление овердрафтов; — предоставление долгосрочных инвестиций, в том числе с ипотечным покрытием; — финансирование, направленное на создание или увеличение уставного капитала государственных или частных банков; — предоставление авансовых платежей и ссуд или дисконтирование существующих кредитных линий; — пролонгирование кредитных линий более одного раза; — выступление гарантом выпуска ценных бумаг; — участие в качестве акционера в любой корпорации, прямое или косвенное участие в их управлении (за исключением корпораций, основная деятельность которых необходима для функционирования Центрального банка); — предоставление ссуд банкам, компаниям и корпорациям, аффилированным руководству Центрального банка и их родственникам; — приобретение недвижимого имущества, за исключением необходимого для осуществления собственных функций и полученного в качестве оплаты по кредитам, гарантом по которым выступал Центральный банк и др. Центральный банк Венесуэлы может выступать в качестве держателя средств Национального казначейства по согласованию с правительством, а также открывать субсчета в иностранной валюте для Национального казначейства в соответствии с законом и соответствующими соглашениями. Центральный банк выступает в качестве финансового агента Правительства как во внутренних, так и международных кредитных отношениях, предоставляет отчеты о финансовой ситуации и дает соответствующие рекомендации, координирует с Правительством Республики фискальную, денежную и валютную политику. Банк также планирует кредитные операции и управляет размещением и вложением в ценные бумаги в качестве финансового агента Правительства. Центральный банк проводит платежи организаций, входящих в систему Национального казначейства, в соответствии с соглашениями может держать депозиты правительства, штатов, муниципалитетов, государственных компаний и международных организаций. Центральный банк Венесуэлы уполномочен на регулирование уровня процентной ставки в финансовой системе. Он устанавливает минимальное и максимальное значение по размещаемым и привлекаемым ресурсам для всех финансовых учреждений как государственных, так и частных. Банк разрабатывает тарифную сетку по вспомогательным банковским операциям и услугам, которые прямо или косвенно относятся к кредитованию или депонированию средств. В соответствии с этой сеткой банки устанавливают плату за проведение той или иной сделки. В целях сдерживания инфляции Центральный банк по решению Совета директоров может выборочно по секторальному, отраслевому и иному другому принципу устанавливать лимиты финансовых показателей для конкретного банка или финансовой организации. Центральный банк Венесуэлы осуществляет ряд операций с физическими лицами напрямую в соответствии с лимитами, установленными Советом директоров банка. Речь идет, прежде всего, о размещении депозитов, купле-продаже драгоценных металлов, иностранной валюты, ценных бумаг, осуществлении сделок «репо», переучета векселей и долговых обязательств сельскохозяйственного и животноводческого секторов, а также иных операциях в соответствии с законодательством. Центральный банк может выпускать ценные бумаги и осуществлять торговлю ими, руководствуясь правилами соответствующего выпуска. Центральный банк может получать прибыль. Финансовая отчетность Центрального банка Венесуэлы проходит ежегодную внешнюю аудиторскую проверку. Однако это положение касается, прежде всего, текущих счетов и не распространяется на расходы, связанные с реализацией кредитно-денежной политики, и финансовые инвестиции банка. Центральный банк по согласованию с Правительством регулирует обращение иностранной валюты в стране, а также выполняет международные расчетные соглашения. В целях обеспечения стабильности финансовой системы, проведения международных платежей государства или в качестве контрмеры, направленной против вывода капитала из страны, Банк и Правительство Республики принимают валютные соглашения, устанавливающие ограничения и запреты свободной конвертации платежных средств. Центральный банк снабжает Венесуэльскую государственную нефтяную компанию (ПДВСА) или иное юридическое лицо, созданное для управления топливной индустрией государства, иностранной валютой. Это необходимо для реализации бюджетной политики, утвержденной собранием акционеров данной компании на очередной год, и в соответствии с квартальной программой, предоставляемой компанией в Центральный банк в течение 15 дней по окончании каждого квартала. Венесуэльская государственная нефтяная компания не может держать валютные резервы для проведения внешнеторговых операций в размерах, превышающих лимиты, определенные Советом директоров Центрального банка. Центральный банк Венесуэлы имеет полномочия по применению мер административной ответственности за нарушение положений законодательства и собственных предписаний. Таким образом, для правового статуса Центрального банка Венесуэлы характерны некоторые особенности, отличающие этот Банк от центральных банков стран со стабильной и развитой банковской системой: 1. Президент Республики имеет существенные прерогативы в отношении Центрального банка. На референдуме 2007 г. в числе прочих даже ставился вопрос о переходе Банка под контроль Президента страны, однако предлагаемые изменения избиратели не поддержали <1>. ——————————— <1> http:// news. bbc. co. uk/ hi/ russian/ international/ newsid_7124000/ 7124204.stm (дата обращения — 1 октября 2009 г.).

Золотовалютные запасы страны не раз использовались для облегчения принятия тех или иных политических решений. В частности, перед референдумом 2004 г., на котором решался вопрос о возможной досрочной отставке Уго Чавеса, Центральный банк Венесуэлы перечислил часть золотовалютных запасов страны на социальные программы. Законодательством многих стран со стабильной и развитой банковской системой обеспечивается самостоятельное проведение центральными банками денежно-кредитной политики, создаются механизмы, позволяющие противостоять популистским мерам со стороны правительств, которые, как правило, обусловлены их стремлениями как можно дольше оставаться у власти. 2. Центральный банк Венесуэлы наделен широким кругом таких жестких административных регуляторов, как регулирование уровня процентных ставок по кредитам и депозитам иных банков, ограничение прироста кредитов, валютные ограничения и др. Для центральных банков стран со стабильной и развитой банковской системой обычно характерно преобладание косвенных методов регулирования денежно-кредитной системы. Центральному банку Венесуэлы предоставлено право осуществлять операции с физическими лицами. В мировой практике центральные банки выступают кредитором последней инстанции, т. е. банком правительства и банком банков. 3. В Законе о Центральном банке Венесуэлы ряд норм специально посвящен взаимоотношениям этого Банка с Венесуэльской государственной нефтяной компанией. Это свидетельствует об особом положении газового монополиста в экономике и финансовой системе Венесуэлы. Такие нормы не характерны для законодательства о центральных банках, действующего в зарубежных странах, и могут рассматриваться как исключение. Теперь обратимся к иным банкам Венесуэлы. По состоянию на март 2007 г. в стране насчитывалось 58 банков, в том числе 10 государственных и 48 частных. Из частных банков 8 являлись иностранными и 40 — венесуэльскими. Из государственных банков Венесуэлы можно отметить созданный в 2001 г. Банк социально-экономического развития Венесуэлы (Бандес). Его задачей является стимулирование деятельности мелких и средних предприятий, оказание им технического и финансового содействия. Ориентация на усиление роли государства в экономике проявилась в создании в 2004 г. нового государственного банка — Банка дель Тесоро. В его задачи входит управление государственными ресурсами и контроль за источниками финансирования центрального правительства и правительств штатов. Что касается частных банков, то до недавнего времени испанские финансовые институты (Банко Сантандер и ББВА) контролировали 40% банковского сектора Венесуэлы. Испанский банк Сантандер — крупнейший банковский концерн в Латинской Америке, имеющий 4500 филиалов по всему региону. Треть своих прибылей эта транснациональная корпорация (ТНК) получала в Латинской Америке. Банко де Венесуэла — один из самых крупных банков Венесуэлы. В 2007 г. он имел 285 отделений и 3 млн. клиентов. Банк получил прибыль в 170 млн. долл. в первой половине 2008 г., это на 29% больше, чем в 2007 г. Банк был национализирован в 1994 г. после серьезного банковского кризиса, в ходе которого обанкротилось более 60% банковского сектора страны, а в 1996 г. банк был приватизирован и куплен испанской группой Сантандер всего за 300 млн. долл. Сантандер окупил свои расходы уже через девять месяцев. В 2007 г. банк получил 325,3 млн. долл. прибыли. Банко Провинсиал был также поддержан венесуэльским государством в период кризиса 1994 г., а затем приватизирован в 1996 г. и куплен испанской ТНК ББВА. В целом в венесуэльском банковском секторе в последние годы доминировали четыре группы: две испанские ТНК — ББВА и группа Сантандер и два венесуэльских банка — Меркантил и Банеско. В стране принят Общий закон о банках и других финансовых учреждениях <1>. Законодательство Венесуэлы выделяет универсальные банки, коммерческие банки, ипотечные банки, инвестиционные банки, банки развития и банки второго уровня. К финансовым организациям относятся лизинговые, сберегательные и ссудные организации, фонды денежных рынков. ——————————— <1> Действует в редакции Декрета о реформе Общего закона о банках и других финансовых организациях, опубликованного в Официальном вестнике Боливарианской Республики Венесуэла от 13 ноября 2001 г. N 5.555.

Венесуэльскому законодательству известно понятие «финансовая группа», под которой понимается объединение банков, сберегательных, ссудных и прочих финансовых организаций, а также других компаний, которые представляют собой организационную единицу по принятию решений или управлению на основе критериев, формально предусмотренных национальным законодательством. Для надзора за банками и другими финансовыми организациями создано специальное Управление надзора за банками и другими финансовыми организациями Боливарианской Республики Венесуэла (Судебан). Управление образовано при Министерстве финансов. Это правительственное учреждение, которое осуществляет функции по инспектированию, надзору, наблюдению, регулированию и контролю за банками и другими финансовыми организациями. Оно также является головным ведомством, осуществляющим борьбу с незаконным отмыванием капиталов в Венесуэле. Национальное управление финансовой разведки (УНИФ) является структурным подразделением Судебан. УНИФ — административный орган, который обобщает полученные сведения и передает материалы на рассмотрение в суд. УНИФ насчитывает 56 сотрудников. Меморандум о взаимопонимании касательно сотрудничества в сфере обмена информацией между Центральным банком Российской Федерации и Управлением надзора за банками и другими финансовыми организациями Боливарианской Республики Венесуэла <1> связывает Банк России и Управление надзора за банками и другими финансовыми организациями Венесуэлы. ——————————— <1> http:// www. cbr. ru/ today/ PK/ print. asp? file= Venezuela. htm (дата обращения — 1 октября 2009 г.).

В Венесуэле действует Фонд гарантирования депозитов и защиты банков Венесуэлы, средства которого задействуются во время санации и ликвидации кредитных организаций. Фонд был создан в 1985 г. как акционерное общество со стопроцентным участием государства. Из средств Фонда были осуществлены выплаты вкладчикам нескольких десятков обанкротившихся банков. Лимит страхового возмещения составлял на конец 2008 г. эквивалент 4700 долларов США. Выплаты начинались через 30 дней после принятия решения о санировании или ликвидации банка. Выплаты осуществляются преимущественно через банки-агенты. Участие банков в системе гарантирования депозитов носит обязательный характер. Ставка взносов банков в Фонд составляет 0,25% от суммы застрахованных депозитов, взносы уплачиваются ежемесячно. По состоянию на конец 2008 г. имущество Фонда составляло эквивалент 1,8 млрд. долларов США, или 9,5% всех депозитов банковской системы. Имущество Фонда состояло из первоначального взноса государства (эквивалент 2 млн. долларов США), взносов банков и доходов от операционной деятельности Фонда. Средства Фонда инвестируются в международные ценные бумаги (через три управляющие компании) и в национальные финансовые инструменты. Руководство деятельностью Фонда осуществляет Генеральная ассамблея, состоящая из Министра финансов (председатель), Президента Центрального банка Венесуэлы, Исполнительного директора Финансового совета и Президента Национального банковского совета. Исполнительными органами являются Правление и Президент Фонда <1>. ——————————— <1> http://www. m3m. ru/text/news-37965.html (дата обращения — 1 октября 2009 г.).

В Венесуэле проходит реформа банковской системы, правовые контуры которой находятся в стадии формирования. Так, Президент Венесуэлы Уго Чавес подписал пакет законов по реформе банковской системы страны. Пакет состоит из 26 законов, вступающих в силу особым распоряжением самого Президента Венесуэлы <1>. ——————————— <1> http:// bankir. ru/ news/ newsline/ 04.08.2008/ 1107204 (дата обращения — 1 октября 2009 г.).

Правительство Венесуэлы настаивает на том, чтобы все частные банки назначили в свои правления двух представителей государства. Цель этих усилий — создание «социализма XXI века». Данное нововведение отразится на многих банках. Среди них прежде всего Банко Сантандер и ББВА и оба собственно венесуэльских банка — Банко де Венесуэла и Банко Провинсиал. Другие крупные банки в стране, которые также, скорее всего, испытают это нововведение, включают Банко Меркантил и Банеско. Меры по внедрению представителей правительства в правление частных банков по всей Венесуэле будут гарантировать им 20% представительства в управляющих органах банковской сферы. Избранные правительством банковские назначенцы будут отвечать за то, чтобы займы и другие денежные потоки были ориентированы в большей степени соображениями политики левого толка, а не чисто финансовыми факторами <1>. ——————————— <1> http:// www. kommentator. ru/ economy/ 2005/ e0906-1.html (дата обращения — 1 октября 2009 г.).

Теперь обратимся к данным, характеризующим состояние финансовой и банковской системы Венесуэлы, и наиболее значимым преобразованиям, произведенным за последнее время. Международные резервы Венесуэлы по состоянию на январь 2009 г. уменьшились на 29,85% и составили 29,47 млрд. долл. В Фонд развития было переведено более 12,5 млрд. долл. «для финансирования инвестиционных проектов в реальном секторе экономики, образовании и здравоохранении». Это сделано в соответствии с Концепцией адекватного уровня международных резервов, принятой правительством в 2005 г. Наверное, уместно напомнить, что в 2005 г. Президент Венесуэлы добился согласия Национальной ассамблеи на принятие закона, по которому правительство получило право распоряжаться частью валютных резервов страны для осуществления национальных программ в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении, образовании, строительстве социального жилья. Установлено, что оптимальный размер золотовалютных резервов, хранящихся в Центральном банке, должен составлять 29 — 30 млрд. долл. Излишек переводится Центральным банком в Фонд национального развития (Фонден), который финансирует указанные программы. Часть валютных средств поступает в Фонден непосредственно от Венесуэльской государственной нефтяной компании. Всего в Фонден на конец 2006 г. поступило 18,8 млрд. долл., преимущественно от экспорта нефти. Уровень инфляции в 2008 г. достиг рекордной для латиноамериканских стран отметки и, по данным Министерства финансов Венесуэлы, составил 30,9%. По официальным прогнозам, в 2009 г. инфляция снизится до 15%. Вместе с тем независимые эксперты полагают, что уровень инфляции может даже превысить показатели 2008 г. Особую тревогу вызывает упомянутое решение Уго Чавеса взять из золотовалютных запасов Центрального банка средства, чтобы покрыть бюджетные расходы на выполнение социальных программ. В начале 2008 г. национальная денежная единица — венесуэльский боливар — была деноминирована в тысячу раз. Фиксированный курс боливара составил порядка 2,15 вместо 2150 боливаров за 1 доллар США. Проведение денежной реформы обусловливалось желанием упростить финансовые расчеты и повысить веру населения в деньги, которые потеряли свою ценность из-за высокой инфляции. Правительство Венесуэлы заявляло, что новая валюта упростит ежедневные сделки, выполнение государственного бюджета, работу и трансакции крупных банков. Помимо новых купюр достоинством в 100, 50, 20, 10, 5 и 2 боливара, в оборот были введены и новые монеты от 1 боливара до 1 сентима. Центральный банк Венесуэлы продвигает новую денежно-кредитную единицу с лозунгом: «Сильная экономика, сильный боливар, сильная страна». Некоторые финансисты и чиновники, критикующие реформу, считают, что попытка поставить валюту Венесуэлы в один ряд с валютами развитых стран немного запоздала. Новые деньги были распределены в банки и банкоматы по всей стране и постепенно вводились в обращение. В этот переходный период хождение имели как старые, так и новые боливары. Летом 2008 г. президент Уго Чавес объявил о национализации Банко де Венесуэла. Чавес заверил, что сбережения владельцев счетов банка будут гарантированы, так же как и рабочие места служащих банка, более того, их трудовые условия улучшатся. Так уже произошло при национализации банка Сидор. Чавес поблагодарил менеджеров банка за то, что они превратили его в очень эффективное учреждение, но добавил, что банк перестанет быть капиталистическим предприятием: «Прибыль не будет принадлежать маленькой частной группе, а будет инвестироваться в социалистическое развитие. Социализм будет укрепляться с каждым днем» <1>. ——————————— <1> http:// www.1917.com/ International/ Lat_Am/ CD1gfNG0BbLKkSZ0UTTudeYu0WE. html (дата обращения — 1 октября 2009 г.).

Попытка венесуэльского правительства восстановить свой контроль над ресурсами страны вполне отвечает духу политики последних лет. По мнению Центрального банка Венесуэлы, государственные банки Венесуэлы не будут затронуты международным финансовым кризисом. Финансовые учреждения страны «хорошо защищены», а Национальный фонд развития Венесуэлы держит инвестиции в швейцарских, немецких, французских и ирландских банках. Очевидно, эти действия были негативно восприняты со стороны ТНК. Представители испанских банковских групп считают это отрицательным развитием и не видят объективных причин, почему банковский сектор должен стать государственным. Данные специалисты полагают, что частный капитал более эффективен в управлении, в секторе банковского бизнеса. В мае 2008 г. Президент Венесуэлы провел ряд экономических реформ, направленных на увеличение поставок за счет «ускорения доступа импортеров к долларам» и увеличения производства в сельскохозяйственной, нефтяной и промышленной сферах за счет создания фонда в 1 млрд. долл. Он также отменил 1,5% налога на финансовые трансакции. Тем не менее спрос в стране продолжает превышать предложение. С целью стимулирования производства и предотвращения нехватки продовольствия правительство увеличило рамки диапазона цен для базовых продуктов. Однако, по мнению аналитиков, рост цен на продовольствие в глобальном масштабе приведет к тому, что стоимость проживания в Венесуэле снова возрастет, так как 55% продуктов питания страна импортирует. Таким образом, в банковской системе Венесуэлы будут, очевидно, проявляться следующие тенденции. Во-первых, усиление государственного влияния. Эта тенденция может проявиться, с одной стороны, в приватизации банков, принадлежащих иностранному капиталу, с другой стороны, в усилении государственного участия в органах управления коммерческих банков. Во-вторых, расширение использования в банковской сфере жестких административных регуляторов. Такие регуляторы, как показывает мировая практика, нередко позволяют с успехом решить ту или иную оперативную задачу, но почти всегда осложняют или отдаляют достижение стратегических целей. В-третьих, мировой финансовый кризис продолжает осложнять и без того непростую ситуацию в банковской сфере Венесуэлы. В период кризисов системообразующие банки вправе рассчитывать на помощь со стороны государства. Однако падение цен на нефть и тающие золотовалютные запасы Венесуэлы, не последнюю роль в сокращении которых играет использование этих запасов для финансирования бюджетных расходов, не позволяет ожидать масштабной поддержки со стороны государства.

Колумбия

Правовую основу банковской системы Колумбии составляет конституционное и текущее законодательство. При этом на конституционном уровне урегулированы прежде всего вопросы организации и деятельности Банка Республики. Так, в соответствии с главой 6 Конституции 1991 года <1> Банк Республики выполняет функции Центрального банка страны. По Конституции Банк является юридическим лицом публичного права и обладает административной и технической автономией в пределах установленного правового статуса. Таким образом, Банк Республики, как и Центральный банк Венесуэлы, относится к числу центральных банков, находящихся под определяющим воздействием публичного права. ——————————— <1> http:// confinder. richmond. edu/ admin/ docs/ colombia_const2.pdf (дата обращения — 1 октября 2009 г.).

Основные функции Банка Колумбии также закреплены конституционно. К их числу относятся: — регулирование оборота национальной и иностранной валюты, а также кредитов; — выпуск в обращение законных платежных средств, управление международными резервами; — выполнение полномочий кредитора последней инстанции и «банка банков»; — осуществление функций фискального агента правительства. Все указанные функции выполняются в соответствии с общей экономической политикой республики. Кроме того, в главе 6 Конституции прямо предусмотрена необходимость принятия Конгрессом специального закона, регулирующего деятельность Банка Колумбии. Следует отметить, что такие законы или посвященные центральным банкам отдельные главы банковских законов или кодексов действуют в большинстве стран мира. Однако далеко не всегда о необходимости такого акта сказано на конституционном уровне. В соответствии с нормами Конституции в Колумбии принят Закон от 29 декабря 1992 г. N 31 «О Банке Колумбии». В данном Законе более детально, чем в Конституции, регламентируются общие вопросы организации и деятельности Банка, его цели и задачи, система органов управления Банком, состав резервов и вопросы распределения прибыли, а также основы взаимоотношений Банка с другими государственными органами. Одна из важных тенденций развития правовой основы Банка Колумбии — укрепление его самостоятельности. В соответствии с действующим законодательством Банк Колумбии организационно независим от Парламента и Президента страны, за которыми остались лишь наблюдательные и контрольные функции. Правовая основа организации и деятельности иных колумбийских банков установлена Законом от 3 августа 1999 г. N 510, который действует с последующими изменениями и дополнениями. Так, Законом от 14 января 2003 г. N 795 были увеличены размеры уставного капитала для различных финансовых организаций, в частности, минимальный капитал для коммерческих банков определен в размере 45 млрд. колумбийских песо (около 20,7 млн. долл. США) <1>. ——————————— <1> Для банковских структур, занимающихся вопросами накопления и сбережения капитала, а также финансированием жилищного строительства, это требование составляет 22 млрд. колумбийских песо (около 10,1 млн. долл. США), для финансовых корпораций — 16 млрд. колумбийских песо (около 7,4 млн. долл. США), для коммерческих финансовых компаний — 11,6 млрд. колумбийских песо (5,3 млн. долл. США), для страховых и перестраховых обществ — 5,5 млрд. колумбийских песо (около 2,5 млн. долл. США), а также для пенсионных фондов — 6,8 млрд. колумбийских песо (около 3,1 млн. долл. США), для других финансовых организаций — 2,7 млрд. колумбийских песо (около 1,2 млн. долл. США). По состоянию на 20 сентября 2009 г. курс колумбийского песо к доллару США составил — 1000 COP = 0,51 долл.

В этих законах определены: — условия размещения денежных средств на счетах финансовых компаний; — специальные режимы деятельности отраслевых банков (таких, например, как Банк производителей кофе); — условия предоставления длительных кредитов для жилищного строительства; — правила регистрации ценных бумаг и их движения на рынке. Кроме того, законы устанавливают: — правовые основы деятельности финансово-коммерческих компаний, финансовых корпораций, сберегательных банков и банков, специализирующихся в области жилищного строительства; — порядок осуществления инвестиций в финансовый сектор; — профилактические меры в банковской системе против различных нарушений. Вместе с тем деятельность банков осуществляется в соответствии с валютным регулированием. В этой сфере принят ряд нормативных актов: Декрет Правительства Колумбии N 444 1967 г. «О валютном регулировании», Резолюция Совета директоров Банка Республики Колумбии N 21 1993 г. «Об операциях с иностранной валютой», базовый юридический циркуляр Главного Управления банковского надзора N 007/96, ряд специальных распоряжений колумбийского Министерства финансов и Банка Республики и др. Содержание этих нормативных актов свидетельствует о достаточно жестком валютном контроле в стране. Традиционно только Банк Республики, в порядке исключения, мог иметь депозиты в иностранной валюте. С 1996 г. это право было также распространено на организации, зарегистрированные в «свободных зонах» международных аэропортов и морских портов, на международных перевозчиков и туроператоров, дипломатические и консульские представительства и организации международного сотрудничества. Все валютные взаиморасчеты между юридическими лицами-резидентами осуществляются под контролем Банка Республики. В то же время юридические лица-резиденты могут иметь валютные счета в иностранных банках. Для перевода средств колумбийских банков в зарубежные банки требуется подтверждение легальности происхождения средств. Юридические лица должны также документально подтвердить право пользования валютным счетом, а в случае использования этого счета в Колумбии — действовать через специализированный обменный орган. Физические лица — резиденты и нерезиденты — могут свободно обменивать иностранную валюту на колумбийские песо и совершать обратные операции в специализированных обменных пунктах. Вместе с тем в стране налажен компьютерный учет и контроль всех валютных операций, осуществляемых физическими лицами <1>. Сделки на внутреннем рынке осуществляются только в национальной валюте. ——————————— <1> В частности, все финансовые организации ежеквартально сообщают в Управление финансовой информации и анализа Минфина об обмене, превышающем 500 долл. США, а также об операциях купли-продажи валюты, совершенных за квартал одним и тем же лицом, на сумму более 2500 долл. США. Также при обмене более 10 долл. США обязательно проверяются документы, удостоверяющие личность, и снимается отпечаток указательного пальца правой руки.

Иностранные инвестиции в финансовый сектор осуществляются с предварительного разрешения Национального департамента планирования. Если инвестирование предполагает владение более чем 10% акций организации, то необходимо получить специальное разрешение Главного управления банковского контроля. Ни один инвестиционный фонд с иностранным капиталом не может владеть более чем 10% акций с правом голоса финансовой компании, работающей на колумбийском рынке ценных бумаг. Что касается организационных основ банковской системы, то в Колумбии банки распределены по трем уровням. Следует отметить, что в мировой практике чаще встречаются двухуровневые национальные банковские системы. При этом на первом уровне находится центральный банк страны, на втором уровне — все остальные банки. Первый уровень банковской системы Колумбии составляют коммерческие и ипотечные банки, финансовые корпорации, сберегательные банки, а также финансово-коммерческие компании и банки, ориентированные на финансирование жилищного строительства. Эти организации работают с юридическими и физическими лицами, обеспечивают сбережение накоплений, выполняют долгосрочное и краткосрочное кредитование, осуществляют платежи, в том числе социальные, выполняют ипотечные, гарантийные и другие функции. Банки первого уровня объединены в Ассоциацию банков и финансовых учреждений, которая координирует деятельность банков этого уровня и осуществляет обратную связь между ними, Банком Колумбии и правительственными организациями. Самые крупные банки первого уровня — «Bancolombia» и «BancWatch Rating 1+». Банки второго уровня работают со своими клиентами через банки первого уровня на основе соглашений. В данных организациях государство имеет контрольный пакет акций, но действуют они самостоятельно. На начальных этапах банкам второго уровня были выделены значительные бюджетные средства, но в настоящее время они бюджетные средства не используют. Деятельность этих организаций позволяет правительству осуществлять структурную политику в финансовом секторе экономики страны. Банками второго уровня являются Внешторгбанк Колумбии («Bancoldex»), Центральный ипотечный банк и др. Банк Республики является единственным банком, представляющим третий уровень в банковской системе государства. Реализуя функцию эмиссионного центра страны, Банк Республики сталкивается с трудностями, нетипичными для многих государств. Дело в том, что колумбийцы любят применять денежные купюры не по назначению. К примеру, они могут записать на ней чей-то телефон или адрес. Стоимость денег от этого не снижается, но Банк Колумбии вынужден ежедневно уничтожать около одной тонны купюр, общим достоинством в 3 млрд. песо (около 1,3 млн. долл.). Изнашиваемость денежных купюр в Колумбии считается одной из самых быстрых в мире <1>. ——————————— <1> http://www. finiz. ru/economic/article12180 (дата обращения — 1 октября 2009 г.).

Выполнение функции «банка банков» означает, что, с одной стороны, Банк Колумбии является держателем банковских депозитов для поддержания резервных требований, которые служат регулятором кредитоспособности банковской системы Республики. С другой стороны, Банк выступает кредитором при недостаточной ликвидности банков, связанной с массовым оттоком депозитных средств. Банк Республики внес огромный вклад в развитие платежной системы и инфраструктуры колумбийского финансового сектора, а также добился нормального функционирования системы внутренних и внешних платежей. Большое значение для эффективности и стабильности финансовой системы и взаимосвязи денежных индикаторов на валютных рынках имеет система денежных переводов и регистрации операций между финансовыми организациями в режиме реального времени посредством специальной системы платежей так называемой системы депозитного счета. Одна из основных функций Банка Колумбии — организация валютного рынка и контроль в этой сфере. Банк осуществляет интервенции на этом рынке с целью защиты курса национальной валюты и регулирования внешних заимствований Колумбии, участвует в определении валютной политики, учитывая курсы иностранных валют и приток зарубежного капитала. Еще одна неотъемлемая функция Банка Колумбии — управление международными резервами Республики, включая хранение, размещение и инвестирование данных средств. С целью поддержки национальных интересов за рубежом и своевременных расчетов с другими государствами производится размещение средств на принципах ликвидности и сохранности вложений. Международные резервы состоят в том числе из свободно конвертируемых валют, которые могут обмениваться на другие международные валюты, золото и специальные права заимствования. Банк осуществляет государственное регулирование всей финансовой системы страны, в том числе выделяет кредиты коммерческим банкам и другим организациям на повышение их ликвидности, управляет национальными золотовалютными резервами, регистрирует иностранные инвестиции. На Банк Колумбии возложены функции по контролю порядка работы и деятельности всех участников финансового рынка. Большое внимание уделяется вопросам борьбы с отмыванием денежных средств, полученных незаконным путем. Помимо Банка Республики и Минфина функции контроля финансовой системы Колумбии осуществляются также Главным управлением банковского надзора («Superintendencia Bancaria»), Главным управлением надзора за ценными бумагами («Superintendencia de valores») и Гарантийным фондом финансовых учреждений («Fondo de guaranties de instituciones financieras»). Государство через Банк Республики поддерживает покупательную способность национальной валюты. Банк не устанавливает кредитные квоты и не выдает гарантии, за исключением случаев привлечения зарубежного финансирования на временное поддержание ликвидности кредитных учреждений. Банк Колумбии может совершать операции с ценными бумагами правительства на вторичном рынке. Таким образом, Банк не напрямую финансирует правительство, а делает это посредством размещения правительственных облигаций у других участников рынка ценных бумаг. Банк рассчитывает и объявляет ставку DTF (так называемая средняя процентная ставка привлеченного капитала «Tasa promedio de captacion»), на основе которой определяются ставки банков второго уровня. В условиях мирового финансового кризиса Банк Колумбии предпринимает шаги к тому, чтобы не допустить резкого обвала в экономике страны. Так, Министерство финансов и Банк Колумбии обратились в Международный валютный фонд с просьбой о предоставлении кредита в 10,4 млрд. долл. При этом руководство МВФ отметило прочные фундамент колумбийской экономики и отнеслось к этой просьбе как адекватному и своевременному шагу в кризисных условиях. Для поддержания банковской системы и восстановления экономического роста в стране Банк Колумбии, как и многие центральные банки по всему миру, в кризисный период снижал базовую процентную ставку. В настоящее время она составляет 5%. Это рекордно низкий для Колумбии уровень. Банком Колумбии управляет Совет директоров, состоящий из семи членов, включая Министра финансов Республики, который является его председателем. Совет директоров отвечает за реализацию основных функций Банка. Члены Совета директоров представляют исключительно интересы нации. Управляющий Банка выбирается Советом директоров из состава его членов. Пять остальных членов назначаются Президентом Республики на четыре года с правом переназначения еще на два срока, с заменой двух членов комитета каждые четыре года. Таким образом, член Совета директоров может входить в его состав в течение двенадцати лет. Члену Совета директоров запрещено занимать какие-либо иные должности. Банк Колумбии предоставляет отчет Конгрессу по основным результатам своей деятельности, а также предоставляет по запросу другую необходимую информацию. Президент Республики осуществляет инспектирование, контроль и надзор за Центральным банком в соответствии с положениями закона. Таким образом, банковская система Колумбии опирается на сформированные правовые и организационные основы. В стране существует развитая банковская система с устойчивыми взаимосвязями между банками различных уровней. Основным сдерживающим фактором для развития банковского сектора страны и привлечения иностранных финансовых организаций на колумбийский рынок является внутренний вооруженный конфликт, который отпугивает потенциальных участников и существенно замедляет экономическое развитие Колумбии.

Перу

Банковская система Перу включает Центральный резервный банк, «Банко де ла Насьон», коммерческие и инвестиционные банки, биржу ценных бумаг, Главное управление банков и страховых компаний. Крупнейшими коммерческими банками являются «Банко де кредито», «Интербанк», «Банко Виесе», «Банко Континенталь» и «Сантандер». Валютно-кредитная политика Перу определяется Центральным резервным банком (далее — ЦРБ, Банк). Цель данного Банка — обеспечение финансовой стабильности. ЦРБ регулирует эмиссию денежных знаков, осуществляет управление валютными резервами страны, контролирует состояние резервных фондов банков, применяет в качестве санкций штрафы, заключает соглашения и осуществляет финансовые операции с зарубежными банками, в том числе заимствования, реализует операции по покупке валюты. Финансово-правовой статус ЦРБ определяется органическим Законом, вступившим в силу 1 января 1993 г. <1>. Согласно Закону ЦБР является юридическим лицом публичного права и действует с автономией, устанавливаемой данным Законом. Банк имеет собственный капитал и неограниченный срок полномочий. ——————————— <1> http:// www. bcrp. gob. pe/ about-the-bcrp/ legal-framework/ organic-law. html (дата обращения — 1 октября 2009 г.).

Положения, издаваемые банком с целью осуществления его функций, обязательны для всех субъектов финансовой системы, физических и юридических лиц. Такие положения называются циркулярами и опубликовываются в официальных источниках. Уставной капитал банка составляет 100 млн. солей <1>, оплачивается правительством и не делится на акции. Изменения в уставной капитал ЦРБ могут вноситься только декретом Министерства экономики и финансов. ——————————— <1> Примерно 34 млн. долл. США. По состоянию на 20.09.2009 1 перуанский соль = 0,35 долл. США.

Банк может открывать филиалы, отделения и представительства в соответствии с собственными целями и задачами по всей стране. Банком управляет Совет директоров, состоящий из семи членов. Органами исполнительной власти назначаются четыре члена совета директоров, а также его Председатель. Конгресс назначает оставшихся трех членов Совета. Директора банка назначаются на пятилетний срок. Члены Совета директоров независимы и могут быть отстранены от должности только Конгрессом за серьезный проступок. Совет директоров ежегодно готовит и предоставляет на утверждение Министра экономики и финансов годовой отчет о состоянии финансовой системы Перу. Главой 2 III-го титула органического Закона 1993 г. Банку прямо запрещается осуществление определенных операций: — финансирование казначейства и иных организаций с государственным участием; — кредитование финансовых организаций, имеющих непогашенную задолженность перед банком; — предоставление займов членам Совета директоров банка; — финансирование отдельных отраслей экономики в какой-либо форме; — установление многочисленных обменных курсов; — покупка акций, за исключением ценных бумаг международных финансовых организаций; — участие в капитале предприятий; — выделение финансовых средств для учреждения фондов, целью которых является осуществление инвестиций или предоставление кредитов. В 1997 г. в Перу был принят ряд законов, регулирующих положение страхового и банковского сектора. Речь идет об Общем законе о финансовой и страховой системах и Законе о Главном управлении банков и страховых компаний. Главное управление банков и страховых компаний (далее — ГУБСК) контролирует соблюдение Закона о ЦРБ, внутреннего регламента банка, а также других нормативных правовых актов. ГУБСК — независимый финансовый институт, в задачу которого входит защита интересов юридических и физических лиц в отношениях с финансовыми и страховыми компаниями. ГУБСК осуществляет, регулирует вопросы организации и деятельности финансовых и страховых компаний, а также осуществляет: — контроль за соблюдением законности при осуществлении любых финансовых операций; — надзор за деятельностью финансовых и страховых институтов; — проверку всех юридических и физических лиц, которые вносят деньги на счета финансовых институтов; — в рамках своей компетенции проводит расследования нарушений банковского, финансового и страхового законодательства; — издает подзаконные нормативные правовые акты. В зависимости от тяжести совершенного правонарушения ГУБСК может налагать штрафы на компании и их руководителей, временно отстранять руководителей компаний от должности, приостанавливать деятельность компании и др. Закон о главном управлении банков и страховых компаний предоставляет право иностранным финансовым организациям действовать в Перу при условии соблюдения национальных интересов и привлечения местных капиталов, желающих выйти на международный рынок. Отменено положение о создании многонациональных банков. Согласно Закону в банковской системе Перу такие банки должны быть представлены только уже существовавшими «Арлабанком» и «Экстебандесом». Законом поощряется конкуренция между национальными финансовыми небанковскими организациями путем предоставления им разрешения осуществлять банковские операции и сокращения минимального требуемого уставного капитала до 678 тыс. солей. В Перу разрешено создание специализированных банков инвестиций, недвижимости, банков по предоставлению гарантий и др. Таким образом, Закон заложил основы создания в Перу современной финансовой и банковской системы. С целью укрепления и модернизации финансовой системы ГУБСК принят ряд регламентов по привлечению собственных средств, классификации финансовых институтов, контрактации аудиторских организаций, информации об активных и пассивных операциях, а также по предупреждению отмывания средств, полученных преступным путем. В законодательстве Перу достаточно четко определены права иностранных инвесторов. Гарантируется право инвесторов свободно распоряжаться полученной от инвестиционной деятельности прибылью или дивидендами. Обязанность любого частного и государственного инвестора — уплата налогов, выплата зарплаты нанятому персоналу. Гарантируется равенство инвесторов между собой независимо от отрасли экономики, в которой работают данные инвестиционные компании, вида деятельности, а также любых других факторов. Запрещается любая форма дискриминации, в том числе выраженная в виде налоговых или таможенных льгот в отношении отдельных инвестиционных компаний. Законодательной базой режима иностранных инвестиций в Перу служат следующие нормативные правовые акты: Законодательный декрет N 757 «О мерах, направленных на рост иностранных инвестиций» (далее — Законодательный декрет N 757), Законодательный декрет N 662 «О режиме юридической стабильности иностранных инвестиций» (далее — Законодательный декрет N 662), Законодательный декрет N 674 «О содействии росту частных инвестиций в государственный сектор», Верховный Декрет N 070-92-PCM «О регламенте закона о содействии росту частных инвестиций в государственный сектор», Верховный декрет N 162-92-EF «О регламенте режима гарантий иностранных инвестиций», другие нормативные правовые и индивидуальные акты. Согласно ст. 1 Законодательного декрета N 662 иностранные инвестиции могут осуществляться в различных формах. Речь идет о вкладах в конвертируемой валюте, инвестициях в виде движимого или недвижимого имущества, финансовых средствах в национальной валюте, реинвестициях, вкладах в виде торговых марок, промышленных моделей, инвестициях, направленных на приобретение прав, финансовых обязательств, котирующихся на фондовой бирже и любая другая форма инвестиций, которая способствует дальнейшему развитию Перу. По Законодательному декрету N 662 для осуществления любого вида и типа инвестиций в экономику Перу не требуется разрешение или согласие какого-либо государственного органа. Законом только закрепляются требования регистрации инвестиций в соответствующем министерстве. За инвестиционными компаниями закрепляется право заниматься любым законным видом предпринимательской деятельности, экспортировать и импортировать любые незапрещенные товары. Законодательный декрет N 757 закрепляет основные принципы и гарантии режима иностранных инвестиций. Государство в лице своих органов исполнительной власти гарантирует свободу предпринимательской деятельности, свободный доступ к осуществлению экономической и торговой деятельности, закрепляет право любого физического или юридического лица заниматься любым не запрещенным законами Перу видом коммерческой деятельности, гарантирует свободную конкуренцию на внутреннем рынке Перу. Запрещается устанавливать прямые или косвенные ограничения на доступ иностранных инвесторов или компаний, в которых они участвуют, к специфическим формам экономической деятельности, таким как оказание услуг и добыча полезных ископаемых. Исключением из данного положения является разработка недр на территории государственных заповедников, а также производство различных видов вооружений и боеприпасов частными компаниями. Законодательный декрет N 757 устанавливает равенство между частными и государственными инвестиционными компаниями. Запрещается передача государством частным компаниям монопольного права на осуществление какой-либо деятельности. Исключение составляет право государства делегировать полномочия по сбору налогов. Гражданский кодекс Перу <1> определяет, что Соглашения о юридической стабильности, которые заключаются между национальным или иностранным инвестором, с одной стороны, и государством в лице его уполномоченных органов, с другой стороны, регулируются гражданским законодательством. Соглашение о юридической стабильности заключается в виде контракта, но положения данного соглашения не могут быть изменены в одностороннем порядке ни государством, ни инвестором. Внесение изменений в данное соглашение допускается только по взаимному согласию сторон. ——————————— <1> http://artlibrary2007.narod. ru/gk_peru. doc (дата обращения — 1 октября 2009 г.).

Соглашение о юридической стабильности, помимо прочих вопросов, регламентирует налоговой режим получателей инвестиций, допускается освобождение от уплаты определенных налогов для предприятий-реципиентов инвестиций на временной или постоянной основе, гарантируется право инвестора свободно переводить финансовые средства за границу, осуществлять сделку по купле-продаже национальной и иностранной валюты по преференциальному курсу, нанимать необходимый персонал. Любые споры, возникающие между государственными органами Перу и иностранными или частными инвесторами по вопросам действия или применения Соглашения о юридической стабильности, решаются посредством международного или национального арбитража. Перуанское законодательство создает механизмы эффективного противодействия незаконным финансовым операциям и позволяет выполнять положения, установленные международно-правовыми документами. Уголовный кодекс Республики Перу под «легализацией доходов, полученных преступным путем», понимает любые операции с денежными средствами, полученными только от незаконного оборота наркотиков: покупка движимого и недвижимого имущества, переводы денежных средств в другие страны посредством финансовых систем и т. д. с целью сокрытия источника происхождения финансовых средств, их собственника и других фактов, нарушающих законодательство Перу. За данный вид преступления Уголовный кодекс предусматривает пожизненное заключение. Перуанское законодательство предусматривает возможность раскрытия и предоставления информации о проводимых финансовых операциях. Банки обязаны уведомлять ГУБСК обо всех финансовых операциях, превышающих определенную сумму, а также о подозрительных переводах денежных средств. После изучения всех обстоятельств дела ГУБСК может принять решение о передаче материалов в прокуратуру и полицию Перу для проведения расследования и последующей передачи дела в суд. Решение о раскрытии банковской тайны принимается судом. До 1998 г. сумма финансовой операции, о которой банки обязаны уведомлять ГУБСК, составляла 30 тыс. солей. В 1998 г. данное положение было отменено и сумма финансовых операций законодательно не регламентирована. ГУБСК регулирует данный вопрос на основе локальных подзаконных актов. В целом многие эксперты полагают, что банковская система Перу продолжительное время оставалась более прочной по сравнению с системами многих соседних государств и поэтому смогла достаточно легко преодолеть последствия кризисов 1990-х гг. Перуанское банковское законодательство, по мнению экспертов, находится на уровне развитых стран, хотя и требует дальнейшего совершенствования.

***

В Латинской Америке многие неудачные решения в банковской и финансовой сферах были скорее результатом политического процесса, который часто ставил краткосрочные интересы отдельных групп выше стабильности и эффективности банковского и финансового секторов. В связи с этим латиноамериканские банковские системы должны быть защищены от непосредственного политического вмешательства и наделены ресурсами и юридическими полномочиями для совершения действий, способствующих повышению устойчивости финансового сектора в интересах всего общества. Состояние дел в различных странах Латинской Америки неодинаково. Все эти страны ищут собственные пути выхода из продолжающегося финансового кризиса. Тем не менее существуют универсальные меры, которые государственные органы могут предпринять для содействия формированию здоровых банковских систем, которые будут способствовать экономическому росту государства, а не превращаться в долговую бюджетную нагрузку. Такие меры включают в себя проведение стабильной макроэкономической политики, укрепление системы регулирования и банковского надзора, совершенствование прав кредиторов и законодательства по банкротству. Некоторые страны Латинской Америки уже предпринимают защитные меры от возможных будущих экономических потрясений. Так, они устанавливают требования для банков к величине капитала с учетом риска, превышающего международные нормы по отношению к государственного долгу в иностранной и национальной валюте. Другие государства идут по пути установления лимитов на величину риска банков по операциям с органами государственного управления, аналогичные лимитам, установленным по секторам экономики.

——————————————————————