Социально-психологическое обеспечение деятельности полиции Баварии (Германия)

(Литвинова Г. А.) («Юридическая психология», 2010, N 3)

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ БАВАРИИ (ГЕРМАНИЯ) <*>

Г. А. ЛИТВИНОВА

——————————— <*> Litvinova G. A. Social-psychology securing activity of police of Bavaria (Germany).

Литвинова Галина Алексеевна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского центра психотренинговых технологий Донецкого юридического института.

В статье рассматриваются этапы развития и современное положение психологической службы полиции Баварии, основные направления психологического сопровождения службы, вопросы психологической подготовки и повышения квалификации кадров полиции.

Ключевые слова: психологическая служба, повышение квалификации, психологическое сопровождение служебной деятельности.

The article considers the stages of development and contemporary state of psychological service of police of Bavaria, basic trends of psychological support of the service, the issues of psychological training and advance training of police personnel.

Key words: psychological service, advanced training, psychological support of official activities.

В современных условиях модернизации государственной службы в странах СНГ, реформирования органов внутренних дел закономерно возникает потребность в совершенствовании деятельности милиции, оптимизации профессиональной подготовки персонала, проведении системных преобразований в правовом регулировании служебной деятельности и социальном обеспечении работников ОВД. Для решения этих задач весьма полезно обратиться к зарубежному опыту, и в первую очередь опыту высокоразвитых западных стран, которые имеют развитые структуры гражданского общества и сложившиеся правовые системы. Кроме того, интеграция стран СНГ в мировые и европейские политико-правовые, экономические и социальные институты предполагает координацию государствами практической деятельности правоохранительных органов, обеспечение профессиональной готовности работников органов внутренних дел к международному сотрудничеству в решении таких глобальных проблем, как терроризм, транснациональная преступность, межнациональные конфликты. Изложенные обстоятельства дают основание рассматривать исследование организационно-правовых основ полицейской деятельности и профессиональной подготовки кадров для полиции за рубежом и возможностей применения зарубежного опыта в совершенствовании профессиональной подготовки работников органов внутренних дел как актуальную проблему, имеющую важное значение для науки и правоохранительной практики. В настоящее время активизировалось изучение вопросов профессиональной подготовки кадров полиции зарубежных стран отечественными учеными. Исследования проводятся как юристами, так и философами, историками, социологами, педагогами, психологами и другими специалистами, изучающими различные аспекты правоохранительной деятельности, обучения и психологического сопровождения деятельности сотрудников органов внутренних дел. К числу исследователей, уделивших внимание этим проблемам, относятся такие ученые, как В. М. Анисимков, О. В. Афанасьева, В. И. Барко, А. В. Буданов, И. Б. Богородицкий, А. В. Губанов, В. П. Игнатов, А. С. Коваленко, А. Н. Костин, В. Д. Малков, Н. П. Матюхина, В. М. Морозов, С. А. Полежаева, А. Н. Роша, М. П. Смирнов, А. М. Столяренко, А. А. Теличкин, И. Ч. Шушкевич и другие. Из зарубежных ученых и практиков значительный вклад в исследование теоретических и организационно-правовых проблем полицейского менеджмента различных зарубежных стран внесли М. Бентон, Р. Бойд, Л. Браун, П. Викстрем, Д. Вихершем, А. Воллмер, П. Гиннис, Д. Доллинг, А. Дэвис, А. В. Келли, Дж. П.Д. Мориссон, С. Ойгард, Б. Смит, С. Филипс, А. Б.Н. Харрис, Т. Г.Й. Шнайдер, В. Штерн, Р. Шульте и другие. В то же время на сегодняшний день еще недостаточно теоретико-прикладных исследований различных аспектов работы полиции государств Западной Европы. Необходима также разработка практических рекомендаций по применению этого опыта в деятельности органов внутренних дел стран СНГ. В истории существует немало доказательств тому, что недостаточная результативность деятельности полиции порождает в обществе атмосферу страха и неуверенности, подрывает доверие граждан к представителям органов государственной власти, а также приводит к значительным материальным потерям. В последние годы в полиции многих развитых стран произошли качественные изменения, касающиеся смены содержания и ориентиров в работе. Процессы реформирования полицейских сил направлены на изменение приоритетов в их деятельности с государственно ориентированных на общественно ориентированные. Актуальность таких действий обусловлена неэффективностью полицейской деятельности, основанной лишь на авторитарных методах управления. В процессе реформирования полициями большинства стран Европы взята на вооружение и сегодня активно реализовывается так называемая модель «Community Policing», представляющая собой синтез традиционных тактик борьбы с преступностью и участия общественности в этой работе. Эта модель явилась новой философией полицейской деятельности, где полиция сформирована по принципу децентрализации ее структуры, действует на проактивной основе в тесной связи с общественностью, совместно определяя и разрешая возникающие проблемы. В соответствии с данной моделью произошли изменения в работе с персоналом полиции. Так, многие авторы утверждают, что повысилась удовлетворенность полицейских своей работой, позитивно изменились мотивация их труда и роль работников полиции в обществе, улучшились взаимоотношения как между самими полицейскими, так и между полицейскими и гражданами [1; 2]. Согласно новой модели в качестве потребителя полицейских услуг рассматривается и собственный персонал организации. Главное внимание сегодня наряду с качественной профессиональной подготовкой уделяется вопросам функционирования надежной системы обеспечения социальной защиты полицейских. Социальная защищенность предполагает наличие социальных гарантий сотрудников (обязательное страхование, качественное медицинское обслуживание, соответствующие бытовые условия работы и отдыха), а также формирование позитивного имиджа профессии полицейского. Одной из важных составных частей социальной защиты является психологическая компонента, предполагающая профилактику негативных последствий психологически травмирующих воздействий, профессиональной деформации, наличие соответствующих умений навыков безопасной профессиональной деятельности, создание благоприятного социально-психологического климата в рабочих коллективах. Для осуществления этих функций в полиции федеральных земель Германии предусмотрены различные институты. Так, в полиции Баварии существует служба духовников, социальная и психологическая службы. В подразделениях полиции активно работают сотрудники на добровольных общественных началах, курирующие гендерные вопросы, проблемы различных зависимостей (алкогольной, игровой, компьютерной и других), адаптации молодых служащих к работе в полиции. Служба духовников полиции Баварии. Конституцией Баварии предусмотрено наличие духовников в каждом крупном подразделении полиции. Их обязанности и сфера компетенции определяются ст. 141 Основного закона Германии и ст. 148 Конституции Баварии, которые гласят, что право на отправление богослужения в армии, полиции, больницах и других учреждениях закрытого типа обеспечивается духовниками по месту их расположения. Деятельность службы духовников организована по трем направлениям: преподавание профессиональной этики полицейских; сопровождение службы, помощь в кризисных жизненных ситуациях; отправление церковного богослужения [3]. В процессе преподавания профессиональной этики духовники осуществляют как непосредственно ведение занятий, так и разработку и анализ учебных программ, принимают участие в их совершенствовании, изменении, оперативно реагируют на актуальную ситуацию путем проведения различных психологических и обучающих тренингов. Это способствует расширению этической компетентности учащихся школ полиции и оптимизации навыков когнитивной саморегуляции. Сопровождение службы выражается в помощи служащим полиции, перенесшим психологические травмы как служебного, так и личного характера (применение оружия, тяжелые ранения, случаи суицида в подразделениях, смерть или тяжелые заболевания близких родственников, разводы, проблемы с детьми), в содействии при решении различных конфликтов, трудных жизненных ситуаций. Непосредственно религиозная деятельность не ограничивается только проведением богослужения на территории подразделения, в функции духовников входит организация паломничества по святым местам, различных совместных туров выходного дня для полицейских и их семей, тематических вечеров, фестивалей. Духовники работают в тесном сотрудничестве с психологической службой, обмениваясь информацией, участвуя в совместных «круглых столах», рабочих группах. Полицейская социальная служба была создана в 2003 г., после того, как количество суицидов среди полицейских увеличилось почти в полтора раза. В прессе появились тревожные комментарии о причинах суицидов в полиции, высказывались мнения о недостаточной заботе ведомства о своих служащих, об отсутствии реальной социальной и психологической помощи полицейским, переживающим различные профессиональные и личные жизненные кризисы. Широкая дискуссия в обществе и в прессе привела к тому, что Министерство внутренних дел отреагировало созданием психосоциальной службы в каждом полицейском президиуме (структурно соответствует областному управлению внутренних дел). Непременным условием для работы в качестве социолога и психолога является наличие базового университетского образования в области социологии, практической и клинической психологии. Область применения — клиническая психология, кризисная терапия. Перед полицейской социальной службой стоят следующие задачи: профилактика суицидов; помощь служащим в случае острых стрессовых ситуаций, а также при возникновении депрессии, страхов; своевременное (актуальное) психотерапевтическое консультирование служащих полиции, коучинг для высшего руководящего состава. Кроме того, к сфере деятельности этого института полиции принадлежит проведение лекций, обучающих семинаров и тренингов по темам: психические заболевания, профилактика суицидов, посттравматические стрессовые расстройства, нервные срывы после сложных в эмоциональном отношении заданий. Обучение проводится как в полицейском президиуме, так и, в случае возникшей необходимости, в любом подразделении полиции федеральной земли. В обязанности работников социальной службы входит также сотрудничество в рабочих группах с Центральной психологической службой полиции Баварии, клиниками, психотерапевтами, медицинской полицейской службой, духовниками, профсоюзами и другими институтами полиции, отвечающими за психофизиологическое здоровье персонала. Таким образом, служба социального обеспечения полиции Германии призвана обеспечить безопасную, конфиденциальную поддержку всему персоналу и членам семей служащих, полицейским в отставке. Методы работы полицейской социальной службы основываются на принципах добровольности, гуманизма, законности, научности. Помощь предоставляется служащим по потребности, служба ориентируется на добровольное желание клиентов в получении консультаций. И лишь только в случае крайней необходимости возможно вмешательство социологов в кризисные ситуации. Одним из основных требований работы социальной службы полиции является конфиденциальность. Сведения о консультациях и лицах, обратившихся за помощью, не разглашаются, что регламентировано ст. 203 Уголовного кодекса Баварии. В случае нарушения закона социолог несет уголовную ответственность в виде лишения свободы сроком до одного года. В полиции Баварии существует также институт служащих, которые на общественных началах выполняют роль консультантов по вопросам гендерного равенства в полиции, моббинга (моббинг-группа), по вопросам различных зависимостей, которым могут быть подвержены служащие полиции (алкогольная зависимость, игровая, компьютерная, пищевая, а также различные фобии). Исключением является наркотическая зависимость, которая несовместима с работой в органах внутренних дел. Полицейские, выполняющие такую добровольную миссию, имеются в каждом крупном подразделении полиции, информация об их полномочиях и обязанностях, контактные телефоны и номера рабочих кабинетов обязательно расположены на информационных стендах в подразделениях. Консультанты подчиняются непосредственно руководителю подразделения, они входят в рабочую группу Министерства внутренних дел и раз в год обязаны проходить повышение квалификации в течение месяца, где им в форме тренинга преподаются вопросы права, а также новейшие достижения практической психологии и социологии соответственно по каждому из направлений работы. Основная задача таких консультантов состоит в предупреждении возникновения социально-психологической и личностной дезадаптации служащих полиции, в своевременной реакции на возникшую проблему и немедленном обеспечении профессиональной помощи с целью эффективной коррекции или нейтрализации негативных психоэмоциональных состояний. Кроме деятельности по предупреждению и реагированию на актуальные проблемы, возникающие у работников полиции и членов их семей, большой объем работы социальной службы связан с координацией деятельности разнообразных благотворительных фондов и предоставлением в связи с этим соответствующей помощи тем, кто в ней нуждается. Система психологического обеспечения полицейской деятельности. Новые методы и принципы полицейского менеджмента были взяты на вооружение полицией Баварии в полной мере и сегодня реализуются в эффективной системе психологического сопровождения службы, в проведении тренингов антистрессовой и коммуникативной направленности, тренингов для руководящего состава, которые разрабатывает, организовывает и проводит психологическая служба полиции федеральных земель Германии и, в частности, Баварии. То есть важнейшей составляющей полицейского менеджмента в Германии стало эффективное целенаправленное психологическое обеспечение полицейской деятельности. История создания Центральной психологической службы полиции Баварии насчитывает около 40 лет и является совершенно закономерным следствием развития общества в послевоенное время. В пятидесятые и в начале шестидесятых годов прошлого столетия мюнхенская полиция сталкивалась с населением, которое все больше осознавало свои демократические права. Острые конфликты граждан с полицией проявлялись и в повседневной деятельности полиции, и в период акций протеста и демонстраций. Мюнхенская полиция не соответствовала уровню демократического развития общества с ее представлениями о своих только лишь карательных функциях. События 1962 г. в Мюнхене, когда полиция не смогла прекратить беспорядки с помощью силы, показали, что, пользуясь только учебниками по тактике и стратегии, с примерами времен Веймарской республики, успешной полиции не создашь. Как справедливо заметил тогдашний начальник полиции Хаймерль, поддержание порядка исключительно с помощью полицейской дубинки ведет только к новым беспорядкам [5]. Печальный опыт бурных 60-х, отмеченных студенческими волнениями, дал решительный импульс к созданию психологической службы в Мюнхенской полиции. Психология должна была снабдить полицейских той информацией, которая помогла бы ориентироваться в изменившемся послевоенном обществе. Кроме того, идея оправдывалась, в частности, тремя соображениями. Во-первых, она была призвана устранить напряжение, возникшее между полицией и гражданами не силовыми, а психологическими средствами. Во-вторых, появилась масса психологических исследований в мировой психологической науке, которые ранее в полиции не использовались. И наконец, одновременно с новыми знаниями, которые были получены в области психологии, психиатрии и психосоматики, появились новые представления о закономерностях развития психики и личности в целом, которые могли помочь не только в поддержании правопорядка во время массовых акций протеста, но и при расследовании преступлений. Первоначально задачи психологической службы были такими: 1. Консультации полицейского руководства по всем психологическим вопросам повседневного, а также кризисного управления персоналом. 2. Улучшение рабочего климата в подразделениях полиции. Психолог должен был стать связующим звеном в иерархически разделенной организации, рупором обратной связи для начальников подразделений. 3. Преподавание в школах полиции с целью подготовить персонал к использованию при выполнении служебных обязанностей, прежде всего психологических, а не силовых методов воздействия. 4. Проведение обучающих семинаров для руководителей о законах развития групповой динамики и методах психологически грамотного управления коллективом. 5. Работа в полицейских округах с участием в служебных занятиях и совещаниях, где психолог должен был диагностировать возникающие в подразделениях полиции проблемы. 6. Участие в преподавании правил уличного движения в общеобразовательных школах. 7. Рассмотрение в правовом отделе президиума жалоб населения. После анализа поступивших жалоб психологами вместе с полицейскими практиками разрабатывались стратегии предотвращения в будущем подобных претензий населения. 8. Научные исследования в области прикладной и юридической психологии [4]. В 1975 г., когда практическая польза деятельности психологов на службе полиции стала совершенно очевидной, встал вопрос о преобразовании психологической службы городской полиции Мюнхена в Центральную психологическую службу баварской полиции (далее — ЦПС) при полицейском президиуме Мюнхена. С тех пор задачи психологической службы радикально изменились. Сегодня они затрагивают не эпизодические, а концептуальные проблемы деятельности полиции и состоят в следующем: — организационное развитие полиции и работа с персоналом (изучение проблем, возникающих в деятельности полиции, разработка психологической концепции улучшения имиджа полиции в глазах общественности, диагностика рабочего климата в коллективах, отбор кандидатов на высшие руководящие должности в полиции с помощью ассессмент-центров, разработка принципов и методов аттестации персонала); — поддержка оперативной полицейской деятельности, помощь в расследовании тяжких и резонансных преступлений (составление психологического портрета преступника, психологическая помощь в разработке тактики ведения допроса, участие в осмотре места преступления, психологическая экспертиза); — консультирование полицейских служащих, профилактика постстрессовых расстройств, сотрудничество с клиниками, психотерапевтами, медицинской полицейской службой, духовниками, профсоюзами и другими институтами полиции, отвечающими за психофизиологическое здоровье персонала; — образование и повышение квалификации полицейских в области прикладной и юридической психологии. Необходимо отметить, что психологии в области образования и повышения квалификации уделяется особое внимание. В этом вопросе ЦПС отводится решающая роль. Уже в процессе вступительных экзаменов в школах полиции Баварии предусмотрено использование элементов психологического тренинга, которые позволяют психологам, обязательно входящим в состав приемной комиссии, изучить стиль общения абитуриентов, их коммуникативные навыки, социальную компетенцию, психологическую готовность к службе в полиции, т. е. наличие соответствующих личностных и психологических качеств. Такой принцип отбора абитуриентов гарантирует высокую внутреннюю мотивацию получения профессии полицейского. Использование психологических тренингов начинается уже в учебных заведениях полиции с изучением предмета «Профессиональная коммуникация, конфликтология». Современный полицейский должен получить в процессе образования не только профессиональные правовые и тактические знания, но и психологическую подготовку для квалифицированной работы с населением. От полицейского требуется наряду с коммуникативными навыками определенная психологическая компетенция при решении конфликтных ситуаций. Цель преподавания предмета — научить полицейского адекватно реагировать на возникающие проблемы, чтобы применять для их решения прежде всего психологические и коммуникативные средства, а не властные полномочия. После окончания учебного заведения (школы или института полиции) для всех служащих обязательно прохождение психологических тренингов в качестве повышения квалификации минимум один раз в три года. Сотрудниками Института повышения квалификации полиции Баварии разработан базовый тренинг «ПАКЕТ» — полицейский антистрессовый коммуникативный тренинг, который проводится в течение двух недель и имеет целью не только оптимизацию психологических умений и навыков, но и врачевание души. Такую концепцию проведения тренинга обосновали ведущие специалисты Центральной психологической службы полиции Баварии, так как служащие силовых структур нуждаются в психологической помощи и терапии гораздо больше, чем работники других профессий [5]. С 1995 г. разработан и проводится тренинг для руководящего состава полиции Баварии, в котором принимают участие руководители полицейских президиумов, крупных подразделений, их заместители, начальники служб, руководители комиссариатов и децернатов (отделов). Его необходимость показал опрос сотрудников, выявивший существенные проблемы в области социальной компетенции руководителей. Для эффективного руководства недостаточно только теоретических знаний о стилях управления, методах улучшения эмоционального комфорта в малой группе рабочего коллектива, путях повышения культуры межличностного общения, необходима перестройка глубинных личностных структур, ломка стереотипов, представлений о себе как об идеальном руководителе. Кроме того, проводимый в течение 12 лет тренинг «ПАКЕТ» показал превосходные результаты и действенность тренингов в целом. Научные исследования, проводимые Институтом повышения квалификации полиции Баварии, показали, что 93,4% участников тренинга отмечают его положительное влияние на их дальнейшую карьеру и личностный рост. Одной из основных задач тренинга для руководителей является формирование у них мотивации к изменению стереотипов и неэффективных стилей руководства. Большое внимание уделяется изучению теории и практики кооперативного и еще более прогрессивного — ситуативного управления. Основу такого управления составляют особые отношения руководителя и подчиненных, базирующиеся на оптимальном сочетании следующих структурных элементов кооперации: информативности; ясности и доступности; распределении ролей; делегировании полномочий; репрезентативности; оценке успеха; контроле. Тренинг состоит из четырех модулей, которые проводятся каждый год. В первом модуле тренинга основное внимание уделяется формированию навыков саморефлексии и оптимизации социальной компетенции руководителя. Темы второго модуля: «Управление стрессом», «Работа с группой и формирование команды». Третий модуль полностью посвящен вопросам внутренней мотивации и мотивации персонала. Четвертый предусматривает углубление знаний и умений, полученных в первых трех модулях. Основное внимание уделяется перенесению опыта, полученного на тренинге в повседневную деятельность руководителя. Таким образом, Институт повышения квалификации и Центральная психологическая служба получают возможность осуществлять мониторинг и психологическое сопровождение руководителей в течение трех лет с момента их назначения, постоянно практикуется посттренинговое сопровождение руководителей, которое может выражаться в форме коучинга, супервизорства или интервизорства в зависимости от целевой группы и задач тренинга. Кроме того, психологической службой полиции Баварии проводятся повышение квалификации служащих по вопросам общей и прикладной психологии; семинары по организационной структуре полиции; занятия по педагогике и дидактике для начинающих преподавателей; деятельность медиаторов в решении конфликтов, возникающих в подразделениях полиции; семинары по юридической психологии; тренинг для тренеров; тренинги по риторике для пресс-офицеров; семинары и тренинги по работе с прессой для руководителей подразделений и пресс-офицеров; персональный коучинг для руководителей. Определяющим принципом работы психологической службы полиции Баварии является быстрое и гибкое реагирование на актуальные потребности практических подразделений. Ни одно планирование крупных мероприятий или акций не обходится без участия психологов в рабочей группе или оперативном штабе полицейских сил. Так, например, при подготовке к чемпионату мира по футболу, который проводился в 2006 г. в Германии, перед службой стояла ответственная задача психологической подготовки персонала, задействованного на этом мероприятии. Для всех было очевидно, что имидж страны во многом будет зависеть от того, как полицейские справятся с этой довольно сложной задачей. Психологической службой были разработаны, организованы и проведены специальные тренинги как с руководителями подразделений, так и со всеми без исключения служащими полиции, участвовавшими в обеспечении общественного порядка на массовых мероприятиях первенства. Тренинг проводился в течение года перед чемпионатом, и в нем приняло участие более 4 тысяч человек. Во время проведения чемпионата психологи присутствовали в каждом подразделении, включая те, которые находились в резерве. При анализе результатов деятельности полиции на футбольном первенстве мира было отмечено, что как уровень обеспечения безопасности, так и уровень культуры поведения служащих полиции был безупречным. Таким образом, очевидно, что достижение оптимальных результатов деятельности органов внутренних дел предусматривает изучение, анализ и обобщение опыта, накопленного правоохранительными системами различных стран. В целом инновационные процессы, происходящие в странах СНГ, в том числе и в системе правоохранительных органов, открывают реальные перспективы широкого использования международного опыта организации деятельности милиции. Обобщение и использование новейших достижений полицейской науки и практики несомненно способствует разрешению ведомственных проблем, оптимизации профессиональной ориентации, адаптации к требованиям профессии, освоения профессиональных и организационных ценностей, достижения профессионального мастерства, освоения новых видов деятельности и переподготовки персонала, а также разрешению задач кадрового мониторинга, сохранению работоспособности и предупреждению профессиональной деформации работников милиции, улучшению рабочего климата в подразделениях. Это позволит качественно и эффективно выполнять служебные обязанности и улучшит имидж милиции как внутри страны, так и за ее пределами, позволит осуществлять деятельность ОВД на уровне европейских стандартов.

Литература

1. Анисимков В. М., Буничев Ю. А. Полиция XXI века: концепции и механизмы реализации. М., 1998. 2. Губанов А. В. Полиция государств Западной Европы. М.: ВНИИ МВД СССР, 1990. 3. Hauer V. D. Police in Western Europe. Bonn, 1992. 4. Hietaniemi T. 75 Years of national Police Training. Helsinki: The Ministry of the Interior, 1995. 5. Organisation der Bayerischen Polizei. Polilzei-Fuhrungsakademie. Jahresbericht, 1995. Reichsgesetzblatt. 6. Otto Elle. Zur Entwicklung der allgemeinen polizeillchen Aufgaben und Befugnissen. Berlin, 1975.

——————————————————————