Конституционное регулирование личных прав и свобод человека в азиатских государствах Тихоокеанского региона

(Вечканова Н. В.) («Государственная власть и местное самоуправление», 2010, N 12)

КОНСТИТУЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЛИЧНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА В АЗИАТСКИХ ГОСУДАРСТВАХ ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА <*>

Н. В. ВЕЧКАНОВА

——————————— <*> Vechkanova N. V. Constitutional regulation of personal human rights and freedoms in asian states of Pacific region.

Вечканова Н. В., соискатель Российской академии правосудия, старший преподаватель кафедры теории государства и права и конституционного права Южно-Сахалинского института экономики, права и информатики, член Ассоциации юристов России.

В статье рассматривается конституционное закрепление личных прав и свобод человека в контексте естественно-правовой доктрины, Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.

Ключевые слова: демократическое государство, естественно-правовая доктрина, позитивистская концепция, правовая защищенность человека, гарантии реализации и возможность защиты нарушенных прав, гражданское общество.

The article considers constitutional consolidation of personal human rights and freedoms in the context of Natural-law doctrine, Universal Declaration of Human Rights of 1948 and International Pact of Civil and Political Rights of 1966.

Key words: democratic state, natural-law doctrine, positivist conception, legal security of a man, guarantees of realization and possibility of protection of violated rights, civil society.

Права человека являются одной из высших ценностей человеческой цивилизации, охватывающей различные стороны индивидуального и общественного бытия. Это естественно возникающие, а также устанавливаемые конституциями государств или общепризнанными международными правовыми актами, неотчуждаемые, социально необходимые и гарантируемые властью возможности индивида свободно, осознанно и ответственно обладать жизненно важными материальными и духовными благами <1>. ——————————— <1> Рудинский Ф. М. Понятие и содержание прав человека: Сб-к научных статей трудов юрид. фак-та МШУ. Книга 3. Право и права человека / Под ред. Е. Н. Рахмановой. М.: Логос, 2000. С. 23.

В настоящее время национальные конструкции в закреплении прав человека демонстрируют разные этапы своего развития. В азиатских странах Тихоокеанского региона о правах человека стало известно в результате их прямого заимствования государствами, вставшими на путь модернизации. Особый интерес вызывает тот фактор, что государства данного региона представляют различные политические и правовые системы, что накладывает определенное влияние на конституционное закрепление личных прав и свобод. Конституционное закрепление личных прав и свобод человека имеет важное, существенное значение для понимания современного общества, государства и права и заслуживает особого внимания. Личные права и свободы, имеющие конституционный характер, обычно относят к естественным, неотъемлемым правам человека, самым важным гарантиям и проявлениям человеческой свободы. Их конституционное закрепление, гарантии реализации и возможность защиты нарушенных прав являются важными и существенными признаками демократии в конкретном государстве. Личные права человека — важнейшая составляющая института прав и свобод и одна из самых актуальнейших тем, исследуемых не только юристами, но и философами, политологами, социологами. Анализ личных прав имеет большое значение для науки и законотворчества, а также для правоприменительной практики, связанной с реализацией и защитой человека, развитием его индивидуальности. Личные (гражданские) права обеспечивают свободу личности, прежде всего от незаконного вмешательства государства в ее частную жизнь, частные интересы. Они направлены на удовлетворение прежде всего витальных (жизненных) потребностей человека, на защиту и развитие человеческой индивидуальности. К ним относят: право на жизнь и достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, жилища, свободу передвижения и выбора местожительства, свободу национальности и языка общения, свободу совести и др. К личным правам следует отнести также право на судебную защиту (право на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом). Главнейшее назначение личных прав состоит в том, чтобы обеспечить приоритет индивидуальных возможностей каждой личности. Государство признает независимость и самостоятельность личности, обеспечивая неприкосновенность определенной сферы отношений, которая не может быть объектом притязаний с его стороны. Эти права призваны охранять то пространство, где действуют частные интересы. Четкое определение личных прав и выявление их признаков имеют важное научное и практическое значение. К характеристике личных прав и свобод человека можно применить два подхода: естественно-правовой, в основе которого лежит идея естественного происхождения личных прав и свобод, и позитивистский, суть которого состоит в обосновании производного от государства характера рассматриваемых прав. Естественное право является категорией абстрактной, но имеющей глубокий правовой смысл. По сути, это нравственный идеал для гражданского общества, каждого его члена и конституционного государства. Вместе с тем закрепление личных прав и свобод в позитивном праве гарантирует охрану и защиту вытекающих из естественного права прав и свобод человека. Естественно-правовая доктрина возникла вместе с либеральными идеями европейских мыслителей XVII — XVIII вв. Согласно данной концепции, все люди рождаются свободными и равными в правах. Существуют некие неписаные, прирожденные и неотчуждаемые права и свободы, которые государство обязано охранять и не нарушать. При этом за государством остается право обременять человека определенными ограничениями. Кратко смысл этой концепции сводится к принципу: «Разрешено все, что не запрещено законом». Ценность данной концепции состоит в опоре на нравственные принципы, на такие основополагающие категории, как свобода, справедливость и человеческое достоинство. Такие права, как свобода мысли, совести, религии, убеждений, нельзя рассматривать как привилегии, предоставленные государством. Личные права имеют независимый от государства источник и так же мало могут быть созданы, как и отменены законами, исходящими от него. Позитивистская концепция иначе определяет природу личных прав и свобод человека. Согласно данной концепции источником всех прав человека является государство. Именно государство определяет вид, содержание и объем этих прав. Позитивистская концепция не только разрабатывается в науке, но и находит практическое применение. В конституциях большинства государств предусматриваются главы или разделы, посвященные правам человека. Государство не может не признавать права человека на жизнь, достоинство, неприкосновенность личности, жилища и т. д. Эти права принадлежат человеку от рождения, но защиту им обеспечивает закон. Следовательно, данные права не противопоставляются государству, которое берет на себя функции не только защиты и обеспечения этих прав, но и законодательного их закрепления. Те государства, которые признают естественно-правовую концепцию происхождения личных прав человека, вовсе не отвергают их позитивного закрепления. Но идея естественных прав всегда ставит личные права человека выше государства, которое не может вмешиваться в порядок осуществления этих прав. Однако если личные права не будут закреплены в законодательстве, то представление о них будет несколько абстрактным. Это приведет к тому, что государство не сможет обеспечить их защиту в случае нарушения. Устанавливая существование в науке конституционного права двух подходов к определению личных прав и свобод человека, необходимо обратить внимание на то, что они на практике часто применяются в сочетании. Совокупность особых признаков личных прав позволяет раскрыть содержание соответствующей конституционно-правовой категории. В юридической литературе не сложилось единого подхода относительно перечня личных прав человека и их классификации. Основанием классификации личных прав и свобод может служить объект правового регулирования. По этому критерию личные права и свободы подразделяются на три группы: — личные права, обеспечивающие физическую и психическую неприкосновенность; — личные права, обеспечивающие нравственную ценность личности; — личные права, обеспечивающие свободу личности. Основываясь на содержании основных международно-правовых документов в сфере личных прав человека, прежде всего Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., поскольку они в наибольшей степени отражают соотношение международных стандартов и закрепление личных прав во внутригосударственном законодательстве зарубежных стран, можно выделить следующие группы личных прав и свобод человека: — права, обеспечивающие личную свободу и личную жизнь человека: право на жизнь; право не содержаться в рабстве и подневольном состоянии; право на равенство всех лиц перед законом и право без всякого различия на равную защиту закона; право на эффективное восстановление в правах компетентными судами в случаях нарушения прав, предоставленных конституцией или законом; право на неприкосновенность личности и справедливое судебное разбирательство в случае уголовного обвинения; право не подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению и наказанию; право на уважение частной и семейной жизни; право на свободное передвижение и выбор места жительства; право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем; право на гражданство; — права, обеспечивающие свободу совести: право на свободу мысли, совести, религии; право на свободное выражение своих мнений, убеждений, поиска, выбора и распространение информации и идей в любых формах; — права, касающиеся семьи и брака: право вступать в брак и основывать семью на основе равенства; право на защиту семьи на основе равенства со стороны общества и государства; право ребенка на особую защиту своих интересов. Содержание личных прав не является раз и навсегда данным, оно постоянно наполняется и расширяется, исходя из потребностей человека, общества и государства. Данное обстоятельство вызывает необходимость развития конституционного законодательства конкретного государства и создания таких гарантий, которые позволили бы наиболее эффективно охранять права в сфере личной свободы и индивидуальной безопасности. Принятие Международного билля о правах человека, включающего Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., а также Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах 1996 г. и Второй факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни, оказало огромное воздействие на развитие национального законодательства не только европейских, но и азиатских государств. Права человека, реагируя на западные и восточные влияния, поликультурное многообразие мира, в целом обогащаются, модифицируются, становятся глубже, насыщеннее и сложнее. В настоящее время романо-германская правовая система охватывает право стран не только континентальной Западной Европы, но и право таких азиатских государств, как Япония, Южная Корея, Индонезия, Таиланд, и др. Закрепление прав человека в виде прав граждан в тех или иных государствах под влиянием различных факторов (приверженность определенным правовым системам, национальным историческим ценностям и др.) происходило неоднозначно. Тоталитарным по природе государствам (например, КНДР) свойственна с некоторыми вариантами своя позиция, согласно которой нет необходимости корректировать действующие законы из-за присоединения к пактам и другим документам о правах человека, поскольку принято считать, что гражданам соответствующие права и свободы в достаточном объеме и так законами предоставлены. Тем самым искажаются истинные высоконравственные, гуманистические, демократические начала многих прав и свобод. Официальная идеология отрицает естественно-правовое понимание сущности личных прав и свобод человека, т. е. они трактуются не как неотъемлемые, а только как результат законотворчества государства. Глубоко вестернизированная за четыре века господства европейцев правовая система Филиппин располагает детально разработанным Биллем о правах, входящим в состав Конституции 1987 г., и содержащим подробное описание многочисленных гарантий прав, заимствованных у США. Так ст. 1 Билля гласит, что «Конгресс должен в первоочередном порядке вводить в действие меры, которые защищают и усиливают право всех людей на человеческое достоинство». Статья 2 закрепляет право людей на защиту личности, жилища, бумаг и имущества от необоснованного обыска и захвата любого рода и с любой целью, за исключением предусмотренных законом случаев и не иначе как по решению судьи после допроса под присягой подателя жалобы и представления им свидетелей. Как во Вьетнаме, так и в Китае ведется борьба с тем, что там называется «деструктивным влиянием Запада». У Вьетнама и Китая тождественные подходы к таким понятиям, как «социалистическая демократия», «правовое государство», «права человека». В странах, подверженных социалистической идеологии (Китай, Корейская Народно-Демократическая Республика), законодательство рекламирует предпочтительным образом коллективистские типы прав. В них отдается приоритет интересам и правам общностей или народов, особое место занимают права трудящихся, отвергается тезис о естественном происхождении прав, обязанности лидируют над правами, обеспечение социально-экономических прав рассматривается как задача первостепенной важности, юридические гарантии относятся к вторичным средствам защиты прав, государственный суверенитет ценится значительно выше индивидуальных прав и т. п. В Китае принята социалистическая концепция прав человека с «китайской спецификой», которая утверждает, что законодательство действует там, где традиция непригодна. Она насыщена идеологией марксизма и учения Мао Цзэдуна, разделяет права граждан на права трудящихся и права остальных индивидов, присваивает государству право ориентировать своих граждан в пользовании правами в соответствии с целями социализма. Особое место в системе прав отводится правам китайцев и их семей, проживающих за границей. Японская Конституция 1946 г. сочетает воззрения о естественной природе прав с характером их «предоставления» гражданам, она возлагает на личность полную ответственность за использование прав в интересах общественного благосостояния. Большое значение предоставляется правам, помогающим преодолеть иерархическую систему общественных связей. Правительство Малайзии исповедует лозунг о неприемлемости для страны «абсолютизации идей демократии и прав человека» и при этом активно проводит политику защиты многорасового общества, гарантирует законные права всех национальностей, в том числе и особые права коренного населения страны. Корпоративный способ общежития, традиционная склонность идти по жизни сплоченной группой, а не как сообщество самостоятельных личностей, придают правам в незападных модификациях объединительный характер и большую солидарность. В них нивелирована разобщенность и провозглашен отказ от культивации индивидуализма. Поэтому здесь значительный вес имеют коллективные права. Ими обладают наряду и вместе с индивидом общество в целом (народ) и государство, а индивидуальные и коллективные права воспринимаются как единое и неразделимое целое. Поскольку на Востоке исторически всегда была весомой роль государства и административно-командной системы, то сохраняющаяся динамика их роли сегодня предполагает ведущую по сравнению с личностью деятельность государственных органов в сфере прав человека. Если на первых порах, на стадии становления прав человека, на Западе их либеральные постулаты требовали «меньше государства» и признавали за последним лишь функцию «ночного сторожа» прав своих граждан, то в современных неевропейских странах, которые начинают осваивать институт прав человека, наоборот, изначально государство предполагается инициатором и главным проводником прав индивида <2>. ——————————— <2> Глухарева Л. И. Права человека. Гуманитарный курс: Учебное пособие. М.: Логос, 2002. С. 112.

Своеобразие и трудности адаптации универсальных прав человека в Китае, Японии, других азиатских странах, в которых население исповедует иудаизм, буддизм, индуизм, конфуцианство, привлекают все большее внимание исследователей, поскольку эти процессы не только развиваются, но и активизируются, что особенно наглядно проявилось в конце XX — начале XXI в. На региональном уровне разворачивается острая полемика по вопросу о наличии и состоятельности так называемых неотъемлемых прав человека, которые не могут быть ограничены или отменены по каким-либо причинам. К таким правам относятся: право на жизнь и запрет смертной казни; запрет пыток, рабства или подневольного состояния; пресечение геноцида и расовой дискриминации; право на уважение человеческого достоинства; право на справедливый суд и некоторые другие. Эти права и их статус получили прямое нормативное закрепление во многих международных актах. Сторонники универсальных и в том числе неотъемлемых прав человека отстаивают эти права как общепризнанные и существующие независимо от каких бы то ни было традиций и обычаев. Более того, они утверждают, что любые традиции, не признающие такие права, сами являются несостоятельными и неадекватными <3>. ——————————— <3> Права человека и процессы глобализации современного мира / Отв. ред. Е. А. Лукашева. М.: Норма, 2007. С. 341.

В большинстве конституций, принятых в последние десятилетия, разделы о правах и свободах человека и гражданина открываются понятием «достоинство человека». Международный пакт о гражданских и политических правах исходит, как сказано в его преамбуле, из признания, что эти права вытекают из присущего человеческой личности достоинства. Достоинство, если оно надлежащим образом защищено, рассматривается как опора демократии и правовой государственности. Если общество не признает и не защищает достоинство отдельного человека, то никакие юридические, экономические и политические меры не обеспечат прочный культурный и этический фундамент этого общества <4>. ——————————— <4> Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. М.: Норма, 2004. С. 98.

Право на жизнь — это неотъемлемое право человека, означающее, что никто не может быть произвольно лишен жизни. Такая норма закреплена всеми международно-правовыми актами о правах человека и почти всеми конституциями стран мира. Одним из важнейших аспектов права на жизнь является вопрос о смертной казни. Являясь наиболее жестким и антигуманным ограничителем высшего права человека на жизнь, смертная казнь постепенно отменяется, от нее отказываются в ряде государств, исходя из гуманных и нравственных побуждений, во избежание судебных ошибок и необратимости содеянного. На международном уровне запрет смертной казни был установлен в 1989 г. Вторым факультативным протоколом к Международному пакту о гражданских и политических правах. Он возлагает на государства — участники Пакта, ратифицировавшие Протокол, обязательство принять все необходимые меры для отмены смертной казни в рамках своей юрисдикции. Применение смертной казни допускается лишь в военное время за наиболее тяжкие преступления военного характера, если это предусмотрено национальным законом. Во многих европейских странах смертная казнь конституционно запрещена. На Азиатском континенте находится наибольшее число стран, применяющих смертную казнь. Из 42 государств Азии лишь две страны смертную казнь отменили полностью (Камбоджа, Непал, а также имеющий особый статус Восточный Тимор), четыре страны считаются отменившими смертную казнь de facto (Бутан, Бруней, Папуа — Новая Гвинея, Шри-Ланка). Все остальные государства применяют смертную казнь. В настоящее время достаточно широко применяется смертная казнь в таких азиатских государствах, как Китай и Северная Корея <5>. Применение смертной казни осуществляется по идеологическим, политическим и «режимным» основаниям. В силу особенностей экономического развития в Китае ежегодно казнят до 3 тыс. осужденных не только за наиболее тяжкие преступления, как убийство, терроризм, наркоторговля, разбой, но и за ненасильственные экономические преступления — мошенничество, коррупцию, кражу кредитных карт и др. <6>. Сохранила подобную меру наказания и Япония. ——————————— <5> Права человека и процессы глобализации современного мира / Отв. ред. Е. А. Лукашева. М.: Норма, 2007. С. 342. <6> Лимэй Ю. Законодательство КНР и пакты о правах человека // Юрист-международник. 2004. N 1. С. 54.

Прежде всего права человека основываются на принципе личности, который одинаково известен и Западу, и Востоку. Но если Запад защищал человека и его достоинство преимущественно в юридическом ключе, облекая потребности и интересы личности в форму правопритязаний, то незападные культуры пользовались для решения этой задачи главным образом религиозными, этическими, воспитательными и в последнюю очередь правовыми инструментами. Следовательно, незападные модификации прав человека должны отличаться высокой степенью нагруженности нравственно-духовным компонентом, а система прав отличаться слабой формализованностью. Поскольку большинство стран Азии являются обществами с «минимальным правом», т. е. обществами, где право как регулятор социальных отношений никогда не занимало ведущего положения, то, следовательно, права человека воспринимаются общественным сознанием в них достаточно гибко, неконкретизированно, «невнятно», как установки с размытыми границами возможного поведения, как общее руководство к действию. На нормативистско-классовом понимании прав и свобод личности остается сегодня Китайская Народная Республика с более чем миллиардным населением, где господствует марксистское учение об обществе. В целом китайское конституционное регулирование личных прав и свобод значительно отстает от мировых стандартов (по объему и юридической технике). Исследуя конституционное закрепление личных прав и свобод человека в Конституции КНР, можно выделить следующие специфические черты. Права и свободы имеют ярко выраженную социалистическую направленность, поскольку они служат целям и задачам строительства социализма в Китае. Многие права и свободы классифицируются по социально-классовому признаку. Следуя социалистической конституционно-правовой традиции, китайские законодатели делают основной упор на права гражданина, а не человека вообще. Исходя из этого, можно предположить, что закрепленные в конституции права не распространяются на иностранцев (так как они не являются гражданами Китая). Конституция КНР отрицает концепцию «естественных прав» — права и свободы предоставляются гражданам КНР только самим социалистическим государством, и только оно определяет перечень и объем этих прав и свобод. В Конституции, несмотря на обилие других прав, не закреплено право на жизнь — главное право человека, в Китае часто применяется смертная казнь, например за многие преступления, от политических до незначительных уголовных, а также за ряд экономических преступлений предусматривается наказание в виде смертной казни. Конституция КНР предусматривает типичную для социалистических конституций формулировку «права и обязанности гражданина» (а не «права и свободы человека»), содержит большой перечень обязанностей. В ней также отсутствует норма о свободе передвижения, выборе места жительства и т. д. Конституция обязывает супругов планировать рождаемость (на практике это означает «одна семья — один ребенок»). Специфически китайской является норма конституции о запрете каким бы то ни было способом подвергать граждан оскорблениям, клевете, ложным обвинениям и травле, эта норма детально прописана в Уголовном кодексе. Закрепляя за гражданами Китайской Народной Республики свободу слова и печати, Конституция не предоставляет конституционного закрепления нормы о свободе мысли. Для демократических государств свобода мысли и свобода слова неразрывно связаны, поскольку только их совместное закрепление и реализация отражают истинный правовой статус человека. Отсутствие конституционной нормы о свободе мысли характерно для социалистической доктрины прав человека. Социалистическое государство, предоставляя гражданам свободу слова, заранее определяет санкции за выражение мыслей, идущих вразрез с государственной идеологией (например, КНДР). Отсутствует и конституционное закрепление права на информацию. Развитие современных способов поиска и доступа граждан Китая к информации находится и осуществляется под контролем государства. Особый интерес при исследовании личных прав и свобод человека в дальневосточных азиатских странах представляет Япония. Основные личные права закрепляются в главе III Конституции Японии. Десять статей посвящены именно этой категории прав, и прежде всего праву на жизнь, личной неприкосновенности и защите личности. В Конституции базовой ценностью установлено уважение всех людей как личностей. Их права на жизнь, свободу и на стремление к счастью являются, поскольку это не нарушает общественного благосостояния, высшим предметом заботы в области законодательства и других государственных дел. Конституция Японии закрепляет, что все люди равны перед законом и не могут подвергаться дискриминации в политическом, экономическом и социальном отношениях по мотивам расы, религии, пола, социальному положению, а также происхождению. Свободу мысли и совести напрямую конституция не закрепляет, предполагая их обязательное наличие в рамках цивилизованного государства. Однако конституционно закрепляется защита от нарушения этих прав. Свобода слова, печати и иных форм выражения мнений закрепляется традиционно через декларацию их гарантированности государством, что отражает личные права в духовной сфере и предполагает свободу от идеологического контроля. Конституционное право на жизнь развивается в статье, запрещающей применение пыток и жестоких наказаний, гласящей, что «никто не может быть лишен жизни или свободы или быть подвергнут какому-либо наказанию иначе как в соответствии с процедурой, установленной законом». Право на жизнь включает в себя право на безопасность и право на здоровую окружающую среду, которые относятся к так называемым новым правам. В Японии Конституция гарантирует свободу всех церквей в отправлении религиозных культов, а также их участие в общественной жизни. Государство, где традиционно существовали синтоизм и буддизм, конфуцианство и даосизм, демонстрирует высокую веротерпимость, предоставляет гарантии свободы совести гражданам и церкви. Личные права и свободы, закрепленные в Конституции Японии, весьма схожи с соответствующими правами и свободами в западноевропейских конституциях, хотя есть и чисто японский подход к некоторым из них. Возложение на личность полной ответственности за использование — прав характерная черта Конституции этого государства. Оценка ситуации с правами человека в КНДР затруднительна из-за закрытого характера режима северокорейского государства и отказа правительства в мониторинге прав человека различным международным организациям. Согласно официальной позиции правительства КНДР, в стране нет никаких нарушений прав человека, поскольку социалистический строй, существующий в КНДР, был выбран ее гражданами добровольно и направлен на всецелое удовлетворение их материальных и духовных потребностей. В то же время, проанализировав имеющиеся данные, многие международные организации сделали вывод о тоталитарном характере северокорейского государства. В стране отсутствует свобода слова, граждане, критикующие режим, подвергаются аресту. Отсутствует неправительственное радио, телевидение и новостные службы. Многие международные организации прав человека и правительства государств — их участников осудили нарушения прав человека в Северной Корее. По категориям гражданских и политических свобод КНДР имеет самую низкую оценку и определяется как «несвободное государство» <7>. ——————————— <7> Юрковский А. В. Общая характеристика некоторых особенностей государственно-правового строительства в Корейской Народной Демократической Республике // Сибирский юридический вестник. 2002. N 2.

Конституция КНДР содержит ряд статей, закрепляющих личные права и свободы. Например, гарантирует всем гражданам свободу слова и печати. Однако на практике от граждан требуется безоговорочная поддержка властей. Согласно официальной позиции КНДР, это вызвано «экономическими трудностями и политической изоляцией странами Запада и Японией и угрозой иностранного вторжения». Критика правительства и его лидеров запрещена и может быть причиной для ареста и помещения в концлагерь, а в некоторых случаях — смертной казни. Конституционное закрепление личных прав и свобод человека в национальных конституциях азиатских государств Тихоокеанского региона является необходимым элементом обществ, осуществляющих переход от традиционных культур к современным, от системоцентристской социальной организации к персоноцентристской <8>. Признание личных прав и свобод, относящихся к естественным, неотъемлемым правам человека, — это объективный процесс, сопровождающийся самоопределением личности, а последнее — необходимая сторона модернизации, а потом и становления постиндустриального, информационного человечества, глобализации общественных отношений. ——————————— <8> Глухарева Л. И. Права человека. Гуманитарный курс: Учебное пособие. М.: Логос, 2002. С. 126.

Основной обязанностью правового демократического государства является правовая защищенность человека. Человек, а также признание, соблюдение и защита его прав и свобод должны являться высшей ценностью государства. Личные права и свободы считаются как бы производными от права на жизнь, которым от рождения обладает каждый человек. Общая оценка рассмотренных личных прав и свобод в азиатских странах Тихоокеанского региона неоднозначна. Разнятся и теоретические концепции их закрепления и непосредственно практика их применения. С одной стороны, отрадно выглядит факт, связанный по крайней мере с повышенным вниманием к правовому положению личности и неуклонному его расширению с формальной точки зрения. С другой стороны, вызывает озабоченность вопрос об обеспечении реализации установленного объема личных прав и свобод на практике (например, КНДР, КНР), а также имеющаяся информация о фактах их ущемления и нарушения, о тотальном контроле над населением со стороны государственной вла сти некоторых государств. Сегодня от того, в какой мере государство признает и защищает общепризнанные права человека, и в первую очередь личные права и свободы, зависит отношение к нему других членов международного сообщества, и это является своего рода одной из первостепенных оценочных категорий цивилизованного современного государства. Сегодня практически все государства пришли к пониманию того, что уважение основных прав человека соответствует их национальным и общим интересам.

——————————————————————