Сравнительный анализ конституционно-правового института достоинства личности в зарубежных государствах

(Хышиктуев О. В., Цыреторов С. В.) («Российская юстиция», 2011, N 1)

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА ДОСТОИНСТВА ЛИЧНОСТИ В ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВАХ

О. В. ХЫШИКТУЕВ, С. В. ЦЫРЕТОРОВ

Хышиктуев О. В., кандидат юридических наук, заместитель руководителя Администрации Президента и Правительства Республики Бурятия — председатель Комитета государственной службы, кадровой политики и административной реформы.

Цыреторов С. В., аспирант кафедры конституционного и международного права Бурятского государственного университета.

Статья посвящена анализу конституционно-правового института достоинства личности в зарубежных государствах. Рассматриваются различные концепции достоинства личности, особенности закрепления в иностранном конституционном законодательстве, приведены примеры из судебной практики.

Ключевые слова: конституционное право, права человека, достоинство личности.

This article analyzes the constitutional-legal institute of human dignity in foreign countries. Discusses various concepts of human dignity, especially in securing foreign constitutional law, examples of jurisprudence.

Среди личных прав конституции называют достоинство личности. Запрещаются пытки (положения об этом содержатся в конституциях ряда развивающихся стран), жестокое и негуманное обращение, унижающее человека, медицинские и иные эксперименты без согласия лица, фотографирование, киносъемка без разрешения лица и т. д. <1>. В судебном порядке достоинство личности охраняется с помощью особого иска о защите чести и достоинства (например, при публикациях в печати), возбуждения уголовного дела по обвинению в клевете, диффамации. Конституционное право охраняет частную жизнь и имеющиеся в государственных органах данные о личности (Болгария, Венгрия, Нидерланды). Такие данные не могут быть обнародованы без ведома лица, запрещается и их использование во вред личности. Запрещены сбор и хранение информации о личной, интимной жизни человека. В 90-х гг. значительное распространение получили законы «Об открытых окнах»: любое лицо (в том числе иностранец) за небольшую плату вправе получить копии решений административных органов, касающихся общественных дел и его лично (исключения представляют решения, связанные с государственной тайной и многие другие) <2>. ——————————— <1> Сравнительное конституционное право: Уч. пособие / Отв. ред. В. Е. Чиркин. М.: Международные отношения, 2002. С. 148. <2> Маккруден К. Человеческое достоинство и судебное толкование прав человека // Права человека: законодательство и судебная практика: сборник научных трудов / Отв. ред. Е. В. Алферова, И. А. Конюхова. М.: РАН ИНИОН. Центр социальных научно-информационных исследований; Отдел правоведения; РАП. 2009. С. 61.

Включение концепции «человеческого достоинства» во Всеобщую декларацию о правах человека было кульминацией значительной исторической эволюции, начавшейся еще во времена Римской империи, где это словосочетание означало положение в обществе. Такая концепция «достоинства» долгое время сохранялась во многих правовых системах в качестве основания защиты «достоинства», которое олицетворялось с положением в обществе, репутацией и привилегиями. Примером такого подхода может служить английский Билль о правах 1689 г., ссылавшийся на «королевское достоинство». В странах романской правовой семьи «достоинство» рассматривалось как право индивидуальности и положение в обществе. За нарушение достоинства в этом смысле предусматривались гражданские и уголовные меры ответственности. И только немногие древнеримские ученые придерживались иной концепции «достоинства». К их числу относился Цицерон, указывающий на достоинство человеческого существа, независимо от какого-либо особого положения в обществе. По его мнению, это то, что отличает человека от животного. Затем появились три концепции, содержащие ответы на эти вопросы. Первая — религиозная, исходящая из взаимоотношений Бога и человека. И эта связь как раз и выражается в «человеческом достоинстве», которое отличает человека от прочих божьих тварей. Вторая — философская, согласно которой суть человеческого достоинства проистекает из того, что человек — существо самоуправляющееся, он способен быть хозяином своей судьбы и строителем своего будущего. Наиболее известны в связи с этим рассуждения Канта о том, что человек должен рассматриваться как цель, но никогда как средство достижения цели. Политическая философия хоть и имела иную традицию, но также популяризировала понятие «человеческого достоинства». В основном это было связано с Французской революцией, боровшейся за наделение «достоинством» (в значении аристократических привилегий) всех граждан. В последующем именно «человеческое достоинство» зачастую использовалось при проведении различных социальных преобразований и играло важную роль в нескольких социальных и политических движениях XX в. Наконец, третья концепция — историческая, состоящая в рассмотрении конкретных действий, нарушавших «человеческое достоинство» <3>. ——————————— <3> Хованская А. В. Достоинство человека: международный опыт правового понимания // Государство и право. 2002. N. 3. С. 48.

Формально-правовое закрепление идей прав отдельной личности и достоинства человека началось со времен Декларации прав штата Вирджиния 1776 г. В документе записано: «Все люди… обладают определенными прирожденными правами, коих они… не могут лишить себя и своих потомков каким-либо соглашением». Декларация независимости США 1776 г. утверждает: «Мы считаем очевидными следующие истины: все люди сотворены равными, и все они одарены своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода, стремление к счастью». Французская революция продолжила это правовое движение в статьях Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 г.: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах» <4>. ——————————— <4> Маккруден К. Указ. соч. С. 66.

Но как бы человеческое достоинство ни использовалось судами — в качестве общего принципа, права, обязательства или особой ценности, отражение эта концепция, по мнению К. Маккрудена, находит, по меньшей мере, в четырех аспектах: 1) запрет всех видов бесчеловечного обращения, унижения или оскорбления лица; 2) гарантия каждому выбирать условия удовлетворения собой, самореализации и самоуправления; 3) признание того, что защита групповой идентичности и культуры может быть существенной для защиты человеческого достоинства; 4) создание необходимых условий для удовлетворения каждым своих специфических нужд <5>. ——————————— <5> См., например: Постановление Верховного суда Республики Польша от 4 февраля 1998 г. // OSNIC. 1998. N 10. S. 47. Цит. по: Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Особенная часть: Учебник / Рук. авт. колл. и отв. ред. Б. А. Страшун. 3-е изд., пересмотр. и доп. М.: Норма, 2008. С. 640 — 641.

Принцип достоинства человека упомянут в преамбуле к Конституции Польши, где указывается на необходимость в процессе применения Конституции заботиться о сохранении прирожденного достоинства человека. Эта идея получила наиболее полное раскрытие в ст. 30, в которой достоинство определяется как прирожденное и неотъемлемое свойство человека, как источник свободы и прав человека и гражданина, а его уважение и охрана являются обязанностью публичных властей. Следует отметить, что положения ст. 30 Конституции на первый взгляд носят общий характер и не имеют конкретного содержания. Однако значение этого конституционного принципа состоит в том, что он впервые провозглашен в Конституции Польши. Ранее он рассматривался в ограниченном смысле в решениях Конституционного трибунала. Нынешняя трактовка принципа достоинства человека не только свидетельствует о его раскрытии с точки зрения политико-философского значения, но и придает ему смысл действующей конституционно-правовой нормы. Значимость идеи достоинства человека обусловлена в Польше не только философскими воззрениями Цицерона, Иммануила Канта, иных философов, но в значительной степени и учением о христианстве и влиянием Костела на общественную жизнь в Польше. Следует отметить, что достоинство человека усматривается как основной конституционный принцип, лежащий в основе всего конституционного порядка. Это означает, что все иные принципы, нормы, положения, содержащиеся в Конституции Польши, должны толковаться и применяться исходя из принципа достоинства человека. Как указал Конституционный трибунал в решении от 23 марта 1999 г., Конституция в совокупности своих положений является выражением определенной объективной системы ценностей. Этими ценностями определяются положения о свободах и правах человека и гражданина, и центральное место среди них занимает принцип прирожденного и неотъемлемого достоинства человека. Следует обратить также внимание на то, что Конституционный трибунал еще до принятия Конституции 1997 г. отнес принцип достоинства человека к генеральным принципам демократического правового государства (решение Конституционного трибунала от 17 марта 1993 г.). Принцип достоинства человека лежал в основе принятия Конституционным трибуналом решений по делам об абортах от 28 мая 1996 г. Верховный суд Польши также в своих решениях ссылается на конституционный принцип достоинства человека <6>. ——————————— <6> Государственное право Германии. Сокращенный перевод немецкого семитомного издания. Том 1. М., 1994. С. 16 — 17.

Конституции Германии, провозглашающая принцип уважения человеческого достоинства (ст. 1, абз. 1), декларирует тем самым свое понимание государства и права и выдвигает на передний план личные интересы. Уважение и защита человеческого достоинства как обязанность конституционного государства служит предпосылкой решения всех частных проблем правового регулирования. Принцип достоинства индивида — фундаментальная норма государственного строя, более того, он образует основу конституционно организованного общества и создает многомерное защищенное пространство, оберегающее его конституционно-правовое достояние от грозящих опасностей. Для большинства зафиксированных в Основном законе прав личности характерна более или менее тесная связь с принципом достоинства человека. Соответствующие этому исходному принципу отдельные основные права гражданина, а также цели государства и варианты государственных форм служат его защите. В историческом процессе развития всего комплекса конституционных прав их четкое подтверждение или текстуальное обновление напоминает о базисном постулате защиты человеческого достоинства. Оно гарантируется благодаря совершенствованию всей системы основных прав личности в условиях возникновения в жизни общества новых опасных зон. В формулах позитивного права, защищающего отдельные основные права, отразился мучительный негативный опыт нарушений человеческого достоинства. То, что в рамках ст. 1, абз. 1 Основного закона Германии может быть описано лишь негативно, т. е. с точки зрения возможного нарушения права, и с помощью формулы, имеющей в виду лишь объект защиты, формулируется затем уже более субъективно и с позитивных позиций в нормах об отдельных основных правах личности (например: «Каждый имеет право на охрану касающихся его сведений»). Взаимосвязь между ст. 1, абз. 1 Основного закона и отдельными правами гражданина видна и в том, что формула, указывающая на объект защиты, выглядит лишь как первый шаг к конкретизации понятия человеческого достоинства применительно к определенной сфере жизни или реальной ситуации. Она позволяет сделать второй шаг к развитию всей системы основных прав, в частности к закреплению в конституции принципа равенства граждан (ст. 3 Основного закона). Формуле человеческого достоинства могут быть приданы более четкие контуры уточнения сути уже обеспеченных (классических) или новых основных прав. Таким образом, в истории и современной действительности происходило и происходит взаимодействие ст. 1, абз. 1 Основного закона и норм, касающихся отдельных прав гражданина. Не случайно попыткам ограничительного толкования этих прав сопутствует стремление рассматривать их отдельно от ст. 1 Основного закона. Правовая теория, нередко опирающаяся лишь на конкретные факты, должна постоянно иметь в виду исторические тенденции. Тогда, по мнению немецких ученых, мы поймем, что принцип достоинства человека есть постоянная структурная норма, касающаяся государства и права. Призыв к его уважению и защите, в сущности, обращен к обществу в целом. Принцип уважения человеческого достоинства оказывает своеобразное побочное влияние на общество, конституируя его. Об этом свидетельствует конкретная судебная практика, относящаяся к применению этого принципа. Она уже так далеко продвинулась в установлении связей между достоинством личности и отдельными основными правами, в которых этот принцип и реализуется, что науке остается лишь придать такой практике теоретическое обрамление: прежде всего в теории конституционного государства. Принципиальное содержание идей социального правового и культурного государства есть вывод из конституционно-правовой заповеди уважения и защиты человеческого достоинства, провозглашенной в интересах установления связей принципов с реальной жизнью <7>. ——————————— <7> Vitzthum W. G. Op. cit. S. 203 — 204. Цит. по В. В. Невинский. Немецкие граждане в зеркале основополагающих принципов конституции ФРГ. Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 1994. С. 68.

Человеческое достоинство рассматривается в немецком конституционном и государственном праве как высшая конституционно-правовая ценность. Эта ценность представляет собой совокупность человеческих качеств материального, политического, нравственно-этического и личного характера, ориентирующихся на определенный стандарт жизни человека в обществе, индивидуализирующих человека как личность и выделяющих его из живой природы. Неприкосновенность человеческого достоинства закреплена в виде одного из основных прав человека в конституции, находит конкретизацию в других правах и свободах в интегрируется в основополагающий конституционный принцип. Иначе неприкосновенность человеческого достоинства предстает как реально существующая ценность, пользующаяся государственно-правовой защитой, и цель немецкого общества и государства, пронизывающая все сферы жизнедеятельности человека и требующая постоянного совершенствования в своем достижении. Извлекая уроки из печального опыта попрания человеческого достоинства в период национал-социализма, немецкое (западногерманское) общество многое сделало для возвышения упомянутой ценности, добившись достаточно высокого стандарта жизни немцев. Неприкосновенность человеческого достоинства как основное право человека и соответствующий конституционный принцип находится под особой защитой конституции: норма, закрепляющая ее, отнесена к группе вечных конституционных норм, не подлежащих изменению или отмене (абз. 3 ст. 79 Основного закона). Вместе с тем конституционно-правовая теория и практика ФРГ отнюдь не обеспечили абсолютную целомудренность права человека на неприкосновенность его достоинства и соответствующего принципа, а сам человек, по признанию немецких исследователей, в массовом индустриальном обществе является «зачастую голым объектом» воздействия планирующей деятельности и опеки государства <8>. По-прежнему остаются проблемы обеспечения достойного материального существования человека, юридической защиты и нравственного возвышения человека как личности. ——————————— <8> Маккруден К. Указ. соч. С. 67 — 68.

Еще один аспект, по которому судебная практика расходится, — роль «человеческого достоинства» в качестве инструмента сдерживания и ограничения некоторых прав. Возникает этот аспект, когда к рассматриваемой концепции обращается не гражданин, а государство. Так, в Израиле было признано право государства на цензуру порнографических фильмов, поскольку они унижают человеческое достоинство, особенно достоинство женщин. В Канаде по тем же основанием было признано незаконным создание домов терпимости. В результате некоторые комментаторы утверждают, что канадский Верховный суд инкорпорировал дополнительный барьер, который заявителям придется преодолевать. Содержание понятия «человеческое достоинство» различно в зависимости от того, рассматривать его с позиции жертвы или объективно. Если каждый раз вставать на позицию жертвы, то будет невозможно создание единого стандарта, а объективный подход не позволит учитывать особенности конкретного дела. Поэтому в Польше и Канаде суды стараются сочетать эти два подхода. Различия также существуют в вопросе о том, какой орган должен обеспечивать баланс между человеческим достоинством и другими ценностями. Так, Конституционный суд Венгрии не выносил решения о том, что аборты нарушают человеческое достоинство, пока соответствующее решение не принял парламент, а Конституционный совет Франции сам определил, что до 12 недель аборт не нарушит баланс между человеческим достоинством и свободой женщины. Важным вопросом является то, применима ли концепция человеческого достоинства только к живым или к умершим и новорожденным также. В Германии обеспечивается защита человеческого достоинства умерших или, по крайней мере, их репутации, а также защита новорожденных детей. А в Венгрии новорожденные дети признаны человеческими личностями парламентом <9>. ——————————— <9> Там же. С. 68.

Единой судебной практики, определяющей содержание человеческого достоинства, не существует, что, вероятно, связано с различиями в культуре, идеологии и законодательстве разных стран. Важно другое — концепция человеческого достоинства в большинстве судебных систем служит теоретической основой для защиты других прав, исполняя тем самым институциональную функцию. Таким образом, рассмотрев институт достоинства личности в законодательстве зарубежных стран, на наш взгляд, можно прийти к выводу о своеобразии конституционно-правового регулирования, связанного, во-первых, с переломными моментами в историческом развитии отдельных государств. К примеру, после окончания Второй мировой войны в ст. 1. Конституции Германии была введена норма о защите человеческого достоинства, тем самым была признана необходимость защиты человеческого достоинства. Во-вторых, на сегодняшний день следует констатировать об активном применении человеческого достоинства в качестве инструмента сдерживания и ограничения некоторых прав. Данную закономерность можно наглядно увидеть на примере деятельности органов конституционного правосудия во всем мире.

——————————————————————