Международное морское право и проблема смещения морских границ прибрежных государств вследствие повышения уровня Мирового океана

(Евдокимов А. В.) («Транспортное право», 2010, N 4)

МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО И ПРОБЛЕМА СМЕЩЕНИЯ МОРСКИХ ГРАНИЦ ПРИБРЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ ВСЛЕДСТВИЕ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ МИРОВОГО ОКЕАНА

А. В. ЕВДОКИМОВ

Евдокимов А. В., юрист общества с ограниченной ответственностью «ХЕНДЭ ЭМКО РУС» (HYUNDAI AMCO RUS LLC).

Повышение уровня Мирового океана: его причины и последствия для межгосударственного общения

В последнее время, и особенно за прошедшее десятилетие, многократно возросла обеспокоенность мировой научной общественности относительно факта повышения уровня океана, его причин и возможных последствий для международного сообщества. Строго говоря, обстоятельство постепенного роста уровня Мирового океана не вызывает сомнений. Указанное явление стимулируется прежде всего ростом глобальных температурных величин, и как результат, интенсивным таянием льдов в арктическом (включая ледовый покров Гренландии) и антарктическом поясах Земли, таянием вечной мерзлоты и горных ледников. Так, одной из международных научных площадок по изучению подобного рода явлений является Межправительственная комиссия по изменению климата. В рамках ее деятельности анализируются различные аспекты глобального потепления и его последствий, в том числе вопросы повышения уровня океана <1>. ——————————— <1> См.: официальный сайт Межправительственной комиссии по изменению климата в сети Интернет. URL: http://www. ipcc. ch.

Согласно исследованиям, выполненным в формате Межправительственной комиссии по изменению климата и отраженным в последнем четвертом Отчете об оценке изменения климата от 2007 г. (AR4), принимаются во внимание различные сценарии роста уровня океана, начиная с оптимистических прогнозов и заканчивая пессимистическими. Так, следуя средним оценкам, предполагается, что уровень океана к середине 2090-х годов поднимется на 0,22 — 0,44 метра по сравнению с уровнем 1990 г. <2>. ——————————— <2> См.: Отчет об оценке изменения климата от 2007 года (AR4) на официальном сайте Межправительственной комиссии по изменению климата в сети Интернет. URL: http:// www. ipcc. ch/ publications_and_data/ ar4/ wg1/ en/ contents. html.

Отмечая приведенные научные выводы в отношении роста уровня Мирового океана, необходимо также учитывать перспективы наращивания темпов рассматриваемого явления и его возможные негативные последствия для прибрежных государств. Так, потенциальные последствия наступления Мирового океана могут прежде всего выражаться в значительной эрозии береговой линии прибрежных государств, что неизбежно приведет либо к потере прибрежными государствами части сухопутной территории, либо к полному поглощению морем территорий отдельных, главным образом мелких, островных государств. В результате смещения прибрежной линии в сторону суши площадь морских пространств существенно расширится, что непременно скажется на взаимоотношениях прибрежных государств в области навигации, добычи морских биологических ресурсов, эксплуатации нефтегазовых и иных месторождений на море, при решении вопросов защиты морской среды, а также иных вопросов, связанных с использованием морских пространств. Однако наиболее важным следствием сдвига прибрежной линии в сторону суши, которое во многом определит решение обозначенного выше перечня вопросов, является фактическое изменение ориентиров определения границ морских зон прибрежных государств согласно правилам современного международного морского права. Вследствие этого необходимо обратиться к исследованию нормативного пласта по формированию границ морских территорий и определить проблемные моменты их установления в случае повышения уровня Мирового океана.

Действующее международно-правовое регулирование установления морских границ и его дефекты в свете роста уровня Мирового океана

Современный международный морской правопорядок главным образом основан на концепции разграничения морских пространств с соблюдением баланса между суверенными правами прибрежного государства и отдельными правами всего мирового сообщества по использованию указанных территорий. В этой связи международные нормативные правила по установлению границ морских пространств являются решающим фактором четкой реализации любой деятельности государств на море. Основополагающим международно-правовым документом, регламентирующим условия и порядок установления морских границ, является Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву <3>. Так, данный международный акт предусматривает возможность для прибрежных государств устанавливать следующие морские зоны, отличающиеся специфическим режимом их использования, а именно: внутренние воды, территориальные воды, прилежащая зона, архипелажные воды, исключительная экономическая зона и континентальный шельф. Универсальным начальным ориентиром, от которого отмеряются внешние границы перечисленных морских территорий, согласно ст. ст. 3, 33 (2), 47, 57 и 76 (1) Конвенции являются исходные линии. Общее правило ст. 5 Конвенции основывается на необходимости проведения нормальных исходных линий, представляющих собой линии наибольшего отлива вдоль побережья, отмеченные на крупномасштабных картах, официально признанных прибрежным государством. ——————————— <3> Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву, 11 декабря 1982 г., Монтего-Бей. См. текст документа на официальном сайте Организации Объединенных Наций в сети Интернет. URL: http:// www. un. org/ Depts/ los/ conven-tion_ agreements/ texts/ unclos/ unclos_r. pdf.

В ряде случаев предусмотрена возможность отхода от правила проведения нормальных исходных линий. Данные исключения связаны прежде всего с особенностями конфигурации береговой линии, такими как: сильная изрезанность береговой полосы, близость серии мелких островов, изменчивость береговой зоны ввиду присутствия дельты реки и др. В указанных случаях ст. 7 Конвенции предоставляет прибрежным государствам право отступать от общего правила и устанавливать прямые исходные линии, соединяющие наиболее выступающие точки береговой зоны. Также особые правила установлены для государств, расположенных на группах островов — архипелагах. В данном случае ст. 47 Конвенции допускает проведение прямых архипелажных исходных линий, соединяющих внешние точки крайних островов и рифов архипелага. В приведенных ситуациях исходные линии являются тем базисным пунктом, от которого отмеряется ширина и соответственно внешняя граница обозначенных морских зон. Так, внешний край территориальных вод должен проходить не далее 12 морских миль от исходных линий (ст. 3 Конвенции), прилежащей зоны — не далее 24 морских миль (ст. 33 (2) Конвенции), исключительной экономической зоны — не далее 200 морских миль (ст. 57 Конвенции), континентального шельфа — также в пределах 200 морских миль или до границы подводной окраины материка, если шельфовая зона продолжается далее за указанный двухсотмильный порог (ст. 76 (1) Конвенции). Соответственно, внутренние и архипелажные воды также определяются на основе использования исходных линий в качестве начальных ориентиров. Так, следуя ст. 8 (1) Конвенции, воды, обращенные в сторону суши от исходных линий, признаются внутренними водами прибрежного государства. В свою очередь, в силу положений п. 1 ст. 49 Конвенции воды, заключенные между прямыми архипелажными исходными линиями, образуют архипелажные воды расположенного на архипелаге государства. Кроме уже обозначенного, исходные линии используются в качестве отправных точек при разграничении морских пространств прибрежных государств с противолежащими или смежными побережьями. В соответствии с положениями ст. 15 Конвенции и нормами международного обычного права <4> основным принципом делимитации морских территорий выступает правило равноудаленности линии разграничения от соответствующих точек исходных линий. В этом отношении роль исходных линий в процессе определения морских границ соседствующих прибрежных государств является необходимой и значительной. ——————————— <4> Принципы разграничения исключительных экономических зон соседних прибрежных государств отражены в решениях Международного Суда Организации Объединенных Наций по делам залива Мэн (Канада против США), 1984; Гренландия / Ян Майен (Дания против Норвегии), 1993 и др. В свою очередь, вопрос разграничения континентальных шельфов рассматривался Международным судом ООН в делах по делимитации континентального шельфа Северного моря (ФРГ, Дания и Нидерланды), 1969; Тунис против Ливии, 1982 и др. См. текст документов на официальном сайте Международного Суда ООН в сети Интернет. URL: http://www. icj-cij. org.

Применение исходных линий также отражено в предписании ст. 76 (5) Конвенции при установлении внешней границы континентального шельфа. Указанное правило предусматривает, в частности, требование о максимальной ширине континентального шельфа, которая не должна превышать 350 морских миль от исходных линий. Как свидетельствуют приведенные выше положения Конвенции, в существующем международно-правовом режиме морских территорий подразумевается неизменность установленных исходных линий, что гарантирует в первую очередь стабильность и предполагаемую бесконфликтность межгосударственных отношений. Однако даже потенциальная возможность коррекции направления уже проведенных исходных линий может привести к перекраиванию границ морских территорий и вследствие этого к изменению их правового режима, что вполне может произойти в случае повышения уровня океана. В итоге усиливающиеся проявления общего повышения уровня воды в Мировом океане с неизбежностью претворяют потенциальную возможность смещения в сторону суши как исходных линий, так и морских зон в прогнозируемую действительность. В связи с этим существуют все основания ожидать роста претензий одних государств на морские ресурсы, ранее находившиеся под юрисдикцией прибрежных государств, а в новых условиях ставшие ресурсами открытого моря. С другой стороны, прибрежные государства примут все зависящие от них меры по сохранению своих суверенных прав на эксплуатацию морских ресурсов в прежних границах морских зон. По этой причине перед мировым сообществом стоит главная задача — минимизировать риски возникновения спорных ситуаций прежде всего путем своевременного и детального регулирования последствий рассматриваемого явления. Поэтому необходимо обратиться к определению возможных конкретных правовых путей решения вопросов, вызванных ожидаемым смещением морских зон и их границ в сторону суши вследствие общего повышения уровня океана.

Юридические способы преодоления недостатков международно-правового установления морских границ

Как было указано выше, основная роль по регулированию международных отношений на море принадлежит Конвенции ООН по морскому праву. Согласно суммарным положениям ст. ст. 5, 7 и 47 данного международно-правового документа, исходные линии должны быть проведены в соответствии с линией наибольшего отлива (нормальные исходные линии) или в соответствии с линией, соединяющей наиболее выступающие точки береговой зоны (прямые исходные линии) либо точки крайних островов архипелага (прямые архипелажные исходные линии). В результате первый способ решения проблемы установления морских границ в случае роста уровня Мирового океана основан на прямом применении норм Конвенции. Следуя логике нормативных правил указанного международно-правового акта, при повышении уровня Мирового океана и смещении вследствие этого линии наибольшего отлива, а также линий, соединяющих наиболее выступающие точки береговой зоны или точки крайних островов архипелага, исходные линии должны быть установлены заново с учетом новых ориентиров. Однако решение задачи подобным образом неизбежно приведет к возникновению комплекса других вопросов, находящихся за пределами регулирования современного международного права, ответы на которые необходимо будет дать уже в свете новых обстоятельств. Так, во-первых, настоящее международное морское право не предусматривает процедуры изменения границ противолежащих или смежных морских территорий прибрежных государств, ранее установленных во исполнение обязательного для сторон решения международного суда (арбитража, трибунала). В противном случае отсутствие данного механизма станет причиной возникновения новых спорных ситуаций между соседними прибрежными государствами в вопросах разграничения их морских территорий. Во-вторых, при определении новых границ континентального шельфа в ситуации их сдвига появляется необходимость в процедуре повторного обращения в Комиссию по границам континентального шельфа за получением рекомендаций об установлении внешнего предела континентального шельфа в случае, когда указанная процедура уже была реализована ранее. В настоящее время действующее международно-правовое регулирование в рамках ст. 76 (8) Конвенции и Приложения II к Конвенции предусматривает лишь однократное обращение государства в указанную Комиссию, при этом ее рекомендации являются окончательными и обязательными для государств. Обстоятельство смещения исходных линий, а вместе с ним и смещение внешних границ континентального шельфа в сторону суши побуждает сделать отмеченный механизм установления внешнего края континентального шельфа более гибким и соответствующим изменившимся географическим условиям. В-третьих, помимо всего прочего, определение новых исходных линий, а также приведение внешних границ морских зон в соответствие с ними потребует значительных ресурсных и временных затрат. Так, например, лишь одна процедура получения рекомендаций от Комиссии по границам континентального шельфа может занять несколько лет и потребовать значительных финансовых затрат, связанных со сбором дополнительных научных данных о шельфовой зоне прибрежного государства. Кроме того, постепенное изменение очертаний береговой линии создаст необходимость в периодической ревизии координат исходных линий и границ морских зон. При прочих равных условиях фактор затрат, порой необоснованных, может стать решающим при выборе той или иной схемы поведения международного сообщества. Второй способ преодоления недостатков международно-правового установления морских границ в условиях роста уровня Мирового океана, в противоположность рассмотренному выше подходу, более консервативен, однако также требует коррекции существующего нормативного материала. Данный подход заключается в сохранении местоположения имеющихся исходных линий и внешних границ морских территорий, несмотря на факт смещения береговой линии в сторону суши. В настоящем случае воды, расположенные от исходных линий по направлению к суше, в рамках настоящего правового регулирования, зафиксированного в ст. 8 (1) Конвенции, подпадают под режим внутренних вод. Расположение же иных морских зон в этом случае не претерпевает изменений. Однако требования современного международного морского права относительно проведения исходных линий не позволяют действовать иначе, как устанавливать новые исходные линии в соответствии с имеющимися объективными условиями. В целях юридического закрепления намерения государств сохранить местоположение исходных линий и соответственно границ морских территорий требуется ввести международный мораторий на изменение местоположения исходных линий, подкрепленный внесением соответствующих поправок в Конвенцию ООН по морскому праву. Рассмотренные выше способы решения проблемы смещения морских границ равносильны и одинаково возможны, а то, к какому из них обратится мировое сообщество, покажет дальнейшее развитие международного морского права.

——————————————————————