Опыт Европы, США и Индии в сфере государственной поддержки инноваций

(Калятин В. О., Наумов В. Б., Никифорова Т. С.) («Российский юридический журнал», 2011, N 1)

ОПЫТ ЕВРОПЫ, США И ИНДИИ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИЙ

В. О. КАЛЯТИН, В. Б. НАУМОВ, Т. С. НИКИФОРОВА

Калятин В. О., кандидат юридических наук, ведущий юрист по интеллектуальной собственности ГК «Роснанотех» (Москва).

Наумов В. Б., кандидат юридических наук, партнер международной юридической фирмы «Саланс» (Санкт-Петербург).

Никифорова Т. С., магистр права (Оксфорд), старший юрист международной юридической фирмы «Саланс» (Санкт-Петербург).

На примере Европейского союза, отдельных государств (Великобритании, Германии, Франции, Швеции, Индии и США) рассмотрены базовые нормативные и организационно-правовые механизмы, направленные на развитие и поддержку инновационного бизнеса. Выделены эффективные меры государственной поддержки инноваций, сформулированы предложения по их использованию в российской практике.

Ключевые слова: инновации, государственная поддержка, Европа, США, Индия, законодательство.

Experience of Europe, the USA and India in the field of innovations state support V. O. Kalyatin (Moscow), V. B. Naumov, T. S. Nikiforova (Saint-Petersburg)

The article focuses on the experience of a number of foreign countries in the field of innovations’ stimulation. The analysis begins with a review of experience of the European union and four European countries (Great Britain, Germany, France, Sweden). Further solutions existing in the US and India are described. Measures taken in different countries for the purpose of stimulating innovations activity are summarized.

Key words: innovations, stimulation of development, foreign experience.

Общепризнанна необходимость перехода России на инновационный путь развития. Но мало лишь заявить о желаемой цели — достигнуть ее будет невозможно без механизма, ей адекватного и учитывающего существующую систему правового регулирования и общественных институтов. В этом отношении очень важно системное изучение иностранного опыта, а не отдельных институтов комплекса, который реализован в данной стране. Опыт показывает, что механическое заимствование обособленного института без понимания его места в системе мер стимулирования инновационного развития в стране обычно мало что дает, так как каждый институт, каждая мера поддержки формируются с учетом иных мер, реализованных в законодательстве. В статье рассмотрен широкий спектр организационно-правовых и управленческих решений по государственной поддержке инноваций в ряде регионов и стран мира. Также проведена систематизация указанных инициатив с целью оценки перспектив их последующего применения в России.

Европейский союз

Одна из особенностей политики в указанной сфере в ЕС — существование и взаимодействие инновационной политики ЕС и инновационной политики государств-членов ЕС. Поскольку регулирование в сфере инновационной деятельности относится к исключительной компетенции государств-членов ЕС, деятельность самого ЕС в данной сфере может осуществляться только в рамках так называемого режима открытой координации, основанного на добровольном сотрудничестве государств-членов ЕС, и принятия актов, носящих исключительно рекомендательный характер, с последующей их имплементацией в национальное законодательство. Вопрос стимулирования инновационной деятельности на общеевропейском уровне был впервые поднят в 90-х гг. XX в. Проблема вызвала широкое обсуждение, в ходе которого были проанализированы основные факторы, способствующие развитию инноваций как в частном, так и в государственном секторе. В качестве факторов, отрицательно влияющих на успешную коммерческую реализацию новых идей, помимо недостаточного объема исследований были выделены отсутствие тесной связи между промышленным сектором и наукой, высокая стоимость патентов и сложность патентной системы, слишком длительный период создания новых предприятий. Для решения указанных проблем Европейской комиссией была создана Европейская сеть центров обмена инновациями (The European Network of Innovation Relay Centres). Она включает в себя 68 центров в 30 государствах Европы, в том числе в странах, не входящих в ЕС (Исландия, Израиль, Швейцария). Данные центры представляют собой технологических брокеров, которые помогают научно-исследовательским организациям передавать бизнесу инновационные технологии. Большое внимание развитию системы обмена технологиями между научно-исследовательскими организациями и бизнесом, в том числе посредством учреждения технологических брокеров, было уделено в Пятой рамочной программе. В 1999 г. Еврокомиссия запустила проект под названием «Тенденции инновационной деятельности в Европе» (Trend chart on innovation in Europe). Его цель — сбор и анализ информации об инновационной политике стран ЕС, Северной Америки и Азии <1>. Проводимая в рамках проекта работа позволяет выявлять различные тенденции и подводить итоги деятельности государств в области инноваций, определять наиболее успешные меры, принимаемые странами в области инновационной политики. ——————————— <1> Всего было проанализировано 39 стран.

В рамках Главного управления Европейской комиссии по предпринимательству и торговле существует информационный проект «ПРО ИННО Европа», который был создан для координации деятельности государств-членов ЕС в области инновационной политики. «ПРО ИННО Европа» основан на трех документах: «Политика анализа», «Политика знаний» и «Политика развития». В связи с важностью проведения единой политики в области стимулирования инноваций в рамках ЕС была принята Лиссабонская стратегия, одобренная главами государств и правительств стран ЕС по результатам встречи Европейского совета в марте 2000 г. Цель Лиссабонской стратегии — создание к 2010 г. в Европе самой конкурентоспособной экономики, основанной на знаниях. Дальнейшее развитие европейская инновационная политика получила в 2002 г.: на встрече Европейского совета главы государств-членов ЕС приняли решение об увеличении инвестиций в области исследований и инноваций с 1,9% до 3% от ВВП к 2010 г. Реализуя указанные решения, в апреле 2003 г. Европейская комиссия разработала информационный документ «Инвестиции в исследования: план действий». Он содержит рекомендации по реализации конкретных мероприятий для государств-участников, которые представлены в виде четырех блоков. Первый блок действий направлен на развитие координации внутри стран ЕС, в межгосударственных взаимоотношениях членов ЕС с другими странами. Второй блок мероприятий нацелен на совершенствование государственной поддержки в области исследований и технологических инноваций. Предполагается принять меры по улучшению возможностей для карьерного роста ученых, приближению государственных исследований к нуждам промышленности и развитию и полной реализации потенциала европейских и национальных государственных финансовых инструментов. Третий блок мероприятий должен способствовать увеличению объема государственного финансирования исследований. Четвертый блок призван улучшить защиту результатов исследований и технологических инноваций. При этом немаловажно, что план уделяет внимание действиям, осуществляемым на уровне не только государственных органов, но и непосредственных участников создания и пользователей результатов интеллектуальной деятельности. Например, согласно плану каждый студент, обучающийся на факультетах естественных наук, инженерного направления или бизнеса, дополнительно к основной специальности должен пройти курс обучения в области интеллектуальной собственности и трансфера технологий. Поскольку ожидалось, что меры по поддержке исследований не смогут стать достаточно эффективными без комплексной поддержки инноваций, Европейская комиссия в 2003 г. разработала документ, направленный на развитие инновационной деятельности, — «Инновационная политика: Подход ЕС в контексте Лиссабонской стратегии». В 2006 г. Европейская комиссия приняла еще один важный документ «Инновационная стратегия — внедрение знаний в практику» («Putting knowledge into practice: A broad-based innovation strategy for the EU», COM (2006) 502), который предлагает развивать следующие методы стимулирования инновационной деятельности: создание и развитие кластеров (система взаимосвязанных предприятий, исследовательских институтов, расположенных в одном месте); развитие компаний, создаваемых совместно научно-исследовательскими институтами и бизнесом; введение на национальном уровне налоговых льгот для инновационных предприятий. Помимо разработки документов, направленных главным образом на стимулирование инновационной деятельности государствами-членами ЕС (подобно указанным выше), в рамках ЕС принимаются различные программы для поддержки и финансирования исследований и инновационной деятельности и из бюджета ЕС <2>. Так, были приняты различные информационные документы, направленные, например, на разъяснение порядка получения помощи для проведения исследований, внедрения инновационных материалов в производство, создания инновационных предприятий и т. д. <3>. ——————————— <2> С 2007 по 2013 г. действует несколько таких программ в различных областях: Седьмая рамочная программа (подобные программы принимаются в рамках ЕС с 1984 г., бюджет данной программы составляет 54 млрд. евро), Рамочная программа о конкуренции и инновациях, инструменты «Единой политики», такие как Европейский фонд поддержки регионов, Сельскохозяйственный фонд. <3> Например, 30 сентября 2008 г. был принят документ «Руководство по возможностям, предоставляемым ЕС в области исследований и инноваций» (Competitive European Rregions Through Research and Innovation. Practical Guide to EU Funding Opportunities for Research and Innovation, Rev 1). Он призван помочь потенциальным получателям финансовой помощи определить, какая из предложенных данными программами схем в наибольшей степени для него подходит.

Великобритания

При первом взгляде на законодательство Великобритании может показаться, что инновационной деятельности не уделяется необходимого внимания. Это связано с тем, что в законодательстве страны крайне редко используется понятие «инновационная деятельность». Тем не менее это впечатление обманчиво: в Великобритании действует целый комплекс мер, направленных на стимулирование исследований и разработок в бизнес-секторе (research and development). Ключевой механизм государственной поддержки развития науки и высоких технологий в Великобритании — налоговые льготы для организаций, занимающихся исследованиями и разработками <4>. ——————————— <4> Основными законодательными актами в данной области являются: Закон «О налоге на доходы и корпоративном налоге», 1988 г. (Income and Corporation Taxes Act), Закон «О финансах на 2000 г. » (Finance Act 2000), Закон «О финансах на 2002 г.» (Finance Act 2002).

Под исследованиями и разработками понимается «работа, направленная на разрешение научных и технических вопросов для достижения прогресса в науке или технологии» <5>, при этом понятие «прогресс» означает получение новых или усовершенствованных продуктов, процессов или услуг. Критериям отнесения отдельных видов деятельности к исследованиям и разработкам посвящен отдельный документ: «Руководство по определению исследований и разработок в целях налогообложения» от 5 марта 2004 г. <6>. Разъяснения по этому вопросу можно получить в Министерстве по делам бизнеса, предпринимательства и реформ в области государственного регулирования. ——————————— <5> Определение приведено в ч. 1 Приложения 19 к Закону «О финансах на 2000 год». <6> Руководство по определению исследований и разработок в целях налогообложения (DTI Guidelines on the Meaning of Research and Development for Tax Purposes) разработано Министерством торговли и промышленности и одобрено Парламентом.

В рамках реализации стратегии поддержки инвестиций в научно-технический сектор в 2000 г. были введены налоговые льготы для малых и средних предприятий, а затем, в 2002 г., они были распространены и на крупные компании. Право на налоговые вычеты по налогу на прибыль получают все компании, которые ежегодно вкладывают более 10 тыс. фунтов стерлингов в научную деятельность. Расходы компании на исследования и разработки, в отношении которых применяются налоговые льготы, определяются достаточно широко и включают в себя: расходы по найму персонала, прямо или косвенно вовлеченного в осуществление исследований и разработок; расходы, связанные с предоставлением персонала, прямо или косвенно вовлеченного в исследования и разработки; приобретение потребляемых и видоизменяемых материалов, которые напрямую используются при осуществлении исследований и разработок (в общем смысле — физические материалы, потребляемые в рамках осуществления исследований и разработок); расходы на электроэнергию, воду, топливо и программное обеспечение, напрямую используемые в целях исследований и разработок. Размер льготы зависит от величины компании и составляет: 150% от расходов на исследования и разработки для малых и средних компаний; 125% от расходов на исследования и разработки для крупных компаний. Дополнительно компании имеют право применять ускоренную амортизацию в отношении отдельных видов приобретенных основных средств (оборудование, автомобили и т. п.), которые используются для исследований и разработок. Следует отметить, что в процессе постоянного совершенствования механизма налоговых льгот государство постоянно поддерживает диалог с бизнес-сообществом. С 2000 г. Королевской налоговой и таможенной службой был издан ряд информационных писем, документов, уведомлений и руководств, разъясняющих отдельные вопросы применения льгот на корпоративный налог в отношении доходов, связанных с инновационной деятельностью. Такое сотрудничество привело не только к введению налоговых льгот, но и к прозрачности и эффективности регулирования соответствующих отношений. Неудивительно, что стратегия налаживания и поддержания диалога между государством и частным сектором, реализованная в Великобритании, была признана на международном уровне в качестве лучшей практической модели по применению подобных мер <7>. ——————————— <7> Report of Expert Group on Fiscal Measures for Research submitted to CREST in the context of the Open Method of Coordination. The Hague, 15 June 2004.

Важную роль в развитии инновационной политики Великобритании играет создание информационной поддержки инновационной деятельности. В частности, с этой целью Министерство инноваций, высших учебных заведений и повышения квалификации на своем официальном сайте размещает большой массив документов, которые могут оказаться полезными участникам инновационного процесса <8>. Особый интерес представляют предложенные Министерством модельные контракты, направленные на передачу или использование права собственности на результаты интеллектуальной деятельности в области инноваций <9>. Они были подготовлены рабочей группой, в которую вошли представители университетов, региональных агентств развития, Ассоциации малых предприятий, различных министерств и частных компаний. Группа начала работу в 2004 г. и к настоящему моменту подготовила пять контрактов — пять моделей взаимодействия научно-исследовательских и коммерческих организаций. ——————————— <8> URL: http:// www. dius. gov. uk/ policy/ innovation. html. <9> URL: http:// www. innovation. gov. uk/ lambertagreements.

Наряду с указанными мерами поддержки необходимо отметить и активное формирование инфраструктурной основы ведения инновационной деятельности в Великобритании. В частности, большое распространение получили компании, осуществляющие консультационные и сервисные услуги в области технологического развития. Они изначально создавались на базе университетов и являются владельцами различных инновационных центров, которые предоставляют офисы и лаборатории для молодых инновационных компаний. Также такие компании участвуют в посреднической деятельности между разработчиками инновационных идей и представителями бизнеса, которые готовы использовать эти идеи на практике.

Германия

Характерная черта инновационной политики Германии — финансовая поддержка исследований и инновационной деятельности государством. Именно государство играет активную роль в научных исследованиях: до 80% исследовательской деятельности вузов осуществляется за счет грантов пяти крупных научных обществ. Помимо этого правительство поддерживает долгосрочные и рискованные исследования в ключевых областях научно-технической и производственно-хозяйственной деятельности по нескольким направлениям: финансирование проектов со стороны государства, направленное на привлечение частных инвесторов; предоставление прямой финансовой поддержки частным инвесторам. В 2004 г. был принят Закон о стимулировании рискового капитала, который предусматривает налоговые льготы для инициаторов создания фондов рискового капитала, например освобождение от налогов на 50%. С 2004 г. создавались специальные фонды (преимущественно с государственным участием) для поддержки немецкого рынка рискованного паевого участия в рискованных предприятиях. Как и в Великобритании, в Германии большое внимание уделяется информационному обеспечению инновационной сферы. Важный источник информации в предпринимательском секторе — Патентное ведомство Германии. Для облегчения доступа малым и средним предприятиям к соответствующим данным было создано более 20 патентно-информационных центров и служб по всей стране. Но одними только советами дело не ограничивается: в Германии налажена система государственной поддержки реализации запатентованных изобретений. С 1995 г. Гамбургский патентно-инновационный центр заключает соглашения с научными учреждениями и выступает в качестве брокера в интересах малого и среднего предпринимательства. Центр сотрудничает также с двумя ведущими национальными информационными сетями, через которые коммерчески значимые изобретения предлагаются заинтересованным лицам внутри страны и за рубежом. При этом, что немаловажно для малого и среднего бизнеса, Центр отслеживает выполнение условий соглашений. Динамично развиваются и научно-технологические парки Германии. Один из наиболее известных — технопарк Берлин-Адлерсхоф <10>. В действующих на его территории 220 инновационных предприятиях и 14 научных центрах занято более 3500 сотрудников. ——————————— <10> Технопарк является коммерческой организацией, в качестве учредителей которой выступают Федеральная земля Берлин (51% уставного фонда в виде земельной площади и зданий) и еще две коммерческие компании.

Швеция

Государственное учреждение, реализующее государственную политику в области инновационной деятельности, — Правительственное агентство по инновационным системам в Швеции (далее — VINNOVA). Основными целями деятельности VINNOVA являются: обеспечение более эффективного взаимодействия между университетами и исследовательскими институтами, с одной стороны, и промышленными компаниями — с другой; стимулирование тех областей науки и тех разработок, которые считаются рисковыми, но при этом обладают потенциалом развития; усиление поддержки вузов в процессе коммерциализации исследовательских результатов. Большой интерес представляет порядок взаимодействия высших учебных заведений и бизнеса. Швеции удалось реализовать достаточно удачную модель, сочетающую свободу вузов в коммерциализации созданных ими результатов интеллектуальной деятельности с инструментами, направленными на получение как государством, так и обществом в целом отдачи от созданных разработок. Согласно Закону «О высшем образовании» вузы обязаны взаимодействовать с обществом и предоставлять информацию о своей деятельности в форме отчета Агентству по высшему образованию. С 1996 г. вузы в Швеции получили право на ведение инновационной деятельности. Формы сотрудничества вузов и бизнеса могут быть различными: создание в вузах специальных подразделений, занимающихся коммерциализацией исследовательских результатов; учреждение специальных консалтинговых организаций и форумов по сотрудничеству с внешними участниками рынка; создание специализированных подразделений, консультирующих по экономическим и юридическим вопросам, например курсов по вопросам составления договоров для студентов и профессоров; создание холдинговых компаний. На последней из указанных форм стоит остановиться подробнее. Холдинговая система как форма сотрудничества вуза и бизнеса была предложена правительством в законопроекте «Исследования для знаний и будущего». Основные задачи холдинговых фирм включают в себя владение, распоряжение и управление акциями компаний, цель которых состоит в том, чтобы способствовать коммерческому распространению результатов исследовательской деятельности при соответствующем вузе. Правительством было учреждено 14 холдинговых фирм при вузах. Важно заметить, что государство в Швеции считает нецелесообразным активно вмешиваться в коммерческую деятельность вузов и сознательно ограничивает свое влияние на них: в 1998 г. акции этих фирм, принадлежащие государству, были переданы в управление тех вузов, при которых они находились. Важную роль в налаживании контактов между вузами и бизнесом стали играть появившиеся в середине 1990-х гг. фирмы, цель деятельности которых — распространение запатентованных технологий, созданных в результате исследовательской деятельности вузов. Подобные фирмы могут принадлежать совместно вузам и местным муниципалитетам или региональным властям. Обычно такие фирмы предоставляют консультации, касающиеся вопросов патентования изобретения и договоров, а также проводят экспертизу результата исследований на предмет коммерческого потенциала. В случае если результат представляет коммерческую выгоду, их задача шире — им нужно найти клиентов или другим способом помочь в реализации результата в сотрудничестве с изобретателем. При этом все финансовые затраты и риски такие организации берут на себя, а доходы от реализации проекта распределяются между ними и изобретателями согласно заключенному контракту. Еще одна форма сотрудничества бизнеса, государства и университетов в Швеции — центры экспертизы, которые выступают связующим звеном в рамках сотрудничества нескольких исследовательских групп из университета и нескольких партнеров из сферы индустрии. Основная задача центра экспертизы — способствовать проведению проблемно ориентированных междисциплинарных исследований, а также преобразованию новых знаний и компетенций в новые продукты, процессы и услуги. В 1998 г. правительством Швеции была разработана специальная программа для поддержки передачи инновационных технологий компаниям малого бизнеса (TUFF). Она нацелена на создание ряда мероприятий, которые бы облегчили доступ малых предприятий к инновационным технологиям. Основной акцент делается на создании специальных организаций — технологических брокеров. В рамках программы проводится обучение и сертификация брокеров, создание специальной информационной сети.

Франция

Во Франции законодательство традиционно уделяет большое внимание защите интересов авторов, следует этим традициям и инновационное законодательство. Документом, призванным объединить все общие законы и нормативные акты по инновациям и исследованиям во Франции, является Исследовательский кодекс (Code de la recherche) <11>. Однако в настоящее время работа над ним все еще продолжается и сохраняют действие ранее принятые в этой сфере нормативные акты. ——————————— <11> Закон от 11 июня 2004 г. N 2004-545 (консолидированная редакция от 8 мая 2010 г.) // URL:http://www. legiFrance. gouv. fr.

Так, права работников на созданные ими изобретения по-прежнему регулируются положениями Кодекса интеллектуальной собственности. Они применимы к работникам как государственных организаций, так и частных компаний. В частности, предусмотрены критерии предоставления прав на изобретение в зависимости от того, как было создано такое изобретение: по прямому заданию работодателя, с использованием средств работодателя и т. п. Для разрешения споров о применении указанных положений создана совместная согласительная комиссия при Национальном институте интеллектуальной собственности (INPI). Нормы Исследовательского кодекса посвящены правам государственных исследовательских учреждений на участие в коммерческой деятельности. В частности, существует группа учреждений со специальным статусом, дающим им финансовую независимость, их ресурсы формируются в основном за счет прибыли от коммерческой деятельности. Другие учреждения не имеют таких возможностей, и их участие в коммерческой деятельности ограничено определенными условиями. Они должны соблюдать и выполнять задачи, определенные в Исследовательском кодексе, которые в том числе включают продвижение результатов исследований. Образовательным учреждениям во Франции предоставляются широкие возможности по коммерческому использованию созданных ими результатов инновационной деятельности. Государственные исследовательские, научные и технологические учреждения, а также вузы <12>, могут оказывать услуги, выполнять договоры на проведение исследовательских работ, использовать запатентованные изобретения и лицензии и коммерциализировать продукты своей деятельности. Кроме того, они вправе на определенных условиях поручать такую деятельность частным компаниям или учреждениям, а также создавать дочерние общества. ——————————— <12> Правам государственных вузов посвящены нормы Образовательного кодекса.

Установлены правила, призванные дать возможность ученым, разработавшим соответствующие результаты интеллектуальной деятельности, участвовать во внедрении и коммерческом использовании таких объектов. Так, по общему правилу работники государственных научных исследовательских учреждений и вузов являются государственными служащими и в соответствии с законом <13> не вправе заниматься никакой приносящей доход частной деятельностью. В то же время согласно положениям Исследовательского кодекса с разрешения государственного органа работники исследовательских учреждений могут принимать участие (в качестве учредителя или члена руководящего органа) в создании предприятия, в задачи которого входит оценка исследовательских работ, которые они выполняли как государственные служащие. Такой работник может даже вносить (на ограниченный срок) в данное предприятие права на использование результатов интеллектуальной деятельности, полученных в ходе работы в исследовательском учреждении. ——————————— <13> Закон от 13 июля 1983 г. N 83-634 «О правах и обязанностях государственных служащих».

Работнику исследовательского учреждения также предоставлено право владеть акциями предприятия как при его создании, так и впоследствии в пределах 49% капитала и 49% прав голоса при условии, что за последние пять лет он в качестве государственного служащего не осуществлял никаких контролирующих функций на таком предприятии и не принимал участия в присуждении контрактов и договоров, заключаемых между предприятием и государственным исследовательским учреждением. Помимо Исследовательского кодекса во Франции существует несколько законов и нормативных актов, направленных на поддержку инноваций и исследований. В первую очередь следует обратить внимание на налоговое законодательство. Основная мера, поощряющая проведение исследований, — налоговый вычет на исследования (30% от расходов предприятия на НИОКР в пределах 100 млн. евро плюс 5% от расходов сверх этой суммы). Также предусмотрены налоговые льготы на расходы на патенты. В отношении ряда предприятий установлен особый налоговый режим.

США

Среди мер, принятых в США для стимулирования инновационной деятельности, особое внимание уделяется мерам, призванным облегчить коммерческое использование результатов интеллектуальной деятельности разработавшими их институтами. С этой целью институтам предоставляются широкие полномочия по коммерциализации полученных за счет бюджетного финансирования результатов интеллектуальной деятельности, но в то же время предусматриваются специальные положения, касающиеся возможности государства использовать полученные результаты в своих интересах. Это сочетание — характерная особенность инновационного законодательства США <14>. ——————————— <14> Подробнее об отдельных аспектах законодательного регулирования в США см.: Крюков Д., Покровский К. Интеллектуальная собственность, созданная при государственном финансировании. Политика правительства США // Электроника: наука, технология, бизнес. 2004. N 3. С. 88 — 91.

Основными нормативными актами, регулирующими инновационную деятельность в США, являются принятые в 1980 г. Закон Бей-Доула <15> и Закон Стивенсона-Уайдлера <16>. Их цель — создание возможностей для использования частным сектором результатов научных исследований, проводимых при финансовом участии государства. ——————————— <15> Закон «Об Университетах и Процедуре патентования для малого бизнеса» («University and Small Business Patent Procedures Act») // 35 U. S. C § 200 — 212. <16> Закон «О технологических инновациях» («Technology Innovation Act») // Public Law 96-480.

Закон Бей-Доула регулирует права на интеллектуальную собственность, полученную при государственном финансировании разработок, т. е. на основании соглашений о предоставлении финансовой помощи. Данный закон впервые предоставил получателям государственного финансирования право самостоятельно патентовать созданные ими изобретения и выдавать на них лицензии другим лицам. Тем не менее в ряде случаев решение о том, кому будут принадлежать права интеллектуальной собственности на изобретение, принимает правительство США. Для обеспечения баланса интересов разработчика результата интеллектуальной деятельности и государства в случае сохранения права на изобретение за получателем бюджетных средств на него возлагается ряд дополнительных обязанностей и ограничений, связанных с использованием изобретения. В частности, за правительством США признается право выдать принудительную лицензию на использование изобретения. Это право правительство может реализовать в случаях, если правообладатель — получатель бюджетных средств не осуществляет практическое использование изобретение, в то время как такое изобретение представляет для государства социально значимый интерес <17>. ——————————— <17> При этом следует отметить, что американское правительство весьма консервативно подходит к вопросу о принудительных лицензиях. Например, один из запросов о выдаче принудительной лицензии на новые лекарственные препараты, применяемые в онкологии, был основан на том, что цена препарата, установленная производителем, делает его практически недоступным для большинства пациентов. Тем не менее в истребовании принудительной лицензии было отказано на том основании, что использование патента осуществляется, препарат на рынке присутствует, а ценовая политика патентообладателя не является предметом регулирования Правительства США.

Другой важный закон — Закон Стивенсона-Уайдлера касается вопросов закрепления прав на продукты и технологии, созданные при финансовой поддержке государством национальных лабораторий и их персонала. Важно, что Закон не запрещает привлекать в этом случае финансирование со стороны: прямо предусматривается право ряда государственных органов предоставлять гранты для поддержки инновационных проектов (при условии, что размер такого гранта не будет превышать 75% от стоимости проекта). В соответствии с указанным Законом федеральным агентствам также предоставляется право сотрудничать с промышленностью, университетами, некоммерческими организациями и т. д. (Такое сотрудничество осуществляется на основании Соглашений о сотрудничестве в области исследований и разработок.) Участвующие в сотрудничестве стороны могут финансировать федеральную лабораторию, обеспечивать ее персоналом, оборудованием и помещениями, оказывать другие услуги. Лаборатории, в свою очередь, могут предоставлять свое имущество, обеспечивать стороны необходимым персоналом, оказывать иные услуги. Работа может выполняться как в лабораториях, так и на территории партнеров. Расширяя возможности лабораторий по коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, в 1986 г. Закон «О передаче федеральных технологий» разрешил их директорам вести переговоры о заключении лицензионных соглашений в отношении любой интеллектуальной собственности, полученной в лаборатории или каким-либо иным образом переданной правительству. Отдельным направлением поддержки инновационной деятельности является информационная поддержка, в частности, в отношении разработок, осуществляемых в других странах. Здесь можно упомянуть, например, Закон «О японской технической литературе», принятый в 1986 г. для обеспечения получения информации о технических разработках в Японии. В Министерстве торговли была создана специальная служба — Национальный технический информационный центр, который предоставлял государственным органам и бизнесу консультационные и информационные услуги, включая подготовку ежегодных отчетов об основных изобретениях в Японии в области компьютеров, биотехнологии, роботов и т. д., переведенные на английский язык технические отчеты, документы, аналитические статьи и т. д. Кроме того, в США существует множество организаций, призванных облегчить взаимодействие между бизнесом и научно-исследовательскими центрами. Среди них можно отметить инновационных брокеров, которые на возмездной основе способствуют передаче инновационных технологий бизнесу.

Индия

Успехи, которых достигла Индия в последние годы в развитии новых технологий, заставляют крайне внимательно отнестись к используемым ею мерам, стимулирующим инновационную деятельность. Особый упор в Индии делается на создание необходимой инфраструктуры, оказание технической, информационной и методологической помощи, а также на снижение рисков инновационной деятельности за счет государственного финансирования проектов. Вполне понятно, что молодым компаниям непросто выйти на рынок и удержаться на нем. Поддержать инновационную компанию способны специализированные объединения и ассоциации. Среди них заметное место занимает созданная в 1992 г. Индийская ассоциация венчурного инвестирования <18>, объединяющая как индийских, так американских и европейских участников. Среди крупнейших индийских членов ассоциации можно назвать Национальный венчурный фонд программного обеспечения и информационных технологий, Фонд развития мелких и средних предприятий. Основные задачи данных фондов — снижение характерных для инновационных отраслей долгосрочных рисков, поиск и инвестирование в новые компании в таких секторах, как, например, информационные технологии, пищевая промышленность, инфраструктура здравоохранения, логистика. ——————————— <18> The Indian Venture Capital Association (IVCA) // URL: http://www. indiavca. org.

Поддержку компаниям на стадии расширения оказывает созданный правительством Индии в 1996 г. Совет по технологическому развитию. Он предоставляет льготные кредиты, а также участвует в уставном капитале инновационных компаний. Предоставляемые суммы обычно не превышают 50% стоимости проекта, при этом получателям запрещается тратить их на создание лабораторий, проведение фундаментальных исследований, рефинансирование и т. п. Один из основных элементов инновационной системы Индии — технологические парки и инкубаторы. Задача поддержки этих институтов признана одной из важнейших государственных задач: в рамках правительства функционирует специальное Агентство по созданию научно-технологических парков и поддержке науки и технологий. Существуют следующие меры поддержки предприятий, входящих в технопарк: снятие ограничений на привлечение иностранных инвестиций; налоговые и таможенные льготы; предоставление инфраструктуры: офисные помещения, доступ в Интернет и т. д. В последнее время в Индии большое внимание уделяется формированию правовой базы для осуществления инновационной деятельности. В конце 2008 г. правительство Индии разработало проект закона в области инноваций — «Национальный инновационный акт». Проект посвящен мерам, направленным на поддержку и стимулирование инновационной деятельности. Согласно ему инновация представляет собой процесс, направленный на значительное техническое усовершенствование или изменение, значительно увеличивающее экономическую ценность. При этом техническое усовершенствование может включать внедрение новых или улучшенных товаров и услуг, нового или улучшенного процесса эксплуатации, новых или улучшенных организационных (управленческих) процессов. Значительное увеличение экономической ценности предполагает, в частности, увеличение доли на рынке, конкурентное преимущество, улучшение качества товаров или услуг, снижение стоимости. При этом подчеркивается, что инновации ограничиваются процессом, направленным на достижение технического преимущества.

Актуальные решения в сфере государственной поддержки инноваций за рубежом

Принимая во внимание информацию о развитии системы поддержки инноваций в других регионах и странах мира (например, в Японии, Китае, Ирландии), не вошедших в проведенный краткий обзор, можно заключить, что проблемы, с которыми сталкиваются различные государства на пути развития инноваций, примерно одинаковы. Каждая из рассмотренных стран выбрала свой вариант решения этих задач: где-то основной упор делается на активную государственную поддержку разработок, где-то на первый план выходит налоговое стимулирование разработчиков, по-разному решается вопрос о поддержке авторов — создателей результатов интеллектуальной деятельности (см. таблицу).

Меры государственной поддержки инноваций в странах мира

Меры Место реализации

Право государственных научно — Дания, Испания, исследовательских институтов быть Норвегия, Франция, участниками (акционерами, Швеция учредителями) коммерческих инновационных компаний

Стимулирование создания Великобритания, совместных предприятий Германия, Дания, научными институтами и бизнес Ирландия, КНР, США, — структурами Франция, Швеция

Стимулирование применения Великобритания, КНР, инновационных технологий на уровне США, Франция малых и средних предприятий

Стимулирование деятельности Германия, организаций-посредников между Великобритания, ЕС, бизнесом и создателями КНР, США, Швеция инновационных технологий

Поддержка технопарков и Германия, Дания, технологических инкубаторов Индия, КНР, Швеция

Прямое финансирование Великобритания, инновационных предприятий Германия, Дания, ЕС, (гранты, займы на льготных Индия, КНР, Норвегия, условиях, иные программы США, Франция, Швеция финансирования)

Финансовая поддержка венчурных Германия, Греция, ЕС, предприятий в инновационных сферах Индия, Норвегия, Швеция

Стимулирование патентования Германия, США, Франция, Швеция

Поддержка авторов-разработчиков Греция, Дания, КНР, посредством дополнительных выплат Норвегия, Франция работникам при коммерческом использовании их изобретений

Разрешение госслужащим — сотрудникам Великобритания, государственных научно — Греция, Дания, КНР, исследовательских институтов Франция участвовать в коммерческой деятельности по внедрению научных разработок (работать по совместительству, владеть акциями, участвовать в управлении компаниями)

Налоговые льготы инновационным Великобритания, предприятиям Германия, Греция, Индия, Ирландия, Испания, КНР, Норвегия, Польша, США, Франция

Отнесение инновационной Великобритания, Дания, политики к компетенции ЕС, Ирландия, Франция, специально созданных Швеция, Норвегия государственных органов

Информационная и методическая Великобритания, поддержка участников инновационной Германия, ЕС, КНР, деятельности (создание информационных США, Швеция ресурсов, разъясняющих порядок получения грантов, создание специальных банков данных запатентованных изобретений и т. п.)

Но в то же время, несмотря на экономические и иные различия, можно проследить и общие направления, по которым страны движутся к своим целям похожими путями. Обобщенный зарубежный опыт дает примеры детального и сбалансированного регулирования вопросов как посредством прямого участия государства в инновационных компаниях, так и путем косвенной поддержки и развития инновационной инфраструктуры. Все перечисленные в таблице меры лишь в небольшой части реализованы в Российской Федерации <19>. Можно надеяться, что в случае более активного их осуществления удастся существенно ускорить и инновационное развитие России. ——————————— <19> Можно в этой связи говорить о развитии российского законодательства в сфере науки и образования, направленного на предоставление соответствующим бюджетным учреждениям распоряжаться РИД, а также о льготном налогообложении в системе ЕСН для аутсорсинговой ИТ-индустрии, которое действовало до 2010 г.

Bibliography

Kryukov D., Pokrovskij K. Intellektual’naya sobstvennost’, sozdannaya pri gosudarstvennom finansirovanii. Politika pravitel’stva SShA // Elektronika: nauka, texnologiya, biznes. 2004. N 3.

——————————————————————