Современные подходы к подготовке специалистов уголовно-исполнительной системы в соответствии с международными стандартами

(Шнарбаев Б.)

(«Российская юстиция», 2011, N 2)

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

В СООТВЕТСТВИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ СТАНДАРТАМИ

Б. ШНАРБАЕВ

Шнарбаев Б., доктор юридических наук, заместитель начальника Академии Комитета УИС Минюста Республики Казахстан.

Статья посвящена современным подходам к подготовке специалистов уголовно-исполнительной системы.

Ключевые слова: зарубежное право, Республика Казахстан, уголовно-исполнительная система.

The article discusses modern approaches to the training of the correctional system.

«Сегодня мы сотрудничаем с другими странами в решении широкого круга актуальных проблем. Для того чтобы уже через 10 лет представлять новый Казахстан в новом мире, мы должны своевременно и адекватно ответить на вызовы нового времени. Успех нам обеспечит современная организация и четкая координация действий ветвей власти, академической и прикладной науки, неправительственных организаций, СМИ и, разумеется, поддержка граждан».

Президент Республики Казахстан

Н. А.Назарбаев

Исправительно-трудовая политика, законодательство и практика исправительно-трудовой системы бывшего СССР постоянно подвергались жесткой критике со стороны мирового сообщества за несоблюдение международных стандартов при обращении с осужденными.

Важным направлением формирования новой уголовной и уголовно-исполнительной политики Казахстана является совершенствование существующих и создание новых процедур, институтов и механизмов, призванных обеспечить реальность конституционных прав и свобод гражданина, защиту его субъективных прав и охраняемых законом интересов.

Академия КУИС МЮ РК как специализированный ведомственный вуз в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет подготовку специалистов для уголовно-исполнительной системы новой формации, на основе современных подходов, вытекающих из требований отечественного законодательства, конституционных положений и международных стандартов.

Международные документы, отражающие вопросы защиты прав человека, а также лиц, находящихся в местах лишения свободы, изучаются в рамках дисциплин кафедр слушателями как очного, так и заочного обучения.

Так, при изучении уголовно-процессуального права рассматриваются вопросы обеспечения законных прав и свобод граждан Республики Казахстан независимо от вероисповедания, расы, национальности, религиозной принадлежности. В частности, при изучении общих условий осуществления уголовного преследования, производства следственных действий, применения меры пресечения. При изучении криминалистики слушатели изучают методы и практику ведения допроса, условия содержания под стражей и обращения с лицами, лишенными свободы, через призму недопущения каких-либо пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Положения декларации ООН конкретизируются и при изучении Судебной медицины и психиатрии, Судебной экспертологии. На порядок обращения с осужденными акцентируют внимание слушателей преподаватели кафедры уголовно-исполнительного права и организации исполнения наказания.

На практических занятиях по уголовному праву при изучении Преступлений против конституционных и иных прав и свобод человека и гражданина, Преступлений против правосудия и порядка исполнения наказаний основной упор делается на квалификацию преступлений, представляются фабулы задач соответствующих статей УК.

Существующий стереотип подготовки специалистов только в рамках преподавания специальных дисциплин является исключением для кафедр общеобразовательных дисциплин и социальной направленности Академии. Проблемы, связанные с международными нормами соблюдения прав человека, применения конвенций против пыток, находят свое отражение при изучении философии, культурологии, политологии, религиоведения, социальной работы в УИС, пенитенциарной социологии, организации труда осужденных.

Базовой дисциплиной, закладывающей фундамент теоретических и методических знаний юриста, является Теория государства и права. В ходе изучения этой дисциплины особое внимание уделяется роли и месту государства и права в обосновании и защите прав человека при рассмотрении таких тем, как происхождение государства и права, основные этапы развития государства и права, понятие права и его признаки, необходимость правового регулирования общественных отношений. Акцент делается на том, что создание государства и установление правового равенства стали важнейшим достижением человечества, позволившим ему перейти от произвола к социальному регулированию.

При изучении Конституционного права одной из первых тем является «Основы правового положения человека и гражданина в РК», где подробно изучаются конституционные гарантии прав человека в РК, взаимодействие конституционных и международных положений по правам человека.

Особое внимание на недопустимость профессиональной деформации, воспитание уважительного отношения к осужденным, которые остаются гражданами страны, несмотря на наказание, уделяется при рассмотрении курса «Профессиональная этика юриста». При этом подчеркивается, что нравственным долгом сотрудника является исправление осужденных, которое возможно лишь при этически здоровом поведении самих сотрудников УИС. Практические занятия по данной дисциплине включают решения практических задач, сформулированных на основе реальных примеров из трудовой деятельности сотрудников практических органов, обучающихся на факультетах заочного обучения и повышения квалификации Академии.

В процессе занятий по дисциплинам психологического цикла слушателям прививается постулат о том, что работа психолога-пенитенциариста прямо затрагивает жизненные интересы людей, поэтому ему необходимо понимать этические аспекты своей деятельности и строго соблюдать этические нормы и правила, регулирующие эту деятельность. Профилирующая кафедра устанавливает основной целью психодиагноста постановку качественного диагноза, обеспечивающего решение практических задач пенитенциарного и постпенитенциарного сопровождения. Все это, связанное с учетом психологических различий между клиентами, требует работы квалифицированного специалиста, использующего особый инструментарий — психодиагностические методики с соблюдением всех правовых, этических и моральных норм деятельности.

Сегодня во всем мире сотрудники уголовно-исполнительных систем (УИС) все чаще сталкиваются с новыми ситуациями, представляющими риск для их здоровья. Все больше заключенных поступают в учреждения, уже имея различные инфекционные заболевания, передающиеся с кровью, зафиксированы случаи заражения ВИЧ-инфекцией уже в местах заключения. Сама жизнь требует, чтобы сотрудники УИС приобретали новые знания и опыт, которые позволят им сохранить свое здоровье при выполнении служебных обязанностей.

Именно поэтому в Академии была введена новая дисциплина «Охрана здоровья в УИС». При изучении правовых основ охраны здоровья в УИС, отрицательного влияния тюрьмы на здоровье населения рассматриваются нормативно-правовые акты личной безопасности сотрудников УИС, законодательство Республики Казахстан по охране здоровья осужденных, формирование здорового образа жизни у сотрудника УИС, правила личной безопасности сотрудника УИС при различных ситуациях (личный обыск, обыск помещения, нападение на сотрудника, драка между осужденными, суицидальные попытки, незащищенные сексуальные контакты, изнасилование), а также средства и способы защиты от инфекций. На практических занятиях слушатели совершенствуют полученные знания, умения, навыки с целью их дальнейшего применения в профессиональной деятельности сотрудников УИС. Проводятся занятия-тренинги «Поведение, связанное с риском в ИУ», «Права человека и заключенные»; мозговой штурм «Нормативно-правовые акты личной безопасности сотрудников УИС. Практические ситуации».

Кафедрами уголовно-исполнительного права и организации исполнения наказаний, уголовного права и процесса, общей и специальной психологии и педагогики, боевой и антикризисной подготовки в целях усиления практической направленности обучения разработаны наглядные практические рекомендации по действиям сотрудников УИС при возникновении чрезвычайных ситуаций в виде методических рекомендаций, программ командно-штабных учений по таким направлениям, как обнаружение у осужденных наркотических средств, психотропных веществ; массовые беспорядки, неповиновение; нападения на объекты, а также их захват и удержание их с угрозой повреждения; действия при захвате осужденными заложников и др. Во время комплексных командно-штабных учений на полигонах Академии проводится отработка всех перечисленных действий в условиях, приближенных к реальным.

В рамках курсов повышения квалификации со всеми категориями обучаемых проводятся занятия по теме «Международно-правовое регулирование пенитенциарных отношений». С 2007 года на основе постоянных рабочих контактов между Академией и Бюро КОФ Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности (КМБПЧ и СЗ) проводится работа по разъяснению сотрудникам УИС международных документов, регламентирующих права человека. Заместителем директора КФ КМБПЧ и СЗ, председателем Общественной наблюдательной комиссии Костанайской области А. В. Кнаус на постоянной основе для всех категорий обучающихся (а всего в год обучается около 400 сотрудников по 25 категориям всех направлений деятельности УИС) читаются лекции на темы: «Факультативный протокол к Конвенции ООН против пыток: национальные превентивные механизмы» и «Международные нормы и стандарты обращения с осужденными». С 2005 г. по настоящее время на базе Академии курсы повышения квалификации прошли 1528 сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Научно-исследовательской лабораторией Академии совместно с КОФ КМБПЧ и СЗ реализуется программа поискового исследования на тему: «Проблемы реализации прав и законных интересов осужденных к лишению свободы», проводятся анкетирование и мониторинг соблюдения прав человека в исправительных учреждениях УКУИС по Костанайской области. Сотрудники лаборатории приняли участие в семинарах, проводимых при поддержке Правительства Великобритании, при участии национального эксперта ОБСЕ/PRI и общественных наблюдательных комиссий. На основе международных документов сотрудниками научно-исследовательского института Академии подготовлены проекты документов: по организации и внедрению службы пробации, по совершенствованию законодательства в области ювенальной юстиции, по декриминализации статей Уголовного кодекса РК, по гуманизации уголовного законодательства в отношении несовершеннолетних, в части сужения сферы применения к ним меры уголовного наказания в виде лишения свободы, предложения по разработке детального порядка и условий исполнения наказания в виде лишения свободы при покамерном содержании заключенных и многие другие программные документы.

Академия особое внимание обращает на международное сотрудничество с вузами ближнего и дальнего зарубежья, без чего сегодня невозможно интегрироваться в международный образовательный процесс. Осуществляется взаимодействие с Научно-исследовательским институтом Федеральной службы исполнения наказаний России, Вологодским институтом права и экономики ФСИН РФ, юридическим факультетом Челябинского государственного университета РФ, Омской академией МВД РФ и др. Итогом обсуждаемых вопросов и дискуссий ученых и практиков в ходе международных научно-практических конференций становятся практические рекомендации, сборники материалов по актуальным вопросам совершенствования деятельности уголовно-исполнительной системы страны, обмен опытом с представителями и учеными пенитенциарной системы зарубежья.

Международное сотрудничество осуществляется не только с вузами, но и международными неправительственными организациями. Заключены договоры о сотрудничестве с международной неправительственной организацией «СПИД-Фонд «Восток-Запад» (AFEW), Уполномоченным по правам человека в Республике Казахстан, КОФ Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности. При непосредственной поддержке «СПИД-Фонд «Восток-Запад» организован и функционирует ресурсный центр, осуществляется помощь при проведении конференций, издании научной литературы, создана рабочая группа «Адилет», в рамках которой ряд преподавателей прошли обучение, приняли участие в тренингах «Консультирование по вопросам ВИЧ-СПИД», 1 — 2 ступень, «Образовательные программы по охране здоровья в УИС». После чего преподаватели Академии выступили экспертами по подготовке образовательных программ «Охрана здоровья в УИС» для Таджикистана, Кыргызстана и Украины.

Желанием развивать и укреплять отношения по межведомственному сотрудничеству было обусловлено подписание в феврале 2008 г. Соглашения между Министерством юстиции Республики Казахстан и Министерством юстиции Республики Таджикистан «О взаимопонимании и укреплении сотрудничества в сфере образования и повышения квалификации сотрудников органов и учреждений юстиции». Согласно данному нормативному акту стороны взяли на себя обязательства осуществлять сотрудничество в форме обучения путем ведения переговоров и консультаций, обмена делегациями из руководителей и представителей соответствующих подразделений органов юстиции, а также обмена информацией, электронными и эталонными базами законодательства своих государств.

В сентябре 2009 г. положения Меморандума вступили в действие. Впервые в истории ведомственного образования республики в Академию Комитета УИС Министерства юстиции Республики Казахстан были зачислены 10 граждан Таджикистана. Молодые люди подписали контракт о прохождении обучения в течение четырех лет в Академии по специальности «Правоохранительная деятельность», после чего они продолжат службу в пенитенциарной системе Таджикистана.

Участники Соглашения уверены, что претворение в жизнь положений Соглашения будет способствовать укреплению взаимовыгодного сотрудничества между государствами в рамках Совета министров юстиции при Интеграционном комитете ЕврАзЭС и способствовать дальнейшему повышению эффективности деятельности органов и учреждений юстиции.

Все вышеперечисленное свидетельствует о том, что Академия Комитета УИС МЮ РК, являясь специализированным высшим учебным заведением, не только осуществляет подготовку специалистов для органов УИС, но и ведет научно-исследовательскую работу по проблемам исполнения наказаний и исправления осужденных. В связи с этим перед Академией стоят задачи более углубленного, целенаправленного изучения проблем пенитенциарной системы и нахождения путей их решения в соответствии с международными стандартами.

——————————————————————