Роль России в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в борьбе с терроризмом в странах АТР и на российском Дальнем Востоке

(Клещева Т. А.) («Международное право и международные организации», 2012, N 1)

РОЛЬ РОССИИ В ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА (ШОС) В БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ В СТРАНАХ АТР И НА РОССИЙСКОМ ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ

Т. А. КЛЕЩЕВА

Клещева Татьяна Анатольевна, соискатель кафедры уголовного права юридической школы Дальневосточного федерального университета, документовед кафедры мировой экономики Школы менеджмента и бизнеса Дальневосточного федерального университета.

Роль России в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) трудно переоценить. Россия всегда занимала ведущее место в ШОС, особенно по такому направлению, как борьба с терроризмом. Это проявляется в проведении совместных военных учений, заключении различных международно-правовых актов по борьбе с терроризмом, обмене информацией по проведению мер в области борьбы с международным терроризмом.

Ключевые слова: международное право, ШОС, Шанхайская организация сотрудничества, Конвенция по борьбе с международным терроризмом, международная организация, международный терроризм, международно-правовые акты по борьбе с терроризмом, Азиатско-тихоокеанский регион, саммит ШОС, Дальний Восток.

Role of Russia in the SCO in fighting terrorism in the Asian Pacific Region and in the Russian Far East T. A. Klescheva

The role of Russia in the SCO can hardly be underestimated, and it always had the leading role in the SCO, especially in the sphere of fighting terrorism. It is shown in common military trainings, various international legal acts concerning terrorism, exchange of information on fighting terrorism.

Key words: international law, SCO, The Convention on Fighting International Terrorism, international legal acts regarding fighting terrorism, the APR, the Summit of SCO, Far East.

В настоящее время важнейшей частью системы всеобщей безопасности становятся региональные организации. В странах АТР, в том числе и в России, такой организацией является Шанхайская организация сотрудничества, одной из основных целей которой является установление и сохранение безопасности в Азиатско-тихоокеанском регионе. Поскольку на современном этапе развития общества значительно возросла опасность роста террористических акций, как на территории РФ, так и за ее пределами, в целях противодействия терроризму, появилась необходимость создания ШОС в области безопасности стран АТР. ШОС — региональная международная организация, в которую входят 6 государств — Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан <1>. Общая территория входящих в ШОС государств составляет 61% территории Евразии, ее совокупный демографический потенциал достигает четвертой части населения земли <2>. ——————————— <1> Лялина И. С. Правовые основы взаимодействия организации договора о коллективной безопасности и Шанхайской организации сотрудничества // Право и политика. 2006. N 5. С. 72. <2> Шанхайская организация сотрудничества // Энциклопедия Кругосвет. URL: http://www. krugosvet. ru/articles/0107//1010706a1html.

Основы создания ШОС были заложены еще в 60-х годах XX века, когда СССР и КНР приступили к решению пограничных вопросов <3>. После распада Советского Союза появились новые участники переговоров в лице России и новообразованных государств Центральной Азии. ——————————— <3> Предыстория ШОС («Шанхайская пятерка») // Энциклопедия Кругосвет. URL: http://www. wikipedia. org.

После того как удалось цивилизованно решить все территориальные вопросы России и Китая с соседними государствами СНГ — Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном — перед партнерами открылись перспективы дальнейшего развития плодотворного регионального сотрудничества. Для России и Китая это была привлекательная возможность объединить под своей эгидой усилия и потенциалы центрально-азиатских государств с целью сдерживания возможной экспансии других мировых центров силы в Центральной Азии. Предшественницей ШОС стала так называемая «Шанхайская пятерка» (Россия, Казахстан, Киргизия, Китай и Таджикистан), образовавшаяся в результате подписания соглашения об укреплении доверия в военной области (1996 г.) и соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил (1997 г.) <4>. Сближение этих стран диктовалось, в первую очередь, угрозой безопасности их приграничным территориям со стороны главного очага нестабильности в Средней Азии — Афганистана, где шла гражданская война между войсками коалиции и движения Талибан. ——————————— <4> Шанхайская организация сотрудничества // Энциклопедия Кругосвет. URL: http://www. krugosvet. ru/articles/0107//1010706a1html.

Уже в 1997 году механизм «пятерки» претерпел серьезные изменения. Во-первых, изменился формат переговоров. Из двусторонней, в которой одну сторону представлял Китай, а другую — четыре другие страны, она преобразовалась в пятистороннюю, в которой каждый из пяти членов организации представляет самостоятельную сторону переговоров. Во-вторых, расширилась тематика переговоров: раньше переговоры «пятерки» ограничивались только вопросами о мерах доверия в военной области и сокращения вооруженных сил в пограничных районах <5>. Но в 1997 г. в сферу переговоров стали все более широко включаться проблемы военного и экономического сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе <6>. «Шанхайская пятерка» стала региональной международной организацией. ——————————— <5> Син Гуанчен. Шанхайская организация сотрудничества: приоритетные направления // Мировая экономика и международные экономические отношения. 2002. N 11. С. 71. <6> Мировая экономика и международные экономические отношения. 2002. N 11. С. 71.

14 — 15 июня 2001 г. в Шанхае (КНР) состоялась встреча глав шести государств — России, Китая, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана <7>. Встреча вызвала большой международный резонанс — прежде всего потому, что главы государств провозгласили создание нового регионального объединения в целях развития многостороннего взаимодействия в различных областях — Шанхайской организации сотрудничества. ——————————— <7> Воробьев В. От Шанхая до Шанхая. К созданию Шанхайской организации сотрудничества // Проблемы Дальнего Востока. 2001. N 4. С. 6.

Закономерным итогом встречи глав государств 15 июня 2001 года в Шанхае явилось создание правового фундамента новой региональной структуры ШОС — подписание Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом <8>. ——————————— <8> Кирсанов Г. В. Шанхайская организация сотрудничества: правовые аспекты развития региональных антитеррористических институтов // Журнал российского права. 2004. N 3. С. 131.

Подписание этого акта на саммите в Шанхае показало, что одним из приоритетных направлений взаимодействия государств, наряду с сотрудничеством в военной сфере и достижением взаимного согласия по вопросам границ было выбрано совместное противодействие вызовам и угрозам безопасности государств-участников. 27 декабря 2002 г. Совет Федерации одобрил Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 3-ФЗ, и Россия официально ратифицировала Шанхайскую Конвенцию <9>. ——————————— <9> Журнал российского права. 2004. N 3. С. 131.

В качестве основных направлений сотрудничества центральных компетентных органов сторон Конвенция 2001 года определила: обмен информацией о готовящихся и совершаемых преступных деяниях, а также пресеченных попытках их совершения; об организациях, группах и лицах, готовящих и/или совершающих преступные деяния; обмен опытом, нормативно-правовыми актами и информацией о практике их применения <10>. ——————————— <10> Там же. С. 131.

Задачи ШОС первоначально лежали в сфере взаимных внутрирегиональных действий по пресечению террористических актов, сепаратизма и экстремизма в Средней Азии. В июне 2002 года на Санкт-Петербургском саммите глав государств ШОС была подписана Хартия ШОС (вступила в силу 19 сентября 2003 г.) <11>. Это базовый, уставный документ, фиксирующий цели и принципы Организации, ее структуру и основные направления деятельности. Кроме того, в 2006 году Организация анонсировала планы борьбы с международной наркомафией как финансовой опорой терроризма в мире, а в 2008 году приняла активное участие в нормализации обстановки в Афганистане <12>. ——————————— <11> Что такое ШОС // Шанхайская организация сотрудничества — Инфо ШОС — СНГ, АТР, содружество. URL: http://www. infoshos. ru. <12> Там же.

В отношениях внутри Организации государства — члены ШОС исходят из идеи «шанхайского духа», придерживаются принципа консенсуса, взаимного доверия, взаимовыгоды, равенства, уважения к многообразию культур, стремления к совместному развитию. Подводя итоги саммита ШОС в Екатеринбурге в июне 2009 года, Президент России Д. А. Медведев отметил, что одним из принципов работы ШОС является открытость для сотрудничества с другими международными организациями <13>. ——————————— <13> ШОС 2009. Екатеринбург. Дмитрий Медведев подвел итоги саммита ШОС. URL: http://shos2009.welcome. ru/news.

Резкий качественный и количественный рост терроризма по всему миру дал серьезный импульс не только международному сотрудничеству государств в борьбе с этим злом в рамках уже существующих международных организаций, прежде всего региональных. Особую опасность терроризм представляет в АТР и Средней Азии на постсоветском пространстве, где в условиях правового нигилизма и острых межнациональных противоречий сложились идеальные условия для развития экстремизма и терроризма. ШОС стала организацией, которая первой на международном уровне предложила нанести удар по терроризму путем принятия определенных мер. Статья 1 Конвенции ШОС впервые на международном уровне закрепила определение терроризма и два его неотъемлемых элемента — сепаратизм и экстремизм, как насильственные деяния, преследуемые «в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством договаривающихся сторон» <14>. ——————————— <14> Павловский В. В. Шанхайская организация сотрудничества: Борьба с терроризмом // Закон и право. 2006. N 3. С. 4.

Понятие терроризма в ст. 1 Конвенции дано в двух частях. В первой части оно звучит так: «Какое либо деяние, признаваемое как преступление в одном из договоров, перечисленных в приложении к настоящей Конвенции, и как оно определено в этом договоре» <15>. ——————————— <15> Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом // Московский журнал международного права. 2001. N 4. С. 234.

Во второй части определения терроризма предпринята попытка охватить его проявления, которые могут не подпадать под действие указанных в приложении международных Конвенций. Речь идет «о любом другом деянии, направленном на то, чтобы вызвать смерть какого-либо гражданского лица или любого лица, не принимающего активного участия в военных действиях в ситуации вооруженного конфликта, или причинить ему тяжкое телесное повреждение, а также нанести значительный ущерб какому-либо материальному объекту, равно как организация, планирование такого деяния, пособничество его совершению, подстрекательство к нему, когда цель такого деяния в силу его характера или контекста заключается в том, чтобы запугать население, нарушить общественную безопасность или заставить органы власти либо международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения». В связи с тем что, по мнению специалистов, нет четкого определения понятия «терроризм», в современных международных документах практикуется употребление отсылочных норм, таким образом, понятие «терроризм» выводится из Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970); Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971); Международной конвенции о борьбе с захватом заложников (1979) и некоторых других <16>. Это дает широкое поле для ошибочного отнесения к терроризму огромного числа деяний и не способствует разрешению существующих проблем в квалификации. ——————————— <16> Кирсанов Г. В. Шанхайская организация сотрудничества: правовые аспекты развития региональных антитеррористических институтов // Журнал российского права. 2004. N 3. С. 131.

Тем не менее, даже анализ национального уголовного законодательства показывает, насколько различны составы терроризма в государствах — участниках Шанхайской Конвенции. С высокой степенью неопределенности описываются и конкретные преступления, характеризуемые в правовых актах как преступления террористического характера. Поэтому остается актуальным создание унифицированного понятийного аппарата, что позволит согласованно и эффективно предупреждать и пресекать террористические угрозы. Необходимо отметить, что Конвенция обходит стороной, казалось бы, тот очевидный факт, что сотрудничество государств в области противодействия терроризму должно основываться, прежде всего, на искоренении обстоятельств, порождающих терроризм. Многие исследователи проблем терроризма склоняются к тому, что превалирующей формой сотрудничества должны стать не только разработка и принятие согласованных мер по предупреждению, выявлению и пресечению терроризма, сепаратизма и экстремизма, а, прежде всего, устранение причин, определяющих мотивацию субъектов террористической деятельности <17>. ——————————— <17> Журнал российского права. 2004. N 3. С 131.

Исследователи проблемы считают, что сегодня принципы и программы носят в основном оборонительный характер и не содержат положений, позволяющих исключить саму возможность возникновения террористических и иных угроз. В июне 2009 г. в Екатеринбурге состоялся саммит ШОС, где Россия приняла на себя ответственную миссию по председательству в ШОС <18>. Итоги проведения саммита ШОС были подведены Президентом России Д. А. Медведевым. В частности, были обсуждены вопросы, связанные с терроризмом <19>. В результате проведения саммита ШОС в Екатеринбурге была подписана Конвенция ШОС против терроризма. ——————————— <18> ШОС 2009. Екатеринбург. Дмитрий Медведев подвел итоги саммита ШОС. URL: http://shos2009.welcome. ru/news. <19> Там же.

По мнению Президента России, это серьезный и долгожданный документ <20>. Проект этого документа находится на рассмотрении Генеральной Ассамблеи ООН. Новая Конвенция ШОС 2009 года — документ, развивающий нормативно-правовую базу Организации с учетом требований времени и меняющейся специфики. ——————————— <20> Там же.

По мнению директора Исполнительного комитета региональной антитеррористической структуры (РАТС ШОС), генерала-полковника Мырзанана Субанова, необходимость разработки новой Конвенции ШОС была обусловлена ростом влияния идеологии терроризма в современном мире <21>. Назрела необходимость в принятии таких правовых инструментов, которые позволили бы более эффективно противодействовать терроризму в современных условиях. ——————————— <21> На переднем крае борьбы с тремя силами зла. URL: http://ekaterinburg. infoshos. ru.

В проекте Конвенции ШОС против терроризма предлагается дать понятие терроризма как социально-политического явления, определить сферу применения Конвенции, установить пределы ее юрисдикции, закрепить норму о защите суверенитета сторон, дать примерный перечень внутригосударственных мер по предупреждению терроризма, установить, какие деяния отнесены к терроризму и могут быть признаны преступлением. Кроме того, определить виды ответственности юридических лиц в случае их причастности к терроризму, сформулировать основания и порядок оказания правовой помощи, в том числе по вопросам ареста и конфискации имущества, используемого для совершения терактов и разработать правовой механизм выдачи лиц, подозреваемых в террористической деятельности. — Главное здесь, — подчеркивает Мырзанан Субанов, — выработать понимание терроризма именно как социально политического явления, что позволит разработать меры по устранению одной из главных причин, порождающих терроризм — идеологии, обосновывающей возможность и необходимость использования насилия и иных устрашающих действий для достижения каких-либо политических, социальных и иных целей <22>. ——————————— <22> ШОС 2009. Екатеринбург. Дмитрий Медведев подвел итоги саммита ШОС. URL: http://shos2009.welcome. ru/news.

Одним из направлений антитеррористической деятельности компетентных органов ШОС можно назвать формирование банка данных Региональной антитеррористической структуры ШОС, в частности: международных террористических, сепаратистских и иных экстремистских организаций, их структуры, лидеров и участников, других причастных к ним лиц, а также источники и каналы их финансирования; состояние, динамику и тенденции распространения терроризма, сепаратизма и экстремизма, затрагивавших интересы сторон; неправительственных организаций и лиц, оказывающих поддержку терроризму, сепаратизму и экстремизму. Так, директор ФСБ РФ Н. Патрушев в 2007 году заявил на открывшемся в Хабаровске совещании руководителей спецслужб, органов безопасности и правоохранительных органов о создании международного банка данных по борьбе с терроризмом <23>. Информацию из этого источника можно не только потреблять, но и предоставлять в него свои имеющиеся данные. По словам Н. Патрушева, формирование банка данных — «это лишь начало большой работы по созданию единого информационного антитеррористического пространства» <24>. ——————————— <23> Создан банк данных по борьбе с терроризмом. URL: http://politruk. info/index. php. <24> Глава ФСБ России объявил о создании международного банка данных по борьбе с терроризмом. URL: http://lenta. ru.

Исполнительный директор контртеррористического Комитета Совета Безопасности ООН Говард Стоффер, отвечая на вопрос о формировании банка данных о террористических организациях и лицах, причастных к террористической деятельности, сообщил, что участие стран в создании этой базы данных есть в рамках ООН, но только пока в отношении таких организаций, как «Аль-Каида» и «Талибан» <25>. ——————————— <25> Директор ФСБ считает полезным обмен опытом с коллегами из других стран в ходе совещания по вопросам борьбы с терроризмом в Хабаровске. URL: http://www. interfax. by/news Информационное агентство Интерфакс — Запад.

Шанхайская организация сотрудничества с момента своего образования уделяла пристальное внимание военным учениям, понимая, что в современном мире борьба с терроризмом предполагает не только взаимную информированность спецслужб, но и силовое воздействие. Так, в октябре 2002 г. в целях устрашения террористов Китай и Россия первыми провели в рамках ШОС антитеррористические военные учения <26>. В августе 2003 года государства-члены провели на территории Китая и Казахстана первые многосторонние антитеррористические военные учения ШОС <27>. ——————————— <26> Антитеррористическое сотрудничество в рамках ШОС // Газета «Жэньминь Жибао» Онлайн. URL: http://russian. people. com. cn/index. html. <27> Там же.

18 августа 2005 года начальники Генеральных штабов вооруженных сил двух стран во Владивостоке объявили о начале учений <28>. ——————————— <28> Совместные военные учения КНР и РФ состоятся 18 — 25 августа. Китайский информационный интернет-центр. URL: http://www. russian. china. org. cn/187484.htm.

Так, согласно «Меморандуму о проведении совместных военных учений», подписанному Министерством обороны КНР и Министерством обороны РФ, Китай и Россия с 19 по 25 августа 2005 года провели совместные военные учения «Мирная миссия — 2005» во Владивостоке и на китайском полуострове Шаньдун, а также на примыкающей к ней морской акватории <29>. В совместных учениях Китая и России приняли участие около 10 тысяч офицеров и солдат сухопутных войск, ВМФ, ВВС, ВДВ, морской пехоты и тыловой службы <30>. Китай и Россия пригласили министров обороны стран — участниц Шанхайской организации сотрудничества и представителей стран — наблюдателей ШОС на смотр совместных военных учений. ——————————— <29> Там же. <30> Там же.

Военные учения прошли на основе соблюдения Устава ООН и общепризнанных международных правил, уважения суверенитета и территориальной целостности других государств. Военные учения не нацелены на третью сторону и не затрагивают интересы третьей стороны. Основная цель учений — углубление взаимодоверия и укрепление дружбы Китая и России, расширение сотрудничества и взаимодействия двух стран и их армий в сферах обороны и безопасности, отработка совместных координированных действий по борьбе с международным терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом, а также разрешение кризисных ситуаций, повышение способности противостоять новым вызовам и угрозам. В начале марта 2006 года на территории Узбекистана, Таджикистана и других стран СНГ состоялись совместные антитеррористические учения («Восток — антитеррор 2006») правоохранительных органов и органов безопасности ШОС <31>. В учениях приняли участие страны СНГ, за ними наблюдали Китай, Россия и Казахстан. ——————————— <31> Антитеррористическое сотрудничество в рамках ШОС // Газета «Жэньминь Жибао» Онлайн. URL: http://russian. people. com. cn/31521/6236594.html.

Учения имели определенные особенности: по плану учений, спецслужбы отражали нападения бандформирований на Институт ядерной физики Академии наук Республики Узбекистан, где находится исследовательский ядерный реактор. Охрана и отражение возможных нападений на жизненно важные объекты входят в задачи Региональной антитеррористической структуры ШОС. На Дальнем Востоке России также немало опасных объектов, нападения на которые способны вызвать экологические бедствия и угрозу человеческой жизни. В июле 2009 года были проведены совместные антитеррористические учения Китая и России в рамках ШОС, называемые «Мирная миссия — 2009» <32>. Эти учения являются регулярными, проводимыми вооруженными силами Китая и России. Данные учения установили тренировочное оборудование и выдвинули следующие задачи: совместное формирование осады, окружение, уничтожение врагов и т. д. ——————————— <32> Экс-военный атташе КНР в России: совместные антитеррористические военные учения Китая и России характеризуются высокой целенаправленностью // Китайский информационный интернет-центр. URL: http:// www. russian. china. org. cn/ china/ txt/ 2009-07/ 22/ content_18183195html.

Все эти меры считаются необходимыми для стран — участниц ШОС в качестве реагирования на масштабные насильственные инциденты и для защиты безопасности и стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В июле 2009 года состоялся видеомост на тему «Потенциал совместного российско-китайского сотрудничества в сфере борьбы с экстремизмом и терроризмом» <33>. Китайские и российские эксперты обсудили совместные китайско-российские совместные учения, которые прошли в июле 2009 г., военное сотрудничество двух стран в борьбе с терроризмом и другие вопросы. ——————————— <33> Экс-военный атташе КНР в России: совместные антитеррористические военные учения Китая и России характеризуются высокой целенаправленностью // Китайский информационный интернет-центр. URL: http:// www. russian. china. org. cn/ china/ txt/ 2009-07/ 22/ content_18183195html.

В ответ на вопрос о методах борьбы Китая с терроризмом и экстремизмом представитель Китайской стороны, руководитель Научно-исследовательского центра России Китайского института современных международных отношений Фэн Юй Цзюнь указал главные методы борьбы с терроризмом, в качестве которых выступают такие факторы, как устранение условий для распространения терроризма и экстремизма для более сбалансированного развития экономики и общества; содействие усилению взаимопонимания между различными национальностями и религиями Китая, усиление обменов и сотрудничества между разными культурами; повышение уровня профессиональной подготовки китайской армии, вооруженной полиции и войск общественной безопасности; налаживание сотрудничества с другими странами и международными организациями в борьбе с терроризмом <34>. ——————————— <34> Китайский эксперт об особенностях военного сотрудничества между Китаем и Россией // Китайский информационный интернет-центр. URL: http:// www. russian. chma. org. cn/ china/ txt/ -07/ 22/ content_18181html.

Вышеуказанные учения подтвердили готовность стран — членов ШОС к борьбе с международным терроризмом, применяя при этом силу. Они продемонстрировали готовность спецслужб к сотрудничеству и обмену опытом. Также отработаны практические шаги по устранению террористической угрозы. В целом ШОС имеет богатый практический опыт антитеррористической деятельности, и проводимые ШОС учения никак не противоречат задаче борьбы с терроризмом. Проведенные учения явились одним из элементов разрабатываемых и осуществляемых мер по обеспечению безопасности предстоящего саммита АТЭС-2012 года. Во время проведения совместных российско-китайских учений в августе 2005 года была задействована стратегическая авиация, что подразумевает отработку противодействия не столько терроризму и экстремизму, сколько действиям регулярной армии потенциального противника <35>. Все эти факты дают некоторым западным исследователям основания подозревать в ШОС зарождающийся военный блок, что-то вроде «Восточной НАТО» <36>. Подобные подозрения отвергаются китайской стороной. Не соответствуют они и российским интересам. ——————————— <35> Никитин А. И. Сценарии развития военного измерения и изменения безопасности ШОС // Шанхайская организация сотрудничества: от становления к всестороннему развитию (материалы Третьего заседания форума ШОС, Китай, г. Пекин, 19 — 21 мая 2008 г.) / Науч.-координац. совет по междунар. исслед. МГИМО (Университет) МИД России, Центр исслед. Вост. Азии и ШОС. С. 72. <36> Там же. С. 72.

По мнению китайской стороны, современные реалии диктуют необходимость усиления регионального сотрудничества в сфере безопасности. Однако это не означает превращение ШОС в военный блок, что может привести к новому блоковому противостоянию на международной арене. А подобное противостояние ШОС не приемлет (по крайней мере, на уровне официальных заявлений). Главной задачей региональных структур ШОС по борьбе с терроризмом является сбор и анализ информации, а не военные мероприятия. Но события 11 сентября 2001 года показали, что в случае широкомасштабного террористического акта с тяжелыми последствиями любая реакция малоэффективна, если ее не подкрепляют меры материального, прежде всего военного характера <37>. ——————————— <37> Чжао Хуаш Эн. Китай, Центральная Азия и Шанхайская организация сотрудничества. М.: Моск. центр Карнеги, 2005. С. 28.

Поэтому, по мнению Чжао Хуаш Эн, заслуживает внимания вопрос о собственных военных средствах ШОС для борьбы с террористами. Конечно, речь не идет о создании объединенного военного контингента. Более подходящим вариантом является координированная система военных действий против терроризма в рамках ШОС. Кроме этого, организации нужно постепенно формировать материальные средства для расширения возможностей борьбы с терроризмом и усиления своего авторитета в этой области, что будет способствовать укреплению безопасности всех стран региона. По мнению экспертов, ШОС все же следует создать координированный военный механизм для борьбы против терроризма и обладать соответствующими средствами материального характера, что позволит вести реальную борьбу с широкомасштабными террористическими атаками <38>. ——————————— <38> Там же. С. 29.

Что касается стран Центральной Азии, то в упрочении статуса ШОС как главного института в области эффективного обеспечения региональной безопасности в Центральной Азии в определенной степени заинтересованы все его страны-члены. Так, по мнению одного из киргизских политологов, для развития военной политической структуры ШОС необходимо создать постоянно действующие органы, а также распространить военно-политическое сотрудничество в рамках Организации на государства соседних регионов с вовлечением их в многосторонний диалог <39>. ——————————— <39> Никитин А. И. Сценарии развития военного измерения и измерения безопасности ШОС. С. 73.

Директор Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан Б. К. Султанов считает, что даже при определенном дублировании Организацией деятельности других региональных объединений (прежде всего ОДКБ), военно-политическое сотрудничество в рамках ШОС представляется весьма перспективным, так как позволит привлечь для борьбы с угрозами экстремизма, терроризма, наркотрафика ресурсы не только России, но и Китая <40>. ——————————— <40> Никитин А. И. Сценарии развития военного измерения и измерения безопасности ШОС. С. 73.

Но чаще других о необходимости развития военной составляющей ШОС говорят российские эксперты (как военные, так и гражданские). Так, по мнению руководителя Центра исследования ШОС и проблем региональной безопасности ИДВ РАН А. В. Болятко, необходимо усиливать взаимодействие между странами-членами ШОС в военной сфере <41>. ——————————— <41> Там же.

А. В. Болятко считает, что Секретариат ШОС и РАТС занимаются в основном политическими и информационными аспектами работы, так как сотрудничество в сфере экономики, экологии и т. п., наладить оказалось достаточно сложно <42>. В связи с этим, по его мнению «в условиях некоторого дефицита активности ШОС, было бы неосмотрительно не использовать в интересах Организации багаж, накопленный в области военно-политического взаимодействия России и Китая <43>. ——————————— <42> Там же. <43> Там же.

Главный научный сотрудник Центра военно-стратегических исследований Генштаба ВС РФ полковник М. Ю. Ковтуненко считает, что следовало бы поработать над «созданием предпосылок для усиления военной составляющей» ШОС в форме военного и военно-технического сотрудничества, регулярных совместных антитеррористических учений и т. п. <44>. ——————————— <44> Там же.

По мнению вице-президента Академии геополитических проблем, бывшего Секретаря Совета министров обороны СНГ Л. Г. Ивашова, «сфера военной безопасности является одной из приоритетных в деятельности ШОС. Это направление, так же как политическое и экономическое взаимодействие, должны стать основой нового союза <45>. Его поддерживает политолог А. М. Мигранян: «Желание вытеснить США, в частности убрать их базы в Средней Азии, автоматически предполагает форми рование такой военной структуры. Полностью же завершиться оно может через 5 — 10 лет — сроки, в принципе, сопоставимые с решением такого масштабного вопроса» <46>. ——————————— <45> А. И. Никитин Сценарии развития военного измерения и измерения безопасности ШОС. С. 74. <46> Там же. С. 74.

Однако, хотя отдельные российские военные и политики выступают за развитие военного измерения ШОС, четкой позиции относительно степени желательного военно-стратегического сотрудничества России с Китаем на официальном уровне пока, как представляется, не сложилось. Россия развивает с Китаем военное и военно-техническое сотрудничество, однако формально не считает Китай военным союзником «первого круга» (о чем свидетельствует отсутствие общеполитического соглашения о военном сотрудничестве и запрет на продажу некоторых видов новой российской военной техники в КНР) <47>. Диалог и сотрудничество между ШОС и другими государствами и международными организациями уже поставлены на регулярную основу. ——————————— <47> Там же. С. 74.

Наибольшее внимание следует уделить развитию отношений ШОС и ОДКБ. Между ШОС и ОДКБ уже установлены хорошие контакты на уровне технического сотрудничества. Одной из важнейших форм сотрудничества ШОС и ОДКБ является совместное противодействие международному терроризму. Собственно, эти две организации и были созданы для борьбы с терроризмом. Преимуществом ШОС является разносторонность механизмов сотрудничества, недостатком которой является отсутствие общих вооруженных сил и контингентов войск быстрого реагирования. Еще в 2006 году прошла дискуссия в рамках «круглого стола» между российскими и зарубежными дипломатами, политиками и экспертами <48>. Был поднят вопрос, чем отличается ШОС от Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) СНГ: ведь в состав в каждой из них входит Россия и азиатские страны СНГ, и не значит ли это, что ШОС стремится наподобие ОДКБ стать военно-политическим союзом, противостоящим НАТО? ——————————— <48> Дубнов А. К чему стремится ШОС? // Журнал «Россия в глобальной политике». URL: http://www. globalaffairs. ru/articles/5732.html.

Так, политолог Сергей Марков считает, что целью ОДКБ является поддержка режимов в Центральной Азии <49>. Особенность же ШОС, по его словам, в том, что в нее не входят США и их союзники. Его коллега Александр Дугин полагает, что «ШОС завтра — это ОДКБ сегодня» <50>. Многие эксперты считают, что «шанхайцы» строят военно-политический блок <51>. Специальный представитель Президента России в ШОС Виталий Воробьев утверждает, что ШОС — не антиамериканская организация <52>. Китай, так же как и Россия, заинтересован в стабильности в регионе и предлагает даже заключить долгосрочный договор о мире, дружбе и сотрудничестве между членами ШОС. ——————————— <49> Там же. <50> Дубнов А. К чему стремится ШОС? // Журнал «Россия в глобальной политике». URL: http://www. globalaffairs. ru/articles/5732.html. <51> Там же. <52> Там же.

Ерлан Байжанов, заведующий информационно-аналитическим отделом Администрации Президента Казахстана считает, что нельзя допустить превращения ШОС в военно-политическую организацию <53>. По его мнению, такое превращение могло бы произойти лишь в результате «кардинальных сдвигов в глобальной ситуации». Такого же мнения придерживается директор Института стратегических исследований при Президенте Казахстана Болат Султанов <54>. «ШОС носит сегодня лишь «политико-демонстрационный характер», — убежден Сабит Жусупов <55>. ——————————— <53> Там же. <54> Дубнов А. К чему стремится ШОС? // Журнал «Россия в глобальной политике». URL: http://www. globalaffairs. ru/articles/5732.html. <55> Там же.

Таким образом, мнения участников дискуссии на этот счет разделились, хотя большинство экспертов настаивали на том, что «не дело ШОС заниматься решением двухсторонних конфликтов в рамках организации, этим должны заниматься заинтересованные стороны» <56>. ——————————— <56> Там же.

Основной функцией антитеррористической структуры ШОС является сбор и анализ информации по Центральной Азии. Организация не имеет вооруженных формирований и не может решать военные задачи. С этих позиций ОДКБ имеет несомненные преимущества: коллективные вооруженные силы и подразделения быстрого реагирования. А как показали события 11 сентября 2001 года, терроризм и теракты не связаны никакими государственными границами — это в полной мере относится как к США, так и к Центральной Азии <57>. ——————————— <57> Там же.

Президент Российской ассоциации политической науки А. И. Никитин отметил, что ШОС эволюционирует в направлении все более широкой и развитой «площадки» форума для координации действий стран, но сохраняет характер «оболочки», которую страны могут, в зависимости от требований момента, наполнить какими угодно текущими инициативами и проектами <58>. По его мнению, сама «оболочка» не имеет заявленной долгосрочной стратегической повестки дня, остается относительно бесформенной и приобретает более определенную форму лишь тогда, когда Китай, реже Россия, еще реже центрально-азиатские государства проводят через нее назревшие инициативы <59>. ——————————— <58> Лукин А. В., Илькаева О. Е., Тиморшина А. М. Перспективы развития ШОС. Вопросы развития стратегии // Шанхайская организация сотрудничества: от становления к всестороннему развитию (материалы Третьего заседания форума ШОС, Китай, г. Пекин, 19 — 21 мая 2008 г.) / Науч.-координац. совет по междунар. исслед. МГИМО (Университет) МИД России, Центр исслед. Вост. Азии и ШОС. С. 7 — 8. <59> Лукин А. В., Илькаева О. Е., Тиморшина А. М. Перспективы развития ШОС. Вопросы развития стратегии. С. 8.

В то же время эволюция ОДКБ, пройдя несколько промежуточных моделей и этапов, сформировала собственную повестку дня, собственную группу стратегий. Ее международное руководство не столько ждет инициатив стран-членов, сколько подталкивает страны-участницы к совместной скорейшей реализации этой стратегии. Если ШОС, в первую очередь, скорее форум и «площадка» для других акторов (государств), то ОДКБ — скорее относительно самостоятельный актор в международной системе. А. И. Никитин высказал мнение, что ШОС могла бы заниматься в основном экономическим сотрудничеством, а проблемы безопасности и военного сотрудничества были бы сконцентрированы в ОДКБ <60>. ——————————— <60> Там же.

С этим мнением не согласился ряд китайских, казахстанских и российских участников <61>. Так, Директор Центра энергетических исследований Китайского фонда международных исследований Ван Хайюнь отметил, что вопросы безопасности всегда были стержнем развития сотрудничества в рамках ШОС <62>. Он предложил укреплять правовую базу, особенно в таких сферах, как обеспечение региональной безопасности, в частности, создать банк антитеррористических данных, продолжить проведение антитеррористических учений. Отметив успехи в области военного сотрудничества, он высказался за развитие контактов по линии министерства обороны: обмен информацией, создание механизма общего реагирования, общей базы данных, подготовка кадров, создание оборонного форума <63>. ——————————— <61> Там же. <62> Там же. <63> Там же.

Сотрудничество между ШОС и ОДКБ может дать хороший взаимодополняющий эффект. Это не означает создания коллективных вооруженных сил ШОС и ОДКБ, хотя в будущем и может стать реальностью. На сегодняшний день наиболее доступным способом в этой области является создание системы совместного военного сотрудничества, в рамках которого каждое государство предоставляет определенные средства и материальное обеспечение для организации и координации совместного силового реагирования при крупномасштабных терактах. Таким образом, ОДКБ и ШОС могут стать реальными партнерами в практических делах. С точки зрения структуры и основных положений ШОС существует проблема дублирования функций ряда других организаций, таких как СНГ, ЕврАзЭС и ОДКБ, поэтому необходимо установить механизмы взаимодействия ШОС с данными организациями. Но что действительно необходимо для ШОС — это определить свое отношение к другим интеграционным объединениям, прежде всего к ОДКБ и ЕврАзЭС. Цели и задачи у этих трех организаций практически перекликаются. Здесь необходимо обозначить нерешенный вопрос о присоединении к ШОС ряда других государств, которые имеют на сегодняшний день статус наблюдателей. О своем желании присоединиться к ШОС уже заявили Индия, Иран, Монголия и Пакистан. Можно выделить и позитивные интерпретации ШОС, ее достижения. Так, в настоящее время подавляющее большинство исследователей признает, что ШОС в дальнейшем будет играть значительную роль в Центральной Азии и увеличит в среднесрочной перспективе диапазон своей активности на международной арене. Зарубежные аналитики Бэйле и Данэй подчеркивают, что «ШОС удалось выработать механизм саморегулирующегося развития и утвердить свое влияние в соседствующих государствах, что является неотъемлемой характеристикой успешных интеграционных проектов где бы то ни было, как в случае с Европой, так и в Юго-Восточной Азии. Это свойство так и не было достигнуто в других организациях на постсоветском пространстве, например, в ОДКБ» <64>. ——————————— <64> Шанхайская организация сотрудничества. Критика деятельности // Универсальная энциклопедия Википедия. URL: http://www. wikipedia. org.

Другая очень характерная точка зрения была высказана в статье Грега Остина. Он настаивает на том, что «нельзя поспешно ставить на ШОС печать неудачи, лучший вклад в будущее Афганистана, который может быть сделан ЕС и НАТО — это содействие решительному эффективному развитию ШОС, включающей Пакистан и Афганистан <65>. ——————————— <65> Шанхайская организация сотрудничества. Критика деятельности // Универсальная энциклопедия Википедия. URL: http://www. wikipedia. org.

Еще одной положительной тенденцией в динамике развития ШОС является то, что ее организационная структура закрепляет равное представительство всех стран-членов, а присутствие в составе двух мировых держав препятствует ее эволюции в сторону гегемонистской организации. С точки зрения центрально-азиатских республик «необходимость учитывать внешнеполитические приоритеты Китая частично уравновешивается российскими интересами» <66>. ——————————— <66> Там же.

Уникальность ШОС состоит в том, что она старается дать ответ на «новые угрозы» безопасности, такие как терроризм, экстремизм, сепаратизм, трансграничная преступность. По мнению зарубежных экспертов, ШОС приняла «повестку дня XXI века», которая позволяет вести совместную борьбу с межгосударственными угрозами <67>. ШОС — это первая организация, которая в своих официальных документах выдвинула вопрос о борьбе против терроризма и дала ему четкое определение. Это большой вклад в международную политологию и юриспруденцию. ——————————— <67> Там же.

За годы существования ШОС к ее достижениям можно отнести следующие основные аспекты: во-первых, она сохраняет в целом стабильность региона в области безопасности. Во-вторых, создан механизм сотрудничества между Китаем и Россией в обеспечении безопасности региона. Достижения ШОС и ее проблемы неразрывно связаны с взаимным пониманием, доверием и взаимодействием между Китаем и Россией. В настоящее время в России предпринят ряд мер по усилению борьбы с терроризмом, в частности, введено в действие новое антитеррористическое законодательство. Создан Национальный антитеррористический комитет не только на федеральном, но и на региональном уровне. Усовершенствовались средства и методы борьбы не только с терроризмом, но и с его финансированием. Необходимо обратить внимание на страны АТР и на их уровень обеспечения антитеррористической безопасности. Для обеспечения безопасности создана ШОС, которая укрепляет правовую антитеррористическую базу, применяет антитеррористические меры реагирования на террористические акции. ШОС — это первая организация, которая в своих официальных документах выдвинула вопрос о борьбе против терроризма и дала ему четкое определение. Таким образом, авторитет организации растет. За годы своего существования Шанхайская организация сотрудничества в своем развитии продвинулась далеко вперед. Приняты десятки основополагающих договорно-правовых документов, касающихся различных направлений сотрудничества, в том числе и в области безопасности. Осуществляется плодотворное сотрудничество в области безопасности, что отвечает интересам всех государств-членов ШОС, и весьма важно для обеспечения стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом. ШОС из консультативной группы постепенно преобразовалась в региональную международную организацию и взяла на себя функции гаранта мира и стабильности развития в Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Библиография

Источники

1. Шанхайская Конвенция по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом // Московский журнал международного права. 2001. N 4. С. 233 — 242.

Специальная литература

2. Болятко А. В. Взаимодействие России с Китаем и другими партнерами по Шанхайской организации сотрудничества. М.: Ин-т Дальн. Вост. РАН, 2008. 180 с. 3. Воскресенский А. Д. Россия и Китай: теория и история межгосударственных отношений. РАН; Ин-т Дальнего Востока. М.: Моск. обществ. науч. фонд; Изд. Центр науч. и учеб. программ, 1999. 405 с. 4. Горбунов Ю. С. Терроризм и правовое регулирование противодействия ему: Монография. М.: Мол. гвардия, 2008. 459 с. 5. Иванов, И. С. Внешняя политика России в эпоху глобализации: статьи и выступления. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. 415 с. 6. Комиссина И. Н., Куртов А. А. Шанхайская организация сотрудничества: становление новой реальности. М.: Российский институт стратегических исследований, 2005. 117 с. 7. Луков В. В. Международный терроризм: новые подходы российских ученых об актуальных проблемах общественного противодействия терроризму: в помощь законодателям, студентам, военнослужащим и предпринимателям / Общенац. неправительств. центр по предотвращению терроризма (Центр контртерроризма). М.: URSS, 2007. 323 с. 8. Федоров А. В. Супертерроризм: новый вызов нового века. М.: Права человека, 2005. 391 с. 9. Чжао Хуаш Эн. Китай, Центральная Азия и Шанхайская организация сотрудничества. М.: Моск. центр Карнеги, 2005. 63 с. 10. Шарая О. С. Международный терроризм как фактор, дестабилизирующий обстановку в мире: Автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08. СПб., 2004. 24 с.

Периодическая печать

11. Барков А. В. Шанхайская организация // Московский журнал международного права. 2003. N 3. С. 256 — 258. 12. Ващук А. С. Сотрудничество России с другими государствами-участниками ШОС в миграционной сфере и его значение для российского Дальнего Востока // Россия и АТР. 2009. N 4. С. 87 — 100. 13. Воробьев В. От Шанхая до Шанхая. К созданию Шанхайской организации сотрудничества // Проблемы Дальнего Востока. 2001. N 4. С. 6 — 12. 14. Змеевский А. В. Шанхайская конвенция по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом // Московский журнал международного права. 2001. N 4. С. 3. 15. Кирсанов Г. В. Шанхайская организация сотрудничества: правовые аспекты развития региональных антитеррористических институтов // Журнал российского права. 2004. N 3. С. 129 — 137. 16. Лялина И. С. Правовые основы взаимодействия организации договора о коллективной безопасности и Шанхайской организации сотрудничества // Право и политика. 2006. N 5. С. 72 — 76. 17. Павловский В. В. Шанхайская организация сотрудничества: борьба с терроризмом // Закон и право. 2006. N 3. С. 3 — 5. 18. Син Гуан Чен. Шанхайская организация сотрудничества: приоритетные направления // Мировая экономика и международные экономические отношения. 2002. N 11. С. 71 — 76.

Электронные ресурсы

19. Антитеррористическое сотрудничество в рамках ШОС // Газета «Жэньминь Жибао» Онлайн // http://russian. people. com. cn/index. html. 20. Дубнов А. К чему стремится ШОС? // Журнал «Россия в глобальной политике» // http://www. globalaffairs. ru/articles/5732.html. 21. Глава ФСБ России объявил о создании международного банка данных по борьбе с терроризмом // http://www. lenta. ru. 22. Директор ФСБ считает полезным обмен опытом с коллегами из других стран в ходе совещания по вопросам борьбы с терроризмом в Хабаровске // http://www. interfax. by/news Информационное агентство Интерфакс — Запад. 23. Китайский эксперт об особенностях военного сотрудничества между Китаем и Россией // Китайский информационный интернет-центр // http:// www. russian. china. org. cn/ china/ txt/ -07/ 22/ content_18181html. 24. На переднем крае борьбы с тремя силами зла // http://ekat-erinburg. infoshos. ru. 25. Предыстория ШОС («Шанхайская пятерка») // Энциклопедия кругосвет // http://www. wikipedia. org. 26. Российские эксперты обсудили стратегию развития ШОС // http://ras. ru/digest/shodnews. aspx. 27. Совместные военные учения КНР и РФ состоятся 18 — 25 августа. Китайский информационный интернет-центр // http://www. russian. china. org. cn/..187484.htm. 28. Создан банк данных по борьбе с терроризмом // Интернет-журнал Политрук // http://www. politruk. info/index. php. 29. Что такое ШОС // Шанхайская организация сотрудничества — Инфо ШОС — СНГ, АТР, содружество // http://www. infoshos. ru. 30. Шанхайская организация сотрудничества — Инфо ШОС — СНГ, АТР, содружество // http://www. infoshos. ru. 31. Шанхайская организация сотрудничества // Энциклопедия Кругосвет // http://www. krugosvet. ru/articles/0107//1010706a1html. 32. Шанхайская организация сотрудничества. Критика деятельности // http://www. wikipedia. org. 33. ШОС 2009. Екатеринбург. Дмитрий Медведев подвел итоги саммита ШОС // http://shos2009.welcome. ru/news. 34. Экс-военный атташе КНР в России: совместные антитеррористические военные учения Китая и России характеризуются высокой целенаправленностью // Китайский информационный интернет-центр // http:// www. russian. china. org. cn/ china/ txt/ 2009-07/ 22/ content_18183195html.

References (transliteration)

Spetsial’naya literatura

1. Bolyatko A. V. Vzaimodeystvie Rossii s Kitaem i drugimi partnerami po Shankhayskoy organizatsii sotrudnichestva. M.: In-t Dal’n. Vost. RAN, 2008. 180 s. 2. Voskresenskiy A. D. Rossiya i Kitay: teoriya i istoriya mezhgosudarstvennykh otnosheniy. RAN, In-t Dal’nego Vostoka. M.: Mosk. obshchestv. nauch. fond; Izd. Tsentr nauch. i ucheb. programm, 1999. 405 s. 3. Gorbunov Yu. S. Terrorizm i pravovoe regulirovanie protivodeystviya emu: Monografiya. M.: Mol. gvardiya, 2008. 459 s. 4. Ivanov I. S. Vneshnyaya politika Rossii v epokhu globalizatsii: stat’i i vystupleniya. M.: OLMA-PRESS, 2005. 415 c. 5. Komissina I. N., Kurtov A. A. Shankhayskaya organizatsiya sotrudnichestva: stanovlenie novoy real’nosti. M.: Rossiyskiy institut strategicheskikh issledovaniy, 2005. 117 s. 6. Lukov V. V. Mezhdunarodnyy terrorizm: novye podkhody rossiyskikh uchenykh ob aktual’nykh problemakh obshchestvennogo protivodeystviya terrorizmu: v pomoshch’ zakonodatelyam, studentam, voennosluzhashchim i predprinimatelyam / Obshchenats. nepravitel’stv. tsenrt po predotvrashcheniyu terrorizma (Tsentr kontrterrorizma). M.: URSS, 2007. 323 c. 7. Fedorov A. V. Superterrorizm: novyy vyzov novogo veka. M.: Prava cheloveka, 2005. 391 s. 8. Chzhao Khuash En. Kitay, Tsentral’naya Aziya i Shankhayskaya organizatsiya sotrudnichestva. M.: Mosk. tsentr Karnegi, 2005. 63 s. 9. Sharaya O. S. Mezhdunarodnyy terrorizm kak faktor, destabiliziruyushchiy obstanovku v mire: Avtoref. dis. … kand. yurid. nauk: 12.00.08. SPb., 2004. 24 s. 10. Barkov A. V. Shankhayskaya organizatsiya // Moskovskiy zhurnal mezhdunarodnogo prava. 2003. N 3. S. 256 — 258. 11. Vashchuk A. S. Sotrudnichestvo Rossii s drugimi gosudarstvami-uchastnikami ShOS v migratsionnoy sfere i ego znachenie dlya rossiyskogo Dal’nego Vostoka // Rossiya i ATR. 2009. N 4. S. 87 — 100. 12. Vorob’ev V. Ot Shankhaya do Shankhaya. K sozdaniyu Shankhayskoy organizatsii sotrudnichestva // Problemy Dal’nego Vostoka. 2001. N 4. S. 6 — 12. 13. Zmeevskiy A. V. Shankhayskaya Konventsiya o bor’be s terrorizmom, separatizmom i ekstremizmom // Moskovskiy zhurnal mezhdunarodnogo prava. 2001. N 4. S. 3. 14. Kirsanov G. V. Shankhayskaya organizatsiya sotrudnichestva: pravovye aspekty razvitiya regional’nykh antiterroristicheskikh institutov // Zhurnal rossiyskogo prava. 2004. N 3. S. 129 — 137. 15. Lyalina I. S. Pravovye osnovy vzaimodeystviya organizatsii dogovora o kollektivnoy bezopasnosti i Shankhayskoy organizatsii sotrudnichestva // Pravo i politika. 2006. N 5. S. 72 — 76. 16. Pavlovskiy V. V. Shankhayskaya organizatsiya sotrudnichestva: Bor’ba s terrorizmom // Zakon i pravo. 2006. N 3. S. 3 — 5. 17. Sin Guanchen Shankhayskaya organizatsiya sotrudnichestva: prioritetnye napravleniya // Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye ekonomicheskie otnosheniya. 2002. N 11. S. 71 — 76.

——————————————————————