Институционально-правовое становление ВТО: историко-теоретический аспект

(Тюзина Ю. С.) («Современный юрист», 2014, N 1 (Январь-Март))

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ПРАВОВОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ВТО: ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ <1>

Ю. С. ТЮЗИНА

——————————— <1> Научный руководитель: Галас Марина Леонидовна, доктор исторических наук, профессор кафедры «Теория и история государства и права» Финансового университета при Правительстве РФ.

Тюзина Юлия Сергеевна, студентка юридического факультета 2 курса группы Ю2-6 ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва.

В данной работе рассматривается институционально-правовое становление ВТО: история развития от Генерального соглашения по тарифам и торговле до современной Всемирной торговой организации. Особое внимание уделено правовым основам учреждения ГАТТ, государственно-политическим, социально-экономическим предпосылкам его создания. Выявлены дискуссионные вопросы в период становления ВТО. Значительное место в исследовании занимает проблема сохранения национального суверенитета стран — участниц ВТО.

Ключевые слова: правовой институт, Всемирная торговая организация, раунды Генерального соглашения по тарифам и торговле, национальный суверенитет, конвенционные коллизии.

The institutional and legal establishment of the wto: historical and theoretical aspect Yu. S. Tyuzina

In this article institutional and legal formation of the WTO is considered: the history of development from the General agreement on tariffs and trade to the modern World Trade Organization. The special attention is paid to the legal bases of GATT institution, state and political, social and economic preconditions of its creation. Debatable questions during WTO formation are revealed. The important place in this work is taken by a problem of preservation of the national sovereignty of the countries — participants of the WTO.

Key words: legal institute, the World Trade Organization, the rounds of the General agreement on tariffs and trade, the national sovereignty of the countries — participants of the WTO, conventional collisions.

Исследования становления и развития институтов и механизмов регулирования международных торгово-экономических связей, интеграции национальных экономик актуальны в связи с процессом глобализации, в которую вовлечена и Российская Федерация. Одним из проявления данного процесса является вступление РФ во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). ВТО занимает центральное место как в мировой экономике, так и в международных отношениях. Наблюдается устойчивая тенденция увеличения стран-участниц: с 23 членов Генерального соглашения по тарифам и торговле (предшественника ВТО) до 159 членов Всемирной Торговой Организации. Межгосударственное торгово-экономическое объединение является важным инструментом регулирования международных споров относительно нарушений правил ВТО. Наиболее частым предметом споров выступают нетарифные барьеры, к которым относятся технические стандарты, санитарные и фитосанитарные меры [11, с. 169]. На Россию поступила первая жалоба в ВТО от стран Европейского союза, которые считают ограничение на импорт охлажденного мяса из Германии необоснованной и непропорциональной мерой [9]. Также много споров возникает по вопросам торговли сельскохозяйственными и текстильными товарами, вопросам услуг, прав на интеллектуальную собственность. Однако стоит отметить, что орган по разрешению споров ВТО не рассматривает споры частных лиц стран-участниц между собой и их споры с государствами. Проблема институционально-правового становления ВТО редко затрагивалась отечественными специалистами и в большинстве случаев в исследованиях экономистов. Кроме того, в некоторых работах прослеживается определенная тенденциозность, поэтому данная проблематика требует комплексного изучения юристами, историками, экономистами, специалистами по международным отношениям на основе международных нормативно-правовых актов, актов ВТО и ее предшественника, внутреннего законодательства государств-членов. Сложность заключается в постоянном обновлении и дополнениях действующего права ВТО. В разработке данной темы следует выделить работы В. М. Шумилова, В. А. Галдина, А. Б. Цепова, А. Н. Маляновой. Авторы особое внимание уделяют проблеме взаимоотношений и взаимодействия различных источников правового регулирования правовой системы ГАТТ, ГАТС, ТРИПС и др. В итоге они пришли к выводам, что право и институты ВТО развиваются быстрыми темпами и становятся ядром правовой надстройки в межгосударственной торгово-экономической сфере. При рассмотрении данной проблемы большой интерес представляет труд зарубежных авторов Д. Карро и П. Жюйара, в котором содержательно рассмотрены раунды ГАТТ и ВТО, выделены недостатки и преимущества сложившейся системы. В этой связи целесообразно проследить историю институционально-правового становления Всемирной торговой организации и дать объективное представление о сущности деятельности ВТО. Рамки данной работы не позволяют рассмотреть поднимаемый вопрос в полном объеме, поэтому тезисные результаты исследования могут служить как отправная точка для дальнейшего более детализированного изучения. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи: определить государственно-политические предпосылки образования ВТО, рассмотреть процесс его формирования, определить перспективы, выявить проблемы участия в ВТО независимых стран и сохранения суверенитета. Предметом исследования являются институты и механизмы ВТО при регулировании межгосударственной торговли, структура ВТО. Объект исследования — процесс объединения стран-участниц при формировании ВТО. Историю ВТО в основном исследуют непосредственно с момента создания ВТО либо с момента учреждения ГАТТ. В данной работе рассматривается мировая экономическая обстановка 20 — 30 годов XX века, выявлены и дополнены предпосылки образования ГАТТ. В настоящее время активно обсуждаются проблемы участия России в ВТО, однако по данным исследованиям затронут целый комплекс проблем участия не только РФ, но и других государств — членов ВТО. Прикладная ценность заключается в многостороннем анализе проблемы сохранения национального суверенитета стран — участниц ВТО, в ходе которого были сформулированы выводы и дана оценка деятельности ВТО. Процесс формирования Всемирной торговой организации необходимо рассматривать не с момента подписания Марракешского соглашения о ее создании в 1994 году, а с появления предшественника ВТО — The General Agreement on Tariffs and Trade (Генеральное соглашение по тарифам и торговле — ГАТТ). Институционально-правовое становление ГАТТ происходило продолжительное время. После Первой мировой войны возросла тенденция к восстановлению как национальных экономик пострадавших государств, так и их интеграции, а именно это проявлялось в необходимости стабильности валют, безбарьерном движении капитала и рабочей силы, обеспечении свободной торговли как политики неограниченной внешней торговли, предполагающей отсутствие таможенных тарифов, экспортных и импортных субсидий и квот, а также других торговых ограничений. В 1920 г. в Брюсселе состоялась Международная финансовая конференция под эгидой Лиги Наций, на которой представители стран пришли к выводу о необходимости постепенного перехода к принципам свободной торговли [1, с. 255]. Помимо внешнеэкономических проблем существовали также внешнеполитические, для их преодоления в совокупности в 1922 г. была созвана Генуэзская конференция, в которой приняли участие представители 29 государств: Австрия, Албания, Бельгия, Болгария, Чехословакия, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Великобритания, Греция, Венгрия, Исландия, Италия, Япония, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, РСФСР, Румыния, Испания, Швеция, Швейцария, Королевство сербов, хорватов и словенцев. США отказались участвовать в конференции из-за того, что Россия отказывается признавать долги своей правопреемницы, но главная причина была в опасении, что РСФСР может стать серьезным конкурентом на нефтяном и хлебном рынке. Страны — участницы стремились найти пути комфортного существования и взаимодействия экономик европейских капиталистических стран и СССР [4, с. 58 — 59]. Вопросы урегулирования взаимных финансово-экономических требований не были решены, вследствие чего часть из них рассматривалась на третьей конференции в 1927 г. в Женеве [5, с. 179]. Впервые был установлен принцип сосуществования двух систем. В этот период были заложены правовые основы международной торговли, подтверждением чему являются Конвенция об упрощении таможенных формальностей (1923 г.), создание международного торгового арбитража (1924 г.), Соглашение об охране промышленной собственности (1925 г.) [9], Гаагское соглашение о международном депонировании промышленных образцов (1925 г.) [2]. Но необходимо отметить, что положения этих документов противоречили друг другу, поэтому страны не могли достигнуть поставленных целей. Таким образом, мы можем сделать вывод, что одной из главных предпосылок принятия соглашения об учреждении ГАТТ является попытка устранения конвенционных коллизий. Другой предпосылкой создания ГАТТ являлась «великая депрессия» 1929 — 1933 гг. Среди ряда исследователей сложилось мнение о катализирующей роли Соединенных Штатов Америки. В 1930 году был принят Закон Холи — Смута, по которому в 1932 году средний уровень таможенных пошлин был поднят до 59,1% [10, с. 10]. Этот Закон породил тенденцию увеличения тарифов большинства западных стран, что отрицательно сказалось на мировом рынке: за 1929 — 1932 гг. объем мировой торговли сократился почти на 60% [7, с. 23]. В целях развития экспорта в 1934 году США приняли Закон о взаимных торговых соглашениях: президент был управомочен заключать торговые соглашения с иностранными государствами о взаимном снижении таможенных пошлин. В 1932 году состоялась Лондонская конференция по торгово-экономическим вопросам, в которой приняли участие 64 государства. Глава советской делегации М. М. Литвинов предложил программу расширения внешней торговли, увеличения импорта при условии предоставления долгосрочных кредитов. Советская делегация внесла проект резолюции об отмене действовавших дискриминационных норм и установлении равных возможностей для стран — участниц ввоза и вывоза товаров. В его поддержку выступили только Ирландия, Польша, Турция. Режим ограничений применялся Великобританией: введение в 1932 году импортных пошлин. Но страны Содружества заключили с метрополией и между собой ряд соглашений о тарифных преференциях. Значительные трудности по созданию Международной торговой организации (МТО) создавала политика милитаризации, производственно-отраслевого корпоративизма Третьего рейха (1934 г. Закон об органическом построении германского хозяйства). В период Второй мировой войны вопросы об учреждении МТО не поднимались. С течением времени стали наглядными серьезные недостатки двусторонних соглашений, поэтому в конце 1945 года США по завершению переговоров с Великобританией предложили создать МТО («Предложения по расширению мировой торговли и занятости»). Но существует и другая точка зрения, согласно которой инициаторами учреждения МТО были не только США и Великобритания, но и Канада, Франция, Бразилия, Индия и другие менее развитые страны. 18 февраля 1947 г. этот вопрос рассматривался Экономическим и Социальным Советом ООН (ЭКОСОС). Он одобрил Резолюцию 13(1) о созыве Конференции ООН по торговле и занятости. Разработкой устава МТО занимался Подготовительный комитет, созданный Резолюцией 13(1). Проект этого устава предполагал, что помимо вопросов, непосредственно связанных с международной торговлей, новая организация займется регулированием нормативов трудовых отношений, правил заключения соглашений на поставки товаров и иных мер, ограничивающих коммерческую деятельность, международные инвестиции и услуги. На конференции ООН по торговле и занятости, которая проходила в Гаване с 21 ноября 1947 года по 24 марта 1948 года, был одобрен Устав МТО (Гаванский устав). Для снижения таможенных пошлин и ускорения создания МТО было принято 30 октября 1947 года Генеральное соглашение по тарифам и торговле, содержащееся в приложении к заключительному акту второй сессии Подготовительного комитета ООН по торговле и занятости [14]. Одновременно с подписанием Заключительного акта был одобрен протокол о временном применении Генерального соглашения, который подписали 23 страны. Данные факты свидетельствуют о том, что Генеральное соглашение вводилось как временное соглашение, которое должно было регулировать торговые отношения до вступления в силу Устава МТО. Первые переговоры по вопросам ГАТТ начались в Женеве (Женевский раунд) в 1947 г. США добивались отмены имперских преференций, тогда как Великобритания отстаивала их сохранение. В результате условия ГАТТ позволили Великобритании и странам Содружества дальше поддерживать систему преференций. Особенностью этого раунда было в том, что он состоялся еще до вступления в силу Протокола о временном применении ГАТТ от 1 января 1948 года. Временный характер применения ГАТТ был обусловлен тем, что многие страны считали, что ГАТТ может стать преградой на пути создания МТО (переговоры об ее уставе еще не были завершены) [3, с. 202]. Кроме того, Генеральное соглашение на постоянной основе противоречило национальным законодательствам государств — членов ГАТТ. Однако в 1950 году США официально отказались ратифицировать Устав МТО, несмотря на то, что сами являлись инициатором создания МТО. Второй раунд переговоров ГАТТ в Аннеси (Франция) 1949 г. и третий раунд в Торки (Великобритания) 1951 г. также содействовали снижению тарифов, но главным итогом была разработка вопроса о присоединении новых договаривающихся сторон к ГАТТ. Четвертый раунд в Женеве (Швейцария) в 1955 — 1956 гг. касался в основном тарифных положений. Рассматривая итоги первых переговоров ГАТТ (1947 — 1956 гг.), Д. Карро и П. Жуйар считают, что достигнутые соглашения регулировали половину мирового оборота, что составляло около 50 тыс. товаров. Более того, в результате 55 тыс. тарифных уступок уровень таможенных пошлин снизился на 25%. В общем, сокращения и замораживания таможенных пошлин в большей степени коснулись сырьевых товаров и полуфабрикатов, в меньшей степени — готовой продукции. В рамках раунда Диллона (1960 — 1961 гг.) страны — участницы пришли к соглашениям о снижение таможенных пошлин в среднем на 6,5%. Также обсуждались проблемы, связанные с созданием ЕЭС, с учетом п. 6 ст. 24 ГАТТ, так как прослеживалась несовместимость Римского договора 1957 г. об учреждении ЕЭС с соответствующими положениями ГАТТ. Целью следующих переговоров — раунд Кеннеди (1964 — 1967 гг.) — было снижение таможенных тарифов до 50%. Хотя в целом эта задача не была достигнута, таможенные пошлины на промышленные товары, которые составляли 3/4 мировой торговли, к началу 50-годов XX века снизились в среднем на 35% [6, с. 90]. В ходе этих переговоров был установлен принцип взаимности уступок, заключающийся в том, что в ходе торговых переговоров развивающиеся страны могли со своей стороны устанавливать тарифы на ввозимые товары без ответных действий со стороны развитых стран. Причиной этого поведения стало то, что пошлины были снижены только на промышленные товары, а основу экспорта развивающихся стран составляли сырье, сельскохозяйственные и тропические товары, «чувствительные» продукты переработки, которые также не попадали в область регулирования нового соглашения. Менее прогрессивные итоги этого раунда оказались в сфере нетарифных барьеров, но следует отметить принятие Антидемпингового кодекса. Он не изменил основных положений о демпинге, которые отражены в статье 4 ГАТТ, а только уточнил рамки принятия мер по торговой защите, которые должны были осуществляться в форме антидемпинговых пошлин. Отрицательная сторона этого раунда заключается в том, что не удалось решить проблему расчета таможенной пошлины в США. Следствием протекционистской политики США было завышение стоимости импортных товаров, что негативно могло отразиться на международных экономических отношениях. Самым продолжительным в истории ГАТТ был Токийский раунд (1973 — 1979 гг.). Он длился 6 лет, что немаловажно, в форме многосторонних переговоров. В результате в нем приняли участие 99 страны, 26 из которых не являлись членами ГАТТ. На результаты раунда в Токио повлияла неприятная внешнеэкономическая обстановка: рост цен на «черное золото» в 4 раза (нефтяной кризис 1973 — 1974 гг.); инфляция, спад производства, безработица (мировой экономический кризис); нестабильные валютные курсы (валютный кризис); снижение таможенных пошлин на 33% на промышленные товары (планировалось 40%). Положительным результатом стало соглашение США и Японии, чьи ставки таможенных пошлин были очень высоки, на их понижение, приблизив к средним мировым показателям. Так как таможенные пошлины практически утратили свое экономическое значение, существенную роль в качестве защиты национального рынка стали играть нетарифные барьеры. К концу 80-х годов XX века в ГАТТ насчитывалось более 800 видов нетарифных барьеров. Из-за того, что преодолеть их сразу было невозможно, члены ГАТТ стали заключать соглашения в форме кодексов по наиболее важным нетарифным барьерам: 1) соглашение о применении ст. 7 ГАТТ (Кодекс о таможенной стоимости); 2) соглашение о применении ст. 6 ГАТТ (Антидемпинговый кодекс); 3) соглашение об интерпретации ст. ст. 6, 16 и 23 ГАТТ (Кодекс по субсидиям и компенсационным пошлинам); 4) соглашение по техническим барьерам в торговле (Кодекс по стандартам); 5) соглашение о порядке размещения иностранных заказов (Кодекс о государственных заказах); 6) соглашение о процедурах импортного лицензирования. В результате всех изменений ГАТТ превратилось в сложную систему из 200 соглашений — как двусторонних (протоколы о присоединении), так и многосторонних (поправки кодекса, секторальные соглашения) [5, с. 116]. В итоге этого раунда произошли снижение таможенных пошлин, демонтаж нетарифных барьеров, установление нового юридического порядка, регулирующего мировую торговлю, заключение ряда секторальных соглашений, но вопросы, касающиеся рынка молока, мяса говядины, торговли гражданской авиатехникой, были вне системы ГАТТ, хотя оставались в его орбите. Характерными предпосылками открытия последнего раунда ГАТТ в Уругвае в 1986 г. были международная обстановка и неоднозначные итоги Токийского раунда. Вследствие этого выявились новые проблемы. К ним можно отнести дискриминационные меры государственного регулирования, которые отрицательно влияли на свободный перелив капитала. Вместе с тем обострилась обстановка в сфере иностранных инвестиций: зачастую иностранным инвесторам предписывали сферы и отрасли, в которые они должны были вливать свой капитал, ставились условия в отношении доли продукции, поставляемой на экспорт, найма местной рабочей силы, использования научных и конструкторских разработок, поэтому возросла необходимость защиты интеллектуальной собственности, авторских прав. Как в мировой экономике, так и в национальных увеличилась роль сферы услуг, которая раньше воспринималась как нечто сопутствующее традиционной торговле товарами. Стали очевидны пробелы и в самой системе ГАТТ: процесс принятия решений, контроль над их выполнением и регулирование споров. На повестке дня стояли также хорошо известные проблемы. Во-первых, под предлогом «особой значимости и продовольственной безопасности» рядом стран (США, Япония, Швейцария) сельскохозяйственный сектор фактически был выведен из сферы регулирования ГАТТ, что порождало многочисленные конфликты между странами, имеющими право вводить количественные ограничения на сельскохозяйственную продукцию, и странами, лишенными этого права. Во-вторых, соглашение по текстилю и одежде стало источником споров, так как развитые страны могли устанавливать жесткие импортные квоты на текстильную продукцию, в основном приходящуюся на развивающиеся страны, при их повышении ввоз товаров просто прекращался. В-третьих, по Протоколу о временном применении ГАТТ страны-основательницы обладали преимуществом применения нетарифных мер. В течение этого сложного периода страны пришли к соглашениям о снижении общей величины таможенного обложения до 3%; об освобождении от таможенных пошлин на медикаменты, медицинское оборудование, игрушки, пиво, бумагу; о снижении большинства квот и тарифов на текстиль и одежду к 2005 году. В отношении прав интеллектуальной собственности было принято решение, что авторское право будет сохраняться в течение 50 лет, патенты — 20 лет. Более того, страны-участницы обязывались внести в свое законодательство соответствующее наказание за намеренное подделывание торговых знаков. Меры государственной политики, направленные на поддержание сельскохозяйственного производства и оказывающие отрицательное воздействие на торговлю, должны быть сокращены на 20%. В начале переговоров никто не мог предположить, что серьезные недостатки системы и права ГАТТ будут решены путем создания новой торговой организации. Сегодня ведутся споры о времени вынесения обсуждения этого вопроса на международной арене. На неофициальном уровне переговоры стран — участниц ГАТТ об учреждении самостоятельной организации, регулирующей мировую экономику, велись с конца 1988 г. Официальное предложение о создании МТО внес ЕС 9 июля 1990 г. В это же время Швейцария выступила с аналогичным предложением, преобразовав межправительственные органы ГАТТ в полноправную торговую организацию. 18 октября 1990 г. США предложили образовать Совет управляющих ГАТТ, который был бы ответственен за подготовку и учреждение организации-преемника ГАТТ. В течение этих лет велись сложные переговоры, практически по всем положениям проекта у стран-участниц были разногласия. Даже название с Мировой (International) на Всемирную (World) было изменено незадолго до подписания в городе Марракеш (Марокко) 15 апреля 1994 г. Соглашения об учреждении ВТО. Участниками ВТО стали 104 государства. Свою деятельность ВТО начала с 1 января 1995 г. В течение 1995 — 1996 гг. ГАТТ и ВТО существовали параллельно. Затем страны участницы Генерального соглашения вошли во Всемирную торговую организацию, и ГАТТ окончательно стало составной частью ВТО. К Марракешскому соглашению [12] было приложено более 50 соглашений, включая Генеральное соглашение по тарифам и торговле в редакции 1994 года (ГАТТ-94 представляет копию ГАТТ-47 с принятыми изменениями и дополнениями за исключением Протокола о временном применении ГАТТ) [15]. После вступления стран в ВТО ранее действующие на отдельные страны соглашения теперь распространялись на всех участников, более того, они обязывались привести национальное законодательство в полное соответствие с правилами Всемирной торговой организации. В конце 90-х годов подводились основные итоги пятидесятилетней деятельности ГАТТ/ВТО, обсуждалось выполнение странами — участницами действующих соглашений Уругвайского раунда, формировались органы ГАТТ, был усовершенствован порядок разрешения экономических споров, приняты соглашения новых присоединившихся стран. 1 ноября 2001 г. состоялся новый раунд в рамках ВТО в Дохе (Катар), который закончился подписанием Министерской декларации [13]. Перед ВТО были поставлены цели: сформировать «справедливую» рыночную систему и понизить торговые ограничения, которые позволят странам увеличивать мировую торговлю. В Министерской декларации также зафиксированы поручения комитетам по мерам дальнейшего развития. Переговоры по решению поставленных задач должны были быть завершены не позднее 1 января 2005 года. Следующая встреча министров проходила в Канкуне (2003 г.). Из-за разногласий в вопросах сельского хозяйства, правилах конкуренции, инвестировании, транспарентности в правительственных закупках были нарушены первоначально установленные сроки окончания переговоров, поэтому в результате переговоров в Женеве (2004) они были продлены. По итогам Министерской конференции в Гонконге (2005 г.) страны-участницы договорились о ликвидации экспортных субсидий в сельском хозяйстве к 2013 г., хлопковых субсидии к 2006 г., а к 2008 г. развитые страны обязаны обеспечить свободный доступ на свои рынки для 97% товаров из 32 наименее развитых стран [8]. В рамках незаконченного Дохийского раунда разрабатывается модель тарифных перечней сельского хозяйства, ведутся переговоры относительно спорных вопросов доступа на рынки промышленных и химических товаров, развития наименее развитых стран. Работа над данными проблемами ведется крайне медленно, что подчеркивает генеральный директор Паскаль Лами в своем сообщении Генеральному Совету 25 февраля 2013 г. [23]. В ходе институционально-правового становления ВТО наметились проблемы участия независимых стран в регулировании торговли, взаимодействия стран-участниц между собой. Прежде всего это касается сферы услуг (невидимая торговля). В развитых странах иностранец не может заниматься юридической и медицинской деятельностью из-за различных местных требований и условий, например, обязательство пройти заново весь курс обучения в принимающей стране. Также препятствия и жесткий контроль существуют в страховой, банковской сфере, в сфере перевозок. Эти меры делают поставку услуг дорогостоящей, тем самым защищая национальный рынок услуг [11, с. 129 — 130]. В. М. Шумилов рассматривает и другую ситуацию, когда для привлечения иностранных инвесторов на законодательном уровне упрощается поставка услуг, однако устанавливаются определенные обязательства для того, чтобы обеспечивать за национальными предприятиями, например, транспортировку и страхование товаров. Поэтому государство предписывает своим резидентам заключать договоры международной купли товаров на условиях ФОБ («свободно на борту»). В частности, США обязует иностранные предприятия, по крайней мере часть товаров, переводить под национальным флагом. Еще одним барьером в свободной торговле является запрет на присутствие иностранного капитала в «чувствительных» секторах, а именно внутренние перевозки, услуги по телекоммуникациям, аудиовизуальный сектор, включающий телевидение, радио, кабельные сети, спутниковое ТВ, видеопроизводство и т. п. [11, с. 130]. Рассматривая область национально-экономических интересов, можно сказать, что в нее попадают государственные предприятия или предприятия, контролируемые государством. Как правило, в суверенную сферу попадают страховая, банковская деятельность, поставка электроэнергии, воды, телекоммуникации, перевозки. Более того, часто в этих секторах государство выступает монополистом. Отсюда следует отсутствие конкуренции как непреодолимое препятствие на пути многостороннего регулирования сферы услуг. Проблема сохранения национального суверенитета при вступлении стран в ВТО остается дискуссионной. И сегодня сторонники точки зрения об утрате суверенитета государства аргументируют ее тем, что дальнейшая политика будет направлена на ограничение протекционизма, вследствие чего предвидятся наводнение рынка некачественными товарами (Китай), монополизация рынка мясопродуктов (США), электроприборов и прочее. Также остается угроза продовольственной безопасности стран-участниц. В. Ю. Катасанов, являясь противником политики ВТО, высказывает мнение о том, что она под прикрытием обеспечения равных условий хозяйственной деятельности стремится к полной ликвидации государственных субсидий. Поэтому он приходит к выводу, что Всемирная торговля организация начала все глубже проникать в вопросы ценообразования и тарифов, налогов, заработных плат и социальных условий работников, бюджетного финансирования экономики и т. п. В. Ю. Катасанов подтверждает это подготовкой пакета документов, в котором предусмотрено разное ограничение суверенных прав государств — членов ВТО по регулированию инвестиционных процессов на своих территориях. В некоторых странах предусмотрен национальный суверенитет над природными ресурсами. Генеральный директор ВТО П. Лами на Берлинском конгрессе по сырьевым товарам в 2010 году в своем докладе говорил о том, что экспортные пошлины являются причиной большой разницы между внутренними и внешними ценами на природные ресурсы. По его мнению, высокие внешние цены снижают уровень благосостояния других государств, а низкие внутренние увеличивают излишнее потребление ресурсов, следовательно, это ведет к их истощению. Таким образом, противники ВТО приходят к выводу, что Всемирная Торговая Организация, расширяя сферы регулирования межгосударственной экономики, ставит по угрозу национальный суверенитет, но ВТО позиционирует себя как международную организацию, не предполагающую делегирование суверенных прав стран-участниц или их части наднациональным международным органам. Это аргументируется тем, что в сферу регулирования не попадают отношения собственности, макроэкономическая, структурная, антимонопольная политика, политика валютного курса, бюджетные отношения, режим инвестиций (за исключением инвестиций в сектора услуг, а также торговых мер, связанных с инвестициями). ВТО не вмешивается в вопросы обороны и безопасности [8]. Одним из главных принципов ВТО является либерализация торговли. Однако противники политики ВТО обоснованно считают, что «богатые» страны на пути становления своих экономик вводили меры не по открытию рынков, а противоположные, проводя политику протекционизма. Как мы выше убедились, это было, например, в США и Великобритании. Сегодня развитые страны участницы ВТО убеждают развивающиеся страны под предлогом развития экономики действовать в направлении, противоположном тому, в котором двигались сами. Деятельность ГАТТ, а затем ВТО в направлении снижении таможенных пошлин, отмены импортных квот явилась одной из причин кризиса государственных доходов многих государств, упадка промышленности и роста безработицы. По данным доклада организации ООН (UNCTAD Report 2002), доля в мировой торговле «стран третьего мира» еще больше упала после вступления таких стран в ВТО. Но сторонники Всемирной торговой организации опровергают то, что для развивающихся стран-участниц правом ВТО предусмотрены исключения для развития экономик, например, предоставление правительственных субсидий. Справедливым, на наш взгляд, является аргумент в адрес ограничения национального суверенитета путем достаточно жестких обязательств стран-участниц ВТО. Страны-участницы не могут как прежде изменять свою политику. Они обязаны исполнять соглашения ВТО и нести обязательства перед ней. Если настоящие обязательства противоречат интересам государства, то их можно изменить или отказаться от них только через три года после вступления в силу таких соглашений. Однако это не единственный минус: если страна-участница, изменяя или отказываясь от своих обязательств, наносит ущерб торговому партнеру, то начинается судебное разбирательство и в случае доказанности вины этой страны она обязана заплатить огромный штраф. Сторонники политики ВТО отвергают эту точку зрения, доказывая, что нормы ВТО предоставляют возможнос ть стране-участнице ввиду чрезвычайных обстоятельств отказаться от конкретных обязательств и применить защитные меры. Законодательства будущих и настоящих членов этой организации должны соответствовать правилам ВТО, поэтому противники политики ВТО приходят к выводу, что это ставит под угрозу суверенитет государства. Этот вопрос остается противоречивым, так как, с одной стороны, правила ВТО можно принимать за международные стандарты, которые способствуют защите прав и интересов как юридических, так и физических лиц, а с другой — решения органа по разрешению споров ВТО имеют приоритет перед национальным законодательством стран-участниц, тем самым ставя ВТО над правом государств-членов. Таким образом, наблюдается тенденция увеличения влияния ВТО на политику стран-участниц, тем самым в некоторой мере ставя под угрозу национальный суверенитет государств. Однако мы не можем недооценивать пользу ВТО не только в регулировании международной торговли, но и положительного влияния на развитие национальных экономик стран-участниц. Так мы приходим к выводу, что на протяжении своего существования Всемирная торговая организация проводит политику в правильном направлении, однако нужно учитывать некоторые пробелы, например, в сфере торговли услугами, и недостатки деятельности органа по разрешению споров. В виду сложности охвата всех правовых аспектов ВТО, так как ВТО является многоступенчатым правовым механизмом с множеством соглашений в различных областях, требуется постоянный мониторинг и анализ его деятельности для дальнейшего регулирования мировой экономики в пределах своей компетенции. Таким образом, хочется отметить прямую взаимосвязь между органами ГАТТ и ВТО. Организационно-правовая структура ГАТТ регламентирована в общем виде, не придаваясь в полное и детальное регулирование этого вопроса, так как изначально предполагалось создание МТО с четкой системой органов. Высшим органом ГАТТ являлись сессии Договаривающихся Сторон, собиравшиеся в большинстве случаев ежегодно. Высшую ступень в иерархической лестнице органов ВТО занимает Конференция министров, или Министерская конференция. Представители стран-участниц ВТО собираются не менее одного раза каждые два года. Решения принимались в обоих случаях, как правило, на основе консенсуса. ВТО заимствовала практически без изменений такой институт, как Секретариат. В настоящее время основные обязанности Секретариата — обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации, созывать Министерскую конференцию. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО. В период развития деятельности ВТО была увеличена и усложнена структура комитетов, введены органы наблюдения, идея о разрешении споров стран-участниц ВТО основывается на таком органе ГАТТ, как жюри экспертов. Но следует учитывать, что современный орган по разрешению споров имеет более мощную правовую основу.

Список литературы

1. Апостол П. Н. Вопросы денежного обращения на брюссельской финансовой конференции // Современные записки. 1920. Кн. II. С. 251 — 259. 2. Гаагское соглашение о международном депонировании промышленных образцов. Режим доступа: http://www. conventions. ru/ view_base. php? id=652. 3. Галдин В. А. Генеральное соглашение по тарифам и торговле и международно-правовое регулирование международной торговли: Дис. … канд. юрид. наук. М., 1991. 4. Заявление советской делегации на первом пленарном заседании Генуэзской конференции // Документы внешней политики СССР. М., 1961. Т. 5. С. 58 — 59. 5. Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право. М.: Международные отношения, 2002. 580 с. 6. Материалы Женевской конференции // Мошенский С. В. Вексель. Базовые концепции. К.-Ровно: Планета — друк, 2007. С. 178 — 773. 7. Полуэктов А. Многосторонняя система ГАТТ: до и после «уругвайского раунда» // Внешняя торговля. 1994. N 4. С. 23 — 36. 8. Россия и Всемирная торговая организация: сайт. Режим доступа: http://www. wto. ru/Chto. asp? f=zabluzd. 9. Узбекова А. ЕС подал жалобу в ВТО // Российская газета. Режим доступа: http://www. rg. ru/2013/02/ 16/jaloba-site. html. 10. Цепов А. Б. Международно-правовые аспекты деятельности Всемирной торговой организации: Дис. … канд. юрид. наук. М.: МГИМО, 1999. 169 с. 11. Шумилов В. М. Всемирная торговая организация: право и система: Учеб. пособие. М.: Проспект, 2011. 180 с. 12. Marrakesh Protocol to the General Agreement on Tariffs and Trade 1994. Режим доступа: http://www. wto. org/english/ docs_e/legal_e/13-mprot_e. htm. 13. Ministerial declaration // The World Trade Organization. Режим доступа: http://www. wto. org/ english/thewto_e/minist_e/min01_e/mindecl_e. htm. 14. The General Agreement on Tariffs and Trade (GATT 1947). Режим доступа: http://www. wto. org/ english/docs_e/legal_e/gatt47_01_e. htm. 15. The General Agreement on Tariffs and Trade 1994. Режим доступа: http://www. wto. org/english/ docs_e/legal_e/06-gatt_e. htm. 16. The World Trade Organization. Режим доступа: http://www. wto. org/english/news_e/ news13_e/gc_rpt_25feb13_e. htm.

References

1. Apostol P. N. The problems of currency circulations at the Brussels financial conference // Sovremenniye zapiski. 1920. Vol. II. P. 251 — 259. 2. Hague Agreement Concerning the International Deposit of Industrial Designs Access mode: http://www. conventions. ru/ view_base. php? id=652. 3. Galdin V. A. General Agreement on Tariffs and Trade and international legal regulation of international trade dissertation of the candidate of juridical sciences. Moscow, 1991. 4. The plea of the soviet delegation at the first plenary meeting of the Genoa Conference // Documents of the foreign policy of the USSR. Moscow. 1961. Vol. 5. P. 58 — 59. 5. D. Carro, P. Juillar. International economics law. Moscow: Mezhdunarodniye otnosheniya, 2002. P. 580. 6. Materials of the Geneva Conference // Moshenskiy S. V. Promissory note. Basic conceptions. K.-Rovno: Planeta-druk, 2007. P. 178 — 773. 7. A. Poluektov. Multiway system of GATT: before and after the «Uruguay round» // Vneshnyaya torgovlya. 1994. N 4. P. 23 — 36. 8. Russia and the World Trade Organization: site. URL: http://www. wto. ru/ chto. asp? f=zabluzd. 9. Uzbekova A. EU filed a complain to the WTO // Rossiyskaya gazeta Access mode: http://www. rg. ru/2013/ 02/16/jaloba-site. html. 10. Tsepov A. B. International law aspects of the World Trade Organization’s activity: Dissertation of the candidate of juridical sciences. Moscow: MGIMO, 1999. 169 p. 11. Shumilov V. M. World Trade Organization: law and system: Study guide. Moscow: Prospect, 2011. 180 p. 12. Marrakesh Protocol to the General Agreement on Tariffs and Trade 1994. http://www. wto. org/english/ docs_e/legal_e/13-mprot_e. htm. 13. Ministerial declaration // The World Trade Organization. http://www. wto. org/english/ thewto_e/minist_e/min01_e/mindecl_e. htm. 14. The General Agreement on Tariffs and Trade (GATT 1947). http://www. wto. org/english/ docs_e/legal_e/gatt47_01_e. htm. 15. The General Agreement on Tariffs and Trade 1994. http://www. wto. org/english/ docs_e/legal_e/06-gatt_e. htm. 16. The World Trade Organization: site. http://www. wto. org/english/ news_e/news13_e/gc_rpt_25feb13_e. htm.

——————————————————————