О приоритетных направлениях исследования правовых и институциональных основ финансового контроля в ЕврАзЭС

(Понаморенко В. Е.) («Таможенное дело», 2012, N 3)

О ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВОВЫХ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ОСНОВ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ЕВРАЗЭС <*>

В. Е. ПОНАМОРЕНКО

——————————— <*> Ponamorenko V. E. On priority directions of research of legal and institutional fundamentals of financial control in the EurAsEC.

Понаморенко Владислав Евгеньевич, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин НОУ ВПО «Российский новый университет», кандидат юридических наук, доцент.

Статья содержит анализ современного состояния интеграции государств — членов ЕврАзЭС в сфере финансового контроля. Рассматриваются актуальные аспекты и перспективные направления гармонизации законодательства государств — членов ЕврАзЭС в сфере финансового контроля.

Ключевые слова: Евразийское экономическое сообщество, интеграционные процессы, гармонизация законодательства, финансовый контроль, налоговый контроль, валютный контроль, аудиторский контроль, банковский контроль, Межпарламентская Ассамблея ЕврАзЭС.

The article contains analysis of contemporary status of integration of states-members of the EurAsEC in the sphere of financial control; considers topical aspects and perspective directions of harmonization of legislation of states-members of the EurAsEC in the sphere of financial control.

Key words: Eurasian Economic Community, integrational processes, harmonization of legislation, financial control, tax control, currency control, auditor’s control, bank control, Interparliament Assembly of the EurAsEC.

Наиболее активно интеграционные процессы на постсоветском пространстве развиваются сегодня в рамках Евразийского экономического сообщества. Национальные финансовые системы являются основным приложением интеграционных усилий государств — членов данной организации. Гармонизация и затем унификация финансового законодательства государств — членов ЕврАзЭС являются необходимыми ступенями к достижению максимального интеграционного эффекта. Силами Интеграционного комитета ЕврАзЭС и Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС на основе сравнительно-правового анализа законодательства государств — членов ЕврАзЭС принимаются Рекомендации по гармонизации финансового законодательства государств — членов ЕврАзЭС. Первая волна относится к 2004 — 2007 гг., когда были изданы Рекомендации: — по гармонизации законодательств государств — членов ЕврАзЭС в сфере регламентации взимания налога на добавленную стоимость и акцизов <1>; ——————————— <1> Постановление Бюро МПА ЕврАзЭС от 8 окт. 2004 г. N 10.

— по унификации законодательных условий эмиссии, размещения и обращения ценных бумаг на фондовых рынках государств — членов ЕврАзЭС <2>; ——————————— <2> Постановление Бюро МПА ЕврАзЭС от 8 окт. 2004 г. N 9.

— по гармонизации законодательств государств — членов ЕврАзЭС в сфере регулирования банковской деятельности <3>; ——————————— <3> Постановление Бюро МПА ЕврАзЭС от 14 апр. 2005 г. N 10.

— по гармонизации основных положений налоговых законодательств государств — членов ЕврАзЭС <4>; ——————————— <4> Постановление Бюро МПА ЕврАзЭС от 14 апр. 2005 г. N 12.

— по гармонизации законодательств государств — членов ЕврАзЭС в сфере налогообложения <5>; ——————————— <5> Постановление Бюро МПА ЕврАзЭС от 17 нояб. 2005 г. N 12.

— по гармонизации законодательств государств — членов ЕврАзЭС о биржах и биржевой деятельности <6>; ——————————— <6> Постановление Бюро МПА ЕврАзЭС от 30 мая 2007 г. N 14.

— в сфере законодательного обеспечения противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма <7>. ——————————— <7> Постановление МПА ЕврАзЭС от 30 мая 2007 г. N 16.

Новый этап финансовой интеграции в ЕврАзЭС можно отнести к 2008 г. Он продолжается по настоящее время. Эта волна обусловлена созданием Таможенного союза и необходимостью интенсификации правотворческой и экспертной работы в сфере гармонизации валютного, налогового, банковского законодательства. В этот период были изданы Рекомендации: — по гармонизации законодательств государств — членов ЕврАзЭС по налогу на прибыль <8>; ——————————— <8> Постановление Бюро МПА ЕврАзЭС от 2 дек. 2009 г. N 10.

— по гармонизации законодательств государств — членов ЕврАзЭС по подоходному налогу <9>; ——————————— <9> Постановление Бюро МПА ЕврАзЭС от 2 дек. 2009 г. N 9.

— по гармонизации законодательств государств — членов ЕврАзЭС в сфере валютного регулирования и контроля <10>; ——————————— <10> Постановление МПА ЕврАзЭС от 6 апр. 2010 г. N 11 — 17.

— по гармонизации законодательств государств — членов ЕврАзЭС в сфере налогового контроля <11>. ——————————— <11> Постановление Бюро МПА ЕврАзЭС от 15 мая 2011 г. N 11.

Важным этапом в развитии Евразийского экономического сообщества является переход от разработки модельных законов, имеющих для стран — членов ЕврАзЭС рекомендательный характер, к разработке Основ законодательства, которые имеют императивный характер. Согласно Договору о статусе Основ законодательства Евразийского экономического сообщества, порядке их разработки, принятия и реализации, под Основами законодательства ЕврАзЭС понимается основополагающий правовой акт Сообщества, устанавливающий единые для Сторон нормы правового регулирования в базовых сферах правоотношений, принятие которого осуществляется заключаемым Сторонами международным соглашением. Первые Основы законодательства касались бюджетной сферы. Постановлением Бюро МПА ЕврАзЭС от 8 октября 2004 г. N 8 была утверждена Концепция Основ бюджетного законодательства государств — членов ЕврАзЭС, а затем на ее базе был разработан проект Основ бюджетного законодательства государств — членов ЕврАзЭС <12>. ——————————— <12> Постановление Бюро МПА ЕврАзЭС от 14 апр. 2005 г. N 6 — 11.

Концепция Основ налогового законодательства (Общая часть) государств — членов ЕврАзЭС была одобрена Постановлением Бюро МПА ЕврАзЭС от 30 мая 2007 г. N 9. Создание Таможенного союза спровоцировало принятие Постановлениями Бюро МПА ЕврАзЭС от 6 апреля 2010 г. N 8 и 9 соответственно Концепции Основ банковского законодательства ЕврАзЭС и Концепции Основ законодательства ЕврАзЭС об инвестициях. Дальнейшие шаги в направлении гармонизации банковского законодательства были осуществлены в сентябре 2011 г. На основе сравнительно-правового анализа законодательств государств — членов ЕврАзЭС Постановлением комиссии по экономической политике МПА ЕврАзЭС от 28 сентября 2011 г. N 8 были утверждены Рекомендации по гармонизации законодательства государств — членов ЕврАзЭС в сфере банковского контроля. Совсем недавно, 16 мая 2012 г., состоялось 14-е заседание Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС, на котором было принято множество важнейших правовых актов. В частности, Постановлением комиссии по экономической политике от 16 мая 2012 г. N 6 были одобрены Рекомендации по гармонизации законодательства государств — членов ЕврАзЭС в сфере аудиторского контроля. Данные Рекомендации были выработаны на основе сравнительно-правового анализа национальных законодательств государств — членов ЕврАзЭС. Таким образом, мы можем говорить о том, что наиболее развитыми направлениями гармонизации национальных законодательств в сфере финансового контроля являются: — налоговый контроль; — банковский контроль; — валютный контроль; — аудиторский контроль. В то же время, учитывая интенсивную работу по разработке Основ бюджетного законодательства, планируемые в 2012 — 2014 гг. законопроектные предложения по разработке Основ законодательства ЕврАзЭС о рынке ценных бумаг, а также развитие сотрудничества по формированию общего страхового рынка государств — членов ЕврАзЭС, актуальным видится научное исследование проблем и путей гармонизации национальных законодательств стран ЕврАзЭС в области бюджетного контроля и контроля на финансовых рынках. Кроме разработки Рекомендаций, типовых проектов законодательных актов и Основ законодательства, Программа законотворческой деятельности МПА ЕврАзЭС на 2012 и последующие годы предусматривает разработку словаря-тезауруса унифицированных терминов по налоговому контролю и налоговому администрированию, что также представляет интерес в рамках настоящего исследования. Комплексный анализ проблематики финансового контроля в евразийском регионе является актуальным и с точки зрения предъявления к финансовым системам государств — членов ЕврАзЭС высоких требований со стороны международных организаций (Всемирной торговой организации, Базельского комитета по банковскому надзору, ФАТФ, МВФ, Международной ассоциации страхового надзора), а также с точки зрения перспектив вступления России в Организацию экономического сотрудничества и развития. Таким образом, на современном этапе развития правовой базы и институциональных основ финансового контроля в государствах — членах Евразийского экономического сообщества представляется необходимым выделить следующие первостепенные направления правотворческой и экспертно-аналитической деятельности, призванные способствовать выходу интеграционных процессов в сфере финансового контроля в ЕврАзЭС на новый уровень: 1. Анализ подходов к содержанию понятия и классификации видов финансового контроля в правовой доктрине государств — членов ЕврАзЭС и выработка унифицированных терминов и их определений. 2. Исследование проблем реформирования институциональных основ финансового контроля в государствах — членах ЕврАзЭС и выработка предложений по их преодолению. 3. Анализ проблем соответствия правовых требований к финансовому контролю в государствах — членах ЕврАзЭС стандартам и рекомендациям международных финансовых организаций. 4. Исследование проблем информационного взаимодействия органов финансового контроля государств — членов ЕврАзЭС и выработка предложений по оптимизации такого взаимодействия. 5. Рассмотрение актуальных вопросов развития наднациональных механизмов и институтов финансового контроля в ЕврАзЭС и выработка предложений по их развитию и совершенствованию. Кроме названных общих для всех видов финансового контроля аспектов, требуется квалифицированный комплексный анализ современного состояния, проблем и перспектив гармонизации законодательств государств — членов ЕврАзЭС в части отдельных видов финансового контроля: валютного, банковского, налогового, аудиторского. С учетом планов правотворческой деятельности Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС особое значение приобретает анализ проблем и тенденций развития законодательства государств — членов ЕврАзЭС в сфере бюджетного контроля и в сфере контроля на финансовых рынках. В свете необходимости имплементации в законодательства государств — членов ЕврАзЭС новых Рекомендаций ФАТФ <13> остро стоит вопрос о синхронизации усилий в рамках ЕврАзЭС в этом направлении. ——————————— <13> Следует отметить, что все государства — члены ЕврАзЭС являются участниками Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма как региональной организации по типу ФАТФ.

В Евразийском экономическом сообществе только начинает создаваться законодательная база противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Кроме указанных выше Рекомендаций в сфере законодательного обеспечения противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в рамках Таможенного союза ЕврАзЭС между странами — участницами ТС был заключен Договор о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза <14>. ——————————— <14> Утв. решением Высшего Евразийского экономического совета от 19 дек. 2011 г. N 12.

Данные документы являются фундаментом только готовящегося к возведению здания ПОД/ФТ/ФРОМУ <15> на уровне Евразийского экономического сообщества. ——————————— <15> В соответствии с новыми Рекомендациями ФАТФ от февраля 2012 г. мандат данной организации расширен до противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения (ФРОМУ).

В связи со сказанным очевидно, что большой объем правотворческой и экспертной работы ляжет не только на наднациональные или национальные органы государственной власти, но и на научное сообщество участвующих в интеграционном процессе стран. Научные школы, научно-образовательные коллективы ведущих научных центров и вузов России, Беларуси и Казахстана имеют возможность включиться в нормотворческую деятельность по разработке и экспертной оценке национальных и наднациональных нормативных правовых актов в области финансового контроля.

——————————————————————