Региональная правовая интеграция в свете новой институциональной теории

(Галиакберов А. С.) («Российский юридический журнал», 2014, N 3)

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРАВОВАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В СВЕТЕ НОВОЙ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ТЕОРИИ

А. С. ГАЛИАКБЕРОВ

Галиакберов Адель Сиреньевич, аспирант кафедры международного и европейского права Казанского (Приволжского) федерального университета (Казань).

В современном мире проблемы региональной правовой интеграции становятся все актуальнее для правовой науки. В то же время при изучении комплексной правовой природы правовой интеграции невозможно руководствоваться только правовыми методами исследования. Использование новой институциональной теории, по своему внутреннему содержанию наиболее приближенной к правовым методам, позволяет по-новому взглянуть на различные аспекты правовой интеграции.

Ключевые слова: региональная интеграция, новая институциональная теория, регионализация, ВТО.

Regional legal integration in the light of a new institutional theory A. S. Galiakberov

Nowadays the issues of regional legal integration become more relevant to legal science. At the same time it’s impossible to go by only the legal research methods in order to explore a complex legal nature of legal integration. A new institutional theory which content is most similar to the legal method allows to take a fresh look at the various aspects of legal integration.

Key words: regional integration, new institutional theory, regionalization, WTO.

Феномен «регионализации» в международном праве приобретает все большее значение как концептуальное явление и как объект междисциплинарного исследования <1>. С правовой точки зрения регионализм есть результат взаимодействия национального и международного права. Региональное сотрудничество развивается под воздействием множества факторов, в первую очередь экономических. ——————————— <1> and Martin Zimmek (eds.). Elements of Regional Integration. A Multidimensional Approach. Baden: Nomos, 2008. P. 278 // European Journal of International Law. 2009. Vol. 20. N 3. P. 925 — 928.

Изучение региональных интеграционных образований немыслимо без четкого доктринального определения понятия «регион». Ряд зарубежных авторов считает, что регион — однородное пространство с физическими и культурными характеристиками, отличающимися от таковых соседних пространств <1>. Его (региона) ключевой элемент — определенная социальная гомогенность. Без последней в правовой сфере невозможна гомогенность в сфере экономики, так как социальные издержки от неунифицированного и негармонизированного права в рамках конкретного региона зачастую превышают выгоды от неучастия государства в интеграционных образованиях. ——————————— <1> Schmitt-Egner P. The Concept of «Region»: Theoretical and Methodological Notes on its Reconstruction // Journal of European Integration. 2002. Vol. 24. N 3; Sehgal S. The Evolution of NAFTA: An Experience in Regionalism // India Quarterly: A Journal of International Affairs. 2011. Vol. 66. N 3. P. 303 — 316.

Наиболее фундаментальное и общее социогуманитарное определение понятия «регион» дал П. Шмит-Эгнер. С его точки зрения, это «пространственная парциальная единица среднего размера посреднического характера, чей материальный субстрат основывается на территории» <1>. Пространственная парциальная сторона выражается в существовании внешних и внутренних границ. Представление региона как определенной единицы позволяет говорить о возможной горизонтальной связи между другими такими же единицами, понятие «средний размер» характеризирует эту единицу как пространственную величину. В отличие от понятия пространства территория, по Шмит-Эгнеру, есть «исторический продукт социально-политического развития». Территория невозможна без существования политических и социальных границ, которые изменяются во времени под воздействием права <2>. Регион, будучи явлением социального характера, — это определенная социальная (региональная) система. ——————————— <1> Schmitt-Egner P. Op. cit. P. 181. <2> Schmitt-Egner P. Op. cit. P. 182.

Шмит-Эгнер трактовал регион как активный и пассивный субъект. Первый — регион, основанный на горизонтальном типе взаимодействия, т. е. «структурная единица, административный регион или регион идентичности, рассматриваемый как пространство для межрегионального взаимодействия» <1>. Второй — регион как субъект международного права. Данное понятие более применимо к правовым отношениям и напрямую затрагивает региональные интеграционные образования. В этой интерпретации некоторые авторы используют понятие «регион» применительно к международным организациям (АСЕАН, МЕРКОСУР, НАФТА, ЕС, ЕврАзЭС, ССАГПЗ), подразумевая под ним «конгломерат» национальных государств <2>. ——————————— <1> Ibid. P. 184. <2> Schmitt-Egner P. Op. cit. P. 186; Slocum N., Langenhove L. The meaning of regional integration: introducing positioning theory in regional integration studies // Journal of European Integration. 2004. Vol. 26. N 3. P. 236.

Классический (старый) регионализм в социогуманитарных науках определяет закрытые регионы как своеобразные «крепости», ибо нацелены они на ускорение региональной интеграции через обособление в ущерб глобализации <1>. Как следствие, зачастую в таких образованиях упор делается на унификацию и гармонизацию внутреннего законодательства в противовес процессам глобализации. ——————————— <1> Hurrell A. Explaining the resurgence of regionalism in world politics // Review of International Studies. 2009. Vol. 21. N 4. P. 331.

Цель современного (открытого) регионализма — создание зоны унифицированного и гармонизированного применения права, не противоречащего международным правовым стандартам. «Совмещение между всплеском региональных торговых соглашений и мировой торговой системой, воплощенной в ВТО», свидетельствует о развитии открытого регионализма <1>. ——————————— <1> Bergsten C. F. Open Regionalism // The World Economy. 1997. Vol. 20. N 5. P. 545 — 565.

В. Зарнт справедливо полагает, что региональные интеграционные соглашения находятся не в противоречии с универсальными соглашениями и организациями, воплощенными в ВТО, и это «позволяет им лучше соответствовать» универсальным соглашениям <1>. ——————————— <1> Zahrnt V. How Regionalization can be a Pillar of a More Effective World Trade Organization // Journal of World Trade. 2005. Vol. 39. N 4. P. 671 — 699.

Т. Карпентер рассматривает понятие регионализма не в политологическом или экономическом ключе, а в правовом. Ее определение регионализма во многом схоже с тем, которое используется в ВТО <1>: регионализм есть определенный вид торговых соглашений, охватывающий двух или более, но не всех членов ВТО. Региональные соглашения она понимает как антитезы глобальным соглашениям, говорит о двусторонних и многосторонних договорах в границах определенного региона, о договорах между субъектами международного права, находящимися в различных частях мира. Однако региональное соглашение она интерпретирует только в рамках процессов, связанных с ВТО. ——————————— <1> Carpenter Th. A historical perspective of regionalism // Multilateralizing Regionalism: Challenges for the Global Trading System / Ed. by R. Baldwin, P. Low. Cambridge, 2009. P. 13.

Наличие противоположных точек зрения на функционирование региональных интеграционных соглашений и правовых установлений ВТО закономерно, так как именно их соотношение в правовой плоскости наиболее интересно для современного международного права и воспринимается рядом авторов в качестве «наиболее фундаментального структурного изменения в международной экономической системе» <1>. Создание и расширение региональных соглашений отражается в системе права ВТО: в ст. XXIV Генерального соглашения по тарифам и торговле <2> и ст. V Генерального соглашения по торговле услугами <3>, которые постулируют необходимость контроля ВТО за развитием региональных торговых соглашений в духе свободной торговли. Положения ВТО о региональных торговых соглашениях де-факто являются правовым стандартом как создающихся, так и существующих соглашений <4>. Главная проблема, с которой сталкивается ВТО, — это то, что региональные торговые соглашения косвенно нарушают один из базовых принципов ВТО — режим наиболее благоприятствуемой нации. Основная же идея ВТО и региональных соглашений практически одинакова: снижение транзакционных издержек субъектов торговых отношений на международном уровне. ——————————— <1> Hirsh M. The Sociology of International Economic Law: Sociological Analysis of the Regulation of Regional Agreements in the World Trading System // European Journal of International Law. 2008. Vol. 19. N 2. P. 278. <2> Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ 1947) // СЗ РФ. 2012. N 37 (Ч. VI, прил.). С. 2916 — 2991. <3> Генеральное соглашение по торговле услугами // СЗ РФ. 2012. N 37 (Ч. VI, прил.). С. 2785 — 2817. <4> Hirsh M. Op. cit. P. 282.

Хотя право ВТО позволяет его членам создавать и расширять региональные торговые соглашения при их соответствии определенным критериям, в рамках Министерской декларации (Доха, 2001 г.) <1> (п. 15) было принято решение начать переговорный процесс, чтобы изменить и усовершенствовать существующие правовые нормы данной сферы. ——————————— <1> URL: https://docs. wto. org/dol2fe/Pages/FE_Search/DDFDocuments/35772/Q/WT/Min01/DECW1.pdf.

Возрастающая роль региональных организаций отражалась в актах международного характера с начала XX в. Так, в ст. 21 Устава Лиги Наций говорится, что «международные обязательства, такие как договоры о третейском разбирательстве и ограниченные пределами известных районов соглашения, а также доктрина Монро, которые обеспечивают сохранение мира, не рассматриваются как несовместимые с каким-либо из постановлений настоящего Статута». (Доктрина Монро — пример закрытого регионализма.) В дальнейшем роль региональных объединений закрепляется во многих значимых документах. Устав ООН <1> обращает внимание на данный феномен и посвящает гл. VIII взаимодействию ООН с объединениями, основанными на региональных соглашениях. ——————————— <1> Устав Организации Объединенных Наций: принят в Сан-Франциско 26 июня 1945 г. URL: http://www. un. org/ru/documents/charter.

Всплеск активности в принятии региональных соглашений объясняется тем, что посредством построения определенной правовой системы снижаются транзакционные издержки субъектов права. Общая система правовых установлений для конкретного региона позволяет субъекту, осуществляющему свою деятельность на данной территории, снизить транзакционные издержки. Сводя к минимуму вмешательство двух субъектов в отношения между ними же самими по поводу применимого права, вводя ясные и четкие правила их функционирования на основе «наднационального права», региональное интеграционное образование снижает транзакционные издержки взаимодействия как государств-членов, так и иных субъектов. В итоге все это, по В. Парето, обеспечивает оптимальное функционирование участников общественных отношений. В современных условиях, когда обладатель прав зачастую ограничен в их использовании существующими национальными правовыми режимами, без установления наднациональных институтов он не может реализовать свои права в международной сфере. Как справедливо заметил нобелевский лауреат Р. Коуз в своем труде «Проблема социальных издержек» <1>, экономические методы есть методы, представляющие собой «по большей части определенный подход к изучению факторов, от которых зависит выбор… они могут быть использованы для анализа выбора в других областях, в том числе в юриспруденции…» <2>. Создание фирмы — ответ на дороговизну рыночной координации <3>. Фирма воспринимается им не как социальное образование, мыслимое в качестве конкретной организации, а как коммерческая фирма (более узко). ——————————— <1> Coase R. The Problem of Social Cost // Journal of Law and Economics. 1960. Vol. 3. N 1. P. 1 — 44. <2> Коуз Р. Фирма, рынок и право / Пер. с англ. М., 2007. <3> Medema S. G. A case of mistaken identity: George Stigler. The Problem of Social Cost, and the Coase theorem // European Journal of Law and Economics. 2010. Vol. 31. N 1. P. 24.

С нашей точки зрения, к правовой сфере справедливо было бы применить «новую институциональную теорию» и «коузианскую теорию транзакционных издержек», взяв за основной критерий оценки издержек такой универсальный параметр, как время, затрачиваемое субъектом общественной деятельности на использование разных правовых систем. В зарубежной правовой науке справедливо указывают на такую проблему, обозначая различие правовых систем, как «правовую дистанцию» между ними <1>. Исходя из этого, «дистанция» между двумя различными странами налагает определенные «транзакционные издержки» на субъектов экономических отношений <2>. Посредством унификации или гармонизации права достигается некая степень кооперации в сфере права. В противовес унификации и гармонизации как добровольной кооперации стран существует односторонняя «трансплантация права» <3>. Все три феномена (унификация, гармонизация и трансплантация) позволяют устранить «институциональные и юридические» издержки, которые, как считает Д. Родрик, возникают сегодня не столько в силу национальных правовых установлений, ограничивающих торговлю напрямую, сколько косвенно, увеличивая таким образом транзакционные издержки <4>. ——————————— <1> Carbonara E., Parisi F. The paradox of legal harmonization // Public Choice. 2007. Vol. 132. N 3 — 4. P. 372. <2> Ibid. P. 372. <3> Zhu J. Legal Transplantation in the Judicature: Employing Foreign Laws in China’s Judicial Practice // Frontiers of Law in China. 2006. Vol. 1. N 1. P. 112 — 120. <4> Rodrik D. Globalization and growth — looking in the wrong places // Journal of Policy Modeling. 2004. Vol. 26. N 4. P. 513 — 514.

Л. Рибстейн и Б. Кобояши, напротив, полагают, что высокий уровень унифицированности права имеет негативные последствия для субъектов права <1>. В то же время хотя в краткосрочной перспективе унификация и гармонизация права могут вызвать определенные затраты на их осуществление, но, в отличие от трансплантации права, выгода от таких действий для всех участников очевидна. При этом следует согласиться с Дж. Хансеном и Д. Йосифоном, что зачастую экономические методы изучения права не являются абсолютно точными <2>. Пример ЕС свидетельствует о негативном влиянии lex shopping на правовую систему ЕС, так как образуется своеобразное «лоскутное одеяло» процессуальных режимов, способное вызвать злоупотребление правом. ——————————— <1> Ribstein L., Kobayshi B. An Economic Analysis of Uniform State Laws // The Journal of Legal Studies. 1996. Vol. 25. N 1. P. 187. <2> Hanson J., Yosifon D. The situation: An introduction to the situational character, critical realism, power economics, and deep capture // University of Pennsylvania Law Review. 2003. N 6. P. 129 — 346.

Организации, выступающие как институциональная основа интеграции, состоят из органов с наднациональными функциями и компетенцией субординационного порядка. Это в первую очередь международные суды, правомочные решать дела, связанные с проблемами интеграции и компетенции интеграционных образований, как в целом, так и в отношении отдельных его членов. Например, Суд Европейского союза, международные суды в рамках интеграционных объединений Латинской Америки, чьи решения обеспечивают единообразное формирование, толкование и применение права исходя из их компетенции. Сами решения «интеграционных» судов выполняют ряд унифицирующих функций через формирование цельного правового пространства в рамках интеграционного объединения <1>. ——————————— <1> Рафалюк Е. Е. Унификация международного частного права в странах Латинской Америки: история и современность // Журн. рос. права. 2010. N 5. С. 92.

В целом региональная интеграция, опирающаяся на принцип «открытого регионализма», позволяет решить проблему «лоскутного одеяла» правовых режимов и избежать негативных последствий трансплантации права, позволяя в то же время унифицировать и гармонизировать национальные правовые системы в соответствии с международными правовыми нормами.

Список литературы

and Martin Zimmek (eds.). Elements of Regional Integration. A Multidimensional Approach. Baden: Nomos, 2008. P. 278 // European Journal of International Law. 2009. Vol. 20. N 3. Bergsten C. F. Open Regionalism // The World Economy. 1997. Vol. 20. N 5 Carbonara E., Parisi F. The paradox of legal harmonization // Public Choice. 2007. Vol. 132. N 3 — 4. Carpenter Th. A historical perspective of regionalism // Multilateralizing Regionalism: Challenges for the Global Trading System / Ed. by R. Baldwin, P. Low. Cambridge, 2009. Coase R. The Problem of Social Cost // Journal of Law and Economics. 1960. Vol. 3. N 1. Hanson J., Yosifon D. The situation: An introduction to the situational character, critical realism, power economics, and deep capture // University of Pennsylvania Law Review. 2003. N 6. Hirsh M. The Sociology of International Economic Law: Sociological Analysis of the Regulation of Regional Agreements in the World Trading System // European Journal of International Law. 2008. Vol. 19. N 2. Hurrell A. Explaining the resurgence of regionalism in world politics // Review of International Studies. 2009. Vol. 21. N 4. Medema S. G. A case of mistaken identity: George Stigler, The Problem of Social Cost, and the Coase theorem // European Journal of Law and Economics. 2010. Vol. 31. N 1. Ribstein L., Kobayshi B. An Economic Analysis of Uniform State Laws // The Journal of Legal Studies. 1996. Vol. 25. N 1. Rodrik D. Globalization and growth — looking in the wrong places // Journal of Policy Modeling. 2004. Vol. 26. N 4. Schmitt-Egner P. The Concept of «Region»: Theoretical and Methodological Notes on its Reconstruction // Journal of European Integration. 2002. Vol. 24. N 3. Sehgal S. The Evolution of NAFTA: An Experience in Regionalism // India Quarterly: A Journal of International Affairs. 2011. Vol. 66. N 3. Slocum N., Langenhove L. The meaning of regional integration: introducing positioning theory in regional integration studies // Journal of European Integration. 2004. Vol. 26. N 3. Zahrnt V. How Regionalization can be a Pillar of a More Effective World Trade Organization // Journal of World Trade. 2005. Vol. 39. N 4. Zhu J. Legal Transplantation in the Judicature: Employing Foreign Laws in China’s Judicial Practice // Frontiers of Law in China. 2006. Vol. 1. N 1. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ 1947) // СЗ РФ. 2012. N 37 (ч. VI, прил.). Генеральное соглашение по торговле услугами // СЗ РФ. 2012. N 37 (Ч. VI, прил.). Коуз Р. Фирма, рынок и право / Пер. с англ. М., 2007. Министерская декларация (Доха, 2001 г.). URL: https://docs. wto. org/dol2fe/Pages/FE_Search/DDFDocuments/35772/Q/WT/Min01/DECW1.pdf. Рафалюк Е. Е. Унификация международного частного права в странах Латинской Америки: история и современность // Журн. рос. права. 2010. N 5. Устав Организации Объединенных Наций: принят в Сан-Франциско 26 июня 1945 г. URL: http://www. un. org/ru/documents/charter.

References

and Martin Zimmek (eds.). Elements of Regional Integration. A Multidimensional Approach. Baden: Nomos, 2008. P. 278 // European Journal of International Law. 2009. Vol. 20. N 3. Bergsten C. F. Open Regionalism // The World Economy. 1997. Vol. 20. N 5. Carbonara E., Parisi F. The paradox of legal harmonization // Public Choice. 2007. Vol. 132. N 3 — 4. Carpenter Th. A historical perspective of regionalism // Multilateralizing Regionalism: Challenges for the Global Trading System / Ed. by R. Baldwin, P. Low. Cambridge, 2009. Coase R. The Problem of Social Cost // Journal of Law and Economics. 1960. Vol. 3. N 1. General’noe soglashenie po tarifam i torgovle (GATT 1947) // SZ RF. 2012. N 37 (Ch. VI, pril.). General’noe soglashenie po torgovle uslugami // SZ RF. 2012. N 37 (Ch. VI, pril.). Hanson J., Yosifon D. The situation: An introduction to the situational character, critical realism, power economics, and deep capture // University of Pennsylvania Law Review. 2003. N 6. Hirsh M. The Sociology of International Economic Law: Sociological Analysis of the Regulation of Regional Agreements in the World Trading System // European Journal of International Law. 2008. Vol. 19. N 2. Hurrell A. Explaining the resurgence of regionalism in world politics // Review of International Studies. 2009. Vol. 21. N 4. Kouz R. Firma, rynok i pravo / Per. s angl. M., 2007. Medema S. G. A case of mistaken identity: George Stigler. The Problem of Social Cost, and the Coase theorem // European Journal of Law and Economics. 2010. Vol. 31. N 1. Ministerskaya deklaraciya (Doxa, 2001 g.). URL: https://docs. wto. org/dol2fe/Pages/FE_Search/DDFDocuments/35772/Q/WT/Min01/DECW1.pdf. Rafalyuk E. E. Unifikaciya mezhdunarodnogo chastnogo prava v stranax Latinskoj Ameriki: istoriya i sovremennost’ // Zhurn. ros. prava. 2010. N 5. Ribstein L., Kobayshi B. An Economic Analysis of Uniform State Laws // The Journal of Legal Studies. 1996. Vol. 25. N 1. Rodrik D. Globalization and growth — looking in the wrong places // Journal of Policy Modeling. 2004. Vol. 26. N 4. Schmitt-Egner P. The Concept of «Region»: Theoretical and Methodological Notes on its Reconstruction // Journal of European Integration. 2002. Vol. 24. N 3. Sehgal S. The Evolution of NAFTA: An Experience in Regionalism // India Quarterly: A Journal of International Affairs. 2011. Vol. 66. N 3. Slocum N., Langenhove L. The meaning of regional integration: introducing positioning theory in regional integration studies // Journal of European Integration. 2004. Vol. 26. N 3. Ustav Organizacii Ob»edinennyx Nacij: prinyat v San-Francisko 26 iyunya 1945 g. URL: http://www. un. org/ru/documents/charter. Zahrnt V. How Regionalization can be a Pillar of a More Effective World Trade Organization // Journal of World Trade. 2005. Vol. 39. N 4. Zhu J. Legal Transplantation in the Judicature: Employing Foreign Laws in China’s Judicial Practice // Frontiers of Law in China. 2006. Vol. 1. N 1.

——————————————————————