Профессиональное развитие гражданских служащих

(Старцева Е. Н.) («Муниципальная служба: правовые вопросы», 2011, N 4)

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ

Е. Н. СТАРЦЕВА

Старцева Е. Н., главный специалист-эксперт отдела государственной службы и кадров Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области.

В ст. 60 Федерального закона от 24.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» <1> (далее — Федеральный закон) зафиксировано, что формирование кадрового состава гражданской службы в государственном органе обеспечивается на основе следующих принципов: ——————————— <1> Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. N 31. Ст. 3215.

1) назначение на должности гражданской службы гражданских служащих с учетом их заслуг в профессиональной служебной деятельности и деловых качеств; 2) совершенствование профессионального мастерства гражданских служащих. Остановимся более подробно на втором принципе. Свое развитие вышеуказанный принцип получил во многих статьях Федерального закона. В ст. 15 Федерального закона установлено, что поддержание уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей, входит в число основных обязанностей гражданского служащего. Согласно ст. 62 Федерального закона для государственных гражданских служащих предусмотрены такие виды обучения, как профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка гражданского служащего. Безусловно, обучение гражданского служащего должно осуществляться непрерывно, в течение всего периода прохождения им гражданской службы. В Федеральном законе зафиксированы основания для направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку: 1) назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке должностного роста на конкурсной основе; 2) включение гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе; 3) результаты аттестации гражданского служащего. В Указе Президента Российской Федерации от 28.12.2006 N 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации» <2> (далее — Указ Президента) более точно регламентируются основания для выбора вида обучения гражданского служащего. ——————————— <2> Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 203.

Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категорий «помощники (советники)», «специалисты» или «обеспечивающие специалисты», в случае его назначения в порядке должностного роста на должность гражданской службы категории «руководители» направляется на профессиональную переподготовку. По результатам профессиональной переподготовки гражданскому служащему может быть присвоена дополнительная квалификация. Гражданский служащий, впервые принятый на должность гражданской службы, по истечении испытательного срока или шести месяцев после поступления на гражданскую службу, а также гражданский служащий в случае его назначения на вышестоящую должность гражданской службы направляются на повышение квалификации. Стажировка является как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданского служащего, так и частью его профессиональной переподготовки или повышения квалификации и осуществляется непосредственно в государственных органах и иных организациях. Целью стажировки, которая проходит в государственных органах или иных организациях, является: а) изучение передового, в т. ч. зарубежного, опыта; б) закрепление теоретических знаний, полученных гражданским служащим в период профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении им своих должностных обязанностей. Обучение гражданских служащих должно осуществляться в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования в соответствии с федеральными государственными требованиями. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 N 610 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов» <3> относит к повышению квалификации следующие виды обучения: ——————————— <3> Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. N 27. Ст. 2580.

— краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата; — тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения; — длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и др. проблем по профилю профессиональной деятельности. В соответствии с Указом Президента профессиональное развитие гражданских служащих должно происходить на основе индивидуальных планов профессионального развития. Индивидуальный план профессионального развития гражданского служащего разрабатывается им в соответствии с должностным регламентом совместно с непосредственным руководителем сроком на три года и утверждается в порядке, устанавливаемом представителем нанимателя. В индивидуальном плане указываются: а) цель, вид, форма и продолжительность получения дополнительного профессионального образования, включая сведения о возможности использования дистанционных образовательных технологий и самообразования; б) направления дополнительного профессионального образования; в) ожидаемая результативность дополнительного профессионального образования гражданского служащего. Помимо приведенных выше видов профессионального развития гражданских служащих могут практиковаться и другие виды обучения. В Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области наряду с обучением гражданских служащих в соответствии с планом повышения квалификации и стажировок гражданских служащих, утверждаемым Министерством юстиции Российской Федерации, используются такие виды повышения профессионализма: общая служебная подготовка, служебная подготовка гражданских служащих структурных подразделений, наставничество. Общая служебная подготовка это система теоретического непрерывного обучения гражданских служащих по основным направлениям деятельности Главного управления, проводимая с целью повышения профессионального уровня, качества и эффективности выполняемой работы, предусматривающая изучение законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Министерства юстиции Российской Федерации, локальных нормативных актов Главного управления, а также иных информационных материалов по профилю деятельности. Помимо этого могут проводиться занятия и тренинги на развитие навыков общения, этического поведения гражданских служащих. Целью общей подготовки является непрерывное теоретическое и практическое обучение гражданских служащих по основным направлениям деятельности Главного управления, для повышения профессионального уровня, качества и эффективности исполнения должностных обязанностей. Организацию общей подготовки гражданских служащих обеспечивает отдел государственной службы и кадров Главного управления. Общая служебная подготовка проводится на основании Плана-расписания общей служебной подготовки на календарный год (полугодие). План-расписание общей служебной подготовки утверждается начальником Главного управления. По мере необходимости в План-расписание могут вноситься изменения. Занятия по общей служебной подготовке проводятся регулярно, не реже одного раза в месяц в соответствии с Планом-расписанием. В плане определяются темы занятий, дата их проведения, назначаются ответственные лица за проведение занятий. Занятия по общей служебной подготовке проводят гражданские служащие из числа заместителей начальника Главного управления, руководителей структурных подразделений и наиболее подготовленных и квалифицированных специалистов по заранее подготовленному и согласованному с отделом государственной службы и кадров методическому материалу. В случае необходимости к проведению занятий могут привлекаться преподаватели высших учебных заведений и специалисты иных государственных органов. Служебная подготовка гражданских служащих в структурных подразделениях проводится с целью подготовки профессиональных и квалифицированных специалистов, на высоком уровне и в полном объеме исполняющих свои должностные обязанности. Основными принципами служебной подготовки гражданских служащих являются: хорошая подготовка руководителей и проведение занятий на высоком методическом уровне, создание необходимых условий для самостоятельной работы, оказание постоянной помощи подчиненным, гражданским служащим и систематический контроль за ходом подготовки, изучение, обобщение и внедрение передового опыта в практику обучения гражданских служащих, постоянное совершенствование учебной базы и эффективное ее использование при обучении. Организацию и проведение служебной подготовки гражданских служащих осуществляют руководители структурных подразделений. Руководители структурных подразделений несут персональную ответственность за организацию служебной подготовки специалистов. Служебная подготовка гражданских служащих осуществляется в соответствии с учебно-тематическими планами, подготовленными руководителями структурных подразделений и утвержденными начальником Главного управления. Учебно-тематические планы по служебной подготовке составляются на полугодие. В них определяется общее количество времени (часов), отводимого на служебную подготовку, распределяется время по видам подготовки, отражаются дисциплины, темы и виды занятий, сроки их проведения. Исходя из уровня подготовки специалистов, наличия учебно-методической базы, изменений в действующем законодательстве, представляется возможным уточнять содержание типового учебного плана, изменять содержание тем и количество выделяемых на них часов, определять количество и содержание занятий по каждой теме, время и метод их проведения, а также определять дополнительные занятия. Служебная подготовка гражданских служащих проводится в ходе повседневной практической деятельности в плановом порядке. Учет проведения занятий по служебной подготовке гражданских служащих и посещаемости занятий ведется руководителем структурного подразделения в соответствующем журнале. Наставничество в Главном управлении рассматривается как целенаправленная деятельность руководителей структурных подразделений и наиболее опытных гражданских служащих по профессиональной подготовке гражданских служащих, назначенных на соответствующую должность федеральной государственной гражданской службы. Основными задачами наставничества являются: 1) оптимизация процесса профессиональной адаптации гражданских служащих, развитие их способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них обязанности; 2) формирование высоких профессиональных и моральных качеств, ответственности, дисциплинированности, добросовестности, сознательного и творческого отношения к осуществлению профессиональной служебной деятельности; 3) содействие выработке навыков служебного поведения, соответствующего профессионально-этическим стандартам и правилам; 4) воспитание профессионально значимых качеств личности гражданских служащих, ознакомление с историей и традициями государственного органа и своего подразделения; 5) реализация мер по профилактике коррупции на государственной гражданской службе; 6) оказание морально-психологической поддержки в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении служебных обязанностей; 7) раскрытие и оценка потенциала гражданского служащего для успешной профессиональной деятельности. Наставничество может устанавливаться в отношении следующих гражданских служащих: 1) впервые назначенных на должности гражданской службы, а также ранее уволенных с государственной гражданской службы и вновь принятых на государственную гражданскую службу; 2) назначенных на иную должность государственной гражданской службы в порядке перевода, а также при назначении на должность государственной гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе; 3) тех, кому изменены должностные обязанности вне зависимости от назначения на вышестоящую должность либо равнозначную ранее занимаемой, если должностные обязанности, установленные должностным регламентом, изменяются и (или) требуют расширения и углубления профессиональных знаний и новых навыков. Наставничество устанавливается продолжительностью до шести месяцев. Наставник назначается приказом начальника Главного управления из числа специалистов, ранее выполнявших данные функции, либо из специалистов структурного подразделения, в которое назначен на должность гражданский служащий, в отношении которого устанавливается наставничество, в соответствии с представлением руководителя структурного подразделения. Ответственность за организацию наставничества несет руководитель структурного подразделения. Общее руководство и контроль организации наставничества осуществляет начальник отдела государственной службы и кадров. Руководитель структурного подразделения и наставник совместно разрабатывают индивидуальный план обучения на период наставничества гражданского служащего. Период наставничества завершается отчетом. Отчет о прохождении наставничества гражданского служащего готовится руководителем структурного подразделения совместно с наставником и направляется для согласования начальнику отдела государственной службы и кадров Главного управления. Эффективность наставничества оценивается по следующим критериям: 1) результат сдачи гражданским служащим квалификационного экзамена на присвоение классного чина; 2) эффективность выполнения гражданским служащим должностных обязанностей, самостоятельно принимаемых им решений; 3) участие в подготовке проектов нормативных актов Главного управления, проектов управленческих и иных решений в соответствии с должностным регламентом; 4) соблюдение гражданским служащим в связи с исполнением им должностных обязанностей порядка служебного взаимодействия с иными гражданскими служащими, гражданами и организациями; 5) качество государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом Главного управления; 6) соблюдение служебного распорядка Главного управления и иных локальных нормативных актов, участие в общественной жизни коллектива. Таким образом, комплексное профессиональное развитие гражданских служащих повышает результативность деятельности гражданских служащих, а в конечном итоге и всего государственного органа.

——————————————————————