Международная трудовая миграция и ее влияние на обеспечение экономической безопасности Российской Федерации

(Фирсов И. В.) («Миграционное право», 2012, N 1)

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И. В. ФИРСОВ

Фирсов И. В., соискатель кафедры экономики и экономической безопасности Академии экономической безопасности МВД России, член-корреспондент РАЕН, кандидат юридических наук.

Нам необходимо сформировать здесь цивилизованный рынок труда и, конечно, обеспечивать права всех, кто работает здесь на законных основаниях, и вместе с тем бороться с нелегальной миграцией.

Д. А.Медведев

Мировой экономический, финансовый кризис наложил свой отпечаток на жизнь обычных граждан большинства развитых и развивающихся стран. Массовое высвобождение рабочих — граждан России, снижение уровня оплаты труда, закрытие производств в градообразующих центрах в условиях кризиса привели к увеличению социальной напряженности. Люди в поисках лучшей жизни снимаются с насиженных мест и перемещаются либо внутри страны, либо уезжают за ее пределы. С другой стороны, тяжелая экономическая ситуация в странах СНГ выталкивает огромные трудовые массы в Россию, т. к. въезд сюда для граждан из стран СНГ в большинстве случаев является безвизовым и практически свободным. Такое движение населения принято называть миграцией. Однако мигрирует не только население. В Большой советской энциклопедии говорится о миграции животных (например, перелет птиц на зимовку и т. п.), химических элементов (например, в толще Земли и на ее поверхности). В экономической теории мы часто слышим понятие «миграция капитала» <1>. ——————————— <1> Большая советская энциклопедия. Третье изд. В 30 т. / Гл. ред. А. М. Прохоров. М., 1970 — 1978.

Латинское слово migratio (от migro) означает «перехожу, переселяюсь». По Толковому словарю русского языка С. И. Ожегова «миграция» — это «перемещение, переселение» <2>. Философский словарь определяет миграцию населения как переезд людей из одной страны в другую с намерением обосноваться. Несмотря на достаточно большое количество трактовок, ученые в основном единодушны в определении понятия «миграция». В отличие от естественного движения <3>, миграция, будучи видом социального перемещения, представляет собой перемещение людей через границы тех или иных территориальных образований с постоянным или временным изменением места жительства по различным причинам, с различной целевой направленностью, регулярностью и продолжительностью во времени. ——————————— <2> Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / Под ред. проф. Л. И. Скворцова. М., 2010. С. 534. <3> Под естественным движением населения следует понимать воспроизводство населения, т. е. последовательную смену поколений людей. См.: Боярский А. Я., Валентай Д. И., Кваша А. Я. Основы демографии. М., 1980. С. 14 — 16.

Часть 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации для подавляющей части граждан Российской Федерации <4> провозгласила свободу передвижения и выбор ими места жительства, пребывания в пределах территории России. Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства означает, что каждый может в любое время и без чьего-либо разрешения перемещаться по стране, селиться в городе или сельской местности. Исключение составляют ряд местностей, установленных законодательством (например, ЗАТО, закрытые военные городки, пограничная зона и др.). Такая миграция называется внутренней. ——————————— <4> В том числе иностранных граждан, лиц без гражданства.

В отличие от внутренней, внешняя миграция — это реализация права каждого гражданина страны свободно выезжать за ее пределы и беспрепятственно возвращаться <5>. При этом внешняя миграция в данном случае включает в себя следующие ее виды: эмиграцию и иммиграцию. ——————————— <5> Такая миграция в России для ее граждан есть не что иное, как осуществление свободы, предусмотренной ч. 2 ст. 27 Конституции Рос. Федерации.

Эмиграция (от лат. emigro — «выселяюсь») — это выезд (выд. авт.) гражданина одной страны в другое государство на временное или постоянное проживание по экономическим, политическим, личным и иным обстоятельствам. При этом такое переселение должно быть добровольным. В связи с этим эмиграцию следует отличать от принудительного переселения (выселения) гражданина из страны, которая называется депортацией. В отличие от просто миграции внутри района или между районами страны эмиграция связана с выездом из страны, т. е. подразумевает пересечение границы. Эмиграция отличается от кратковременных поездок с личными и деловыми целями или туристских путешествий тем, что обязательно связана со сменой постоянного места жительства. Эмиграция совсем не обязательно подразумевает натурализацию, приобретение (смену) гражданства или подданства. Россия, в частности, разрешает своим гражданам иметь второе гражданство. Второй вид внешней миграции — иммиграция (от лат. immigro — «вселяюсь»), которая представляет собой въезд (выд. авт.) гражданина одной страны в другое государство на временное или постоянное проживание по экономическим, политическим, личным и иным обстоятельствам. Однако такой въезд не всегда бывает абсолютно свободным. В большинстве стран установлены специальные иммиграционные ограничения и квоты (так называемые иммиграционные законы). Рассматривая это явление на российском примере, можно найти массу случаев того, когда россияне активно покидают свою страну. Это и так называемая брачная миграция, когда граждане РФ выезжают за пределы страны с целью заключения брачного союза и последующего проживания по месту жительства партнера, и просто неизменное желание русских людей улучшить свою жизнь кардинальным путем. Необходимо также назвать сезонную миграцию туристов и сельскохозяйственных рабочих, миграцию из сельской местности в города, происходящую в развивающихся странах в процессе индустриализации (так называемая урбанизация); миграцию из городов в сельскую местность, более распространенную в развитых странах (рурализация). Кочевничество и паломничество тоже являются видами религиозной миграции <6>. ——————————— <6> В целом причины, которые заставляют людей уезжать с мест проживания, можно объединить в несколько групп: экономические, социальные, политические, военные, культурные. Кроме того, учеными выделены: общественно-организованная и неорганизованная миграция (по форме); временная и долгосрочная (по сроку); маятниковая или челночная миграция; приграничная и транзитная миграция; вторичная миграция (жена следует за мужем и т. п.); миграция беженцев и вынужденных переселенцев (вынужденная миграция).

Однако в подавляющем числе случаев причиной внешней и внутренней миграции является трудовая неустроенность населения. О трудовой миграции следует сказать подробнее. Трудовая миграция (или миграция рабочей силы, трудовых ресурсов) — это перемещение трудоспособного населения из одного населенного пункта в другой с целью поиска работы на условиях найма. Субъекты такой миграции — трудовые мигранты или работники-мигранты. Она бывает внутригосударственная (местная трудовая миграция) и межгосударственная (международная трудовая миграция (эмиграция и иммиграция)). Международную трудовую миграцию можно определить как временные межстрановые перемещения экономически активного населения с целью приложения своего труда и вступления в отношения работник — работодатель в другой стране. Миграция трудовых ресурсов в зависимости от срока перемещения делится на временную, временно-постоянную, сезонную и безвозвратную (связанную с переменой места жительства). Что же заставляет людей других государств искать работу в России? Наиболее очевидный ответ на поставленный вопрос: люди хотят жить лучше. Принятие решения о миграции может быть связано с надеждами на получение более высоких заработков, либо со стремлениями к более полной профессиональной самореализации, либо с потребностью достать средства для материального обеспечения семьи. Ни для кого не секрет, что после распада Советского Союза экономики ряда стран ближнего зарубежья (Узбекистан, Таджикистан, Молдавия и др.) в современных условиях не смогли задать нужный вектор развития, результатом чего стала «хроническая» безработица. Одним из мотивов участия в трудовой иммиграции являются поиски любой работы в России для того, чтобы только «не умереть с голода». Кроме того, людей «притягивает» существующее различие в размерах заработной платы. В конечном итоге трудовая иммиграция в Россию выросла в разы. Основную долю в ней и сейчас составляют граждане бывших союзных республик, теперь стран СНГ. Объем и интенсивность миграции рабочей силы в Россию, их влияние на экономику и безопасность страны притягивают внимание не только государственных органов, непосредственно ответственных за реализацию миграционной политики, но и высшего руководства нашего государства. При этом у руководства страны сложилось достаточно позитивное мнение о положительном влиянии на экономику легальной иммиграции. Так, в ходе рабочей встречи Председателя Правительства Российской Федерации В. В. Путина с руководителем Федеральной миграционной службы К. О. Ромодановским премьер-министр указал, «что в условиях достаточно сложной демографической ситуации, которая складывается во всех без исключения европейских странах — ведущих, во всяком случае, европейских странах — миграционная политика является не только инструментом сглаживания демографических проблем, но и решения ряда вопросов экономического характера» <7>. При этом, судя по словам В. В. Путина, Россия заинтересована в легальной миграции, но только в тех отраслях и на тех территориях, где иммигранты нужнее всего. ——————————— <7> Председатель Правительства Российской Федерации В. В. Путин провел рабочую встречу с директором Федеральной миграционной службы К. О. Ромодановским. URL: http://premier. gov. ru/ events/ news (дата обращения: 8 марта 2011 г.).

Действительно, общеизвестен ряд положительных черт, присущих трудовой миграции. Большинство современных теорий сходятся в том, что миграция выгодна как для принимающих стран, так и для стран выезда. Так, выгодой для стран-импортеров <8> является повышение конкурентоспособности товаров страны, принимающей рабочую силу, вследствие уменьшения издержек производства из-за использования более дешевой иностранной рабочей силы. Кроме того, иностранные рабочие предъявляют дополнительный спрос на товары и услуги в стране, что стимулирует рост производства и рабочей занятости. При импорте квалифицированной иностранной рабочей силы принимающая страна экономит на затратах на образование и подготовку специалистов. Иностранная рабочая сила рассматривается как определенный амортизатор, т. к. в условиях кризиса иностранных рабочих увольняют, как правило, первыми. Иностранные рабочие не учитываются при реализации государственных социальных программ и не обеспечиваются пенсией. ——————————— <8> То есть тех стран, которые принимают к себе иммигрирующие трудовые ресурсы.

Для тех стран, которые экспортируют рабочую силу, можно назвать следующие выгоды. Экспорт рабочей силы является важным источником валютных поступлений. Так, выделяют 3 основных источника валютных доходов. Во-первых, это налоги с прибыли фирм, которые занимаются трудоустройством за рубежом, оформляют рабочие визы или поставляют иностранную рабочую силу на внутренний рынок страны. Во-вторых, это денежные переводы мигрантов на родину на поддержку семей. И, в-третьих, личное инвестирование мигрантов, т. е. привоз в страну средств производства и предметов длительного пользования, а также наличных денежных средств, используемых на инвестиционные цели (например, для открытия своего дела на рынке). В случае экспорта рабочей силы в другие государства снижается давление избыточных трудовых ресурсов на рынке труда в стране-экспортере. Кроме того, трудящиеся мигранты повышают за рубежом свою квалификацию, приобретают новые профессиональные навыки, знакомятся с передовыми методами организации производства и управления. Это тоже является выгодой для государств — экспортеров трудовых ресурсов. Многие государства крайне заинтересованы в привлечении трудовых мигрантов, что объясняется повышенной потребностью в определенных специалистах, сезонным спросом (например, в сельском хозяйстве или туристическом бизнесе). Еще большая заинтересованность некоторых государств заключается в привлечении высококвалифицированных работников. Так, согласно существующим оценкам, в конце прошлого века недостаток специалистов в области информационных технологий в США составлял порядка 850 тыс. человек, в Европе — 2 млн. Как показывает практика, только за счет внутренних резервов, в частности за счет развития соответствующих направлений в образовании, проблему удовлетворения высокого спроса на профессионалов решить не удается. Западные исследования показывают, что миграция практически не оказывает негативного влияния на уровень безработицы и на уровень оплаты труда в принимающих странах <9>. Американские ученые, используя неоклассическую методологию, основанную на оценке соотношения «выгод и потерь» от миграции, утверждают, что общая выгода от либерализации миграционного режима будет примерно в 25 раз выше, чем эффект от либерализации международной торговли и финансовых потоков <10>. ——————————— <9> См.: Haisken-DeNew J. P. and Zimmerman K. F. Wage and mobility effects of trade and migration, CEPR Discussion Paper 1318, London 1995; Brecker Herbert. The Employment Impact of Immigration: a Survey of European Studies, 2002. <10> См.: Rodrik D. Feasible Globalizations, Kennedy School of Government, Working Paper Series RWPO 2029, July. 2002; Цит. по: World Migration: Costs and Benefits of International Migration. IOM. 2005. P. 164.

Для России вопрос о привлечении иностранной рабочей силы является спорным. Однако в последнее время преобладают мнения о том, что российская экономика не выживет без привлечения труда мигрантов. Это категоричное утверждение лет десять назад считалось едва ли не кощунственным и уж во всяком случае непатриотичным. Сегодня абсолютное большинство экспертов-экономистов убеждены, что запланированный на ближайшую перспективу экономический рост, даже при реальном повышении производительности труда, невозможен без масштабного пополнения трудовых ресурсов за счет миграции. Во многих регионах страны локальные рынки труда уже сейчас испытывают не только относительный, но и абсолютный дефицит рабочей силы. По оценкам специалистов, к 2015 году трудовые ресурсы страны сократятся на 8 миллионов человек, а к 2025-му — на 18 — 19 миллионов. Максимальное сокращение численности населения трудоспособного возраста произойдет в 2009 — 2017 годах, когда среднегодовая убыль населения этой возрастной группы будет превышать 1 млн. человек <11>. Все когорты населения, которые будут входить в трудоспособный возраст в первой четверти XXI века, уже родились, поэтому компенсировать провал за счет наметившегося повышения рождаемости невозможно. В связи с этим справедливы слова премьер-министра В. В. Путина: «Россия ведет линию на формирование цивилизованного рынка труда, в том числе и в части, которая касается привлечения иностранной рабочей силы. Мы с вами прекрасно знаем: для России это особенно актуально. Имею в виду наши особые отношения со странами СНГ, с которыми у нас нет визового режима, да и границ, по существу, нет. Это непростой и социально-политический, и трудовой вопрос, и вопрос международных отношений, и вопрос выбора баланса между различными направлениями наших национальных интересов» <12>. ——————————— <11> См.: Россия будет все сильнее зависеть от труда мигрантов // URL: http:// www. polit. ru/ research/ 2008/ 01/ 21/ demoscope315.html (дата обращения: 8 марта 2011 г.). <12> Выступление В. В. Путина на заседании Генерального совета ФНПР, 18 сентября 2010 г. URL: http://premier. gov. ru/ points/ 105/ (дата обращения: 8 марта 2011 г.).

Однако в действительности реальные последствия миграции не столь однозначны, и это порождает противоречивое отношение к ней. Так, отрицательными чертами для России, импортирующей трудовые ресурсы, может стать социальная напряженность, которая возникает, когда иностранная рабочая сила занимает те места, на которые претендуют российские рабочие (например, в ряде случаев это может привести к усилению межнациональной розни, экстремистским проявлениям). При экспорте трудовых ресурсов отрицательным, конечно же, будет отток квалифицированных инициативных кадров, с чем в 90-х столкнулась Россия. В то же время не отрицательные стороны легальной трудовой миграции приводят к преобладанию негативного тона в общественно-политической дискуссии о миграционных проблемах в России. Нелегальная трудовая миграция является одним из серьезных негативных факторов, влияющих на состояние национальной безопасности Российской Федерации. Тем более что масштабы такой миграции колоссальны. По словам К. О. Ромодановского, в России в 2010 году легально работало 5 млн. человек, а нелегально — около 4 млн. человек <13>. ——————————— <13> См.: Стенографический отчет о совещании по таможенной и миграционной проблематике в приграничных регионах // URL: http://президент. рф.

Здесь необходимо отметить два аспекта. Первый связан с тем, что неуправляемость и неконтролируемость данного процесса отрицательно сказываются на состоянии внутреннего рынка труда, приводят к массовым нарушениям прав мигрантов, создают очаги социальной напряженности в местах скопления нелегальных мигрантов. Оценка труда нелегальных мигрантов, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Так, по данным Федеральной миграционной службы, зарплата нелегального мигранта обычно в два-три раза ниже, чем гражданина России <14>. ——————————— <14> См.: Нелегальная помощь России // Газета. 2007. 15 августа.

Второй аспект связан с тем, что сами нелегальные мигранты все больше и больше вовлекаются в теневые отношения в экономических и неэкономических сферах общества, питая организованную преступность и коррупцию. Наличие тесной связи между теневой экономикой, криминалом, коррупцией и нелегальной трудовой миграцией признается большинством ученых-экономистов. Так, с одной стороны, теневая экономика провоцирует нелегальную миграцию, предъявляя спрос именно на неформальный, дешевый и незащищенный труд мигрантов, поощряя их отказ от легализации своего статуса. С другой стороны, наличие большого числа нелегальных мигрантов в стране, для которых недоступна официальная занятость, стимулирует развитие и процветание теневого сектора, предоставляя работодателям постоянно пополняемый резервуар дешевого труда. Большое количество нелегальных мигрантов оказывается вне зоны правового урегулирования. Россия несет большие экономические потери от незаконной миграции в связи с уклонением иммигрантов от уплаты налогов. Нелегальные трудовые мигранты, в силу того что они находятся вне рамок правового поля, чаще идут на преступления. Поэтому в ряде случаев незаконная миграция является источником организованной преступности и контрабанды. Индикаторы нелегальной трудовой иммиграции показывают, что они, наравне с другими активно влияя на рынок труда и экономику России в целом, создают угрозу экономической безопасности нашей страны, под которой понимается состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, нейтрализация которых позволит создать условия для стабильности и устойчивости экономики России, интегрированной в мировую хозяйственную систему в условиях глобализации. В рамках обеспечения такой безопасности государственные органы осуществляют деятельность, направленную на эффективное управление силами и средствами, с одной стороны, для создания условий устойчивого экономического роста Российской Федерации, достижения достойного качества и уровня жизни граждан экономическими методами, с другой — для осуществления противодействия преступности в экономической сфере, которое включает профилактику экономической преступности, собственно борьбу с криминальными проявлениями, а также устранение причин и условий, порождающих такие явления. В связи с этим следует говорить о создании системы защиты от угроз, связанных с миграционными процессами, а именно системы обеспечения миграционной безопасности, являющейся подсистемой национальной, а в части трудовой миграции — и экономической безопасности нашего государства. Исходя из Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года <15>, систему обеспечения миграционной безопасности можно определить как целостную, упорядоченную, расположенную в определенной организации совокупность сил и средств, находящихся в определенных связях и отношениях, и предназначенную для выявления внутренних и внешних угроз безопасности в сфере миграции и их нейтрализации. К силам — элементам такой системы — относятся органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении безопасности миграции на основании законодательства Российской Федерации. ——————————— <15> Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537.

Средствами обеспечения миграционной безопасности являются технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения миграционной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии такой безопасности и мерах по ее укреплению. В последнее время наметились положительные тенденции в части совершенствования структуры сил и содержания средств обеспечения миграционной безопасности. Исходя из опыта ведущих европейских государств, в системе исполнительной власти Российской Федерации имеется ведомство, наделенное конкретными административными полномочиями в сфере регулирования миграции населения, — Федеральная миграционная служба, в задачи которой входят обеспечение реализации государственной миграционной политики Российской Федерации. Кроме ФМС России, участниками реализации требований государственной политики в сфере миграции являются: МИД России, его региональные представительства и представительства за границей; пограничная служба Федеральной службы безопасности; предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности, принимающие (приглашающие) иностранных граждан и лиц без гражданства. Одним из важных направлений в противодействии незаконной миграции является совершенствование правовых норм, регулирующих вопросы как внутренней, так и внешней миграции. В настоящее время российский законодатель уделяет особенное внимание правовой регламентации пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства ввиду особой актуальности данного вопроса. Так, с 15 января 2007 г. вступил в силу Федеральный закон N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», кроме того, были внесены существенные изменения и дополнения в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Однако названные меры не являются исчерпывающими. Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и самим федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции издан целый ряд подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих отдельные стороны указанного явления. Здесь справедливыми являются слова Президента России Д. А. Медведева, который на совещании по таможенной и миграционной проблематике в приграничных регионах сказал: «Нужно такие условия создавать для миграции, чтобы люди, во-первых, готовы были приезжать работать, а во-вторых, чтобы правила были понятные и достаточно простые, чтобы их было проще соблюдать, чем нарушать. Ведь отчего нарушают правила? Не потому, что очень хочется законодательство нарушить иностранного государства, а просто потому, что они такие, что они невыполнимы. И поэтому, естественно, все идут на их нарушения. Кроме случаев, когда человек въезжает [в страну], сознательно предполагая совершение преступлений. Но это уже другие категории граждан, с ними нужно просто бороться, выдавливать их, наказывать» <16>. ——————————— <16> См.: Стенографический отчет о совещании по таможенной и миграционной проблематике в приграничных регионах // URL: http://президент. рф.

В целях противодействия нелегальной трудовой иммиграции институт юридической ответственности дополнен рядом составов административных правонарушений. Нужно констатировать, что в настоящее время за нарушение норм миграционного законодательства установлена только административная ответственность, регламентированная соответствующими статьями Кодекса об административных правонарушениях. Так, к таким нарушениям относят следующие деяния: нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации; нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в Российской Федерации; нарушение должностным лицом организации, принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина или лицо без гражданства, либо гражданином Российской Федерации правил пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации; нарушение правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы; нарушение иммиграционных правил; нарушение беженцем или вынужденным переселенцем правил проживания; незаконная деятельность по трудоустройству граждан Российской Федерации за границей; незаконный провоз лиц через Государственную границу Российской Федерации. Практически за все указанные правонарушения предусмотрены санкции в виде штрафа и выдворение за пределы Российской Федерации, которое применяется только, соответственно, к иностранным гражданам и лицам без гражданства. В качестве меры государственного принуждения в России применяется реадмиссия. В ряде случаев с отдельными странами Россией заключены международные договоры. Однако, по словам руководителя ФМС России, эта работа требует совершенствования. Еще одним правовым средством, влияющим на экономическую ситуацию в России и на рынок рабочей силы в частности, является квотирование иностранной рабочей силы. Так, путем сокращения в 2010 году квоты на 30%, до 1 млн. 473 тыс. разрешений на работу, был защищен российский работник <17>. ——————————— <17> Председатель Правительства Российской Федерации В. В. Путин провел рабочую встречу с директором Федеральной миграционной службы К. О. Ромодановским // URL: http://premier. gov. ru/events/news (дата обращения: 8 марта 2011 г.).

Необходимо также сказать и о все более масштабном внедрении информационных технологий в сфере контроля над миграцией. Прежде всего этого требует миграционный учет. Так, по словам главы миграционного ведомства, в России запущена информационная система, которая позволяет оценивать ситуацию в целом по стране, иметь электронное досье на каждого мигранта <18>. ——————————— <18> Об этом сообщил руководитель ФМС России К. О. Ромодановский на встрече с премьер-министром России В. В. Путиным // Председатель Правительства Российской Федерации В. В. Путин провел рабочую встречу с директором Федеральной миграционной службы К. О. Ромодановским // URL: http://premier. gov. ru/ events/ news (дата обращения: 8 марта 2011 г.).

В целом вся совокупность правовых норм и основанных на них организационных мер образует понятие административно-правового режима миграции в Российской Федерации. В дополнение к мерам государственного принуждения нашим государством внедряются и экономические (непрямые, косвенные) меры по стимулированию легальной и противодействию нелегальной миграции. Ведь, как известно, человек только тогда что-либо делает, когда видит в этом свою прямую выгоду. В частности, одной из таких мер является создание преференций как для необходимых для нас иностранных работников, так и для российских работодателей. Так, с 1 июля 2010 года запущен новый механизм миграционного законодательства, который предусматривает преференции для высококвалифицированных специалистов и одновременно патенты для тех, кто желает работать на физических лиц.

——————————————————————