Представительство иностранных граждан в сфере труда

(Васильев В. А.) («Трудовое право в России и за рубежом», 2012, N 2)

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ТРУДА <*>

В. А. ВАСИЛЬЕВ

——————————— <*> Vasil’ev V. A. Representation of foreign citizens in the sphere of labor.

Васильев Валерий Александрович, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Челябинского института Российской академии народного хозяйства при Президенте РФ, заслуженный юрист РФ, кандидат юридических наук.

В статье исследуются вопросы представительства иностранных граждан в сфере труда. Освещается исторический аспект их деятельности в России, современные особенности их труда. Использован положительный опыт защиты их прав. Предлагается решение проблемных вопросов осуществления представительства иностранных работников.

Ключевые слова: представительство трудовых прав работников, перемещение «по вертикали» — продвижение работника по служебной лестнице, перемещение «по горизонтали».

In article the questions of representation of foreign citizens in sphere of work are investigated. Shines the historical aspect of their activity in Russia, modern features of their work. Used the positive experience of protection of their rights. The decision of problem questions of realization of representation of foreign workers is offered.

Key words: representation of the labor law of workers, moving «on a vertical», moving «on-horizontal».

Привлечение иностранных граждан для работы на российских предприятиях не является новым явлением для нашей страны и имеет исторические корни. В конце XIX — начале XX в. в период модернизации промышленности многие русские предприниматели использовали передовой иностранный опыт. Достаточно сказать, что в 1913 г. даже в условиях сокращения иностранных специалистов на российских предприятиях среди директоров акционерных компаний иностранцы составляли 15%, а среди заведующих российскими фабриками и заводами — 8% <1>. ——————————— <1> См.: Шильникова И. В. Иностранные специалисты: проблемы трудовых отношений в дореволюционной России // Цивилизационное своеобразие российских модернизаций: региональное измерение: Мат-лы Всероссийской научной конференции. Екатеринбург, 2009. С. 37.

Иностранные специалисты, представлявшие интересы работодателей, стремились к установлению новых форм организации труда, предъявляли жесткие требования к соблюдению работниками трудовой дисциплины. Эти меры встречали активное сопротивление работников, перераставшее зачастую в открытое противостояние. По сути, речь идет о частных случаях проявления противоречий между трудом и капиталом, с теми лишь особенностями, что такие ситуации усугублялись незнанием иностранцами русского языка, местных традиций и обычаев. Для России того периода были характерны трудности в развитии диалога между представителями работников и представителями работодателей. Принимаемые меры по их преодолению не давали необходимых результатов. Устав о промышленности был дополнен главой III «Об обществах», включавшей в себя временные правила о профессиональных обществах и союзах, учрежденных для лиц, занятых в торговых и промышленных предприятиях, или владельцев этих предприятий, учрежденные Государственным Советом, а также императорскими указами от 4 марта 1906 г. <2>. Общественных организаций трудящихся, создаваемых по профессиональному признаку, к 1905 г. насчитывалось свыше ста. ——————————— <2> См.: Свод законов Российской империи. СПб., 1913. Т. XI. 4.2.

Зарождались также представительные организации работодателей. Так, были организованы Московский биржевой комитет, Совет съезда промышленников юга России, Совет съезда льнопромышленников и др. Сотрудничество между представительными органами работодателей и представительными органами работников находилось в начальной стадии, проявлялось не очень активно. С созданием института промышленных старост ситуация мало изменилась. Ему было посвящено отделение шестое главы четвертой «Об учреждении старост в промышленных предприятиях» Устава о промышленности. Акцент в представительстве старостами интересов работников делался не на доведении до сведения администрации требований работников, об улучшении условий труда, повышении заработной платы и других насущных нуждах, а на вопросах исполнения условий найма. Представительство трудовых прав и интересов работников носило строго ограниченный, в значительной степени формальный характер. Использование на современном этапе развития России малоквалифицированной иностранной рабочей силы имеет общие черты с общественным развитием в сфере труда в период конца XIX — начала XX в. Речь идет не только о связи времени, но и об осуществлении преобразований с учетом положительного международного и российского опыта. В наши дни использование иностранных специалистов обусловлено интеграцией России в мировую экономику, отсутствием постоянной заинтересованности предпринимателей в длительном использовании рабочих кадров в связи с подвижностью спроса на выпускаемую продукцию и оказание услуг. Одной из основных причин такого явления стал и демографический кризис. В России, как и во многих государствах Европейского союза, увеличивающуюся потребность в использовании трудовых мигрантов можно объяснить не только низким уровнем рождаемости населения, но и его старением, оттоком высококвалифицированных специалистов за рубеж. По мнению специалистов Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, в связи с резким сокращением трудоспособного населения до 2025 г. нам понадобится 20 млн. мигрантов при условии 50-процентного замещения (недостающих трудовых ресурсов), более эффективного использования собственных ресурсов <3>. ——————————— <3> См.: Зайончковская Ж. Китайцы станут вторым по численности народом России, обогнав татар // URL: http://slon. ru/articles/587652/29.04.2011.

Поэтому на долгосрочный период необходимо определять модель отношений с названной категорией работников на взаимоприемлемых условиях. Законопослушным гастарбайтер становится, если он достаточно защищен. В международном праве определены основные направления правового регулирования деятельности трудовых мигрантов и защиты их прав. Они содержатся во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), актах МОТ. В России трудовые мигранты в соответствии с Конституцией РФ пользуются правами российских граждан, кроме случаев, установленных федеральными законами и международными договорами (ст. 62). Согласно ст. 11 Трудового кодекса РФ на них распространяется трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, если иное не предусмотрено международным договором РФ. В дополнительном правовом регулировании нуждаются вопросы, связанные с осуществлением представительства интересов коллективов иностранных работников, оплатой их труда, использованием рабочего времени. Незнание русского языка, этнические барьеры и связанные с этим недостаток коммуникации, замкнутость, создание закрытых диаспор препятствуют осуществлению представительства интересов гастарбайтеров в сфере труда, эффективному их использованию в производственной деятельности. Достаточно сложно применять к ним традиционные, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, модели представительства интересов этих лиц. Предпринимателям и иностранным работникам приходится сегодня сталкиваться с недостатками в представительстве гастарбайтеров. В Государственной Думе находится законопроект, согласно которому знание русского языка для иностранных работников будет обязательным. То есть в перспективе обозначенные проблемы, возможно, будут решаться. Практика показывает, что для эффективного использования труда иностранных работников необходимо прибегать к услугам представителей из их среды, владеющих русским языком, знающим производство. Нужно исходить из национальных особенностей культуры, менталитета иностранных работников. Если выбранный ими представитель слабо знает русский язык и производство, нужно его обучить за счет организации: затраты обязательно окупятся в последующей работе. Сложность осуществления таким работником представительской функции заключается в том, что ему необходимо решать как социальные, так и производственные вопросы. Этому способствовало бы принятие на федеральном уровне Положения о представителях коллективов иностранных работников с определением не только их прав и обязанностей, но и гарантий от незаконных увольнений, необоснованного применения мер дисциплинарного воздействия. Такое представительство может быть полезным для обеих сторон — как работников, так и работодателей. Заслуживает внимания положительный опыт осуществления представительства в сфере труда на морском транспорте. Разрешение иностранным гражданам на работу на морских судах дает ФМС России по согласованию с Минтрансом России. Последнее в указанных ситуациях согласует свое решение с профсоюзами. Кроме того, в системе морского транспорта является обязательным заключение коллективных договоров, которые определяют уровень зарплаты членов экипажа: он одинаков для граждан любой страны. Невозможно на одну и ту же должность принять работников с разными окладами <4>. Распространение такой практики, действующей в течение ряда лет, способствовало бы защите трудовых прав российских и иностранных работников. ——————————— <4> См.: Смолякова Т. Иностранцы выдавят россиян? // Российская газета. 22.06.2006.

Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» предусматривает, что иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, могут состоять в российских профсоюзах, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами (п. 4 ст. 2). Сегодня отсутствуют сведения о том, какова численность мигрантов, воспользовавшихся правом создания общественных объединений или вступивших в профсоюзы. Практика свидетельствует, что их численность незначительна. Представителями этих работников могут быть и те, чьи полномочия на осуществление представительства оформлены в соответствии с нормами гражданского законодательства. Участие представителей иностранных граждан и лиц без гражданства необходимо при организации их труда, решении социально-бытовых вопросов. Значительная часть мигрантов, приезжающих в основном из стран СНГ, становятся жертвами трудовой эксплуатации. Многие из них не имеют возможности повысить свою квалификацию. Упрощенный, потребительский характер использования труда мигрантов отрицательно сказывается как на отношении их к осуществлению трудовой деятельности, так и нередко на ее результатах. Задача заключается в оптимизации трудовых процессов, направлении их в русло, где бы успешно сочетались интересы общества, работодателей и работников указанной категории. Речь в данном случае может идти о распространении на них, как и на российских рабочих и специалистов, порядка заключения трудовых договоров, предусматривающих, при условии добросовестного выполнения трудовых обязанностей по работе, обусловленной договором, прохождение последующего обучения новым профессиям, продвижение по работе. В последнем случае может быть как перемещение вверх по служебной лестнице, т. е. «по вертикали», так и перемещение к глубинам профессионального мастерства в определенной области трудовой деятельности, т. е. «по горизонтали». Обычно продвижение «по горизонтали» связано с присвоением более высоких разрядов или специальных званий. Указанные формы продвижения не новы, они закреплены в трудовом законодательстве. В Постановлении НКТ РСФСР от 10 декабря 1930 г. «О плановом продвижении рабочих на работу более высокой квалификации» указывалось, что плановое продвижение рабочих с неквалифицированной работы на квалифицированную, а также с менее квалифицированной на более квалифицированную работу должно стать одним из основных источников покрытия потребностей народного хозяйства в кадрах квалифицированных рабочих <5>. ——————————— <5> См.: Известия НИТ СССР. 1931. N 4.

В США после выступлений негров в 60-х годах прошлого века была изобретена «дискриминация наоборот», ставшая для них социальным лифтом. С 1965 по 1995 г. доля «черных» в возрасте от 25 до 29 лет с высшим образованием увеличилась с 5,4 до 15,4%. Для них были предусмотрены квоты и льготы на прием на учебу и работу, включая частный сектор <6>. ——————————— <6> См.: Минеев А. Цветные дети стареющей Европы // Новая жизнь. 2005. N 85.

Наряду с пополнением предприятий иностранными работниками низкой квалификации в России увеличивается число приезжих высококвалифицированных специалистов. Их приток в 2011 г. по сравнению с предыдущим годом, по данным ФМС России, вырос на 40%, а разрешений в упрощенном порядке таким лицам было выдано в 3,5 раза больше, чем в позапрошлом году <7>. ——————————— <7> Евстигнеева А. Кому на Руси жить хорошо: Россию ждет нашествие эмигрантов // QIP. ru.

Но спрос превышает предложение. Во многих случаях высокий образовательный уровень наших специалистов, знание иностранных языков позволяет им преодолевать трудности общения с иностранными работниками. В то же время имеет место критическое отношение к опыту иностранных специалистов, стремление его использования без учета российских традиций. Нередко оно является оправданным. Способствовало бы разрешению таких ситуаций создание на предприятиях, в организациях производственных советов с участием российских и иностранных специалистов, решения которых носили бы рекомендательный характер, но способствовали бы выработке оптимальных проектов в сфере управления. По существу, иностранные специалисты могли бы осуществлять в этих представительных органах защиту предлагаемых ими решений. Задача заключается в осуществлении представительства на основе комплексного подхода, с учетом его результативности в осуществлении защиты трудовых прав работников, интересов работодателей.

——————————————————————