Новое в современном правовом регулировании условий труда и отдыха работников, направляемых на работу в учреждения Российской Федерации за границей

(Шебанова А. И.) («Трудовое право в России и за рубежом», 2012, N 4)

НОВОЕ В СОВРЕМЕННОМ ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ УСЛОВИЙ ТРУДА И ОТДЫХА РАБОТНИКОВ, НАПРАВЛЯЕМЫХ НА РАБОТУ В УЧРЕЖДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА ГРАНИЦЕЙ <*>

А. И. ШЕБАНОВА

——————————— <*> Shebanova A. I. The new in contemporary legal regulation of conditions of labor and rest of workers sent to work to the institutions of the Russian Federation abroad.

Шебанова Анна Ивановна, профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения Московской государственной юридической академии имени О. Е. Кутафина, доктор юридических наук, почетный работник высшего профессионального образования РФ, заслуженный юрист Российской Федерации, ветеран МГЮА.

В статье дается характеристика содержания ряда новых нормативных правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения работников, направляемых на работу в учреждения и представительства Российской Федерации за границей, принятые сравнительно недавно (2008 — 2012 гг.) и не получившие еще достаточного отражения в научно-правовой литературе.

Ключевые слова: дипломатическая служба, главные факторы, определяющие наличие особенностей регулирования условий труда и отдыха за границей, служебный распорядок МИД России, сотрудники дипломатической службы.

The article gives characteristics of the contents of a number of new normative legal acts regulating social-labor relations of workers sent to work in the institutions and representations of the Russian Federation abroad, adopted comparatively recently (2008 — 2012) and not reflected enough in science-law literature.

Key words: diplomatic service, main factors determining the existence of peculiarities of regulation of conditions of labor and rest abroad, official schedule of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, workers of diplomatic service.

1. С момента принятия действующего Трудового кодекса РФ (декабрь 2001 г.), в котором содержится глава 53, определяющая особенности регулирования труда работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и учреждения РФ за границей, прошло более десяти лет. В течение этого времени произошли серьезные изменения как в сфере экономики, так и в сфере социально-правовой жизни общества, оказавшие серьезное влияние на правовой статус лиц, выезжающих на работу за границу, на порядок заключения соглашений о выполнении работы за границей и соответствующих условиях их труда, с учетом особенностей, предусмотренных в нормах российского трудового законодательства. Главными факторами, определяющими необходимость установления таких особенностей, являются: дипломатический характер работы, исполнение ее за границей, установленный срок ее исполнения. Значительное обновление нормативных актов по вопросам регулирования условий труда в системе МИД России было предопределено Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» <1>, в соответствии с которым внесены уточнения в Положение о МИД РФ, утвержденное Указом Президента РФ <2>. ——————————— <1> СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215. <2> Указ Президента РФ от 11.07.2004. N 865.

МИД России издал ряд приказов, имеющих нормативный характер, касающихся основных прав, обязанностей и ответственности гражданских служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в системе органов МИД России. Имеется в виду прежде всего Приказ от 23.07.2009 N 11868 «Об утверждении Служебного распорядка МИД России» <3>, признавший утратившим силу аналогичный Приказ от 29 марта 2007 г. N 4417, от 23 мая 2007 г. ——————————— <3> БНА. 2009. N 39.

Действующий Служебный распорядок имеет широкую сферу действия, распространяясь на все органы МИД. Разработанный в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ, он определяет основные права и обязанности гражданских служащих, проходящих государственную гражданскую службу в центральном аппарате, территориальных органах, загранучреждениях. И наконец, из числа важных, недавно принятых актов следует учитывать Федеральный закон от 27.07.2010 N 205-ФЗ «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации», вступивший в силу 27 января 2011 г. <4>. Этот Закон имеет важное не только практическое, но и теоретическое значение. В нем обращено внимание на более четкую формулировку ряда правовых понятий, которые широко используются в нормативных правовых документах МИД России. Это дипломатическая служба, дипломатические работники, сотрудники дипломатической службы, члены семьи сотрудника дипломатической службы. В них отражены важнейшие правовые и организационные особенности прохождения федеральной гражданской службы в системе МИД России. Уточнение этих понятий позволяет полнее раскрывать цели, задачи и содержание дипломатической деятельности, сферу ее правового регулирования, а также разграничить правовой статус лиц, выполняющих свою профессиональную деятельность в учреждениях МИД России. ——————————— <4> СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4174.

Указанный выше Закон предусматривает заключение с гражданином, поступающим на федеральную государственную службу для замещения должности федеральной государственной гражданской службы в загранучреждении МИД России, срочного служебного контракта на срок до трех лет. Именно такие граждане составляют большинство коллектива сотрудников в дипломатических учреждениях и представительствах. Их служебно-трудовые отношения регулируются указанными выше нормативными актами. Но в дипломатических учреждениях трудятся и работники, занятые на должностях, не относящихся к федеральной государственной гражданской службе. Они осуществляют административное и техническое обеспечение деятельности загранучреждений (например, врач-специалист, медсестра, зав. гаражом и другие). Их трудовые отношения оформляются путем заключения трудового договора на основе Трудового кодекса РФ <5>. ——————————— <5> Подробнее см.: Шебанова А. И. Научно-практический комментарий к Трудовому кодексу РФ / Отв. ред. заслуженный юрист РФ В. Л. Гейхман. М.: Юрайт, 2012. С. 627 — 655.

Правовая дифференциация норм, регулирующих основания возникновения служебно-трудовых отношений сотрудников, проходящих соответствующую службу, и граждан, заключивших трудовой договор, определяет различия в условиях их труда с учетом их правового статуса, установленного в соответствующих правовых актах. Согласно действующему законодательству, условия труда и отдыха сотрудников дипломатической службы, работающих в загранучреждениях МИД России, определяются нормативными актами соответствующего загранучреждения и служебными контрактами, которые не могут ухудшать положение сотрудников дипломатической службы по сравнению с положением, установленным Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федеральным законом от 27.07.2010 N 205-ФЗ. При обнаружении нарушений они не подлежат применению. 2. Служебное время государственных гражданских служащих — это время, в течение которого гражданский служащий в соответствии со служебным распорядком (п. 19), или специальным графиком службы (посменно и т. п.), или условиями служебного контракта должен исполнять свои должностные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами относятся к служебному времени. Нормальная продолжительность служебного времени для гражданского служащего не может превышать 40 часов в неделю при пятидневной неделе с двумя выходными днями. Накануне праздничных дней продолжительность рабочего дня сокращается на один час. При совпадении выходного и нерабочего праздничных дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день. Режим рабочего времени в загранучреждениях устанавливается локальным актом — приказом руководителя загранучреждения в соответствии с действующим законодательством РФ. Особенности режима рабочего времени и отдыха могут устанавливаться применительно к местным условиям, а также с учетом времени начала и окончания работы органов государственной власти, учреждений и других организаций страны пребывания, а также климатических и иных условий. Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 N 173 «О режиме служебного времени в отдельных дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, а также представительствах Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях» (в ред. от 12.07.2011) <6> в зависимости от климатических и иных условий работы в иностранных государствах Правительством РФ для отдельных загранучреждений МИД России, включенных в утвержденный перечень, может устанавливаться особый режим служебного времени, включая сокращенную продолжительность служебного времени — 36 часов в неделю в соответствующие периоды календарного года. ——————————— <6> СЗ РФ. 2011. N 12. Ст. 1650; N 29. Ст. 4486.

В перечне перечислены не только соответствующие государства, но и конкретные периоды календарного года, которые являются основанием для установления особого режима служебного времени на основе акта руководителя организации в зависимости от климатических и иных условий работы в иностранном государстве. 3. Право на отдых реализуется предоставлением гражданскому служащему свободного от исполнения должностных обязанностей времени, которое он может использовать по своему усмотрению. К времени отдыха относятся перерывы в течение служебного дня, ежедневный отдых, выходные и нерабочие праздничные дни, отпуска. Гражданским служащим предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания. Ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков. Гражданским служащим, замещающим высшие и главные должности, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 35 календарных дней, замещающим должности иных групп — ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска гражданского служащего за выслугу лет исчисляется из расчета один календарный день за каждый год гражданской службы, но не более 10 календарных дней. При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска ежегодный основной оплачиваемый отпуск суммируется с ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском за выслугу лет. Общая продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, не может превышать 45 календарных дней; для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, — 40 календарных дней. Гражданским служащим, занятым в загранучреждениях, предоставляется также ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью 6, 8, 10, 12, 15 календарных дней в зависимости от замещаемой группы должностей гражданской службы. Этот отпуск предоставляется сверх ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет. По письменному заявлению гражданского служащего ему может быть предоставлен отпуск без сохранения денежного содержания по семейным обстоятельствам и иным уважительным причинам продолжительностью не более одного года. Гражданский служащий обязан планировать свое служебное время таким образом, чтобы иметь возможность без ущерба для основной служебной деятельности совершенствовать на постоянной основе свои профессиональные навыки и знание иностранных языков. 4. Важно обратить внимание на сравнительно новое Постановление Правительства РФ от 21.04.2010 N 258 «О минимальной продолжительности ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков и об условии их предоставления работникам представительств Российской Федерации за границей» (в ред. от 12.07.2011) <7>. Одной из особенностей этого нормативного правового акта является то, что он распространяется не только на дипломатических, но и на всех других работников представительств РФ за границей, включенных в их кадровый состав, независимо от характера выполняемой трудовой деятельности. В нем определен утвержденный перечень стран с особыми (в том числе климатическими) условиями, дающими право работникам представительств РФ за границей на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск не менее его минимальной продолжительности; определены основания и условия его предоставления; указаны порядок исчисления денежного содержания или средней заработной платы в зависимости от правового статуса субъекта, работающего в представительстве. ——————————— <7> СЗ РФ. 2010. N 17. Ст. 1202; 2011. N 29. Ст. 4486.

Установлено, что ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работающим в представительстве РФ за границей предоставляется при наличии в стране пребывания одного из следующих условий: — тяжелые климатические условия; неблагоприятная экологическая и (или) эпидемиологическая обстановка; — военные действия, вооруженные конфликты; — нестабильная общественно-политическая обстановка, включая террористическую деятельность; — высокий уровень преступности. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставляемого работникам, работающим в предусмотренных перечнем странах, составляет три календарных дня. Он предоставляется работникам сверх ежегодного основного оплачиваемого отпуска. За время нахождения работников в ежегодном дополнительном оплачиваемом отпуске им сохраняется должностной оклад в иностранной валюте и надбавка к окладу в иностранной валюте (при наличии оснований для ее установления в порядке, предусмотренном Правительством РФ). Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставляемого работникам, работающим в конкретных странах, предусмотренных перечнем, определяется МИД России по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации и Минобороны России. В настоящее время действует Приказ МИД России от 08.08.2011 N 14299 «О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставляемого работникам, работающим в странах, предусмотренных перечнем стран с особыми (в том числе климатическими) условиями, дающими право работникам представительств Российской Федерации за границей на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2010 г. N 258». Согласно данному Приказу работникам, работающим в странах, предусмотренных перечнем стран с особыми (в том числе климатическими) условиями, предоставляется право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. В этом списке перечислено достаточное количество стран. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставляемого таким работникам, указана в таблице, приложенной к указанному Приказу. В случае возникновения или исчезновения в стране пребывания одного из условий предоставления указанного отпуска в перечень могут быть внесены в соответствующем порядке изменения. Такие изменения были внесены, например, Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2012 г. N 771 <8>. ——————————— <8> РГ. 01.08.2012. N 174.

5. Материальное обеспечение сотрудников дипломатической службы в период работы в загранучреждениях МИД России. Гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами РФ и служебным контрактом. Установлены ежемесячные надбавки к месячному должностному окладу федерального государственного гражданского служащего за работу со сведениями, составляющими государственную тайну. Такие надбавки выплачиваются тем гражданским служащим, которые допущены к государственной тайне на постоянной основе, в размерах, предусмотренных Приказом МИД России от 29.12.2006 N 21000 <9>. ——————————— <9> БНА. 2007. N 14.

Применительно к современному периоду вопросы материального обеспечения сотрудников дипломатической службы во время их работы в загранучреждениях регулируются также ст. 13 Федерального закона от 27.07.2010 N 205-ФЗ, согласно которой указанным сотрудникам выплачиваются: 1) денежное содержание в иностранной валюте в виде месячного должностного оклада в иностранной валюте, размер которого устанавливается Правительством РФ, и ежемесячной надбавки к месячному должностному окладу в иностранной валюте за особые условия работы в государстве пребывания, размер которой устанавливается Президентом РФ; 2) месячный оклад в соответствии с замещаемой должностью федеральной государственной гражданской службы в рублях и месячный оклад в соответствии с присвоенным классным чином федеральной государственной гражданской службы (дипломатическим рангом) в рублях, которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее — оклад денежного содержания), а также ежемесячные и иные дополнительные выплаты (за исключением ежемесячного денежного поощрения) в рублях, предусмотренные ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», размер которых устанавливается Президентом РФ. В случае направления сотрудника дипломатической службы на работу в загранучреждение МИД России на срок более одного года ему при переезде к месту работы выплачивается подъемное пособие: 1) в иностранной валюте — в размере должностного оклада в иностранной валюте по должности федеральной государственной гражданской службы, замещаемой в загранучреждениях МИД России; 2) в рублях — в двукратном размере оклада денежного содержания и ежемесячных выплат (за исключением ежемесячного денежного поощрения), предусмотренных ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», по должности федеральной государственной гражданской службы, замещаемой в загранучреждениях МИД России, а также в размере 25% указанных оклада и выплат — на каждого выезжающего совместно с сотрудником дипломатической службы члена его семьи. В случае прекращения сотрудником дипломатической службы работы в загранучреждении МИД России до истечения одного года по его инициативе либо в случаях, предусмотренных п. п. 4 — 6 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 205-ФЗ, выплаченное подъемное пособие с него удерживается. 6. Служебные командировки. Гражданские служащие могут быть направлены в служебные командировки для выполнения служебного задания вне постоянного места прохождения своей службы как на территории РФ, так и на территории иностранных государств. Порядок и условия их командирования регулируются Указом Президента РФ от 18.07.2005 N 813 (в ред. от 06.12.2007) <10>, в котором определен как круг руководителей, направляемых в командировку, так и круг должностных лиц, решающих вопрос о направлении соответствующих руководителей в командировку. ——————————— <10> СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. II). Ст. 3134; 2007. N 50. Ст. 6255.

Срок служебной командировки гражданского служащего определяется представителем нанимателя или уполномоченным им лицом с учетом объема, сложности и других особенностей служебного задания. В названном Указе четко определены дни выезда и приезда командируемого в постоянное место прохождения его гражданской службы, что имеет значение для правильного оформления командировочного удостоверения, для учета труда за время командировки и оплаты всех гарантийных и компенсационных выплат. Командировочное удостоверение вручается гражданскому служащему и находится у него в течение всего срока служебной командировки. При направлении гражданского служащего в служебную командировку ему гарантируется сохранение должности гражданской службы и денежного содержания, а также компенсируются следующие расходы: по приезде к месту командировки и обратно, а также другие виды необходимых переездов из одного населенного пункта в другой, если он командирован в несколько государственных органов, расположенных в разных населенных пунктах; по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, связанные со служебной командировкой, если они произведены с разрешения или ведома представителя нанимателя. Денежное содержание гражданского служащего за время нахождения в служебной командировке сохраняется за все служебные дни по графику, установленному в постоянном месте прохождения гражданским служащим соответствующей службы. Изложенное свидетельствует о значительном круге практических вопросов, возникающих с выездом в командировку. Поэтому, возможно, целесообразно разрабатывать в загранучреждениях локальные акты, регулирующие эти вопросы. К ним относятся также и некоторые вопросы, связанные с определением срока служебной командировки, исходя из объема, сложности и других особенностей служебного задания, учитываемых при оформлении командировочного удостоверения, которое подписывается представителем нанимателя или уполномоченным им лицом. Оно вручается гражданскому служащему и находится у него в течение всего срока служебной командировки. В нем могут отмечаться все основные стадии выполнения служебного задания. Своевременно представленный вернувшимся из командировки сотрудником отчет по установленной форме о выполненной работе и об израсходованных денежных суммах имеет важное значение для учета труда и его оплаты. Эти документы могут учитываться при решении спорных вопросов, связанных с командировкой, и тем самым по значимости приравниваются к документам исполнительного характера, подписанным руководителем организации. Работникам, направляемым на работу за границей, денежное содержание выплачивается со дня вступления в силу служебного контракта или трудового договора до дня пересечения границы РФ, денежное вознаграждение (денежное содержание, заработная плата, тарифная ставка (оклад)) в рублях, а со дня пересечения границы РФ наряду с указанным денежным вознаграждением в рублях должностной оклад в иностранной валюте и надбавка к должностному окладу в иностранной валюте (при наличии оснований для ее установления). 7. Помимо перечисленных выше государственных гарантий, направленных на обеспечение правовой и социальной защиты сотрудников дипломатической службы, повышение уровня мотивации, для более эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей отражается также в порядке компенсации ограничений, предусмотренных ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 205-ФЗ и др. федеральными законами, в соответствии с которыми МИД принимает меры по обеспечению безопасности и защиты сотрудников дипломатической службы и проживающих совместно с ними членов их семей. Сотрудник дипломатической службы обеспечивается в государстве пребывания жильем с учетом количества проживающих совместно с ним членов его семьи, его должностного положения, а также местных условий по нормам, устанавливаемым Правительством РФ. Сотруднику дипломатической службы, направляемому на работу в загранучреждение МИД России, и выезжающим совместно с ним членам его семьи компенсируются транспортные расходы, связанные с выездом в государство пребывания и возвращением в Российскую Федерацию по окончании работы в загранучреждении МИД России, включая провоз багажа весом не более 500 кг на семью, а также в других определенных законом случаях, устанавливаемых Правительством РФ. Сотруднику дипломатической службы, работающему в загранучреждении МИД России, компенсируются расходы на оплату обучения проживающих совместно с ним несовершеннолетних детей школьного возраста в случае отсутствия в государстве пребывания бесплатных общеобразовательных школ, обеспечивающих получение среднего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами РФ. Порядок выплаты и размер компенсации указанных расходов установлены Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 N 167 «О порядке выплаты и размере компенсации расходов сотрудника дипломатической службы, работающего в дипломатическом представительстве или консульском учреждении Российской Федерации, представительстве Российской Федерации при международной (межгосударственной, межправительственной) организации, на оплату обучения проживающих совместно с ним несовершеннолетних детей школьного возраста» <11>. Согласно этому Постановлению сотруднику дипломатической службы выплачивается компенсация в размере фактически произведенных расходов на оплату обучения проживающих совместно с ним несовершеннолетних детей школьного возраста, но не более суммы, эквивалентной 5 тыс. долл. США за год обучения каждого из детей. ——————————— <11> СЗ РФ. N 12. Ст. 1644.

Выплата указанной компенсации осуществляется на основании личных заявлений сотрудников дипломатической службы, поданных руководителям соответствующих учреждений в период их работы в соответствующих учреждениях с приложением копий документов, перечисленных в этом Постановлении, и в установленные сроки. Это Постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 27 января 2011 г. 8. Сотруднику дипломатической службы, работающему в загранучреждении МИД России, и проживающим совместно с ним членам его семьи в случае заболевания оплачивается медицинская помощь (за исключением стоматологического протезирования и плановых операций), в том числе при родовспоможении и в случаях, требующих экстренного помещения больного в стационарное лечебное заведение <12>. ——————————— <12> См.: Приказ Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н «Об утверждении порядка выдачи листков нетрудоспособности» // Российская газета. 11.07.2011.

В случае заболевания работника ему выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством РФ. При этом за период временной нетрудоспособности, не превышающий двух месяцев, выплачиваются также должностной оклад в иностранной валюте и надбавка к должностному окладу в иностранной валюте (при наличии оснований для ее установления). Заболевшим работникам представительства (включая членов их семей) оплачивается медицинская помощь с учетом установленных случаев ее оказания. При повреждении здоровья сотрудника дипломатической службы или проживающего совместно с ним члена его семьи, полученном в период работы сотрудника в загранучреждении МИД России в результате террористического акта или иных действий насильственного характера, указанному сотруднику предоставляется единовременная денежная выплата в размере от 12 до 84 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты, в зависимости от степени утраты трудоспособности в порядке, определяемом Правительством РФ. В случае гибели (смерти) сотрудника дипломатической службы в период работы в загранучреждении МИД России либо до истечения одного года после прекращения работы в указанном загранучреждении вследствие повреждения здоровья, полученного в результате террористического акта или иных действий насильственного характера, его наследникам (по предъявлении свидетельства о праве на наследство) предоставляется единовременная денежная выплата в размере 180 окладов денежного содержания сотрудника дипломатической службы, установленных на день выплаты. В случае гибели (смерти) сотрудника дипломатической службы, работающего в загранучреждении МИД России, возмещаются все соответствующие расходы в соответствии с установленными размерами. Президентом РФ и Правительством РФ могут устанавливаться иные гарантии сотрудникам дипломатической службы, работающим в загранучреждениях МИД России. 9. Особо выделены в Федеральном законе от 27.07.2010 N 205-ФЗ нормы о гарантиях сотрудникам дипломатической службы, работающим в иностранных государствах: со сложной общественно-политической обстановкой, в условиях чрезвычайного положения при вооруженных конфликтах. Так, в соответствии со ст. 15 указанного Закона сотруднику дипломатической службы в период работы в иностранном государстве со сложной общественно-политической обстановкой выплачивается надбавка к должностному окладу в иностранной валюте в размере 20%. Стаж государственной гражданской службы РФ сотрудника дипломатической службы в указанный период исчисляется из расчета один день службы за полтора дня. Сотруднику дипломатической службы, работающему в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах, выплачивается надбавка к должностному окладу в иностранной валюте в размере 40%. Стаж государственной гражданской службы РФ сотрудника дипломатической службы в указанный период исчисляется из расчета один день службы за два дня. Перечень государств со сложной общественно-политической обстановкой, государств, которые находятся в условиях чрезвычайного положения или в состоянии вооруженного конфликта, а также порядок предоставления дополнительных гарантий и размеры предусмотренных выплат устанавливаются Правительством РФ. Президент РФ и Правительство РФ имеют право устанавливать иные гарантии сотрудникам дипломатической службы, работающим в иностранных государствах со сложной общественно-политической обстановкой, в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах. 10. Поощрения и награждения в системе МИД России. Виды поощрений и награждений в системе МИД России за безупречную и эффективную гражданскую службу и порядок принятия соответствующих решений регулируются ст. ст. 39 — 42 Служебного распорядка МИД от 23.07.2009, в ст. ст. 39 — 41 которого указаны виды поощрения и награждения, которые применяются в отношении сотрудников дипломатической службы. Определены также виды поощрений, начиная с объявления благодарности и завершая награждением орденами и медалями РФ. Порядок принятия решения о поощрении или награждении зависит от уровня поощрения. Так, решение о поощрении или награждении в соответствии с пп. 1 — 7 п. 39 Служебного распорядка принимается представителем нанимателя, а решение о поощрении или награждении в соответствии с пп. 8 — 12 п. 39 принимается по представлению представителя нанимателя в порядке, установленном законодательством РФ. Условия выплаты премий, материальной помощи, единовременной выплаты к ежегодному оплачиваемому отпуску, иные виды поощрения гражданским служащим центрального аппарата, территориальных органов и загранучреждений утверждаются нормативным правовым актом МИД России. 11. Служебная дисциплина и дисциплинарная ответственность за ее нарушение. За совершение дисциплинарного проступка, т. е. за неисполнение или ненадлежащее исполнен ие гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право в соответствии с п. 43 Служебного распорядка применить одно из установленных ст. 43 Служебного распорядка взысканий: от замечания до увольнения с гражданской службы в установленном порядке. Согласно п. 47 Служебного распорядка МИД России перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания установлен ст. 58 указанного Федерального закона. 12. 10 сентября 2010 г. Приказом МИД России N 16227 <13> было утверждено Положение о Комиссии Министерства иностранных дел Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. ——————————— <13> БНА. 2011. N 1.

Основной задачей этой Комиссии является содействие МИД России: а) в обеспечении соблюдения федеральными государственными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, а также в обеспечении исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (в ред. от 21.11.2011) <14>, другими федеральными законами; ——————————— <14> СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. I). Ст. 6228; 2011. N 29. Ст. 4291; N 48. Ст. 6730.

б) в осуществлении в МИД России мер по предупреждению коррупции. Ознакомление с содержанием соответствующих федеральных законов, Положением о названной Комиссии позволяет подчеркнуть практическую значимость ее организации в современный период, когда вплотную встала задача активного противодействия коррупции. Эта задача обеспечивается прежде всего строжайшим соблюдением федеральными государственными служащими установленных ограничений и запретов, а также требований о предотвращении конфликта интересов, определенных в указанном выше Федеральном законе от 25.12.2008 N 273-ФЗ и других федеральных законах, предусматривающих реализацию организационно-правовых мер, направленных на обеспечение соблюдения требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. 13. Название «служебное поведение» контактирует с такими близкими по существу наименованиями в трудовом праве, как «нарушение трудовой или служебной дисциплины, служебного долга». Между тем понятие «служебное поведение» в рассматриваемых документах МИД России употребляется в более широком смысле, включая в свое понятие не только содержание трудовой или служебной дисциплины. Служебное поведение охватывает весь комплекс обязанностей сотрудника дипломатической службы, особенно в период работы за границей. Поэтому, раскрывая его содержание, очень важно учитывать ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 205-ФЗ, включающую в круг обязанностей сотрудника дипломатической службы соблюдение не только правовых обязанностей, но и правил, которые опираются на обычаи, нормы морали, правила проживания, которые сложились за границей — в стране пребывания и которые должны строго соблюдаться как самим сотрудником, так и членами его семьи. Правовые понятия «служебное поведение» и «служебная дисциплина» — в известной части совпадающие, но все-таки различные понятия. Поэтому они могут иметь и разные правовые последствия при их нарушении. Это подтверждается, в частности, п. п. 30 и 31 анализируемого Положения, утвержденного Приказом МИД России от 10.09.2010 N 16227. Согласно п. 30 этого Положения в случае установления Комиссией признаков дисциплинарного проступка в действиях (бездействии) государственного служащего информация об этом представляется министру для решения вопроса о применении к государственному служащему мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами РФ. В случае установления Комиссией факта совершения государственным служащим действия (бездействия), содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, председатель Комиссии обязан передать информацию о совершении указанного действия (бездействия) и подтверждающие такой факт документы в правоохранительные органы в трехдневный срок, а при необходимости — немедленно.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215. 2. Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 11.07.2004 N 865 // СЗ РФ. 2004. N 28. Ст. 2880 (с послед. изм. и уточн.); 2010. N 6. Ст. 628; N 8. 3. Служебный распорядок МИД России, утв. Приказом МИД России от 23 июля 2009 г. N 11868 // БПА. 2009. N 39. 4. Федеральный закон от 27.07.2010 N 205-ФЗ «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел РФ» // СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 41, 74. 5. Постановление Правительства РФ от 16.03.2011 N 173 «О режиме служебного времени в отдельных дипломатических представительствах и консульских учреждениях РФ» (в ред. от 12.07.2011) // СЗ РФ. N 12. Ст. 16; N 29. Ст. 4486. 6. Постановление Правительства РФ от 21.04.2010 N 258 «О минимальной продолжительности ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков и об условиях их предоставления работникам представительств РФ за границей» (в ред. от 12.07.2011) // СЗ РФ. N 17. Ст. 2102; 2011. N 29. Ст. 4486. 7. Приказ МИД России от 08.08.2011 N 14299 «О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставляемого работникам, работающим в странах, предусмотренных перечнем стран с особыми (в том числе климатическими) условиями, дающими право работникам представительств РФ за границей на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, утв. Постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2010 г. N 258» // Российская газета. 28.09.2011. 8. Постановление Правительства РФ от 16.03.2011 N 167 «О порядке выплаты и размере компенсации расходов сотрудника дипломатической службы, работающего в представительстве или консульском учреждении РФ на оплату обучения проживающих совместно с ним несовершеннолетних детей школьного возраста» // СЗ РФ. 2011. N 12. Ст. 1644. 9. Приказ Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н «Об утверждении порядка выдачи листков нетрудоспособности» // Российская газета. 11.07.2011. 10. Приказ МИД России от 10 сентября 2010 г. N 16227, утверждающий Положение о Комиссии МИД по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов // БНА. 2011. N 1. 11. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (в ред. от 21.11.2011) // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. I). Ст. 6228; 2011. N 29. Ст. 4291; N 48. Ст. 6730. 12. Научно-практический комментарий к Трудовому кодексу РФ / Отв. ред. заслуженный юрист РФ В. Л. Гейхман. М.: Юрайт, 2012 (раздел XII главы 53, с. 627 — 655). 13. Лютов Н. Л. Российское трудовое законодательство и международные трудовые стандарты: соответствие и перспективы совершенствования. М., 2012.

——————————————————————