Шеф за водителя в ответе

(Архипов В.)

(«Бизнес-адвокат», N 18, 2003)

ШЕФ ЗА ВОДИТЕЛЯ В ОТВЕТЕ

В. АРХИПОВ

Владимир Архипов, соискатель степени кандидата юридических наук АТиСО.

При возникновении у работодателя ответственности по ст. ст. 1068 и/или 1079 ГК РФ за вред, причиненный по вине работника, находящегося в нетрезвом виде за рулем, встает вопрос: а распространяется ли требование о прохождении предрейсового и послерейсового медицинского осмотра на водителей, работающих в частных фирмах, на так называемых офисных водителей? Некоторые работодатели предполагают, что для таких водителей существуют какие-то свои, специальные, нормативные акты.

Для начала уточним, какими правовыми нормами регулируется медосмотр и в целом труд водителей. Надо ли каждый день им проходить медосмотр? А если в офисе нет своего гаража и/или специалиста по медосмотрам, то как быть в этих случаях?

В соответствии со ст. 329 ТК РФ ответы на поставленные вопросы должны быть урегулированы Правительством РФ в части перечня профессий (должностей) и работ, связанных с движением транспортных средств, и федеральным органом исполнительной власти в области соответствующего вида транспорта (определение особенностей режима рабочего времени и времени труда, условий труда отдельных категорий работников, связанных с транспортными средствами).

Правительство РФ Постановлением «О порядке утверждения перечня профессий (должностей) и работ, непосредственно связанных с движением транспортных средств» от 14 января 2003 г. N 13 установило порядок утверждения такого перечня. Он утверждается совместно федеральными органами исполнительной власти в области транспорта по согласованию с Минтрудом РФ. Данным Постановлением до 1 июля 2003 г. поручено утвердить такой перечень, который необходим, чтобы издаваемые и изданные специальные нормативные и правовые акты о транспортных средствах четко определяли круг работников, труд которых они регулируют.

Но вышеуказанные акты не изданы, и на сегодняшний день необходимо использовать ранее принятые документы.

Так, в ч. 1 ст. 213 ТК РФ, в частности, указаны и работники, связанные с движением транспорта, которые проходят за счет средств работодателя обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности этих работников к выполнению поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры (обследования). В ч. 5 этой статьи введена трудоправовая новелла, обязывающая работников, осуществляющих вид деятельности, связанный с источником повышенной опасности, проходить обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в 5 лет в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Такой порядок установлен Постановлением Правительства России от 23 сентября 2002 г. N 695, утвердившим Правила прохождения таких медосмотров. Причем согласно п. 2 этих Правил освидетельствование работника проводится, как это ни парадоксально звучит при его обязательности, на добровольной основе с учетом норм, установленных Законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». При этом за отказ от данного «добровольно-обязательного» медосмотра санкции ни в Законе, ни в Постановлении не предусмотрены.

Следует особое внимание обратить на положение ст. 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ (в ред. от 10 января 2003 г.), где установлены основные требования к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств.

Они обязаны организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (абз. 6 п. 1 ст. 20).

В Постановлении Минтруда РФ «Об утверждении Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей» от 25 июня 1999 г. N 16 (в ред. от 23 октября 2001 г., далее — Положение о водителях), являющемся общеотраслевым актом, касающимся труда водителей всех видов автотранспорта, в п. 12 устанавливается состав рабочего времени водителя, куда входит и время проведения медицинского осмотра.

Согласно п. 15 Положения о водителях состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время (п. 12 «в» Положения о водителях), и время проведения медицинского осмотра водителя (п. 12 «г» Положения о водителях) устанавливаются работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии — по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре (контракте) или в приложении к нему.

В методических рекомендациях «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств», утвержденных Минздравом РФ и Минтранспорта РФ 29 января 2002 г., работодателю необходимо обратить внимание на приложение 2 «Типовое положение об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств», где в п. 1.2 указывается на то, что предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств проводятся либо медицинским работником данной организации, либо медицинским работником учреждения здравоохранения на основании договора, заключенного между организацией, не имеющей своего медперсонала, и учреждением здравоохранения.

Согласно разъяснению, содержащемуся в письме Минздрава РФ «О предрейсовых осмотрах и медицинских освидетельствованиях на состояние опьянения» от 20 января 2003 г. N 2510/478-03-32 предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры согласно ст. 23 ФЗ «О безопасности дорожного движения» являются частью медицинского обеспечения безопасности дорожного движения и соответственно проводятся только медицинскими работниками. Ранее такое право предоставлялось и инспектору по проведению профилактических осмотров водителей автотранспортных средств.

Поэтому Приказом Минздрава РФ «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» от 14 июля 2003 г. N 308 утверждается только программа подготовки медицинского персонала по вопросам проведения предрейсовых, послерейсовых текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств (см. приложение N 8).

Также следует учесть, что на основании п. 1 ст. 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ (в ред. от 10 января 2003 г., далее — Закон N 128-ФЗ) медицинская деятельность отнесена к лицензируемой, которую могут осуществлять только лицензиаты — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности.

Согласно ст. 5 Закона N 128-ФЗ в полномочия Правительства РФ входит, в частности, утверждение Положения о лицензировании конкретных видов деятельности и определение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего лицензирование конкретных видов деятельности.

Как следует из п. 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2002 г. N 499 (в ред. от 3 октября 2002 г.), медицинская деятельность включает проведение в том числе профилактических медицинских и диагностических мероприятий. А согласно п. 2 данного Положения лицензирование медицинской деятельности осуществляется Минздравом РФ или органами исполнительной власти субъектов РФ, которым Минздрав РФ передал по соглашениям с ними свои полномочия по лицензированию указанной деятельности. Приказом Минздрава РФ «Об организации лицензирования медицинской деятельности» от 26 июля 2002 г. N 238 в утвержденную им Номенклатуру работ и услуг по оказанию соответствующей медицинской помощи (приложение N 1) под кодом 06.034 включены работы и услуги по предрейсовым медицинским осмотрам водителей транспортных средств. Согласно п. 4 (пп. «г», «д») Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 499-2002 г., лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности являются:

— для юридического лица — наличие в штате работников (врачей, среднего медицинского персонала, инженерно-технических работников и др.), имеющих высшее или среднее специальное, дополнительное образование и специальную подготовку, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ и предоставляемых услуг, а также наличие у руководителя лицензиата и (или) уполномоченного им лица высшего специального образования и стажа работы по лицензируемой деятельности (по конкретным видам работ и услуг) не менее 5 лет;

— для индивидуального предпринимателя — наличие высшего или среднего медицинского образования, дополнительного образования и специальной подготовки, соответствующих требованиям и характеру выполняемых работ и предоставляемых услуг, и стажа работы по лицензируемой деятельности не менее 2 лет.

Необходимо не реже 1 раза в 5 лет повышение квалификации работников юридического лица и индивидуального предпринимателя, осуществляющих медицинскую деятельность. Срок действия лицензии на осуществление медицинской деятельности — 5 лет.

Анализируя нормативные правовые акты, можно сделать вывод, что порядок прохождения медосмотров в частных малочисленных предприятиях специально не определен. Поэтому высокие требования Правительства и Минздрава РФ практически не выполнимы для подавляющего большинства малых предпринимателей, что, в свою очередь, их заставляет брать на себя риск определения предрейсового состояния водителя и ставить (либо не ставить, пока ГИБДД не проявляет активность) ему в путевых листах отметку о «допущении к работе (рейсу)». При этом ст. 12.32 КоАП РФ за допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере от 5 до 10 МРОТ.

Итак, выводы. Работодатель обязан:

— на основании ст. 212 ТК организовать проведение за счет собственных средств обязательного предварительного (при поступлении на работу) и периодического (в течение трудовой деятельности) медосмотров (обследования) работника, внеочередного по его просьбе при соответствующем медзаключении, при этом сохранить за ним место работы (должность) и средний заработок на время прохождения указанных медосмотров. Эти затраты работодатель может отнести на себестоимость продукции, а также полностью или частично (в пределах, согласованных с ФСС) профинансировать за счет страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на основании Постановления Правительства РФ от 7 февраля 2003 г. N 82;

— при отсутствии медперсонала на предприятии заключить договор на проведение всех видов медосмотра либо у себя, предоставляя медикам спецпомещение, либо это делать в ЛПУ — лечебно-профилактическом учреждении. Между тем введенный с 1 ноября 2002 г., например, в Москве Приказом Комитета здравоохранения правительства Москвы «Об утверждении прейскуранта платных медицинских услуг, оказываемых лечебно-профилактическими учреждениями Комитета здравоохранения Москвы» от 18 октября 2002 г. N 484 прейскурант за один осмотр наркологом одного человека на право управления им автотранспортом предусматривает оплату в размере 81 рубля. Если в месяце в среднем 22 рабочих дня, то оплата составит 1782 руб. в месяц. Но как совместить начало работы водителя с 7 часов и работу врачей в ЛПУ, как правило, с 9 часов — это тоже проблема работодателя.

Поэтому, подписывая вместо медработника путевой лист водителю, работодатель превышает имеющиеся у него полномочия и, следовательно, становится нарушителем российского законодательства;

— при уклонении работника от прохождения медицинских осмотров или невыполнении им рекомендаций по результатам проведенных обследований не допускать его к выполнению трудовых обязанностей и отстранить от работы (ст. 76 ТК РФ);

— при несоблюдении этих и множества других требований, содержащихся в законах и в иных нормативных правовых актах, нести на основании ст. 419 ТК РФ ответственность (дисциплинарную, административную, уголовную и гражданско-правовую) в порядке, установленном федеральными законами.

Работник же, прежде всего, обязан:

— соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда (ч. 2 ст. 21 ТК РФ);

— проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования) (ст. 214 ТК РФ).

Как вы смогли убедиться, актов, регулирующих проблему медосмотра и труд водителя, предостаточно. И это с учетом того, что здесь указаны наиболее существенные. Но проблема безопасности граждан, наверное, стоит такой принципиальной доскональности.

——————————————————————