Значение коллективных договоров и соглашений в развитии социального партнерства

(Павлова М. А.) («Юрист», 2005, N 6)

ЗНАЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ ДОГОВОРОВ И СОГЛАШЕНИЙ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

М. А. ПАВЛОВА

Павлова М. А., преподаватель филиала Уфимского юридического института МВД России в г. Мелеузе.

Тема социального партнерства для нашей страны относительно новая, хотя некоторые практические шаги по формированию соответствующих институтов уже сделаны. Наиболее эффективным способом разрешения споров и конфликтов интересов, вытекающих из объективных противоречий между работниками и работодателями, является социальное партнерство — путь конструктивного сотрудничества на основе достигнутых договоров и соглашений между работодателями и профсоюзами. Этот принцип положен в основу деятельности Международной организации труда (МОТ), которая на равноправной основе объединяет представителей государства, работодателей и профсоюзы большинства стран мира. Повышение эффективности системы социального партнерства в защите социально-экономических и трудовых прав и интересов работников во многом зависит от консолидации усилий, солидарности и единства действий всех профсоюзов, профсоюзных органов, членов профсоюзов, расширения поля действия коллективных договоров и соглашений различных форм и уровней, повышения ответственности всех участников соглашения за выполнение принятых обязательств, совершенствование законодательной базы социального партнерства. Социальное партнерство в России прошло трудный путь зарождения и становления. Как же происходит формирование нового типа взаимоотношений? Каково поведение социальных партнеров? В какой мере каждый из них справляется со своей новой ролью? А. Зубкова отмечает особенности трудовых отношений в современной России, «когда наряду с государством с каждым годом появляется все больше коллективных и индивидуальных собственников». В таких условиях трудовые отношения постепенно освобождаются от прежнего жесткого государственного регулирования, хотя в принципе свобода трудовых отношений не может быть ограниченной. Это касается и свободы труда (право работать или не работать), свободы выбора занятий и места работы, свободы устанавливать в договоре условия и режимы труда и отдыха, возможностей распоряжаться своими доходами, свободы конкуренции на рынке труда. И государство как участник трехсторонних отношений в сфере труда конечно же должно выполнять функцию регулирования основных его условий. Коллективные договоры призваны отражать особенности того или иного производства. Коллективный договор необходим, чтобы защитить трудовые права человека. С. Сильвестров определил главные этапы и уровни развития социального партнерства, имея в виду, что, «с одной стороны, это целая философия и идеология, а с другой — система сложных отношений и институтов» <*>. В начале XX в. Россия находилась в русле цивилизованного развития: 1904 — 1907 гг. ознаменовались попыткой заключить первые соглашения между наемными работниками и работодателями, в которых содержались взаимные обязательства по основным социально-экономическим вопросам. В дальнейшем более 70 лет идеология социального партнерства оценивалась как социал-реформизм, хотя в 50 — 60-х гг. были ратифицированы многие конвенции МОТ. ——————————— <*> Социальное партнерство на фоне реформы // Человек и труд. 1995. N 6. С. 84 — 85.

С ноябрьского (1991 г.) Указа Президента, с создания трехсторонней комиссии как некоего «карманного» органа правительства развитие социального партнерства подчинено в наибольшей мере интересам корпоративного государства. Ситуация же, когда все острые вопросы решаются на уровне правительства, опасна. На сегодняшний день социальное партнерство все больше отвоевывает себе места в регулировании трудовых отношений. Генеральное соглашение между Кабинетом министров Республики Башкортостан, объединениями работодателей Республики Башкортостан и Федерацией профсоюзов Республики Башкортостан на 2002 — 2004 годы в разделе 8 «Социальное партнерство» предусматривает: способствовать предотвращению коллективных трудовых споров и участвовать в примирительных процедурах при их разрешении в порядке, предусмотренном законодательством РБ; обеспечивать взаимную возможность участия в рассмотрении на всех уровнях вопросов, включенных в настоящее Соглашение, беспрепятственно включать по требованию любой из сторон ее представителя в состав рабочих групп Республиканской трехсторонней комиссии; использовать и представлять друг другу бесплатно официальные статистические данные и другую требуемую информацию; проводить предварительное обсуждение в Республиканской трехсторонней комиссии проектов законов, иных нормативно-правовых актов по вопросам трудовых отношений и рекомендовать осуществлять аналогичные меры на отраслевом уровне и т. д. <*> ——————————— <*> Социальное партнерство. Методические материалы. Уфа, 2003. С. 18.

За прошедшие годы в России были созданы все предпосылки для развития трехсторонних отношений: законодательно в качестве сторон партнерских отношений определены профсоюзы, работодатели, правительство. Сформированы трехсторонние комиссии на федеральном, отраслевом и территориальном уровнях, наработана практика по заключению соглашений, коллективных договоров. Так, основные положения Отраслевого тарифного соглашения между Министерством народного образования РБ, Министерством труда и социальной защиты населения РБ и Башкирским рескомом Профсоюза работников народного образования и науки РФ на 2002 — 2004 годы выполнены. Вопросы, возникающие в ходе его реализации, решались в соответствии с действующим законодательством на основе конструктивного диалога с рескомом профсоюза, заинтересованными министерствами и ведомствами. Продолжена работа с Комитетом по образованию, науке, культуре, спорту, туризму и делам молодежи Государственного Собрания РБ. Внесены предложения в проекты Законов «О внесении изменений и дополнений в Закон РБ «Об образовании», «О ветеранах», в проект бюджета на 2003 год, а также в проект Программы социальной поддержки населения РБ. Работники образования стабильно получают заработную плату, в том числе ежемесячные компенсационные выплаты. Усиливается внимание вопросам создания безопасных условий и охраны труда работников. Эффективно действующая система социального партнерства сложилась в г. Бирске и Бирском районе <*>. Сложившаяся практика совместной работы с Министерством образования РБ, Министерством труда и социальной защиты населения РБ по решению социально-экономических проблем работников через механизм социального партнерства подтверждает эффективность координации усилий и в соответствии с Трудовым кодексом РФ требует дальнейшего повышения его результативности на всех уровнях. ——————————— <*> Информационный бюллетень N 17. О реализации отраслевого тарифного соглашения по социально-экономический защите работников образования в 2002 году. Уфа. 2003. С. 1 — 6.

Таким образом, за эти годы появилось достаточно примеров взаимовыгодных партнерских отношений. Из двух подходов (один — перетягивание каната, другой — конструктивный диалог), конечно, хотелось бы, чтобы ставка была сделана на второй. Основанная на законе защита трудовых прав граждан, «снятие издержек» структур перестройки экономики — прежде всего гибкая политика трудоустройства людей; и наконец, приведение трудового законодательства в состояние, достойное современного общества, — с помощью этих инструментов не только необходимо помочь эффективному производителю и работнику, но и обеспечить хорошие перспективы России на международном рынке труда. «Социальное партнерство может быть успешным только при учете интересов всех сторон» <*>. ——————————— <*> Выступление В. В. Путина на заседании Генерального Совета ФНПР // Солидарность. 2000. N 7. С. 1 — 2.

В связи с этим совершенствование системы социального партнерства — одна из важнейших задач профсоюзов, представителей работников и работодателей. Цель — не конфронтация, а конструктивный диалог на основе равноправия и взаимоуважения интересов сторон. Мы говорим, что коллективный договор — документ в интересах всех и каждого. Поэтому надо приложить все силы для его эффективного выполнения.

——————————————————————