Проблемы законодательного обеспечения сохранения в тайне сведений о военнослужащих, принимающих участие в проведении контртеррористических операций

(Мурзин В. А.)

(«Право в Вооруженных Силах», 2005, N 6)

ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОХРАНЕНИЯ В ТАЙНЕ

СВЕДЕНИЙ О ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРИНИМАЮЩИХ УЧАСТИЕ

В ПРОВЕДЕНИИ КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ

В. А. МУРЗИН

В. А. Мурзин, советник аппарата Комитета Государственной Думы по обороне, кандидат юридических наук.

В условиях расширения предназначения Вооруженных Сил Российской Федерации в части противодействия террористической деятельности актуальной становится проблема сохранения в тайне сведений о военнослужащих, принимающих непосредственное участие в борьбе с терроризмом.

Несмотря на то что в Российской Федерации приняты законодательные акты (Федеральные законы: «О статусе военнослужащих», «О системе государственной службы Российской Федерации», «О государственной тайне», «Об информации, информатизации и защите информации», Гражданский кодекс Российской Федерации и др.), гарантирующие защиту сведений о военнослужащих, существует объективная необходимость дальнейшего совершенствования законодательства в указанной сфере в целях недопущения утечки информации о военнослужащих и гражданах, проходивших военную службу в зонах проведения контртеррористических операций, а также членах их семей.

Вышесказанное подтверждается и практикой деятельности правоохранительных органов в зоне проведения контртеррористических операций, свидетельствующей о том, что сведения (персональные данные и т. д.) об участниках контртеррористических операций становятся известными террористам. Одной из причин, способствующих этому, является несовершенство страхового законодательства в части сохранения в тайне сведений о лицах, принимающих участие в противодействии терроризму.

В частности, анализ законодательных актов и правоприменительной практики в указанной сфере свидетельствует о необходимости внесения изменений и дополнений в Федеральный закон «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции».

Указанный Закон не содержит правовых норм прямого действия, которые гарантировали бы сохранение в тайне сведений о застрахованных лицах и выгодоприобретателях, а законодательные акты в сфере защиты информации не в полной мере затрагивают вопросы защиты информации и информационных ресурсов при обязательном государственном страховании военнослужащих, лиц, приравненных к ним по обязательному государственному страхованию, и иных выгодоприобретателей.

При такой ситуации не исключена возможность того, что сведения о застрахованных лицах, выполняющих задачи в условиях вооруженного конфликта, при проведении контртеррористических операций, и об обстоятельствах наступления страховых случаев, а также о выгодоприобретателях могут быть доступны третьим лицам, что может создать реальную угрозу для жизни и здоровья застрахованных лиц и их близких.

Также в настоящее время законодательно не урегулирован вопрос сохранения (хранения) страховщиками сведений об указанных лицах (документированной информации) в случае прекращения договора обязательного государственного страхования со страхователем, что не гарантирует обеспечения безопасности застрахованных лиц и выгодоприобретателей.

С учетом вышеизложенного депутатами Государственной Думы Н. М. Безбородовым, А. М. Головатюком и А. М. Макашовым был разработан и в сентябре 2004 г. внесен в Государственную Думу законопроект в целях обеспечения безопасности застрахованных лиц и выгодоприобретателей. Авторы законопроекта считают, что необходимо обеспечить сохранение в тайне сведений о них, об обстоятельствах наступления страховых случаев и предусмотреть в случае прекращения договора обязательного государственного страхования страховщика со страхователем сдачу страховщиком носителей сведений о застрахованных лицах и выгодоприобретателях на архивное хранение страхователю.

Принятие законопроекта не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета, так как расходы на реализацию указанных норм возлагаются на страховщика.

Однако ряд руководителей государственных органов считают, что данный вопрос уже урегулирован в ст. 946 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой страховщик не вправе разглашать полученные им в результате своей профессиональной деятельности сведения о страхователе, застрахованном лице и выгодоприобретателе, состоянии их здоровья, а также об имущественном положении этих лиц. За нарушение тайны страхования страховщик в зависимости от рода нарушенных прав и характера нарушения несет ответственность в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 139 или ст. 150 данного Кодекса.

По мнению указанных должностных лиц, данный вопрос урегулирован также Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации», согласно ст. ст. 11 и 15 которого информация о гражданах (персональные данные) относится к категории конфиденциальной информации и не может быть использована в целях причинения имущественного и морального вреда гражданам, затруднения реализации прав и свобод граждан Российской Федерации. Владелец информационных ресурсов обязан обеспечить соблюдение режима обработки и правил предоставления информации пользователю, установленных законодательством Российской Федерации или собственником этих информационных ресурсов, в соответствии с законодательством и несет юридическую ответственность за нарушение правил работы с информацией в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Что касается положения проекта о сдаче на архивное хранение страхователю носителей сведений о застрахованных лицах в случае прекращения договора обязательного государственного страхования со страхователем, то данное положение, затрагивающее, по сути, право собственности на указанные сведения, также не поддерживается. Указанные выше должностные лица считают, что в соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» информационные ресурсы, к которым, безусловно, относятся данные сведения, могут быть, в частности, негосударственными и как элемент состава имущества находятся в собственности организаций, поскольку они созданы за их счет и включаются в состав их имущества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. При этом отношения по поводу собственности на информационные ресурсы также регулируются гражданским законодательством Российской Федерации.

Анализ законодательства в сфере защиты сведений о военнослужащих свидетельствует, что рассмотренная выше позиция не является бесспорной.

Во-первых, Гражданский кодекс Российской Федерации определяет, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, свободе договора; граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе, они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Ни один из перечисленных принципов в отношении застрахованных лиц и иных выгодоприобретателей по договору обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц не действует в полной мере: они не могут самостоятельно обеспечить свои интересы при заключении договора страхования, поскольку не являются стороной в договоре, не принимают участия в формировании его условий.

Исходя из вышесказанного, представляется неправомерной ссылка на статьи Гражданского кодекса Российской Федерации.

Во-вторых, ст. 11 Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» определяет порядок и условия выплаты страховых сумм: выплата страховых сумм производится на основании документов, подтверждающих наступление страхового случая. Перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Например, в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов оформляются:

— заявление о выплате страховой суммы от каждого выгодоприобретателя по обязательному государственному страхованию (несовершеннолетние дети застрахованного лица включаются в заявление одного из супругов, опекуна или попечителя);

— справка командира воинской части (начальника учреждения, руководителя организации) об обстоятельствах наступления страхового случая и сведения о застрахованном лице;

— копия свидетельства о смерти застрахованного лица;

— копия выписки из приказа командира воинской части (начальника учреждения, руководителя организации) об исключении застрахованного лица из списков личного состава воинской части (учреждения, организации);

— копии документов, подтверждающих родственную связь выгодоприобретателей с застрахованным лицом, и др.

Анализ содержания указанных документов свидетельствует о том, что сведения, содержащиеся в них, в соответствии со ст. 14 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» относятся к сведениям, составляющим государственную тайну, и к сведениям конфиденциального характера.

Так, в частности, в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О федеральной службе безопасности» от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ сведения о сотрудниках органов федеральной службы безопасности, выполнявших (выполняющих) специальные задания в специальных службах и организациях иностранных государств, в преступных группах, составляют государственную тайну и могут быть преданы гласности только с письменного согласия указанных сотрудников и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Перечень сведений конфиденциального характера утвержден Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. N 188 и включает 6 видов информации, различающихся по своему предметному содержанию: 1) сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях; 2) сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства; 3) служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами; 4) сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами; 5) сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна); 6) сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

В соответствии с законодательством Российской Федерации персональные данные государственных служащих и иные сведения о них относятся к информации ограниченного доступа.

Однако отсутствие систематизированного законодательства в сфере персональных данных и специального закона создает состояние правовой незащищенности от несанкционированного доступа к такой информации. Во многом этому способствует несовершенство и противоречивость Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ, не определившего правовой режим информации. Указанный Закон хотя и содержит определение понятия «информация», однако он регулирует только отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов.

Законодатель, становясь на позицию отнесения информации (по крайней мере, в той ее части, которая представлена в виде документов) к объектам имущественных прав, признает за собственником информационных ресурсов право собственности на информацию.

Такая позиция не согласуется с концепцией информации как особого объекта гражданских прав, выраженной в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 128) относит информацию к объектам гражданских прав наряду с вещами (включая деньги и ценные бумаги), иным имуществом, в том числе имущественными правами; работами и услугами; результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальной собственностью); нематериальными благами.

По смыслу ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации информация рассматривается в качестве особого объекта гражданских прав, отличного от имущества, работ и услуг, результатов интеллектуальной деятельности и нематериальных благ.

В-третьих, по смыслу правовых норм, установленных Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации», собственниками сведений о застрахованных лицах в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» являются страхователи (федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба), а не страховые компании, которым сведения предоставляются во владение и пользование. Информационные ресурсы (сведения о застрахованных лицах и иных выгодоприобретателях), являющиеся собственностью государства, находятся в ведении органов государственной власти и подлежат учету и защите в составе государственного имущества.

Таким образом, можно сделать вывод, что в соответствии с российским законодательством государство как собственник сведений о военнослужащих (информационных ресурсов) вправе устанавливать дополнительные меры по обеспечению безопасности военнослужащих и членов их семей, в том числе в части сохранения в тайне сведений о них.

——————————————————————