Особенности исполнения судебных актов по трудовым спорам

(Лазарева Е. А.) («Исполнительное право», 2006, N 2)

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ СУДЕБНЫХ АКТОВ ПО ТРУДОВЫМ СПОРАМ

Е. А. ЛАЗАРЕВА

Лазарева Е. А., начальник отдела правового обеспечения ОАО «САЗ», кандидат юридических наук.

Порядок исполнения решений суда по трудовым спорам имеет собственные особенности, которые уже отмечались учеными, но, как правило, в связи с рассмотрением трудовых споров <1>. По общему правилу решение суда по трудовым делам приводится в исполнение после вступления его в законную силу. Вместе с тем решение суда о восстановлении на прежней работе незаконно уволенного работника или незаконно переведенного на другую работу, а также о выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев подлежит немедленному исполнению. ——————————— <1> См.: Головина С. Ю. Особенности рассмотрения судами дел по спорам, возникающим из трудовых правоотношений // Арбитражный и гражданский процесс. 2001. N 1. С. 20.

Исполнение судебных актов по трудовым спорам не раз было объектом внимания Верховного Суда РФ. Так, решением Судебной коллегии Верховного Суда РФ был признан незаконным абз. 3 п. 29 «Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта» <2>. В абз. 3 п. 29 Положения указано, что перед восстановлением на работе, связанной с движением поездов и маневровой работой, работник должен выдержать установленные испытания. В случае если работник дважды не выдержал испытания, он переводится с его согласия на другую работу, а при отказе от перевода может быть уволен. Испытания не проводятся, если перерыв в работе, связанной с движением поездов и маневровой работой, не превысил трех месяцев. ——————————— <2> Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2004. N 4. С. 10.

Ссылаясь на ст. 396 ТК РФ о том, что решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника подлежит немедленному исполнению, и учитывая п. 2 ст. 73 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве», который предусматривает, что исполнительный документ о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника исполняется немедленно и исполнение исполнительного документа считается завершенным с момента фактического допуска указанного работника к исполнению прежних обязанностей, последовавшего за изданием приказа администрации об отмене своего незаконного распоряжения, а также сделав вывод, что вышеуказанные нормы федерального законодательства не устанавливают особенности восстановления на работе лиц, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ признала недействующим абз. 3 п. 29 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25 августа 1992 г. N 621. Решение оставлено в силе Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 18 сентября 2003 г. Таким образом, суд еще раз подчеркнул, что решения по делам о восстановлении на работе подлежат немедленному исполнению независимо от квалификационных характеристик работ и должностей. Кроме того, помимо обязательных оснований немедленного исполнения суд, руководствуясь ст. 212 ГПК РФ, вправе обратить решение к немедленному исполнению полностью или частично, если судья сочтет, что вследствие особых обстоятельств замедление в исполнении решения может привести к значительному ущербу для взыскателя либо что само исполнение может оказаться невозможным. Под немедленным исполнением решения следует понимать восстановление нарушенных прав работника до вступления решения в законную силу. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» органом принудительного исполнения является исключительно Федеральная служба судебных приставов. Принудительное исполнение решения, например, о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного на другую работу работника, принятое органом по рассмотрению трудовых споров, производится на основании исполнительного документа (перечень исполнительных документов определен в ст. 7 Закона «Об исполнительном производстве»), принятого к исполнению Федеральной службой судебных приставов. Исполнение судебных актов по трудовым делам начинается с предъявления к принудительному исполнению различных групп исполнительных документов: — исполнительных документов по делам неимущественного характера; — исполнительных документов по делам имущественного характера. Если при исполнении исполнительных документов по спорам имущественного характера одной из основных задач судебного пристава-исполнителя является поиск денежных средств и иного имущества должника и обращение на него взыскания, то при исполнении исполнительных документов другой группы задача пристава-исполнителя заключается в обеспечении выполнения исполнительного документа самим должником. Таким образом, по делам о восстановлении на работе следует обеспечить восстановление работодателем незаконно уволенного или переведенного на другую работу работника. Приступая к исполнению решения, судебный пристав-исполнитель обязан послать должнику предложение о добровольном исполнении решения в срок до пяти дней. Такое предложение представляет собой попытку восстановления нарушенных прав без применения принудительных мер. Оно вручается должнику под расписку на втором экземпляре документа, приобщаемого к исполнительному производству. В необходимых случаях одновременно с вручением предложения судебный пристав-исполнитель может наложить арест на имущество должника. Особенностью всех исполнительных документов по трудовым делам является указание в них конкретных действий, обязанность выполнения которых лежит на должнике, а также сроков их конкретного выполнения. Например, работодатель обязан исполнить решение суда о восстановлении на работе путем издания соответствующего приказа и его неукоснительного выполнения. На следующий день после вынесения решения о восстановлении на работе работодатель обязан предоставить работнику соответствующую работу по обусловленной трудовой функции с восстановлением существенных условий труда, предусмотренных трудовым договором, действующим до его незаконного увольнения или незаконного перевода на другую работу. В концепции проекта Исполнительного кодекса РФ ст. 253 конкретизирует действия работодателя по исполнению исполнительного документа о восстановлении на работе. Исполнительный документ о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника считается фактически исполненным, если после издания приказа администрации об отмене своего незаконного приказа (распоряжения) об увольнении или о переводе работника взыскатель допущен к выполнению прежних трудовых обязанностей <3>. ——————————— <3> Проект Исполнительного кодекса РФ / Руководитель рабочей группы В. М. Шерстюк. Краснодар — СПб., 2004. С. 243.

Пленум Верховного Суда РФ обратил особое внимание в своем Постановлении от 14 апреля 1988 г. N 3, что обжалование решения суда работодателем в установленном законном порядке не освобождает его от обязанности исполнить резолютивную часть решения <4>. Следовательно, судебный пристав-исполнитель в соответствии с предоставленными ему правами должен обеспечить выполнение именно вышеуказанных действий работодателем. ——————————— <4> Сборник Постановлений Пленума Верховного Суда РФ. 1961 — 1993 гг. М., 1994. С. 308.

Согласно ст. 428 ГПК РФ исполнительный лист выдается взыскателю немедленно после вступления судебного постановления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, когда исполнительный лист выдается немедленно после принятия судебного постановления. Однако согласно п. 9.3.1 Инструкции по судебному делопроизводству вступившие в законную силу судебные постановления судов по гражданским делам обращаются к исполнению отделом делопроизводства суда путем выдачи исполнительного документа взыскателю или по его просьбе передачи (направления) судебному приставу-исполнителю по месту работы, месту жительства или нахождения физического лица либо по месту нахождения имущества, если должником является юридическое лицо <5>. ——————————— <5> Российская газета. 2004. 5 нояб.

Пункт 9.3.2 гласит, что исполнительные документы выписываются и передаются (направляются) по назначению не позднее следующего рабочего дня после вступления в силу судебного постановления либо после возвращения дела из кассационной инстанции, а по делам, решения по которым подлежат немедленному исполнению, — в день вынесения решения. Нетрудно заметить, что между данными пунктами (п. 9.3.1 и п. 9.3.2) Инструкции возникли существенные противоречия. Первый пункт говорит о направлении исполнительного листа только по просьбе взыскателя, последующий пункт не указывает на просьбу взыскателя. Кроме того, в п. 9.3.2 вообще не говорится о выдаче исполнительного листа взыскателю. Последующий п. 9.3.3 не разъясняет положения, а еще более усугубляет его неясность тем, что вводит перечень категорий дел, по которым судом направляются исполнительные документы для исполнения. Среди этих категорий дел названы дела о восстановлении на работе незаконно уволенных или переведенных работников и взыскании заработной платы за вынужденный прогул, а также о взыскании денежных сумм с должностных лиц, виновных в незаконном увольнении или в переводе работников либо в неисполнении решения суда. Второй абзац п. 9.3.3 указывает, что суд не вправе отказать в просьбе взыскателя о направлении исполнительного документа и по другим категориям дел. Однако третий абзац п. 9.3.3 говорит, что в остальных случаях, т. е. не предусмотренных настоящим пунктом, исполнительный документ высылается взыскателю либо выдается взыскателю под расписку при его личной явке в суд. Таким образом, напрашивается вывод, что по указанному перечню документов существует обязанность суда направить их в императивном порядке судебному приставу-исполнителю. Думается, что данная формулировка п. п. 9.3.1, 9.3.2 и 9.3.3 не только затрудняет, но и создает предпосылки к невозможности исполнения исполнительных документов. По общему правилу исполнительные действия можно совершать после вступления решения в законную силу, т. е. по истечении десяти дней после вынесения решения судом общей юрисдикции в окончательной форме, если решение не было обжаловано или на него не было принесено представление. Необходимо отметить, что законодатель при недостаточности взысканной с должника денежной суммы для удовлетворения всех требований по исполнительным документам, распределяя взысканные денежные суммы по правилам ст. 78 Закона «Об исполнительном производстве», установил, что во вторую очередь удовлетворяются требования работников, вытекающие из трудовых правоотношений. Таким образом, денежные взыскания работников по трудовым спорам производятся вслед за взысканием алиментов, возмещением вреда, причиненного здоровью, и возмещением вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца. Следует согласиться с О. В. Исаенковой, что норма ст. 78 Закона «Об исполнительном производстве» противоречит Конституции РФ, которая провозглашает признание и равную охрану частной, государственной, муниципальной и иной формы собственности <6>. ——————————— <6> См.: Исаенкова О. В. Проблемы исполнительного права в гражданской юрисдикции. Саратов, 2002. С. 129 — 130.

В соответствии с конституционными принципами в ст. 14 проекта Исполнительного кодекса закреплен иной порядок взыскания: «При недостаточности взыскания денежных средств имущества должника для полного удовлетворения требований всех взыскателей по исполнительным документам вне очереди удовлетворяются требования по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, а также возмещению вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца» <7>. ——————————— <7> Проект Исполнительного кодекса РФ / Руководитель рабочей группы В. М. Шерстюк. Краснодар — СПб., 2004. С. 61.

Для вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства необходимы следующие юридические факторы, несоблюдение которых лишает предъявляемый исполнительный документ исполнительной силы и исключает возможность возбуждения исполнительного производства: — предъявление исполнительного листа в соответствии с правилами территориальной компетенции Федеральной службы судебных приставов; — наличие у предъявленного исполнительного документа исполнительной силы и возможности принудительного исполнения; — предъявление исполнительного документа в сроки, установленные ст. 14 Закона об исполнительном производстве; — соответствие исполнительного документа требованиям ст. 8 Закона «Об исполнительном производстве». В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель обязан зафиксировать дату возбуждения исполнительного производства, вид исполнительного документа и характер исполнительных действий. Пункт 2 ст. 9 Закона «Об исполнительном производстве» предусматривает вынесение постановления о возбуждении исполнительного производства в течение трех дней после поступления исполнительного документа судебному приставу-исполнителю. В постановлении о возбуждении исполнительного производства могут быть предложение работодателю добровольно и немедленно исполнить исполнительный документ и уведомление о том, что в случае, например, невосстановления работника без уважительных причин в день вручения (получения) постановления о возбуждении исполнительного производства с работодателя будет взыскан исполнительский сбор в размере 50 минимальных размеров оплаты труда, а с должника-работника — 5 минимальных размеров оплаты труда. В случае неисполнения в срок требований исполнительного документа на работодателя могут налагаться штрафные и иные санкции. Штрафные санкции могут налагаться неоднократно до полного исполнения исполнительного документа, уплата штрафа не освобождает от обязанности исполнения. Должностные лица должника-организации, которые в силу своих служебных обязанностей должны исполнить исполнительный документ (т. е. восстановить работника на работе), могут быть подвергнуты штрафу в размере 100 минимальных размеров оплаты труда и привлечены к уголовной ответственности в случае, предусмотренном ст. 315 УК РФ. В этом случае судебный пристав-исполнитель выносит представление о привлечении к уголовной ответственности. К ответственности можно привлечь любое должностное лицо, которое имеет те или иные обязанности в сфере исполнительного производства (ст. 87 Закона «Об исполнительном производстве»). Уважительность причин невыполнения судебный пристав-исполнитель определяет самостоятельно. Под задержкой исполнения решения о восстановлении на работе можно, например, понимать следующее: — непредоставление работнику работы в соответствии с его трудовой функцией, предусмотренной трудовым договором, действовавшим до увольнения работника или перевода его на другую работу, признанного судом незаконным; — неиздание работодателем приказа о восстановлении работника на прежней работе с сохранением всех существенных условий труда, обусловленных трудовым договором и локальными нормативными актами; — поручение работнику другой работы, не предусмотренной трудовым договором, изменение существенных условий труда. На предприятии независимо от его организационно-правовой формы необходимым является составление акта с участием судебного пристава-исполнителя, сторон производства и других лиц как о выполнении, так и о невыполнении исполнительного документа с приложением официальных документов, подтверждающих тот или иной факт. Неисполнение судебного решения, а также несвоевременное его исполнение влечет за собой материальную ответственность работодателя перед работником в соответствии с требованием ст. 236 ТК РФ. Аналогичная норма содержится в ст. 396 ТК РФ, согласно которой при задержке работодателем исполнения решения суда о восстановлении работника на работе суд выносит определение о выплате работнику за все время задержки исполнения решения средней заработной платы или разницы в заработке (при незаконном переводе). Исполнение исполнительного документа должно быть закончено в двухмесячный срок со дня его поступления к судебному приставу-исполнителю. Основной мерой принудительного исполнения решений по трудовым делам является обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста и продажи имущества. В настоящее время особую значимость приобрели вопросы очередности удовлетворения требований кредиторов, поскольку нередко денежных средств, находящихся на счете у должника, не хватает для удовлетворения претензий всех должников. Применительно к выплатам со стороны работодателя этот вопрос регулируется ст. 855 ГК РФ, в соответствии с которой определяется очередность списания денежных средств со счета. Рассматривая исполнение судебных актов по делам, возникающим из трудовых правоотношений, нельзя оставить без внимания ряд существующих проблем. Во-первых, руководствуясь правилом ст. 389 ТК РФ, комиссии по трудовым спорам в случае неисполнения работодателем в установленный срок вынесенного ею решения вправе выдать работнику удостоверение, являющееся исполнительным документом. Срок предъявления этого исполнительного документа равен трем месяцам, исчисление начинается со следующего дня его выдачи. Заметим, что работодатель обязан исполнить решение КТС в трехдневный срок по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование. Таким образом, решение КТС, являясь актом несудебного органа, имеет возможность в несколько раз быстрее быть принудительно реализованным, чем судебный акт. Более того, по трудовому спору, который не был рассмотрен судом, имеется исполнительный документ, на основании которого судебный пристав-исполнитель может совершить исполнительные действия, связанные с обращением взыскания на имущество должника. Таким образом, нарушается п. 3 ст. 35 Конституции РФ, гласящий: «Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда». Думается, что вряд ли можно применять такие меры принудительного исполнения, как: обращение взыскания на имущество должника (арест имущества и его последующая реализация), изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов, указанных в исполнительном документе, без предварительного судебного санкционирования. Кроме того, позволим согласиться с мнением О. В. Исаенковой о том, что порядок судебного санкционирования обязательно должен быть предварительным и оформляться именно решением, а не постановлением или иным актом судебной власти, исходя из конституционной нормы о решении как единственном основании изъятия имущества <8>. ——————————— <8> См.: Исаенкова О. В. Некоторые проблемы защиты прав граждан в исполнительном производстве // Актуальные проблемы процессуальной цивилистической науки: Сб. науч. ст. Саратов, 2003. С. 60.

Затрагивая такую проблему, как обжалование действий судебного пристава-исполнителя, нельзя не сказать о двух ее аспектах: малый срок на обжалование действий судебного пристава-исполнителя и низкая степень доступности юридической помощи для сторон исполнительного производства при обжаловании. Установленный Законом «Об исполнительном производстве» десятидневный срок на обжалование невелик, особенно для работодателя: срок, как правило, составляет восемь рабочих дней. На крупных предприятиях с численностью свыше тысячи человек и с различными структурными подразделениями (бухгалтерия, финансовый отдел, юридический отдел, канцелярия и др.) должна быть достаточно четко организована работа для своевременной подготовки и подачи жалобы. Из-за кратчайших сроков на обжалование работнику и работодателю вне зависимости от того, какой стороной исполнительного производства они являются — должником или взыскателем, — необходима квалифицированная юридическая помощь. Например, работник при обращении в суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы, вряд ли испытает трудности, а вот фактическое исполнение документа может осуществляться не один год, и составление жалобы на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя для работника будет сложным. Законом «Об исполнительном производстве» предоставляется право организациям участвовать через свои органы или должностных лиц в исполнительном производстве. Органы или должностные лица действуют в пределах полномочий, предоставленных им законом, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами. Как отмечает В. В. Ярков, в данном случае речь о представительстве ведется достаточно условно <9>. ——————————— <9> Комментарий к Федеральному закону «Об исполнительном производстве» и к Федеральному закону «О судебных приставах» / Под ред. В. В. Яркова. М., 1999. С. 152.

Согласно ст. 53 ГК РФ орган юридического лица не связан с юридическим лицом договорными отношениями представительства и в исполнительном производстве будет участвовать в качестве стороны. Если указанные органы и должностные лица участвуют в исполнительном производстве через представителей, то можно говорить о представительстве интересов стороны в процессе исполнения. Норма п. 1 ст. 33 Закона «Об исполнительном производстве» предоставляет право гражданам участвовать в исполнительном производстве как лично, так и через представителя. Поскольку взыскание расходов по оплате работы представителя в исполнительном производстве не подлежит возмещению взыскателю и не относится к расходам по совершению исполнительных действий, то представляется необходимым закрепить законодательно порядок возмещения таких расходов.

——————————————————————