Учет расходов на оплату труда и на социальное обеспечение в организациях ВПК

(Беляева Н. А.)

(«Налоги» (газета), 2006, N 28)

УЧЕТ РАСХОДОВ НА ОПЛАТУ ТРУДА И НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В ОРГАНИЗАЦИЯХ ВПК

Н. А. БЕЛЯЕВА

Беляева Н. А., консультант по налогам ЗАО «BKR-Интерком-Аудит».

Одним из важнейших участков бухгалтерского учета любой промышленной организации является, несомненно, учет затрат на оплату труда. Заметим, что для работника и для работодателя труд и его оплата имеют разные цели и значение. Для работника организации это основная статья дохода, а для работодателя это затраты, связанные с производством продукции. Как показывает наша консультационная практика, трудности при учете оплаты труда возникают у бухгалтеров достаточно часто, поэтому на этой статье следует остановиться подробно.

Состав расходов на оплату труда, принимаемых в целях налогообложения, определен статьей 255 НК РФ.

В расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

К расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли, в частности, относятся:

— суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии с принятыми у налогоплательщика формами и системами оплаты труда;

— начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели;

— начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— стоимость бесплатно предоставляемых работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации коммунальных услуг, питания и продуктов, предоставляемого работникам налогоплательщика в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком бесплатного жилья (суммы денежной компенсации за непредоставление бесплатного жилья, коммунальных и иных подобных услуг);

— расходы на приобретение (изготовление) выдаваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации работникам бесплатно либо продаваемых работникам по пониженным ценам форменной одежды и обмундирования (в части стоимости, не компенсируемой работниками), которые остаются в личном постоянном пользовании работников. В таком же порядке учитываются расходы на приобретение или изготовление организацией форменной одежды и обуви, которые свидетельствуют о принадлежности работников к данной организации.

Обратите внимание!

Федеральный закон от 6 июня 2005 года N 58-ФЗ несколько изменил с 1 января 2006 года данный пункт (в тексте НК РФ пункт 5) статьи 255 НК РФ. Напомним, что ранее данная норма позволяла в качестве расходов на оплату труда учесть только стоимость выдаваемых работникам бесплатно, в соответствии с законодательством Российской Федерации, предметов (включая форменную одежду, обмундирование), остающихся в личном постоянном пользовании (сумму льгот в связи с их продажей по пониженным ценам).

Новая редакция данного пункта фактически позволяет налогоплательщикам с 1 января 2006 года учесть при расчете налога на прибыль расходы, связанные с приобретением (изготовлением) не только форменной одежды, предусмотренной законодательством России, но и форменной одежды, ношение которой предусматривается правилами внутреннего распорядка организации. Как показывает деловая практика, организации достаточно часто несут такие расходы, стараясь в условиях рыночных отношений поддерживать соответствующий имидж и престиж фирмы. Одним из атрибутов, поддерживающих имидж фирмы, выступает именно форменная одежда.

Налоговые органы неоднократно в своих разъяснениях указывали на то, что налогоплательщик вправе учитывать для целей налогообложения расходы на форменную одежду и обувь только при условии, что законодательством России предусмотрено их обязательное применение работниками конкретно той профессии, для которой они приобретаются налогоплательщиком. В качестве примера можно привести письмо Минфина Российской Федерации от 21 января 2005 года N 03-03-01-04/1/18. Расходы на форменную одежду, выдача которой не предусмотрена законодательством, не принимались в расходы, учитываемые при налогообложении.

Обратите внимание, что, применяя новый порядок, с указанных сумм необходимо начислять ЕСН, так как не выполняется требование пункта 3 статьи 236 НК РФ.

Заметим, что в части стоимости форменной одежды и обмундирования, компенсируемой работником, у налогоплательщика имеется возможность учесть данную часть стоимости форменной одежды через расходы, установленные статьей 268 НК РФ как расходы по продаже прочего имущества.

Обратите внимание!

Расходы на приобретение или изготовление организацией форменной одежды и обуви, связанные с содержанием работников, должны быть в обязательном порядке предусмотрены в трудовых договорах (контрактах) и (или) коллективных договорах.

И еще одно… Форменная одежда и обувь должны в обязательном порядке, свидетельствовать о принадлежности работников к данной организации, о чем должно быть указано в документах, связанных с ее изготовлением. Однако в этом случае существует определенный налоговый риск: при нанесении на форменную одежду определенных знаков, свидетельствующих о том, что работник работает именно в данной фирме, так как сложно определить, где находится грань, отделяющая свидетельство о принадлежности работников к организации от расходов на иные виды рекламы. Напомним, что расходы на иные виды рекламы для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процент выручки от реализации.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 18 июля 1995 года N 108-ФЗ «О рекламе»:

«…реклама — распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний;

рекламодатель — юридическое или физическое лицо, являющееся источником рекламной информации для производства, размещения, последующего распространения рекламы».

Чтобы избежать последствий в виде возможного признания информации, размещенной на форменной одежде, рекламой, можно, например, закрепить в распоряжении по организации положение о том, что данная информация предназначена для определенного круга лиц, или получить заключение эксперта (производителя одежды или обуви), что данная информация не является рекламой;

— сумма начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого на время выполнения ими государственных и (или) общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде;

— расходы на оплату, сохраняемую работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством Российской Федерации, фактические расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории РФ и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) в порядке, предусмотренном действующим законодательством, — для организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов и в порядке, предусмотренном работодателем, — для иных организаций доплата несовершеннолетним за сокращенное рабочее время, расходы на оплату перерывов в работе матерей для кормления ребенка, а также расходы на оплату времени, связанного с прохождением медицинских осмотров;

— денежные компенсации за неиспользованный отпуск в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;

— начисления работникам, высвобождаемым в связи с реорганизацией или ликвидацией налогоплательщика, сокращением численности или штата работников налогоплательщика;

— единовременные вознаграждения за выслугу лет (надбавки за стаж работы по специальности) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе начисления по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в тяжелых природно-климатических условиях;

— надбавки за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах европейского Севера и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями;

— стоимость проезда по фактическим расходам и стоимость провоза багажа из расчета не более 5 тонн на семью по фактическим расходам, но не выше тарифов, предусмотренных для перевозок железнодорожным транспортом работнику организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (в случае отсутствия железной дороги указанные расходы принимаются в размере минимальной стоимости проезда на воздушном транспорте), и членам его семьи в случае переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора с работником по любым основаниям, в том числе в случае его смерти, за исключением увольнения за виновные действия.

Обратите внимание!

Вышеуказанный пункт (в тексте НК РФ пункт 12.1 статьи 255), вступивший в силу с 1 января 2006 года, также введен в налоговое законодательство Федеральным законом от 6 июня 2005 года N 58-ФЗ.

Заметим, что новая норма законодательства с 1 января 2006 года фактически приравнивает работников коммерческих организаций к работникам организаций, финансируемых из федерального бюджета. Напомним, что обязанность такой выплаты последним предусмотрена в статье 326 ТК РФ.

До 1 января 2006 года коммерческая организация не вправе была учесть подобные расходы для целей налогообложения, о чем, в частности, свидетельствует письмо Минфина Российской Федерации от 18 ноября 2002 года N 04-02-04/136.

Обращаем ваше внимание на то, что расходы, указанные в пункте 12.1 статьи 255 НК РФ, должны быть в обязательном порядке предусмотрены в трудовых договорах (контрактах) и (или) коллективных договорах. В связи с тем что в Трудовом кодексе нет четкого понятия, что понимается под «виновными действиями», организация должна отразить в трудовом договоре (контракте) и (или) коллективном договоре, что следует понимать под «виновными действиями работника».

Данные суммы подлежат обложению ЕСН на основании пункта 1 статьи 236 НК РФ;

— расходы на оплату труда, сохраняемую в соответствии с законодательством Российской Федерации на время учебных отпусков, предоставляемых работникам налогоплательщика, а также расходы на оплату проезда к месту учебы и обратно.

Обратите внимание!

Пункт 13 статьи 255 НК РФ также подвергся изменениям, внесенным Федеральным законом N 58-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2006 года. Напомним, что в старой редакции статьи 255 НК РФ в качестве расходов на оплату труда можно было учесть только расходы на оплату труда, сохраняемую в соответствии с законодательством России на время учебного отпуска, предоставляемого работнику. Обновленная редакция данного пункта позволяет в качестве расходов на оплату труда учесть и расходы на проезд к месту учебы и обратно.

В новой редакции пункта 13 законодателем допущена некоторая неточность, в связи с чем при учете расходов на оплату проезда у налогоплательщика может возникнуть спорная ситуация с налоговым органом. Прописывая данную норму, законодатели, скорее всего, имели в виду, что учесть в целях налогообложения можно расходы на оплату проезда к месту учебы и обратно, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Напомним, что данные расходы предусмотрены статьями 173 и 174 ТК РФ:

«Статья 173

Работникам, обучающимся по заочной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования, один раз в учебном году работодатель оплачивает проезд к месту нахождения соответствующего учебного заведения и обратно.

Статья 174

Работникам, обучающимся по заочной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального образования, один раз в учебном году работодатель оплачивает проезд к месту нахождения указанного образовательного учреждения и обратно в размере 50 процентов стоимости проезда».

В том случае, если трудовым договором (контрактом) и (или) коллективным договором предусмотрено, что суммы расходов по оплате проезда превышают суммы, предусмотренные ТК РФ, учесть суммы превышения можно будет на основании пункта 25 статьи 255 НК РФ (другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренные трудовым и (или) коллективным договором). Ведь текст пункта 13 содержит требование о соответствии законодательству расходов, касающихся именно оплаты учебных отпусков;

— расходы на оплату труда за время вынужденного прогула или время выполнения нижеоплачиваемой работы в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

— расходы на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленную законодательством Российской Федерации;

— суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного страхования, а также суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации.

В случаях добровольного страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) указанные суммы относятся к расходам на оплату труда по договорам:

— долгосрочного страхования жизни, если такие договоры заключаются на срок не менее пяти лет и в течение этих пяти лет не предусматривают страховых выплат, в том числе в виде рент и (или) аннуитетов (за исключением страховой выплаты, предусмотренной в случае наступления смерти застрахованного лица), в пользу застрахованного лица;

— негосударственного пенсионного обеспечения при условии применения пенсионной схемы, предусматривающей учет пенсионных взносов на именных счетах участников негосударственных пенсионных фондов, и (или) добровольного пенсионного страхования при достижении участником и (или) застрахованным лицом пенсионных оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, дающих право на установление пенсии по государственному пенсионному обеспечению и (или) трудовой пенсии, и в течение периода действия пенсионных оснований. При этом договоры негосударственного пенсионного обеспечения должны предусматривать выплату пенсий до исчерпания средств на именном счете участника, но в течение не менее пяти лет, а договоры добровольного пенсионного страхования — выплату пенсий пожизненно;

— добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников;

— добровольного личного страхования, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

Совокупная сумма платежей (взносов) работодателей, выплачиваемая по договорам долгосрочного страхования жизни работников, добровольного пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения работников, учитывается в целях налогообложения в размере, не превышающем 12 процентов от суммы расходов на оплату труда.

В случае изменения существенных условий договора и (или) сокращения срока действия договора долгосрочного страхования жизни, договора добровольного пенсионного страхования и (или) договора негосударственного пенсионного обеспечения или их расторжения взносы работодателя по таким договорам, ранее включенные в состав расходов, признаются подлежащими налогообложению с момента изменения существенных условий указанных договоров и (или) сокращения сроков действия этих договоров или их расторжения (за исключением случаев досрочного расторжения договора в связи с обстоятельствами непреодолимой силы, то есть чрезвычайными и непредотвратимыми обстоятельствами).

Взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 3 процентов от суммы расходов на оплату труда.

Взносы по договорам добровольного личного страхования, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного работника или утраты застрахованным работником трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей, включаются в состав расходов в размере, не превышающем десяти тысяч рублей в год на одного застрахованного работника.

При расчете предельных размеров платежей (взносов), исчисляемых в соответствии с настоящим подпунктом, в расходы на оплату труда не включаются суммы платежей (взносов), предусмотренные настоящим подпунктом;

— суммы, начисленные в размере тарифной ставки или оклада (при выполнении работ вахтовым методом), предусмотренные коллективными договорами, за дни нахождения в пути от места нахождения организации (пункта сбора) к месту работы и обратно, предусмотренные графиком работы на вахте, а также за дни задержки работников в пути по метеорологическим условиям;

— суммы, начисленные за выполненную работу физическим лицам, привлеченным для работы у налогоплательщика согласно специальным договорам на предоставление рабочей силы с государственными организациями;

— в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, начисления по основному месту работы рабочим, руководителям или специалистам налогоплательщика во время их обучения с отрывом от работы в системе повышения квалификации или переподготовки кадров;

— расходы на оплату труда работников-доноров за дни обследования, сдачи крови и отдыха, предоставляемые после каждого дня сдачи крови;

— расходы на оплату труда работников, не состоящих в штате организации-налогоплательщика, за выполнение ими работ по заключенным договорам гражданско-правового характера (включая договоры подряда), за исключением оплаты труда по договорам гражданско-правового характера, заключенным с индивидуальными предпринимателями;

— предусмотренные законодательством Российской Федерации начисления военнослужащим, проходящим военную службу в государственных унитарных организациях и в строительных организациях федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, и лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, предусмотренные федеральными законами, законами о статусе военнослужащих и об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;

— доплаты инвалидам, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

— расходы в виде отчислений в резерв на предстоящую оплату отпусков работникам и (или) в резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, осуществляемые в соответствии со статьей 324.1 НК РФ;

— другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором.

Формы и системы оплаты труда

Трудовой кодекс Российской Федерации (статья 129 ТК РФ) дает различные определения терминов «оплата труда» и «заработная плата»:

«Оплата труда — система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

Заработная плата — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера».

Как видно, понятие «оплата труда» значительно шире понятия «заработная плата». Оплата труда включает не только систему расчета заработной платы, но и используемые режимы, правила использования и документального оформления рабочего времени, используемые нормы труда, сроки выплаты заработной платы.

Системы оплаты труда, размеры окладов и отдельных выплат устанавливаются следующими нормативными документами (статья 135 Трудового кодекса РФ):

— в отношении работников организаций, финансируемых из бюджета, — соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами;

— в отношении работников организаций со смешанным финансированием (бюджетное финансирование и доходы от предпринимательской деятельности) — законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций;

— в отношении работников других организаций — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, трудовыми договорами.

В настоящее время наиболее широкое применение в хозяйственной деятельности организаций нашли повременная, сдельная и комиссионная системы оплаты труда. Системы оплаты труда фирмы устанавливают самостоятельно. Помимо указанных выше, могут быть предусмотрены и иные системы оплаты труда.

Согласно статье 131 Трудового кодекса РФ выплата заработной платы производится в денежной форме и обязательно в рублях.

Вместе с этими условиями коллективного или непосредственно трудового договора может быть предусмотрена и иная (неденежная) форма выплаты заработной платы, не противоречащая действующему законодательству Российской Федерации и международным договорам Российской Федерации. Условиями данных договоров в соответствии со статьей 136 Трудового кодекса РФ должны быть установлены также место и сроки выплаты заработной платы в неденежной форме.

Обратите внимание!

Иные (неденежные) формы оплаты труда могут применяться только с согласия самого работника, подтвержденного его письменным заявлением, а доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20% от общей суммы заработной платы.

Если же трудовой коллектив или отдельные работники отказываются от получения причитающейся им заработной платы в натуральной форме (в том числе из-за недовольства предлагаемым ассортиментом товаров), то работодатель обязан предпринять меры по выплате заработной платы денежными средствами или изменить ассортимент предлагаемых товаров, на получение которых в счет заработной платы работники могут согласиться.

Статьей 131 Трудового кодекса РФ установлены ограничения на выплату заработной платы в виде спиртных напитков, наркотических, токсических, ядовитых и вредных веществ, оружия, боеприпасов и других предметов, если существуют запреты или ограничения на их свободный оборот.

Компенсации и льготы за вредные условия труда

Некоторые виды производств в организациях военно-промышленного комплекса содержат операции, выполняя которые работник подвергает свое здоровье воздействию вредных факторов: физических, химических, биологических или каких-то иных. Поэтому таким работникам, занятым в тяжелых и вредных производствах, трудовое законодательство предоставляет определенные льготы и компенсации. К ним относятся различные виды дополнительных денежных выплат, дополнительные отпуска, выдача бесплатного питания, спецодежды и так далее.

Мы уже отметили, что льготы и компенсации предусмотрены положениями Трудового кодекса РФ.

Обратите внимание!

Согласно статье 147 Трудового кодекса РФ перечень тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда должен быть определен Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Однако этот перечень не установлен до сих пор. До его утверждения производственные промышленные организации имеют право использовать:

— Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР от 25 октября 1974 года N 298/П-22. Инструкция по его применению утверждена Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 21 ноября 1975 года N 273/П-20 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Списка производств цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день»;

— Постановление Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;

— Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2000 года N 162 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин».

Сокращенный рабочий день

В соответствии со статьей 92 Трудового кодекса РФ продолжительность нормального рабочего времени для работников, занятых на вредных производствах, сокращается на 4 часа в неделю. Эта льгота в отношении, например, организаций ВПК распространяется на следующие категории работников:

— вальцовщиков стана горячей прокатки, занятых на прокатке тонколистовой стали с подмусориванием;

— уборщиков в литейных цехах, занятых обслуживанием конвейеров по уборке горелой земли в туннелях литейных цехов;

— чистильщиков металла, отливок, изделий и деталей, занятых очисткой сухим песком и металлическими опилками.

При производстве магниевых сплавов с применением фтористых присадок сокращенный рабочий день распространяется на:

— пирометристов, непосредственно занятых контролем расплавленного металла;

— рабочих, постоянно занятых на работах в плавильных, заливочных и выбивных отделениях литейных цехов;

— составителей фтористых присадок;

— стерженщиков и формовщиков машинной и ручной формовки, работающих в общем зале, где производится заливка металла.

Причем в этом производстве аналогичная льгота предусмотрена и для сменных мастеров плавильного, заливочного и выбивного отделений литейных цехов.

В термическом производстве сокращенный рабочий день предусмотрен для нейтрализаторщиков цианистых растворов, постоянно занятых нейтрализацией отходов производства, содержащих цианистые соединения, термистов, занятых на свинцовых и цианистых ваннах.

В производствах, связанных с покрытием и эмалированием металлов, сокращенный рабочий день предусмотрен для металлизаторов, выполняющих трудовые обязанности при работе с медью и ее сплавами, свинцом, кадмием и цинком.

Повышенная оплата труда

В соответствии со статьей 146 Трудового кодекса РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере.

В соответствии со статьей 147 Трудового кодекса РФ оплата труда работников устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), предусмотренными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.

Размеры и порядок выплаты компенсаций за работу, связанную с тяжелыми и вредными условиями труда, устанавливаются Правительством РФ. Кроме того, такие компенсации должны быть предусмотрены в коллективном и в трудовых договорах, на это указывает статья 219 Трудового кодекса РФ.

До тех пор пока Правительством не установлены размеры компенсаций, организации военно-промышленного комплекса вправе руководствоваться отраслевыми перечнями указанных работ, утвержденными Постановлениями Госкомтруда СССР и ВЦСПС.

Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда, утверждено Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 3 октября 1986 года N 387/22-78.

Конкретные размеры повышенной заработной платы устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников либо коллективным договором, трудовым договором.

В отношении налогообложения НДФЛ и ЕСН данных сумм следует обратить внимание, что они не относятся в состав компенсационных выплат, а приравниваются к суммам на оплату труда. Поэтому исчисление налога на доходы физических лиц и ЕСН производится в обычном порядке.

Льготное пенсионное обеспечение

Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» утверждены Списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение.

Согласно Постановлению Министерства труда Российской Федерации от 23 октября 1992 года N 26:

«Рабочим и специалистам военных представительств, непосредственно занятым на предприятиях полный рабочий день пооперационным контролем и испытанием военной техники, пенсии на льготных условиях назначаются по соответствующим разделам и подразделам Списков N 1 и 2 наравне с работниками ОТК (отделов технического контроля), занятыми на аналогичных работах».

——————————————————————