Когда беда от труда

(Бахнов М. С.)

(«Трудовое право», 2006, N 9)

«КОГДА БЕДА ОТ ТРУДА»

М. С. БАХНОВ

Бахнов М. С., главный редактор журнала «Трудовое право».

Безопасность труда — это не только сохранение жизни и здоровья работника, но и возможность для него эффективно выполнять свои трудовые функции.

С распадом отечественной экономической системы, по сути, ушли в значительной степени в небытие и профсоюз, и система охраны труда. Работник остался один на один со своим работодателем.

Все чаще и чаще перед работниками на производстве встают жизненно важные вопросы: можно ли и как сегодня в рыночных отношениях отстоять свои права на нормальный труд и не попасть под увольнение; как защититься от произвола не в меру ретивого начальника; что такое идеальное место работы; сколько квадратных метров положено каждому работнику и другие насущные вопросы.

К сожалению, следует признать, что руководители вновь создаваемых предприятий, как правило, не владеют соответствующими знаниями, опытом по вопросам обеспечения здоровых и безопасных условий для труда персонала. Поэтому так велика доля рабочих мест, не отвечающих гигиеническим нормативам по уровню шума, вибрации, микроклимату, освещенности.

Каждое четвертое предприятие России относится к опасным для здоровья работающих.

В промышленности, строительстве, на транспорте в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, трудится более одного миллиона женщин.

Хуже всего ситуация на средних и малых предприятиях. Здесь вовсе неохотно вкладываются средства в создание оптимальных условий труда, так как затраты на их улучшение влияют на себестоимость продукции. На предприятиях малого и среднего бизнеса часто в нарушение всех законодательных актов увеличивают продолжительность рабочего дня и рабочей недели, отсутствуют регламентированные перерывы, допускается сверхнормативный подъем и перенос тяжестей.

Размеры беды от таких условий труда уходят на задний план еще и потому, что работники все реже обращаются за медицинской помощью. Но не потому, что меньше болеют, а потому, что боятся потерять работу. До сих пор нет настоящего спроса с работодателей за условия, в которых трудятся люди. За несвоевременную, некачественную поставку продукции спросить могут строго, а за то, что изготовитель этой самой продукции становится инвалидом в тридцать лет, за то, что женщины не могут родить здорового ребенка, должного государственного спроса пока нет.

По мнению ряда специалистов, успешно работающих вот уже 15 лет на рынке средств индивидуальной защиты (СИЗ), более 20% случаев травматизма на производстве связано с неприменением или применением не соответствующих условиям работы СИЗ. Считается, что на обеспечение одного работника СИЗ в России тратится 60 дол. (в Европе этот показатель составляет 450 дол.). Однако ряд экспертов полагает, что отечественные работодатели занижают официальные расходы на СИЗ, чтобы не оплачивать их из прибыли. Дело в том, что на себестоимость, согласно российскому законодательству, можно относить СИЗ только в рамках специальных государственных нормативов. Получается парадоксальная ситуация: реальная защита работника зависит от доброй воли работодателя.

В соответствии со ст. 213 Трудового кодекса РФ Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ 16 августа 2004 г. был утвержден порядок проведения медосмотров работающих на вредных работах. Частота проведения таких медосмотров теперь определяется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с работодателем исходя из конкретной ситуации, но не реже чем один раз в два года.

Документ важный, поскольку содержит конкретные перечни опасных производственных факторов, а также вредных для здоровья работ, при допуске к которым проводятся предварительные и периодические медосмотры. Он направлен в первую очередь на профилактику профзаболеваний.

По наблюдению независимых экспертов, одна из причин распространения трудовых недугов в России — их поздняя диагностика. Во всяком случае, по статистике, 37% случаев профзаболеваний регистрируются, уже когда у работника наступает стадия утраты трудоспособности.

Профилактика профзаболеваний, уточнили в Министерстве здравоохранения и социального развития РФ, должна осуществляться за счет работодателей, которые обязаны заключать договоры на медосмотры своих работников со специализированными медицинскими учреждениями. Работодателям сегодня выгодно следить за здоровьем работников. Ведь, если на предприятии работают больные люди, работодатель платит в Фонд социального страхования (ФСС) повышенные отчисления. Следует подчеркнуть, что необходимо заботиться о своем здоровье и самим работникам. По нынешнему законодательству, в случае выявления профзаболевания работнику компенсирует расходы на лечение не работодатель, а государство в лице ФСС. Поэтому работникам не следует скрывать болезнь из-за страха лишиться средств к существованию. Пособие по инвалидности теперь тоже назначает ФСС.

Лидерство в профзаболеваниях удерживают поражения органов слуха и дыхания, вибрационная болезнь и силикоз (особенно на предприятиях тяжелого машиностроения, текстильной промышленности). По прогнозу Минэкономразвития, в ближайшие 10 — 15 лет численность работающего населения сократится более чем на 10 млн. человек. Все дело в том, что если на крупных заводах сегодня действительно следят за здоровьем своих работников, то руководители малых и средних предприятий до сих пор уклоняются от медосмотров занятых на их производстве работников. И это в то время, когда на состоявшемся 16 марта 2006 г. в Совете Федерации российско-канадском семинаре прозвучали данные о том, что по показателям здоровья населения Россия занимает 127-е место, уступая не только европейским странам, но и государствам Латинской Америки.

Необходимо введение еще более жесткой ответственности работодателей за здоровье своих работников, создание безопасных и безвредных условий труда, совершенствование обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве.

По словам заместителя председателя Комитета по охране здоровья Государственной Думы Николая Герасименко, выступившего 27 июня 2006 г. на круглом столе в Торгово-промышленной палате РФ, «Россия — единственная страна, где практически никто не ведет здоровый образ жизни. Так, курят 65% мужчин и 25% женщин, злоупотребляют алкоголем 70% мужчин и 47% женщин, повышенный вес имеют 20% мужчин и 25% женщин, вообще не занимаются спортом 90% всего взрослого населения страны» («Российская газета» N 137 (4103) от 28 июня 2006 г.).

По западной статистике, 38% европейцев испытывают постоянный стресс от работы, в том числе от дискомфортных условий труда. На лечение от стрессов Старый Свет тратит ежегодно 20 млрд. евро. А что у нас?

К сожалению, полной статистики заболеваний, спровоцированных стрессами на рабочем месте, в Российской Федерации нет. Однако есть другая любопытная статистика. По смертности у нас лидируют, как и везде в мире, сердечно-сосудистые заболевания. А вот на втором месте не онкология, как в ведущих странах мира, а смерть от неестественных причин, т. е. от производственных травм, острых отравлений и т. д.

В СССР трудящихся худо-бедно, но защищал профсоюз. Сегодня вроде бы это должен делать санэпиднадзор. Но согласно законодательству он может проводить проверки только раз в три года. А даже если кто-то из работников предприятия пожалуется в санэпиднадзор на неблагоприятные условия труда, у руководителя есть возможность проигнорировать такую справедливую жалобу: ибо для внеплановой проверки необходимо получить специальное разрешение вышестоящего органа. Кроме того, теперь инспектор не имеет права нагрянуть внезапно. Он обязан заранее сообщить руководителю предприятия о своем визите. Причем проверять можно только конкретную жалобу или факт. В стране потерян контроль за условиями труда на многих предприятиях, и что особо тревожит — пищевой промышленности. Здесь условия труда напрямую влияют на качество продуктов, которыми мы питаемся.

Необходимо прямо констатировать: сегодня никакие проверки практически не изменяют ситуацию, даже если выявлены серьезные нарушения условий труда. Удается их устранить — хорошо. Если нет — люди продолжают работать.

Все рабочие места должны проходить аттестацию. И ее проводят. Но попробуйте найти оценку «неаттестовано». Ее просто не ставят, даже если условия труда не отвечают нормам.

Наша беда и в том, что срок работы во вредных условиях жестко не ограничен. То есть, выработав стаж по вредности, работник продолжает трудиться в тех же условиях. На Западе подобное просто невозможно. Там работник, отдавший вредному производству часть жизни, получает после ухода из него солидное пособие. Более того, его могут бесплатно обучить другой профессии.

Конечно, у работников есть право в соответствии с гл. 57 (ст. 353 — 364) Трудового кодекса РФ обратиться в органы государственной инспекции труда, суды и прокуратуру, где им помогут отстоять свои права на нормальные, безопасные для здоровья условия труда. Но почему так крайне редки обращения в эти органы? А потому, что у работодателей есть свои приемы, которые позволяют, формально не нарушая законодательство, избавиться от таких неугодных им «жалобщиков». Например, подвести под сокращение штата. Проще всего от таких работников руководители избавляются, заключая и довольно срочные договоры на полгода — год. Это время пролетает быстро, и искатель правды в конце срока получает трудовую книжку, конвертик с пожеланиями удачи. И на этом все юридические формальности заканчиваются в подобных случаях.

Сейчас, когда многие предприятия развалились и безработица стала суровой реальностью, люди за более или менее разумные деньги готовы работать в любых условиях, даже вредных.

По данным проведенного ГНУ социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского обследования работников-газовиков на севере России, которые трудятся вахтовым методом, выяснилось, что «вахта» — а именно на нее сегодня делают ставку многие предприниматели — вызывает более чем у 90% работающих вахтовым методом психические расстройства. Они, конечно, не могут полноценно работать, у них резко повышается опасность труда.

Сегодня стало модным пространно рассуждать о социальной ответственности бизнеса. Чуть ли не с умилением пишут и сообщают на различных конференциях, семинарах, совещаниях о фактах, когда бизнес вкладывает какие-то средства в проведение мероприятий по улучшению условий труда, и в основном это касается крупнейших предприятий. Но следует открыто сказать, что достаточно еще в стране работодателей, которые к работникам продолжают относиться примерно так, как к запасам нефти и газа. Они что, неисчерпаемы? Разве не предельно ясно, что неблагоприятную демографическую ситуацию невозможно, непростительно игнорировать! Рабочую силу, здоровье работников России необходимо беречь. Это должны хорошо уяснить прежде всего руководители коммерческих предприятий. Нельзя жить только сегодняшним днем.

——————————————————————