Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства

(Корнийчук Г. А.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ

ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 6 октября 2006 года

Г. А. КОРНИЙЧУК

Корнийчук Галина Александровна — специалист по финансовому, налоговому, трудовому праву. Является юрисконсультом компании «Юридическая консультация».

В статье «Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства» представлен перечень органов, имеющих право контролировать соблюдение работодателями трудового законодательства, а также круг вопросов, которые они вправе проверить. Приведен перечень типичных нарушений и тематика проверок. Рассмотрены вопросы привлечения работодателя к административной ответственности. Учтены изменения в ТК РФ, вступившие в силу с 06.10.2006.

Вопросы государственного надзора и контроля за соблюдением всеми работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, регулируются Трудовым кодексом РФ (глава 57). Функции государственного контроля и надзора возложены на федеральную инспекцию труда.

В соответствии со ст. 370 ТК РФ профессиональные союзы имеют право создавать технические инспекции труда, которые осуществляют надзор за соблюдением требований по охране труда.

Кроме этого, существуют специальные органы (системы органов) — федеральные надзоры, осуществляющие государственный надзор за безопасным ведением работ в различных отраслях промышленности и сферах деятельности. К ним, например, относятся:

1) федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Она является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраны недр, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии, безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей) и т. д.

2) государственная санитарно-эпидемиологическая служба, которая представляет собой единую федеральную централизованную систему органов и учреждений (ст. 46 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

Федеральная инспекция труда осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Дополнительной гарантией защиты прав социально незащищенных слоев явилось введение с 06.10.2006 в ст. 356 ТК РФ дополнительного направления контроля, а именно контроль за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей.

Полномочия органов федеральной инспекции труда конкретизированы в Положении о федеральной инспекции труда, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2000 N 78.

Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации. Руководители государственных инспекций труда — главные государственные инспекторы труда назначаются на должность и освобождаются от должности главным государственным инспектором труда Российской Федерации.

Органы федеральной инспекции труда включают в себя государственные инспекции труда республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов и городов, составляющие единую централизованную систему государственных органов.

1. Основные права государственных инспекторов труда

Права и обязанности государственных инспекторов труда установлены статьями 357 — 358 Трудового кодекса РФ (в ред. ФЗ N 90-ФЗ), а также отражены в Положении о федеральной инспекции труда, которое разделяет полномочия правовых инспекторов и инспекторов по охране труда. Полномочия конкретного государственного инспектора зависят от компетенции соответствующего органа федеральной инспекции труда.

Права государственных инспекторов труда (правовых и по охране труда) можно разделить на несколько групп.

Прежде всего, это права, позволяющие выявлять факты нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, работодателями и их представителями. К ним относятся права:

1) в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц;

2) запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

3) изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт.

Вторая группа прав связана с реализацией властных полномочий, направленных на пресечение нарушений и восстановление нарушенных прав. К ним относятся права:

1) расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

2) предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

3) направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

4) выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

5) запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в том числе требованиям технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Третья группа прав связана с осуществлением предупредительного надзора и контроля. Государственные инспекторы выдают разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий; выдают заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов.

Помимо этого, государственные инспекторы участвуют в расследовании несчастных случаев на производстве, когда это предусмотрено законодательством. Например, в расследовании группового несчастного случая, тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом (ст. 229 ТК РФ).

ТК РФ предоставляет государственным инспекторам и право выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

В соответствии с возложенными на них задачами органы федеральной инспекции труда реализуют следующие основные полномочия:

1) осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением в организациях трудового законодательства посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных к ответственности;

2) анализируют обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимают меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

3) осуществляют рассмотрение дел об административных правонарушениях;

4) направляют информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;

5) проводят предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного назначения, вводом их в эксплуатацию в целях предотвращения отступлений от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих их безопасность;

6) осуществляют надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

7) участвуют в установленном порядке в разработке государственных стандартов по безопасности труда;

8) ведут прием и рассматривают заявления, письма, жалобы и иные обращения работников о нарушениях их трудовых прав, принимают меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;

9) готовят и публикуют ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляют их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации.

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Трудовые инспекторы обязаны хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей должности, считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.

Государственные инспекторы труда при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и подчиняются только закону.

2. Порядок инспектирования работодателей

Порядок проведения проверок работодателей должностными лицами федеральной инспекции труда установлен статьей 360 ТК РФ и определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, ТК РФ, иными федеральными законами, а также решениями Правительства РФ. К международным актам, регулирующим порядок инспектирования организаций, относится Конвенция Международной организации труда N 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (1947 г.) и Протокол 1995 г. к этой Конвенции — ратифицированы Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. N 58-ФЗ.

Государственные инспекторы труда в целях осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства инспектируют любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц).

Государственные инспекторы труда имеют удостоверения установленного образца, а также личный штамп (печать) с указанием фамилии и наименования инспекции, которую они представляют. При инспекционной проверке государственный инспектор труда может уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя, если только не считает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля (ст. 360 ТК РФ).

Организации Вооруженных Сил Российской Федерации, органы безопасности, органы внутренних дел, Государственная противопожарная служба, другие правоохранительные органы, исправительные учреждения, организации атомной и оборонной промышленности и другие подлежат инспекционным проверкам с особым порядком их проведения, который предусматривает:

1) доступ для государственных инспекторов труда, получивших заблаговременно соответствующий допуск;

2) проведение проверок в назначенное время;

3) ограничение на проведение проверок во время маневров или учений, объявленных периодов напряженности, боевых действий.

Порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда подпадает под действие Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Перед началом проверки должен быть издан соответствующий приказ, который предъявляется руководителю организации (индивидуальному предпринимателю) вместе со служебным удостоверением государственного инспектора. Плановые проверки должны проходить не более чем один раз в два года. Если компания — малое предприятие, контролеры не могут проверять ее первые три года с момента государственной регистрации.

Контролеры обязаны фиксировать даты проверок в журнале учета мероприятий по контролю. Фирмы и предприниматели заводят его самостоятельно. Записи в таком журнале делают проверяющие. Требования к его оформлению установлены ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ. Официальной формы журнала не существует. Однако в некоторых регионах утверждены рекомендуемые формы. Вести такой журнал необязательно. Если организация или коммерсант не делают этого, их не оштрафуют. Факт отсутствия журнала контролеры занесут в акт, который они составят по результатам проверки.

Обычно о плановой проверке инспекторы предупреждают организацию за день-два до ее начала. Но контролеры могут явиться и без предупреждения, если посчитают, что компания успеет замести следы, в противном случае результаты мероприятия будут неэффективными.

Плановая проверка может быть комплексной. В этом случае инспектор смотрит, как в организации соблюдается трудовое законодательство в целом. Под углубленную проверку попадут выбранные разделы трудового законодательства. Это может быть, например, оплата труда.

Внеплановые проверки проводятся с целью контроля исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, а также в случаях:

1) получения информации о возникновении аварийных ситуаций, о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

2) возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;

3) когда сотрудники, партнеры или клиенты подают жалобу на компанию, утверждая, что их права и законные интересы были нарушены из-за действий (или бездействия) конкретной фирмы. Но обвинения не могут быть голословными, заявители обязаны подтвердить их документами или другими наглядными доказательствами.

Иногда причиной, по которой контролеры появляются в офисе фирмы, служит информация, полученная из ИФНС или внебюджетных фондов. В таких случаях трудовые инспекторы могут прийти в организацию вместе с сотрудниками этих ведомств: налоговыми инспекторами или, например, проверяющими Соцстраха.

«Сигналы» от бывших работников не редкость. Практика показывает, что в 90 процентах случаев трудовые инспекторы приходят с проверкой по жалобе работника, которого фирма чем-то «обидела». На такие жалобы трудовые инспекторы реагирует немедленно, не предупреждая руководство компании о предстоящем визите, они не вправе сообщать работодателю, кто именно на него пожаловался (ст. 358 ТК РФ). Они вправе делать это до тех пор, пока заявитель письменно не подтвердит намерение раскрыть свою личность.

Мероприятия по внеплановым проверкам могут проводиться также только по мотивированному решению руководителя региональной инспекции труда или его заместителя. В решении о проверке обязательно должны быть указаны причины и сроки внеплановой проверки.

Придя в организацию, контролеры обязаны показать свои служебные удостоверения и распоряжение о проведении проверки. Если проверяющие не предъявили эти бумаги, их можно не впускать.

Как правило, проверку проводит один инспектор. В случае если в организацию пришло несколько человек, обязательно необходимо выяснить, все ли они указаны в распоряжении. Проверять фирму может только тот инспектор, чья фамилия содержится в этом документе. Контролерам, которые не указаны в распоряжении, можно отказать в проходе на территорию компании.

Также не лишним будет позвонить в трудовую инспекцию и выяснить, действительно ли проверяющие были направлены в компанию. В последнее время участились случаи, когда под видом трудовых инспекторов в фирмы наведывались лжеконтролеры или бывшие сотрудники инспекции, утратившие полномочия. Поэтому полезно сделать ксерокопии всех предъявленных инспекторами документов. Если по каким-то причинам это невозможно, нужно хотя бы записать данные проверяющих.

Если с документами контролеров все в порядке, проверяющих следует впустить. В противном случае трудовой инспектор вернется уже с милицией или представителем прокуратуры. А сотрудника, не впустившего контролеров, могут и оштрафовать.

Во время проверки нужно обращать внимание на вопросы, которые задают инспекторы. Допустим, что в предписании указан предмет проверки — правильность расчета компенсаций при увольнении. В этом случае контролеры не вправе проверять, соблюдает ли фирма нормы охраны труда (ст. 8 Закона N 134-ФЗ).

В общем случае продолжительность ревизии не должна превышать один месяц. Если контролерам требуется выполнить дополнительные процедуры, например экспертизу, срок проверки могут продлить также не более чем на месяц.

Работодатели должны знать, что при проведении мероприятий по контролю должностные лица органов государственной инспекции труда не вправе:

1) проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции данного органа;

2) осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;

3) требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки.

У инспекторов есть не только права, но и обязанности. Они перечислены в ст. 11 Закона N 134-ФЗ. Контролеры должны:

1) соблюдать законные интересы фирм и коммерсантов;

2) позволять представителям компании присутствовать при проведении ревизии, а также давать разъяснения по вопросам, которые относятся к проверке;

3) сообщать руководителю фирмы или его представителю необходимые им данные о проверке (за исключением сведений о том, кто подал жалобу и спровоцировал ревизию);

4) наказывать виновных в случае, если обнаружили нарушения.

3. Что обычно проверяют?

В первую очередь трудовые инспекторы запросят учредительные документы организации. Затем им понадобится кадровая документация. Контролеров будет интересовать, заключены ли трудовые договоры с работниками, ведет ли фирма учет трудовых книжек и вкладышей к ним, где и как их хранят. Также проверяющие сверят записи в трудовых книжках с приказами о приеме в компанию, о назначении на новую должность или переводе на другую работу. Индивидуальные предприниматели обязаны вести трудовые книжки на своих работников только с 06.10.2006 (в ред. Закона N 90-ФЗ). Однако в письме Минздравсоцразвития РФ от 30.08.2006 N 5140-17 разъяснено, что, поскольку законодатель не утвердил переходных положений относительно порядка ведения трудовых книжек работников, уже работающих у индивидуальных предпринимателей на момент вступления в силу Федерального закона N 90-ФЗ, в трудовую книжку работника в этом случае следует внести запись о приеме на работу работника со дня начала работы у данного индивидуального предпринимателя, поскольку это в интересах работника.

Учет труда и заработной платы в организации основывается на первичных документах, формируемых в конкретной организации.

В этот перечень входят следующие документы:

1) структура и штатное расписание организации;

2) правила внутреннего трудового распорядка;

3) положение о персонале;

4) положение о кадровой службе;

5) положения о структурных подразделениях;

6) должностные инструкции;

7) положение об аттестационной комиссии;

8) личные дела работников;

9) личные дела уволенных работников;

10) приказы по личному составу и по отпускам;

11) приказы по основной деятельности;

12) трудовые договоры;

13) книга учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним;

14) книга регистрации приказов (по личному составу, по отпускам);

15) трудовые книжки работников;

16) личные карточки работников формы Т-2;

17) договоры о материальной ответственности;

18) перечень сведений, составляющих коммерческую тайну организации;

19) табели учета рабочего времени;

20) графики отпусков;

21) листки временной нетрудоспособности;

22) номенклатура дел;

23) и другие внутренние документы организации.

Инспекторы требуют, чтобы все документы кадрового учета были оформлены по унифицированным формам. Кроме того, контролеры могут потребовать не только кадровые, но и бухгалтерские документы. Например, проверяя сроки выплаты заработной платы, трудовые инспекторы вправе запросить платежную ведомость. Если же поводом проверки послужил несчастный случай, основное внимание ревизоры уделят документам по охране труда.

В зависимости от тематики проверки будут истребованы следующие документы:

Предмет проверки Какие требуют документы

Кадровый учет в Трудовые и коллективные договоры, приказы о приеме на

организации работу, о назначении на новую должность, приказы о

переводе на другую работу, личные карточки работников и

др.

Правильность Трудовые книжки, приходно-расходная книга по учету

ведения трудовых бланков «трудовых» и вкладышей к ним, книга учета

книжек движения трудовых книжек

Порядок увольнения Заявления и приказы об увольнении

работников

Соблюдение норм Инструкции по охране труда профессий, представители

охраны труда и которых работают в компании, а также журнал учета

правил техники инструктажа

безопасности

Соблюдение Правила внутреннего трудового распорядка, уставы и

трудового положения о трудовой дисциплине для разных категорий

распорядка в работников

организации

Сроки выплаты Правила внутреннего распорядка (в них указывают дату

зарплаты в выплаты зарплаты), платежная ведомость

организации

В состав кадровой документации входят следующие документы:

1) трудовой договор;

2) приказ (распоряжение) о приеме работника на работу (форма N Т-1);

3) личная карточка работника (форма N Т-2);

4) личная карточка государственного служащего (форма N Т-2ГС(МС));

5) штатное расписание (форма N Т-3);

6) учетная карточка научного, научно-педагогического работника (форма N Т-4);

7) приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу (форма N Т-5);

8) приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику (форма N Т-6);

9) график отпусков (форма N Т-7);

10) приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) (форма N Т-8);

11) приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку (форма N Т-9);

12) командировочное удостоверение (форма N Т-10);

13) служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении (форма N Т-10а);

14) приказ (распоряжение) о поощрении работника (форма N Т-11).

По учету использования рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда должны применяться следующие формы:

1) табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда (форма N Т-12);

2) табель учета рабочего времени (форма N Т-13);

3) расчетно-платежная ведомость (форма N Т-49);

4) расчетная ведомость (форма N Т-51);

5) платежная ведомость (форма N Т-53);

6) журнал регистрации платежных ведомостей (форма N Т-53а);

7) лицевой счет (форма N Т-54);

8) лицевой счет (свт) (форма N Т-54а);

9) записка-расчет о предоставлении отпуска работнику (форма N Т-60);

10) записка-расчет при прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) (форма N Т-61);

11) акт о приеме работ, выполненных по срочному трудовому договору, заключенному на время выполнения определенной работы (форма N Т-73).

Унифицированные формы первичной учетной документации по учету кадров распространяются на юридические лица всех организационно-правовых форм и форм собственности, а по учету рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда — на юридические лица всех организационно-правовых форм и форм собственности, кроме бюджетных учреждений.

4. Трудовые и гражданско-правовые отношения

При проверке правильности оформления трудовых отношений проверяющие обращают внимание на следующие моменты.

1. Зачислен ли работник, который работает по гражданско-правовому договору, в штат компании. Причина: к штатному персоналу относятся лишь сотрудники, которые работают по трудовому договору или по совместительству. Человек, с которым заключен договор подряда, в штат предприятия входить не должен.

2. Подчиняется ли работник правилам трудового распорядка. Причина: лицо, которое работает по гражданско-правовому договору, не выполняет установки внутреннего распорядка организации. Работник трудится в режиме, который определяет себе сам.

3. Обеспечивает ли фирма сотруднику, с которым заключен гражданско-правовой договор, условия труда, предусмотренные Трудовым кодексом РФ. Причина: подрядный рабочий самостоятельно организует свое рабочее место и обеспечивает условия труда.

4. Дает ли работодатель сотруднику, который работает по гражданско-правовому договору, гарантии, предусмотренные трудовым законодательством. Например, оплачиваются ли ему больничные. Причина: работнику, который трудится по договору подряда, не полагаются социальные гарантии.

Если проверяющие обнаружат, что сотрудники работают по гражданско-правовым договорам, но на условиях трудового контракта, то на выплаченные им суммы будет доначислена часть ЕСН, которая зачисляется в ФСС РФ. Кроме того, на руководителя будет наложен штраф за нарушение трудового законодательства.

В договоре гражданско-правового характера нельзя указывать должность работника. Например, вместо того, чтобы написать, что сотрудник выполняет обязанность бухгалтера, в договоре подряда нужно сказать, что исполнитель оказывает услуги по ведению бухгалтерского учета. Договор не должен содержать информации об обязанности работников соблюдать трудовой распорядок или выполнять требования руководителя. Не нужно прописывать условия оплаты труда, например, что работнику полагается должностной оклад, какие-либо надбавки. В договоре гражданско-правового характера не должно быть пунктов, которые предусматривают компенсации за вредные условия труда, социальные гарантии.

Подрядный работник не должен придерживаться режима труда и отдыха, который установлен на предприятии. Поэтому в договоре не надо прописывать условия, которые устанавливают порядок работы такого сотрудника.

5. Проверки выплаты заработной платы

ТК РФ жестко устанавливает только два основных требования в отношении заработной платы. Первое — заработная плата не может быть меньше, чем определенный федеральным законом минимальный размер оплаты труда. Второе — необходимо соблюдать определенную ТК РФ периодичность выплаты заработной платы.

Месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ). Федеральным законом от 29.12.2004 N 198-ФЗ установлено поэтапное повышение МРОТ. Так, с 1 мая 2006 года МРОТ составляет 1100 рублей в месяц.

При этом в величину МРОТ не включаются доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загряз нению, иные компенсационные и социальные выплаты.

Однако в настоящее время положение ТК РФ (ст. 133) об обязательном соответствии размера МРОТ величине прожиточного минимума трудоспособного человека носит чисто декларативный характер. Государство пытается решить проблему повышения МРОТ за счет бюджетов субъектов РФ, а также за счет средств коммерческих организаций.

Статья 136 ТК РФ гласит, что заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца, в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным договором, трудовым договором. При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня. Оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала.

При прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. При увольнении работодатель обязан выплатить работнику следующие суммы:

1) оплату за фактически отработанное в расчетном месяце время;

2) компенсацию за неиспользованный отпуск (при наличии таких обстоятельств);

3) выходное пособие (в том случае, если это предусмотрено законодательством, а также если предусмотрено коллективным или трудовым договором).

Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете (ст. 140 ТК РФ).

ТК РФ предусматривает каждые полмесяца выдавать работникам именно заработную плату, а не аванс с последующим окончательным расчетом. Табель учета рабочего времени (форма N Т-12 или N Т-13), утвержденный Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1, позволяет учитывать фактически отработанное время за первую половину месяца, а затем за вторую.

Вместе с тем требование трудового законодательства о выплате зарплаты два раза в месяц в период рыночной экономики далеко не всегда выполняется. Многие работодатели знают, что тем самым подвергают себя опасности быть привлеченными к административной ответственности.

Некоторые осторожные работодатели собирают заявления от работников об их добровольном отказе от получения заработной платы два раза в месяц. После чего с чистой совестью издают приказ по организации о выплате зарплаты один раз в месяц «по желанию трудящихся». Однако такой приказ будет признан контролирующими органами недействительным, поскольку он противоречит нормам ТК РФ. В соответствии со ст. 8 ТК РФ локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, являются недействительными.

6. Разоблачение «серых» зарплат

С 2006 г. все налоговые органы России в обязательном порядке начали бороться с зарплатами «в конвертах». Причем ФНС России поручила региональным ведомствам «обелить» зарплаты до прожиточного минимума. Для этого во многих субъектах РФ были созданы специальные межведомственные комиссии, в которые включены представители федеральной инспекции труда.

Система работы межведомственных комиссий достаточно проста. По годовой отчетности налоговики выявляют организации, где зарплата сотрудников ниже прожиточного минимума. А потом вызывают к себе на беседу руководителя и главного бухгалтера такой компании. Работодателя просят объяснить, почему он не может поднять оплату труда. Также на комиссии налоговики объясняют все отрицательные стороны теневых зарплат. Проще говоря — чиновники давят на психику работодателя и это дает эффект!

Развернутая в СМИ разъяснительная работа помогает формировать негативное общественное мнение в отношении зарплат «в конвертах». Обычные сотрудники организаций звонят по телефонам «горячей линии», чтобы их работодателей тоже вызвали на «ковер».

Однако законодательных оснований требовать от работодателей повышения зарплаты до прожиточного минимума у инспекторов нет. И они сами это прекрасно понимают. Вызывая работодателей, инспекторы пытаются решить проблему уговорами, а иногда и просто «наездами» и угрозами о том, что если повышения заработной платы не последует, то в ближайшее время в таких фирмах начнут проводиться проверки.

Чтобы не иметь дополнительных проблем, работодателям стоит заранее позаботиться о повышении уровня оплаты труда работников до прожиточного минимума.

7. Результаты проверки

Трудовое законодательство РФ обязывает работодателя документально оформлять отношения с работником, в частности: оформить трудовой договор (ст. 67 ТК РФ) и приказ о приеме на работу (ст. 68 ТК РФ), вести учет времени отработанного каждым работником (ст. 91 ТК РФ), ежегодно утверждать графики отпусков (ст. 123 ТК РФ) и т. п. Отсутствие таких документов, а также выявление других нарушений трудового законодательства может явиться основанием для привлечения работодателя к административной ответственности.

В то же время при исчислении ряда налогов затраты, связанные с производством, принимаются для уменьшения налоговой базы при условии их документального подтверждения. И если проверки соблюдения трудового законодательства не так уж часто проводятся, а штрафы за трудовые нарушения не столь велики, то небрежность в кадровом делопроизводстве может серьезно отразиться на финансовом благополучии организации и при налоговых проверках.

Общие требования к оформлению первичных документов предусмотрены в Законе о бухучете от 21.11.1996 N 129-ФЗ. За отсутствие первичных документов по учету труда и его оплаты (если на основании этих документов организация производит те или иные расходы, влияющие на формировании налоговой базы по налогу на прибыль, НДС, НДФЛ, ЕСН) организация может быть привлечена к налоговой ответственности в виде штрафа по статье 120 НК РФ за грубое нарушение правил учета (штраф может составлять более 15000 руб.). Такая ответственность возможна и при отсутствии занижения налоговой базы, и просто за отсутствие таких первичных документов, как: приказ о приеме, приказ о переводе, приказ о предоставлении отпуска, приказ об увольнении, приказ о направлении в командировку, командировочное удостоверение, служебное задание и отчет о его выполнении, табель учета рабочего времени, расчетно-платежная (расчетная) ведомость либо платежная ведомость, записка-расчет о предоставлении отпуска, записка-расчет при увольнении работника, акт о приемке работ, выполненных по срочному трудовому договору, заключенному для выполнения определенной работы.

Обнаружив недочеты, проверяющие отразят их в акте проверки и выдадут предписание об их устранении. Этот документ составляется в двух экземплярах. Первый из них, с копиями приложений (протоколы проведенных исследований и экспертиз, объяснения работников), получает работодатель. Второй остается у проверяющих.

Если руководители фирмы быстро устранят допущенные ошибки, инспекторы могут прекратить производство по делу. В противном случае контролеры привлекут руководителя и/или организацию к административной ответственности.

Ответственность за нарушение трудового законодательства установлена ст. ст. 5.7, 5.27 — 5.34, 5.39 Кодекса об административных правонарушениях.

Чаще всего инспекторы наказывают компанию по ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушения законодательства о труде и охране труда».

Заметим, что с августа 2005 г. наказание за нарушение трудового законодательства стало более жестким. Так, согласно ст. 5.27 КоАП РФ представителей администрации фирмы или индивидуального предпринимателя могут оштрафовать на сумму от 500 до 5000 руб. К администрации отнесут не только руководителя, но и его заместителя, главного бухгалтера и даже начальника отдела кадров. С последнего спросят за неправильное ведение кадрового учета. Если отпускные, пособия по временной нетрудоспособности или заработная плата были рассчитаны неправильно, отвечать будет уже главный бухгалтер. Руководителя же фирмы могут оштрафовать за все нарушения. Ведь именно он отвечает за все дела компании.

При выявлении серьезных нарушений могут оштрафовать и саму организацию на сумму от 30000 до 50000 руб.

Контролеры могут не только наложить штраф, но и приостановить деятельность фирмы-нарушителя на срок до 90 суток (п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ). В течение этого времени компания не сможет отгружать товары, выполнять работы или оказывать услуги. Однако такое наказание может назначить только суд. Если фирма или предприниматель досрочно устранят нарушения, фирме могут разрешить работать до истечения срока наказания. Для этого организации или коммерсанту нужно подать в суд соответствующее ходатайство.

Работодателям необходимо помнить, что проверяющие не вправе оштрафовать фирму, если с момента, когда они обнаружили нарушение, прошло больше двух месяцев (п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

Если инспекторы уже назначили в протоколе об административном правонарушении штраф, можно попытаться его снизить. Для этого нужно обратить внимание судей на смягчающие обстоятельства (п. 1 ст. 4.2 КоАП РФ). Одним из них может быть то, что сотрудник совершил нарушение из-за тяжелой жизненной ситуации. Суд также снизит размер санкций, если фирма провинилась в первый раз.

Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в судебном порядке. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в судебном порядке.

За противоправные действия или бездействие государственные инспекторы труда несут ответственность, установленную федеральными законами.

——————————————————————