Повышение квалификации аппарата мирового судьи — объективная необходимость и сложившаяся реальность

(Латышева Н. А.)

(«Мировой судья», 2006, N 12)

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ АППАРАТА МИРОВОГО СУДЬИ —

ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛОЖИВШАЯСЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Н. А. ЛАТЫШЕВА

Латышева Н. А., ведущий специалист Управления по организационному обеспечению деятельности мировых судей администрации Архангельской области.

Век живи — век учись. Григорий Ландау метко продолжил: «Вечно учиться, но не вечно получать уроки». Мир, окружающий нас, находится в постоянном развитии. Меняется правосознание людей, повышается уровень правовой культуры, возникают правовые деформации, коллизии правовых норм. Знания и навыки сотрудников, которые еще вчера устраивали работодателя, сегодня требуют корректировки и обновления. Государственная гражданская служба является профессиональной деятельностью, требующей для своего осуществления специальных познаний. Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с ростом требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.

Аппарат мирового судьи в Архангельской области, исходя из нагрузки по рассмотрению дел, сложившейся на судебном участке, состоит из трех — четырех специалистов. По итогам девяти месяцев текущего года среднемесячная нагрузка на мирового судью по Архангельской области составила 27 уголовных, 369 гражданских дел и 131 дело об административном правонарушении. Квалификационные требования в зависимости от должностного регламента имеют существенные различия — к уровню профессионального образования, к стажу работы по специальности, к профессиональным знаниям, видам и уровню навыков и умений.

Любой государственный гражданский служащий Архангельской области, в том числе и сотрудник аппарата мирового судьи, имеет право на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку один раз в три года в соответствии с действующим законодательством. Этому праву корреспондирует обязанность поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения всех требований по замещаемой должности.

Курсы повышения квалификации для работников судебной системы организованы в крупных городах Российской Федерации. Москва, Санкт-Петербург, Саратов, а также другие центры научно-правовой мысли успешно реализуют государственную политику в данной образовательной сфере. Но финансирование в рамках бюджета региона не позволяет направлять для прохождения 72-часового курса повышения квалификации необходимое количество государственных гражданских служащих. К достаточно дорогостоящей стоимости обучения прибавляются суммы на оплату проезда, проживание в гостинице во время учебы, а также оплата суточных командированным специалистам. По предварительным расчетам, на повышение квалификации сотрудников аппарата мирового судьи с выездом в соответствующие учебные заведения Российской Федерации необходимо более двух миллионов рублей ежегодно. Согласование и выделение такой суммы из-за дефицита местного бюджета, хронической недостаточности денежных средств не представляется возможным. Мировая юстиция в каждом субъекте Российской Федерации имеет свои особенности. «Дотационность» или «донорство» субъекта Российской Федерации в конечном итоге является определяющим фактором в формировании сметы расходов на обеспечение деятельности мировых судей, аппарата судебного участка.

Качество обучения на курсах повышения квалификации зависит от преподавательского состава. Обобщения, проводимые областным судом, а также надзорное и апелляционное производство позволяют формировать научно-практическую базу для проведения занятий со специалистами судебных участков. Поэтому лекторский состав, состоящий из председателей коллегий и судей областного суда — профессоров и кандидатов юридических наук, председателей районных судов, а также опытных практических работников, в том числе и мировых судей, профессиональных психологов, создал предпосылки для организации курсов повышения квалификации в Архангельской области.

Ведущим учебным центром получения профессионального образования на территории Архангельской области является Поморский государственный университет им. М. В. Ломоносова, где в числе прочих отраслей знаний происходит обучение студентов по специальности «Юриспруденция». Наличие лицензии и права выдавать документ государственного образца о повышении квалификации и профессиональной подготовки позволило Управлению по организационному обеспечению деятельности мировых судей администрации Архангельской области осуществить совместную деятельность в целях создания образовательной программы по 72-часовому курсу «Судебное делопроизводство на судебном участке мирового судьи», и реализовать ее в дальнейшем.

Одно из требований, предъявляемых к программе по повышению квалификации аппарата мирового судьи, — это применение активных методов обучения. Кроме того, очень важна обратная связь, то есть во время обучения должны иметь место вопросы не только преподавателя, но и слушателей. Для того чтобы реплики преподавателя были уместны и полезны, он должен «владеть ситуацией», понимать актуальные проблемы судопроизводства на судебных участках мировых судей.

Еще Исаак Ньютон размышлял, что при изучении наук примеры часто бывают полезнее правил.

Учебно-тематический план курсов построен по следующим направлениям.

Общетеоретические занятия.

1. Организация судебной системы в Российской Федерации и мировой юстиции в Архангельской области.

2. Реализация конституционного права граждан и организаций на судебное разрешение спора мировыми судьями.

3. Категории дел, подсудных мировым судьям. Динамика уменьшения или увеличения отдельных категорий дел на судебных участках мировых судей.

4. Аппарат мирового судьи. Особенности положения сотрудников аппарата мирового судьи как государственных гражданских служащих.

5. Характеристика и структура нормативных актов, которые необходимы в работе. Инструкция по судебному делопроизводству мирового судьи.

6. Этика поведения. Взаимоотношения с гражданами и организациями, мировым судьей, коллегами по работе.

Гражданско-правовое направление.

1. Задачи гражданского судопроизводства.

2. Подсудность исков, заявлений о выдаче судебного приказа.

3. Участники гражданского процесса.

4. Судебные расходы. Цена иска. Уплата государственной пошлины. Издержки, связанные с рассмотрением дела.

5. Исчисление процессуальных сроков.

6. Судебные извещения и вызовы.

7. Требования, предъявляемые к судебному приказу.

8. Форма и содержание искового заявления.

9. Подготовка дела к судебному разбирательству и его проведение.

10. Принятие решение суда.

11. Приостановление производства по делу.

12. Порядок заочного производства.

13. Апелляционное и надзорное производство.

Уголовно-правовое направление.

1. Принципы уголовного судопроизводства.

2. Категории уголовных дел, подсудных мировым судьям.

3. Участники уголовного судопроизводства.

4. Полномочия мирового судьи при рассмотрении уголовных дел частного обвинения. Актуальные вопросы правоприменительной практики.

5. Рассмотрение уголовных дел в особом порядке.

6. Рассмотрение уголовного дела в судебном заседании.

7. Постановление приговора.

8. Апелляционный и кассационный порядок рассмотрения уголовного дела.

9. Исполнение приговора. Производство по рассмотрению и разрешению вопросов, связанных с исполнением приговора.

Административно-правовое регулирование.

1. Административно-правовые отношения, особенности и характеристика.

2. Понятие административного правонарушения.

3. Производство по делам об административных правонарушениях на судебных участках мировых судей.

4. Участники административного производства.

5. Возбуждение дел об административных правонарушениях. Протокол об административном правонарушении. Органы, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях.

6. Рассмотрение дел об административных правонарушениях.

7. Пересмотр постановлений мировых судей по делам об административных правонарушениях.

8. Исполнительное производство по делам об административных правонарушениях.

Практические и семинарские занятия.

1. Работа с информационно-правовыми системами.

2. Составление статистических отчетов.

3. Заполнение учетно-статистических карточек.

4. Ведение журналов и нарядов на судебных участках.

5. Программное обеспечение персонального компьютера. Организация работы с оргтехникой. Основные характеристики настройки.

6. Русский язык: морфология и синтаксис.

7. Ведение деловой переписки: ответы на письменные обращения, составление запросов и организация контроля исполнения.

Почасовое регулирование учебно-тематического плана, отведенного для занятий по предложенным темам, составляет от одного до трех часов.

Первый опыт организации курсов повышения квалификации для специалистов судебных участков мировых судей Архангельской области состоялся в начале октября текущего года. Исключительно важным элементом организации явился четко поставленный текущий и итоговый контроль. Анкетирование слушателей показало безусловную важность и необходимость организации курсов повышения квалификации, выявило направления совершенствования программы. Одним из позитивных моментов являлась возможность общения и обмена опытом в процессе диалога на занятиях не только с преподавателями, но и с коллегами, которые были командированы для обучения из других судебных участков области. По итогам обучения данной группы специалистов членами аттестационной комиссии Управления по организационному обеспечению деятельности мировых судей была проведена аттестация. Ее результаты показали, что все служащие, прошедшие курсы повышения квалификации, соответствуют занимаемой должности. Некоторые из них были поставлены в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста, что является важным интегральным показателем, характеризующим уровень профессиональной компетентности. Тот, кому кажется, что он знает все, еще многому предстоит учиться, поэтому процесс самообразования должен происходить постоянно, а регулярные курсы повышения квалификации должны быть его промежуточными итогами.

——————————————————————