Особенности определения срока трудового договора с иностранным работником

(Щур-Труханович Л. В.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СРОКА ТРУДОВОГО ДОГОВОРА С ИНОСТРАННЫМ РАБОТНИКОМ

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 20 ноября 2006 года

Л. В. ЩУР-ТРУХАНОВИЧ

Щур-Труханович Л. В., главный редактор журнала «Кадры предприятия», канд. эконом. наук.

Условие о сроке трудового договора с работником — иностранным гражданином является одним из наиболее значимых условий трудового договора, поскольку трудовые отношения между работодателем и работником, не являющимся гражданином Российской Федерации, находятся в прямой зависимости от документов, дающих право этому гражданину находиться на территории Российской Федерации. Прежде чем приступить к анализу содержания данного условия трудового договора, необходимо определиться с терминологией, установленной законодательством о правовом положении иностранных граждан. Согласно статье 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. на 02.11.2004) под иностранным гражданином понимается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. В свою очередь лицом без гражданства называется физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Правовое положение обеих категорий неграждан Российской Федерации, в сущности, одинаково. И только в исключительных случаях для апатридов (лиц без гражданства) устанавливаются специальные правила, отличающиеся от тех, которые предусмотрены для иностранцев <*>. ——————————— <*> В связи с этим для обозначения неграждан Российской Федерации используется одно понятие — «иностранные граждане». И только в тех случаях, когда положение апатрида обусловливает совершение определенных действий, они выделены в тексте понятием «лица без гражданства».

Правила осуществления трудовой деятельности напрямую зависят от формы законного нахождения иностранного гражданина на территории Российской Федерации. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусматривает три формы: 1) временное пребывание. Временно пребывающим в Российской Федерации считается иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющий вида на жительство или разрешения на временное проживание; 2) временное проживание. Временно проживающим в Российской Федерации считается иностранный гражданин, получивший разрешение на временное проживание в Российской Федерации; 3) постоянное проживание. Постоянно проживающим в Российской Федерации считается иностранный гражданин, получивший вид на жительство. В трудовых отношениях с иностранным гражданином, временно пребывающим в Российской Федерации, документом, дающим право на пребывание в Российской Федерации и осуществление им трудовой деятельности, является виза (для граждан, въехавших в Российскую Федерацию в визовом порядке), а также разрешение на работу. Для вступающего в трудовые отношения иностранного гражданина, временно проживающего в Российской Федерации, документом, делающим легальным проживание и осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации, является разрешение на временное проживание, срок действия которого составляет 3 года. Наконец, легальностью проживания и осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина, постоянно проживающего в Российской Федерации, является вид на жительство, который первоначально выдается на срок 5 лет. Прекращение действия любого из этих документов (в связи с истечением срока или его аннулированием) делает невозможным продолжение трудовых отношений. Продолжение трудовых отношений также становится невозможным в случае прекращения действия разрешения работодателю на привлечение и использование иностранных работников. Рассмотрим основания аннулирования каждого из вышеперечисленных разрешительных документов.

Основания аннулирования разрешительных документов

Аннулирование разрешения на привлечение иностранных работников

Аннулирование выданного работодателю разрешения на привлечение и использование иностранных работников осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Если работодатель нарушил положения данного Федерального закона, федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами миграции, или его территориальный орган могут приостановить действие разрешения на привлечение и использование иностранных работников до устранения указанными лицами в установленный срок допущенных нарушений. О том, что действие разрешения приостановлено, работодатель извещается уведомлением, в котором указываются причины принятия органом, ведающим вопросами миграции, такого решения и устанавливается срок, в который работодатель должен устранить выявленные нарушения. После устранения нарушений работодатель направляет в орган, ведающий вопросами миграции, заявление или иной документ, в котором сообщает об устранении нарушений и просит отменить приостановление действия разрешения. По результатам рассмотрения данного обращения работодателя орган, ведающий вопросами миграции, принимает решение о возобновлении действия разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Если работодатель не устранил допущенные нарушения в установленный срок, разрешение на привлечение и использование иностранных работников, выданное работодателю, аннулируется. Разрешение в этом случае изымается. Трудовой договор между иностранным работником и данным работодателем прекращается. Однако же Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» оставляет за иностранным работником право заключить новый договор с другим работодателем на период, оставшийся до истечения срока действия разрешения на работу, при условии, что до истечения этого срока остается не менее 3 месяцев (пункт 13 статьи 18), и при наличии у нового работодателя разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Аннулирование разрешения на работу

Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» устанавливает исчерпывающий перечень оснований аннулирования разрешения на работу иностранного гражданина (табл. 1).

Таблица 1

Норма Основание Комментарий Федерального закона

1 2 3

Подпункт 1 Иностранный гражданин Решение об аннулировании пункта 9 выступает за разрешения по данному статьи 18 насильственное изменение основанию орган, ведающий основ конституционного вопросами миграции, строя Российской принимает на основании Федерации, иными собственных данных, действиями создает информации из органов угрозу безопасности безопасности, органов Российской Федерации внутренних дел и иных государственных органов

Подпункт 2 Иностранный гражданин Решение об аннулировании пункта 9 финансирует, планирует разрешения по данному статьи 18 террористические основанию орган, ведающий (экстремистские) акты, вопросами миграции, оказывает содействие в принимает на основании совершении таких актов собственных данных, или совершает их, а информации из органов равно иными действиями безопасности, органов поддерживает внутренних дел и иных террористическую государственных органов (экстремистскую) деятельность

Подпункт 3 В течение 5 лет, Преимущественно указанные пункта 9 предшествовавших дню обстоятельства статьи 18 подачи заявления о устанавливаются при выдаче разрешения на решении вопроса о выдаче работу, иностранный разрешения и являются гражданин подвергался основаниями для отказа в административному выдаче разрешения. выдворению за пределы Решение об аннулировании Российской Федерации разрешения по данному либо депортации основанию орган, ведающий вопросами миграции, принимает на основании собственных данных, информации из органов безопасности, органов внутренних дел и иных государственных органов

Подпункт 4 Иностранный гражданин Данные обстоятельства пункта 9 представил поддельные устанавливаются органом, статьи 18 или подложные документы ведающим вопросами либо сообщил о себе миграции, как при решении заведомо ложные сведения вопроса о выдаче разрешения, так и в течение действия разрешения. Решение об аннулировании разрешения по данному основанию орган, ведающий вопросами миграции, принимает на основании собственных данных, информации из органов безопасности, органов внутренних дел, налоговых органов, органов социального обеспечения и иных государственных органов. Информация о таких случаях также может исходить и от работодателя в рамках информирования органа, ведающего вопросами миграции, о нарушении иностранным работником условий трудового договора

Подпункт 5 Иностранный гражданин Преимущественно указанные пункта 9 осужден вступившим в обстоятельства статьи 18 законную силу приговором устанавливаются при суда за совершение решении вопроса о выдаче тяжкого или особо разрешения и являются тяжкого преступления основаниями для отказа в либо преступления, выдаче разрешения. рецидив которого признан Решение об аннулировании опасным разрешения по данному основанию орган, ведающий вопросами миграции, принимает на основании собственных данных, информации из органов безопасности, органов внутренних дел, службы судебных приставов и иных государственных органов

Подпункт 6 Иностранный гражданин Преимущественно указанные пункта 9 имеет непогашенную или обстоятельства статьи 18 неснятую судимость за устанавливаются при совершение тяжкого или решении вопроса о выдаче особо тяжкого разрешения и являются преступления на основаниями для отказа в территории Российской выдаче разрешения. Федерации либо за ее Решение об аннулировании пределами, признаваемого разрешения по данному таковым в соответствии основанию орган, ведающий с федеральным законом вопросами миграции, принимает на основании собственных данных, информации из органов безопасности, органов внутренних дел, службы судебных приставов и иных государственных органов

Подпункт 7 Иностранный гражданин Данные обстоятельства пункта 9 неоднократно (2 и более устанавливаются статьи 18 раза) в течение 1 года непосредственно органом, привлекался к ведающим вопросами административной миграции. Решение об ответственности за аннулировании разрешения нарушение по данному основанию законодательства в части орган, ведающий вопросами обеспечения режима миграции, принимает на пребывания (проживания) основании собственных иностранных граждан в данных, информации из Российской Федерации органов безопасности, органов внутренних дел и иных госорганов

Подпункт 8 Иностранный гражданин Данные обстоятельства пункта 9 выехал из Российской устанавливаются статьи 18 Федерации в иностранное непосредственно органом, государство для ведающим вопросами постоянного проживания миграции. Решение об аннулировании разрешения по данному основанию орган, ведающий вопросами миграции, принимает на основании собственных данных, информации из органов безопасности, органов внутренних дел и иных госорганов

Подпункт 9 Иностранный гражданин Данные обстоятельства пункта 9 находится за пределами устанавливаются статьи 18 Российской Федерации непосредственно органом, более 6 месяцев ведающим вопросами миграции. Решение об аннулировании разрешения по данному основанию орган, ведающий вопросами миграции, принимает на основании собственных данных, информации из органов безопасности, органов внутренних дел и иных госорганов. Информация о случаях оставления работы работником, прибывшим в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, может поступить и от работодателя

Подпункт 10 Иностранный гражданин Преимущественно указанные пункта 9 является больным обстоятельства статьи 18 наркоманией, либо не устанавливаются при имеет сертификата об решении вопроса о выдаче отсутствии у него разрешения и являются заболевания, вызываемого основаниями для отказа в вирусом иммунодефицита выдаче разрешения. человека (ВИЧ-инфекции), Указанные обстоятельства либо страдает одним также могут быть из инфекционных установлены и во время заболеваний, пребывания работника на представляющих опасность территории Российской для окружающих Федерации. Решение об аннулировании разрешения по данному основанию орган, ведающий вопросами миграции, принимает на основании собственных данных, информации из органов здравоохранения и иных государственных органов

Пункт 2 Иностранный гражданин Аннулирование разрешения статьи 32 нарушил условия по данному основанию трудового договора осуществляется по ходатайству работодателя. Если работодатель сообщает в орган, ведающий вопросами миграции, о нарушении условий трудового договора, но не ходатайствует об аннулировании разрешения, то орган, ведающий вопросами миграции, не может самостоятельно принять решение об аннулировании разрешения

Аннулирует разрешение орган, его выдавший. При этом вне зависимости от того, по чьей инициативе было решено аннулировать разрешение (по ходатайству работодателя или по инициативе органа, ведающего вопросами миграции), иностранный гражданин в 3-дневный срок уведомляется о принятом решении и предупреждается о необходимости выезда из Российской Федерации. При этом разрешение на работу подлежит изъятию. Работодатель, которому стало известно об аннулировании разрешения на работу, в соответствии с подпунктом 4 пункта 8 статьи 18 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» обязан уведомить налоговый орган по месту своего учета об аннулировании разрешения на работу в течение 10 дней со дня принятия органом, ведающим вопросами миграции, такого решения.

Аннулирование визы

Основания сокращения срока временного пребывания иностранного гражданина по визе в законодательстве подробно не определены. Подзаконные же акты устанавливают, что в случае принятия компетентными федеральными органами исполнительной власти решения о сокращении временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации его виза аннулируется путем проставления соответствующего штампа — «Аннулировано». Взамен иностранному гражданину выдается новая виза со сроком действия, достаточным для его выезда с территории Российской Федерации. В случае же принятия решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации или о депортации иностранного гражданина его виза аннулируется в пункте пропуска через государственную границу РФ в аналогичном порядке, однако без выдачи новой визы. Как правило, аннулирование визы увязано с разрешением на работу иностранному гражданину. Но поскольку в подзаконных актах это прямо не установлено, то в трудовом договоре с работником при определении срока трудового договора необходимо учитывать и срок действия этого документа.

Аннулирование разрешения на временное проживание

Основания аннулирования разрешения на временное проживание перечислены в статье 7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (табл. 2).

Таблица 2

Норма Основание Комментарий Федерального закона

1 2 3

Пункт 1 Иностранный гражданин Решение об аннулировании статьи 7 выступает за разрешения по данному насильственное изменение основанию орган, основ конституционного ведающий вопросами строя Российской миграции, принимает на Федерации, иными основании собственных действиями создает данных, информации из угрозу безопасности органов безопасности, Российской Федерации или органов внутренних дел и граждан Российской иных государственных Федерации органов

Пункт 2 Иностранный гражданин Решение об аннулировании статьи 7 финансирует, планирует разрешения по данному террористические основанию орган, ведающий (экстремистские) акты, вопросами миграции, оказывает содействие в принимает на основании совершении таких актов собственных данных, или совершает их, а информации из органов равно иными действиями безопасности, органов поддерживает внутренних дел и иных террористическую государственных органов (экстремистскую) деятельность

Пункт 3 В течение 5 лет, Преимущественно указанные статьи 7 предшествовавших дню обстоятельства подачи заявления о устанавливаются при выдаче разрешения на решении вопроса о выдаче временное проживание, разрешения и являются иностранный гражданин основаниями для отказа в подвергался выдаче разрешения. административному Решение об аннулировании выдворению за пределы разрешения по данному Российской Федерации основанию орган, ведающий либо депортации вопросами миграции, принимает на основании собственных данных, информации из органов безопасности, органов внутренних дел и иных государственных органов

Пункт 4 Иностранный гражданин Преимущественно указанные статьи 7 представил поддельные обстоятельства или подложные документы устанавливаются при либо сообщил о себе решении вопроса о выдаче заведомо ложные сведения разрешения и являются основаниями для отказа в выдаче разрешения. Эти обстоятельства также могут быть установлены и во время проживания работника на территории Российской Федерации. Решение об аннулировании разрешения по данному основанию орган, ведающий вопросами миграции, принимает на основании собственных данных, информации из органов безопасности, органов внутренних дел, налоговых органов, органов социального обеспечения и иных государственных органов

Пункт 5 Иностранный гражданин Преимущественно указанные статьи 7 осужден вступившим в обстоятельства законную силу приговором устанавливаются при суда за совершение решении вопроса о выдаче тяжкого преступления разрешения и являются или особо тяжкого основаниями для отказа в преступления, рецидив выдаче разрешения. Эти которого признан опасным обстоятельства также могут быть установлены и во время проживания работника на территории Российской Федерации. Решение об аннулировании разрешения по данному основанию орган, ведающий вопросами миграции, принимает на основании собственных данных, информации из органов безопасности, органов внутренних дел, службы судебных приставов и иных государственных органов

Пункт 6 Иностранный гражданин Преимущественно указанные статьи 7 имеет непогашенную или обстоятельства неснятую судимость за устанавливаются при совершение тяжкого или решении вопроса о выдаче особо тяжкого разрешения и являются преступления на основаниями для отказа в территории Российской выдаче разрешения. Эти Федерации либо за ее обстоятельства также пределами, признаваемого могут быть установлены и таковым в соответствии с во время проживания федеральным законом работника на территории Российской Федерации. Решение об аннулировании разрешения по данному основанию орган, ведающий вопросами миграции, принимает на основании собственных данных, информации из органов безопасности, органов внутренних дел, службы судебных приставов и иных государственных органов

Пункт 7 Иностранный гражданин Данные обстоятельства статьи 7 неоднократно (2 и более устанавливаются раза) в течение 1 года непосредственно органом, привлекался к ведающим вопросами административной миграции. Решение об ответственности за аннулировании разрешения нарушение по данному основанию законодательства орган, ведающий вопросами Российской Федерации в миграции, принимает на части обеспечения режима основании собственных пребывания (проживания) данных, информации из иностранных граждан в органов безопасности, Российской Федерации органов внутренних дел и иных государственных органов

Пункт 8 Иностранный гражданин не Преимущественно указанные статьи 7 может представить обстоятельства доказательств устанавливаются при возможности содержать решении вопроса о выдаче себя и членов своей разрешения и являются семьи в Российской основаниями для отказа в Федерации в пределах выдаче разрешения. Эти прожиточного минимума, обстоятельства также не прибегая к помощи могут быть установлены и государства, за во время проживания исключением случая, если работника на территории иностранный гражданин Российской Федерации. признан нетрудоспособным Решение об аннулировании разрешения по данному основанию орган, ведающий вопросами миграции, принимает на основании собственных данных, информации из налоговых органов, органов социального обеспечения и иных государственных органов

Пункт 9 Иностранный гражданин по Данные обстоятельства статьи 7 истечении 3 лет со дня устанавливаются въезда не имеет в непосредственно органом, Российской Федерации ведающим вопросами жилого помещения на миграции. Решение об основаниях, аннулировании разрешения предусмотренных по данному основанию законодательством орган, ведающий вопросами Российской Федерации миграции, принимает на основании собственных данных, информации из органов безопасности, органов внутренних дел и иных государственных органов

Пункт 10 Иностранный гражданин Данные обстоятельства статьи 7 выехал из Российской устанавливаются Федерации в иностранное непосредственно органом, государство для ведающим вопросами постоянного проживания миграции. Решение об аннулировании разрешения по данному основанию орган, ведающий вопросами миграции, принимает на основании собственных данных, информации из органов безопасности, органов внутренних дел и иных государственных органов

Пункт 11 Иностранный гражданин Данные обстоятельства статьи 7 находится за пределами устанавливаются Российской Федерации непосредственно органом, более 6 месяцев ведающим вопросами миграции. Информирование о случаях оставления работы работником, прибывшим в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, может поступить и от работодателя. Решение об аннулировании разрешения по данному основанию орган, ведающий вопросами миграции, принимает на основании собственных данных, информации из органов безопасности, органов внутренних дел и иных государственных органов

Пункт 12 Иностранный гражданин Данные обстоятельства статьи 7 заключил брак с устанавливаются органом, гражданином Российской ведающим вопросами Федерации, послуживший миграции, на основании основанием для получения решении суда разрешения на временное проживание, и этот брак признан судом недействительным

Пункт 13 Иностранный гражданин Преимущественно указанные статьи 7 является больным обстоятельства наркоманией, либо не устанавливаются при имеет сертификата об решении вопроса о выдаче отсутствии у него разрешения и являются заболевания, вызываемого основаниями для отказа в вирусом иммунодефицита выдаче разрешения. человека (ВИЧ-инфекции), Указанные обстоятельства либо страдает одним из также могут быть инфекционных установлены и во время заболеваний, которые проживания работника на представляют опасность территории Российской для окружающих Федерации. Решение об аннулировании разрешения по данному основанию орган, ведающий вопросами миграции, принимает на основании собственных данных, информации из органов здравоохранения и иных государственных органов

Обязанности по установлению перечисленных обстоятельств возложены на государственные органы. При этом органы безопасности, служба судебных приставов, налоговые органы, органы социального обеспечения, органы здравоохранения и другие при выявлении этих обстоятельств должны не позднее 10-дневного срока проинформировать об этом орган, ведающий вопросами миграции. Решение об аннулировании разрешения на временное проживание в Российской Федерации иностранному гражданину принимается органом, выдавшим разрешение. Одновременно принимается решение о выдаче работнику визы для выезда из Российской Федерации. Иностранный гражданин в 3-дневный срок уведомляется о принятом решении, а также предупреждается о необходимости выезда из Российской Федерации в течение 15 дней со дня принятия решения. При этом в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина, проставляется соответствующая отметка об аннулировании разрешения на временное проживание. В случае если лицу без гражданства разрешение на временное проживание было оформлено в виде документа установленной формы, разрешение на временное проживание изымается.

Аннулирование вида на жительство

Основания для аннулирования вида на жительство перечислены в статье 9 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (табл. 3).

Таблица 3

Норма Основание Комментарий Федерального закона

1 2 3

Пункт 1 Иностранный гражданин Решение об аннулировании статьи 9 выступает за вида на жительство по насильственное изменение данному основанию орган, основ конституционного ведающий вопросами строя Российской миграции, принимает на Федерации, иными основании собственных действиями создает данных, информации из угрозу безопасности органов безопасности, Российской Федерации или органов внутренних дел и граждан Российской иных государственных Федерации органов

Пункт 2 Иностранный гражданин Решение об аннулировании статьи 9 финансирует, планирует вида на жительство по террористические данному основанию орган, (экстремистские) акты, ведающий вопросами оказывает содействие в миграции, принимает на совершении таких актов основании собственных или совершает их, а данных, информации из равно иными действиями органов безопасности, поддерживает органов внутренних дел и террористическую иных государственных (экстремистскую) органов деятельность

Пункт 3 Иностранный гражданин Преимущественно указанные статьи 9 подвергался обстоятельства административному устанавливаются при выдворению за пределы решении вопроса о выдаче Российской Федерации вида на жительство и либо депортации являются основаниями для отказа в выдаче вида на жительство. Решение об аннулировании вида на жительство по данному основанию орган, ведающий вопросами миграции, принимает на основании собственных данных, информации из органов безопасности, органов внутренних дел и иных государственных органов

Пункт 4 Иностранный гражданин Преимущественно указанные статьи 9 представил поддельные обстоятельства или подложные документы устанавливаются при либо сообщил о себе решении вопроса о выдаче заведомо ложные сведения вида на жительство и являются основаниями для отказа в выдаче вида на жительство. Указанные обстоятельства также могут быть установлены и во время проживания работника на территории Российской Федерации. Решение об аннулировании вида на жительство по данному основанию орган, ведающий вопросами миграции, принимает на основании собственных данных, информации из органов безопасности, органов внутренних дел, налоговых органов, органов социального обеспечения и иных государственных органов

Пункт 5 Иностранный гражданин Преимущественно указанные статьи 9 осужден вступившим в обстоятельства законную силу приговором устанавливаются при суда за совершение решении вопроса о выдаче тяжкого или особо вида на жительство и тяжкого преступления являются основаниями для либо преступления, отказа в выдаче вида на рецидив которого признан жительство. Указанные опасным обстоятельства также могут быть установлены и во время проживания работника на территории Российской Федерации. Решение об аннулировании вида на жительство по данному основанию орган, ведающий вопросами миграции, принимает на основании собственных данных, информации из органов безопасности, органов внутренних дел, службы судебных приставов и иных государственных органов

Пункт 6 Иностранный гражданин Преимущественно указанные статьи 9 имеет непогашенную или обстоятельства неснятую судимость за устанавливаются при совершение тяжкого или решении вопроса о выдаче особо тяжкого вида на жительство и преступления на являются основаниями для территории Российской отказа в выдаче вида на Федерации либо за ее жительство. Эти пределами, признаваемого обстоятельства также таковым в соответствии с могут быть установлены и федеральным законом во время проживания работника на территории Российской Федерации. Решение об аннулировании вида на жительство по данному основанию орган, ведающий вопросами миграции, принимает на основании собственных данных, информации из органов безопасности, органов внутренних дел и иных государственных органов

Пункт 7 Иностранный гражданин Данные обстоятельства статьи 9 неоднократно (2 и более устанавливаются раза) в течение 1 года непосредственно органом, привлекался к ведающим вопросами административной миграции. Решение об ответственности за аннулировании вида на нарушение жительство по данному законодательства основанию орган, ведающий Российской Федерации в вопросами миграции, части обеспечения режима принимает на основании пребывания (проживания) собственных данных, иностранных граждан в информации из органов Российской Федерации безопасности, органов внутренних дел и иных государственных органов

Пункт 8 Иностранный гражданин не Преимущественно указанные статьи 9 может представить обстоятельства доказательств устанавливаются при возможности содержать решении вопроса о выдаче себя и членов своей вида на жительство и семьи в Российской являются основаниями для Федерации в пределах отказа в выдаче вида прожиточного минимума, жительства. Указанные не прибегая к помощи обстоятельства также государства, за могут быть установлены и исключением случая, если во время проживания иностранный гражданин работника на территории признан нетрудоспособным Российской Федерации. Решение об аннулировании вида на жительство по данному основанию орган, веда ющий вопросами миграции, принимает на основании собственных данных, информации из налоговых органов, органов социального обеспечения и иных государственных органов

Пункт 9 Иностранный гражданин по Данные обстоятельства статьи 9 истечении 3 лет со дня устанавливаются въезда не имеет в непосредственно органом, Российской Федерации ведающим вопросами жилого помещения на миграции. Решение об основаниях, аннулировании вида на предусмотренных жительство по данному законодательством основанию орган, ведающий Российской Федерации вопросами миграции, принимает на основании собственных данных, информации из органов безопасности, органов внутренних дел и иных государственных органов

Пункт 10 Иностранный гражданин Данные обстоятельства статьи 9 выехал из Российской устанавливаются Федерации в иностранное непосредственно органом, государство для ведающим вопросами постоянного проживания миграции. Решение об аннулировании вида на жительство по данному основанию орган, ведающий вопросами миграции, принимает на основании собственных данных, информации из органов безопасности, органов внутренних дел и иных государственных органов

Пункт 11 Иностранный гражданин Данные обстоятельства статьи 9 находится за пределами устанавливаются Российской Федерации непосредственно органом, более 6 месяцев ведающим вопросами миграции. Решение об аннулировании вида на жительство по данному основанию орган, ведающий вопросами миграции, принимает на основании собственных данных, информации из органов безопасности, органов внутренних дел и иных государственных органов

Пункт 12 Иностранный гражданин Данные обстоятельства статьи 9 заключил брак с устанавливаются органом, гражданином Российской ведающим вопросами Федерации, послуживший миграции, на основании основанием для решении суда получения вида на жительство, и этот брак признан судом недействительным

Пункт 13 Иностранный гражданин Преимущественно указанные статьи 9 является больным обстоятельства наркоманией, либо не устанавливаются при имеет сертификата об решении вопроса о выдаче отсутствии у него вида на жительство и заболевания, вызываемого являются основаниями для вирусом иммунодефицита отказа в выдаче вида на человека (ВИЧ-инфекции), жительство. Эти либо страдает одним из обстоятельства также инфекционных могут быть установлены и заболеваний, которые во время проживания представляют опасность работника на территории для окружающих Российской Федерации. Решение об аннулировании вида на жительство по данному основанию орган, ведающий вопросами миграции, принимает на основании собственных данных, информации из органов здравоохранения и иных государственных органов

Если перечисленные в таблице обстоятельства выявлены или установлены органами безопасности, органами внутренних дел, службой судебных приставов, налоговыми органами, органами социального обеспечения, органами здравоохранения, другими заинтересованными органами, то они не позднее 10-дневного срока должны проинформировать об этом орган, ведающий вопросами миграции. На основании собственных и представленных соответствующими органами данных орган, ведающий вопросами миграции, принимает решение об аннулировании вида на жительство при наличии перечисленных в таблице 3 оснований. Иностранному гражданину выдается виза для выезда из Российской Федерации. В 3-дневный срок со дня принятия решения иностранный гражданин уведомляется об этом решении и предупреждается о необходимости выезда из Российской Федерации в течение 15 дней со дня принятия решения. При этом в виде на жительство лица без гражданства проставляется соответствующая отметка, а у иностранного гражданина вид на жительство изымается, о чем в документе, удостоверяющем его личность, делается отметка.

Ссылки на разрешительные документы в трудовом договоре

Аннулирование одного из перечисленных разрешительных документов приводит к тому, что продолжение трудовых отношений становится неправомерным. Все это обусловливает заключение с иностранными работниками срочных трудовых договоров. Согласно части второй статьи 58 Трудового кодекса РФ срочный трудовой договор заключается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, если иное не предусмотрено Кодексом и иными федеральными законами. Специфика труда иностранных граждан в статье 59 ТК РФ не отражена. В Федеральном законе «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» этот вопрос также прямо не решен. Однако право работодателя заключать с иностранным гражданином, временно пребывающим в Российской Федерации, срочный трудовой договор подтверждается пунктом 5 статьи 5 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»: указанной нормой предусмотрено, что срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в порядке, не требующем получения визы, и заключившего трудовой договор с соблюдением требований данного Федерального закона, продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на 1 год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию; решение о продлении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается соответствующим государственным органом. Еще одно ограничение срока установления трудовых отношений следует из срока действия разрешения на привлечение иностранных работников — как правило, 1 год с возможностью продления, но не более чем на 1 год. В том случае если работник в визовом порядке въезжает на территорию Российской Федерации для осуществления трудовой деятельности, то виза ему выдается на срок до 3 месяцев с возможностью ее продления путем выдачи многократной визы на срок действия заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации трудового договора, но не более чем на 1 год для каждой последующей визы. Подход законодателя к решению вопроса о сроке трудового договора косвенно выражен и в пункте 8 статьи 18 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», возлагающего на работодателя, пригласившего иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившего с иностранным работником новый трудовой договор, обязанность по направлению в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами миграции, или его территориальный орган информации о досрочном расторжении трудового договора. Трудовой кодекс РФ предусматривает возможность определения срока трудового договора не конкретной датой, а наступлением определенного события только в ряде случаев — например, при приеме лиц для выполнения заведомо определенной работы в случаях, когда ее выполнение (завершение) не может быть определено конкретной датой. В случае с работниками — иностранными гражданами, временно пребывающими в Российской Федерации, с которыми трудовой договор заключается на основании разрешения на работу, срок договора должен быть увязан со сроком действия этого разрешения, а также других документов. Если работодатель изначально планирует установление трудовых отношений на конкретный срок, то в трудовом договоре этот срок: а) определяется конкретной датой; б) ограничивается действием разрешительных документов. Исходя из этого, условие о сроке трудового договора с иностранным работником может быть сформулировано следующим образом:

Фрагмент трудового договора

«… 1.3. Настоящий трудовой договор заключается на 1 год — с «__» ________ 20__ г. по «__» _________ 20__ г., но не более чем на срок действия разрешения на работу. …»

Ограничивать срок действия трудового договора визой (если иностранный гражданин прибыл в визовом порядке) не обязательно, так как сокращение сроков временного пребывания работника в России по решению компетентных органов автоматически повлечет аннулирование разрешения на работу. Для граждан, прибывших в безвизовом порядке, это условие и вовсе будет лишним. Ограничение срока действия трудового договора сроком действия разрешения на привлечение и использование иностранных работников, с одной стороны, представляется нецелесообразным, так как хотя это и не следует из законодательства, но срок действия разрешения на работу, по логике, не должен выходить за пределы срока действия разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Вместе с тем, с другой стороны, в связи с отсутствием в Трудовом кодексе РФ и Федеральном законе «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» норм, предусматривающих такое основание прекращения трудового договора как аннулирование разрешения на привлечение и использование иностранных работников, увязка срока действия трудового договора со сроком действия разрешения на привлечение и использование иностранных работников является оправданной. Например, следующим образом:

Фрагмент трудового договора

«… 1.3. Настоящий трудовой договор заключается на 1 год — с «__» ________ 20__ г. по «__» _________ 20__ г., но не более чем на срок действия разрешения на работу и разрешения на привлечение и использование иностранных работников. …»

Условие о сроке трудового договора может быть сформулировано и следующим образом:

Фрагмент трудового договора

«… 1.3. Настоящий трудовой договор заключается на срок действия разрешения на работу N ______ от _________________. …»

Что касается «привилегированных» категорий иностранных работников — временно проживающих и постоянно проживающих в Российской Федерации, то при решении вопроса о возможности заключения с ними срочных трудовых договоров или трудовых договоров на неопределенный срок следует обратить внимание на следующие моменты. Разрешение на временное проживание в России и вид на жительство в России также могут быть аннулированы. Трудовой кодекс РФ не предусматривает такого основания увольнения, как прекращение действия указанных документов. Ни одно из оснований, предусмотренных статьей 77, 81 и 83 Кодекса, не позволяет сотрудникам кадровой службы произвести увольнение работника — иностранного гражданина в связи с лишением его права на проживание (временное или постоянное) на территории России. Законодатели только планируют включить в статью 83 ТК РФ такое основание прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, как «истечение срока действия или приостановление действия на срок более двух месяцев или лишение работника специального права (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия и т. д.) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, влекущее невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору» (проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (от 20.06.2003 N 329663-3), принятый Государственной Думой РФ в первом чтении). Однако, поскольку в следующем дополнении в указанную статью законодатели предусматривают обязательное предложение работнику другой работы, можно сделать вывод о том, что аннулирование разрешения на временное проживание в России или вида на жительство в России не приравнивается к лишению специального права. Следовательно, если даже новое основание прекращения трудового договора будет включено в статью 83 Трудового кодекса РФ в изложенной редакции, то оно все равно не позволит работодателю правильно произвести увольнение. В связи с этим заключение с иностранными гражданами, проживающими в России (временно или постоянно) срочных трудовых договоров представляется обоснованным. Для каждой категории иностранных граждан срок, на который устанавливаются трудовые отношения, будет определяться сроком действия разрешительных документов: разрешения на временное проживание в России — 3 года; вида на жительство в России — 5 лет. При этом в трудовом договоре целесообразно предусмотреть условие о возможности его продления в случае продления разрешительных документов. Часть шестая статьи 58 Трудового кодекса РФ запрещает заключать срочные трудовые договоры в целях уклонения от предоставления прав и гарантий, предусмотренных работникам, с которыми заключается трудовой договор на неопределенный срок. Заключение срочных трудовых договоров с иностранными гражданами не может оцениваться как намерение работодателя уклониться от предоставления прав и гарантий, предусмотренных законодательством для работников. Напротив, устанавливая трудовые отношения с иностранными работниками на определенный срок, работодатель строго следует требованиям закона (в случае с временно пребывающими в России иностранными гражданами) или руководствуется ими при решении вопросов, по которым существуют определенные пробелы (в случае с проживающими в России иностранными гражданами).

——————————————————————