Споры об интересах приводят к забастовкам

(Архипов В.)

(«Бизнес-адвокат», 2006, N 24)

СПОРЫ ОБ ИНТЕРЕСАХ ПРИВОДЯТ К ЗАБАСТОВКАМ

В. АРХИПОВ

Владимир Архипов, кандидат юридических наук.

Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ (вступил в силу 6 октября 2006 г.; далее — Закон N 90-ФЗ) в Трудовой кодекс РФ внесены изменения, коснувшиеся, в частности, такого подынститута трудового права, как коллективные трудовые споры. В теории права их нередко относят к спорам об интересах, и порой они приводят к забастовкам работников.

В связи с этим законодатель дал определение как понятия «индивидуальный трудовой спор» (ст. 381 ТК РФ), базирующееся на теоретических основах «спора о праве», так и понятия «коллективный трудовой спор», которое в новой редакции ст. 398 ТК РФ означает «неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов».

Днем начала коллективного трудового спора является день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем (его представителем), индивидуальным предпринимателем в письменной форме в течение 3 рабочих дней со дня получения этих требований представительному органу работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения, который предъявил требования от лица работников) о принятом решении (ст. ст. 398, 400 ТК РФ).

В специальной гл. 61 ТК РФ (ст. ст. 398 — 418) содержатся положения, определяющие порядок рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, и в частности установлены новые права, обязанности и ответственность работодателя.

В новой редакции ст. 398 ТК РФ определение коллективного трудового спора дополнено понятием «локальный нормативный акт»: принятие такого акта без учета мнения представительного органа работников теперь тоже может служить основанием для возникновения разногласий, ведущих к возникновению коллективного трудового спора.

Не подверглись никаким или сколько-нибудь существенным изменениям ст. 403 ТК РФ (о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника); ст. 405 ТК РФ (о предоставлении гарантий лицам, участвующим в процедурах урегулирования, в связи с разрешением коллективного трудового спора); ст. 406 ТК РФ (о процедуре действий одной стороны при уклонении другой стороны от участия в примирении); ст. 408 ТК РФ (о процедуре оформления достигнутого в ходе разрешения спора соглашения); ст. 411 (об органе, возглавляющем забастовку); ст. 417 ТК РФ (об ответственности работников за незаконную забастовку); ст. 418 ТК РФ (о ведении документации при разрешении коллективного трудового спора).

Однако в некоторые статьи гл. 61 ТК РФ внесены как редакционно-техническая правка, так и уточнения, касающиеся порядка регулирования правоотношений, которые возникают между работодателями и работниками при разрешении коллективных трудовых споров.

Согласно новой редакции ч. 1 ст. 399 ТК РФ правом выдвижения требований к работодателю обладают работники и их представители, определенные в соответствии не только со ст. ст. 29 — 31 ТК РФ, но и с ч. 5 ст. 40 ТК РФ, а именно: представители работников обособленных структурных подразделений, а также филиалов и представительств организации (юридического лица) или иного вида работодателей (физических лиц), определенных в новой редакции ч. 4 ст. 20 ТК РФ.

Статьей 400 ТК РФ в новой редакции обязанность сообщить в письменной форме о принятом решении представительному органу работников в течение 3 рабочих дней со дня получения выдвинутых работниками требований возложена как на работодателя — юридическое лицо, так и на работодателя — индивидуального предпринимателя.

Статья 401 ТК РФ дополнена ч. 8, которой определено, что работники имеют право в установленном федеральным законом порядке проводить собрания, митинги, демонстрации, пикетирование в поддержку своих требований в период рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора, включая период организации и проведения забастовки.

Статья 402 ТК РФ в новой редакции содержит положение о том, что решения о создании примирительных комиссий при разрешении коллективных трудовых споров на иных, нежели локальный, уровнях социального партнерства оформляются соответствующими актами (приказом, распоряжением, постановлением) представителей работодателей и представителей работников.

Введенной в ст. 404 ТК РФ ч. 7 установлено, что в случаях, когда в соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 413 ТК РФ в целях разрешения коллективного трудового спора не может быть проведена забастовка, создание трудового арбитража является обязательным и его решение имеет для сторон обязательную силу. При этом, если стороны не приходят к соглашению о создании трудового арбитража, его составе, регламенте и полномочиях, то решение по этим вопросам принимает соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

Самые значительные по содержанию и объему уточнения, изменения и дополнения внесены законодателем в ст. 407 ТК РФ.

Из числа субъектов, принимающих участие в урегулировании коллективных трудовых споров и разрешении этих споров, исключены органы местного самоуправления. Теперь такое право имеют только федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров (правда, неясно, какой именно), и органы исполнительной власти субъектов РФ, участвующих в урегулировании таких споров.

На федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров, возложены следующие обязанности:

— производить уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 413 ТК РФ в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;

— содействовать урегулированию указанных коллективных трудовых споров;

— вести базу данных по учету трудовых арбитров;

— организовывать подготовку трудовых арбитров.

В свою очередь, органы исполнительной власти субъектов РФ, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров, обязаны:

— производить уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров, за исключением коллективных трудовых споров, указанных в ч. 2 ст. 407 ТК РФ;

— содействовать урегулированию указанных коллективных трудовых споров.

Кроме того, государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров в пределах своих полномочий:

— проверяют в случае необходимости полномочия представителей сторон коллективного трудового спора;

— выявляют, анализируют и обобщают причины возникновения коллективных трудовых споров, подготавливают предложения по их устранению;

— оказывают методическую помощь сторонам коллективного трудового спора на всех этапах его рассмотрения и разрешения;

— организуют в установленном порядке финансирование примирительных процедур.

Эти органы при организации работы по урегулированию коллективных трудовых споров взаимодействуют с представителями работников и работодателей.

Работники государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров имеют право в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, беспрепятственно при предъявлении удостоверения установленного образца посещать любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц) в целях урегулирования коллективных трудовых споров, выявления и устранения причин, порождающих эти споры.

В ст. 409 ТК РФ уточнено, что, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель (его представители) или представители работодателей уклоняются от участия в примирительных процедурах, не выполняют соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, или не исполняют решение трудового арбитража, имеющее обязательную для сторон силу, то работники или их представители имеют право приступить к организации забастовки, за исключением случаев, когда в соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 413 ТК РФ в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена.

Как известно, право на забастовку является конституционным правом работников. В соответствии с ч. 4 ст. 37 Конституции РФ в России признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Более того, на основании ч. 4 ст. 15 Конституции РФ в России действует Международный пакт ООН «Об экономических, социальных и культурных правах (принятый в Нью-Йорке 16 декабря 1966 г. и вступивший в силу на территории России с 3 января 1976 г.), согласно пп. «d» п. 1 ст. 8 которого участвующие в данном Пакте государства обязаны обеспечить право на забастовки при условии его осуществления правопользователями и правоприменителями в соответствии с законами каждой страны — участницы Пакта.

Согласно ч. 4 ст. 398 ТК РФ забастовка — это временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

Менее объемные изменения внесены в ст. 410 ТК РФ, регулирующую объявление забастовки работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя. Теперь решение об участии работников данного работодателя в забастовке, объявленной профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), принимается собранием (конференцией) работников без проведения примирительных процедур.

Собрание работников данного работодателя считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины от общего числа работников. Конференция работников данного работодателя считается правомочной, если на ней присутствует не менее 2/3 делегатов конференции.

Согласно ч. 10 ст. 410 ТК РФ на работодателя возложена дополнительная обязанность предупреждать о предстоящей забастовке соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

Новой ч. 11 ст. 410 ТК РФ установлено, что в случае, когда забастовка не была начата в срок, определенный решением об объявлении забастовки, дальнейшее разрешение коллективного трудового спора осуществляется в порядке, установленном ст. 401 ТК РФ.

Определенный интерес представляют также изменения, затронувшие ст. 412 ТК РФ, в которой содержится регламентация обязанностей сторон коллективного трудового спора в ходе забастовки.

Согласно ч. 2 указанной статьи работодатель, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и орган, возглавляющий забастовку, обязаны принять зависящие от них меры по обеспечению в период забастовки общественного порядка, сохранности имущества работодателя и работников, а также работы машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.

Конкретизировано положение, содержащееся в ч. 3 ст. 412 ТК РФ: перечень минимума необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки работниками организаций (филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений), индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, в каждой отрасли (подотрасли) экономики разрабатывается и утверждается федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, по согласованию с соответствующим общероссийским профессиональным союзом.

Частью 5 указанной статьи установлено, что минимум необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки работниками организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя, определяется соглашением сторон коллективного трудового спора совместно с органом местного самоуправления на основе перечней минимума необходимых работ (услуг) в 5-дневный срок со дня принятия решения об объявлении забастовки.

Из ч. ч. 6 и 7 ст. 412 ТК РФ следует, что в случае недостижения соглашения с органом местного самоуправления о перечне минимальных работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками, этот минимум должен установить орган исполнительной власти субъекта РФ, решение которого может быть обжаловано сторонами коллективного трудового спора в суд. Следовательно, подсудность этой части коллективного трудового спора, как решение и о признании забастовки незаконной (ч. 4 ст. 413 ТК РФ) относятся к компетенции судов субъектов РФ: верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов.

Однако, как указывалось уже неоднократно в материалах по трудовым спорам, в настоящий момент судебная защита работниками своего права на забастовку в отсутствие ограничительного перечня минимума необходимых работ (услуг) затруднена, так как решение суда по данному вопросу неизбежно будет носить субъективный характер. Поэтому работники должны быть заинтересованы в наличии такого перечня и при принципиальных расхождениях с работодателем в понимании его содержания стремиться оперативно обжаловать в суд субъекта РФ утвержденный органом исполнительной власти данного субъекта РФ перечень этих работ. При рассмотрении таких заявлений орган исполнительной власти субъекта РФ должен будет доказать законность и обоснованность утвержденного им перечня работ (услуг), что позволит работникам с помощью суда определить состав необходимых к выполнению работ (услуг).

Существенные изменения внесены и в ст. 413 ТК РФ, регламентирующую порядок и условия признания забастовки незаконной. Согласно новой редакции п. «а» ч. 1 указанной статьи забастовки являются незаконными и не допускаются: в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; в органах и организациях Вооруженных Сил РФ, других военных, военизированных и иных формированиях, организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи.

Из данной статьи наконец-то исключено парадоксальное положение о том, что в случаях, когда забастовка не может быть проведена в соответствии с ч. ч. 1 и 2 настоящей статьи, решение по коллективному трудовому спору в 10-дневный срок принимает Правительство РФ (подменяя, таким образом, собой суд).

Необходимо также отметить, что в ч. 2 ст. 416 ТК РФ, регулирующей ответственность сторон коллективного трудового спора за уклонение от участия в примирительных процедурах, невыполнение соглашения, достигнутого в результате примирительной процедуры, неисполнение либо отказ от исполнения решения трудового арбитража, внесено существенное уточнение: теперь представители работодателя и работников, как виновные в невыполнении обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, так и виновные в неисполнении либо отказывающиеся от исполнения решения трудового арбитража, привлекаются к административной ответственности в порядке, который установлен законодательством РФ об административных правонарушениях.

В заключение следует отметить, что ст. 415 ТК РФ, запрещающая локаут — увольнение работников по инициативе работодателя в связи с их участием в коллективном трудовом споре и забастовке, — не подверглась изменению.

——————————————————————