Миграция и демография как неотложные направления развития приоритетных национальных проектов

(Балашова Т. Н.) («Миграционное право», 2007, N 1)

МИГРАЦИЯ И ДЕМОГРАФИЯ КАК НЕОТЛОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРИОРИТЕТНЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

Т. Н. БАЛАШОВА

Балашова Т. Н., зав. кафедрой гражданского права и процесса Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина, кандидат юридических наук, доцент.

Проблема интересов как осознаваемой целеустремленной ориентации человека, различных сообществ, организаций с разных сторон обсуждалась в философии, социологии, политологии, других науках. В юридической науке изучались публичные и частные интересы, в том числе с позиций их отражения в законодательстве, механизмы правовой защиты законных интересов <1>. Понятие национальных интересов для российской науки относительно ново, в отличие от зарубежных стран, где оно давно рассматривается в числе базовых научных понятий. В России это словосочетание использовалось и используется преимущественно в публицистической литературе и лишь в последнее время становится предметом теоретического осмысления. Причем национальные интересы Российского государства традиционно исследовались юристами-международниками <2>. Лишь в последнее десятилетие особое внимание им начали уделять и юристы, занимающиеся внутригосударственными проблемами, вместе с тем прежде всего ими рассматриваются политические и отчасти экономические аспекты национальных интересов. ——————————— <1> См., например: Тихомиров Ю. А. Публичное право. М., 1995. С. 54 — 55; Михайлов С. В. Интерес как общенаучная категория и ее отражение в науке гражданского права // Государство и право. 1999. N 7; Кряжков А. В. Публичный интерес: понятие, виды и защита // Государство и право. 1999. N 10. С. 92; Российское государство и право на рубеже тысячелетий // Государство и право. 2000. N 7. С. 9; Тихомиров Ю. А. Публично-правовое регулирование: динамика сфер и методов // Журнал российского права. 2001. N 5. С. 5; Он же. Интерес в публичном и частном праве // Журнал российского права. 2003. N 1. С. 139 — 145. <2> См., например: Лукашук И. И. Глобализация, государство, право, XXI век. М., 2000.

Приоритеты современного независимого развития любого государства в значительной степени зависят от того, насколько четко и недвусмысленно сформулированы его национальные интересы, а также от ясного понимания путей и средств реализации этих интересов. Процессы глобализации, радикально меняя мировое сообщество, задают новые параметры его развития, по-другому определяют и проблемы национальной безопасности в силу меняющегося характера вызовов и угроз, с которыми сталкивается человечество. По мнению специалистов, главным геополитическим вызовом, угрожающим национальной безопасности России, является необходимость освоения самого российского пространства. В настоящее время в условиях упадка страны, политики ее небезуспешной колонизации, проводимой иноземными конкурентами, резкого снижения промышленного производства и жизненного уровня населения, говоря словами А. И. Солженицына, «русский вопрос стоит очень недвусмысленно: быть нашему народу или не быть» <3>. Поэтому на первый план самим ходом событий выдвинулись соборные интересы русской нации, как ведущие, определяющие судьбы Отечества среди других — личных, групповых, классовых, партийных интересов. ——————————— <3> Солженицын А. «Русский вопрос» к концу XX века. М., 1995. С. 108.

Учет общественных интересов — необходимое условие проведения реформ, основанное на трезвом политическом, патриотическом прагматизме, профилактика от широкомасштабного социального надувательства и соответствующих политических потрясений и взрывов. Именно в этом контексте следует рассматривать проблемы интересов и безопасности России. Центральным в вопросе национальной безопасности государства выступают его национальные интересы, осознанные обществом и сформулированные в виде конкретных задач, которые должно отстаивать государство как внутри страны, так и за ее пределами. В новой редакции Концепции национальной безопасности Российской Федерации от 10 января 2000 г. <4> под национальными интересами России понимается совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции, в том числе во взаимодействии с действующими на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации общественными организациями <5>. ——————————— <4> Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 2. Ст. 170. <5> Концепция национальной безопасности Российской Федерации. М., 2000.

В общественно-политической мысли России до сих пор нет единого мнения в понимании национального интереса. Новые условия, бросающие вызов национальной государственности, динамике социально-экономического развития, политической идентификации места и роли страны в мировом сообществе, требуют четкого формулирования национальных интересов России. Национальные интересы ранжируются по своей значимости и влиянию. Именно поэтому часто можно встретить в литературе понятие жизненно важных интересов. Это понятие присутствует в нормативно-правовых документах различных стран мира: в Концепции национальной безопасности Республики Узбекистан, Национальной стратегии для нового столетия США, Законе Российской Федерации от 5 марта 1992 г. N 2446-1 «О безопасности» <6> (с изменениями от 25 декабря 1992 г., 24 декабря 1993 г., 25 июля 2002 г., 7 марта 2005 г.). ——————————— <6> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 15. Ст. 769.

Национальная стратегия США подразделяет национальные интересы США на три категории: — жизненно важные; — важные национальные интересы; — гуманитарные и другие интересы <7>. ——————————— <7> См.: Хаботин С. Стратегия национальной безопасности США в XXI веке // Компас. ИТАР-ТАСС. 2000. N 3. С. 3.

Под жизненно важными интересами Соединенные Штаты понимают вопросы чрезвычайной важности, выживания, безопасности и жизнеспособности нации. Если обратиться к истории, одним из первых величайших национальных мыслителей России, выступавших за глубокий учет кровных интересов русского народа в различных сферах жизнедеятельности, был М. В. Ломоносов. В «Письме о размножении и сохранении российского народа», направленном И. И. Шувалову (1761 г.), содержатся основательные методологические соображения для разработки комплексной системы национальных интересов русского народа. Вот как М. В. Ломоносов определяет приоритетные национальные интересы: «Все оные по разным временам замеченные порознь мысли подведены быть могут, как мне кажется, под следующие главы: 1. О размножении и сохранении российского народа. 2. Об истреблении праздности. 3. Об исправлении нравов и о большем народа просвещении. 4. Об исправлении земледелия. 5. Об исправлении и размножении ремесленных дел и художеств. 6. О лучших пользах купечества. 7. О лучшей государственной экономии. 8. О сохранении военного искусства во время долговременного мира. Сии так важные главы требуют глубокого рассуждения, долговременного в государственных делах искусства к изъяснению и предосторожной силы к произведению в действо» <8>. ——————————— <8> См.: Национальные интересы русского народа и демографическая ситуация в России. Сборник статей / Под ред. Е. С. Троицкого. М., 1998. С. 10.

Классифицируя приоритетные национальные интересы во внутренней политике, Я. А. Пляйс выделяет следующие: приумножение народа; сохранение целостности государства; глубокое реформирование общественно-политической, экономической, правовой систем на принципах демократии и плюрализма; решение проблем взаимоотношений в рамках СНГ; возрождение промышленного и научно-технического потенциала; развитие науки, образования, культуры; осуществление политики открытости внешнему миру; обеспечение территориальной и иной безопасности <9>. ——————————— <9> См.: Пляйс Я. А. Национальные интересы и стратегия внешней политики России // Обозреватель. 2003. N 4. С. 19 — 21.

Закон Российской Федерации «О безопасности» дает определение жизненно важных интересов как совокупности потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития человека, общества и государства <10>. ——————————— <10> См.: Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-1 (ред. от 7 марта 2005 г.) «О безопасности» // Ведомости РФ. 1992. N 15. Ст. 769.

В настоящее время одной из серьезных для России проблем является сокращение прироста постоянного населения, которое, по оценкам демографов, будет продолжаться до 2013 г. Россия стоит на пороге демографической катастрофы. В настоящее время ежегодная убыль населения в России составляет в среднем 700 тысяч человек. Связано это с несколькими причинами. Во-первых, резко сокращается рождаемость: в 2005 г. коэффициент суммарной рождаемости составил 1,29 на женщину. В то время как для поддержания хотя бы стабильной численности населения в обычных условиях необходимо, чтобы этот показатель был не менее 2,2. Во-вторых, повышается смертность населения. Например, по сравнению со странами Евросоюза, отставание по средней продолжительности жизни составляет в России 15 лет для мужчин и 9 лет для женщин <11>. Кроме того, значительные масштабы территории страны при ограниченности населения на фоне растущего мирового населения делают реальной геополитическую угрозу государству. ——————————— <11> Беляков Е. Демографический мегапроект // Газета. 2006. 6 октября.

В связи с этим вопросы миграции населения являются одними из важнейших в демографии новейшей истории России. Миграция оказывает непосредственное влияние на народонаселение страны и соответственно на экономику и финансы. Очевидно, что если в России начнется экономический подъем и возрастет потребность в рабочей силе, то демографическая проблема может стать фактором, ограничивающим возможности экономического и социального роста. Рабочая сила станет, пожалуй, самым дефицитным ресурсом. По прогнозам, в ближайшие годы нас ожидает дефицит рабочей силы от 5 до 7 млн. человек. Для устойчивого экономического развития России необходимо, чтобы каждый год в страну въезжало около миллиона мигрантов трудоспособного возраста. Привлечение рабочей силы практикуется во всем мире, и мы тоже заинтересованы в такой практике. Миграция населения (прежде всего трудовая) — нормальное и даже позитивное явление, позволяющее восполнить естественную убыль числа трудоспособных лиц в результате смерти и старения. Анализ состояния миграционных процессов в России свидетельствует о том, что основным источником роста населения и трудовых ресурсов страны в течение последних десятилетий является миграция. В создавшихся условиях, даже если это кому-то и не нравится, миграция объективно становится для России фактором желательным и необходимым. Пока только миграция сдерживает резкое сокращение численности населения страны и восполняет ее трудовые ресурсы. Поэтому миграцию, а в частности иммиграцию, можно рассматривать как фактор увеличения населения страны. По данным Минэкономразвития России, уровень привлечения мигрантов должен приближаться к 1 млн. человек в год, чтобы обеспечить стабилизацию численности все уменьшающегося населения России. Причем ее стабилизация путем естественного прироста уже невозможна. Вот почему, осознавая важность решения демографического кризиса, сложившегося в России, на заседании Совета по реализации национальных проектов основное внимание было уделено наиболее сложному проекту «Доступное жилье», а также новому разделу — проблемам демографии. Как было отмечено, демографическая политика должна стать новым ракурсом, в котором необходимо рассматривать все национальные проекты. Совет по реализации приоритетных национальных проектов обсудил вопросы деторождения и миграции, уделяя им первостепенное значение. Таким образом, можно надеяться на появление в ближайшее время нового национального проекта, направленного на улучшение демографической ситуации в России, одним из направлений которого будет совершенствование миграционных процессов и уделение миграции более пристального и взвешенного внимания со стороны государства.

——————————————————————