Условия реализации права на равный доступ к государственной службе

(Пресняков М. В.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА РАВНЫЙ ДОСТУП К ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 20 марта 2007 года

М. В. ПРЕСНЯКОВ

Пресняков М. В., доцент кафедры трудового, земельного и экологического права Поволжской академии государственной службы.

Конституция РФ в ст. 32 закрепляет право равного доступа граждан Российской Федерации к государственной службе. Это положение полностью соответствует п. «c» ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которому каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность «допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе». Вместе с тем абсолютизация принципа равного доступа к государственной службе невозможна, как невозможно абсолютное равенство «всех и во всем». Как справедливо отмечается в специальной литературе, «если не иметь в виду тривиальную в демократическом государстве формулировку равноправия, то следует подчеркнуть, что граждане не имеют и не могут иметь равного доступа к государственной службе» <1>. Поступление на государственную службу как в России, так и за рубежом обусловлено целым рядом требований, ограничений и запретов. На наш взгляд, проблема реализации равного доступа к государственной службе во многом заключается в обоснованности указанных требований и ограничений, что далеко не всегда так очевидно и однозначно, как может показаться на первый взгляд. ——————————— <1> См.: Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред. В. А. Четвернин. М., 1997. С. 231.

Так, Конституционный Суд РФ по целому ряду дел (большая часть из которых была связана с оспариванием предельного возраста пребывания на государственной службе) сформулировал достаточно четкую и определенную правовую позицию, которая состоит в признании права законодателя устанавливать специальные правила приема, прохождения и увольнения с государственной службы. Исходя из положений Конституции Российской Федерации о равном доступе к государственной службе (статья 32, часть 4), государство, регулируя отношения службы в органах внутренних дел, в том числе основания приема на службу и увольнения с этой службы, может устанавливать в данной сфере особые правила, что само по себе не противоречит статьям 19 (часть 1), 37 (части 1 и 3) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации и согласуется с пунктом 2 статьи 1 Конвенции МОТ N 111 1958 года относительно дискриминации в области труда и занятий, согласно которому различия, исключения или предпочтения в области труда и занятий, основанные на специфических (квалификационных) требованиях, связанных с определенной работой, не считаются дискриминацией. Однако «компетенция законодателя» в этом смысле не может быть абсолютной. Согласно рассматриваемой правовой позиции Конституционного Суда РФ различия в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям, согласуются с принципом равенства, закрепленным в статье 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, только в том случае, когда они являются объективно оправданными, обоснованными и соответствуют конституционно значимым целям. Обоснованность или необоснованность таких ограничений, по мнению Конституционного Суда РФ, означает их соответствие или несоответствие цели и задачам государственной службы как специфической профессиональной деятельности. Другими словами, указанные «особые правила» (читай — ограничения) будут оправданными только в том случае, если они «обусловлены задачами, принципами организации и функционирования государственной службы, целью обеспечения поддержания высокого уровня ее отправления (в том числе за счет обновления и сменяемости управленческого персонала), особенностями деятельности лиц, исполняющих обязанности по государственной должности государственной службы». Таким образом, общий подход к правовому регулированию государственно-служебных отношений должен учитывать специфику государственной службы как особого рода профессиональной деятельности. Указанная специфика связана прежде всего с тем, что эта деятельность состоит в обеспечении исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации <2>. Именно с этих позиций следует оценивать установленные Законом требования и ограничения в отношении лица, поступающего на государственную службу. ——————————— <2> Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 11.11.2003). // Собрание законодательства РФ. 02.06.2003. N 22. Ст. 2063.

Прежде всего, гражданским служащим может стать только гражданин Российской Федерации. Это традиционное условие для поступления на государственную службу ранее было предусмотрено ст. 21 Федерального закона от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации». Исходя из того что в своей служебной деятельности гражданский служащий призван исполнять полномочия Российской Федерации, это требование к лицам, поступающим на государственную службу, представляется нам вполне обоснованным. Подобное условие замещения должности государственной службы характерно для законодательства подавляющего большинства зарубежных государств. Нужно заметить, что согласно ст. 6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» приобретение иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации. При этом гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом. Однако по прямому указанию п. 6, а также п. 7 ч. 2 ст. 16 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» наличие гражданства иностранного государства является основанием для отказа в приеме на государственную гражданскую службу, а в отношении гражданского служащего — основанием его увольнения с гражданской службы, если иное не предусмотрено соответствующим международным договором. Заметим, что указанным международным договором должно быть предусмотрено не только признание двойного гражданства, но и возможность доступа к государственной службе договаривающихся государств. В настоящее время такие соглашения Российской Федерации с зарубежными государствами отсутствуют. До недавнего времени возможность иметь двойное гражданство была предусмотрена Соглашением между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства (Ашгабат, 23 декабря 1993 г.) и Договором между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства (Москва, 7 сентября 1995 г.). Указанные международные соглашения предусматривали, что лицо, состоящее в двойном гражданстве данных государств, в полном объеме пользуется правами и свободами, а также несет обязанности гражданина той страны, на территории которой оно постоянно проживает. Второе условие замещения должности государственной гражданской службы касается возрастных пределов. Действующим законодательством предусматриваются как минимальный, так и максимальный возрастные пределы замещения должности государственной гражданской службы. Заметим, что по сравнению с нормами трудового законодательства, согласно которым по общему правилу лицо может работать по трудовому договору по достижении 16 лет (а в некоторых случаях и до достижения этого возраста), ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает повышенный возрастной предел поступления на государственную гражданскую службу — 18 лет. Впрочем, аналогичное правило было предусмотрено и в ранее действовавшем ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации», что «обусловлено спецификой трудовой деятельности государственного служащего, повышенной ответственностью за исполнение возложенных на него функций, а также дополнительными требованиями, предъявляемыми к таким лицам» <3>. ——————————— <3> Комментарий к Федеральному закону «Об основах государственной службы Российской Федерации» и законодательству о государственной службе зарубежных государств / Под ред. Л. А. Окунькова. М.: Инфра-М, 1998.

Сложнее обстоит дело с законодательным закреплением предельного возраста пребывания на государственной службе. На первый взгляд, данная норма носит явно дискриминационный характер. В частности, одной из форм дискриминации в области труда международным сообществом признается дискриминация по возрастному критерию <4>. ——————————— <4> Рекомендация МОТ N 162 «О пожилых трудящихся» (1980 год).

На недопустимость дискриминации по возрасту указывал и Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 27 декабря 1999 года <5>. Поводом к рассмотрению указанного дела явились жалобы граждан В. П. Малкова и Ю. А. Антропова на нарушение конституционных прав и свобод действовавшими в то время положениями п. 3 ст. 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Согласно упомянутой норме должности ректоров, проректоров, деканов факультетов, заведующих кафедрами, руководителей филиалов и институтов в государственных и муниципальных высших учебных заведениях замещались лицами в возрасте не старше шестидесяти пяти лет. В этой связи Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что положения п. 3 ст. 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», предусматривающие возрастные ограничения при замещении должностей заведующих кафедрами в государственных и муниципальных высших учебных заведениях, нарушают конституционный принцип равноправия, включая равенство возможностей (части 1 и 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации), и приводят к дискриминации при реализации права на труд, закрепленного статьей 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации. ——————————— <5> Постановление Конституционного Суда РФ N 19-П от 27.12.1999 о признании не соответствующими Конституции Российской Федерации положений пункта 3 статьи 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», предусматривающих возрастные ограничения для лиц, замещающих должности заведующих кафедрами в государственных и муниципальных высших учебных заведениях // Вестник Конституционного Суда РФ. 2000. N 1.

С другой же стороны, по целому ряду аналогичных обращений по поводу конституционности установления возрастных пределов пребывания на государственной службе Конституционным Судом были вынесены прямо противоположные решения <6>. В данном случае особый интерес для нас представляет система аргументации указанных постановлений и определений Конституционного Суда РФ. В частности, Конституционным Судом неоднократно отмечалось, что принцип равенства не препятствует законодателю при осуществлении правового регулирования трудовых отношений устанавливать различия в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям, в том числе вводить особые правила, касающиеся условий замещения отдельных должностей и оснований освобождения от должности, если эти различия являются объективно оправданными, обоснованными и соответствуют конституционно значимым целям и требованиям. Различия, исключения или предпочтения в области труда и занятий, основанные на специфических требованиях определенной работы, в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Конвенции МОТ N 111 1958 года о дискриминации в области труда и занятий, ратифицированной Союзом ССР в 1961 году, не считаются дискриминацией. ——————————— <6> Определения от 4 декабря 1997 года по жалобе гражданина А. М. Насташкина, от 1 июля 1998 года по запросу Верховного Суда Российской Федерации и от 19 апреля 2000 года по жалобе гражданина И. У. Бетанти на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 25 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», Определения от 8 февраля 2001 года по запросу Люберецкого городского суда Московской области о проверке конституционности положений статьи 20.1 Федерального закона «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» и статьи 41 Закона Московской области «О муниципальных должностях и муниципальной службе в Московской области», от 5 июля 2001 года по запросу Суда Чукотского автономного округа о проверке конституционности положений статьи 43 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и по жалобе гражданина В. П. Соковца на нарушение этими положениями его конституционных прав. Нужно сказать, что Конституционный Суд РФ, особенно в последнее время, при отказе в принятии или удовлетворении жалоб нередко ссылается на «компетенцию законодателя».

Следовательно, установление предельного возраста при замещении определенных должностей по трудовому договору допустимо, если это ограничение обусловлено спецификой и особенностями выполняемой работы. Рассматривая жалобы граждан В. П. Малкова и Ю. А. Антропова, Конституционный Суд РФ отметил, что возрастное ограничение при замещении должностей заведующих кафедрами в государственных и муниципальных высших учебных заведениях не может рассматриваться в качестве специального требования, обусловленного характером этой деятельности, особенностями данного вида труда. Должность заведующего кафедрой отнесена Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» не к административному персоналу, а к профессорско-преподавательским должностям. Это означает, что на заведующего кафедрой как высококвалифицированного специалиста, имеющего, как правило, ученую степень и ученое звание, возлагается ведение такой же учебной, научно-исследовательской и методической работы, как, например, на профессора или доцента. Таким образом, заведующий кафедрой, будучи руководителем структурного подразделения, выполняет работу, которая по своему содержанию является существенно иной, чем у руководящих работников высшего учебного заведения, не относящихся к профессорско-преподавательскому составу, — ректора, проректора, руководителей филиала и института, основное содержание деятельности которых связано с осуществлением собственно управленческих, административных функций <7>. ——————————— <7> Постановление Конституционного Суда РФ N 19-П от 27.12.1999 о признании не соответствующими Конституции Российской Федерации положений пункта 3 статьи 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», предусматривающих возрастные ограничения для лиц, замещающих должности заведующих кафедрами в государственных и муниципальных высших учебных заведениях // Вестник Конституционного Суда РФ. 2000. N 1.

Иную правовую позицию Конституционный Суд РФ сформулировал в отношении предельного возраста пребывания на государственной службе. Согласно этой позиции специфика государственной службы Российской Федерации как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов предопределяет особый правовой статус государственных служащих в трудовых отношениях. Регламентируя правовое положение государственных служащих, порядок поступления на государственную службу и ее прохождения, государство вправе устанавливать в этой сфере и особые правила. Другими словами, установление специальных требований и ограничений к лицам, проходящим государственную службу либо претендующим на замещение должности государственной службы, является прерогативой законодателя <8>. Однако установление таких специальных правил и требований, как мы уже отмечали выше, должно быть обусловлено целями и задачами государственной службы как особого вида профессиональной деятельности. В частности, как отметил Конституционный Суд РФ, установление предельного возраста пребывания на государственной службе призвано способствовать задаче обновляемости (сменяемости) кадрового состава государственной службы. ——————————— <8> Нужно сказать, что Конституционный Суд РФ, особенно в последнее время, при отказе в принятии или удовлетворении жалобы нередко ссылается на «компетенцию законодателя».

Так, в Федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 — 2005 годы)» в качестве одной из проблем, требующих скорейшего разрешения, была названа неадекватная возрастная структура, сложившаяся на государственной службе. В частности, согласно приведенным данным на 2002 г. средний возраст государственных служащих составлял 40 лет. Лица пенсионного возраста среди государственных служащих составляли 3,5 процента. Более 30 процентов государственных служащих имели возраст 50 лет и старше. Основная часть государственных служащих в возрасте до 30 лет замещали государственные должности, отнесенные к старшим и младшим группам должностей (соответственно 49,6 и 38,7 процента). Высшие и главные государственные должности категории «В» замещали только 0,6 процента государственных служащих в возрасте до 30 лет. Такое положение приведет к тому, что в течение 10 лет произойдет массовое высвобождение государственных служащих, замещающих ключевые должности, при невозможности замещения этих должностей следующим поколением государственных служащих, имеющих достаточный опыт работы на государственной службе и необходимую квалификацию. Таким образом, существует объективная необходимость создания правовой основы обновления и сменяемости управленческого персонала на государственной гражданской службе. Принятый в 2004 г. ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» увеличил предельный возраст пребывания на государственной службе с 60 до 65 лет, что, учитывая все вышесказанное, на первый взгляд представляется парадоксальным законодательным решением. Однако нужно сказать, что и ранее (ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации») допускалось продление срока пребывания на государственной службе до 65 лет, однако предельный возраст был определен в 60 лет. Это означало, что гражданин, достигший 60 лет, лишался права поступления на государственную службу, тогда как с лицом, уже состоящим на государственной службе, трудовой договор мог продлеваться еще в течение пяти лет. Подобное положение дел в известном смысле нарушало принцип равного доступа к государственной службе. В настоящее время гражданин вправе не только состоять, но и поступать на государственную службу, если он не достиг предельного возраста — 65 лет. Обязательным условием поступления гражданина на государственную гражданскую службу является владение таким гражданином государственным языком Российской Федерации. На первый взгляд, комментируемая статья сохраняет соответствующее положение ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации». Однако в прежнем Законе эта норма была сформулирована несколько иначе. В частности, право поступления на государственную службу предоставлялось гражданам Российской Федерации не моложе 18 лет, владеющим государственным языком. Дело в том, что согласно ст. 68 Конституции РФ государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский. Вместе с тем республики в составе Российской Федерации вправе устанавливать свои государственные языки, которые употребляются наряду с русским. В этой связи в тех республиках, где наряду с государственным языком Российской Федерации были установлены собственные государственные языки, для поступления на государственную службу требовалось владение этими двумя языками. В связи с этим многие исследователи рассматривали это требование ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» как необоснованное и не соответствующее принципу равного доступа к государственной службе <9>. ——————————— <9> Комкова Г. Н. На общих условиях равенства: обеспечение принципа равного доступа к государственной и муниципальной службе в практике деятельности российских органов власти // Чиновник. 2001. N 5 (15).

В настоящее время законы «О языках» приняты в большинстве республик в составе России. Во многих из них государственными языками признаются русский язык и национальный язык республики, на котором говорит титульная нация, давшая название республике. Так, в Республике Саха государственными являются языки саха и русский, в Республике Татарстан — татарский и русский. В некоторых случаях статусом государственного наделяются несколько языков. В Кабардино-Балкарии это — кабардинский, балкарский и русский языки; в Мордовии государственными языками являются русский и мордовский (мокшанский и эрзянский); в Республике Марий Эл — марийский (горный и луговой) и русский языки <10>. Вместе с тем следует учитывать, что «государственный язык — это язык, выполняющий интеграционную функцию в рамках данного государства в политической, официальной, культурной сферах и выступающий в качестве символа данного государства» <11>. В этой связи следует согласиться с Г. Н. Комковой, что право республик, находящихся в составе Российской Федерации, устанавливать свой язык ни в коей мере не должно входить в противоречие с правами человека, ущемлять их <12>. Так, языковые цензы, введенные некоторыми республиками в отношении ряда выборных должностей, рассматривались Конституционным Судом РФ на предмет соответствия их Конституции РФ <13>. В этой связи Конституционный Суд РФ указал, что из права республик в составе России устанавливать свой государственный язык не вытекает необходимость специальных требований к знанию этих языков в качестве приобретения пассивного избирательного права. ——————————— <10> Там же. <11> См.: Нерознак В. П. Государственные языки в Российской Федерации. М., 1995. С. 10. <12> Комкова Г. Н. На общих условиях равенства: обеспечение принципа равного доступа к государственной и муниципальной службе в практике деятельности российских органов власти // Чиновник. 2001. N 5 (15). <13> См.: Постановление Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности отдельных положений части первой статьи 92 Конституции Республики Башкортостан, части первой статьи 3 Закона Республики Башкортостан «О Президенте Республики Башкортостан» и статей 1 и 7 Закона Республики Башкортостан «О выборах Президента Республики Башкортостан» от 27 апреля 1998 года // ВКС. 1998. N 4.

Исходя из сказанного выше, формулировка ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в соответствии с которой обязательным требованием к лицу, поступающему на государственную службу, является владение не государственным языком, а государственным языком Российской Федерации, т. е. русским языком, представляется нам более предпочтительной в плане обеспечения равного доступа к государственной службе. Кроме всего вышеперечисленного гражданин, претендующий на замещение должности государственной гражданской службы, должен соответствовать определенным квалификационным требованиям. Указанные квалификационные требования устанавливаются по категориям и группам должностей гражданской службы нормативно-правовыми актами различного уровня. Требования к уровню профессионального образования устанавливаются ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В Федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 — 2005 годы)», которая была утверждена Указом Президента РФ от 19 ноября 2002 г. N 1336, проблема образовательного уровня государственных служащих названа в качестве одной из основных. В частности, было отмечено, что на начало 2002 года доля государственных служащих, имеющих высшее профессиональное образование, составляла 73 процента. При этом 40 процентов государственных служащих имели высшее образование по специальностям экономического и управленческого профиля, 22 процента — юридическое образование, 18 процентов — высшее техническое образование. Таким образом, согласно этим данным на указанный момент времени не имели профессионального образования 26,7 тыс. человек. Кроме того, следует обратить внимание на профиль высшего профессионального образования, который зачастую не соответствует выполняемой функции государственного служащего. Ранее ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» требования к уровню и профилю профессионального образования государственного служащего были установлены в зависимости от группы должностей. Так, для высших и главных государственных должностей гражданин должен был иметь высшее профессиональное образование по специализации государственных должностей государственной службы или образование, считающееся равноценным, с дополнительным высшим профессиональным образованием по специализации государственных должностей государственной службы. Для ведущих и старших государственных должностей государственной службы — высшее профессиональное образование по специальности «Государственное управление» либо по специализации государственных должностей государственной службы или образование, считающееся равноценным. Среднее профессиональное образование допускалось лишь для младших государственных должностей государственной службы. В настоящее время квалификационные требования к уровню профессионального образования обусловлены не только группой, но и категорией должности. Так, для замещения должностей категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп необходимо высшее профессиональное образование. Для замещения должностей категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп Закон требует наличия среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности. В этой связи на практике могут возникнуть (а точнее, обязательно возникнут) достаточно серьезные проблемы. Дело в том, что согласно действующему законодательству среднее профессиональное образование допускается только при замещении должностей категории «обеспечивающие специалисты». Между тем категория должностей «обеспечивающие специалисты» включает в себя лишь те должности, которые учреждаются для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаются без ограничения срока полномочий. Например, работники кадровых служб в ряде случаев — юристы и т. п. Те же гражданские служащие, чьи служебные обязанности находятся в сфере профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций, не могут быть отнесены к данной категории должностей. Соответственно, указанные гражданские служащие должны иметь высшее профессиональное образование независимо от того, к какой группе должностей они относятся. Соответственно, те гражданские служащие, которые не имеют высшего образования, поскольку замещают младшую группу должностей (напомним, что ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» это позволял), с переходом в категорию «специалисты» оказались не соответствующими установленным квалификационным требованиям со всеми вытекающими последствиями. На практике (особенно в небольших городах и сельских населенных пунктах) достаточно распространенной является ситуация, когда государственный служащий, имеющий значительный стаж службы и прекрасно справляющийся со своими служебными обязанностями, тем не менее не имеет высшего образования. В описанной выше ситуации служебный контракт с таким государственным служащим не может быть заключен, а уже заключенный контракт должен быть расторгнут по ст. 40 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» вследствие нарушения установленных законом обязательных правил его заключения, если нарушение этих правил исключает возможность продолжения замещения гражданским служащим должности гражданской службы и прохождения гражданской службы. По прямому указанию названной нормы Закона к таким случаям в том числе относится отсутствие у лица соответствующего документа об образовании, если исполнение должностных обязанностей требует специальных знаний. Слабым утешением для такого гражданина станет выплачиваемое при увольнении по данному основанию месячное денежное содержание. Здесь уместно будет вспомнить еще одну правовую позицию, сформулированную в свое время Конституционным Судом РФ, которая касается обоснованности изменений, вносимых в действующее законодательство. Так, Конституционный Суд неоднократно указывал, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты <14>. Другими словами, данная правовая позиция Конституционного Суда РФ сводится к «соразмерности» и «адекватности» изменений действующего законодательства, «правил игры». В этой связи Конституционный Суд РФ неоднократно подчеркивал, что изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм. С этой целью законодатель должен обеспечить предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано <15>. ——————————— <14> См., напр.: Постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П. <15> Постановление Конституционного Суда РФ от 24.05.2001 N 8-П.

Как нам представляется, существует два пути решения рассмотренной выше проблемы. Во-первых, возможно введение некоторого переходного периода, в течение которого такие государственные служащие могли бы получить соответствующее образование. Вместе с тем следует учитывать, что такой переходный период в этом случае будет весьма продолжительным (не менее 5 лет). Кроме того, встает вопрос об оплате обучения такого гражданского служащего в высшем учебном заведении. Логично предположить, что оплата обучения должна осуществляться за счет средств соответствующего бюджета. Учитывая распространенность описанной ситуации, это может потребовать значительного расхода бюджетных средств. В этой связи более предпочтительным нам представляется второй способ решения проблемы, который предполагает законодательное закрепление специальной нормы о нераспространении указанного квалификационного требования в отношении тех государственных служащих, которые уже замещали соответствующие должности на момент вступления в силу ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». При этом закрепление данного изъятия из общего правила может быть обусловлено наличием стажа государственной службы определенной продолжительности. В данном случае следует учитывать, что наличие высшего образования не является самоцелью, а преследует задачу повышения профессионального уровня государственных гражданских служащих. Поэтому, если до вступления в силу ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственный служащий успешно справлялся со своими профессиональными обязанностями в течение длительного времени, представляется нецелесообразным увольнять его в связи с отсутствием высшего образования. Нужно отметить, что аналогичным образом, например, будет решаться вопрос о квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или работы по специальности. Так, согласно Указу Президента РФ от 27.09.2005 N 1131 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих» <16> квалификационные требования, предусмотренные этим Указом, применяются при назначении на должность федеральной государственной гражданской службы после вступления его в силу. ——————————— <16> Указ Президента РФ от 27.09.2005 N 1131 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих». Официально не опубликован. См.: СПС «КонсультантПлюс».

Другой проблемой, которая связана с введением новых квалификационных требований к профессиональному образованию гражданского служащего, является профиль, т. е. специализация данного образования. Ранее действующий ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» предусматривал наличие высшего профессионального образования по специальности «Государственное управление» либо по специализации должностей государственной службы или образования, считающегося равноценным. От претендентов на высшие и главные государственные должности также требовалось наличие дополнительного высшего профессионального образования по профилю (послевузовского управленческого или иного, признанного ему равноценным). Нужно сказать, что ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» закрепляет требование соответствия образования направлению профессиональной служебной деятельности только в отношении гражданских служащих, замещающих должности категории «обеспечивающие специалисты» и только старшей и младшей групп. Для таких гражданских служащих обязательным является наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности. Для всех иных категорий и групп должностей Закон устанавливает требование высшего профессионального образования, не конкретизируя специализацию такого образования. Напомним, что проблема непрофильного образования государственных служащих в Федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 — 2005 годы)» называлась в качестве одной из основных. Поэтому отсутствие в Законе упоминания о специализации профессионального образования гражданских служащих по должностям «руководители», «помощники (советники)» и «специалисты» можно расценить только как недостаток юридической техники. Не устанавливают требований к специализации высшего образования и законы субъектов Российской Федерации, которые в этой части, что называется, «слово в слово» воспроизводят нормы ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» <17>. ——————————— <17> См., напр.: Закон Самарской области от 6 апреля 2005 года N 103-ГД «О государственной гражданской службе Самарской области»; Закон города Москвы «О государственной гражданской службе города Москвы» от 26 января 2005 года N 3; и др.

Нужно заметить, что данный правовой пробел восполняется на уровне ведомственного нормотворчества. Такие требования, например, предусматриваются в отношении гражданских служащих Федерального медико-биологического агентства (ФМБА) Приказом ФМБА от 28 октября 2005 г. N 349 <18>. Например, для руководителя регионального, межрегионального управления названным Приказом предусматривается обязательное наличие высшего медицинского образования по одной из следующих специальностей: ——————————— <18> Приказ ФМБА от 28.10.2005 N 349 «О квалификационных требованиях к профессиональным знаниям и навыкам гражданских служащих территориальных органов (региональных, межрегиональных управлений) ФМБА России» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 28.11.2005. N 48.

— медико-профилактическое дело; — гигиена; — санитария; — эпидемиология; — лечебное дело; — педиатрия; — стоматология. Для главных специалистов, ведущих специалистов и консультантов необходимо наличие высшего профессионального образования по специальности «Государственное управление» либо высшее профессиональное образование по специальностям, соответствующим функциям и конкретным задачам, возложенным на отдел. Большие проблемы на практике возникают с определением, какое именно образование может считаться соответствующим направлению деятельности соответствующего органа. Ранее действующий ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» предусматривал, что решение о признании образования равноценным принимается федеральным органом по вопросам государственной службы. Действующий Закон такого указания не содержит, и решение данного вопроса всецело зависит от усмотрения руководителя. Квалификационные требования к стажу службы или опыту работы по специальности устанавливаются указом Президента Российской Федерации, а для гражданских служащих субъекта Российской Федерации — законом субъекта Российской Федерации. В настоящее время принят Указ Президента РФ от 27.09.2005 N 1131 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих» <19>. ——————————— <19> Указ Президента РФ от 27.09.2005 N 1131 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих». Официально не опубликован. См.: СПС «КонсультантПлюс».

Данным нормативно-правовым актом установлены следующие квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для замещения: а) высших должностей федеральной государственной гражданской службы — не менее шести лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее семи лет стажа работы по специальности; б) главных должностей федеральной государственной гражданской службы — не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее пяти лет стажа работы по специальности; в) ведущих должностей федеральной государственной гражданской службы — не менее двух лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее четырех лет стажа работы по специальности; г) старших должностей федеральной государственной гражданской службы — не менее трех лет стажа работы по специальности; д) младших должностей федеральной государственной гражданской службы — без предъявления требований к стажу. Исключение сделано для случаев назначения на старшие должности федеральной государственной гражданской службы выпускников образовательных учреждений высшего профессионального образования очной формы обучения, поступающих на государственную службу в соответствии с договором на обучение. На таких граждан установленные квалификационные требования к стажу не распространяются. Кроме того, установленные квалификационные требования к стажу могут применяться только при назначении на должность федеральной государственной гражданской службы после вступления в силу названного Указа. Нужно сказать, что этот Указ должен вступить в силу одновременно с вступлением в силу Указа Президента Российской Федерации о денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих, предусмотренного частью 3 статьи 71 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Пока же продолжает действовать Указ Президента РФ «О квалификационных требованиях по государственным должностям федеральной государственной службы» от 30 января 1996 г., который устанавливает несколько иные квалификационные требования к стажу и опыту работы по специальности: — высшие государственные должности — стаж государственной службы на главных государственных должностях не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее пяти лет; — главные государственные должности — стаж государственной службы на ведущих государственных должностях не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее трех лет; — ведущие государственные должности — стаж государственной службы на старших государственных должностях не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее трех лет; — старшие государственные должности — стаж работы по специальности не менее трех лет; — младшие государственные должности — без предъявления требований к стажу. Как видно, Указ Президента РФ 2005 года предусматривает наличие более продолжительного стажа государственной службы (работы по специальности) для замещения высших и главных должностей гражданской службы, чем действующий Указ от 30 января 1996 г. В этой связи и была сделана оговорка о нераспространении указанных квалификационных требований к стажу на тех гражданских служащих, которые были назначены на должность до вступления в силу Указа Президента РФ от 27.09.2005 N 1131 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих». В ряде субъектов Российской Федерации также действуют законы, устанавливающие требования к стажу государственных служащих. Такие требования закрепляются в законах о государственной гражданской службе Самарской, Саратовской, Тамбовской областей, г. Москвы и др. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам лица, претендующего на замещение должности гражданской службы, устанавливаются нормативным актом соответствующего государственного органа и включаются в должностной регламент. В отличие от требований к образованию и стажу государственного гражданского служащего, которые закрепляются в законодательных актах или указах Президента Российской Федерации, требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, должны устанавливаться нормативным актом государственного органа, в котором учреждена данная должность, и включаться в должностной регламент гражданского служащего. Это объясняется тем, что работа в различных сферах государственного управления требует специфических знаний и навыков, поэтому установление единых требований по ним для всех должностей гражданской службы, в отличие от требований к образованию и стажу, невозможно. Такие требования, например, установлены Приказом Министерства обороны Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. N 545 «Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими в Министерстве обороны Российской Федерации» <20>. ——————————— <20> Приказ Министерства обороны Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. N 545 «Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими в Министерстве обороны Российской Федерации». Документ опубликован не был. См.: СПС «КонсультантПлюс».

——————————————————————

Вопрос: Каков порядок получения работодателем разрешения на работу для иностранного работника? («Адвокат», 2007, N 3)

Вопрос: Каков порядок получения работодателем разрешения на работу для иностранного работника?

Ответ: Разрешение на работу выдается работодателю для каждого иностранного работника. Разрешение на работу выдается только иностранцам, достигшим 18-летнего возраста, несмотря на то что в соответствии с Трудовым кодексом РФ в качестве работников могут привлекаться граждане России, достигшие 16-летнего возраста, а в ряде случаев и моложе. При этом, чтобы получить разрешение на работу для иностранного работника, работодатель должен предварительно внести на специальный счет МВД России средства, необходимые для обеспечения выезда иностранного работника из России. После отъезда иностранного специалиста эти средства должны быть возвращены работодателю по окончании срока договора. Порядок обращения с этими средствами должен быть определен Правительством РФ, но пока он не установлен. Для получения разрешения на работу для иностранных работников работодатель обязан обратиться в региональное подразделение по делам миграции с заявлением. Форма бланка заявления утверждена МВД России. Бланк заявления заполняется на русском языке, при этом не допускается использование сокращенных слов и аббревиатур. Сведения, указанные в заявлении, должны быть исчерпывающими. Вместе с заявлением заявителем представляется: — цветная фотография иностранного гражданина размером 30 х 40 мм; — копия свидетельства об эквивалентности такого документа российскому диплому о профессиональном образовании (в случае если для поступления на работу требуется наличие определенного вида профессионального образования, например высшего медицинского при поступлении на работу врачом); — копия специального разрешения на въезд иностранного гражданина на территорию, на посещение организации или объекта, если такое разрешение требуется исходя из обстоятельств дела; — копия документа, удостоверяющего личность представителя работодателя, который сдает заявление (на обозрение, т. е. без изъятия); — копия или оригинал документа, удостоверяющего личность иностранного работника, которые должны иметь оставшийся срок действия не менее шести месяцев (оригинал — на обозрение, т. е. без изъятия). Оформленные на территории иностранных государств официальные документы, копии которых представляются для получения иностранным гражданином разрешения на работу, должны быть легализованы в установленном порядке в дипломатических представительствах или консульских учреждениях Российской Федерации за рубежом, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. В случае если документы составлены на иностранном языке, к ним прилагается нотариально заверенный перевод на русский язык. Если копии документов представляются без предъявления подлинников, они также должны быть нотариально заверены. При приеме заявления к рассмотрению проверяется правильность оформления представленных документов. Факт проверки, а также подлинность подписи заявителя заверяются на заявлении подписью уполномоченного должностного лица территориального органа внутренних дел. Заявление регистрируется с проставлением на нем регистрационного номера. Должностное лицо, принявшее заявление, выдает заявителю справку о приеме заявления к рассмотрению. Региональное подразделение по делам миграции осуществляет проверку сведений, содержащихся в заявлении и представленных документах, и по результатам их рассмотрения принимает решение о выдаче либо об отказе в выдаче иностранному гражданину разрешения на работу. По каждому заявлению принимается отдельное решение. Срок рассмотрения заявления не должен превышать 30 рабочих дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми и надлежаще оформленными документами. Региональное подразделение по делам миграции обязано в 10-дневный срок со дня принятия решения в письменной форме проинформировать заявителя о результатах рассмотрения заявления, а в случае отказа в выдаче иностранному гражданину разрешения на работу указать причину отказа. В разрешении на работу указываются сведения о владельце (фамилия, имя, отчество, дата рождения, гражданство или государство постоянного (преимущественного) проживания), сведения о периоде трудовой или предпринимательской деятельности и при необходимости — иная информация. На разрешении на работу помещается цветная фотография иностранного гражданина. Разрешение на работу оформляется на бланке, имеющем многоуровневую защиту от подделок и выполненном в виде пластиковой карты стандартного размера. Разрешение на работу подписывается руководителем регионального подразделения по делам миграции, принявшего решение о выдаче разрешения на работу, или уполномоченным им должностным лицом и заверяется печатью этого органа. Согласно ст. 333.28 НК РФ за выдачу разрешения на работу взимается государственная пошлина в размере 1000 рублей за каждое разрешение. Поэтому для получения разрешения работодателю необходимо будет представить квитанцию (платежное поручение) об оплате государственной пошлины. Разрешение на работу выдается на срок не более одного года. Хотя это прямо не указано в законодательстве Российской Федерации, такой вывод вытекает из того, что срок временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в России при заключении трудового договора не может быть более одного года.

А. Н.Головистикова Кандидат юридических наук, юрист-эксперт Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования

——————————————————————

Вопрос: Как получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников? («Адвокат», 2007, N 3)

Вопрос: Как получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников?

Ответ: Разрешение выдается региональным подразделением по делам миграции. Однако, чтобы его получить, работодатель первоначально должен иметь положительное заключение территориальной службы занятости о целесообразности привлечения и использования иностранных работников. Для получения заключения работодателю необходимо обратиться в территориальную службу занятости (территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости) по месту предполагаемого привлечения и использования иностранных работников с пакетом документов, включающим следующее: — заявление, оформленное на бланке утвержденного образца. В заявлении указываются данные работодателя (наименование, регистрационные сведения и т. д.), а также сведения о планируемом привлечении иностранных работников: профессии, специальности или должности, по которым предполагается привлекать иностранных работников; численность работников, планируемых к привлечению по каждой профессии, специальности или должности; срок, на который планируется привлечение; государство постоянного (преимущественного) проживания привлекаемых работников; — копию свидетельства о регистрации (для юридического лица). В случае если от имени работодателя выступает иностранная организация, не имеющая свидетельства о регистрации и ИНН в Российской Федерации, предоставляются нотариально заверенный перевод на русский язык документов, подтверждающих факт ее регистрации, и номер налогоплательщика, присвоенный работодателю в иностранном государстве, в котором юридическое лицо зарегистрировано; — копию свидетельства о регистрации в качестве предпринимателя и документ, удостоверяющий его личность (для физического лица). При приеме заявления с приложением необходимых документов к рассмотрению территориальная служба занятости проверяет правильность их оформления. Факт проверки принятых документов заверяется соответствующей подписью должностного лица. Заявление регистрируется в день его поступления в службу занятости с проставлением на нем регистрационного номера. Заключение о целесообразности привлечения и использования иностранных работников подготавливается территориальной службой занятости с учетом наличия в регионе равноценной рабочей силы, отсутствия возможности ее перераспределения внутри соответствующего субъекта Федерации или между субъектами Федерации. Срок выдачи заключения — от 7 до 21 дня. Заключение содержит вывод о целесообразности привлечения работодателем иностранных работников, с определением их количества, профессий, специальностей, должностей и сроков привлечения либо вывод о нецелесообразности привлечения иностранных работников с указанием причин, по которым такой вывод сделан. Возможна выдача частично положительного заключения, т. е. указание в нем на целесообразность привлечения иностранцев лишь на некоторые из заявленных работодателем профессий, специальностей, или должностей либо в меньшем количестве. Имея положительное (полностью либо частично) заключение службы занятости о целесообразности привлечения иностранных работников, работодатель должен обратиться в региональное подразделение по делам миграции с заявлением о выдаче разрешения на привлечение иностранных работников с приложением к нему: — заключения службы занятости о целесообразности привлечения иностранных работников; — проекта трудового договора или других документов, подтверждающих предварительную договоренность с конкретными иностранными гражданами или зарубежными партнерами о намерении и об условиях привлечения иностранных работников (официальные письма, договоры о предоставлении рабочей силы одним юридическим лицом другому, соглашения о переводе и т. п.); — платежного поручения (квитанции) об оплате государственной пошлины. В соответствии с Налоговым кодексом РФ за выдачу разрешений на привлечение и использование иностранных работников взимается государственная пошлина в размере 3000 рублей за каждого привлекаемого иностранного работника; — нотариально заверенной копии устава юридического лица; — нотариально заверенной копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица; — нотариально заверенной копии свидетельства о постановке на налоговый учет по месту регистрации; — нотариально заверенной копии свидетельства о регистрации в качестве предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица (для индивидуальных предпринимателей); — нотариально заверенной копии паспорта (для физического лица, в том числе для индивидуальных предпринимателей); — заполненную анкету, которая выдается в региональном подразделении по делам миграции; — нотариально заверенной копии лицензии на осуществление деятельности (для лицензируемых видов деятельности). Предприятия, учреждения и организации, подведомственные Минобороны России, для получения разрешения предоставляют также согласие этого министерства на привлечение иностранных работников. Решение о выдаче разрешений принимается региональным подразделением по делам миграции в течение 30 дней со дня подачи работодателем всех необходимых документов. В случае если для принятия решения о выдаче разрешения требуется проведение экспертизы, решение принимается в 15-дневный срок после получения экспертного заключения, но не позднее 45 дней со дня подачи документов. В разрешении указываются: — наименование органа, выдавшего разрешение; — наименование и адрес работодателя, которому выдано разрешение, и сведения о его государственной регистрации; — территория, на которой действует разрешение; — численность и профессиональный состав привлекаемых работников, страна их происхождения или обычного проживания; — основание для выдачи разрешения, срок действия и другие данные. Разрешение подписывается ответственным должностным лицом и заверяется печатью. При отказе в выдаче разрешения на привлечение иностранных работников работодателю в течение пяти дней после принятия решения направляется письменный мотивированный отказ в выдаче разрешения. Разрешения выдаются, как правило, на срок до одного года. По мотивированной просьбе работодателя действие разрешения после окончания его срока может быть продлено, но не более чем на один год. При продлении срока действия разрешения с работодателя взимается плата в размере, предусмотренном за выдачу разрешения, т. е. 3000 рублей за каждого привлекаемого работника. Разрешение не подлежит передаче другим работодателям. Привлекаемые на основе разрешения иностранные работники не могут быть переведены на работу к другому работодателю. Работодатели, получившие разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, обязаны в месячный срок направить в региональное подразделение по делам миграции сведения о заключении на основании разрешения трудовых договоров с иностранными работниками. То есть если с иностранцем, в целях привлечения которого работодатель получал разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, заключен впоследствии трудовой договор, то работодатель обязан в течение 30 дней с даты заключения такого договора направить письменное сообщение об этом в региональное подразделение по делам миграции.

А. Н.Головистикова Кандидат юридических наук, юрист-эксперт Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования

——————————————————————

Вопрос: Каков порядок оформления на работу в России иностранного гражданина и лица без гражданства, не имеющего разрешение на временное проживание или вид на жительство? («Адвокат», 2007, N 3)

Вопрос: Каков порядок оформления на работу в России иностранного гражданина и лица без гражданства, не имеющего разрешение на временное проживание или вид на жительство?

Ответ: Для оформления на работу иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих разрешения на временное проживание или вида на жительство (за исключением граждан Республики Беларусь), установлен специальный порядок. Для заключения трудового договора с иностранным работником работодателю необходимо осуществить следующие действия. 1. Получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников. 2. Получить приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного работника в целях осуществления трудовой деятельности и передать его работнику. Приглашение на въезд в Российскую Федерацию — документ, являющийся основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Такое приглашение выдается региональным подразделением паспортно-визовой службы по ходатайству работодателя на основании полученного разрешения на привлечение иностранных работников. Количество приглашений не должно превышать квоту, которая ежегодно устанавливается Правительством РФ на основании заявок субъектов Российской Федерации. Вместе с ходатайством о получении приглашения работодатель предоставляет разрешение на привлечение иностранных работников и документы, необходимые для получения третьего основного разрешения — разрешения на работу для каждого иностранного работника. Без выдачи разрешения на работу приглашение на въезд в Россию иностранному гражданину или лицу без гражданства выдано не будет. Для оформления на работу иностранца, который временно пребывает в Российской Федерации (т. е. уже находится в России), получение приглашения на въезд в Россию не требуется. 3. Получить и передать иностранному работнику до начала трудовой деятельности разрешение на работу (за исключением случая, когда работник уже имеет разрешение на работу с оставшимся сроком действия не менее трех месяцев). Разрешение на работу является документом, подтверждающим право иностранного гражданина на временное осуществление на территории России трудовой деятельности. Получение разрешения на работу не требуется для следующих категорий иностранцев: — являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц; — являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования (например, сотрудник центра гарантийного обслуживания филиала компании-производителя сотовых телефонов). Однако если указанные работы и услуги оказываются российским юридическим лицом, для него получение разрешения является обязательным; — являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации; — обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул; — обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются (например, лаборант кафедры); — приглашенных в Российскую Федерацию в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях). 4. Заключить трудовой договор с иностранным работником. Во время работы иностранца на работодателя налагается еще целый ряд дополнительных обязанностей: а) предоставить документы, необходимые для регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации; б) уведомлять налоговый орган по месту своего учета: — о подаче ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения на въезд в Россию в целях осуществления трудовой деятельности; о прибытии иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания; о получении иностранным гражданином разрешения на работу; — о заключении с иностранным работником в России нового трудового договора; — о приостановлении действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников; — об аннулировании разрешения на работу иностранному работнику; в) содействовать выезду иностранного работника из России по истечении срока заключенного с ним трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг); г) оплачивать расходы, связанные с административным выдворением за пределы России или депортацией иностранного гражданина, принятого на работу с нарушением установленного законом порядка привлечения и использования иностранных работников; д) сообщать в региональное подразделение по делам миграции о нарушении иностранным работником условий трудового договора, а также о досрочном расторжении таких договоров; е) направлять в региональное подразделение паспортно-визовой службы или территориальный орган ФСБ России (Управление, Главное управление ФСБ России субъекта РФ) информацию о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания.

А. Н.Головистикова Кандидат юридических наук, юрист-эксперт Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования

——————————————————————

Вопрос: Каков порядок оформления на работу в России иностранного гражданина и лица без гражданства, имеющего разрешение на временное проживание или вид на жительство? («Адвокат», 2007, N 3)

Вопрос: Каков порядок оформления на работу в России иностранного гражданина и лица без гражданства, имеющего разрешение на временное проживание или вид на жительство?

Ответ: Порядок оформления иностранных граждан и лиц без гражданства, которые имеют разрешение на временное проживание либо вид на жительство, на работу в России не отличается от порядка приема на работу граждан Российской Федерации. Для этого работник-иностранец, достигший 16-летнего возраста, и работодатель (российское или иностранное юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, действующие на территории России, либо частное лицо, проживающее в России) заключают трудовой договор в письменной форме в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ. Трудовые договоры могут заключаться: — на неопределенный срок; — на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор). Срочный трудовой договор заключается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения (например, на время выполнения сезонных работ, когда в силу природных условий работа может производиться только в течение определенного периода времени (сезона), для проведения срочных работ по предотвращению несчастных случаев, аварий, катастроф, эпидемий, эпизоотий, а также для устранения последствий указанных и других чрезвычайных обстоятельств и др.). Если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, он считается заключенным на неопределенный срок. По общему правилу в трудовом договоре указываются: — фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя — физического лица), заключивших трудовой договор; — место работы (с указанием структурного подразделения); — дата начала работы; — наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации или конкретной трудовой функции, прав и обязанностей работника; — права и обязанности работодателя; — характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях; — режим труда и отдыха (если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных в организации); — условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); — виды и условия социального страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью. В трудовом договоре могут предусматриваться условия об испытании, о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной), об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение производилось за счет средств работодателя, а также иные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с Трудовым кодексом РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями. В случае заключения срочного трудового договора в нем указываются срок его действия и обстоятельство (причина), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора <*>. ——————————— <*> Более подробно о порядке заключения трудовых договоров и правах работника см. Трудовой кодекс РФ.

А. Н.Головистикова Кандидат юридических наук, юрист-эксперт Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования

——————————————————————