Новый порядок использования в Российской Федерации труда иностранных граждан: привлечение граждан из стран, с которыми у Российской Федерации установлен безвизовый порядок въезда-выезда

(Щур-Труханович Л. В.) («Кадры предприятия», 2007, N 7)

НОВЫЙ ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТРУДА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН: ПРИВЛЕЧЕНИЕ ГРАЖДАН ИЗ СТРАН, С КОТОРЫМИ У РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УСТАНОВЛЕН БЕЗВИЗОВЫЙ ПОРЯДОК ВЪЕЗДА-ВЫЕЗДА

Л. В. ЩУР-ТРУХАНОВИЧ

Л. В. Щур-Труханович, главный редактор журнала «Кадры предприятия».

В отношениях между отдельными странами в целях упрощения взаимного перемещения их граждан в пределах их границ специальными соглашениями устанавливается безвизовый режим въезда и выезда. Такой режим установлен между странами Европейского союза и между некоторыми странами Латинской Америки. Российская Федерация в 1992 году в рамках заключенного 09.10.1992 рядом стран — членов СНГ Соглашения о безвизовом передвижении граждан Содружества Независимых Государств по территории его участников установила безвизовый режим в отношении граждан стран, которые входили в СССР и с которыми у России после распада Советского Союза сохранились добрососедские отношения. В 2000 году Правительство РФ своим Постановлением от 30.08.2000 N 641 приняло решение о выходе Российской Федерации из названного Соглашения, и в настоящее время порядок взаимного безвизового передвижения граждан ряда бывших советских республик устанавливается отдельными международными договорами Российской Федерации и указанных государств. В частности, безвизовый порядок въезда в Российскую Федерацию предусмотрен для: 1) граждан Украины (Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины от 16.01.1997); 2) граждан Азербайджанской Республики (Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Азербайджанской Республики от 03.07.1997); 3) граждан Республики Армения (Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о взаимных безвизовых поездках граждан Российской Федерации и граждан Республики Армения от 25.09.2000); 4) граждан Республики Молдова (Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о взаимных безвизовых поездках граждан Российской Федерации и граждан Республики Молдова от 30.11.2000); 5) граждан Республики Казахстан (Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках от 30.11.2000); 6) граждан Кыргызской Республики (Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках от 30.11.2000); 7) граждан Республики Таджикистан (Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках от 30.11.2000); 8) граждан Республики Беларусь (Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках от 30.11.2000). С остальными странами — бывшими республиками Союза ССР у Российской Федерации установлен визовый режим, предусматривающий некоторые исключения только для отдельных категорий граждан. Так, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Туркменистана о взаимных поездках граждан от 17.07.1999 предусматривает безвизовый режим только в отношении владельцев действительных дипломатических или служебных паспортов, членов экипажей воздушных судов гражданской авиации (по действительным национальным паспортам и при наличии записи в генеральной декларации (полетном задании)), членов экипажей морских и речных судов, работников поездных, рефрижераторных и локомотивных бригад железных дорог, сотрудников межправительственной фельдъегерской связи и других специальных категорий. В настоящее время не предусмотрен безвизовый режим въезда-выезда для граждан, не отнесенных к специальным категориям, и с Грузией. В связи со вступлением ряда стран Восточной Европы и стран Балтии в Европейский союз с 01.05.2004 прекращен безвизовый порядок въезда-выезда с большинством из этих стран. Учитывая особые отношения с государствами, с которыми у Российской Федерации установлен безвизовый порядок въезда-выезда, российский законодатель предусмотрел упрощенный порядок допуска их граждан к осуществлению трудовой деятельности и установления с ними трудовых отношений. В соответствии с пунктами 1 и 9 статьи 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. на 06.01.2007) иностранные граждане и лица без гражданства <*>, прибывшие в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, для осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации должны иметь разрешение на работу; работодатели вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таких привлечении и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции <**> и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. ——————————— <*> Далее понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства», за исключением случаев, когда для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан. <**> Далее — орган миграционной службы.

Рассмотрим порядок получения иностранным работником разрешения на работу и подготовки работодателем уведомления о привлечении и использовании иностранных работников. Однако прежде обратим внимание на то, что отдельные категории иностранных граждан освобождены от получения разрешения на работу, а работодатели, соответственно, от направления (представления) указанного уведомления. В силу абзаца второго пункта 4 статьи 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» получение разрешения на работу не требуется для следующих категорий иностранных граждан: 1) постоянно проживающих в Российской Федерации; 2) являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию; 3) являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц; 4) являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шеф-монтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования; 5) являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации; 6) обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул; 7) обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются; 8) приглашенных в Российскую Федерацию в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях).

Получение разрешения на работу

Согласно пункту 1 статьи 13.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранный гражданин, прибывающий в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, получает разрешение на работу самостоятельно. Для этого он обращается в орган миграционной службы с заявлением по форме, утвержденной Приказом Федеральной миграционной службы от 25.12.2006 N 370. Процедура получения такого разрешения описана в разделе IV Правил выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 N 681. В пункте 41 названных Правил определено, что иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, подает заявление о выдаче ему разрешения на работу лично либо через организацию, осуществляющую в установленном порядке трудоустройство иностранных граждан, или через лицо, выступающее в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в качестве представителя этого иностранного гражданина, в орган миграционной службы. Поскольку непосредственно в Правилах не разъяснено, какие организации подпадают под понятие «организации, осуществляющие в установленном порядке трудоустройство иностранных граждан», на практике возникает вопрос о том, могут ли считаться таковыми потенциальные работодатели, поскольку в их отношении также можно сказать, что они осуществляют трудоустройство иностранных граждан. Как следует из неофициальных разъяснений должностных лиц ФМС России, под организациями, осуществляющими в установленном порядке трудоустройство иностранных граждан, понимаются некоммерческие организации, зарегистрированные в установленном законом порядке, например Ассоциация «Трудовая миграция» и Система «RU PASS» <*>. ——————————— <*> Интернет-интервью «КонсультантПлюс» с А. В. Земсковой, начальником Управления иммиграционного контроля ФМС России: «Исполнение федерального законодательства в сфере осуществления трудовой деятельности иностранных граждан на территории России» от 15.03.2007 (http://www. consultant. ru/law/interview/zemskova. html).

Несмотря на такую достаточно узкую трактовку, организация, имеющая намерение заключить трудовой договор с иностранным гражданином, все же может не только оказать потенциальному работнику консультационную помощь, но и осуществить ряд непосредственных действий. Желание принять участие в данной процедуре имеет свое объяснение — контролируя подготовку и сдачу документов, необходимых для получения разрешения, и их получение, организация (кадровая служба) минимизирует риски приема на работу иностранного гражданина по поддельному разрешению. Как уже было отмечено, Правила предусматривают возможность подачи иностранным работником заявления о выдаче ему разрешения на работу через лицо, выступающее в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в качестве представителя. Из пункта 1 статьи 182 Гражданского кодекса РФ следует, что совершение сделки одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) осуществляется в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. В основе отношений по представлению одной стороны (иностранного гражданина) другой стороной (организацией или физическим лицом) лежит доверенность. Согласно пункту 1 статьи 185 Гражданского кодекса РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Нормы названной статьи не предусматривают обязательное нотариальное удостоверение доверенности на представительство интересов иностранного работника по получению разрешительных документов в органах миграционной службы. Однако на практике органы миграционной службы с различной аргументацией настаивают на предоставлении именно нотариально удостоверенных доверенностей. Следует сказать, что в соответствии со статьей 53 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1 нотариус удостоверяет сделки, для которых законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации установлена обязательная нотариальная форма; по желанию сторон нотариус может удостоверять и другие сделки. Подготовка документов, необходимых для получения разрешения на работу, начинается с составления заявления. При заполнении утвержденной ФМС России формы заявления должны выполняться правила, изложенные в статье «Новый порядок использования в Российской Федерации труда иностранных граждан: привлечение граждан из стран, с которыми у Российской Федерации установлен визовый порядок въезда-выезда», опубликованной в «Кадры предприятия» N 5/2007. Вместе с заявлением представляются: 1) документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве; 2) миграционная карта; 3) документ об уплате государственной пошлины за выдачу иностранному гражданину разрешения на работу (в соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 333.28 Налогового кодекса РФ она составляет 1000 рублей). При приеме к рассмотрению заявления о выдаче разрешения на работу сотрудник органа миграционной службы проверяет правильность оформления представленных документов. Факт проверки, а также подлинность подписи заявителя заверяются на заявлении подписью уполномоченного должностного лица органа миграционной службы. Затем уполномоченное должностное лицо органа миграционной службы регистрирует заявление с проставлением на нем регистрационного номера, а также выдает заявителю копию его заявления с отметкой о дате его принятия. Орган миграционной службы осуществляет проверку сведений, содержащихся в заявлении и представленных документах, и по результатам их рассмотрения принимает решение о выдаче либо об отказе в выдаче разрешения на работу. Отказ в приеме от иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, заявления о выдаче ему разрешения на работу не допускается, за исключением случаев непредставления одного или более из вышеперечисленных документов. Выдача разрешений на работу производится в пределах установленной квоты на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы. На 2007 год указанная квота в размере 6 миллионов разрешений утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 N 682. Приказом Минздравсоцразвития России от 22.03.2007 N 185 указанная квота распределена по субъектам Российской Федерации с учетом предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (табл. 1).

Таблица 1

N Наименование субъекта Российской Федерации Количество п/п разрешений, шт.

1 2 3

Российская Федерация 6000000

Центральный федеральный округ 1289864

1 Белгородская область 39176

2 Брянская область 37393

3 Владимирская область 43344

4 Воронежская область 52665

5 Ивановская область 40844

6 Калужская область 53666

7 Костромская область 34044

8 Курская область 34772

9 Липецкая область 41856

10 Московская область 650000

11 Орловская область 37879

12 Рязанская область 75222

13 Смоленская область 37221

14 Тамбовская область 41887

15 Тверская область 75526

16 Тульская область 48859

17 Ярославская область 55508

18 г. Москва 750000

Северо-Западный федеральный округ 761748

19 Республика Карелия 41219

20 Республика Коми 73815

21 Архангельская область 34337

22 Вологодская область 53171

23 Калининградская область 61941

24 Ленинградская область 89947

25 Мурманская область 40814

26 Новгородская область 53273

27 Псковская область 36867

28 г. Санкт-Петербург 268564

29 Ненецкий АО 7800

Южный федеральный округ 450548

30 Республика Адыгея 21188

31 Республика Дагестан 20957

32 Республика Ингушетия 0

33 Кабардино-Балкарская Республика 19935

34 Республика Калмыкия 20087

35 Карачаево-Черкесская Республика 19733

36 Республика Северная Осетия — Алания 21069

37 Чеченская Республика 0

38 Краснодарский край 113535

39 Ставропольский край 28541

40 Астраханская область 67478

41 Волгоградская область 75030

42 Ростовская область 42997

Приволжский федеральный округ 656897

43 Республика Башкортостан 90477

44 Республика Марий Эл 32718

45 Республика Мордовия 39802

46 Республика Татарстан 68714

47 Удмуртская Республика 39176

48 Чувашская Республика 29196

49 Кировская область 33224

50 Нижегородская область 54680

51 Оренбургская область 55549

52 Пензенская область 34196

53 Пермский край 50226

54 Самарская область 63786

55 Саратовская область 35977

56 Ульяновская область 29176

Уральский федеральный округ 667088

57 Курганская область 32212

58 Свердловская область 181988

59 Тюменская область 36918

60 Челябинская область 121369

61 Ханты-Мансийский АО 193201

62 Ямало-Ненецкий АО 101400

Сибирский федеральный округ 789349

63 Республика Алтай 34742

64 Республика Бурятия 39296

65 Республика Тыва 32910

66 Республика Хакасия 39176

67 Алтайский край 62795

68 Красноярский край 183617

69 Иркутская область 61702

70 Кемеровская область 59890

71 Новосибирская область 69656

72 Омская область 43344

73 Томская область 38314

74 Читинская область 56024

75 Агинский Бурятский АО 36176

76 Усть-Ордынский Бурятский АО 31706

Дальневосточный федеральный округ 320185

77 Республика Саха (Якутия) 51773

78 Приморский край 18000

79 Хабаровский край 79997

80 Амурская область 30318

81 Камчатская область 23477

82 Магаданская область 26685

83 Сахалинская область 40075

84 Еврейская АО 19884

85 Корякский АО 19176

86 Чукотский АО 10800

Орган миграционной службы не позднее 10 рабочих дней со дня принятия от иностранного гражданина заявления со всеми необходимыми и надлежаще оформленными документами обязан выдать иностранному гражданину разрешение на работу или уведомление об отказе в выдаче такого разрешения. Согласно пункту 49 Правил выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации разрешение на работу выдается иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на условиях, указанных в пункте 31 Правил. Применительно к иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, эти условия заключаются в следующем: 1) достижении иностранным гражданином 18-летнего возраста; 2) привлечении иностранных граждан к трудовой деятельности работодателем по трудовым или гражданско-правовым договорам в пределах численности, установленной в разрешении на привлечение и использование иностранных работников; 3) отсутствии в заявлении о выдаче разрешения на работу и представленных документах недостоверных или искаженных сведений, а также обстоятельств, предусмотренных пунктом 9 статьи 18 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Разрешение на работу выдается иностранному гражданину лично по предъявлении им документа, удостоверяющего его личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве. Оно оформляется на бланке, имеющем многоуровневую защиту от подделок и выполненном в виде пластиковой карты стандартного размера по форме, утвержденной Приказом ФМС России от 25.12.2006 N 370. Решение об отказе в выдаче иностранному гражданину разрешения на работу может быть обжаловано в Федеральную миграционную службу или в суд в течение 3 рабочих дней со дня получения данным иностранным гражданином уведомления об отказе в выдаче разрешения. Если иностранный гражданин самостоятельно получал разрешение на работу, у работодателя есть основания проявить повышенное внимание к представленному им документу, подтверждающему право на работу. В том случае, если имеют место какие-либо несоответствия установленной форме или сомнения в подлинности документа (например, отличие от большинства представленных разрешений на работу), кадровая служба может предпринять действия по проверке указанного разрешения путем снятия с него копии и направления (представления) ее в орган миграционной службы вместе с уведомлением о привлечении и использовании иностранных работников. В дополнение к указанным документам можно составить сопроводительное письмо, в котором пояснить, какие именно несоответствия представленной пластиковой карты вызвали сомнения у кадровой службы. Поскольку разрешение на работу должно храниться непосредственно у иностранного работника, кадровой службе во избежание конфликтов с органами миграционной службы рекомендуется снимать копии с разрешений на работу и помещать их на хранение в личные дела иностранных работников. В трудовых договорах с иностранными работниками крайне желательно предусматривать условия об обязательном предъявлении разрешения на работу по первому требованию работодателя и о незамедлительном уведомлении работником работодателя об утрате (хищении, потере, случайном уничтожении) разрешения на работу. В том случае, если иностранный работник не может предъявить разрешение на работу и ссылается на его утрату, он в соответствии с Правилами выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации должен в 10-дневный срок обратиться в орган миграционной службы с заявлением о выдаче разрешения на работу взамен утраченного с указанием обстоятельств его утраты. К указанному заявлению прилагаются цветная фотография на матовой фотобумаге размером 30 x 40 мм и документ об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на работу, представления других документов в этом случае не требуется. После проверки обстоятельств утраты разрешения на работу иностранному гражданину в течение 10 дней со дня получения его заявления выдается под роспись разрешение на работу взамен утраченного. Учитывая степень и размер ответственности за нарушение условий заключения трудовых договоров с иностранными работниками, многие работодатели изымают у работников разрешения на работу. Такая практика не вполне правомерна. Однако для защиты работодателя от неблагоприятных последствий кадровые службы вынуждены вырабатывать свои схемы оформления трудовых отношений с иностранными работниками, гарантирующие им сохранность разрешений на работу и исключающие возможность сокрытия иностранными работниками поддельных разрешений на работу (представленных при приеме на работу) при проведении органами миграционной службы соответствующих проверок. Наиболее распространенным является прием разрешений на работу на хранение по письменным заявлениям работников (в таких заявлениях содержится обращенная к работодателю просьба принять на хранение разрешения на работу и обеспечить их сохранность). Принимаемые на хранение разрешения учитываются в специальном журнале (книге) так же, как и трудовые книжки. Прежде чем вводить такую практику, рекомендуем обратить внимание на то, что фактически между работником и работодателем заключается договор хранения и, следовательно, стороны должны выполнять соответствующие положения Гражданского кодекса РФ. Из пункта 8 статьи 13.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» следует, что, если разрешение на работу иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, выдано на срок более 90 суток, он обязан в течение 30 суток со дня получения такого разрешения представить в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции: 1) документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством РФ. Перечень инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации утвержден Постановлением Правительства РФ от 02.04.2003 N 188; 2) сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции). Согласно статье 10 Федерального закона от 30.03.1995 N 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (с изм. на 22.08.2004) дипломатические представительства или консульские учреждения Российской Федерации выдают российскую визу на въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию на срок свыше 3 месяцев, при условии предъявления ими сертификата об отсутствии у них ВИЧ-инфекции, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.11.1995 N 1158 такой сертификат должен быть заполнен на русском и английском языках и содержать: — паспортные данные или данные документа, его заменяющего (имя, фамилия обследованного; день, месяц, год рождения; номер паспорта или документа, его заменяющего; сведения о стране постоянного или преимущественного проживания); — сведения о планируемом периоде пребывания в Российской Федерации; — информацию о проведенном исследовании крови на наличие ВИЧ-инфекции (дата проведенного исследования; подпись врача, выполнившего исследование; серия диагностикума, с помощью которого проводилось исследование; печать учреждения, где произведено исследование; подпись обследованного). Сертификат действителен в течение 3 месяцев со дня проведения исследования. Указанные документы иностранный работник получает самостоятельно. В силу пункта 4.2 статьи 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу. Вместе с тем в соответствии с пунктом 6 статьи 13 названного Федерального закона с учетом особенностей региональных экономических связей Правительство РФ может устанавливать случаи осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином, временно пребывающим в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу. Указанные случаи определены Постановлением Правительства РФ от 17.02.2007 N 97. Это: а) случаи направления в служебную командировку. Общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов указанного субъекта Российской Федерации в командировке не может превышать 10 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу, выданного иностранному гражданину; б) если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором. При этом общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов указанного субъекта Российской Федерации не может превышать 60 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу, выданного иностранному гражданину. Списки профессий (должностей) и работ, при выполнении которых иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации, в случаях, указанных в пунктах «а» и «б», вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, должны быть установлены Минздравсоцразвития России по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативному правовому регулированию в соответствующих сферах экономической деятельности, с учетом региональных особенностей рынка труда, потребности в привлечении иностранных работников и необходимости трудоустройства в приоритетном порядке граждан Российской Федерации.

Направление (представление) уведомления о привлечении и использовании иностранных работников

Как уже отмечалось, согласно пункту 9 статьи 13.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатели вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таких привлечении и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Порядок подачи такого уведомления определен в Правилах подачи уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.12.2006 N 798. Следуя Правилам, работодатель, заключивший трудовой и (или) гражданско-правовой договор с иностранным гражданином, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, должен в срок, не превышающий 10 дней с даты его заключения, уведомить о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы: 1) орган миграционной службы; 2) орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. В уведомлении, форма которого утверждена тем же Постановлением Правительства РФ от 23.12.2006 N 798, указываются сведения о каждом иностранном работнике, прибывшем в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, с которым работодатель заключил трудовой и (или) гражданско-правовой договор. Уведомление составляется на основании предъявленного работником разрешения на работу и отрывного талона уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, которое он должен был подать в силу требований статей главы 4 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9. Напомним, что в силу указанных актов иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации, по истечении 3 рабочих дней со дня прибытия в место пребывания подлежат учету по месту пребывания. Основанием для постановки на учет по месту пребывания иностранного гражданина является получение территориальным органом Федеральной миграционной службы уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, составляемого по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9. По общему правилу уведомление представляется непосредственно или направляется по почте в орган миграционной службы принимающей стороной. Подтверждением выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, является отметка в отрывной части бланка уведомления, проставляемая в установленном порядке органом миграционного учета либо организацией федеральной почтовой связи. Данные с указанной отметки воспроизводятся в уведомлении о привлечении и использовании иностранных работников. В Правилах подачи уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, особо подчеркивается, что в форме уведомления должны быть заполнены все соответствующие строки. Уведомление представляется работодателем непосредственно или по почте заказным письмом в орган миграционной службы и в орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, выдано разрешение на работу. Полученное уведомление регистрируется территориальным органом миграционной службы и органом исполнительной власти, ведающим вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. В том случае, если указанное уведомление направляется по почте, работодателю следует оформить отправку с описью вложения и уведомлением о вручении адресату. В заключение необходимо отметить, что в отдельных субъектах Российской Федерации органы, ответственные за выполнение пункта 9 статьи 13.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», лояльно относятся к практике направления (представления) рассмотренного уведомления только в орган миграционной службы. Несмотря на это, рекомендуем сотрудникам кадровых служб строго руководствоваться нормой пункта 9 статьи 13.1 указанного Федерального закона и во избежание привлечения к ответственности выполнять содержащееся в нем требование в полном объеме (то есть направлять соответствующее уведомление и в орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации). Также во избежание споров о выполнении данной обязанности путем направления уведомлений по почте целесообразно изготовить с каждого уведомления копию и поместить ее в личное дело работника либо в отдельное дело, предназначенное для хранения документации по работникам, являющимся иностранными гражданами.

Ответственность

После вступления в силу обновленных норм Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в средствах массовой информации можно было встретить комментарии о том, что поскольку с 15.01.2007 в отношении иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию, введен уведомительный (а не разрешительный) порядок использования труда иностранных граждан, прибывших из стран, с которыми у Российской Федерации установлен безвизовый режим въезда и выезда, то непредставление уведомления не влечет какой-либо ответственности. Обращаем внимание работодателей, что административная ответственность за непредставление уведомления установлена, и весьма существенная. Согласно части 3 статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом: — влечет наложение административного штрафа на граждан — в размере от 20 до 50 минимальных размеров оплаты труда; — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц — в размере от 350 до 500 минимальных размеров оплаты труда; — влечет наложение административного штрафа на юридических лиц — в размере от 4000 до 8000 минимальных размеров оплаты труда либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

——————————————————————