Права и гарантии деятельности профсоюзных организаций: обзор международных стандартов, российского законодательства и судебной практики

(Ермилова Н. П.) («Трудовое право», 2007, N 9)

ПРАВА И ГАРАНТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФСОЮЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ОБЗОР МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ, РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Н. П. ЕРМИЛОВА

Ермилова Н. П., юрист Уралпрофцентра.

«Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» — многим известен этот лозунг, который долгое время размещался на первых страницах газет, являлся непременным атрибутом «красного уголка» на предприятиях. Несмотря на то, что призыв смущает отголосками советской эпохи, он актуален и в настоящее время. В советские годы приоритет, по крайней мере, провозглашаемый, отдавался труду, трудящимся и их защите. Профсоюз — это значит сила, способная решить многие насущные, включая бытовые, проблемы населения. Профсоюз уважали, профсоюзная работа приравнивалась к государственной службе. Чтобы реализовать свои карьерные устремления, у советского гражданина были два пути — стать партийным функционером или профсоюзным работником. В переломные 90-е поменялись и представления о профсоюзе. На фоне многомесячной невыплаты зарплаты, повсеместных массовых увольнений профсоюзы заявили о себе: возникли новые — «свободные», «независимые» профорганизации, которые массовыми акциями, забастовками показали, что их роль — не отстаивание прав жен на мужей, не выдача новогодних подарков, не участие в распределении путевок в санатории и пионерские лагеря, а защита прав работников на безопасный труд и на достойную зарплату. Конституция 1993 г. гарантирует в статье 30: «1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. 2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем». Соблюдение государством права на объединение — один из основных критериев его признания международным сообществом. Соблюдение прав профсоюзных организаций — ключ ко вступлению России во Всемирную торговую организацию (ВТО). До тех пор пока Россия не докажет, что профсоюзам создали необходимые условия для реализации их целей и задач, страна не сможет пользоваться многими льготами и преимуществами, которые дает членство во Всемирной торговой организации. Среди международных стандартов прав человека право на свободу объединения включает право создавать профсоюзы. В силу статьи 15 Конституции Россия приняла на себя обязательства по соблюдению международных норм. Среди них особое место занимает Европейская конвенция о защите прав человека (ЕКПЧ) и основных свобод и Конвенция международной организации труда. Статья 11 ЕКПЧ гарантирует: «1. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и на свободу ассоциации с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов. 2. Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые установлены законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности и общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений на осуществление этих прав лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции или административных органов государства». Указанные принципы подкреплены практикой Европейского суда по правам человека, который в своих постановлениях дает официальное толкование ЕКПЧ. Рассматривая дела о нарушении прав профсоюзов, Европейский суд дал более подробное объяснение, что такое права профсоюза в свете Европейской конвенции. Многие решения посвящены праву вступать в профсоюз, пребывать в профсоюзе и свободно выходить из него: «Право создавать профсоюзы и вступать в них представляет собой аспект свободы объединения», — разъяснил Европейский суд по правам человека в делах «Юнг, Джеймс и Вебстер», «Сигурйонсон против Исландии». В деле «Профсоюз полиции против Бельгии» была сформулирована составная часть права на создание и деятельность профсоюзов — право на проведение консультаций между представителями работников и работодателей. В деле «Густавсон против Швеции» — право на заключение коллективного договора и право на забастовку. Суд постановил, что государство обязано вмешаться в отношения между профсоюзом и работодателем, то есть предпринять конкретные действия для реализации профсоюзом своих прав, а не только воздерживаться от вмешательства в осуществление права на создание профсоюзов. В отношении России Европейский суд уже принял ряд постановлений о нарушении права на свободу объединения (н-р, дело Президентской партии Мордовии против России, Постановление от 5 октября 2004 г., Московское отделение армии спасения против России от 5 октября 2006 г.), но по правам профсоюзов единственное нашумевшее дело — это дело профсоюза докеров Калининграда, которые обратились с жалобой на нарушение статьи 11 ЕКПЧ в связи с дискриминацией по признаку принадлежности к профсоюзной организации. На сегодняшний день дело признано приемлемым для рассмотрения по существу. Необходимо отметить, что практика Европейского суда по правам профсоюзов не так велика, как хотелось бы в свете сегодняшней ситуации по соблюдению прав профсоюзов в России. Актуальность постановлений Европейского суда по делам о нарушении статьи 11 ЕКПЧ связана еще и с тем, что они обязательны для исполнения, и Россия вынуждена считаться с мнением европейского сообщества. Более конкретно права профсоюзов отражены в конвенциях МОТ. Большинство из них Россия ратифицировала и, следовательно, обязалась соблюдать. Основополагающая Конвенция МОТ — N 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию», закрепившая права трудящихся «без какого бы то ни было различия создавать по своему выбору организации без предварительного на то разрешения, а также право вступать в такие организации на единственном условии подчинения уставам этих последних», а также обязанность государственных властей воздерживаться от всякого вмешательства, способного ограничить это право или воспрепятствовать его законному осуществлению. Для реализации этих положений Россия взяла на себя ответственность «принять все необходимые и соответствующие меры с целью гарантировать трудящимся и предпринимателям свободное осуществление права на организацию» (статья 11), это означает, что государство должно принять законодательство, гарантирующее права профсоюзов, и принимать меры к воплощению законов на практике. На сегодняшний день в России существуют два основных закона, закрепивших права профсоюзов: это Трудовой кодекс Российской Федерации (далее — ТК РФ) и Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях их деятельности» от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ (далее — Закон «О профсоюзах…»). Закон «О профсоюзах…» дал определение понятию «профсоюз» — это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. В содержание права на объединение профсоюз входит свободно, без предварительного разрешения: — создавать профсоюзы и их объединения для защиты своих интересов; — вступать в профсоюзы; — заниматься профсоюзной деятельностью; — выходить из профсоюзов. Закон подчеркивает, что все профсоюзы пользуются равными правами. Нужно отметить, что на практике ни государство, ни работодатели не исполняют эту норму. Нередко на предприятии существуют несколько профсоюзных организаций, но для работодателя один профсоюз предпочтительнее, а государство узаконило это состояние, закрепив преимущество за профсоюзом, представляющим большинство работников предприятия. Так, 24 мая 2007 г. Девятый арбитражный апелляционный суд г. Москвы вынес Постановление, которым признал незаконность действий работодателя — ОАО «Российские железные дороги» (далее — ОАО «РЖД») — по нераспространению положений коллективного договора предприятия на профсоюз локомотивных бригад. Коллективный договор предусматривает, что работодатель принял на себя обязательство по перечислению второму профсоюзу — Российскому профсоюзу железнодорожников и транспортных строителей (далее — Роспрофжел) — денежных средств в размере 0,5% от фонда оплаты труда для обеспечения функционирования профсоюзных организаций, осуществления ими культурно-массовых, спортивных и других мероприятий, предусмотренных уставной деятельностью Роспрофжел. Вынося постановление об обязании ОАО «РЖД» перечислить на расчетный счет профсоюза локомотивных бригад указанные денежные средства, суд применил статью 2 Закона «О профсоюзах…» о равенстве. В той или иной степени права профсоюзов, гарантированные Законом «О профсоюзах…», отражены и в ТК РФ:

Права профсоюза Статьи Статьи Закона ТК РФ

На представительство и защиту социально-трудовых 11 29, 30, прав и интересов работников 352

На содействие занятости 12

На ведение коллективных переговоров, заключение 13 29, 36 — соглашений, коллективных договоров и контроль за 40, 42 — их выполнением 51

На участие в урегулировании коллективных 14 29, гл. трудовых споров 61

На взаимодействие с работодателями, их 15 23 объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления

На участие в коллегиальных органах управления 16 29, 52, организаций, предприятий 53

На бесплатную информацию по социально-трудовым 17 53 вопросам

На участие в подготовке и повышении квалификации 18 53 профсоюзных кадров

На осуществление профсоюзного контроля за 19 29 соблюдением трудового законодательства

На осуществление профсоюзного контроля за 20 41, 46 соблюдением законодательства об охране труда и окружающей природной среды

На участие в осуществлении приватизации 21 государственного и муниципального имущества

На социальную защиту работников 22 29

На защиту интересов работников в органах по 23 29, 383 рассмотрению трудовых споров

На создание объединения профсоюзов 2

На сотрудничество с профсоюзами других 2 государств, вступление в международные профсоюзные и другие объединения и организации, заключение с ними договоров, соглашений

Для реализации этих прав Закон «О профсоюзах…» закрепил принцип независимости профсоюзов (статья 5): «1. Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны. 2. Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности». Профсоюзы вправе осуществлять свою деятельность без регистрации в качестве юридического лица, но могут и пройти государственную уведомительную регистрацию (статья 8 Закона «О профсоюзах…»). Законом запрещено отказывать профсоюзам в регистрации. Тем не менее Федеральная регистрационная служба периодически «забывает» о своих обязанностях, и профсоюзам приходится снова отстаивать свои права в суде. Например, по заявлению председателей Ассоциации профсоюзных организаций города Березовского, Нижнетагильского объединения профсоюзов, профсоюза ЗАО «Трест Уралэнергомонтаж» (решение от 28 января 2002 г.) Кировским районным судом города Екатеринбурга были признаны незаконными отказы Управления юстиции Свердловской области в регистрации этих объединений профсоюзов в качестве юридического лица. Свою основную функцию и цель — представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов своих членов — профсоюз реализует и достигает посредством заключения коллективного договора и контроля за его дальнейшей реализацией (статья 13 Закона «О профсоюзах…»). Порядок ведения коллективных переговоров и заключения коллективного договора предусмотрен в главах 6, 7 ТК РФ, порядок разрешения коллективного трудового спора в случае недостижения сторонами согласия в ходе переговорного процесса, включая право профсоюза на забастовку (статья 409 ТК РФ), — главой 61 ТК РФ. Ранее действовавшие Законы «О коллективных договорах и соглашениях», «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» в настоящее время не применяются, так как утратили силу. За невыполнение работодателем обязанности участвовать в коллективных переговорах, предоставлять информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, за нарушение коллективного договора и соглашения в Кодексе РФ об административных правонарушениях (статьи 5.27 — 5.34) установлены меры наказания — от штрафа до дисквалификации. Закон «О профсоюзах…» предусмотрел и гарантии профсоюзной деятельности: как самой профсоюзной организации, так и профсоюзным активистам, работникам, входящим в состав выборных органов профсоюза. В соответствии со статьей 377 ТК РФ на работодателя возложена обязанность безвозмездно предоставить выборным органам первичных профсоюзных организаций, объединяющих его работников, помещения для проведения заседаний, хранения документации, а также предоставить возможность размещения информации в доступном для всех работников месте (местах). Если на предприятии работает более 100 человек, работодатель обязан безвозмездно предоставить в пользование выборным органам первичных профсоюзных организаций как минимум одно оборудованное, отапливаемое, электрифицированное помещение, а также оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные правовые документы. Кроме того, коллективным договором могут быть предусмотрены и другие улучшающие условия обеспечения деятельности профсоюзных органов. В соответствии с колдоговором работодатель может предоставить в бесплатное пользование выборному органу первичной профсоюзной организации принадлежащие работодателю либо арендуемые им здания, сооружения, помещения и другие объекты, а также базы отдыха, спортивные и оздоровительные центры, необходимые для организации отдыха, ведения культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной работы с работниками и членами их семей. Работодатель, если это предусмотрено в колдоговоре (как в вышеприведенном случае с профсоюзом локомотивных бригад), отчисляет денежные средства первичной профсоюзной организации на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу. Работодатель обязан при наличии письменных заявлений членам профсоюза ежемесячно бесплатно перечислять на счет профсоюзной организации членские профсоюзные взносы из заработной платы работников. Работодателю запрещено задерживать перечисление профвзносов. Работодатель, особенно это касается вновь созданных профсоюзов, зачастую отказывает профсоюзной организации в признании, не предоставляет ей помещение, не перечисляет профсоюзных взносов. Например, решением Полевского городского суда признаны незаконными действия администрации муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство N 2» г. Полевской, выразившиеся в отказе в предоставлении первичной организации свободного профсоюза работников сферы коммунального хозяйства города помещения, суд обязал администрацию не только предоставить бесплатно необходимое помещение, но и указал, что оно должно быть со всем необходимым оборудованием, отоплением, освещением, уборкой и охраной. Краснотурьинский городской суд 22 июня 2006 г. обязал ОАО «Богословское рудоуправление» удерживать и перечислять на счет профсоюзной организации Свердловской региональной организации Независимого профсоюза горняков Североуральска профсоюзные взносы членов первичной профорганизации. Закон «О профсоюзах…» и Трудовой кодекс РФ предусматривают гарантии работникам, входящим в состав выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций, как не освобожденным от основной работы (статья 374 ТК РФ, статья 25 Закона), так и освобожденным профработникам (статья 375 ТК РФ, статья 26 Закона). Для не освобожденных от основной работы руководителей профсоюзов и их заместителей это дополнительные гарантии от незаконного увольнения по инициативе администрации по пунктам 2, 3 или 5 части 1 статьи 81 ТК РФ (ликвидация предприятия, сокращение численности или штата, несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации): работодатель обязан, помимо общей процедуры, согласовать увольнение таких работников с вышестоящим выборным профсоюзным органом либо (при отсутствии такового) процедура должна проходить в порядке, установленном статьей 373 ТК РФ для членов профсоюза, то есть с учетом мнения выборного профсоюзного органа (см. схему ниже).

Учет мнения выборного органа ППО при принятии решения об увольнении члена профсоюза по пунктам 2, 3 или 5 части 1 статьи 81 ТК РФ (статья 373 ТК РФ)

Работодатель > Проект приказа об увольнении и копии всех документов, являющихся /\ основаниями для принятия решения об увольнении

Мотивированное мнение в < 7 рабочих дней < \/ письменной форме Выборный орган ППО

\/ \/ \/ Срок пропущен > Не учитывается работодателем Несогласие с приказом

\/

3 рабочих дня Работодатель имеет Не позднее 1 месяца право принять > с момента получения \/ окончательное мотивированного решение мнения Выборный орган ППО /\ /\

\/

Дополнительные Достигнуто консультации с > соглашение работодателем (составляется < протокол)

\/

Не достигнуто По истечении 10 рабочих соглашение дней с момента (составляется > направления протокол) работодателем копий всех документов

\/

Рассматривает поступившую Обжаловать приказ жалобу < в инспекцию по (заявление) и < В течение 10 дней труду в случае признания увольнения незаконным

\/ Обжаловать увольнение в суд в течение 1 месяца Выдает со дня вручения копии < предписание о приказа об увольнении восстановлении либо со дня выдачи работника на трудовой книжки работе с оплатой вынужденного прогула, обязательное для исполнения

\/

Работодатель вправе обжаловать предписание в суд

Кроме того, не освобожденные от основной работы члены выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций должны быть освобождены от работы для участия в качестве делегатов в работе созываемых профсоюзами съездов, конференций, для участия в работе выборных коллегиальных органов профессиональных союзов, а в случаях, если это предусмотрено коллективным договором, на время краткосрочной профсоюзной учебы. Конкретный порядок и условия освобождения от работы, порядок оплаты времени участия в таких мероприятиях должны быть определены колдоговором. Освобожденным профсоюзным работникам законодатель установил гарантии предоставления прежней, до избрания, работы (должности), а при ее отсутствии — с письменного согласия работника другой равноценной работы (должности) у того же работодателя (статья 375 ТК РФ). Освобожденные профсоюзные работники обладают такими же трудовыми правами, гарантиями и льготами, как и другие работники предприятия. Статьей 376 ТК РФ как для освобожденных, так и для не освобожденных от основной работы руководителей профсоюзов и их заместителей установлено, что расторжение трудового договора по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным в пунктах 2, 3 или 5 части 1 статьи 81 ТК РФ в течение двух лет после окончания срока их полномочий допускается только с соблюдением порядка, установленного статьей 374 ТК РФ. Гарантии деятельности не только самой профсоюзной организации, но и лидеров профсоюза важны для эффективной работы по защите социально-трудовых прав, поскольку во многом от лидера зависит, будет ли профсоюз выполнять свои функции. И даже если работодатель в нарушение закона уволит профсоюзного лидера — в его силах доказать и отстоять свои права и, следовательно, права профсоюза. Так, решением Урайского городского суда от 28 мая 2002 г. председатель профсоюза С. Н. Гусев был восстановлен в ГУП фирма «Урайавиа» в должности командира вертолета Ми-8, с работодателя взысканы и заработная плата за период вынужденного прогула, и компенсация морального вреда. И сейчас без мнения Сергея Николаевича вопросы, касающиеся членов профсоюза, работодатель не осмеливается решать. В последнее время все больше профсоюзы и объединения работодателей, а также государственные структуры поднимают вопрос о необходимости социального партнерства, а не противоборства в социально-трудовой сфере. Действующее трудовое законодательство по сравнению с прежним советским КЗоТом существенно ограничило возможности профсоюзов. В своем стремлении «соответствовать» государствам-соседям законодатель отдает решение вопросов между работниками и работодателями на усмотрение договаривающихся сторон, то есть соблюдение прав работника зависит от того, какой коллективный договор будет принят на предприятии и будет ли он соблюдаться. В таких условиях профсоюзы должны пользоваться всем «арсеналом» своих прав и гарантий, предоставляемых государством, а при необходимости уметь защитить себя и в международных инстанциях.

——————————————————————