Взаимодействие органов внутренних дел с иными субъектами профилактики правонарушений несовершеннолетних в Саратовской области

(Лычагина А. Н.)

(«Административное право и процесс», 2008, N 1)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ С ИНЫМИ СУБЪЕКТАМИ

ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

А. Н. ЛЫЧАГИНА

Лычагина А. Н., заместитель начальника УОРУУМ и ПДН ГУВД по Саратовской области.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних — многоплановая, межотраслевая и межведомственная задача. Сегодня проблемами несовершеннолетних в России занимается целый ряд министерств и ведомств, в том числе органы внутренних дел. Профилактика беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в последнее время является важнейшим направлением деятельности милиции и других учреждений системы профилактики.

Постановлением областной Думы N 58-2367 от 27 сентября 2006 г. утверждена областная целевая (комплексная) программа профилактики правонарушений на территории Саратовской области на 2006 — 2008 гг., которая была разработана Управлением организации деятельности участковых уполномоченных милиции и подразделений по делам несовершеннолетних ГУВД. В программу вошли мероприятия по созданию рабочих мест для устройства лиц, освободившихся из мест лишения свободы, условно осужденных, в том числе несовершеннолетних, выпускников интернатных учреждений и детских домов; обеспечению вовлечения в занятия спортом в спортивных школах несовершеннолетних, состоящих на учете в правоохранительных органах; по организации проведения совместных рейдов ведомств системы профилактики; военно-патриотическому воспитанию; организации цикла тематических передач, статей, направленных на предотвращение подростковой преступности, пропаганде здорового образа жизни. Аналогичные программы разработаны на уровне муниципальных районов и поселений.

27 декабря 2006 г. областной Думой принят Закон «О профилактике правонарушений в Саратовской области». Данный нормативный акт устанавливает меры профилактики правонарушений на территории Саратовской области, определяет формы участия организаций и граждан в профилактике правонарушений, порядок и сроки применения мер индивидуальной профилактики.

В целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, проживающих в социально опасном положении, являющемся основным источником такого явления, как социальное сиротство, разработан Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, в котором предусмотрена и работа по выявлению и наблюдению за новорожденными детьми и детьми первого года жизни в семьях, находящихся в социально опасном положении, а также вызывающих настороженность в части социального благополучия.

Координирующая роль в решении основных задач по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Законом возложена на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, которые обеспечивают межведомственное взаимодействие региональных, муниципальных структур, общественных организаций.

Задаче объединения органов и учреждений профилактики разной ведомственной принадлежности в единую систему способствует работа оперативных штабов по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, которые на протяжении пяти лет функционируют как при областной комиссии, так и при муниципальных. Взаимодействие управлений (отделов) внутренних дел и районных отделов образования по предупреждению безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, выявлению и пресечению случаев вовлечения учащихся в совершение преступлений и антиобщественных действий, по выявлению неблагополучных семей и оздоровлению обстановки, по оказанию государственной помощи проживающим в них детям, укреплению взаимодействия в вопросах профилактики осуществляется на основании совместного Приказа ГУВД области и Министерства образования N 706/630 — 2000 г.

Сотрудниками органов внутренних дел в учебных заведениях проводится обширная правовая пропаганда, включающая встречи за круглым столом, дни профилактической работы с детьми «группы риска», дни работы инспектора по делам несовершеннолетних, месячники правовых знаний, совместные мероприятия по выявлению безнадзорных и не посещающих занятия подростков. Ведется обмен информацией с социальными педагогами, классными руководителями о выявленных фактах неблагополучной обстановки в семьях учащихся, совместно разрабатываются и реализуются меры по ее нормализации.

В целях совершенствования деятельности школьных инспекторов совместным Приказом ГУВД и Министерства образования N 1132/1141 от 19 декабря 2005 г. утверждена Инструкция по организации деятельности инспекторов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, закрепленных за образовательными учреждениями. Основными задачами деятельности инспектора ПДН, закрепленного за общеобразовательным учреждением, являются: обеспечение охраны общественного порядка; индивидуальная профилактическая работа со школьниками; предотвращение совершения правонарушений и преступлений как самими несовершеннолетними, так и в отношении их.

Подразделениями ГИБДД и инспекторами ПДН ведется значительная работа по предупреждению правонарушений и дорожно-транспортного травматизма несовершеннолетних. Ежегодно проводятся районные и областные соревнования «Безопасное колесо», а в дни школьных каникул — профилактические операции «Внимание, дети!», действуют отряды юных инспекторов движения.

Министерством образования разработан паспорт безопасности ученика. В школах введена пропускная система, посторонних лиц и родителей в помещения учебных заведений не пропускают.

Работа подразделений по делам несовершеннолетних УОВД области по профилактике подростковой преступности и детской безнадзорности проводится во взаимодействии с общественными организациями и религиозными концессиями, имеющими государственную регистрацию.

Практика показывает необходимость выделения внутри общевоспитательной системы, по месту жительства, специализированных звеньев для целенаправленной работы с так называемыми трудными подростками, чтобы обеспечить восстановление и развитие позитивных интересов, общения, социальной ответственности и дисциплины.

В Центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей при ГУВД для воспитанников организовано проведение ежедневных занятий по программе общеобразовательной школы с привлечением преподавательского состава МОУ СОШ N 1 г. Саратова. Воспитатели с учетом профессиональной подготовки организуют кружковую работу по историческому, изобразительному, литературному искусству, основам безопасности жизнедеятельности.

К воспитательной работе с детьми, содержащимися в Центре, привлекаются сотрудники Областного экологического центра, Центра патриотического воспитания Министерства образования, регионального отделения Всероссийского общества локальных войн и военных конфликтов «Боевое братство», сотрудники областного Дома культуры и науки.

В целях формирования в молодежной среде законопослушного поведения, формирования духовно-нравственных принципов, предупреждения нетерпимости к лицам другой национальности и вероисповедания, во взаимодействии с Министерством образования области представителями Русской православной церкви, Духовного управления мусульман Поволжья сотрудники милиции принимают участие в проведении соответствующих бесед с несовершеннолетними.

Важную роль в формировании правосознания подрастающего поколения играет патриотическое воспитание молодежи. Подростковые клубы в настоящее время остаются реальной возможностью решить проблемы воспитания трудных подростков, призваны объединить ребят разного возраста, развивать положительные устремления.

Организация клубной работы оказывает определенное положительное воздействие на молодежную среду, состояние криминогенной обстановки. Подростки, занимающиеся в этих клубах, как правило, не совершают правонарушений и преступлений. В районах, где активно используются данные формы, методы работы, наблюдается снижение преступности несовершеннолетних.

С 2002 г. на территории Саратовской области введена система ювенальных технологий. В судах областного центра, крупных городах — Балаково, Энгельс, Вольск — введены должности социальных работников (11 штатных единиц). Их финансирование осуществляется за счет средств областного бюджета. Социальный работник изучает уголовное дело подсудимого несовершеннолетнего, выполняет полное социально-психологическое исследование подростка и его семьи, изучает его окружение. Подробный анализ затем представляется судье с рекомендациями по реабилитации подростка и мерам воспитательного воздействия, применению конкретной нормы законодательства. Информация, представляемая социальным работником судье, является крайне необходимой для расширения его знаний о подсудимом и учитывается при назначении наказания.

Активно реализуются мероприятия в рамках областной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 — 2007 гг.», совместного плана работы ГУВД, Министерства образования и УФСКН России по области на 2007 г. Совместно с представителями органов здравоохранения в вузах организованы круглые столы, лекции по теме: «Профилактика наркотизации среди студенческой молодежи»; с октября 2006 г. ежеквартально проводятся заседания Межвузовской антинаркотической комиссии; представителями правоохранительных органов проводятся рейды по местам концентрации молодежи, контрольные проверки состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних подростков, замеченных в немедицинском употреблении наркотических средств, различного рода оперативные и профилактические мероприятия, в том числе в детских оздоровительных лагерях, конкретных образовательных учреждениях, ЦВСНП при ГУВД. Аналогичная программа уже принята на 2008 — 2010 гг.

Инспекторами ПДН совместно с сотрудниками районных отделов (управлений) образования, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и врачами-наркологами проводятся месячники по профилактике правонарушений, преступлений, вредных привычек, половому воспитанию, в ходе которых используются все возможные формы работы: беседы, лекции, встречи с врачами-наркологами и т. п., конкурс сочинений «Как ты понимаешь здоровый образ жизни» и конкурс плакатов, районные родительские собрания.

Организация работы по раннему выявлению подростков, употребляющих спиртные напитки, наркотические средства и токсические вещества, строится преимущественно по принципу взаимоинформированности органов внутренних дел и специализированных учреждений здравоохранения. Ежеквартально проводится сверка списков состоящих на учетах несовершеннолетних. В помещениях ПДН по специальному графику осуществляется прием потребителей наркотических и токсических веществ врачами.

Одним из направлений профилактики правонарушений среди несовершеннолетних является услуга «Телефон доверия». За 2006 г. 10 службами экстренной помощи принято более 18 тысяч обращений несовершеннолетних и их родителей. Как показывает анализ их деятельности, около 60% обратившихся — подростки в возрасте до 18 лет. Показательным становится тот факт, что за последний год на 24% возросло количество повторно обратившихся абонентов, в 1,7 раза увеличилось число обращений несовершеннолетних мужского пола в возрасте 15 — 18 лет. Вместе с тем вызывают тревогу данные, свидетельствующие о значительном увеличении консультаций несовершеннолетних, находящихся в состоянии острого кризиса (в 8,5 раза), в 1,9 раза возросло число обращений, связанных с насилием (эмоционально-психологическое и физическое, вне семьи, сексуальное насилие), на 11,3% увеличилось количество обращений за психологической помощью. Своевременное реагирование на эти факты позволяет обеспечить раннее выявление и профилактику асоциальных явлений среди несовершеннолетних.

В детских поликлиниках функционируют кабинеты здорового ребенка, главной задачей которых является помощь родителям в появлении и воспитании здорового ребенка. В г. Саратове имеется Центр планирования семьи, организующий работу по предупреждению нежелательной беременности, половому воспитанию школьников, обучению молодых мам и отцов по развитию ребенка.

Деятельность органов соцзащиты направлена на социальное обслуживание семьи и детей, реализацию их прав на защиту и помощь со стороны государства, содействие стабильности семьи как социальному институту, изменение социально-экономических условий жизни, показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, установление гармоничных отношений в семье.

Налажено тесное взаимодействие с органами занятости. На основании Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» в 2003 г. между ГУВД, Министерством образования и Департаментом Федеральной государственной службы занятости населения подписано Соглашение о порядке взаимодействия по вопросам обеспечения занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. При выявлении и постановке на профилактический учет подростков указанной категории сотрудники органов внутренних дел незамедлительно информируют об этом КДН и ЗП, службу занятости.

Комитетом занятости населения особое внимание уделяется программе «Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет», которая предусматривает круглогодичное ее выполнение. К сотрудничеству привлечено около 600 работодателей. В их числе государственные и муниципальные учреждения образования, культуры и здравоохранения, акционерные общества и товарищества, частные фирмы индивидуальных предпринимателей, крестьянско-фермерские хозяйства и другие.

Все работодатели принимают на работу подростков в соответствии с трудовым законодательством: издают соответствующие приказы, заключают срочные трудовые договоры, выплачивают заработную плату из расчета не ниже МРОТ, пропорционально отработанному времени или выработке. Рабочее время несовершеннолетних граждан сокращено в соответствии с возрастом и периодом работы в течение учебного года, составляет половину нормы по сравнению с периодом каникул.

Подростки благоустраивают территории и убирают служебные помещения, выполняют швейные, переплетные, садоводческие, овощеводческие и подсобные работы. Работают помощниками воспитателей на детских площадках, курьерами, доставляют корреспонденцию и расклеивают объявления, ремонтируют учебные пособия, оказывают социальные услуги ветеранам войны, ремонтируют учебные пособия и др.

В 2007 г. Комитетом занятости трудоустроено 10500 подростков. В рамках названной выше программы будет найдена работа и обеспечена занятость для 12000 несовершеннолетних. Эта деятельность будет продолжаться и в дальнейшем.

——————————————————————

Вопрос: Каким образом необходимо действовать при создании нового ООО, передаче ему имущества из филиала ЗАО, переводе людей и закрытии филиала?

(«Налоги» (газета), 2008, N 3)

Вопрос: Каким образом необходимо действовать при создании нового ООО, передаче ему имущества из филиала ЗАО, переводе людей и закрытии филиала?

Ответ: Принятие решения о создании ООО.

Согласно статье 7 ФЗ от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — ФЗ об ООО) общество может быть учреждено одним лицом, которое становится его единственным участником. Общество может впоследствии стать обществом с одним участником.

Общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

Согласно п. 17.1 ч. 1 ст. 65 ФЗ от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — ФЗ об АО) к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества относится принятие решений об участии и о прекращении участия общества в других организациях, если уставом общества это не отнесено к компетенции исполнительных органов общества. Таким образом, принятие решения о создании ООО возлагается на совет директоров ЗАО или генерального директора в соответствии с уставом ЗАО.

При учреждении общества одним участником ЗАО необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 6 Закона об АО и ст. 6 Закона об ООО возникает необходимость опубликования сведений о том, что ЗАО приобрело более 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью. Указанные сведения, а также иные сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале «Вестник государственной регистрации» (Приказ ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации»).

Вкладом в уставный капитал общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку (ст. 15 ФЗ об ООО).

Денежная оценка неденежных вкладов в уставный капитал общества, вносимых участниками общества и принимаемыми в общество третьими лицами, утверждается решением общего собрания участников общества, принимаемым всеми участниками общества единогласно.

Если номинальная стоимость (увеличение номинальной стоимости) доли участника общества в уставном капитале общества, оплачиваемой неденежным вкладом, составляет более двухсот минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату представления документов для государственной регистрации общества или соответствующих изменений в уставе общества, такой вклад должен оцениваться независимым оценщиком. Номинальная стоимость (увеличение номинальной стоимости) доли участника общества, оплачиваемой таким неденежным вкладом, не может превышать сумму оценки указанного вклада, определенную независимым оценщиком.

При регистрации создаваемого ООО в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме Р11001 (Постановление Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей»);

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица — учредителя;

д) документ об уплате государственной пошлины (ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Согласно ст. 23 Налогового кодекса РФ ЗАО обязано сообщить в налоговый орган обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях (т. е. о создании ООО) в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия по форме N С-09-02 (Приказ ФНС России от 09.11.2006 N САЭ-3-09/778@).

Принятие решения о закрытии филиала ЗАО.

Согласно п. 14 ч. 1 ст. 65 ФЗ об АО создание филиалов и открытие представительств общества относится к полномочиям совета директоров. Решение принимается большинством голосов членов совета директоров, принимающих участие в заседании (ст. 68 Закона об АО). Полагаем, что и решение о закрытии принимается тем же органом. Внесение в устав общества изменений, связанных с созданием филиалов, открытием представительств общества и их ликвидацией, осуществляется на основании решения совета директоров (наблюдательного совета) общества (п. 5 ст. 12 ФЗ об АО).

Но совет директоров не обладает правом утверждать устав общества в новой редакции. Это полномочие принадлежит общему собранию акционеров ОАО (п. 1 ст. 12, пп. 1 п. 1 ст. 48 Закона об АО). ФАС Центрального округа в Постановлении от 26 сентября 2005 г. по делу N А23-1375/05А-12-111 указал, что для регистрации изменений в уставе общества необходимо наличие в числе документов, представленных в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», решения общего собрания акционеров об утверждении новой редакции устава.

Изменения, вносимые в устав общества в связи с ликвидацией представительства, могут быть включены в текст решения о ликвидации представительства либо утверждаться отдельным решением.

В соответствии со ст. 5 ФЗ об АО сведения о создаваемых филиалах и представительствах должны содержаться в уставе общества. При упразднении филиала в устав вносятся соответствующие изменения. О них сообщается органу, осуществляющему регистрацию юридических лиц (ст. ст. 5, 14 Закона), в уведомительном порядке. Для этого в налоговый орган должно быть подано уведомление о внесении изменений в учредительные документы по форме N Р13002 (Постановление Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей»), решение о внесении изменений в учредительные документы и изменения.

Для третьих лиц указанные сведения вступают в силу с момента уведомления их о таких изменениях. Это означает, что до получения уведомления лицо, имеющее определенные отношения с филиалом или представительством, может исходить в своих действиях из того, что эти структуры существуют. В случае наступления отрицательных последствий из-за несвоевременного уведомления определенного лица о ликвидации филиала или представительства они будут относиться на общество, не направившее уведомление.

Все имущество, числящееся на балансе филиала (как закрепленное за ним обществом, так и приобретенное в процессе хозяйственной деятельности), после его ликвидации передается обществу. Обязательных требований как к порядку передачи активов, так и к составлению каких-либо документов, оформляющих такую передачу, нет. Рекомендуем составить опись всех активов филиала и затем передать их по акту приемки-передачи от одного материально ответственного лица другому (например, от главного бухгалтера филиала главному бухгалтеру общества). То же относится и к документам филиала: их целесообразно передавать по акту с приложением подробной описи. Такой порядок передачи позволит минимизировать риск утраты имущества и документов в процессе прекращения деятельности филиала.

Таким образом, прекращение деятельности филиала не влечет ликвидации производственного комплекса, находящегося на балансе филиала или используемого им без передачи на самостоятельный баланс. Поскольку он представляет собой имущество ЗАО, которое принадлежит данному юридическому лицу на правах собственности, то оно может быть внесено в качестве вклада в уставный капитал дочернего общества.

Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества. То есть на имущество дочернего общества не может быть обращено взыскание по долгам учредителя (в отличие от имущества, переданного филиалу).

Согласно ст. 23 Налогового кодекса РФ ЗАО обязано сообщить о прекращении деятельности филиала в течение одного месяца со дня прекращения деятельности организации через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения). Сообщение подается в произвольной форме, поскольку рекомендуемая форма для него не утверждена. Для образца можно применить сообщение по форме N С-09-03 — о создании филиала (Приказ ФНС России от 09.11.2006 N САЭ-3-09/778@). Кроме того, налогоплательщик должен сообщить в налоговый орган об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов) в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов.

Согласно п. 5 ст. 84 Налогового кодекса РФ в случае принятия организацией решения о прекращении деятельности (закрытии) своего обособленного подразделения снятие с учета организации по месту нахождения этого обособленного подразделения осуществляется налоговым органом по заявлению налогоплательщика по форме N 1-4-Учет (утверждена Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@) в течение 10 дней со дня подачи такого заявления, но не ранее окончания выездной налоговой проверки в случае ее проведения.

В соответствии со ст. 89 НК РФ налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) независимо от проведения проверок самого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора).

Увольнение в связи с ликвидацией филиала или увольнение в связи с переводом сотрудников филиала ЗАО в ООО.

Статьей 81 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что в случае прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, расположенного в другой местности, расторжение трудовых договоров с работниками этого подразделения производится по правилам, предусмотренным для случаев ликвидации организации.

О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (ст. 180 ТК РФ).

Увольнение по указанному основанию допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Если работник не согласен, то его увольняют по п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ — в связи с ликвидацией.

При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации увольняемому работнику согласно ст. 178 ТК РФ выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В случае если работник не устроится в течение второго месяца после увольнения, то организация по истечении второго месяца обязана выплатить средний месячный заработок. Также следует заметить, что в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (абз. 2 ст. 178 ТК РФ).

Если филиал находится в той же местности (территориально-административном округе), что и ЗАО, то применяются положения ст. ст. 72, 73 ТК РФ. Переводом по инициативе работодателя является в том числе перевод на другую постоянную работу в той же организации, т. е. изменение трудовой функции или существенных условий трудового договора (ст. 72 ТК РФ).

Согласно ст. 57 ТК РФ место работы является одним из существенных условий трудового договора, изменение которых по инициативе работодателя допускается по причинам, связанным с изменением организационных и технологических условий труда (ст. 73 ТК РФ). По нашему мнению, ликвидацию филиала, расположенного в одной местности с организацией, можно отнести к изменениям организационных условий труда.

О ликвидации филиала и связанном с ним переводе работодатель обязан письменно уведомить его сотрудников за два месяца. Перевод допускается только с письменного согласия работника, которое должно оформляться как отдельный документ. Сотруднику филиала может быть подготовлено письменное предложение о смене места работы по причине изменения организационных условий труда, подписанное самим работодателем (директором филиала) или лицом, уполномоченным на оформление трудовых отношений с работниками. В предложении следует предусмотреть реквизит «С переводом согласен» и место для росписи работника. Этот документ рекомендуется оформлять в двух экземплярах, один из которых (с росписью работника) сохраняется у общества и служит основанием для оформления приказа (распоряжения) о переводе и дополнительного соглашения к трудовому договору с работником.

Если работника не устраивают новые условия труда, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему иную имеющуюся в организации работу, соответствующую его квалификации и состоянию здоровья, а при ее отсутствии — вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу, которую работник может выполнять с учетом его квалификации и состояния здоровья. При отсутствии такой работы или если работник отказался от предложенной ему вакансии, по истечении двух месяцев со дня предупреждения об изменениях организационных условий труда трудовой договор с ним расторгается на основании п. 7 ст. 77 ТК РФ.

Кроме того, в рассматриваемой ситуации возможно применить абз. 3 ст. 72 ТК РФ: при перемещении на работу в другое структурное подразделение организации в той же местности, если это не влечет за собой изменения трудовой функции и существенных условий трудового договора, согласие работника не требуется. Разъяснения этой нормы ТК РФ содержатся в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»: если в трудовом договоре рабочее место сотрудника было определено с указанием конкретного структурного подразделения (филиала), то изменение структурного подразделения организации (как места работы) возможно лишь с его письменного согласия, поскольку в указанном случае это влечет за собой изменение существенного условия трудового договора (ч. 2 ст. 57 ТК РФ). Если структурное подразделение в трудовом договоре не указано, то такое изменение не будет изменением существенных условий договора и при отсутствии существенного ухудшения транспортной доступности места работы согласие работника в такой ситуации не требуется.

Однако, по нашему мнению, в данной ситуации предпочтительнее воспользоваться ст. 73 ТК РФ, так как, во-первых, в эт ом случае обязательно учитывается мнение работника, а во-вторых, структурное подразделение относится к числу существенных условий трудового договора и должно быть в нем указано (ст. 57 ТК РФ).

Как было указано выше, о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

Однако работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения вышеуказанного срока, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении (абз. 3 ст. 180 ТК РФ).

Одним из оснований прекращения трудового договора (увольнения) является перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю (п. 5 ст. 77 ТК РФ).

Перевод работника с его согласия в другую организацию — одно из наиболее часто встречающихся в практике оснований для прекращения трудового договора в вашей ситуации, и оно оформляется как обычное увольнение с полным расчетом. Такой перевод возможен, если имеется письменная договоренность между руководителями нового и прежнего места работы (например, путем обмена письмами).

Однако нужно помнить, что если работнику уже было направлено уведомление о ликвидации филиала и работник подал заявление об увольнении в связи с переводом к другому работодателю (ООО), то ему полагается выплата выходного пособия пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

Если работник увольняется в связи с переводом до предупреждения его об увольнении в связи с ликвидацией филиала (т. е. до официального принятия решения о ликвидации филиала), то выходное пособие выплачивать не придется.

——————————————————————

Вопрос: Правомерно ли создавать для работника обязанность регистрироваться в электронной системе учета рабочего времени? Каким образом закрепить за работниками обязанность регистрироваться в электронной системе учета рабочего времени? Может ли работник отказаться от регистрации в электронной системе учета рабочего времени и что может повлечь для него данный отказ?

(«Налоги» (газета), 2008, N 3)

Вопрос: Для более точного учета рабочего времени работников организации наряду с ведением табеля учета рабочего времени по форме, установленной Постановлением Государственного комитета РФ по статистике от 5 января 2004 г. N 1, Вы собираетесь ввести электронную систему учета рабочего времени работников, в связи с чем для работника создается обязанность регистрироваться в данной электронной системе. Однако, в соответствии с абз. 3 ст. 91 ТК РФ, «работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником». Из смысла данной статьи видно, что работодатель не может возлагать на работника обязанность регистрироваться в электронной системе учета рабочего времени.

1. Правомерно ли вообще создавать для работника обязанность регистрироваться в электронной системе учета рабочего времени?

2. Каким образом закрепить за работниками обязанность регистрироваться в электронной системе учета рабочего времени?

3. Может ли работник отказаться от регистрации в электронной системе учета рабочего времени и что может повлечь для него данный отказ?

Ответ: 1. Регулирование трудовых отношений осуществляется трудовым законодательством, включая законодательство об охране труда. Трудовое законодательство Российской Федерации состоит из Трудового кодекса РФ, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права. Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

При этом в соответствии со статьей 8 ТК РФ нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, не подлежат применению. Таким образом, работодатель не имеет права в своих локальных нормативных актах устанавливать дополнительные обязанности в отношении своих сотрудников, которые каким-либо образом снижали бы уровень установленных трудовым законодательством социально-трудовых прав работников.

Из существа трудовых отношений вытекает, что организовывать трудовую деятельность и обеспечивать работника надлежащими условиями труда является обязанностью работодателя. Основные права и обязанности работодателя предусмотрены в статье 22 ТК РФ. При этом в соответствии с этой статьей работодатель обязан исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

Так, как Вы правильно указали, в соответствии с абзацем 3 статьи 91 ТК РФ одной из обязанностей работодателя является учет времени, фактически отработанного каждым работником. При этом нужно учитывать требования, содержащиеся в статье 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», о том, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Они принимаются к учету, если составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

Для этого Госкомстат России Постановлением от 5 января 2004 г. N 1 утвердил формы табеля учета рабочего времени N Т-12 «Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда» и N Т-13 «Табель учета рабочего времени». Согласно этому Постановлению затраты рабочего времени учитываются в табеле или методом сплошной регистрации явок и неявок на работу, или путем регистрации только отклонений (неявок, опозданий, сверхурочных часов и т. п.).

Эти формы являются обязательными для всех организаций независимо от формы собственности, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, кроме бюджетных учреждений (в отношении бюджетных учреждений действует Приказ Минфина России от 10.02.2006 N 25н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету»).

На основании табеля производится расчет оплаты труда, работодатель контролирует соблюдение работниками установленного режима рабочего времени, а также составляет статистическую отчетность по труду.

При этом различные отклонения в нормальной продолжительности рабочего времени сотрудников (прогулы, болезнь, работа сверх установленной продолжительности рабочего времени и т. д.) в соответствии с указанным Постановлением должны подтверждаться соответствующими документами, оформленными надлежащим образом (листок временной нетрудоспособности, письменное согласие работника на сверхурочную работу и т. д.).

Необходимо прояснить, что такие документы подтверждают подлинность указанных в табеле данных о фактическом отработанном времени, но не являются основанием для занесения таких данных в табель. Таким основанием является факт отсутствия или присутствия работника на рабочем месте.

Так, заболевший работник принесет листок временной нетрудоспособности только после выздоровления и выхода на работу. Письменное согласие работника на работу в выходные дни или сверхурочно свидетельствует лишь о готовности работника выйти на работу, а не о фактически отработанном времени в указанные дни. При ненормированном режиме рабочего времени оправдательным документом будет являться непосредственно трудовой договор, в котором должно содержаться условие о том, что работник работает в указанном режиме работы. В этом случае лицо, ответственное за составление табеля учета рабочего времени, также должно проставить в табеле фактически отработанное таким работником время. Выяснить при этом, в какое время работник ушел с работы, представляется практически невозможным (работодатель зачастую не располагает достаточными основаниями надеяться на достоверность информации, представленной самим работником).

Важность достоверности информации о фактически отработанном сотрудниками времени проявляется и в уровне дисциплины труда в организации, а также в том, что на основании таких сведений работодатель применяет дисциплинарные взыскания.

Никаких иных указаний по тому вопросу, каким методом должна собираться и обрабатываться информация о фактически отработанном каждым работником времени, Постановление от 5 января 2004 г. N 1 не дает, за исключением того, что форма N Т-13 «Табель учета рабочего времени» применяется при автоматизированной обработке учетных данных.

Статья 189 ТК РФ обязывает работодателя в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда.

Локальным нормативным актом, регулирующим в том числе и вопросы дисциплины труда, являются правила внутреннего трудового распорядка.

Согласно абз. 4 статьи 189 ТК РФ правила внутреннего трудового распорядка регламентируют порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя.

Из смысла этой статьи следует, что правила внутреннего трудового распорядка могут закреплять дополнительные права и обязанности работников, главное, чтобы они не ухудшали положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством.

Следовательно, правомерность создания для работника обязанности по регистрации в электронной системе учета рабочего времени зависит от того, ухудшает ли эта обязанность его положение по сравнению с действующим трудовым законодательством.

Полагаем, что введение электронной системы учета рабочего времени в значительной мере способствует более точному учету рабочего времени в тех случаях, когда лицо, ответственное за составление табеля, практически не имеет возможности установить время прихода (ухода) на работу (на обеденный перерыв), в случаях прогула, работы в условиях ненормированного рабочего дня и т. п.

Правовое положение работника (его трудовой статус) при этом не ухудшается, поскольку такая обязанность не влечет для него расширения его трудовой функции, а лишь способствует как надлежащему исполнению обязанности работодателя по более объективному учету рабочего времени, так и соблюдению в организации дисциплины труда. Аналогию можно провести со следующими обязанностями работника, отнесенными законодателем к дополнительным: установление испытательного срока преследует цель проверки работника на соответствие поручаемой работе; обязанность по неразглашению коммерческой тайны обеспечивает конфиденциальность информации, имеющей действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам, и т. п.

При этом необходимо иметь в виду, что предлагаемая электронная система позволит самому работнику защищать свои права и интересы в случае необоснованных претензий со стороны работодателя.

Вместе с тем обращаем Ваше внимание на тот факт, что данные электронной системы учета рабочего времени лишь способствуют более точному учету такого времени и не могут собой заменять надлежащим образом оформленные документы, предъявление которых необходимо для ведения табеля учета рабочего времени по форме N Т-13.

2. Закрепить обязанность работников регистрироваться в электронной системе учета рабочего времени можно двумя способами.

Во-первых, такая обязанность может быть предусмотрена в правилах внутреннего трудового распорядка, которые утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов. В том случае, если в организации уже утверждены правила внутреннего трудового распорядка, в которых не предусмотрена указанная обязанность, то в них можно внести дополнения (изменения). В связи с тем что ТК РФ не предусматривает прямой нормы, регулирующей порядок внесения изменений в правила, то, по нашему мнению, в этом случае следует руководствоваться нормой статьи 190 ТК РФ, т. е. такие изменения утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Во-вторых, обязанность по регистрации в электронной системе учета рабочего времени может включаться в качестве дополнительного условия в трудовой договор с каждым работником. Однако необходимо иметь в виду, что если при заключении трудового договора такое условие предусмотрено сторонами не было, то возложить на работника такую обязанность по трудовому договору возможно только с его согласия. Поэтому первый вариант закрепления такой обязанности является более предпочтительным, поскольку согласно статье 21 ТК РФ соблюдение правил внутреннего трудового распорядка является одной из основных обязанностей любого работника.

3. Работник может отказаться от регистрации в электронной системе учета рабочего времени в том случае, если его трудовой договор не содержит такой обязанности и он не соглашается на такую регистрацию.

Если работодатель выдвигает условие о такой регистрации при заключении трудового договора, то работник либо подписывает договор, принимая тем самым на себя такое обязательство, от которого не может отказаться во время работы, либо не подписывает, что свидетельствует о недостижении сторонами соглашения по условиям трудового договора.

В том случае, если обязанность регистрироваться в электронной системе учета рабочего времени будет закреплена в правилах внутреннего трудового распорядка, работник не может отказаться от выполнения данной обязанности независимо от того, включена ли такая обязанность в трудовой договор с каждым работником или нет.

При этом отказ работника от выполнения обязанности по такой регистрации в этом случае должен квалифицироваться как дисциплинарный проступок, а работодатель имеет право применить к нему дисциплинарное взыскание в порядке, предусмотренном статьей 193 ТК РФ.

——————————————————————