Порядок осуществления российскими гражданами трудовой деятельности за границей

(Тюнина И. И.) («Миграционное право», 2008, N 1)

ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РОССИЙСКИМИ ГРАЖДАНАМИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА ГРАНИЦЕЙ

И. И. ТЮНИНА

Тюнина И. И., преподаватель кафедры конституционного права России и зарубежных стран юридического факультета Воронежского государственного университета.

Труд российских граждан на территории иностранных государств может применяться вследствие возникновения трудовых правоотношений на основании либо положений нашего трудового права, либо трудового контракта, заключаемого с иностранным работодателем. В первом случае российские граждане направляются на работу в учреждения и организации РФ, находящиеся за границей, посылаются в служебные командировки (для участия в строительстве, монтаже или для оказания технической помощи и т. п.). К ним применяются общие нормы российского трудового законодательства и всякого рода специальные правила, издание которых обусловлено спецификой условий труда данной категории трудящихся. Например, труд граждан, направляемых для работы в посольстве РФ в качестве представителей различных государственных и общественных организаций, и членов их семей регулируется как общими положениями трудового законодательства РФ, так и специальными нормами, применение которых обусловлено фактом нахождения учреждений вне пределов России. В частности, продолжительность рабочего времени и отдыха в таких учреждениях определяется в соответствии с общими положениями нашего законодательства, а дни ежедневного отдыха могут быть установлены применительно к местным условиям. Осуществляя трудовую деятельность за границей, российские граждане подчиняются режиму рабочего времени и времени отдыха, установленному на предприятиях и в организациях, где фактически работают. Они обязаны соблюдать все правила внутреннего трудового распорядка и инструкции по технике безопасности, действующие в данных учреждениях, но при этом не вступают в трудовые отношения с ними (остаются в трудовых отношениях с направившей их организацией). Во втором случае граждане РФ осуществляют трудовую деятельность за границей на основании заключенного с иностранным работодателем договора (контракта). Их условия труда будут определяться законодательством страны пребывания. Сам факт российского гражданства не влечет за собой применения норм российского законодательства. Порядок привлечения российских граждан для работы в ближнем и дальнем зарубежье регулируется Законом РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в РФ» <1>. Процедура въезда в иностранное государство определяется законодательством этой страны. Многие государства ограничивают въезд, ставят в зависимость допуск иностранного гражданина в страну от получения им разрешения на поступление на работу. Такие разрешения требуются по законодательству ФРГ, Франции, Великобритании, США, Австрии и других государств. Например, Законом Австрии от 1 января 2003 г. «Об иностранных гражданах в Австрии» было введено понятие «заявление о согласии на интеграцию». Целью этого введения является обязательное получение практического минимума знаний немецкого языка, для того чтобы мигрант мог участвовать в общественной, экономической и культурной жизни страны. Иностранные граждане, которые решили заняться трудовой деятельностью на территории Австрии по найму, должны относиться к категории «ключевых сил», то есть иметь общий месячный доход в размере 2100 евро и подтвердить документально имеющуюся у него соответствующую профессиональную квалификацию. Для иностранцев, желающих самостоятельно заниматься трудовой деятельностью, необходимо также документально подтвердить еще и наличие определенного инвестиционного капитала и то, что они будут создавать рабочие места в интересах местного населения. ——————————— <1> См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 17. Ст. 1915.

Получение работы за рубежом осуществляется через посреднические организации или агентства, занятые трудоустройством за границей. Это предприятия службы услуг, созданные на основе частного права, которые осуществляют от имени индивидуальных клиентов или клиентов-предприятий посредничество (в соответствии с контрактом и в обмен на финансовую компенсацию) с целью облегчения или ускорения доступа к занятости или заполнения вакантных мест иностранными гражданами. В мировой практике правовые отношения между такими агентствами и клиентами могут принимать одну из пяти форм, когда агенты действуют в качестве: посредников; предприятий сферы обслуживания; представителей; сторон в контракте с предприятием; предпринимателя. Закон РФ «О занятости населения в РФ» в ст. 18 закрепляет, что деятельность, связанная с трудоустройством граждан РФ за пределами территории РФ, осуществляется на территории России только российскими юридическими лицами на основании лицензии, выдаваемой в порядке, установленном законодательством РФ. Перечень органов, уполномоченных проводить лицензирование такой деятельности, определяется Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2007 г. N 797 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан РФ за пределами РФ» <2>. ——————————— <2> См.: Российская газета. 2006. 31 дек.

В соответствии с вышеуказанным Постановлением лицензирование деятельности по трудоустройству за границей осуществляется Федеральной миграционной службой. Лицензия на осуществление данного вида деятельности выдается на 5 лет. К деятельности по трудоустройству за границей относится оказание гражданам РФ услуг по содействию в поиске оплачиваемой работы у иностранного работодателя за пределами РФ, получении разрешения на работу в иностранном государстве, заключении трудового договора с иностранным работодателем. В Постановлении закрепляется перечень лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по трудоустройству за границей. Таким образом, правовой основой трудоустройства российских граждан за рубежом через посредническую организацию является наличие у последней лицензии на данный вид деятельности. К сожалению, на практике это требование законодателя нарушается. Например, в 1995 г. на территории Воронежской области выявлено свыше 50 организаций, осуществлявших деятельность по трудоустройству граждан РФ за границу без наличия лицензии, а в 2005 г. — 84 <3>. ——————————— <3> Данные из архива Управления по делам миграции и миграционного контроля ГУВД Воронежской области за февраль — сентябрь 2005 г.

Помимо трудоустройства за границей через посреднические организации российские граждане могут сделать это самостоятельно. Граждане имеют право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории РФ <4>. Правовой базой самостоятельного трудоустройства россиян за границей является Конституция РФ, в соответствии с которой они могут свободно выезжать за пределы России и беспрепятственно возвращаться в РФ (ч. 2 ст. 27). Для получения работы за границей российскому гражданину необходимо согласие на его трудоустройство. Оно реализуется как минимум в трех документах: разрешении на право въезда в иностранное государство; разрешении на работу, выданном Минтрудом либо аналогичными организациями принимающей страны; виде на жительство, за которым необходимо обратиться в МВД государства-работодателя. Иностранные государства требуют оформления, кроме вышеназванных, и других документов. Например, Швеция в обязательном порядке требует договор с фирмой о месте работы и ее оплате, а также о будущем жилье. ——————————— <4> Статья 10 Закона РФ N 1032-1 от 19 апреля 1991 г. «О занятости в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 17. Ст. 1915.

Наряду с самостоятельным поиском работы за пределами нашего государства и трудоустройством через посреднические организации есть еще один канал трудоустройства — в рамках соответствующих международных соглашений при содействии Федеральной миграционной службы. При содействии ФМС России российские граждане могут трудоустроиться лишь в те страны, с которыми заключены межправительственные и межведомственные соглашения. В области внешней трудовой миграции подписан ряд соглашений и протоколов. Их особенностью является установление квоты для трудоустройства российских граждан. Германия может принять около 2 тыс. человек в год. В Швейцарию Россия направляет не работников, а стажеров в количестве 150 человек. Не предусматривают фиксированной годовой квоты лишь соглашения с Китаем и Польшей. Функции защиты прав и интересов российских граждан, осуществляющих трудовую деятельность за границей, возлагаются на дипломатические представительства и консульские учреждения РФ в иностранных государствах. Действующим Консульским уставом СССР 1976 г. установлено, что консул обязан принять меры к тому, чтобы граждане пользовались в полном объеме всеми правами, предоставленными им как законодательством государства пребывания, так и международными договорами, участниками которых являются наша страна и государство пребывания. Если консулом будет установлено нарушение каких-либо прав граждан, он принимает меры для их восстановления, в том числе и прав, связанных с трудовой деятельностью российских граждан за рубежом. Действующая в настоящее время в России система содействия гражданам РФ в их трудоустройстве за рубежом базируется на сочетании (под руководством и контролем со стороны государства) усилий различных государственных учреждений и многочисленных государственных и частных организаций, которые осуществляют свою профессиональную деятельность на международном рынке труда. И основная нагрузка в решении этой общегосударственной задачи ложится на систему территориальных миграционных служб. Наблюдается пассивное отношение территориальных миграционных служб в вопросах, касающихся трудоустройства российских граждан за границей, и практическое бездействие при распределении квот на ведение трудовой деятельности за рубежом, предоставляемых ФМС России субъектам Федерации. Также не предпринимается существенных действий по налаживанию контактов непосредственно с иностранными работодателями. Мероприятия, проводимые ФМС России, имеют одностороннюю направленность и связаны в основном с решением проблем беженцев и вынужденных переселенцев (потенциальная рабочая сила), регулированием потоков рабочей силы из ближнего зарубежья. Однако существует и другая сторона, не менее важная, — регулирование и содействие контрпотоку мигрантов, то есть тем гражданам, которые изъявили желание выехать за рубеж на определенный срок в качестве трудящихся-мигрантов. Успешно разрешать вопросы, связанные с трудоустройством российских граждан за границей, могут миграционные биржи труда. На сегодняшний день они существуют и успешно работают в данной области. Миграционные трудовые биржи способны: упростить и автоматизировать процессы трудоустройства внешних трудящихся-мигрантов; предоставлять актуальную и достоверную информацию работодателям и соискателям рабочих мест на основе фактических (подтвержденных документально) данных, размещенных в автоматизированной системе миграционной трудовой биржи; обеспечивать взаимодействие всех заинтересованных лиц в области труда и занятости населения; направлять органам государственной власти необходимую статистическую информацию; оказывать квалифицированную помощь внешним трудящимся-мигрантам в подготовке всех первичных документов в стране проживания; заниматься подписанием трудовых договоров (контрактов); осуществлять системный и систематический мониторинг пребывания трудящихся-иммигрантов в РФ, их правовую защиту. Миграционная биржа труда — своего рода гарант прав и свобод внешних трудящихся-мигрантов. Причин для этого несколько. Во-первых, ее правила гарантируют обеспеченность сделки и то, что она пройдет по определенному регламенту. Во-вторых, незаконные трудящиеся-иммигранты и работодатели, не получившие разрешения на привлечение и использование необходимого им трудового ресурса, не могут являться ее клиентами. Для этих целей целесообразно законодательно урегулировать (в Федеральном законе «О внешней трудовой миграции в РФ») деятельность миграционных трудовых бирж, занимающихся трудоустройством российских граждан за границей. Это позволит реализовать гарантированные Конституцией РФ права на свободу труда, свободу передвижения, на информацию и предотвратить нарушения (вследствие неосведомленности о существующих вакансиях, условиях и оплате труда) прав и свобод трудящихся-мигрантов. Организация и управление процессом вывоза рабочей силы за рубеж позволит в определенной мере снять напряжение на рынке труда и сократить масштабы безработицы. Следовательно, по мере того как растет численность граждан, выезжающих за рубеж, возникает необходимость формирования системы социальной защиты трудящихся-мигрантов как на федеральном, так и на региональном уровне. Активизация участия государства в защите интересов этой категории граждан приобретает особую важность на фоне многочисленных нарушений их прав: огромная плата за услуги в трудоустройстве посреднических организаций; трудоустройство без оформления трудовых контрактов с предоставлением заведомо ложной информации о характере, условиях и уровне оплаты труда, жилищных условиях; создание мигрантам препятствий для возвращения на родину. Предлагается закрепить в российском миграционном законодательстве (Федеральном законе «О внешней трудовой миграции в РФ» или ст. 18 Закона РФ «О занятости населения в РФ») положение об обязательном наличии у лицензированных организаций, деятельность которых связана с направлением российских граждан для трудоустройства за границу, договоров с иностранными работодателями, санкционированных дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями РФ в стране трудоустройства. Такая правовая норма будет выступать в качестве превентивной меры в целях предотвращения нарушений прав и свобод российских граждан, выезжающих за границу для осуществления трудовой деятельности. Поэтому необходимо направить в правовое русло решение проблем внешней трудовой миграции и создать ситуацию неизбежности выполнения государством принятых им законов и соглашений, основанных на утверждении приоритета интересов и потребностей личности.

——————————————————————