Борьба с курением на рабочем месте

(Выскребенцева Ю. Л.)

(«Трудовое право», 2008, N 3)

БОРЬБА С КУРЕНИЕМ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

Ю. Л. ВЫСКРЕБЕНЦЕВА

Выскребенцева Ю. Л., экономист-бухгалтер ОАО «Завод Проммаш», г. Саратов.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в мире более 1,1 миллиарда людей — курильщики. В нашей стране курят 58% мужчин и 12% женщин. По данным отечественной статистики, каждый день умирает 700 человек от болезней, вызванных курением. Каждый год в мире 5,4 миллиона смертей происходят в результате болезней вызванных курением, из них около 200 тысяч в результате «безобидного» пассивного курения на рабочем месте. И прогнозы ВОЗ далеко не утешительны. Несмотря на большое число научно подтвержденных данных о вреде курения, количество курящих людей в мире растет с каждым годом. И чем активнее становится пропаганда и реклама курения сигарет, тем активнее развертывается борьба здравоохранительных и общественных организаций против этой пагубной привычки. Поэтому Всемирной организацией здравоохранения было рекомендовано всем ее странам-членам ввести запрет на курение на рабочих местах и в общественных зданиях. Сама организация с 2005 года не принимает на работу курильщиков и требует с действующих сотрудников расстаться с этой привычкой. Как известно, в Российской Федерации Закон об ограничении курения в общественных местах существует, но вряд ли он позволяет хотя бы частично справляться с проблемой курения.

Вслед за многими международными организациями и законодателями стран современные компании ставят своей целью борьбу с курением своих сотрудников. Некоторые компании отказывают курящим кандидатам при приеме на работу. В результате опроса менеджеров по персоналу 6 тыс. американских компаний выяснилось, что каждый четвертый не принимает на работу курильщиков. Разворачивается борьба и внутри компании на основе антитабачной пропаганды, подкрепленной не только всеми средствами информирования сотрудников, но и непосредственно заработной платой в виде различных бонусов и доплат некурящим работникам. Чаще за такими действиями организаций стоит не только забота о здоровье своего персонала, социальная ответственность, а самый простой экономический расчет.

Попытаемся определить и подсчитать те убытки, которые несет компания, сотрудничая с заядлым курильщиком. Во-первых, потери рабочего времени подчиненных. Многие руководители жалуются на Интернет, ICQ или просто болтовню подчиненных по служебному телефону в рабочее время, а считают ли они, сколько времени тратят их работники на перекуры? По данным американского Национального института прав наемных работников, курение отнимает 7% рабочего времени. Подсчитайте, сколько вы тратите на перекуры своих работников? Курение вызывает нервозность курящих сотрудников, когда они не могут выйти на перекур сразу после возникновения ощущения, что это им необходимо, и даже находясь на рабочем месте, он думает о сигарете, когда же тогда думать о результативности.

Во-вторых, результативность труда снижается из-за болезней курильщиков. Согласно исследованиям рисков, связанных с вредными привычками, которые проводились в США, просто курящие сотрудники на 18% чаще выходят на больничный, чем не курящие, а заядлые курильщики на 29% чаще, чем не курящие.

В-третьих, так как курение запрещено в общественных местах (в том числе и в туалете), то для курильщиков необходимо организовывать специальные помещения. Хорошо если ваша компания располагается в офисном здании и в нем такое помещение уже предусмотрено. А если под курилку нужно отдать собственное помещение — ваши затраты равны возможной получаемой прибыли с каждого квадратного метра вредного для здоровья помещения. А оплачивать его уборку тоже надо.

В-четвертых, проблема коммуникаций: коллектив негласно разделяется на курильщиков и людей не курящих, соответственно многие рабочие вопросы обсуждаются либо в курилке, либо в то время, когда кто-то ушел на перекур. Другой вопрос, разве могут сотрудники быть более сплоченными, когда их взгляды на такой важный вопрос, как здоровье, расходятся? Неприятный запах, исходящий от курильщика, особенно непосредственно после курения, барьеров общения тоже не снимает.

Теперь рассмотрим проблему со стороны работника. Хотя на многих курильщиков ужасающие цифры статистики не производят впечатления, все-таки стоит еще раз о них напомнить. В ходе исследований ряда стран, где курение является массовым увлечением, было доказано, что курение табака является причиной смерти от рака легких в 90%, от бронхита и эмфиземы в 75% и от болезни сердца в 25% всех случаев. Не говоря о других мелких неприятностях, таких, как повышенная утомляемость, ухудшение памяти, нездоровый цвет лица и другие. Голландские ученые доказали, что активное и продолжительное курение ускоряет развитие возрастных изменений головного мозга, а именно провоцирует снижение интеллектуальных способностей, несмотря на стимулирующий умственные способности эффект от никотина. Материальная сторона вопроса, какую часть заработной платы курильщик тратит на сигареты? Чем больше зарабатывает, тем больше тратит. Включить в этот расчет и недополученные бонусы, которыми во многих компаниях поощряют здоровый образ жизни, а если еще взять эту цифру в год, то, скорее всего, получится приличная сумма. А сколько возможностей нового места работы, повышения в должности закрываются перед человеком только потому, что он курит. Получается очень дорогое удовольствие убивать свой организм и отравлять жизнь близким людям.

Большое количество организаций во всем мире, убеждая курильщиков бросить курить и отчаявшись достучаться до их разума, все чаще стали прибегать к стимулированию деньгами. Насколько это действенно, трудно судить, ведь, как некоторые курильщики заявляют, они сами рады платить работодателю, лишь бы он оставил их в покое и не мешал им курить. Но, все же, есть те сомневающиеся, которых можно направить на путь выздоровления.

Всемирной организацией здравоохранения уже с 1994 года проводятся акции «Брось курить и выиграй». Задача этой акции привлечь курильщиков по всему миру к борьбе с курением, а заодно поправить свое здоровье и даже получить денежный приз. Международный приз акции составляет $10000, региональный международный — $2500, национальный приз составляет $500, а региональный национальный приз — $200. Курильщик должен обходиться без сигарет хотя бы четыре недели, после такого срока считается, что он вполне избавился от никотиновой зависимости. Акция прошла успешно и с тех пор проводится каждые два года, и если в 1994 году в акции участвовало 13 стран и около 100 тыс. человек, то в 2004 году — 100 стран-участниц и около 1 млн. человек. Помимо практической цели — заставить бросить курить, на базе акции в разных регионах проводили социологические и психологические исследования. По результатам одно такого исследования, проводимого в Новосибирске в 2002 году, неудачи в попытке бросить курить были связаны в 40% случаев со стрессом, в 40% из-за зависимости от никотина и 20% случаев неудач провоцировало курящее окружение.

Коммерческие организации также используют материальные стимулы для курильщиков. Например, в немецкой типографии Laserline с количеством сотрудников в 100 человек доплаты за здоровый образ жизни составляют 100 евро в месяц. Но помимо этого, особенно характерно для крупных американских и европейских компаний, такой, как Merill Lynch and Company, Inc., проводятся программы групповой борьбы с курением, индивидуальные консультации, медицинская и психологическая помощь, терапии замены сигарет (никотиновые таблетки и жевательные резинки), раздаются аудиокассеты и другие. Помощь оказывается бесплатно или частично за счет компании. Но даже американские компании доходят до крайностей. Так, в американской страховой компании Weyco Inc. работники поставлены перед выбором или бросить курить, или уволиться. Кроме этого, от сотрудников требуется регулярно сдавать анализы на содержание никотина в моче и регулярно проходить медицинские обследования. В случае положительности результатов на никотин работника просто увольняют. В российских компаниях пока только начинают внедрять системы по борьбе с курением, просто эта привычка остается все еще популярной среди россиян.

По оценкам специалистов, борьба с курением на рабочем месте становится все более популярной среди работодателей, причиной является не просто попытка оздоровить свой персонал, но и обеспечить большую прибыль компании. Поэтому курить сейчас не только не модно, не здорово и не красиво, но еще и не выгодно.

——————————————————————