Законодательное регулирование труда детей на фабриках и заводах в России в 1880-х годах

(Боренштейн А. Л.) («Социальное и пенсионное право», 2008, N 1)

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ДЕТЕЙ НА ФАБРИКАХ И ЗАВОДАХ В РОССИИ В 1880-Х ГОДАХ

А. Л. БОРЕНШТЕЙН

Боренштейн А. Л., Курский государственный технический университет.

В обществе, основанном на порабощении человека человеком, всякий закон, независимо от причин его появления, выражает волю господствующих классов, политику в отношении трудящихся. В этом отношении законодательство о наемном труде детей не составляет исключения. Уже первые выступления рабочих в пореформенный период заставили самодержавие приступить к разработке проектов законов о фабрично-заводском труде. В декабре 1881 г. в Государственный совет был внесен первый из этих законопроектов, который касался только вопроса о труде детей. При разработке этого закона Государственный совет отверг предложение о делении малолетних рабочих на две категории — от 12 до 14 лет и от 14 до 17 лет с определением для каждой из них различной продолжительности рабочего времени, так как «подобная мера представляла бы большие практические неудобства, и предложил установить всего один разряд неполноправных рабочих, включив в него несовершеннолетних от 12 до 15 лет» <1>, т. е. понизил возраст несовершеннолетних на два года. ——————————— <1> Вовчик А. Ф. Политика царизма по рабочему вопросу в предреволюционный период. Львов, 1964. С. 160.

Первого июня 1882 г. был издан первый Закон, который запрещал на фабриках и заводах работу детей, не достигших 12-летнего возраста, ограничивал рабочий день малолетних в возрасте от 12 до 15 лет восемью часами в сутки, упразднял ночную работу для всех не достигших 15 лет <2>. Для надзора за исполнением постановлений о работе и обучении малолетних учреждалась фабричная инспекция. Закон был утвержден как временные правила и начал действовать только с 1885 г. ——————————— <2> Полное собрание законов Российской империи Т. II. СПб., 1886. N 931.

Фабриканты и заводчики сделали все для того, чтобы статья Закона о недопущении к работе малолетних, не достигших 12-летнего возраста, не была осуществлена. Мало того что введение в действие норм Закона 1 июня 1882 г. было отсрочено, Законом предоставлялись права министрам финансов и внутренних дел разрешать «в случае надобности» допускать к работам «таких малолетних, которые имеют не менее 10 лет от роду» <3>, а также делать отступление от Закона о запрещении ночной работы малолетних «в тех промышленных заведениях, в которых сие по роду производства оказывается необходимым и не может причинить вреда здоровью малолетних» <4>. По этому Закону фабриканты обязывались предоставлять возможность малолетним посещать школу. ——————————— <3> Петровский Г. И. Детям о прошлом. М., 1938. С. 89. <4> Там же. С. 90.

Закон 1 июня 1882 г., несмотря на всю его ограниченность, имел огромное значение для рабочего класса. Являясь результатом стачечной борьбы, уступкой самодержавия, он вселял в молодой рабочий класс страны веру в свои силы. В дополнение к Закону 1882 г. 12 июня 1884 г. Александром III был утвержден Закон «О школьном обучении малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах, о продолжительности их работы и о фабричной инспекции», который носил характер временной меры, подлежащий пересмотру и новому обсуждению. Согласно данному законодательному акту дети, работающие на фабриках, заводах и мануфактурах, не имевшие «свидетельств об окончании курса, по крайней мере в одноклассном народном или равном ему училище» <5>, должны были посещать школы, открываемые при фабриках и заводах. ——————————— <5> Полное собрание законов Российской империи. Т. II. СПб., 1886. N 931.

Пятого июля 1884 г. был утвержден Закон «О взысканиях за нарушения постановлений о работе малолетних на заводах, фабриках, мануфактурах и в ремесленных заведениях». В соответствии с ним за неисполнение норм законов, регулирующих труд детей, владельцы или управляющие промышленными предприятиями могли быть подвергнуты аресту до одного месяца или денежному взысканию до 100 рублей. Также они могли быть оштрафованы до 100 рублей, если признавались виновными в непредоставлении работающим на их предприятиях детям возможности посещать эти училища в течение установленного законом времени. Дальнейшее развитие законодательства о труде детей приобрело большой размах в 1884 — 1885 гг. и охватило важнейшие промышленные центры страны, вынудило самодержавие пойти на дальнейшие уступки. В качестве доказательства необходимости принятия срочных мер в издании А. Ф. Вовчика указано: «Должен быть дан законный и скорый исход могущим возникнуть пререканиям между хозяином и рабочим», ибо если прежняя «безответственность будет продолжаться, то явится, пожалуй, рабочий вопрос» <6>. ——————————— <6> Вовчик А. Ф. Политика царизма по рабочему вопросу в предреволюционный период. Львов, 1964. С. 161.

Министр внутренних дел Толстой 4 февраля 1885 г. писал министру финансов Н. Х. Бунге, что расследование причин стачек на фабриках Московской и Владимирской губерний убедило его в «настоятельной необходимости ныне же приступить к составлению, в развитие действующего фабричного законодательства, таких нормальных правил, которые, ограничивая в известной степени произвол фабрикантов, способствовали бы устранению в будущем повторения прискорбных случаев…» <7>. ——————————— <7> Там же. С. 162.

14 февраля 1885 г. была создана комиссия из представителей министерств внутренних дел, финансов и юстиции под председательством министра внутренних дел Н. Плеве, которая занялась разработкой нового законопроекта. Многие законопроекты проходили обсуждение в различных ведомствах, тем временем самодержавие в срочном порядке решило издать закон о запрещении ночной работы женщин и подростков в ряде отраслей промышленности. Одобренный Государственным советом законопроект получил статус Закона 3 июня 1885 г. «О воспрещении ночной работы несовершеннолетними и женщинами на фабриках, заводах и мануфактурах». Закон запретил с 1 октября 1885 г. «в виде опыта на три года ночные работы для подростков, не достигших 17 лет, и женщин на хлопчатобумажных, полотняных и шерстяных фабриках, предоставив при этом министру финансов право, по соглашению с министром внутренних дел, распространять эту меру и на другие промышленные заведения с предварением о том фабрикантов до срока обычного найма рабочих» <8>. Однако этим правом почти не пользовались. Дело ограничилось распространением Закона 3 июня 1885 г. только на некоторые «вредные работы» в фарфоровом и спичечном производстве <9>. Только в 1897 г. Министерство финансов под давлением рабочего движения вынуждено было подчинить действию Закона все производства, занятые обработкой волокнистых материалов. ——————————— <8> Полное собрание законов Российской империи Т. II. СПб., 1886. N 931. <9> Полное собрание законов Российской империи. Т. V. СПб., 1887. N 3015.

Закон мало к чему обязывал буржуазию, так как за его нарушение грозил лишь малый штраф. Самодержавие понимало, что и этим законом не успокоить рабочих, так как вопрос о ночном труде подростков не являлся главным требованием рабочего класса в первой половине 80-х годов. Рабочие во время стачек выдвигали более существенные требования, добиваясь уступок, касавшихся всех сторон капиталистической эксплуатации. Правительство понимало, что без известного произвола капиталистов рабочих не успокоишь. Оно поспешило с обсуждением разработанных комиссией Н. Плеве правил, которые «устранили бы на будущее время фабричные забастовки и беспорядки» <10>. ——————————— <10> Трофимов А. С. Пролетариат России и его борьба против царизма, 1861 — 1904. М., 1979. С. 123.

После обсуждения в Государственном совете законопроект получил высочайшее утверждение и стал Законом 3 июня 1886 г. «О надзоре за заведениями на фабричной промышленности и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих» <11>. Этот законодательный акт появился в результате усиления стачечной борьбы промышленных рабочих, пиком которой явилась Морозовская стачка 1885 г., и желания правительственных кругов устранить в будущем причины массовых волнений. Он существенно изменил существовавшие до этого времени условия найма рабочих. ——————————— <11> Ацаркин А. Н. Жизнь и борьба рабочей молодежи в России. М.: Мысль, 1976. С. 234.

Так, наем рабочих должен был производиться на определенный или неопределенный срок либо на время исполнения какой-либо работы, по окончании которой прекращается самый наем. При найме на неопределенный срок каждая из договаривающихся сторон могла отказаться от договора, предупредив другую об этом за две недели. Актом заключения договора рабочего с предпринимателем являлось вручение расчетной книжки, которая должна была выдаваться на руки рабочему через семь дней после поступления его на работу и в которой излагались условия найма, а также отмечались все производимые с рабочим расчеты и делаемые с него вычеты за прогул и причинение вреда хозяину <12>. ——————————— <12> ПСЗ Российской империи. Собр. 3. Т. VI. N 3769.

Самодержавие сделало все возможное, чтобы придать Закону 3 июня 1886 г. антирабочий характер, обставило его всевозможными полицейскими ограничениями. Например, введение расчетной книжки облегчало полиции наблюдение за рабочими на фабриках и заводах. Сдавая вид на жительство, рабочий попадал не только в экономическую, но и в юридическую кабалу, так как он до срока найма не мог распоряжаться собой. Закон рассматривал расчетную книжку как договор между предпринимателем и рабочим. Такой договор предприниматель мог в любое время безнаказанно разорвать, а рабочему ничего другого не оставалось, как принять условия, диктуемые предпринимателем. О значении Закона 1886 г. писал М. И. Туган-Барановский в труде «Русская фабрика в прошлом и настоящем». Он считал, что указанный Закон коренным образом изменил условия найма рабочих, «прежняя свобода капиталистической эксплуатации сменилась регламентацией взаимных отношений фабриканта и рабочего» <13>. ——————————— <13> Туган-Барановский М. И. Избранное. Русская фабрика в прошлом и настоящем. М., 1997. С. 399 — 400.

Таким образом, правовые акты 1880-х гг. явились важным этапом в законодательном ограничении труда детей-рабочих. Оценивая законы начала 80-х годов XIX в., регулировавшие труд и начальное обучение детей до 15 лет в фабрично-заводской промышленности, с одной стороны, можно отметить их прогрессивный характер. Прежде всего, потому, что они не только ограничили продолжительность рабочего времени малолетних рабочих, установили обязательность их обучения, но и ввели орган контроля за соблюдением законов, а также определяли наказания за их нарушения. С другой стороны, очевиден ряд недостатков, например, слабой стороной законов был вопрос о школьном образовании малолетних рабочих. Провозглашая обязательность начального образования детей-рабочих, они в то же время не гарантировали его получения.

——————————————————————