ЕТС снова попрощалась

(Терешко Ю., Михайлов И.)

(«ЭЖ-Юрист», 2008, N 33)

ЕТС СНОВА ПОПРОЩАЛАСЬ…

Ю. ТЕРЕШКО, И. МИХАЙЛОВ

Юлия Терешко, газета «ЭЖ-Юрист».

Иван Михайлов, газета «ЭЖ-Юрист».

Правительство РФ издало новое Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений. Документ утвержден Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583.

В принципе особых изменений в системы оплаты труда бюджетников Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ N 583 (далее — Положение 2008 г.), не вносит.

Система, основанная на ЕТС, перестанет использоваться с 01.12.2008. С этого момента утратят силу документы, которыми она была установлена, в том числе и Постановление Правительства РФ от 14.10.92 N 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки».

Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 22.09.2007 N 605 (далее — Положение 2007 г.) определяло сроки введения новой системы оплаты труда менее жестко.

Как предполагалось и ранее, системы оплаты труда бюджетникам устанавливаются с учетом:

— единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;

— единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;

— государственных гарантий по оплате труда;

— перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемого Минздравсоцразвития России;

— перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемого Минздравсоцразвития России;

— примерных положений об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета;

— рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

— мнения представительного органа работников.

Основное отличие Положения 2008 г. в том, что в нем нет ни слова о так называемых базовых окладах (базовых должностных окладах), базовых ставках заработной платы по профессиональным квалификационным группам.

Прежнее Положение предписывало устанавливать системы оплаты труда, учитывая и базовые оклады (подп. «г» п. 2).

Связано это, наверное, с тем, что Трудовой кодекс РФ предоставляет право устанавливать базовые оклады только Правительству РФ. Но поскольку профессиональных квалификационных групп предполагается довольно много, Правительство РФ, похоже, не в силах справиться с таким объемом законотворческой работы. Да и сами профессиональные квалификационные группы утверждены еще далеко не по всем должностям и профессиям. К тому же установление базовых окладов — право, а не обязанность Правительства РФ. В отсутствие базовых окладов при установлении новых систем оплаты труда необходимо принимать во внимание иные государственные гарантии по оплате труда.

Базовый оклад, как следует из ст. 129 ТК РФ, является как бы «специальным минимальным размером оплаты труда», установленным только для определенной группы работников государственного или муниципального учреждения. Если базовые оклады в отношении той или иной группы работников не утверждены, то руководитель учреждения, устанавливающий размер заработной платы, ограничен только прежними окладами работников, которые они получают в соответствии с ЕТС (п. 3 Постановления Правительства РФ от 05.08.2008 N 583).

Перечни видов выплат компенсационного и стимулирующего характера были утверждены еще в период действия Положения 2007 г. Приказами Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 822 и от 29.12.2007 N 818.

Наверное, изменяться они не будут.

Интересно, что Положение 2008 г. разрешает устанавливать оклад руководителя учреждения в пределах пятикратного среднего заработка основного персонала. Положение 2007 г. «привязывало» оклад руководителя к трем таким средним заработкам.

При этом Положение 2007 г. предписывало определять размер оплаты труда основного персонала на основе окладов и выплат стимулирующего характера за календарный год, предшествующий году установления должностного оклада руководителю. Теперь такого требования нет. Порядок подсчета среднего заработка основного персонала Минздравсоцразвития России определит по своему усмотрению.

Пунктом 9 Положения 2008 г. введена зависимость размера стимулирующих выплат руководителям учреждений от исполнения учреждением целевых показателей эффективности работы. Разъяснения относительно целевых показателей эффективности работы должно дать Минздравсоцразвития России. В принципе согласно п. 9 Положения 2007 г. размеры стимулирующих выплат также должны были определяться с учетом результатов деятельности учреждения. Но там это отмечалось как-то вскользь, без особой детализации.

Кроме того, учреждениям теперь предоставляется право самостоятельно утверждать свое штатное расписание (п. 10 Положения 2008 г.). Положение 2007 г. требовало согласовывать штатное расписание учреждения (за исключением главных распорядителей средств федерального бюджета) с соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Надо сказать, что Положение 2007 г. в этой части противоречило Указу Президента РСФСР от 15.11.91 N 211 «О повышении заработной платы работников бюджетных организаций и учреждений».

Указ разрешил всем организациям, финансируемым из бюджетов, самостоятельно утверждать штатное расписание. Верховный Суд РФ счел это положение Указа соответствующим законодательству (Определение от 18.05.2004 N КАС04-198, решение от 14.04.2004 N ГКПИ2004-170).

Работа по реализации правительственного Постановления спорится. Минздравсоцразвития России 14.08.2008 издало два Приказа: N 425н и N 424н.

Первый приводит рекомендации по разработке примерных положений об оплате труда бюджетников. Примерные положения будут утверждаться федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета в отношении подведомственных учреждений.

В примерные положения рекомендуется включать следующие разделы.

Общие положения.

Порядок и условия оплаты труда.

Условия оплаты труда руководителя учреждения, его заместителей, главного бухгалтера.

Другие вопросы оплаты труда либо заключительные положения.

Дифференциация типовых должностей осуществляется на основе оценки сложности трудовых функций, выполнение которых предусмотрено соответствующей должностью, соответствующей профессией или специальностью.

Порядок установления выплат компенсационного характера определяется в соответствии с разъяснением о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 822.

Выплаты компенсационного характера, установленные в процентном отношении, применяются к минимальному окладу (ставке) без учета повышающих коэффициентов.

Перечень выплат стимулирующего характера формируется в соответствии с Перечнем, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 818.

Вторым Приказом утверждены рекомендации по заключению трудового договора с работником федерального бюджетного учреждения и его примерной форме.

Разъяснения перечисляют обязательные сведения и условия трудового договора согласно ст. 57 ТК РФ и иные правила заключения трудового договора, предусмотренные трудовым законодательством.

——————————————————————