Методика формирования исходных данных для экспертизы несчастных случаев на производстве

(Кононенко Н. В.) («Эксперт-криминалист», 2009, N 3)

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ ДЛЯ ЭКСПЕРТИЗЫ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ

Н. В. КОНОНЕНКО

Кононенко Н. В., эксперт Центра судебных экспертиз по Южному округу.

К наиболее опасным отраслям производства по условиям безопасности труда относится строительство, которое обусловлено характером и спецификой строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ, выполняющихся в большинстве случаев на открытом воздухе в сложных природно-климатических условиях, на территории действующих промышленных предприятий и в условиях плотной городской застройки, на высоте или под землей в условиях действия опасных и вредных производственных факторов. Производство строительно-монтажных работ требует повышенного внимания к решению вопросов безопасности труда на основе применения действующих законодательных и нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда. К числу основных отраслевых нормативных актов по безопасности труда в строительстве относятся: — Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании»; — Трудовой кодекс Российской Федерации; — СНиП 12-04-2002, СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве»; — Своды правил к названным СНиПам по безопасности труда в строительстве и другие правила, касающиеся пожарной и санитарно-экологической, санитарно-эпидемиологической безопасности. При руководстве требованиями СНиПов и СП необходимо выполнять требования взаимосвязанных с ним нормативных актов, часть которых была введена в действие после принятия СНиПов. При этом следует в первую очередь использовать нормативные правовые акты, прошедшие регистрацию в Минюсте России. В то же время следует учитывать, что государственные нормативные требования охраны труда могут устанавливаться нормативно-техническими документами (стандартами), которые не имеют правовых норм и не требуют государственной регистрации. Поскольку эти документы не отменены, они считаются действующими, согласно ст. 46 Федерального закона о техническом регулировании. В практике судебной экспертизы возникает необходимость в проведении исследования причин, повлекших возникновение несчастных случаев на производстве. При проведении такого рода экспертного исследования следует руководствоваться ст. 227 Трудового кодекса РФ в редакции ФЗ от 30.06.2006 N 90-ФЗ («Несчастные случаи, подлежащие расследованию и учету»), в которой говорится: «Расследованию и учету… подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах. Расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены: телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией, излучением; укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми; повреждения вследствие взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов, повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших. Расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат также события… если они произошли с лицами, привлеченными в установленном порядке к участию в работах по предотвращению катастрофы, аварии или иных чрезвычайных обстоятельств либо в работах по ликвидации их последствий». Судом перед экспертом могут по данной категории дел быть поставлены вопросы: — в чьи обязанности входило обеспечение безопасности работ, в ходе которых произошел несчастный случай; — были ли допущены отступления от требований правил техники безопасности при ведении работ, в ходе которых произошел несчастный случай, если были, то в чем они выражались; — существовала ли причинная связь (указать вид связи) между отступлениями (если они были нарушены) и наступившими последствиями, если такая связь имелась, то в чем она заключалась; — чьи действия (бездействие) создали условия для происшедшего, послужили его прямой (непосредственной и др.) причиной несчастного случая? При изучении материалов дела определяются подходы к установлению достаточности документов и полноты их содержания для решения поставленных судом задач, так как в большинстве случаев производство экспертизы данного вида назначается судом по истечении периода времени, установленного Трудовым кодексом (свыше 15 дней после момента происшествия несчастного случая), вследствие чего вещная обстановка событий не сохраняется. В соответствии со ст. 229 Трудового кодекса РФ материалы расследования несчастного случая включают: — приказ (распоряжение) о создании комиссии по расследованию несчастного случая; — планы, эскизы, схемы, протокол осмотра места происшествия, а при необходимости — фото — и видеоматериалы; — документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и вредных производственных факторов; — выписки из журналов регистрации инструктажей по охране труда и протоколов проверки знания пострадавшими требований охраны труда (вводного и на рабочем месте); — протоколы опросов очевидцев несчастного случая и должностных лиц, объяснения пострадавших; — копии документов, подтверждающих выдачу пострадавшему специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами; — выписки из ранее выданных работодателю и касающиеся предмета расследования предписаний государственных инспекторов труда и должностных лиц территориального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (если несчастный случай произошел в организации или объекте, подконтрольных этому органу), а также выписки из представлений профсоюзных инспекторов труда об устранении выявленных нарушений требований охраны труда и др. Кроме перечисленного, необходимо: — наличие приказов по предприятию (организации) с указанием ответственных лиц за безопасное производство работ, оформленных и зарегистрированных в соответствующем порядке; — подтвержденная в установленном порядке медицинской организацией смерть или повреждение здоровья; — подтвержденная в установленном порядке медицинской организацией причина, по которой произошла смерть или повреждение здоровья в случае, если причина не связана с нарушениями технологического процесса: общее заболевание, самоубийство, алкогольное, наркотическое или иное токсическое опьянение (отравление) пострадавшего и др. Названные документы должны быть представлены для проведения экспертизы. В ходе осмотра эксперт устанавливает наличие и взаимное расположение элементов вещественной обстановки несчастного случая, имеющих отношение к предмету экспертизы, или фиксируется отсутствие таких предметов, наличие которых предусмотрено специальными правилами по технике безопасности (перечисленными выше), требованиями Проекта организации строительства и Проекта производства работ, разработанных специализированной проектной организацией. Эксперт определяет состояние и другие характеристики имеющихся предметов (системы ограждения рабочего места, оборудования, инструмента, средств индивидуальной защиты пострадавшего или группы пострадавших). На основании собранных материалов, включая акт о несчастном случае на производстве (если несчастный случай связан с производством) или акт о расследовании несчастного случая (если несчастный случай не связан с производством), эксперт устанавливает: — обстоятельства и причины несчастного случая; — лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, причины несчастного случая; — определяет, были ли действия (бездействие) пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с работодателем либо участием в его производственной деятельности; в необходимых случаях решает вопрос о том, каким работодателем осуществляется учет несчастного случая; — квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством (смерть вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденная в установленном порядке соответственно медицинской организацией, органами следствия или судом; смерть или повреждение здоровья, единственной причиной которых явилось по заключению медицинской организации алкогольное, наркотическое или иное токсическое опьянение (отравление) пострадавшего, не связанное с нарушениями технологического процесса, в котором используются технические спирты, ароматические, наркотические и иные токсические вещества; несчастный случай, происшедший при совершении пострадавшим действий (бездействия), квалифицированных правоохранительными органами как уголовно наказуемое деяние, и т. п.). После изучения представленных материалов и результатов осмотра места происшествия (если в этом была необходимость) эксперт проводит исследование событий, предшествовавших несчастному случаю, в сопоставлении с требованиями СНиП и других нормативно-технических указаний по соблюдению техники безопасности на рабочем месте, а при необходимости — лабораторные исследования и испытания и технические расчеты. На основании проведенного документального, лабораторного и визуального исследования эксперт сопоставляет полученные сведения с требованиями правил по технике безопасности при производстве строительно-монтажных работ и, если выявляются явные нарушения, указывает на них в заключении. При решении вопроса о причинной связи между отступлениями от требований специальных правил при ведении работ и происшедшими несчастными случаями экспертом раскрываются понятия прямой причинной связи, ориентирующие (согласно поставленным судом вопросам) на установление признаков причинной связи путем указания на звенья, из которых складывается причинная цепь, т. е. путем обозначения механизма развития причинной связи. В этом случае эксперт должен описать, как причина вызвала следствие. Установление лиц, в обязанности которых входило обеспечение безопасных условий труда на участке, где произошел несчастный случай, чьи действия (или бездействие) создали условия для происшедшего, послужили его прямой (непосредственной и пр.) причиной. Согласно ст. 217 Трудового кодекса РФ, в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ). Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности (часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ). При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (часть третья в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ). Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом Рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, где сказано: «1. Управление охраной труда в организации осуществляет ее руководитель. Для организации работы по охране труда руководитель организации создает службу охраны труда. 2. Служба охраны труда организации (далее — Служба) подчиняется непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей. 3. Службу рекомендуется организовывать в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) Службы. 4. Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями организации, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов, службой охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), а также с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны труда, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля. 5. Работники Службы в своей деятельности руководствуются законами и иными нормативными правовыми актами об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, соглашениями (генеральным, региональным, отраслевым), коллективным договором, соглашением по охране труда, другими локальными нормативными правовыми актами организации. <…> 18. Контроль за деятельностью Службы осуществляет руководитель организации, служба охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны труда и органы государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда. 19. Ответственность за деятельность Службы несет руководитель организации. 20. Работники Службы несут ответственность за выполнение своих должностных обязанностей, определенных положением о Службе и должностными инструкциями». Таким образом, обвиняемым признается именно непосредственный руководитель работ, в ходе выполнения которых произошел несчастный случай (авария): мастер либо прораб. Однако это обстоятельство не должно ограничивать эксперта в исследованиях, которые предполагают поочередное рассмотрение обязанностей по обеспечению условий труда, возложенных на всех руководителей строительной организации, независимо от их положения. Если, например, в служебные инструкции генерального директора, главного инженера, инженера по технике безопасности эти обязанности включены, то это должно быть отражено в заключении эксперта, так как бесконтрольность служб главного инженера (инженерной службы по технике безопасности) или экономия денежных средств на мероприятиях по обеспечению безопасного производства работ целиком зависят от главного инженера и руководителя предприятия (директора, генерального директора и т. п.), чьи действия или бездействие могли создать условия для происшедшего несчастного случая и послужили его прямой (или косвенной) причиной.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании». 2. Трудовой кодекс Российской Федерации в редакции ФЗ от 30.06.2006 N 90-ФЗ. 3. СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования», принятые и введенные в действие Постановлением Госстроя России от 23.07.2001 N 80, зарегистрированные Минюстом России 9 августа 2001 г. N 2862. 4. СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство», принятые и введенные в действие Постановлением Госстроя России от 17.09.2002 N 123, зарегистрированные Минюстом России 18.10.2002 N 3880. 5. СП 12-135-2003 «Безопасность труда в строительстве. Отраслевые типовые инструкции по охране труда», утвержденные и введенные в действие Постановлением Госстроя России от 08.01.2003 N 2, зарегистрированные Минюстом России 25.03.2003 N 4321. 6. СП 12-136-2002 «Безопасность труда в строительстве. Решения по охране труда и промышленной безопасности в проектах организации строительства и проектах производства работ», утвержденные и введенные в действие Постановлением Госстроя России от 17.09.2002 N 122, зарегистрированные Минюстом России 11 декабря 2002 г. N 4026. 7. МДС 12-22.2005 «Рекомендации по применению в строительном производстве требований нормативных правовых и иных нормативных актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда».

——————————————————————

Вопрос: Вправе ли руководитель Дома офицеров (ФГУ) принимать на работу без согласия руководителя структурного подразделения работников в это подразделение? («Право в Вооруженных Силах», 2009, N 8)

Вопрос: Вправе ли руководитель Дома офицеров (ФГУ) принимать на работу без согласия руководителя структурного подразделения работников в это подразделение?

Ответ: Трудовым кодексом Российской Федерации право заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками (ст. 22) предоставлено только работодателю. Согласия руководителя структурного подразделения не требуется.

В. И.Ковалев, заслуженный юрист Российской Федерации кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры трудового права, гражданского и арбитражного процесса Военного университета

——————————————————————

Вопрос: Работаю в медицинском батальоне врачом-специалистом, заведующим лабораторией. Какой должен быть у меня оклад при наличии высшей квалификационной категории? («Право в Вооруженных Силах», 2009, N 8)

Вопрос: Работаю в медицинском батальоне врачом-специалистом, заведующим лабораторией. Какой должен быть у меня оклад при наличии высшей квалификационной категории?

Ответ: Начальнику (заведующему) контрольно-аналитической лабораторией, являющейся структурным подразделением военно-медицинского учреждения, имеющему высшую квалификационную категорию, установлен должностной оклад 10730 — 11560 руб. (Приказ Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 г. N 555). За совмещение должностей работнику устанавливается надбавка, размер которой определяется соглашением сторон.

В. И.Ковалев, заслуженный юрист Российской Федерации кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры трудового права, гражданского и арбитражного процесса Военного университета

——————————————————————

Вопрос: В нашей воинской части не хватает денежных средств для выплаты надбавки за выслугу лет. Можно ли недостаток денежных средств на эту стимулирующую выплату восполнить за счет других видов стимулирующих выплат, предусмотренных годовым фондом оплаты труда? («Право в Вооруженных Силах», 2009, N 8)

Вопрос: В нашей воинской части не хватает денежных средств для выплаты надбавки за выслугу лет. Можно ли недостаток денежных средств на эту стимулирующую выплату восполнить за счет других видов стимулирующих выплат, предусмотренных годовым фондом оплаты труда?

Ответ: Порядок формирования и использования годового фонда оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации утвержден Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 г. N 555 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583» (приложение N 3). В соответствии с указанным Порядком бюджетные учреждения и воинские части определяют годовую потребность на выплату заработной платы гражданскому персоналу, содержащемуся по штатам, штатным перечням (нормативам), а также утвержденным и зарегистрированным в установленном порядке штатным расписаниям. Бюджетные учреждения и воинские части в конце года, предшествующего планируемому, составляют расчеты годового фонда оплаты труда и одновременно со сметами доходов и расходов на очередной финансовый год представляют их соответствующему распорядителю средств федерального бюджета. Виды стимулирующих выплат, их размеры и условия выплаты устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством. Таким образом, у командования воинской части нет законных оснований ссылаться на отсутствие выделенных денежных средств и не выплачивать стимулирующие надбавки или уменьшать их размер. Изменение утвержденного годового фонда оплаты труда может производиться соответствующим распорядителем средств федерального бюджета в случаях: зачисления на финансовое обеспечение других воинских частей, перехода на новый штат, повлекшего уменьшение (увеличение) штатной численности гражданского персонала; введения новых условий оплаты труда и индексации заработной платы.

В. И.Ковалев, заслуженный юрист Российской Федерации кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры трудового права, гражданского и арбитражного процесса Военного университета

——————————————————————

Вопрос: Работаю в военном комиссариате 1-го муниципального разряда юрисконсультом. Какой должностной оклад должен быть мне установлен? («Право в Вооруженных Силах», 2009, N 8)

Вопрос: Работаю в военном комиссариате 1-го муниципального разряда юрисконсультом. Какой должностной оклад должен быть мне установлен?

Ответ: Должностной оклад помощника военного комиссара по правовой работе в военном комиссариате 1-го муниципального разряда — 6770 руб. (таблица 42 приложения N 1 к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 г. N 555). Должностные оклады специалистов приведены в таблице 82 приложения N 1 к указанному Приказу. Для юрисконсульта: — не имеющего категории, — 5630 руб.; — имеющего II категорию, — 6180 руб.; — имеющего I категорию, — 6770 руб.

В. И.Ковалев, заслуженный юрист Российской Федерации кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры трудового права, гражданского и арбитражного процесса Военного университета

——————————————————————